Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на повышение уровня конкурентоспособности предприятий текстильной промышленности'

Факторы, влияющие на повышение уровня конкурентоспособности предприятий текстильной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
467
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новосадов С. А.

В экономической системе ведущих отраслей промышленности текстильная отрасль занимает далеко не лидирующее положение. Сегодня в России доля текстильного производства в общем объеме отгруженных товаров обрабатывающего сектора составляет около 2%. Потеря поставок среднеазиатского хлопка, мощное наступление дешевой импортной продукции из стран Юго-Восточной Азии, Китая, Турции это далеко не все моменты ухудшения положения отечественных производителей тканей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на повышение уровня конкурентоспособности предприятий текстильной промышленности»

Новосадов С.А.

ст. преподаватель кафедры

экономических и юридических дисциплин Наро-Фоминского филиала Российского государственного социального университета

пряли как-то вечерком...

факторы, влияющие на повышение уровня конкурентоспособности предприятий

текстильной промышленности

В экономической системе ведущих отраслей промышленности текстильная отрасль занимает далеко не лидирующее положение. Сегодня в России доля текстильного производства в общем объеме отгруженных товаров обрабатывающего сектора составляет около 2%. Потеря поставок среднеазиатского хлопка, мощное наступление дешевой импортной продукции из стран Юго-Восточной Азии, Китая, Турции - это далеко не все моменты ухудшения положения отечественных производителей тканей.

Одним из факторов конкурентоспособности текстильной отрасли является ее вовлеченность во внешнюю торговлю (уровень экспорта и импорта). Доля тканей из синтетических и искусственных нитей в национальном экспорте неуклонно снижается.

Аналогичная тенденция наблюдается и в импорте, который до 2004 г. неуклонно рос, а потом снизился на 10%. В 2005 г импорт текстильных тканей в 16,5 раз превысил экспорт. Все это дает основание предположить, что значительное сокращение потребностей в отечественных тканях вызвано резким увеличением поставок уже готовых изделий, годовой оборот которых, по сравнению с 2000 г, увеличился на 20% (3).

Позиции российского текстиля тканей на рынках промышленных развитых странах остаются крайне слабыми.

Политика правительства, взятая на открытость внутреннего рынка для доступа импортных компаний, в первые годы кризиса, дала в основном, отрицательные результаты.

По сравнению с 1990 г., производство тканей сократилось в целом в 3 раза, в том числе: хлопчатобумажных - в 2,53 раза; льняных - в 4,94; шелковых - в 8,34 (3). После резкого спада производства в 1990 г. текстильная отрасль так и не оправилась. Ежегодные увеличения темпов продаж на 36% по хлопчатобумажным тканям не дали ощутимых результатов, и к сегодняшнему дню общий показа-

кое предпринимательство, 2007, № 6

тель производства едва покрывает около 30% выпуска начала 90-х гг. Еще более ухудшилась позиция шерстяных, а особенно шелковых производителей ткани, где продолжается спад темпов производства.

Процесс повышения уровня конкурентоспособности предприятия

- это долгосрочная программа конкретных действий по созданию и реализации его продукции. В сфере производства тканей необходимо принимать конкретные управленческие решения, прежде всего, в следующих направлениях:

- модернизация и фокусирование производственных мощностей;

- максимальное использование производственного персонала;

- развитие структуры организации производства;

- модернизации управления качеством продукции;

- совершенствование и развитие производственной инфраструктуры;

- организация и кооперация взаимодействий с поставщиками и другими партнерами;

- повышение качества управления производством.

Повышение уровня конкурентоспособности производства может осуществляться посредством разработки и реализации следующих программ:

- программа синхронизации производства;

- программа управления материальными потоками;

- программа повышения организационной гибкости производства (4).

Интеграция России в мировое

экономическое сообщество и развитие конкурентной среды в отечественной экономике делает актуальной проблему повышения конкурентоспособности российских товаров. Особенно это касается предприятий текстильной промышленности. Таким образом, оценка факторов уровня конкурентоспособности производства ложится в основу разработки повышения степени соответствия выпускаемой продукции ценностной системе рынка. Начиная с периода либерализации экономики, на российский рынок пришли зарубежные конкуренты. Поначалу это не вызвало негативной реакции отечественных производителей тканей, так как их продукция была, по их мнению, достаточно дифференцирована с точки зрения качества, доступных цен и гарантированными госзаказами. Однако экономическая ситуация в государстве начала усугубляться с нарастающей быстротой. Как следствие, к концу 90-х гг. господствовала ценовая конкуренция, в которой выигрывал производитель, имевший минимальные издержки. Поскольку себестоимость импортных тканей была ниже, это послужило для них серьезным аргументом к завоеванию рынка. Далеко не все отечественные предприятия текстильной отрасли выдержали такую конкуренцию. Многие, ввиду своей неповоротливости и отсутствия производственной гибкости, обанкротились. Остались лишь те, у которых имелось современное оборудование, и была прочно налажена система каналов сбыта и маркетинга.

экономика отрасли

На уровень конкурентоспособности предприятий отечественной текстильной промышленности в современных условиях влияют, прежде всего, следующие факторы:

- отсутствие четкой и целенаправленной политики государства в сфере текстильной промышленности;

- либерализация таможенной политики по отношению к поставкам импортной продукции;

- отсутствие программы защиты внутреннего производственного рынка текстиля от засилья товаров зарубежных конкурентов;

- прямая зависимость от основных поставщиков, диктующих отпускные цены на сырье;

- отсутствие законодательной базы, обеспечивающей юридическую поддержку отечественных производителей текстиля;

- появление новых предприятий с участием иностранного капитала, отличающихся мобильностью, быстро и часто внедряющих новинки и новые технологии;

- отсутствие инвестиционных вливаний вследствие непривлекательности отрасли;

- повышение количества и форм рисков в текстильной отрасли;

- снижение покупательского спроса на отечественную продукцию ввиду сокращения платежеспособности населения;

- переориентация некоторых основных поставщиков сырья (пряжи, лавсановой и полиэфирной нити) на импортных покупателей;

- переход на импортные ткани некоторой доли российских швейных предприятий, предпочитаю-

щих получать сырье без перебоев, точно и в срок; - потеря экономических связей с партнерами из стран СНГ. Все перечисленные факторы ощутимо влияют на экономическое состояние как отрасли в целом, так и отдельных ее составляющих. Необходимо скорейшее вмешательство государства с целью финансовой (инвестиционной) поддержки, в противном случае мы потеряем текстильную отрасль.

Интеграция России в мировое экономическое сообщество и развитие конкурентной среды в отечественной экономике делают проблему повышения конкурентоспособности российской продукции, особенно рынка тканей и изделий из нее, весьма актуальной.

Литература

1. Долинская М.Г., Соловьев И.А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции М.: Изд-во стандартов, 1991

2. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. - М.: Юрайт, 2001

3. Российский статистический ежегодник. 2006: Стат. сб. - М.: Росстат, 2006

4. Родионова В.Н., Федоркова Н.В., Чекменев А.Н. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие, - М.: Изд-во РИОР, 2005

5. Хардинг Г. Маркетинг промышленных товаров. Пер. с англ. - М.: Сирин, 2002

российское предпринимательство, 2007, № 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.