Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РЕГИОНА'

ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
125
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС / ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ / ПОТРЕБИТЕЛИ / ВЛИЯНИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Коноваленко Н.Е.

Изучение проблемы развития рынка туристических услуг позволяет сделать вывод, что вопрос влияния факторов в туристической индустрии исследованы недостаточно, что негативно влияет на развитие туризма в целом и делает вопрос решения данной проблемы весьма актуальным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Коноваленко Н.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF INFLUENCE ON THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE TOURIST INDUSTRY OF THE REGION

The study of the problem of the development of the tourism services market allows us to conclude that the issue of the influence of factors in the tourism industry has not been studied enough, which negatively affects the development of tourism in general and makes the issue of solving this problem very relevant.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РЕГИОНА»

УДК 332

Коноваленко Н.Е.

Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск, Россия)

ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РЕГИОНА

Аннотация: изучение проблемы развития рынка туристических услуг позволяет сделать вывод, что вопрос влияния факторов в туристической индустрии исследованы недостаточно, что негативно влияет на развитие туризма в целом и делает вопрос решения данной проблемы весьма актуальным.

Ключевые слова: туристический бизнес, факторы влияния, потребители, влияние.

Индустрия туризма функционирует как межотраслевой комплекс, благодаря налаженным связям с едва ли не всеми государственными управлениями и службами. В частности, существуют связи с такими структурами как правовая (охватывает законодательную и нормативную базу, таможенную и консульскую службы), финансово-экономическая (системы налогообложения и страхования, финансовые взаимоотношения), кадровая (подготовка кадров для туризма, научные исследования и т.д.). Государственная поддержка заключается в стимулировании потребностей населения в услугах туризма. Проявлением эффективности государственной туристической политики прибыльность индустрии туризма и ее вклад в национальную экономику. Исследованиям проблем и особенностей развития рынка туристических услуг под воздействием различных видов факторов посвящены научные труды многих отечественных и зарубежных ученых, таких как Г. А. Папирян, В. Ю. Воскресенский, Э. О. Леманова, З. М. Горбылева, А. Б. Здоров, Г. Ф. Шаповал, А. О. Овчаров, А. Ю. Александрова, Й. Галамбош и другие. В своих работах ученые уделяют внимание

методологии разработки и реализации государственной и региональной туристической политики, определяющих экономические и организационные рычаги регуляторной политики развития туризма, предпосылки возникновения и принципы функционирования предприятий реационно-туристического комплекса, классификации их форм и видов, планированию финансово-хозяйственной деятельности предприятий туристической сферы, прогнозированию развития регионального рынка туристических услуг, механизма экономической оценки и регулирования туристической привлекательности территории. Изучение изданных работ по проблеме развития рынка туристических услуг позволяет сделать вывод, что вопрос влияния факторов в туристической индустрии исследованы недостаточно, что негативно влияет на развитие туризма в целом и делает вопрос решения данной проблемы весьма актуальным. Развитие туризма в целом зависит от комплекса условий: природно-географических, историко-политических, социально-экономических, демографических, сложившиеся в обществе и факторов, которые их определяют. Факторы развития рынка туристических услуг принято делить на внешние и внутренние [1].

Внешние (экзогенные) факторы влияют на туризм посредством демографических и социальных изменений; экономического и финансового развития; изменений политического и правового регулирования; технологических изменений; торгового развития; транспортной инфраструктуры и безопасности путешествий. К внешним факторам можно отнести географическое положение региона, политические отношения между странами, международное разделение труда, уровень цен на международном рынке и в разных странах и т.п.

Определяющими являются внутренние факторы развития рынка туристических услуг. Среди них - природно-географические условия страны, наличие и качество природных ресурсов и возможность их удобного использования, экономическая ситуация в стране, внутренняя политика страны, политическая стабильность общественный строй, уровень развития

производительных сил, структура и уровень благосостояния населения, возможность получение льгот и скидок на туристические услуги за счет государства и общественных организаций, предприятий и учреждений, состояние развития туристической инфраструктуры, транс! портных сетей, уровень жизни в обществе, образовательный и культурный уровень населения [1,2].

Итак, обобщая все вышесказанное можно отметить, что на развитие туризма влияют как позитивные, так и негативные факторы, связанные с политической, законодательно-правовой и социально-экономической ситуацией в стране и в мире. К положительным факторам развития рынка туристических услуг можно отнести: стабильность и открытость политики и экономики; рост общественного богатства и доходов населения; сокращение рабочего и увеличение свободного времени; развитие транспорта, средств коммуникаций и информационных технологий; усиление урбанизации; построение интеллектуального общества; поощрение национальных и иностранных инвестиций в развитие индустрии туризма; укрепление позиций России на мировом туристическом рынке; упрощение и гармонизация налогового, валютного, таможенного, пограничного и других форм регулирования; стимулирование туризма для детей, молодежи, пожилых людей, инвалидов и малообеспеченных семей путем предоставления льгот; содействие развитию индустрии приоритетной туристической деятельности. К негативным факторам развития рынка туристических услуг можно отнести следующие: напряженность в международных отношениях; нестабильность политики и закрытость экономики; стагнация экономики и падения благосостояния населения; неустроенность туристических ресурсов; неразвитость индустрии туризма; нерациональное использование культурно-исторического и культового наследия и окружающей среды; низкий уровень доходов населения и недостаток свободного времени; загрязнение окружающей среды и экологическая опасность; недооценка роли туризма в интеллектуализации общества; отсутствие эффективных стимулов инвестирования в развитие индустрии туризма до уровня

мировых стандартов; недооценка роли туристического бизнеса в наполнении бюджета региона. Указанные факторы влияния на развитие туризма должны определять цели государственного регулирования и приоритетные направления развития туристического бизнеса формируя тем самым стратегические и тактические направления развития экономики регионов и страны в целом [3].

При этом проведение оценки воздействия рассмотренных выше факторов на экономическое развитие региона возможно различными методами и средствами как количественной, так и качественной направленности. Основной задачей такой оценки является поиск направлений для дальнейшего улучшения туристической деятельности и повышения экономического потенциала региона. Поэтому средства и методы оценки выступают связующим звеном между настоящим и будущим, в значительной мере определяя научно-технический уровень прогнозирования влияний, оказываемых факторами туристической деятельности на экономику региона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Горбылева, З.М. Экономика туризма, Мн. - БГЭУ, 2012 - 415с.

Овчаров, А.О. Туристичекий комплекс России: тенденции, перспективы, риски.

Монография. - М.: ИНФРА. М, 2019 - 280с.

Яковлев, Г.А. Экономика и статистика туризма. - М., Издательство РДЛ, 2017 -386с.

Konovalenko N.E.

South Ural State University (Chelyabinsk, Russia)

FACTORS OF INFLUENCE ON THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE TOURIST INDUSTRY OF THE REGION

Abstract: the study of the problem of the development of the tourism services market allows us to conclude that the issue of the influence of factors in the tourism industry has not been studied enough, which negatively affects the development of tourism in general and makes the issue of solving this problem very relevant.

Keywords: tourism business, factors of influence, consumers, influence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.