Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ БЕЛАРУСИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ БЕЛАРУСИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
223
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / TOURISM / ТЕНДЕНЦИИ / TENDENCIES / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT PERSPECTIVES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горбылева З.М., Шамардина И.А.

В статье дана оценка уровня развития международного туризма в мире и Республике Беларусь (РБ). Произведены расчеты конкурентоспособности РБ на рынке международного туризма. Выявлены тенденции международного туризма и прописаны особенности их влияния на развитие туризма в Беларуси в перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ БЕЛАРУСИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ БЕЛАРУСИ В

УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Горбылева З.М.1, Шамардина И.А.2 ©

1Кандидат экономических наук, доцент, кафедра Экономики и управления туристической индустрией; 2кандидат экономических наук, кафедра Мировой экономики.

Белорусский государственный экономический университет

Аннотация

В статье дана оценка уровня развития международного туризма в мире и Республике Беларусь (РБ). Произведены расчеты конкурентоспособности РБ на рынке международного туризма. Выявлены тенденции международного туризма и прописаны особенности их влияния на развитие туризма в Беларуси в перспективе.

Ключевые слова: туризм, тенденции, перспективы развития. Keywords: tourism, tendencies, development perspectives.

Мировой рынок туристических услуг развивается достаточно динамично. Число международных туристических прибытий растет ежегодно на протяжении ряда десятилетий. Так, в 2016 году туризм стал одним из самых динамично развивающихся экономических секторов в мире. Согласно «Барометру мирового туризма» темпы роста международных прибытий в глобальном масштабе показали рост более чем на 5%. Это тенденция роста сохраняется с 2009 года. Учитывая эту динамику, ЮНВТО прогнозирует увеличение потока прибытий к 2030 году до 1,8 млрд. человек [1].

Положительные результаты роста в международном туризме отмечаются во всех регионах, субрегионах, по многим туристическим направлениям. По данным Индекса доверия ЮНВТО в сфере туризма, наивысший показатель доверия приходится на Европу. В 2016 году ее посетили более 609 млн иностранных туристов. Вслед за Европой идет Американский континент. В число лидеров по путешествиям и расходам выдвигается Китай [2].

В условиях глобального характера мировой экономики сформировались некоторые тенденции развития международного туризма. На региональном уровне их можно рассматривать на примере туристического рынка Республики Беларусь.

В РБ наибольший потенциал роста для национальной экономики несет сфера услуг и туризм. Однако наша страна не является серьезным участником международного туристического рынка. Конкурентоспособность национальной сферы туризма и путешествий находится на одном из самых низких уровней в Европе. В РБ по степени влияния на экспорт международный туризм не существенен - 1,38% в общем экспорте и 9,2% в экспорте услуг. Беларусь не относится к странам, специализирующимся на реализации туристических услуг на мировом рынке - коэффициент экспортной специализации составил 0,2, что соответствует 100 месту в рейтинге из 108 стран по данному показателю [3]. В 2015 году страна вообще не вошла в список государств (141) по определению индекса конкурентоспособности туристической индустрии, ежегодно рассчитываемый Всемирным экономическим форумом (ВЭФ) [4]. Авторами, на основании методологии ВЭФ был произведен расчет примерного значения (отсутствие некоторых данных, к примеру результатов опроса) индекса международной конкурентоспособности индустрии туризма Республики. В результате выявлены основные слабые места. Наихудшие результаты РБ показала по следующим индикаторам: инфраструктура воздушного транспорта - 126 место в мире; открытость страны - 121 место; приоритетность туризма для страны - 116 место; природные ресурсы -

© Горбылева З.М., Шамардина И.А., 2017 г.

104 место; инфраструктура туристической индустрии - 99 место. Именно на эти позиции должна быть направлена туристическая политика в республике.

О состоянии развития международного туризма в РБ свидетельствуют данные, характеризующие тенденции его развития и особенности их проявления.

1. Низкие показатели РБ в рейтингах по уровню развития международного туризма как на мировом рынке, так и среди стран-соседей по абсолютному и относительному значениям. В абсолютном значении РБ занимает 92 место из 181 страны по уровню развития международного туризма. По степени влияния на национальную экономику - на 162 месте. Это свидетельствует о том, что несмотря на некоторый благоприятный уровень развития, международный туризм не реализует потенциального экономического влияния в стране [3].

2. Несущественная динамика показателей туристического движения в РБ, начиная с 2000 года. Уровень туристической активности по въездному туризму вырос в 2,5 раза, что является положительным, хотя и незначительным моментом для экономики государства, а выбывших уменьшился почти в 2 раза. Хотя удельный вес прибывших к выбывшим составляет 0,2. В качестве негативной тенденции, наблюдается снижение коэффициента интенсивности туризма с 13,5 % до 8,9%. Большой разрыв имеется в соотношении «выезд-въезд».

3. Изменение географического распределения потоков международных туристов в РБ за рассматриваемый период в пользу развивающихся стран, а также стран соседей (мировая тенденция). Так, если в 2000 г. преобладали туристы из Европейского региона (59,1%), то в 2015г. ситуация изменилась на прямо противоположную: туристы из стран СНГ составили 65,3%. Въездные потоки из других регионов незначительны. Если ранее в республику приезжали туристы из развитых стран (к примеру, 2005 г. 62%), то в настоящее время преобладают туристы развивающихся стран, преимущественно из стран СНГ (более 60%). В некоторой степени это негативные тенденции, так как Беларусь, из-за несоответствия туристического продукта потребностям международных туристов теряет у них интерес и, соответственно, доход.

4. Недостаточная обеспеченность туристической инфраструктурой и несоответствие качества ожиданиям. За последних 5 лет число гостиниц и аналогичных средств размещения выросла в 1,5 раза, номерного фонда на 32,6%, единовременная вместимость - на 38,5%. В то же время численность клиентов почти не растет. Достигнув в 2013 году максимума - 2668,9 тыс. человек, она снизилась в 2015 году до 2366,7 тыс. человек. Коэффициент загрузки гостиниц упал с 45% в 2010 г. до 29% в 2015 г. [6]. Причины заключаются не только в девальвации рубля, но и в низкой диверсификации турпродукта, высокой стоимости проживания, отсутствии гибкой системы скидок.

5. Наличие культурных, исторических, природных, архитектурных и иных ресурсов, необходимых для привлечения иностранных туристов, многие из которых требуют значительных реставрационных, восстановительных, консервационных работ с сохранением аутентичности и оригинальности первоначального состояния, а также создания необходимой сопроводительной инфраструктуры.

6. Высокая зависимость развития туристического рынка от внедрения современных интернет-технологии.

7. Индивидуализация и качество туристических услуг.

Тем не менее, туристическая отрасль Беларуси характеризуется постепенным развитием, наряду с процессом осознания значимости и преимуществ международного туризма для экономики страны. В Национальной стратегии устойчивого развития страны определено, что «главной целью развития туризма до 2030 г. является вхождение Беларуси в число 50 ведущих стран по его уровню в результате создания высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса» [5]. Приоритетными направлениями являются:

- развитие внутреннего и въездного туризма; экологического, рекреационного, оздоровительного, водного, агроэкотуризма; культурно - познавательного и социального;

- создание современной развитой инфраструктуры, туристической среды, отвечающим по сервису услуг мировым стандартам;

- внедрение в туристическую деятельность передовых ИТ-технологий и инновационных маркетинговых инструментов;

- выход на новые международные рынки, углубление интеграции РБ в мировое туристическое сообщество.

При имеющихся возможностях и ресурсах в настоящее время, а также с учетом состояния национальной экономики и выявленных особенностях, в качестве основы в развитии туристической деятельности в РБ следует определить также сложившиеся тенденции на международном туристическом рынке в результате глобализации. Исходя из этого, на ближайшую перспективу наибольший эффект может быть получен в результате:

1. Диверсификации туристического продукта, кооперации, сужения специализации, интернационализации, взаимосвязи мирового рынка с другими рынками.

2. Повышение доступности страны и продвижение туристических возможностей с помощью интернет-технологий, механизма государственного частного партнерства.

3. Ориентация туристического спроса на развивающиеся рынки международного туризма, в первую очередь - Китай, Индия.

4. Переориентация спроса на поездки внутри региона, развитие межрегионального туризма.

5. Обеспечения высокого качества и персонализации обслуживания.

Выведение туристической индустрии страны на средний по Европе уровень позволит обеспечить кратный рост национальной экономики, а соответственно доходов населения и качества жизни ее граждан.

Литература

1. World Tourism Barometer / World tourism Organization [Electronic resource]. - Mode of access: http: //mkt.unwto. org/barometer

2. Пресс релиз ЮНВТО / World tourism Organization [Electronic resource]. - Mode of access: http://media.unwto.org/ru/press-release/2016-01-19/chislo-mezhdunarodnykh-turistskikh-pribytii-v-2015-godu-vozroslo-na-4-i-dos

3. И.А. Горбылева - Международный туризм: тенденции развития и механизм регулирования : автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук : 08.00.14 / УО "Белорусский гос. экон. ун-т". - Минск, 2012. - 25 с.

4. The Travel & Tourism Competitiveness Report, 2015 / World Economic Forum. - Geneva: World Economic Forum, 2015. - 519 p.

5. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г. // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. - 2015. - №4 (214). - С.6 - 99.

6. Туризм и туристические ресурсы в Республике Беларусь: стат. сб. / Национальный статистический комитет Респ. Беларусь. - Минск, 2016. - 98 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.