Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на формирование личностной готовности подростков к сопротивлению отрицательным влияниям интернет-социализации'

Факторы, влияющие на формирование личностной готовности подростков к сопротивлению отрицательным влияниям интернет-социализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личностная готовность / информационные угрозы Интернета / факторы / подростки / personal readiness / information threats of the Internet / factors / teenagers

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ходаев Алексей Сергеевич

Актуальность. Активное использование школьниками в повседневной жизни современных технологий, обеспечивающих доступ к виртуальному пространству Интернета, содержащему большое количество угроз для нормального развития несовершеннолетних, способствовало появлению у научного сообщества интереса к проблеме формирования личностной готовности подростков к сопротивлению отрицательным влияниям интернет-социализации, а также выявлению факторов, оказывающих влияние на этот процесс. Цель исследования – изучение факторов, влияющих на формирование личностной готовности подростков к сопротивлению отрицательным влияниям интернет-социализации. Методы исследования. Данное исследование выполнено на основе интегративного, аксиологического, личностно-деятельностного и средового подходов. В качестве методов исследования использовались: анализ научной литературы по теме исследования, сравнение, обобщение, систематизация, структуризация информации. Результаты исследования. Обосновано, что на формирование личностной готовности подростков к сопротивлению отрицательным влияниям интернет-социализации оказывает влияние совокупность факторов, которые условно можно разделить на две группы: внешние (информационно-техническая среда, природные и социокультурные факторы) и внутренние (биологические и индивидуально-психологические особенности). Выводы. Практическое применение полученных результатов возможно для разработки технологии формирования личностной готовности подростков к противодействию отрицательным влияниям интернет-социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors influencing the formation of adolescents’ personal readiness to resist the negative influences of Internet socialization

Importance. The active use of modern technologies by schoolchildren in everyday life, providing access to the virtual space of the Internet, which contains a large number of threats to the normal development of minors, contributed to the emergence of interest in the scientific community in the problem of forming the adolescents’ personal readiness to resist the negative effects of Internet socialization, as well as the identification of factors influencing this process. The purpose of the study is to research the factors influencing the formation of adolescents’ personal readiness to resist the negative influences of Internet socialization. Research Methods. This study is carried out on the basis of integrative, axiological, personalactivity and environmental approaches. The following research methods are used: analysis of scientific literature on the research topic, comparison, generalization, systematization, structuring of information. Results and Discussion. It is proved that the formation of adolescents’ personal readiness to resist the negative effects of Internet socialization is influenced by a set of factors that can be conditionally divided into two groups: external (information technology environment, natural and sociocultural factors) and internal (biological and individual psychological characteristics). Conclusion. The practical application of the obtained results is possible for the development of technology for the formation of adolescents’ personal readiness to counteract the negative effects of Internet socialization.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на формирование личностной готовности подростков к сопротивлению отрицательным влияниям интернет-социализации»

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2024. Т. 29. № 1 http://journals.tsutmb.ru/humanities/

Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2024, vol. 29, no. 1 http://journals.tsutmb.ru/humanities-eng/

ISSN 1810-0201 (Print) ISSN 2782-5825 (Online)

Научная статья УДК 37.013.42

https://doi.org/10.20310/1810-0201 -2024-29-1 -36-45

Факторы, влияющие на формирование личностной готовности подростков к сопротивлению отрицательным влияниям интернет-социализации

Алексей Сергеевич ХОДАЕВ

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

[email protected]

Актуальность. Активное использование школьниками в повседневной жизни современных технологий, обеспечивающих доступ к виртуальному пространству Интернета, содержащему большое количество угроз для нормального развития несовершеннолетних, способствовало появлению у научного сообщества интереса к проблеме формирования личностной готовности подростков к сопротивлению отрицательным влияниям интернет-социализации, а также выявлению факторов, оказывающих влияние на этот процесс. Цель исследования -изучение факторов, влияющих на формирование личностной готовности подростков к сопротивлению отрицательным влияниям интернет-социализации.

Методы исследования. Данное исследование выполнено на основе интегративного, аксиологического, личностно-деятельностного и средового подходов. В качестве методов исследования использовались: анализ научной литературы по теме исследования, сравнение, обобщение, систематизация, структуризация информации.

Результаты исследования. Обосновано, что на формирование личностной готовности подростков к сопротивлению отрицательным влияниям интернет-социализации оказывает влияние совокупность факторов, которые условно можно разделить на две группы: внешние (информационно-техническая среда, природные и социокультурные факторы) и внутренние (биологические и индивидуально-психологические особенности).

Выводы. Практическое применение полученных результатов возможно для разработки технологии формирования личностной готовности подростков к противодействию отрицательным влияниям интернет-социализации.

Ключевые слова: личностная готовность, информационные угрозы Интернета, факторы, подростки

Для цитирования: Ходаев А.С. Факторы, влияющие на формирование личностной готовности подростков к сопротивлению отрицательным влияниям интернет-социализации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 1. С. 36-45. https://doi.org/10.20310/1810-0201 -2024-29-1 -36-45

36

© Ходаев А.С., 2024

Original article

https://doi.org/10.20310/1810-0201 -2024-29-1 -36-45

Factors influencing the formation of adolescents' personal readiness to resist the negative influences of Internet socialization

Aleksey S. KHODAEV

Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov, 392000, Russian Federation [email protected]

Importance. The active use of modern technologies by schoolchildren in everyday life, providing access to the virtual space of the Internet, which contains a large number of threats to the normal development of minors, contributed to the emergence of interest in the scientific community in the problem of forming the adolescents' personal readiness to resist the negative effects of Internet socialization, as well as the identification of factors influencing this process. The purpose of the study is to research the factors influencing the formation of adolescents' personal readiness to resist the negative influences of Internet socialization.

Research Methods. This study is carried out on the basis of integrative, axiological, personal-activity and environmental approaches. The following research methods are used: analysis of scientific literature on the research topic, comparison, generalization, systematization, structuring of information.

Results and Discussion. It is proved that the formation of adolescents' personal readiness to resist the negative effects of Internet socialization is influenced by a set of factors that can be conditionally divided into two groups: external (information technology environment, natural and socio-cultural factors) and internal (biological and individual psychological characteristics). Conclusion. The practical application of the obtained results is possible for the development of technology for the formation of adolescents' personal readiness to counteract the negative effects of Internet socialization.

Keywords: personal readiness, information threats of the Internet, factors, teenagers

For citation: Khodaev, A.S. (2024). Factors influencing the formation of adolescents' personal readiness to resist the negative influences of Internet socialization. Vestnik Tambovskogo universi-teta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 29, no. 1, pp. 36-45. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-1-36-45

АКТУАЛЬНОСТЬ

В реалиях XXI века представители различных областей знания, изучающие процесс вхождения человека в общество, сходятся во мнении, что на современных школьников огромное влияние оказывает Интернет, играющий весомую роль в становлении ценностных ориентаций и установок юных пользователей. В процессе интернет-социализации подростков происходит стихийное и бесконтрольное усвоение ими социального опыта путем вхождения в различные интернет-

сообщества (развлекательные, профессиональные, криминальные и т. д.), просмотра и производства различного контента, общения с другими пользователями. При этом социализация школьников в сети Интернет представляется одной из значимых проблем педагогической науки в силу двойственного информационного влияния сети [1, с. 173]. Поскольку информация является средством социального воздействия в процессе интернет-социализации, контент может выступать как основой для конструктивного развития личности, так и инструментом негативного

влияния на человека [2, с. 1085]. К токсичной информации в Интернете можно отнести: призывы аутодеструктивному и противоправному поведению; к смене пола; оправдание преступлений; материалы с нецензурной бранью, порнографией и т. д.

Как отмечают Е.А. Уваров, Л.Н. Макарова и Т.И. Гущина, наиболее восприимчивыми к деструктивному влиянию Сети являются подростки, поскольку спецификой отрочества является сепарация ребенка от родителей, желание ратифицировать свое право на автономность, поиск поддержки во внешнем окружении, в котором, по мнению несовершеннолетних пользователей, находятся люди, примеру которых необходимо следовать [3, с. 92]. Так, зачастую подростки в процессе интернет-социализации находят для себя идеальный образ человека среди лидеров незаконных движений, использующих возможности Интернета для осуществления диссоциального онлайн-воспитания, ориентированного на втягивание в свои ряды новых членов, подготовку кадров, способных выполнять необходимые для преступной организации действия. Зачастую для индивида, вошедшего в сообщество, оставить его равносильно утрате своего «Я». Для молодого человека данное объединение начинает выступать в качестве опоры самосознания и определять смысл его жизни. В этой связи представляется актуальным анализ факторов, влияющих на формирование личностной готовности подростков к сопротивлению отрицательным влияниям интернет-социализации.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось с опорой на синтетико-аналитическое осмысление методологических подходов, применяемых в психолого-педагогических исследованиях, при определяющем значении средового подхода. В границах указанного подхода прослеживается доминирующее влияние фактора образовательной среды, поскольку формирование личностной готовности подростков к сопротивлению отрицательным влияниям интер-

нет-социализации происходит в образовательном процессе учебного заведения.

При подготовке исследования преимущественно использовались теоретические методы исследования (сравнение, обобщение, систематизация, структуризация), анализировались отечественные психолого-педагогические исследования, а также изучался и обобщался передовой педагогический опыт.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В рамках данного исследования, опираясь на позицию Е.И. Мещеряковой, под личностной готовностью подростков к сопротивлению отрицательным влияниям интернет-социализации мы будем понимать инте-гративное качество, в котором воплощены невосприимчивость личности к деструктивному информационно-психологическому влиянию, «внутренняя самоизоляция от информационно-психологического воздействия, предпринимаемого в целях разрушения резистентности к негативным факторам информационного противоборства» [4, с. 70-71]. Отмечая, что рассматриваемая готовность формируется в рамках образовательного процесса, следует подчеркнуть ключевую роль воздействия на развитие данного инте-гративного качества образовательной среды. Однако при этом не исключается влияние иных факторов, действие которых происходит за пределами образовательного процесса.

Д.М. Байков определяет фактор как «существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе» [5, с. 91], называя его «действующей силой, тем, что влияет, определяет, преобразовывает» [5, с. 91]. Исследователь условно разделил факторы, влияющие на развитие личностной готовности подростков к сопротивлению отрицательным влияниям интернет-социализации, на две группы: внутренние и внешние.

В группу внутренних факторов, влияющих на формирование рассматриваемого ин-тегративного качества личности, следует от-

нести биологические и индивидуально-психологические особенности подростка.

Биологический фактор, физиологические характеристики представлены полом, особенностями специфических и общих видов высшей нервной деятельности, морфологии мозга, развития его отдельных функциональных структур и т. д. [6, с. 103].

Так, в зависимости от половой принадлежности подростки обладают различными особенностями, влияющими на сопротивляемость негативным воздействиям Сети. Как указывает Е.В. Панина, у девочек в большей мере выражена гибкость в поведении, что обеспечивает высокий уровень саморегуляции, который позволяет контролировать свои эмоции в процессе отрицательного влияния интернет-социализации и выбирать конструктивные поведенческие стратегии [7, с. 13]. Однако отношение к себе у девочек сильно зависит от оценки их личности другими людьми. Кроме того, у них выявлена устремленность на подражание определенному эталону, что указывает на низкую степень их самостоятельности [8, с. 135]. Данные особенности способствуют повышению управляемости девочками через сеть Интернет. В свою очередь, «саморегуляция мальчиков-подростков отличается более высоким уровнем самостоятельности, что свидетельствует о большей автономии в принятии решений и организации деятельности» [8, с. 135].

Как отмечает С.Н. Костромина, саморегуляция подростка обеспечивается префрон-тальной корой (лобными долями мозга), становление и усовершенствование управляющих функций которой происходит в отрочестве [9, с. 31]. В связи с тем, что их формирование завершается в 18 лет, у несовершеннолетних в возрасте от 11 до 17 лет префрон-тальная кора развита не полностью, что обусловливает ряд трудностей: «рассеянное внимание, слабый контроль над импульсами, гиперактивное поведение, плохое понимание и управление собственным временем, дезорганизация деятельности, прокрастинация, неправильное суждение и понимание того,

что происходит вокруг, неправильная интерпретация событий и эмоций окружающих и построение поведения на основе этой ошибочной информации, плохое извлечение опыта, неспособность научиться на своих ошибках, проблемы с краткосрочной памятью» [10, с. 55-56]. Поскольку данная область мозга отвечает за эмоции, поведенческие и сложные когнитивные функции (абстрактное мышление, оценивание ситуации, выработку решений), она играет существенную роль в формировании личностной готовности подростков к сопротивлению отрицательным влияниям интернет-социализации. Поэтому в данном процессе представляется целесообразным использовать проблемно ориентированное обучение, базирующееся на выявлении противоречий кейс-ситуации, технологию развития критического мышления, активно применяемую в образовании, поскольку она требует вовлечения в работу нейронных сетей префронтальной коры [9, с. 94].

Происходящая в коре головного мозга совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающая поведенческое приспособление подростка к особенностям среды, является высшей нервной деятельностью (далее - ВНД) [11, с. 19]. Различают четыре основных типа ВНД: 1) слабый; 2) сильный; уравновешенный, инертный; 3) сильный, неуравновешенный (с преобладанием процесса возбуждения); 4) сильный, уравновешенный, подвижный [12, с. 83-84]. Основным проявлением высшей нервной деятельности является темперамент, который выступает индивидуально-психологическим фактором, влияющим на формирование личностной готовности подростка.

Так, подросток меланхолического (слабого) типа темперамента характеризуется малой работоспособностью, низкой реактивностью и активностью, способствующей тому, что он легко «теряется» в экстремальной ситуации и не может в полной мере реализовать приобретенные защитные знания, умения и навыки. Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный тип) в свою очередь характеризуется устойчивостью сформиро-

ванности личностной готовности к сопротивлению отрицательным влияниям интернет-социализации по причине его интровер-сии и ригидности, в отличие от холерика (сильного, неуравновешенного типа), у которого в силу излишнего возбуждения результаты недостаточно стабильны.

В отличие от остальных типов темперамента, сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный тип) в экстремальной ситуации может показать результаты выше, чем обычно, что обусловлено его уверенностью в себе и достаточной работоспособностью [12, с. 84-85]. Наряду с темпераментом, различные ученые выделяют среди индивидуально-психологических факторов систему ценностей, «уровень развития осознанности в потреблении информации, уровень критичности мышления» [13, с. 102], «склонность к риску» [5, с. 91] и т. д.

Таким образом, все вышеперечисленные характеристики подростков могут быть отнесены к внутренним факторам, влияющим на формирование личностной готовности подростков к сопротивлению отрицательным влияниям интернет-социализации, поскольку они отражают специфические особенности представителей данного возраста. Внешними же факторами, оказывающими влияние на развитие рассматриваемого интегративного качества, являются: информационно-техническая среда, природные (экологические) факторы, социокультурные обстоятельства.

Воздействие на подростков информационно-технической среды, представленной различными устройствами (мобильные телефоны, компьютеры и т. д.) и виртуальными пространствами, в частности, Интернетом, проявляется в том, что в отличие от прошлых поколений современным подросткам приходится обрабатывать значительно больший объем данных, что влечет за собой появление когнитивных перегрузок, которые сказываются на процессе формирования личностной готовности подростков к сопротивлению отрицательным влияниям интернет-социализации. О.М. Зотова и В.В. Зотов выделяют следующие негативные последствия для

школьников, вызываемые переизбытком данных: «а) снижение адекватности восприятия входящей информации - учащийся не воспринимает учебный материал; б) ослабление способности думать - учащийся не может построить причинно-следственные связи, и как результат - плохое усвоение материала и отсутствие систематизации знаний; в) снижение творческих потенций и интеллектуальных способностей» [14, с. 109], проявляющееся в том, что школьник «не может перенести усвоенный материал на новые ситуации и как результат остается на уровне «сделай по образцу»; г) снижение способности принимать решения - учащийся не может самостоятельно решать учебные задачи, и, как результат, не формируются навыки самостоятельной работы» [14, с. 109].

По причине информационных перегрузок, связанных с чрезмерным пребыванием школьника в виртуальной реальности, большое значение для формирования личностной готовности подростков к сопротивлению отрицательным влияниям интернет-социализации приобретает природный (экологический) фактор, который может использоваться при воспитании и обучении школьников в рамках открытого (природного) образования. Особый интерес в изучении данного направления представляет шведский опыт, в рамках которого зарубежные коллеги выделили ряд положительных фактов: между понижением уровня стресса у школьников и обучением на природе наличествует позитивная связь; подростки усваивают 50 % визуальной и ау-диальной информации, и 80 % эмоционального и деятельностного опыта; учащиеся, обладающие доступом к многообразной внешней среде, имеют более крепкое здоровье, реже заболевают, обладают лучшей способностью концентрироваться [15, с. 2956].

Наряду с природным (экологическим) фактором большое влияние на подростков оказывают социокультурные обстоятельства, к которым относятся:

1) макрофакторы, находящие свое выражение в особенностях общества, государственной политике, направленной на обеспече-

ние правомерного и добропорядочного поведения граждан, а также в пропаганде, осуществляемой различными субъектами в Интернете, СМИ и на иных информационных площадках;

2) мезофакторы, влияние которых на молодого человека выражено спецификой территории проживания и принадлежностью к определенной субкультуре [16, с. 31], обладающей совокупностью вкусов, ценностей, норм, стереотипов, сказывающихся на стиле жизни и мышлении подростка;

3) микрофакторы, которые представлены непосредственным окружением, с которым контактирует подросток. В него входят:

а) семья, играющая важную роль в становлении у ребенка социальной зрелости, жизненных установок, духовных ценностей в условиях совместной житейской деятельности взрослых и детей, их искренней коммуникации между собой в обстановке взаимной заботы и любви. Благодаря положительным эмоциональным связям подростка с родителями ребенок стремится подражать им, перенимая образцы поведения [17, с. 13];

б) группа сверстников, которая имеет более существенное влияние на подростка, нежели чем родители. Это связано с тем, что кризис отрочества вынуждает несовершеннолетних учитывать мнение ровесников, находящихся в схожей ситуации и способных понять их переживания лучше, чем взрослые. При коммуникации с людьми того же возраста подростки знакомятся и перенимают новые слова, модели поведения и правила группы [18, с. 240]. Поэтому при асоциальной направленности значимой для подростка группы молодой человек будет соблюдать господствующие в ней установки и нормы [19, с. 168-169]. Кроме регулятивно-поведен-ческой функции общение со сверстниками решает познавательную проблему, связанную с обеспечением подростка сведениями, которые по некоторым причинам взрослые им не передают;

в) педагоги, отвечающие за обеспечение информационной безопасности подростка в Интернете от данных, причиняющих ущерб

его благополучию [20, с. 29]. Одним из способов защиты школьника от токсичного контента следует считать целенаправленное формирование у него личностной готовности к сопротивлению отрицательным влияниям интернет-социализации с помощью трансляции знаний об интернет-угрозах и развития навыков безопасного поведения в виртуальном пространстве [21, с. 161].

Таким образом, становление рассматриваемой готовности происходит в образовательном процессе учебного заведения, что подчеркивает ключевую роль фактора образовательной среды в развитии рассматриваемого интегративного качества. Однако при организации данного процесса целесообразно учитывать и иные существенные обстоятельства. Например, при анализе внутренних факторов стоит обратить внимание на то, что неполная развитость префронтальной коры головного мозга подростка обусловливает актуальность использования в педагогическом процессе проблемного обучения и технологии развития критического мышления. В свою очередь, специфика темперамента каждого отдельного школьника влияет на устойчивость сформированности готовности.

Также стоит учитывать и влияние внешних факторов, которые представлены как информационно-технической средой, способной вызывать у школьников когнитивные перегрузки, приводящие к снижению адекватности восприятия входящей информации, так и природой, использование которой в воспитании и обучении способно снизить негативное влияние искусственного пространства. Помимо этого, при организации занятий в школе следует брать во внимание государственную политику и юридическое регулирование в сфере образования (макрофакторы), ценности субкультуры, к которой принадлежит молодой человек, а также особенности территории его проживания (мезо-факторы), характер влияния семьи и групп сверстников на подростка (микрофакторы).

ВЫВОДЫ

Подводя итог вышесказанному, отметим, что в процессе аналитического осмысления научной литературы был обозначен перечень угроз, присутствующих в Интернете, а также определен возраст, представители которого в наибольшей степени подвержены вредному воздействию Сети. В связи с этим обоснована актуальность формирования личностной готовности подростков к сопротивлению отрицательным влияниям интернет-социализации, под которой понимается интегратив-ное качество, в котором воплощены невосприимчивость личности к деструктивному информационно-психологическому влиянию, «внутренняя самоизоляция от информацион-

но-психологического воздействия, предпринимаемого в целях разрушения резистентности к негативным факторам информационного противоборства» [4, с. 70-71]. Следует сказать, что ключевую роль в развитии данной готовности играет вариативная образовательная среда. Однако при этом не стоит исключать влияние иных существенных обстоятельств, которые можно условно разделить на две группы: внутренние и внешние. Так, первая совокупность факторов включает в себя биологические и индивидуально-психологические особенности подростка, а вторая представлена информационно-технической средой, природными (экологическими) факторами и социокультурными обстоятельствами.

Список источников

1. Угольков Н.В. Влияние Интернета на социализацию старших школьников // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 5. С. 173-174. https://www.elibrary.ru/pczhaf

2. Голушко Т.К., Макарова Л.Н. Аналитическое осмысление студентами вуза понятия «информационный иммунитет личности»: педагогический аспект // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 5 (206). С. 1077-1087. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-5-1077-1087, https://www.elibrary.ru/cgkwdx

3. Уваров Е.А., Макарова Л.Н., Гущина Т.И. Социально-психологические факторы и механизмы возникновения экстремизма // Социально-экономические явления и процессы. 2018. Т. 13. № 104. С. 91-97. https://www.elibrary.ru/sneqbr

4. Мещерякова Е.И. Развитие духовно-нравственного иммунитета студенческой молодежи в условиях современного информационного противоборства // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2022. Т. 21. № 2. С. 67-74. https://doi.org/10.20310/1810-231X-2022-21-2-67-74, https://www.elib-rary.ru/eojpwb

5. Байков Д.М. Формирование профессионально-личностной готовности сотрудников органов внутренних дел к противодействию информационным угрозам в сети Интернет: дис. ... канд. пед. наук. М., 2019. 259 с. https://www.elibrary.ru/ordseb

6. Каширин В.П. Социальная психология. Берлин; Москва: Директ-Медиа, 2021. 232 с. https://www.elib-rary.ru/dyiotz

7. Панина Е.В. Специфика самосознания подростков разного пола и гендерной ориентации: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2014. 24 с. https://www.elibrary.ru/zpjzdr

8. Панина Е.В. Исследование половых особенностей саморегуляции у подростков // Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. № 4-1 (33). С. 132-136. https://www.elibrary.ru/pbkbcf

9. Костромина С.Н. Введение в нейродидактику. СПб.: С.-Петерб. ун-т, 2019. 182 с. https://www.elib-rary.ru/hvocvj

10. Рахимкулова А.С. Нейропсихологические особенности подросткового возраста, влияющие на склонность к рисковому и суицидальному поведению // Суицидология. 2017. Т. 8. № 1 (26). С. 52-61. https://www.elibrary.ru/ykvdfl

11. Смирнов В.М. Психика, душа и сознание - спорные вопросы // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2010. № 2. С. 18-24. https://www.elibrary.ru/ndtxal

12. Вяткин Б.А., Самбикина О.С. Типы нервной системы и темперамента как природные предпосылки формирования стиля учебной деятельности школьника // Вестник Пермского государственного гу-

манитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2014. № 1. С. 81-100. https://www.elibrary.ru/sweppz

13. Томина Н.А. Факторы, влияющие на формирование информационного иммунитета у детей // Актуальные проблемы экстремальной и кризисной психологии: материалы 4 Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург: Урал. ун-т, 2022. С. 101-103. https://www.elibrary.ru/hcxzxi

14. Зотова О.М., Зотов В.В. Информационные перегрузки как фактор стресса студентов вузов // Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье». 2015. № 4. С. 108-115. https://www.elib-rary.ru/vjkgip

15. Гаркуша Н.С., Густавссон Л. Природа как ресурс образования современных школьников: шведский опыт // Фундаментальные исследования. 2013. № 10-13. С. 2954-2958. https://www.elibrary.ru/rqrxzl

16. МудрикА.В. Социализация человека. М.: Академия, 2006. 304 с. https://www.elibrary.ru/qofumr

17. Амбалова С.А. Влияние семьи на социализацию личности ребенка // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 3 (22). С. 13-15. https://www.elibrary.ru/uyyifx

18. Юдина А.И. Факторы влияния на социализацию подростков в условиях трудной жизненной ситуации // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 24. С. 231-243. https://www.elibrary.ru/rbgxah

19. Бобровникова Н.С. Основные факторы виктимизации современных подростков // Цифровая наука. 2020. № 5 (5). С. 166-171. https://www.elibrary.ru/qtylbf

20. Николаева А.А., Савченко И.А., Зиновьева Н.А. Роль учителя в обеспечении информационной безопасности современных школьников // Образовательные ресурсы и технологии. 2018. № 1 (22). С. 27-32. https://doi.org/10.21777/2500-2112-2018-1-27-32, https://www.elibrary.ru/xnrzbb

21. Соколовская И.Э., Щербакова О.И., Васякин Б.С. Информационно-психологическая безопасность личности как психотехнология защиты от манипуляции сознанием молодежи // Коммуникология. 2019. Т. 7. № 2. С. 154-164. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2019-7-2-154-164, https://www.elib-rary.ru/fgakio

References

1. Ugol'kov N.V. (2012). The Internet influence on socialization of senior school students. Istoricheskaya i sotsial'noobrazovatel'naya mysl' = Historical and Social Educational Idea, no. 5, pp. 173-174. (In Russ.) https://www.elibrary.ru/pczhaf

2. Golushko T.K., Makarova L.N. (2023). Analytical understanding by university students of "individual information immunity" concept: pedagogical aspect. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitar-nye nauki = Tambov University Review: Series Humanities, vol. 28, no. 5 (206), pp. 1077-1087. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-5-1077-1087, https://www.elibrary.ru/cgkwdx

3. Uvarov E.A., Makarova L.N., Gushchina T.I. (2018). Social and psychological factors and origins of extremism. Sotsial 'no-ehkonomicheskie yavleniya i protsessy = Social-Economic Phenomena and Processes, vol. 13, no. 104, pp. 91-97. (In Russ.) https://www.elibrary.ru/sneqbr

4. Meshcheryakova E.I. (2022). Spiritual and moral immunity among student youth in current informational confrontation. Psikhologo-pedagogicheskii zhurnal Gaudeamus = Psychology-Pedagogical Journal Gaudeamus, vol. 21, no. 2, pp. 67-74. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-231X-2022-21-2-67-74, https://www.elibrary.ru/eojpwb

5. Baikov D.M. (2019). Formirovanieprofessional'no-lichnostnoi gotovnosti sotrudnikov organov vnutrennikh del kprotivodeistviyu informatsionnym ugrozam v seti Internet: dis. ... kand. ped. nauk [Formation of Professional and Personal Readiness of Employees of Internal Affairs Bodies to Counter Information Threats on the Internet: PhD (Education) diss.]. Moscow, 259 p. (In Russ.) https://www.elibrary.ru/ordseb

6. Kashirin V.P. (2021). Sotsial'nayapsikhologiya [Social psychology]. Berlin, Moscow, Direct-Media Publ., 232 p. (In Russ.) https://www.elibrary.ru/dyiotz

7. Panina E.V. (2014). Spetsifika samosoznaniyapodrostkov raznogo pola i gendernoi orientatsii: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk [The specifics of the self-awareness of adolescents of different genders and gender orientation: PhD (Psychology) diss. abstr.]. Yaroslavl', 24 p. (In Russ.) https://www.elibrary.ru/zpjzdr

8. Panina E.V. (2011). Issledovanie polovykh osobennostei samoregulyatsii u podrostkov [The study of the sexual characteristics of self-regulation in adolescents]. Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo univer-siteta = Cherepovets State University Bulletin, no. 4-1 (33), pp. 132-136. (In Russ.) https://www.elib-rary.ru/pbkbcf

9. Kostromina S.N. (2019). Vvedenie v neirodidaktiku [Introduction to neurodidactics]. St. Petersburg, Saint-Petersburg State University Publishing House, 182 p. (In Russ.) https://www.elibrary.ru/hvocvj

10. Rakhimkulova A.S. (2017). Neuropsychological changes in adolescence that influence risky and suicidal behavior. Suitsidologiya = Suicidology, vol. 8, no. 1 (26), pp. 52-61. (In Russ.) https://www.elib-rary.ru/ykvdfl

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Smirnov V.M. (2010). Mentality, soul and consciousness - questions at issue. Vestnik Mezhdunarodnoi akademii nauk (Russkaya sektsiya) = Herald of the International Academy of Science, Russian Section, no. 2, pp. 18-24. (In Russ.) https://www.elibrary.ru/ndtxal

12. Vyatkin B.A., Sambikina O.S. (2014). Nervous system and temperament types as natural predictors of formation of students' academic activity style. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya № 1. Psikhologicheskie i pedagogicheskie nauki = Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology, no. 1, pp. 81-100. (In Russ.) https://www.elibrary.ru/sweppz

13. Tomina N.A. (2022). Faktory, vliyayushchie na formirovanie informatsionnogo immuniteta u detei. Mate-tialy 4 Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Aktual'nye problemy ehkstremal'noi i krizisnoi psikhologii» [Proceedings of the 4th All-Russian Scientific and Practical Conference "Current Problems of Extreme and Crisis Psychology"]. Ekaterinburg, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin Publ., pp. 101-103. (In Russ.) https://www.elibrary.ru/hcxzxi

14. Zotova O.M., Zotov V.V. (2015). Information overload as a stress factor among university students. Kurskii nauchno-prakticheskii vestnik «Chelovek i ego zdorov 'e» = Kursk Scientific and Practical Bulletin "Man and His Health", no. 4, pp. 108-115. (In Russ.) https://www.elibrary.ru/vjkgip

15. Garkusha N.S., Gustavsson L. (2013). Nature as an educational resource of modern schoolchildren: swedish experience. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental Research, no. 10-13, pp. 2954-2958. (In Russ.) https://www. elibrary.ru/rqrxzl

16. Mudrik A.V. (2006). Sotsializatsiya cheloveka [Human socialization]. Moscow, Akademia Publishing House, 304 p. (In Russ.) https://www.elibrary.ru/qofumr

17. Ambalova S.A. (2015). The influence of family on the socialization of a child's personality. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psikhologiya = Science Vector of Tog-liatti State University. Series: Pedagogy, Psychology, no. 3 (22), pp. 13-15. (In Russ.) https://www.elib-rary.ru/uyyifx

18. Yudina A.I. (2013). Factors of influence on socialization of teenagers in the conditions of the difficult life situation. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv = Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Art, no. 24, pp. 231-243. (In Russ.) https://www.elibrary.ru/rbgxah

19. Bobrovnikova N.S. (2020). The main factors of victimization of modern teenagers. Tsifrovaya nauka [Digital Science], no. 5 (5), pp. 166-171. (In Russ.) https://www.elibrary.ru/qtylbf

20. Nikolaeva A.A., Savchenko I.A., Zinov'eva N.A. (2018). Rol' uchitelya v obespechenii informatsionnoi bezopasnosti sovremennykh shkol'nikov [The role of the teacher in ensuring the information security of modern schoolchildren]. Obrazovatel'nye resursy i tekhnologii = Educational Resources and Technologies, no. 1 (22), pp. 27-32. (In Russ.) https://doi.org/10.21777/2500-2112-2018-1-27-32, https://www.elib-rary.ru/xnrzbb

21. Sokolovskaya I.Eh., Shcherbakova O.I., Vasyakin B.S. (2019). Information and psychological security of individual, as a protection from manipulation of consciousness of young people. Kommunikologiya = Com-municology, vol. 7, no. 2, pp. 154-164. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2019-7-2-154-164, https://www.elibrary.ru/fgakio

Информация об авторе

Ходаев Алексей Сергеевич, научный сотрудник Центра непрерывного педагогического образования, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. https://orcid.org/0000-0002-2286-6767 aleshylka@mail. ги

Поступила в редакцию 14.11.2023 Одобрена после рецензирования 09.01.2024 Принята к публикации 17.01.2024

Information about the author

Aleksey S. Khodaev Researcher at Continuing Pedagogical Education Center, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation.

https://orcid.org/0000-0002-2286-6767 [email protected]

Received 14.11.2023 Approved 09.01.2024 Accepted 17.01.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.