Меликсетян С.Н.,
к.э.н., доцент кафедры финансов, РГЭУ (РИНХ) г. Ростов-на-Дону, Россия E-mail: [email protected] Отришко М.О.,
к.э.н., доцент кафедры финансов, РГЭУ (РИНХ) г. Ростов-на-Дону, Россия E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
JEL classification: G00, I22
Аннотация
Цель. Представленная статья направлена на исследование подходов к стимулированию развития внебюджетных источников финансирования высших учебных заведений, особенно в условиях модернизации образовательной инфраструктуры и цифровизации экономики.
Структура/методология/подход. Для развития внебюджетных источников финансирования вузов представляется необходимым: во-первых, классифицировать источники внебюджетного финансового обеспечения вузов; во-вторых, ранжировать вузы по общему объему финансового обеспечения; в-третьих, определить перспективные направления развития внебюджетных источников финансирования вузов посредством государственно-частного партнерства. В исследовании были использованы методы сравнительного анализа, систематизации, классификации, аналогии, сопоставления.
Результаты. В работе представлены основные внебюджетные источники финансирования высших учебных заведений, рейтинг вузов Ростовской области. Проведен анализ финансового обеспечения ведущих вузов Ростовской области, на основе которого выявлены перспективные направления развития внебюджетной деятельности вузов.
Практические последствия. Выводы и обобщения исследования могут быть
применены в практике управления высшими учебными заведениями, в том числе при формировании плана финансово-хозяйственной деятельности, стратегии развития университета с учетом конкурентных преимуществ вуза в целях достижения долгосрочных целей функциональной и финансово-хозяйственной деятельности.
Оригинальность/значение. Научная значимость заключается в теоретическом обобщении подходов к необходимости развития внебюджетных источников финансирования высших учебных заведений. Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты могут быть использованы органами государственной власти, руководством вузов при разрабатке стратегии развития университетов с учетом собственных конкурентных преимуществ в условиях модернизации экономики России.
Ключевые слова: образование, высшие учебные заведения, расходы бюджета, внебюджетное финансирование, стратегия развития.
S.N. Meliksetyan, M.O. Otrishko
DEVELOPMENT OF EXTRA-BUDGETARY SOURCES OF FINANCING FOR HIGHER
EDUCATION INSTITUTIONS
Abstract
The presented article is aimed at exploring approaches to stimulating the development of extrabudgetary sources offinancing for educational organizations, especially in conditions of modernization of educational infrastructure and digitalization of the economy.
For the development of extrabudgetary sources of financing of higher education institutions it seems necessary: firstly, to classify the sources of extrabudgetary financial support for universities; secondly, to rank universities by the total amount of financial support; thirdly, to identify promising areas for the development of extrabudgetary sources of financing universities through public-private part-
nerships. The study used methods of comparative analysis, systematization, classification, analogy, comparison.
The work presents the main extrabudget-ary sources of funding for higher education institutions ranking universities in the Rostov region. The analysis of financial support of leading universities in the Rostov region is carried out, on the basis of which promising areas of development of extra-budgetary activities of universities are identified.
Conclusions and generalizations of the research can be applied in the practice of managing higher educational institutions, including in the formation of a plan of financial and economic activity, a university development strategy taking into account the competitive advantages of the university in order to achieve long-term goals of functional and financial and economic activities.
Scientific significance lies in the theoretical generalization of approaches to the need for the development of extrabudgetary sources offunding for higher education institutions. The practical significance of the study lies in the fact that the results can be used by public authorities, university authorities in developing strategies for the development of universities, taking into account their own competitive advantages in modernizing the Russian economy.
Keywords: education, higher education institutions, budget expenditures, extrabudget-ary funding, development strategy.
Введение
В последние годы государственные инвестиции в поддержку систем жизнеобеспечения страны являются приоритетными, так как именно они заложены в основу нового этапа экономических и социальных реформ. Одним из направлений таких инвестиций и являются инвестиции в отрасль «образование», так как уровень образования общества влияет на развитие всех отраслей экономики. Таким образом, наличие и эффективное использование всех видов ресурсов, особенно финансовых, напрямую влияет на конкурентоспособность и повышение качества оказания образовательных услуг.
Материалы и методы
Представляется, что успешное развитие системы образования в условиях рыночной экономики обеспечивается только за счет многоканальности источников, к которым относятся: бюджетные ассигнования из бюджетов бюджетной системы страны, доходы от оказания платных услуг, доходы от предпринимательской и приносящей доход деятельности, образовательные кредиты, средства спонсоров и добровольные пожертвования и др.
Уровень развития системы образования в целом и образовательной инфраструктуры в частности является также важным показателем реализации региональной социально-экономической политики. Любой новый детский сад, образовательное учреждение, среднее и высшее учебное заведение демонстрируют избирателям и федеральному центру способность региональных органов государственной и муниципальной власти решать возникающие проблемы.
Инновационная экономика особое значение отводит на подготовку кадров в системе высшего образования. В настоящее время многофункциональность и многоцелевой характер системы учреждений высшего образования раскрывают неэффективность использования только одного источника финансового обеспечения, например, бюджетные ассигнования, и определяют необходимость дифференциации источников финансирования образовательных учреждений.
Принятие Федерального закона № 83 от 08.05.2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», определившего ряд нововведений, направленных на повышение эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности высших учебных заведений, обозначило проблемы финансового обеспечения образовательных учреждений и повышения эффективности использования ресурсов, что в последнее время активно обсуждается в экономической литературе.
Вместе с тем анализ отдельных мер реформирования показывает, что желаемых результатов достичь не удалось: как и прежде, отсутствует экономическая самостоятельность образовательных организаций, фактически отсутствует нормативно-подушевое финансирование и отсутствует конкурентная среда для бюджетного финансирования, что способствовало бы росту качества образовательных услуг. К отмеченным недостаткам следует добавить снижение объемов бюджетного финансирования организаций сферы «образование» и жесткий режим экономии государственных расходов [4].
В современных условиях изучение рыночных механизмов и разработка комплекса мер по привлечению дополнительных источников дохода в образовательные
Для дальнейшего развития внебюджетной деятельности учреждений образования, в том числе и высших учебных заведений, необходимо по возможности оцени-
учреждения должны позволить наиболее эффективно организовать образовательный процесс и привести его в соответствие с требованиями государственных образовательных стандартов. Привлечение как российских, так и зарубежных источников финансирования должно стать существенным дополнением к бюджетному финансированию и сыграть важную роль в решении актуальных проблем повышения качества современного образования. Однако это должно происходить в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации, что, несомненно, требует совершенствования нормативно-правовой базы.
вать все факторы, влияющие на нее. Рассмотрим расходы федерального бюджета на образование на 2019-2022 годы, представленные в таблице 1.
Показатели 2019 2020 2021 2022
Расходы бюджета, всего 18 489,5 19503,3 20634,0 21763,3
Образование 851,2 912,5 952,4 912,8
Доля в расходах федерального бюджета, % 4,6 4,6 4,6 4,2
Высшее образование 574,72 599, 4 629,23 642,72
Доля в расходах федерального бюджета на образование, % 67,5 65,9 66,0 70,4
Внебюджетные источники финансирования высших учебных заведений
Предоставление платных основных и дополнительных образовательных услуг Организация курсов переподготовки и повышения квалификации; организация досуга обучающихся
Сдача в аренду помещений учреждения Иные источники, разрешенные законодательством Российской Федерации и закрепленные в Уставе образовательного учреждения
Поступления благотворительных (добровольных) пожертвований, целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц
I_______________________________________________________________________________________________J
Рисунок 1 - Основные внебюджетные источники финансирования высших учебных заведений
Таблица 1 - Расходы федерального бюджета по разделу «Образование» в 2019-2022 гг., млрд руб. [12]
Проанализировав расходы федерального бюджета на образование на 2019-2022 годы, можно заключить, что объем финансирования образования имеет тенденцию к увеличению. Однако, несмотря на то что планируется увеличение государственных расходов на высшее образование, с учетом фактора инфляции уровень финансирования образования останется прежним. Таким образом, обостряются проблемы, связанные с созданием условий для достижения достаточной финансовой поддержки потребностей учебных заведений в современных условиях.
Обсуждение
Основное решение обозначенных проблем авторы видят в привлечении внебюджетных финансовых ресурсов путем организации предпринимательской и приносящей доход деятельности, которая должна носить системный характер.
Рассмотрим особенности привлечения внебюджетных финансовых ресурсов в образовательные учреждения на примере вузов. Так, можно выделить специфическую особенность организации предпринимательской деятельности высших учебных заведений, заключающуюся в том, что она осуществляется параллельно с основной, образовательной деятельностью в рамках бюджетного финансирования и направлена на удовлетворение потребностей общества в повышении уровня образования, приращении человеческого капитала и получении дополнительных финансовых ресурсов, необходимых для развития образовательной организации.
Рассмотрим рейтинг вузов Ростовской области (бакалавриат и специалитет) в 2019 году, составленный по данным ведущих экспертных организаций, представленный в таблице 2.
Таблица 2 - Рейтинг вузов Ростовской области (бакалавриата и специалитета
Ранг Ранг Наименование Кол-во Кол-во специ- Общий объем
в РО в РФ студентов альностей финансового обеспечения, млн руб.
1 11 ЮФУ - Южный федеральный университет 24365 157 4 857, 93
2 87 ДГТУ - Донской государственный технический университет 18878 134 4 524, 42
3 159 ЮРГПУ (НПИ) - Южно-Российский государственный политехнический университет имени М.И. Платова 12420 45 1 835, 01
4 166 РостГМУ - Ростовский государственный медицинский университет 4947 7 2 826, 16
5 224 РГУПС - Ростовский государственный университет путей сообщения 9974 22 2 065, 60
6 234 РГЭУ (РИНХ) - Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) 9511 24 1 282, 42
7 358 ДонГАУ - Донской государственный аграрный университет 4266 16 1 020,28
в 2019 году1
Стоит отметить, что Южный федеральный университет входит в топ-11 России и занимает лидирующие позиции в Ростовской области. Общая сумма финансовой поддержки составляет 4857,93 млн руб. Следует отметить и очевидное преимущество в количестве студентов и количестве специальностей. На 2-м месте в рейтинге Ростовской области и 87-м в России - Донской государственный технический университет: общий
объем финансовой поддержки составляет 4524,42 млн рублей, и также существует преимущество в количестве обучающихся и количестве специальностей по сравнению с другими участниками топ-7. Тройку лидеров замыкает Южно-Российский государственный политехнический университет имени М.И. Платова. С 5-го по 7-е место занимают РГУПС, РГЭУ (РИНХ) и ДонГАУ с объемом
1 Составлена авторами.
финансового обеспечения от 2065,6 млн руб. до 1020,28 млн руб. Результаты
Обязательным показателем мониторинга функциональной деятельности вузов
является результат финансово-хозяйственной деятельности. Проанализируем финансовую поддержку вузов в топ-7 Ростовской области, представленную в таблице 3.
Таблица 3 - Анализ финансового обеспечения вузов топ-7 Ростовской области
№ п/п Наименование Период (год) Общий объем финансового обеспечения, млн руб. Темп роста/снижения, % Поступления от услуг (выполнение работ) на платной основе и от иной приносящей доход деятельности, млн руб. Уд. вес поступлений от плат. усл., %
Всего Из них грантов
1 ЮФУ 2019 4857,93 х 1673,70 139,40 34,45
2020 5280,99 8,7 1740,65 231,61 32,96
2021 5527,64 13,8 1810,27 120,11 32,75
2 ДГТУ 2019 4524,42 х 1485,33 0,00 32,83
2020 4271,78 -5,6 1581,58 0,00 37,02
2021 4256,31 -5,9 623,39 0,00 14,65
3 ЮРГПУ (НПИ) 2019 1835,01 х 634,45 2,40 34,57
2020 1836,30 0,1 641,39 1,80 34,93
2021 1934,36 5,4 645,09 5,50 33,35
4 РостГМУ 2019 2826,16 х 533,38 0,00 18,87
2020 1284,58 -54,5 529,38 0,00 41,21
2021 1314,72 -53,5 529,38 0,00 40,27
5 РГУПС 2019 2065,60 х 1070,68 85,90 51,83
2020 2072,13 0,3 1082,21 85,98 52,23
2021 2140,57 3,6 1107,64 85,90 51,74
6 РГЭУ (РИНХ) 2019 1282,42 х 896,69 12,55 69,92
2020 1372,09 7,0 986,36 13,81 71,89
2021 1470,72 14,7 1084,99 15,19 73,77
7 ДонГАУ1 2019 1020,28 х 397,73 0,00 38,98
Рассматривая объем финансового обеспечения Южного федерального университета в представленном периоде отметим, что наблюдается рост финансирования; объем финансовой поддержки Донского государственного технического университета был запланирован в 2019 г. в размере 4524,42 млн рублей. Отметим, что наблюдается сокращение расходов, доходы от платных услуг (работ) на платной основе и от прочей приносящей доход деятельности составляют 32,83%, в период 20192021 гг. наблюдается снижение доходов от платных услуг; объем финансирования Ростовского государственного медицинского университета планируется в размере 2826,16 млн руб. Отметим, что в период
2019-2021 гг. наблюдается резкое сокращение финансирования чуть более чем наполовину.
Следует также отметить, что наибольшая доля доходов от платных услуг и выполненных работ и от иной, приносящей доход деятельности, в общем объеме финансирования наблюдается в РГУПС и РГЭУ (РИНХ), в период 2019-2021 гг. их доля только увеличивается.
Таким образом, анализ приносящей доход деятельности эффективно функционирующих высших учебных заведений Ростовской области свидетельствует о большом разбросе доходов от оказания платных услуг и предпринимательской и приносящей
1 По данным бухгалтерской отчетности, размещенной на сайте ДонГАУ, показатели финансово -хозяйственный деятельности университета представлены только за 2019 г.
доход деятельности, в абсолютном выражении: в некоторых вузах сумма доходов в результате осуществления внебюджетной деятельности находится либо на одном уровне с бюджетным финансированием, либо даже существенно меньше объема бюджетных ассигнований. Данная тенденция, по мнению авторов, отчасти обусловлена стратегической значимостью направлений подготовки студентов в этих вузах. В то же время есть вузы, в которых объем внебюджетной деятельности значительно превышает объем бюджетного финансирования.
Проведенный анализ показал, что в настоящее время основное место в объеме внебюджетных финансовых ресурсов вузов занимают доходы от оказания платных услуг, выполнения подрядных научно-исследовательских работ, консультационных и аудиторских услуг, доходы от государственного имущества (аренда основных средств, зданий и сооружений).
Заключение
В настоящее время развитие внебюджетной деятельности вузов требует внедрения новых методов при сохранении ключевых академических традиций. Сочетание высокого профессионального уровня управленческого персонала с сильным исполнительным менеджментом должно обеспечить разработку четкой стратегии ее развития на основе оценки потребностей и рисков, а также имеющихся средств для достижения поставленных целей; привлечение частных инвестиций, развитие государственно-частного партнерства.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Глушакова О.В. Современные тренды и проблемы развития национальной системы публичного управления общественными финансами // Финансы и кредит. - 2019. - № 6. - С. 1353-1372.
2. Гурьева Т.Н. Актуальные проблемы высшего образования // Архитектура университетского образования: построение единого пространства знаний сборник трудов IV Национальной научно-методической конференции с международным участием. 2020. С. 206-210.
3. Де Мартино Марио, Ткач Г.Ф., Коваленко С.А. Современные тенденции государственного финансирования высшего образования // Высшее образование в России. - 2020. - № 3.
4. Меликсетян С.Н. Финансовые проблемы развития высшего образования: теория и практика // Монография. - Саарбрю-кен: изд-во LAP LAMBERT Academic Publishing, 2017. С.140.
5. Меликсетян С.Н., Отришко М.О., Логвин Ф. В. Особенности реализации государственных программ в социально-культурной сфере в Российской Федерации/ Экономические науки. №8 (177). 2019.
6. Овчинникова О.П., Овчинникова Н.Э. Финансирование высшего образования в развитых странах и России: анализ современных тенденций // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. №6 (2018).
7. Рукина С.Н, Герасимова К.А., Так-мазян А.С., Самойлова К.Н Развитие государственно-частного партнерства в образовании: региональный аспект// Рецензируемый научный журнал «Тенденции развития науки и образования». - 2019. - Март. -№48, Часть 3.
8. Скосырева А.С. Конгломерация российских высших учебных заведений в условиях цифровизации образования // Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика: SmartNations: экономика цифрового равенства Материалы III Международного научного форума. 2020. С.115-120.
9. Romanova T.F., Andreeva O.V., Su-khoveeva A.A., Otrishko M.O., Klimuk V.V. Digitalization is an Urgent Trend in the Development of the Social Sphere/ In Book: Digital Economy: Complexity and Variety vs. Rationality, 2020. - R.931-940.
10. Romanova T.F., Maksimov A.V., Andreeva O.V., Otrishko M.O. Contemporary challenges of state's financial policy in the social sphere / European Research Studies Journal, 2018.
11. Романова Т.Ф., Андреева О.В., Меликсетян С.Н., Отришко М.О. Increasing of cost efficiency as a trend of public law enti-
ties' activity intensification in a public administration sector // European Research Studies Journal. 2017. Т. 20. № 1. С. 155-161.
12. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: http://info.minfin.ru
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Glushakova O.V. Sovremennye trendy i problemy razvitiya nacional'noj sis-temy publichnogo upravleniya obshchestven-nymi finansami // Finansy i kredit. - 2019. -№ 6. - S.1353-1372.
2. Gur'eva T.N. Aktual'nye problemy vysshego obrazovaniya // Arhitektura universi-tetskogo obrazovaniya: postroenie edinogo prostranstva znanij sbornik trudov IV Nacional'noj nauchno-metodicheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. 2020. S. 206-210.
3. De Martino Mario, Tkach G.F., Ko-valenko S.A. Sovremennye tendencii gosudar-stvennogo finansirovaniya vysshego obra-zovaniya // Vysshee obrazovanie v Rossii. №3. 2020.
4. Meliksetyan S.N. Finansovye problemy razvitiya vysshego obrazovaniya: teoriya i praktika // Monografiya. -Saarbryuken: izd-vo LAP LAMBERT Academic Publishing, 2017. S.140.
5. Meliksetyan S.N., Otrishko M.O., Logvin F.V. Osobennosti realizacii gosudar-stvennyh programm v social'no-kul'turnoj sfere v Rossijskoj Federacii/ Ekonomicheskie nauki. №8 (177). 2019.
6. Ovchinnikova O.P., Ovchinni-kova N.E. Finansirovanie vysshego obra-zovaniya v razvityh stranah i Rossii: analiz sovremennyh tendencij // Buhgalterskij uchet
v byudzhetnyh i nekommercheskih organizaci-yah. №6 (2018).
7. Rukina S.N., Gerasimova K.A., Takmazyan A.S., Samojlova K.N. Razvitie gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v obra-zovanii: regional'nyj aspekt// Recenziruemyj nauchnyj zhurnal «Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya». 2019. - mart. - №48, Chast' 3.
8. Skosyreva A.S. Konglomeraciya ros-sijskih vysshih uchebnyh zavedenij v uslovi-yah cifrovizacii obrazovaniya/ V sbornike: SHag v budushchee: iskusstvennyj intellekt i cifrovaya ekonomika: SmartNations: ekonomika cifrovogo ravenstva Materialy III Mezhdunarodnogo nauchnogo foruma. 2020. S.115-120.
9. Romanova T.F., Andreeva O.V., Su-khoveeva A.A., Otrishko M.O., Klimuk V.V. Digitalization is an Urgent Trend in the Development of the Social Sphere/ In Book: Digital Economy: Complexity and Variety vs. Rationality, 2020. - R.931-940.
10. Romanova T.F., Maksimov A.V., Andreeva O.V., Otrishko M.O. Contemporary challenges of state's financial policy in the social sphere / European Research Studies Journal, 2018.
11. Romanova T.F., Andreeva O.V., Meliksetyan S.N., Otrishko M.O. Increasing of cost efficiency as a trend of public law entities' activity intensification in a public administration sector // European Research Studies Journal. 2017. T. 20. № 1. S. 155-161.
12. Oficial'nyj sajt Ministerstva fi-nansov Rossijskoj Federacii. URL: http://info.minfin.ru