Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
2. Майорова Е. Зачем нужны fan-развлечения для персонала // Управление персоналом. 2009. № 19.
3. Кайдзен по-русски, или Бережливое производство: рецепт создания команды [Электронный ресурс]. URL: www.bizentropy.biz.
4. Метаморфозы технологии кайдзен в России [Электронный ресурс]. URL: http://www.top-personal.ru.
© Галицкая Д. А., 2012
УДК 332.024.2
М. Е. Герасимов Научный руководитель - О. В. Гостева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ
Рассмотрено понятие интеллектуального капитала, а также факторы, оказывающие влияния на него.
В условиях инновационной экономики происходят коренные изменения технологического базиса общественного производства. Особое значение на современном этапе приобретает интеллектуальный капитал, который в значительной степени определяют структуру национальной экономики, качество производимой продукции и услуг, а также эффективность функционирования хозяйства на всех его организационных уровнях. Степень развития интеллектуального труда и его участия в производственных процессах становятся важнейшими факторами, определяющими конкурентоспособность страны в мировой экономике, ее экспортные возможности и долю в мировом денежном доходе [2].
Интеллектуальный капитал - знания, навыки и производственный опыт конкретных людей (человеческие авуары) и нематериальные активы, включающие патенты, базы данных, программное обеспечение, товарные знаки и др., которые производительно используются в целях максимизации прибыли и других экономических и технических результатов [3].
Интеллектуальная деятельность осуществляется на каждом предприятии, и ее результаты занимают особое место в имуществе предприятия. Интеллектуальная деятельность приносит определенные результаты, которые называют объектами интеллектуальной собственности.
Объекты интеллектуальной собственности - охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в том числе.
Среди факторов прямо влияющих на стоимость объектов интеллектуальной собственности следует выделять [1]:
1) затраты на разработку и регистрацию объектов интеллектуальной собственности;
2) затраты на организацию использования объектов интеллектуальной собственности, включая затраты на маркетинг;
3) затраты на страхование рисков;
4) время разработки и освоения нового изделия;
5) жизненный цикл товара на рынке;
6) срок полезного использования объекта интеллектуальной собственности;
7) инфляционный фактор;
8) фактор морального старения объекта интеллектуальной собственности.
Интеллектуальный потенциал работников наукоемкого предприятия, как подсистема общего творческого потенциала сотрудников, представляющая собой органическое единство индивидуальных интеллектуальных способностей, отражающих, в первую очередь, способности к воспроизводству знаний, а также реализованные и нереализованные креативные возможности индивидуальных интеллектов. Интеллектуальный потенциал существует как реализованный и нереализованный, структура каждого из которых представлена системой знаний и способностей.
Среди факторов, влияющих на интеллектуальный потенциал коллектива, выделяются факторы внутренней среды - микрофакторы и факторы внешней среды - макрофакторы, а также эгофакторы.
Основными внутренними факторами являются: экономический, технический уровни производства, степень удовлетворенности трудом, внутриколлек-тивные отношения, а также степень развития интеллектуальной среды на предприятии.
Среди макрофакторов выделяются: положение предприятия на рынке, социальное положение граждан в стране и состояние общественного мнения относительно деятельности коллектива. Эгофакторы формируются под воздействием и тех, и других, но представляют собой эмоционально-психологическое состояние личности, то есть ту среду, в которой реализуются креативные способности.
Одним из важнейших элементов и факторов формирования интеллектуального капитала выступает корпоративная культура, существование и развитие которой является основой для стимулирования инновационной активности [4].
Корпоративная культура является неотъемлемым элементом интеллектуального капитала и играет значительную роль в его структуре и управлении им, что проявляется:
- в интеллектуальном капитале, в частности, в социальном капитале корпоративная культура выступает одним из элементов его формирующих, в структурном капитале, наряду с другими составляющими, выступают и отдельные элементы корпоративной культуры;
Секция «Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»
- в рыночном капитале корпоративная культура выступает в виде факторов, его определяющих, и среды для развития интеллектуального капитала;
- с точки зрения ресурсного подхода, корпоративная культура как отдельный внутренний фактор выступает в составе интеллектуальных ресурсов организации, которые формируют конкурентные преимущества фирмы и обеспечивают ее конкурентоспособность на рынке.
Таким образом, корпоративная культура является системообразующим фактором, способствующим реализации инноваций и росту интеллектуального капитала, созданию новых компетенций и повышению конкурентоспособности организации и ее стоимости на рынке.
Библиографические ссылки
1. Блинов С. С. Факторы, определяющие выбор подхода к оценке интеллектуального капитала. Пермь : Высш. шк. экономики. 2011. 34с.
2. Быкова А. А., Молодчик М. А. Влияние интеллектуального капитала на результаты деятельности компании. СПб. : Санкт-Петерб. ун-т. 2011. С. 27-55. Сер. Менеджмент.
3. Руус Й., Пайк С., Фернстрём Л. Интеллектуальный капитал: практика управления. СПб. : Высшая школа менеджмента. 2008. 436 с.
4. Седова Т. В. Интеллектуальный капитал как основа формирования организации в экономике знаний //Креативная экономика. 2012. № 2 (62). С. 4-9.
© Герасимов М. Е., 2012
УДК 338.2
Э. С. Головина Научный руководитель - Ю. В. Данильченко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО СЕГМЕНТА РКТ ОАО «КРАСМАШ»
рассматриваются вопросы использования стратегий маркетинга в управленческой деятельности промышленного предприятия.
Современным инструментом управления развитием организации в условиях нарастающих изменений во внешней среде и связанной с этим неопределенности является методология стратегического управления.
Стратегия - это конкретный долгосрочный план достижения некоторой цели. Под стратегией понимается долгосрочное качественно определенное направление развития предприятия, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы внутрипроизводственных отношений, а также позиций предприятия в окружающей среде.
В общем случае, на предприятии может быть разработано и реализовано четыре основных типа стратегий [2]:
1. Стратегии концентрированного роста - стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка, стратегия развития продукта.
2. Стратегии интегрированного роста - стратегия обратной вертикальной интеграции, стратегия вперед идущей вертикальной интеграции.
3. Стратегии диверсификационного роста - стратегия центрированной диверсификации, стратегия горизонтальной диверсификации.
4. Стратегии сокращения - стратегия ликвидации, стратегия «сбора урожая», стратегия сокращения, стратегия сокращения расходов.
Классификация стратегий предприятия согласно уровню принятия решений имеет следующий вид: корпоративная; деловая; функциональная; оперативная (последняя может быть включена в функциональную). Выбор стратегии предполагает изучение альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы
для реализации. При этом используется специальный инструментарий, включающий количественные методы прогнозирования, разработку сценариев будущего развития, портфельный анализ. В настоящее время существует большое число методик, позволяющих осуществлять диагностику конкурентной среды и служащих инструментами выбора стратегии: SWOT-анализ, метод анализа стратегического положения организации и привлекательности рынков (модель Мак-Кинси 7S), модель М. Портера, анализ конкурентных преимуществ на основе идей Ж. Ж. Ламбена, методика Бостонской консалтинговой группы, матрица И. Ансоффа.
Определение стратегий управления должно происходить с учетом стратегических перспектив. Поэтому, как правило, процесс разработки конкурентной стратегии предполагает прохождение определенных этапов.
Вначале это исследование внешней среды (конкурентов, поставщиков, потребителей, PEST-анализ и пр.), затем анализ существующей позиции и возможностей самого предприятия (технических, технологических, финансовых, сырьевых и пр.). Следующий этап - применение SWOT-анализа, который иначе называют еще матрицей первичного стратегического анализа. Это наиболее простой и доступный метод, позволяющий проинтегрировать различные аспекты внешней и внутренней среды и способный реально помочь в выборе оптимальной маркетинговой стратегии.
Практическое задание рассматривалось на предприятии ОАО «КрасМаш». Государственное предприятие «Красноярский машиностроительный завод», созданное в 1932 г, в настоящее время является одним