Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕБЮДЖЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕБЮДЖЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / HIGHER EDUCATION / BUDGET FINANCING / EFFICIENCY / SPECIALIST / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сазонова В.М.

Статья посвящена вопросу финансирования государственных учреждений высшего образования. Исследуются факторы, влияющие на эффективность внебюджетной деятельности, предложены способы привлечения дополнительных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS AFFECTING THE EFFICIENCY OF EXTRABUDGETARY ACTIVITIES OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The article is devoted to the issue of financing public institutions of higher education. The factors affecting the efficiency of extra budgetary activities are explored, ways to attract additional funds are proposed.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕБЮДЖЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378

Сазонова В.М. студент магистратуры 1 курс, экономический факультет Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины Республика Беларусь, г. Гомель Научный руководитель: В.Ф. Бабына кандидат экономических наук, профессор ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕБЮДЖЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: Статья посвящена вопросу финансирования государственных учреждений высшего образования. Исследуются факторы, влияющие на эффективность внебюджетной деятельности, предложены способы привлечения дополнительных средств. Ключевые слова: высшее образование, бюджетное финансирование, эффективность, специалист, конкурентоспособность.

Sazonova V.M. master student 1 year, Faculty of Economics Gomel State University of F. Skaryna Republic of Belarus, Gomel Scientific adviser: V.F. Babyna сandidate of Economic Sciences, Professor FACTORS AFFECTING THE EFFICIENCY OF EXTRABUDGETARY ACTIVITIES OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Annotation: The article is devoted to the issue of financing public institutions of higher education. The factors affecting the efficiency of extra budgetary activities are explored, ways to attract additional funds are proposed. Keywords: higher education, budget financing, efficiency, specialist, competitiveness.

Основным источником финансирования государственных учреждений высшего образования являются средства государственного бюджета. В условиях недостаточного бюджетного финансирования учреждения остро нуждаются в дополнительных средствах. Бюджетные организации согласно законодательству Республики Беларусь кроме уставной деятельности вправе заниматься предпринимательской деятельностью [3]. Такая, приносящая доходы деятельность, называется внебюджетной. Средства от таких видов деятельности идут на покрытие расходов, связанных с содержанием и укреплением материально-технической базы учреждения, на создание

резервных фондов, на дополнительные стимулирующие выплаты сотрудникам, материальную помощь и многое другое.

Так как речь, в данном случае, идет об учреждениях образования, то очевидно, что основным и самым существенным источником получения внебюджетных средств является деятельность в сфере образования. Наибольшая материально-финансовая выгода может быть получена при оказании образовательных услуг иностранным гражданам. По мнению экспертов, мировой рынок образования, который представляет собой «совокупность образовательных услуг, потребляемых за рубежом гражданами разных стран, а также образовательных услуг, оказываемых иностранными учреждениями на внутренних рынках» [2, с. 249], - одна из наиболее интенсивно развивающихся областей, имеющих перспективное будущее. Но учитывая то, каким интеллектуальным и творческим потенциалом обладает система образования, государством на законодательном уровне предоставлена возможность осуществления иной, приносящей доходы деятельности, которая должна быть направлена на получение дополнительных средств, а именно прибыли.

Процесс привлечения и использования внебюджетных средств многообразный и весьма сложный. Чтобы наладить этот процесс и сделать его более эффективным необходимо учитывать многие аспекты. Для того, чтобы определить факторы, влияющие на эффективность внебюджетной деятельности организации, необходимо, прежде всего, выявить потенциальные возможности учреждения. Разумеется, что каждое учреждение образования имеет свои особенности, зачастую ограниченные ресурсы. Но даже в этом случае, все имеющиеся в распоряжении организации средства необходимо использовать эффективно.

В условиях открытости рыночной экономики Республики Беларусь возникают предпосылки для осуществления экспортной деятельности организаций, в том числе и образовательными учреждениями [1]. Рассмотрим несколько факторов, которые необходимо учитывать для определения направлений деятельности и поиска путей повышения ее эффективности.

Во-первых, учитывается регион расположения организации.

Регион расположения организации напрямую влияет на его функционирование — это и уровень благосостояния населения, состояние экономики области, района и ее специализацию, потребности экономики в различных услугах, социальную мобильность населения, наличие сложившихся связей с другими регионами. Особенно следует отметить приграничные регионы, для которых близость границы открывает дополнительные возможности для реализации продукции, работ и услуг на экспорт.

Следующий фактор, который необходимо учитывать - научный потенциал.

Научный потенциал существенно влияет на возможность заключения договоров на выполнение НИОКР, получения грантов, а также контрактов на

экспортные поставки научной и наукоемкой продукции, экспорта услуг, привлечения аспирантов и докторантов на платной основе, участие в инновационных программах развития.

Разработка внутренней нормативной документации позволяет стимулировать появление новых видов внебюджетной деятельности, минимизацию финансовых и материальных затрат, сокращение времени на всех этапах внебюджетной деятельности в связи с тем, что всеми исполнителями четко понимается последовательность и порядок действий.

Для успешного осуществления внебюджетной деятельности в учебном заведении должна быть создана благоприятная обстановка, сформулированы и объявлены принципы политики в этой области. Это такие, например, как заинтересованность каждого подразделения и сотрудника в максимизации объемов внебюджетных средств и их эффективном использовании; стабильность принятого порядка финансовых отношений между подразделениями, сотрудниками и руководством; единство политики по отношению ко всем подразделениям, сотрудникам и видам деятельности.

Выполнение работ, связанных с производством продукции, товаров, оказанием услуг невозможно без собственных производственных мощностей, оборудования. Зачастую возникает необходимость проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для сторонних заказчиков.

При наличии необходимого оборудования появляется возможность подготовки специалистов современного уровня, привлечения заказов на исследования и разработки, предоставления широкого спектра различных, в том числе уникальных услуг, товаров, работ и пр., сдачи оборудования в аренду.

Информационные ресурсы создают условия для поддержки современных технологий, реализации дополнительных услуг. Они являются фундаментом для разработки и реализации программных продуктов, баз данных, информационных систем, в том числе коммерческих, создают возможности решения организационных и управленческих задач на современном уровне.

Наличие достаточного количества высококвалифицированного персонала, особенно научных сотрудников, специалистов, преподавателей и т.д., позволяет расширить спектр направлений для уникальной и многогранной деятельности - научной, учебной, производственной для широкого круга заказчиков в нашей стране и за рубежом.

Это только некоторые из факторов, которые необходимо учитывать при анализе эффективности внебюджетной деятельности учреждения и разработке мер по ее повышению. Необходимо отметить, что в каждом конкретном учебном заведении создание эффективного механизма привлечения внебюджетных средств начинается с определения набора деятельности, выбора конкретной услуги или продукции, исходя из характеристик его потенциальных возможностей.

Использованные источники:

1. Концептуальные подходы к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года: Приказ Министра образования Республики Беларусь от 29.11.2017 № 742.

2. Чеботарева, М. С. Россия на мировом рынке образовательных услуг / М. С. Чеботарева // Молодой ученый. - 2012. - № 5. - С. 249-252.

3. Порядок формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации: положение Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2013 № 641.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.