Научная статья на тему 'Кластеризация как основа устойчивого развития туристической индустрии'

Кластеризация как основа устойчивого развития туристической индустрии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CLUSTER / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / TOURISM INDUSTRY / TOURISM / COMPETITIVENESS / INNOVATION / КЛАСТЕР / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ / ТУРИЗМ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трунина И. М., Билык М. Ю., Чумакова А. Г.

Поскольку современное состояние развития туристической индустрии в Украине учеными определяется как нестабильное и неустойчивое, проблемы развития туризма приобретают большую остроту и актуальность и обращают на себя внимание все более широкого круга исследователей. В научной литературе на сегодня существует такое мнение, что эффективным инструментом достижения целей устойчивого развития туристической отрасли являются кластеры, которые могут включать предприятия транспорта, связи, питания, легкой промышленности и другие, которые во взаимосвязи и взаимодействии могут дать хороший результат. В научной статье проведено теоретическое исследование научных подходов к определению содержания понятия «кластер» и детерминант кластеризации экономики. Указаны особенности, предпосылки и подходы к кластеризации туристической индустрии, показаны преимущества создания кластеров в отрасли туризма, предоставлено собственное сформированное понятие туристического кластера, выделены основные составляющие процесса кластеризации туристической индустрии с указанием показателей, а также определены проблемы внедрения кластерной политики в Украине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Clustering as a Basis for Sustainable Development of the Tourism Industry

Since the current state of development of the tourism industry in Ukraine scientists define as unstable and unstable, the problems of sustainable development of tourism are becoming increasingly acute and relevant and attract the attention of a wider range of researchers. In the scientific literature today there is an opinion that an effective tool for achieving the goals of sustainable development of the tourism industry are clusters, which may include enterprises of transport, communications, food, light industry and others, which in the relationship and interaction can give a good result for the industry. In the scientific article, a theoretical study of scientific approaches to definition of the notion "cluster", of the determinants of clustering of the economy, specifying the characteristics, prerequisites and approaches to the clustering of the tourism industry, identifies the benefits of clustering in the tourism industry, to provide your own formed the concept of the tourism cluster, highlighting the main components of the clustering process of the tourism industry including milestones, and identify problems of implementation of cluster policy in Ukraine.

Текст научной работы на тему «Кластеризация как основа устойчивого развития туристической индустрии»

УДК 338.48+334.758

И.М. ТРУНИНА, д-р экон. наук, профессор кафедры бизнес администрирования, маркетинга и туризма1 Е-mail: trunmairma0@gmail com

М.Ю. БИЛЫК

ассистент

кафедры бизнес администрирования,

маркетинга и туризма1

Е-mail: marina. bilick@gmail. com

А.Г. ЧУМАКОВА

аспирант кафедры бизнес администрирования, маркетинга и туризма1

1Кременчугский национальный университет имени М. Остроградского, г. Кременчуг, Украина Е-mail: chumakova. anna33@gmail. com

Статья поступила 27 сентября 2019г.

КЛАСТЕРИЗАЦИЯ КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ

Поскольку современное состояние развития туристической индустрии в Украине учеными определяется как нестабильное и неустойчивое, проблемы развития туризма приобретают большую остроту и актуальность и обращают на себя внимание все более широкого круга исследователей. В научной литературе на сегодня существует такое мнение, что эффективным инструментом достижения целей устойчивого развития туристической отрасли являются кластеры, которые могут включать предприятия транспорта, связи, питания, легкой промышленности и другие, которые во взаимосвязи и взаимодействии могут дать хороший результат. В научной статье проведено теоретическое исследование научных подходов к определению содержания понятия «кластер» и детерминант кластеризации экономики. Указаны особенности,

предпосылки и подходы к кластеризации туристической индустрии, показаны преимущества создания кластеров в отрасли туризма, предоставлено собственное сформированное понятие туристического кластера, выделены основные составляющие процесса кластеризации туристической индустрии с указанием показателей, а также определены проблемы внедрения кластерной политики в Украине.

Ключевые слова: кластер, устойчивое развитие, туристическая индустрия, туризм, конкурентоспособность, инновации.

TRUNINA I.M., Doctor of Econ. Sc., Professor

Professor of the Department of Business Administration, Marketing and Tourism1

Е-mail: truninairina0@gmail. com

BILYK M.Y.

Research Assistant1

Е-mail: marina. bilick@gmail com

CHUMAKOVA A.G.

PhD Student1

1Kremenchuk Mykhailo Ostrohradskyi National University

Kremenchuk, Ukraine

Е-mail: chumakova. anna33@gmail com

CLUSTERING AS A BASIS FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE TOURISM INDUSTRY

Since the current state of development of the tourism industry in Ukraine scientists define as unstable and unstable, the problems of sustainable development of tourism are becoming increasingly acute and relevant and attract the attention of a wider range of researchers. In the scientific literature today there is an opinion that an effective tool for achieving the goals of sustainable development of the tourism industry are clusters, which may include enterprises of transport, communications, food, light industry and others, which in the relationship and interaction can give a good result for the industry.

In the scientific article, a theoretical study of scientific approaches to definition of the notion "cluster", of the determinants of clustering of the economy, specifying the characteristics, prerequisites and approaches to the clustering of the tourism industry, identifies the benefits of clustering in the tourism industry, to provide your own formed the concept of the tourism cluster, highlighting the main components of the clustering process of the tourism industry including milestones, and identify problems of implementation of cluster policy in Ukraine.

Keywords: cluster, sustainable development, tourism industry, tourism, competitiveness, innovation.

Введение. Проблемы устойчивого развития туристической индустрии и кластерного подхода к управлению были освещены в трудах многих отечественных и зарубежных ученых. В частности, И. В. Левицкая главными элементами концепции развития устойчивого туризма в Украине считает методы и инструменты государственного регулирования, которые должны быть гармонизированы с индикаторами устойчивого туризма [1, с. 12]. По мнению Н. Д. Свиридовой, в этой концепции необходимо учесть все стратегические приоритеты и цели развития

туристической отрасли, важные направления и средства определенных целей [2, с. 21]. Среди фундаментальных трудов, посвященных развитию устойчивого туризма в Украине, следует выделить монографию Т. Тка-ченко, которая посвящена подходам по формированию стратегии развития рекреационного региона с учетом экологической составляющей [3, с. 26]. Для развития устойчивого туризма большое значение играет рациональная политика государства. Основные аспекты формирования и функционирования механизма государственного регулирования

туристической отрасли нашли свое отражение в научных трудах отечественных ученых, таких как Л. М. Донченко, Н. П. Гостева [4, с. 37] К. Жадько [5, с. 22], С. Захарова, А. Иля-шенко, Е. Козловский, Н. Остапюк [6, с. 14] и других.

Целью данной работы является проведение теоретического исследования научных подходов к определению содержания понятия «кластер», детерминант кластеризации экономики, выделению основных составляющих процесса кластеризации туристической индустрии, проблем внедрения кластерной политики в Украине.

Основная часть. Учитывая вышеуказанные исследования, устойчивое развитие туризма - это развитие, которое позволяет в полной мере удовлетворить потребности туристов в настоящем времени, учитывая интересы туристической дестинации относительно расширенного воспроизводства собственного ресурсного потенциала в будущем. При этом предусматривается управление всеми видами ресурсов таким образом, чтобы экономические, социальные и эстетические потребности удовлетворялись с поддержанием культурных и экологических ценностей, без нанесения вреда биологическому разнообразию и системам жизнеобеспечения.

Для достижения устойчивого развития сферы туризма необходимо решение таких задач, как государственное и региональное регулирование устойчивого развития туризма, совершенствование и реализация соответствующей стратегии, поощрение хозяйствующих субъектов в осуществлении деятельности, направленной на реализацию стратегических целей и задач, постоянный мониторинг управления устойчивым развитием туризма [7, с. 22].

Почти все ученые сходятся во мнении, что для обеспечения устойчивого развития туризма в Украине необходимо повысить уро-

вень использования ресурсного потенциала, профессиональной подготовки персонала в индустрии туризма, разрабатывать и использовать адекватные механизмы и меры государственного регулирования этой отрасли, развивать и совершенствовать транспортную инфраструктуру, снизить сезонность и пространственную неравномерность распределения туристов, уделить значительное внимание взаимосвязи между природоохранной деятельностью и устойчивым туризмом и т.д.

В научной литературе на сегодня существует такое мнение, что эффективным инструментом достижения целей устойчивого развития туристической отрасли являются кластеры, которые могут включать предприятия транспорта, связи, питания, легкой промышленности и др., которые во взаимосвязи и взаимодействии могут дать хороший результат для отрасли.

Кластеры как форма организации экономической системы являются характерным признаком современной конкурентоспособной экономики. Кластеры в нынешних условиях усиления конкуренции на внешних и внутренних рынках представляют собой фундаментальную организационную основу для реализации ключевых принципов устойчивого развития всех отраслей экономики, особенно отрасли туризма. Кластеры как форма организации экономической системы являются характерным признаком современной конкурентоспособной экономики. В условиях усиления конкуренции на внешних и внутренних рынках кластеры представляют собой фундаментальную организационную основу для реализации ключевых принципов устойчивого развития всех отраслей экономики, особенно отрасли туризма.

Основные научные подходы к определению сущности кластера, которые наиболее распространены в научной литературе, приведены в таблице 1.

Таблица 1. - Научные подходы к определению содержания понятия «кластер»

Автор Понятия

1 2

Портер М. совокупность предприятий, находящихся в непосредственной географической близости и совместно действующих в определенных видах деятельности

Маршал А. совокупность взаимосвязанных предприятий на территории определенного региона

Шумпетер И. концентрация предприятий определенной специализации в рамках одной отрасли

Толенадо И., Солье Д. объединение производителей различных смежных отраслей

Примечание - Источник: составлено авторами на основе [1-6; 8]

Окончание таблицы 1

1 2

Баум Дж., Фельдман М. особое формирование группы предприятий, в котором результаты работы предприятий превышают результаты деятельности отдельно взятых фирм

Крайник О. комплекс объединенных предприятий, органов государственного управления, исследовательских центров, образовательных учреждений, взаимосвязанных между собой и дополняющих друг друга

Мамонова В., Макаренко О. группа взаимосвязанных предприятий, совместно действующих на определенной географически установленной территории, в различных сферах: транспорте, предоставлении финансовых, информационных, юридических и других видах услуг

Бутенко А., Лазарева Е. элемент инновационной системы, который состоит из определенной совокупности предприятий смежных отраслей

Иванов Ю. Олейник А. группа сконцентрированных на определенной географически очерченной территории взаимосвязанных компаний и организаций

Соколенко С. производственно-коммерческая сеть независимых предприятий, в которой задействованы структуры и учреждения, генерирующие инновации: а именно, научно-исследовательские институты, университеты и другие учреждения, а также производители определенных видов услуг, государственные органы, посреднические структуры и потребители

Как видим из таблицы 1, основными сущностными признаками понятия «кластер» является объединение предприятий, наличие экономических взаимосвязей между участниками, специализация деятельности каждого из участников, географическая близость, а также наличие горизонтальной и вертикальной связи, основной задачей которых является упорядочение взаимодействия участников кластера.

Значительное количество ученых [9-11; 13] определяют следующие преимущества создания кластеров:

- кластеры являются точками роста и стимулирования научно-технического прогресса;

- кластеры представляют собой механизм повышения региональной и национальной конкурентоспособности;

- кластеры способствуют созданию новых рабочих мест, повышению деловой активности предпринимательских структур;

- достижение значительного синергетиче-ского эффекта;

- обеспечения экономической безопасности региона или страны.

По мнению авторов, в условиях обеспечения устойчивого развития туристической индустрии большое значение имеет достижение значительного эффекта синергии, который проявляется как на экономическом уровне

ростом финансово-экономической эффективности функционирования кластерных структур, так и на повышении уровня социально-экономической жизни регионов и государства в целом.

Создание системы устойчивых связей между участниками кластерного объединения способствует генерации новых знаний и технологий и ускоряет превращение инноваций в конкурентные результаты деятельности. По мнению авторов, для обеспечения устойчивого развития туристической индустрии необходимо учитывать и социальную направленность, что заключается в обеспечении определенных социальных целей (рост уровня занятости населения, создание социальной инфраструктуры) в процессе создания кластера.

Выделим несколько подходов к кластеризации туристической индустрии:

1) инжиниринговый подход - формирование кластера начинается «сверху», то есть обеспечивается государством;

2) органический подход - формирование кластера осуществляется самими предприятиями;

3) реинжиниринговый - предполагает комбинацию первого и второго подходов [13, с. 55].

Рисунок - Детерминанты формирования кластеров

Примечание - Источник: авторская разработка

По мнению авторов, туристический кластер - это система взаимодействующих организаций и учреждений различных отраслей хозяйства и форм собственности (объединенных по территориальному принципу), деятельность которых способствует обеспечению устойчивого развития туристической

отрасли и улучшению конкурентных позиций участников кластера.

На основе анализа научных трудов авторов [9-11; 13; 14] можно выделить основные составляющие, имеющие непосредственное влияние на процесс кластеризации туристической индустрии (Таблица 2)

Таблица 2. - Составляющие, влияющие на процесс кластеризации туристической индустрии

Составляющие Характеристика показателей

1 2

Финансовая К финансовой составляющей относятся показатели использования класте-росоздающими предприятиями имеющихся у них финансовых ресурсов, показатели эффективности финансово-хозяйственной деятельности, дохода, прибыли, рентабельности, оборачиваемость основного капитала, эффективность финансового планирования, ценовой политики предприятий.

Кадровая Показателями кадрово-интеллектуальной составляющей предприятий является уровень квалификации персонала, уровень кадрового обеспечения, уровень текучести кадров, согласованность кадровой политики предприятия, уровень распределения полномочий и ответственности, уровень эффективности выполнения работниками своих функциональных обязанностей.

Инновационно-инвестиционная Инвестиционно-инновационные показатели определяют необходимые для внедрения инновационно-инвестиционные проекты и уровень инновационного развития предприятий туристической индустрии, применение инновационных процессов в управлении, привлечение инвестиций

Примечание - Источник: составлено авторами на основе [9-11; 13; 14]

Окончание таблицы 2

1 2

Информационная Показателями информационной составляющей предприятий кластера является обеспечение безопасности процесса сбора, обработки, анализа, использования, хранения информации необходимой для функционирования как самого предприятия, так и налаживания безопасных и эффективных информационных связей и информационного сотрудничества и обмена информацией с другими предприятиями кластера

Маркетинговая Маркетинговая составляющая характеризуются уровнем использования предприятием своего маркетингового потенциала, стратегии ценообразования, формирования и применения маркетинговой политики по стимулированию сбыта, продвижения на внутреннем и внешних рынках

Политическо-правовая Политико-правовая составляющая характеризуется состоянием и уровнем нормативно-правового обеспечения, необходимого для осуществления финансово-хозяйственной деятельности, его соответствия полноты и качества

Экологическая Экологическая составляющая определяет состояние и соблюдение на предприятии экологических норм и стандартов и влияние деятельности предприятия на экологию и окружающую природную среду - уровень загрязнения воды, воздуха и недр, загруженность туристической дестинации, активность в реализации экологических программ и природоохранных мероприятий

Социальная Определяет уровень социальной жизни населения, показатели - уровень безработицы среди населения, уровень жизни населения, показатели численности населения, уровень оплаты труда, уровень финансирования образовательных программ и др.

Состояние и развитие процесса кластеризации индустрии туризма в стране свидетельствует об имеющихся факторах, замедляющих и сдерживающих его формирование и масштабное внедрение. Среди таких факторов:

- несформированность в Украине институциональных механизмов обеспечения

процессов кластеризации;

- отсутствие необходимых финансовых ресурсов для реализации кластерных инициатив;

- недостаточное участие в процессах кластеризации органов местной власти;

- недостаточная развитость необходимой информационной, транспортной, коммуникационной инфраструктуры;

- отток квалифицированных научных и производственных кадров за границу, значительные показатели трудовой миграции;

- отсутствие устойчивых связей науки и

производства.

Для того чтобы решить данный спектр проблем, по мнению авторов, необходимо разработать эффективную модель развития туристических кластеров в Украине, основанную на активном взаимодействии органов государственной и местной власти, науки, предприятий сферы услуг и других предпри-

ятий и организаций в рамках кластера. Основой должна стать инновационно-региональная модель кластерного развития, что будет способствовать решению важных социально-экономических проблем, позволит получить синергический эффект от взаимодействия участников, повышению конкурентоспособности туристической индустрии. Данный аспект является перспективой дальнейшего исследования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы. Таким образом, в данной работе было проведено теоретическое исследование научных подходов к определению содержания понятия «кластер», детерминант кластеризации экономики. Проведенный анализ позволил сформулировать усовершенствованное определение понятия туристического кластера как системы взаимодействующих организаций и учреждений различных отраслей хозяйства и форм собственности (объединенных по территориальному принципу), деятельность которых способствует обеспечению устойчивого развития туристической отрасли и улучшению конкурентных позиций участников кластера.

Считаем, что кластеризация туристической индустрии обеспечит эффективное экономическое развитие, увеличение объемов поступлений в бюджет, а также социально-

культурное, образовательное развитие, социальную защиту населения, большее развитие

инфраструктуры.

Список литературы

1. Левицкая, И. В. Система стратегического управления развитием туризма в Винницкой области в контексте реализации кластерного подхода / И. В. Левицая // Эффективная экономика. - 2015. - № 12. - С. 10-16.

2. Свиридова, Н. Д. Развитие туризма в регионе как объект государственного управления / Н. Д. Свиридова // Актуальные проблемы экономики. - 2005. - № 2. - С. 1827.

3. Ткаченко, Т. I. Стратепчний розвиток ту-ристичного бiзнесу: Монографiя / Т. I. Ткаченко, С. В. Мельниченко, М. Г. Бойко та ш / за ред. А. А. Мазараю. - К.: КНТЕУ, 2010. - 569 с.

4. Донченко, Л. М. 2010. Проблеми та пер-спективи державно1' тдтримки розвитку туризму / Л. М. Донченко, Н. П. Гостева // Держава та регюни. Сер. «Державне управлшня». - Вип. 1. - 2010. - С. 37-47.

5. Жадько, К. В. 2008. Понятшне визначення механiзмiв державного управлшня мiжнародним туризмом / К. В. Жадько // Держава та регюни. Серiя «Державне управлшня». - 2008. - № 3. - С. 72-76.

6. Маркетинговi шновацп в освт, туризму готельно-рестораннш, харчовш шдустри та торпвлк кол. монографiя / за заг. ред. Н. Л. Савицько!'. - Х. : ХДУХТ, 2018. -175 с.

7. Hrechyshkina, O. Management of sustainable development of regional tourism / О. Hrechyshkina // Управление и образование = Management and education. Series Ме-ниджмънт, Маркетинг, Туризъм = Management, Marketing, Tourism: академично списание. - 2016. - Кн. 2, Том XII, № 2. -С. 19-24.

8. Калшеску, Т. В. Ыновацп у сощально-економiчному розвитку тдприемств регюну: монографiя / Т. В. Калшеску, О. О. Недобега, М. О. Наталенко; Схщноукр. нац. ун-т iм. Володимира Даля. - Луган-ськ: СНУ м. В. Даля, 2012. - 270 с.

9. Тульчинська, С. О. Ытелектуально-шновацшна модершзащя економши Украши: теоретико-методолопчш аспек-ти: монографiя / С. О. Тульчинська. - К.: НТУУ «КПЬ, 2009. - 488 с.

10. Дзядук, Т. В. Кластер як зашб тдвищення конкурентоспроможносп нацiональноï

економiки / Т. В. Дзядук // Економiчний простр. - 2008. - №20/2. - С. 51-58.

11. Кропельницька, С. М. Кластери - шстру-менти eK0H0Mi4H0r0 зростання тери-торiальних громад в умовах свiтовоï глобально!' кризи / С. М. Кропельницька // Вюник ЛДАУ. - 2009. - № 16 (2). - С. 3547.

12. Драган, I. В. Структура шструментарда державного управлшня сталим розвитком регюну в системi рацюнального природо-користування / I. В. Драган // Вюник АМ-СУ. Серiя «Державне управлшня». - 2013.

- №2. - С. 132-137.

13. Щцлюна, О. А. Стан та перспективи розвитку регюшв Украши: методи ощнки ефективносп територiальних утворень / О. А. Пщлюна // Регiональна економша. -2007. - № 1. - С. 104-115.

14. Гусаков, В. Е. Концепция создания и функционирования кластерных структур в аграрном комплексе / В. Е. Гусаков // Весщ Нацыянальнай академи навук Беларуси Серыя аграрных навук. - 2016. - № 3

- С. 19-25.

References

1. Levitskaya I.V. Sistema strategicheskogo up-ravleniya razvitiyem turizma v Vinnitskoy oblasti v kontekste realizatsii klasternogo podkhoda [The system of strategic management of tourism development in the Vinnitsa region in the context of the implementation of the cluster approach]. Effektivnaya ekonomika. [Effective Economy]. 2015, No. 12, pp. 10-16. (In Russian)

2. Sviridova N.D. Razvitiye turizma v regione kak ob"yekt gosudarstvennogo upravleniya [The development of tourism in the region as an object of government]. Aktual'nyye prob-lemy ekonomiki [Actual problems of the economy], 2005, no 2, pp. 18-27. (In Russian)

3. Tkachenko T.I., Melnichenko S.V., Boyko M.G. Stratehichnyy rozvytok turystychnoho biznesu [Strategic development of tourist business]. Ed. A. A. Mazaraki. Kyiv, KNTEU, 2010, 569 p. (In Ukrainian)

4 Donchenko, L. M. Hostyeva N. P. Problemy ta perspektyvy derzhavnoyi pidtrymky rozvytku turyzmu [Problems and Prospects of State Support for Tourism Development]. Derzhava ta rehiony. Seriya Derzhavne up-ravlinnya [State and Regions. Seriya Governance], 2010, no. 1, pр. 37-47. (In Ukrainian)

5. Zhad'ko K.V. Ponyatiyne vyznachennya mekhanizmiv derzhavnoho upravlinnya mizhnarodnym turyzmom [Conceptual definition of mechanisms of state management of international tourism]. Derzhava ta rehiony. Seriya Derzhavne upravlinnya [ State and Regions. Series Governance], 2008, no. 3, pp. 72-76. (In Ukrainian)

6. Marketynhovi innovatsiyi v osviti, turyzmi, hotel'no-restoranniy, kharchoviy industriyi ta torhivli [Marketing innovations in education, tourism, hotel and restaurant, food industry and trade] Ed. N. L. Savitskaya, 2018, 178 p. (In Ukrainian)

7. Hrechyshkina O. Management of sustainable development of regional tourism. Management and education. Series Management, Marketing, Tourism, 2016, Vol. XII (2), pp. 19-24.

8. Calinescu T.V., Nedobega O.O., Natalenko M.O. Innovacii u social'no-ekonomichnomu rozvitku pidpryjemstv regionu [Innovations in the socio-economic development of the region's enterprises]. Ed. T.V. Calinescu, 2012, Lugan's'k, SNU im. V. Dalia, 270 p. (In Ukrainian)

9. Tul'chyns'ka S.O. Intelektual'no-innovatsijna modernizatsiia ekonomiky Ukrainy: teorety-ko-metodolohichni aspekty [Intellectual-innovative modernization of the Ukrainian economy: theoretical and methodological aspects], Kyiv, NTUU KPI, 2009, 167 p. (In Ukrainian)

10. Dziaduk T.V. Klaster yak zasib pidvyshchennya konkurentospromozhnosti natsional'noyi ekonomiky [Cluster as a means to Increase the competitiveness of the national economy]. Ekonomichnyj prostir

[Economic Space], 2008, no. 20/2, pp. 51-58. (In Ukrainian)

11. Kropel'nyts'ka S. M. Klastery - instrumenty ekonomichnoho zrostannya terytorial'nykh hromad v umovakh svitovoyi hlobal'noyi kryzy [Clusters as instruments of economic growth of territorial communities in the conditions of the global global crisis]. Visnyk LDAU [Bulletin of LSAU], 2009, no. № 16(2), pp. 35-47. (In Ukrainian)

12. Drahan I.V. Struktura instrumentariyu derzhavnoho upravlinnya stalym rozvytkom rehionu v systemi ratsional'noho pryrodokorystuvannya [The Structure of the Instrument of Public Administration for the Sustainable Development of the Region in the System of Rational Nature Management]. Visnyk AMSU. Seriia Derzhavne upravlinnia [Bulletin of AMSU. Series: Public Administration], 2013, no. 2, pp. 132-137. (In Ukrainian)

13. Pidlisna O.A. Stan ta perspektyvy rozvytku rehioniv Ukrayiny: metody otsinky efektyv-nosti terytorial'nykh utvoren [State and prospects of development of regions of Ukraine: methods of evaluating the effectiveness of territorial units]. Rehional'na ekonomika [Regional Economics]. 2007, no.1, pp. 104115. (In Ukrainian)

14. Gusakov V. E. Kontseptsiya sozdaniya i funktsionirovaniya klasternykh struktur v agrarnom komplekse [The concept of creation and functioning of cluster structures in the agricultural complex]. Vestsi Natsyi-yanalnay akademi navuk Belarusi. Ser. agrarnyih navuk, 2016, vol. 3, pp. 19-25. (In Russian)

Received 27 September 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.