Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНОВ'

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоги / налоговый потенциал / репрезентативная налоговая система / юридические лица / налоговые поступления / налоговые проверки. / taxes / tax potential / representative tax system / legal entities / tax revenues / tax audits.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Исмоилов М.К.

В данной статье анализируются макроэкономические показатели, влияющие на налоговый потенциал регионов. Система мер бюджетно-налоговой политики по повышению налогового потенциала регионов, возможность регионов платить налоги, взаимоотношения, возникающие в процессе их повышения и взимания налогов, освещены на основе зарубежного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS AFFECTING THE TAX POTENTIAL OF THE REGIONS

This article analyzes the macroeconomic indicators affecting the tax potential of the regions. The system of budget-tax policy measures to increase the tax potential of the regions, the ability of the regions to pay taxes, the relations that take place in the process of increasing them and collecting taxes are highlighted on the basis of foreign experience

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНОВ»

УДК: 336.225.3

Исмоилов М.К. ассистент

кафедра «Налоги и налогообложение» Ташкентский государственный экономический университет

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

РЕГИОНОВ

Аннотация. В данной статье анализируются макроэкономические показатели, влияющие на налоговый потенциал регионов. Система мер бюджетно-налоговой политики по повышению налогового потенциала регионов, возможность регионов платить налоги, взаимоотношения, возникающие в процессе их повышения и взимания налогов, освещены на основе зарубежного опыта.

Ключевые слова: налоги, налоговый потенциал, репрезентативная налоговая система, юридические лица, налоговые поступления, налоговые проверки.

Ismoilov M. Q. assistant

"Tax and taxation" department Tashkent State University of Economics

FACTORS AFFECTING THE TAX POTENTIAL OF THE REGIONS

Abstract. This article analyzes the macroeconomic indicators affecting the tax potential of the regions. The system of budget-tax policy measures to increase the tax potential of the regions, the ability of the regions to pay taxes, the relations that take place in the process of increasing them and collecting taxes are highlighted on the basis of foreign experience.

Key words: taxes, tax potential, representative tax system, legal entities, tax revenues, tax audits.

Введение

Одним из важнейших вопросов, стоящих перед налоговой системой, является, прежде всего, повышение эффективности налоговой политики, упрощение видов налогов и механизмов их действия, оптимальное распределение налогового бремени между хозяйствующими субъектами. Также в реформах налоговой сферы, проводимых в процессе модернизации экономики, основное внимание уделяется стимулированию хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования средствами налогов, но вместе с

тем выполнение основной фискальной функции налогов во многом зависит от процесса своевременного и полного поступления налогов в бюджет.

В современный период развития рыночной экономики в Узбекистане последовательное снижение налогового бремени, упрощение системы налогообложения и совершенствование налогового администрирования является приоритетом для ускоренного развития экономики.

Новая стратегия развития Узбекистана на 2022-2026 годы, состоящая из следующих семи приоритетных направлений, разработанных по принципу "От стратегии действий — к стратегии прогресса", утверждена Указом Президента.

Третье направление определялось как "обеспечение ускоренного развития национальной экономики и высоких темпов роста". 29-й целью данного направления, конечно же, ставится задача к 2026 году снизить налоговую нагрузку на субъекты предпринимательства с 27, 5% ВВП до 25% ВВП84.

Обзор литературы по теме

В зарубежной литературе можно видеть, что под налоговым потенциалом понимается налоговая база, приносящая доход в виде налоговых поступлений определенной территории. В частности, по мнению Пелевина, одной из значимых задач на сегодняшний день является оценка налогового потенциала, позволяющая определить не только рост налоговых поступлений в бюджет, но и прогнозный уровень поступлений налогов и других поступлений в бюджет данной территории[1]. Первый этап анализа налоговых платежей предполагает изучение региональных факторов, влияющих на состояние налоговой базы. На процесс формирования налогового потенциала региона влияют следующие блоки:

- нормативные и законодательные;

- экономический;

- бюджет.

Чун-Янь Куо представляет налоговый потенциал как способность налогоплательщиков платить налоги или способность государства получать доход[2].

Мы не можем согласиться с этими мыслями, изучая вышеперечисленные. Потому что способность платить налоги не может быть приравнена к налоговому потенциалу. На налоговый потенциал влияют и другие факторы, помимо способности уплачивать налоги.

Консультативный комитет США по межправительственным отношениям также определил налоговый потенциал как максимальную сумму, доступную обществу для покрытия государственных расходов[3].

Экономические оценки, проведенные американскими и канадскими учеными в период с 1980 по 1999 год, оценивают налоговый потенциал как

84 https://lex.uz/uz/docs/-5841063

поступление налоговых поступлений за счет применения одинаковой ставки для всех налогов. Некоторые экономисты, Богачева О.В., Горский И.В., Кадочников П.А., Луговой О.В., Коломиес А.Л., Новокиво А. налоговый потенциал в основном определяется продажей налогооблагаемых ресурсов, налогооблагаемым доходом, который поступает в бюджет, налогооблагаемыми ресурсами, которые облагаются налогом[4].

В широком смысле "налоговый потенциал" - это общая сумма налогооблагаемых ресурсов территории. В более узком практическом смысле "налоговый потенциал"-это максимально возможная сумма налоговых и сберегательных поступлений, рассчитанная в соответствии с действующим законодательством^].

Понятие налогового потенциала приравнивается к финансовому потенциалу в большинстве развитых стран, где широко используется модель бюджетного федерализма[6].

Многие отечественные ученые-экономисты высказывают мнения о налоговом потенциале, некоторые подходы. Из Них Исламкулов А.Х. было высказано мнение, что налоговый потенциал объясняется особенностями национального налогового законодательства, налогового

администрирования, налоговой системы, уникальными для каждого штата[7].

Также Мусалимов Ш.И. рассматривает региональный налоговый потенциал как важный элемент в определении доходного потенциала местных бюджетов[8].

Конечно, налоговый потенциал территорий определяется исходя из собственных внутренних возможностей каждой территории, экономических возможностей, налоговых ресурсов и платежеспособности налогоплательщиков.

Изучая мнение отечественных и зарубежных ученых, высказавших свое мнение, мы можем ознакомиться с их определениями налогового потенциала. Например, Чун-Янь Куо определил налоговый потенциал как способность налогоплательщиков платить налоги. Американские ученые, с другой стороны, рассматривали налоговый потенциал как способность покрывать государственные расходы. Конечно, это более широкое понятие, чем все приведенные определения, но налоговый потенциал. Налоговый потенциал включает в себя не только способность платить налоги, но и налогоплательщиков, способность взыскивать налоговые долги, а также культуру налогообложения.

Методика исследования.

В статье использованы методы логического метода, анализа и синтеза, нормативного подхода, системного и сравнительного анализа.

Анализ и основные результаты.

В каждой стране с развитой экономикой определение налогового потенциала становится все более важным. Предложено российскими исследователями несколько вариантов классификации методики оценки налогового потенциала:

- метод оценки по показателям экономической доходности; на основе анализа репрезентативной налоговой системы; на основе данных налоговой отчетности и корректировок данных о фактических собранных налогах; на основе индексов налогового потенциала[9];

-метод, основанный на показателях экономической прибыли; отчетность и корректировка данных о фактически собранных налогах и сборах; используя индексный подход[10];

- группа методов, использующих макроэкономические показатели и основанных на формирование репрезентативной налоговой системы[11].

Из современных методов определения налогового потенциала мы можем увидеть следующие экстраполяционные[12] методы:

- методы оценки по данным налоговой отчетности и фактическим собранным налоговым платежам;

- метод оценки территорий на основе индекса налогового потенциала;

- метод формирования репрезентативной налоговой системы;

- метод общих налогооблагаемых ресурсов[13].

Методы моделирования налогового потенциала регионов:

- методы оценки по основным экономическим показателям (среднедушевой денежный доход; показатель ВРП);

- метод корреляционного и регрессионного анализа;

- способ ведения скрытой деятельности.

Метод оценки по данным налоговой отчетности и фактическим накопленным налоговым платежам будет состоять из совокупности показателей налогового потенциала регионов по отдельным налогам. Налоговый потенциал по каждому виду налога рассчитывается в налоговой отчетности. Мы можем увидеть это с помощью формулы простейшего метода скользящего среднего:

Здесь: NPR - налоговый потенциал территорий; п - период, в течение которого проводится оценка; ^порядок скользящей средней[14].

Регрессионный метод репрезентативной системы налогообложения эффективен при прогнозировании на среднесрочную и долгосрочную перспективу, этот метод реализуется за счет использования определенных взаимосвязанных наборов экономических показателей, определяющих объем доходов бюджета. Недостатком данного метода является его сложность, а использование данных различного экономического характера

приводит к существенной дифференциации показателей налогового потенциала регионов.

Кроме того, метод корректирующих коэффициентов расчета налогового потенциала является универсальным методом, позволяющим удовлетворить современным требованиям и учесть максимальное количество факторов. Данный метод позволяет учитывать коэффициент эффективности труда населения, коэффициент городского и сельского населения, коэффициент собираемости налогов и другие социально-экономические коэффициенты, характеризующие эффективность деятельности территории[15].

Метод формирования репрезентативной системы налогообложения является одним из представленных методов экстраполяции, с помощью которого прогнозирование налоговых поступлений определяется применением налоговых ставок к установленным Налоговым базам. Этот метод можно выразить формулой:

НПР = ^ГНЕ:

Здесь: НБ, - {- налоговая база территории по налогу; - {- налоговая ставка по налогу на прибыль [16].

У этого метода тоже есть свои недостатки. Этот метод не позволяет учесть влияние многих факторов на налоговый потенциал территории. Пример не учитывает различия в развитии испытуемых.

Изучив вышеперечисленные пункты, под репрезентативной системой налогообложения мы понимаем метод, основанный на прогнозировании возможных налоговых поступлений в региональный бюджет по средним налоговым ставкам в стране, соответствующей этим налоговым базам. В репрезентативной системе налогообложения мы можем оценить налоговый потенциал с помощью метода регрессии, используя следующее уравнение:

Здесь: У^- платежи в бюджет по территории; )=1, 2, 3, ...п- количество рассматриваемых территорий; Хт^ - показатели налоговой базы региона; Вт- случайные факторы; Е;- ошибка случайного измерения [17].

Разберем показатели налогового потенциала регионов на следующие четыре группы:

1. Степень реализации налогового потенциала регионов;

2. Системы налогового потенциала регионов с точки зрения распределения налоговых доходов на бюджетном уровне;

3. С дополнительной точки зрения налогового потенциала регионов;

4. Роль налогового потенциала регионов в системе межбюджетных отношений.

1-рисунок. Норма добровольной уплаты налогов налогоплательщиками в январе-марте 2024 г.(в процентах).85

Из 1-рисунка видно, что в январе-марте 2024 года добровольное исполнение налоговых обязательств юридическими и физическими лицами в масштабах республики составило 96%. Лучший показатель в этом отношении у крупных налогоплательщиков, зафиксирован в Ташкенте -97%. Бухарская, Навоийская, Джизакская, Самаркандская, Сурхандарьинская, Ташкентская, Ферганская и Хорезмская области - 96%. Республика Каракалпакстан, Андижанская и Наманганская области-95%. Кашкадарьинская и Сырдарьинская области - 94%. Из этих цифр мы видим, что налоговая культура также постепенно выходит на более высокий уровень среди налогоплательщиков.

Как еще один из простейших способов определения налогового потенциала профессор И.Горский разработал следующий метод [18]:

Здесь: NPR — налоговый потенциал территории, (в денежном выражении);

F — фактические налоговые поступления, (в денежной стоимости);

2 — увеличение налоговой задолженности за отчетный период (в денежной стоимости);

Ь — налоговые льготы по территории (в денежном выражении).

85 www.soliq.uz получено с сайта

2-рисунок. Результаты предпроверочного анализа, проведенного через систему "автокамера " в 1 квартале 2024 г. (тМ^о'т)86

Из 2-рисунка видно, что в результате предварительного анализа, проведенного в январе-марте 2024 года, 8 997 предприятий представили переотчеты на увеличение и начислили 866, 3 млрд.сум налогов. В разрезе областей в результате проверки "автокамеры" в г. Ташкенте 56, 8 млрд.сум дополнительный налог определен. В результате проверки в Сырдарьинской области минимальный показатель составил 7, 9 млрд.сум дополнительный налог определен. Из приведенных выше данных мы видим, что дополнительные определенные налоги оказывают значительное влияние на налоговый потенциал регионов.

86 www.soliq.uz получено с сайта

3-рисунок.Налоговые льготы, использованные в разрезе территорий в

1 квартале 2024 г (млрд.сум).87

На 3-рисунке видно, что в 1 квартале 2024 года 155 468 организаций имели 8, 6 тлрн.сум налоговых льгот. В разрезе областей мы видим, что Сырдарьинская область в 1 квартале составила 89, 5 млрд.сум пользовался привилегиями. Город Ташкент 2 454, 4 млрд.сум занимает первое место с самым высоким показателем использования привилегии.

В разрезе использованных налоговых вычетов по видам налогов:

3, 9 трлн.сум по налогу на добавленную стоимость;

1, 8 трлн.сум по земельному налогу;

1, 1 трлн.сум по налогу на прибыль;

^ 792, 5 трлн.сум по налогу на имущество;

^ 576, 7 млрд.сум по налогу на прибыль;

^ По налогу на доходы физических лиц 214, 7 млрд.сум;

^ 42, 7 млрд.сум по налогу на оборот;

^ 19, 8 по налогу на пользование водными ресурсами млрд.сум воспользовался привилегией.

87 www.soliq.uz получено с сайта

1-таблица

Налоговый потенциал регионов в 1 квартале 2024 года (млрд.сум)88

1 квартал 2024 г. Поступлени я в бюджет Использова но в 1 квартале 2024 г. налоговые льготы Результаты предпроверо чного анализа, проведенног о через систему "Автокамера л" в 1 квартале 2024 г. Метода И.Горский

1 Республика Каракалпакстан 657, 0 157, 0 15, 2 829, 2

2 Андижанская область 728, 1 151, 4 16, 4 895, 9

3 Бухарская область 785, 5 231, 4 17, 7 1 034, 6

4 Джизакская область 512, 7 126, 7 8, 9 648, 3

5 Кашкадарьинская область 944, 6 169, 2 21, 8 1 135, 6

6 Навоийская область 482, 1 155, 9 18, 1 656, 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Наманганская область 685, 7 208, 6 13, 7 908, 0

8 Самаркандская область 1 112, 3 301, 8 21, 6 1 435, 7

9 Сурхандарьинская область 695, 4 104, 5 19, 4 819, 3

1 0 Сырдарьинская область 355, 3 89, 5 7, 9 452, 7

1 1 Ташкентская область 1 442, 4 409, 8 14, 2 1 886, 4

1 2 Ферганская область 1 112, 6 336, 6 27, 7 1 476, 9

1 3 Хорезмская область 656, 1 137, 3 11, 5 804, 9

1 4 Город Ташкент 5 607, 7 2 454, 4 56, 8 8 118, 9

1 5 Крупные налогоплательщики межрегиональная НИ 24 501, 5 12 283,2 615, 5 37 400, 2

Итого 40 279, 0 17 317, 3 886, 4 58 482, 7

В 1-таблице мы видим, что метода 1.Горского показывает налоговый потенциал регионов в 1 квартале 2024 года. В разрезе областей налоговый потенциал Сырдарьинской области составляет 452, 7(млрд.сум), который организовал. В действительности в Сырдарьинской области в 1 квартале

88 www.soliq.uz подготовлено автором на основе данных сайта

2024 года 355, З(млрд.сум) налоговые поступления. Дополнение 97, 4 по методу Горского(млрд.сум) определена способность Сырдарьинской области платить налоги. Среди регионов по самому высокому показателю мы видим город Ташкент. Из города Ташкента в 1 квартале 2024 года 5 607, 7(млрд.сум) налог поступал в бюджет. Налоговый потенциал города Ташкента по методу Горского в 1 квартале 2024 года 8 118, 9 (млрд.сум). Это дополнительно 2 511, 2 г. Ташкента(млрд.сум) указывает на наличие возможности уплаты налога в бюджет.

Этот метод получил среди экономистов название "реального метода", при котором рассчитывается налоговый потенциал территории по отношению к фактическим налоговым поступлениям в бюджет. Конечно, такой способ носит общий характер. То есть определение налогового потенциала по налоговым поступлениям в бюджет носит количественный характер и не учитывает качественные показатели. При этом стоимость налоговых баз по видам налогов исчисляется органами налоговой службы. При этом расчет налоговой базы намного сложнее.

Выводы и предложения

Сегодня в сфере налоговой политики реализуется комплекс мер по выявлению налогового потенциала регионов, совершенствованию и повышению эффективности налогового администрирования, упрощению налоговой системы и радикальному сокращению налоговой отчетности. Одной из основных целей проводимых мероприятий является повышение собираемости налогов и расширение доходной базы бюджета. Причина этого в том, что основную часть доходов государственного бюджета составляют налоги. А своевременное поступление налогов в бюджет обеспечивает реализацию заранее запланированных необходимых расходов государства. Увеличение доходов государственного бюджета служит его социально-экономическому развитию и достижению финансовой устойчивости. Поэтому одной из важнейших задач, выполняемых государством, является повышение собираемости налогов, определение резервов дополнительных доходов в бюджет и сокращение уровня скрытой экономики.

Приведем следующие предложения по определению налогового потенциала регионов и дальнейшему совершенствованию налогообложения и проведению эффективной бюджетно-налоговой политики.

Во-первых, при взимании налогов целесообразно будет использовать опыт зарубежных стран. Существуют также частные фирмы, занимающиеся взысканием налоговой задолженности за рубежом, осуществляющие свою деятельность совместно с государственными налоговыми органами. Это, в свою очередь, обеспечит выплаты в государственный бюджет.

Во-вторых, частые изменения налогового законодательства доставляют налогоплательщику большие трудности. Действующая налоговая система соответствует международным стандартам - прежде

всего европейской модели налоговой системы. В дальнейшем менять его всерьез нецелесообразно.

Использованные источники:

1. Пелевин, И. Ю. (2014) АНАЛИЗ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ И МЕТОДОВ ОЦЕНКИ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ, Статистика и Экономика. doi: 10.21686/2500-3925-2014-5-70-72.

2. Kuo, C. -Y. (2000) 'Estimation of Tax Revenue and Tax Capacity', Development Discussion Papers.

3. Advisory Commission on Intergovernmental Relations (ACIR). 1982. Tax Capacity of the Fifty States: Methodology and Estimates.

4. https: //www.avekon. org/papers/2172 .pdf

5. Прокопенко Р.А Понятие и роль налогового потенциала в экономическом развитии региона / Научный журнал «Современные наукоемкие технологии». - 2007, №12

6. Gaspar, V. et al. (2016) WP/16/234 Tax Capacity and Growth

7. Худжамуратович, И. А. (2017) "Иктисодиёт ва инновацион технологиялар" илмий электрон журнали. № 2, март-апрель.

8. Шухрат, М., Научный, И. and Финансовый Институт, Т. 'Iqtisodiyot va innovatsion texnologiyalar' Ilmiy elektron jurnali. № 2, mart-aprel, 2020 yil

9. Каратаев, А. С. (2010) ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА КРУПНЕЙШЕГО НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА, Вектор науки Тольяттинского государственного университета.

10. Рощупкина, В. В. (2014) 'Теория и методология комплексной оценки налогового потенциала региона'.

11. Миронов, А. А. (2012) 'Методический инструментарий оценки налогового потенциала региона'.

12. https: //ru.wikipedia. org/wiki/Экстраполяция

13. Методические аспекты расчета налогового потенциала региона | Региональная экономика и управление: электронный научный журнал.

14. Пугачев, А. А. (2016) 'Развитие налогового потенциала региона в рамках совершенствования налогового федерализма'.с-72-76

15. Жумаев, Ш. (2024). Узбекистон республикасида соли; маъмурчилигини такомиллаштириш. Iqtisodiy Taraqqiyot Va Tahlil, 2(4), 368-374. https://doi.org/10.60078/2992-877X-2024-vol2-iss4-pp368-374

16. Жумаев, Ш. (2024). Узбекистонда республикасида соли; туловчиларга хизмат курсатиш тизимини янада такомиллаштиришга масалалари. Страховой рынок Узбекистана, 1(7), 68-69. извлечено от https: //insurance.tsue. uz/index.php/j ournal/article/view/127

17. Жумаев Ш. Йирик соли; туловчиларга оид соли; маъмурчилигини такомиллаштириш масалалари: и. ф. д (PhD) илмий даражасини олиш учун ёзилган дисс. автореферати //Тошкент. - 2023. - Т. 2. - С. 2018-2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.