Факторы устойчивого развития городов Российской Федерации The factors of sustainable development Russian cities
Прохоровская А.А.,
Магистрант 2 курса факультета «Государственное и муниципальное управление»
Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской
Федерации, Российская Федерация, г. Москва e-mail: prokhorovskayaa@yandex. ru
Prokhorovskaya Angelina,
The Institute of Public Administration and Civil Service The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,
Russian Federation, Moscow e-mail: prokhorovskayaa@yandex.ru
Аннотация.
Данная статья посвящена вопросам устойчивого развития городов Российской Федерации в соответствии с положениями Декларации Генеральной ассамблеи ООН от 25.09.2015 «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» [1] и Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 и от 21.07.2020 № 474, определяющих национальные цели развития Российской Федерации [5] [6]. В статье проведен комплексный анализ факторов, оказывающих наибольшее влияние на развитие российских городов с точки зрения формирования комфортной городской среды и взаимного развития экологической, экономической и социальной систем.
Annotation.
This article is related to the aspects of sustainable development Russian's cities based on The Resolution adopted by the General Assembly on 25 September 2015 Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development [1] and the presidential decree on 7 May 2018 [5] and on 21 July 2020 [6] on National goals and strategic objectives for the development of the Russian Federation up to 2024 and up to 2030 years. The article contains an analysis of the factors influencing the development of Russian cities in terms of the formation of an urban environment and the development of ecological, economic and social systems.
Ключевые слова: устойчивое развитие городов, цели устойчивого развития, национальные цели развития Российской Федерации, комфортная городская среда, проектная деятельность, стратегическое управление.
Key words: cities' sustainable development, sustainable development goals, national goals of development Russian Federation, comfortable urban environment, project management, strategic management.
Актуальность темы исследования обусловлена реализацией в период с 2018 года в Российской Федерации национальных целей развития [5], сопряженных с целями устойчивого развития, в 20223 году утверждением новой климатической доктрины Российской Федерации [8], завершением первого этапа адаптации к изменениям климата [13] и принятием национального плана мероприятий второго этапа адаптации [18], а также необходимостью сохранения темпов устойчивого и сбалансированного развития городов в условиях внешней турбулентной среды.
Целью данного исследования является определение факторов, оказывающих наибольшее влияние на устойчивое развитие российских городов.
Под «устойчивым развитием» понимается такой тип развития, который позволяет удовлетворять потребности, возникающие в настоящем времени без угрозы нанесения вреда возможностям будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности и характеризуется единством и целостностью экономической, общественной и экологической систем.
В настоящее время базовым международным документом в данной области является Декларация
Генеральной ассамблеи ООН от 25.09.2015 «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» [1], утверждающая цели в области устойчивого развития.
Подробнее проанализируем цель № 11 «Устойчивые города и населенные пункт», заключающуюся в обеспечении горожан доступными и безопасными жильем, транспортными системами, зелеными зонами и общественными пространствами, благоустройстве неблагополучных районов, комплексном и устойчивом планировании населенных пунктов и управлении ими, сохранении природного и культурного наследия, адаптации к изменению климата и другое.
Иными словами, данная цель неразрывно связана с формированием комфортной городской среды и соблюдении принципов устойчивого развития.
Комфортную городскую среду можно охарактеризовать как городское пространство, совокупность застройки этого пространства и созданной инфраструктуры, которые позволяют в полной мере удовлетворить индивидуальные и общественные потребности населения для повышения качества и уровня жизни [19].
Вместе с тем, учитывая субъективность понятия «комфорт» возникает вопрос о критериях комфортности городской среды.
В научной литературе встречаются различные точки зрения относительно факторов, влияющих на устойчивое и сбалансированное развитие городов и создание комфортной городской среды [20].
Во-первых, главным условием процветания города определяется благоприятная разнообразная городская среда, которое может проявляться во множественном функционале общественных мест, вариативности способов и средств передвижения, архитектурно-градостроительном облике города. Именно такая среда рассматривается в качестве инкубатора новых начинаний и идей, а также развития производств.
Во-вторых, в качестве фактора развития города выделяют человеческий капитал. В более масштабном рассмотрении человеческий капитал является стратегическим ресурсом государства в целом и включает в себя трудовые ресурсы, знания, умения, навыки, инструменты интеллектуального и организационного труда, среду обитания и интеллектуальной деятельности. Базовыми составляющими человеческого капитала являются ментальность, уровень развития культуры, в том числе правовой, экологической, финансовой, образование, здоровье, накопленные знания. Данный фактор можно рассматривать в контексте проведения демографической политики, развития систем здравоохранения и образования либо политики по привлечению и удержанию талантливых и образованных кадров. Именно уровень развития человеческого потенциала существенно влияет на производительность труда, поскольку это ведет к развитию технологий и производств, появлению инноваций. Кроме того, согласно ряду исследований, города с более образованным населением лучше адаптируются к турбулентной внешней среде. Вместе с тем необходимо отметить и то, что для развития человеческого капитала необходимо обеспечивать обмен опытом и культурой, поэтому в рамках данного подхода также актуализируется вопрос развития туризма и индустрии гостеприимства.
В-третьих, в качестве самостоятельного фактора рассматривается креативность. Под креативностью понимается формулирование новых идей и их применение для создания уникальных продуктов, в том числе технологических инноваций. В рамках рассмотрения данного фактора необходимо уделить внимание также понятию «креативная экономика», которое можно охарактеризовать как особый сектор экономики, основанный на продаже товаров и услуг, являющихся результатом интеллектуальной деятельности. 2021 год был объявлен Генеральной ассамблеей ООН международным годом креативной экономики в интересах устойчивого развития [22]. Креативная экономика как ответ на глобальные вызовы противостоит цифровизации и угрозе вытеснения человеческого интеллекта, обеспечивая горожан рабочими местами. Более того, креативный сектор по своей сущности направлен на защиту окружающей среды. Также креативная экономика соответствует сразу двум
мировым тенденциям: глобализации и локализации. В Российской Федерации данная сфера регулируется Концепцией развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации [15]. В настоящее время в Российской Федерации также прорабатывается вопрос законодательного регулирования креативных и творческих индустрий, для формирования понимания предмета регулирования [3].
В-четвертых, в качестве основы успешного развития города можно выделить производственные специализации, определяемые объективными характеристиками города и производственным потенциалом региона.
Таким образом, в теории выделяется несколько факторов, оказывающих влияние на развитие городов. Вместе с тем многообразие данных факторов можно свести к одному - создание качественной инфраструктуры города, включая жилую, социальную, инженерную, транспортную, а также различные общественные места и креативные пространства.
Вместе с тем необходимо учитывать, что при формировании комфортной городской среды не менее важным фактором будет выступать релевантность постоянно растущих потребностей граждан и требований к комфортности и создаваемых условий для жизни в городе.
В настоящее время актуализируется концепция «15-ти минутного города» [24], в рамках которой город рассматривается как пространство, выполняющее три наиболее важные для современного человека функции: дом, работа и улица. При этом основная идея «15-ти минутного города» состоит в том, что для обеспечения «work-life balance» выполнение указанных функций должно делиться на три равные части. Для достижения большего эффекта офисы, объекты социальной инфраструктуры, объекты сферы услуг и развлечения должны находиться в шаговой доступности от места проживания горожан. Места приложения труда, создаваемые рядом с домом, будут способствовать снижению маятниковой миграции горожан и соответственно снижению уровня использования личного и общественного транспорта, а также повышению производительности труда, поскольку 2 часа, которые в среднем требуются для того, чтобы добраться до офиса, горожанин сможет использовать как для дополнительной работы или личных дел. Данная концепция особенно актуальна для крупных городов, в которых наряду с высоким темпом жизни, также встречается проблема, связанная с необходимостью преодоления горожанами в течение дня больших расстояний.
Еще одна концепция, развивающая положения устойчивого развития, - концепция «Умного города» [23], предполагающая внедрение новых технологий и совершенствование городского развития за счет цифровизации. Кроме того, в рамках данной концепции при формировании цифрового двойника города возможно принятие наиболее эффективных управленческих решений, а также своевременная оценка рисков и потенциальных последствий, в том числе с точки зрения влияния на окружающую среду.
Концепция «зеленого строительства» [21] подразумевает оказание минимального отрицательного воздействия на окружающую среду в процессе создания и эксплуатации объектов инфраструктуры. Основная цель заключается в уменьшении потребления энергетических и материальных ресурсов на протяжении всего жизненного цикла объекта капитального строительства. «Зеленое строительство» также направлено на создание комфортной и здоровой среды для жителей и работников зданий, улучшение экологической ситуации в городах и снижение выбросов парниковых газов.
В основе концепции компактного города заложена идея эффективного использования территории путем пространственного городского планирования, предполагающего смешанное функциональное использование территории, развитие систем общественного транспорта. Данная концепция в наибольшей степени отвечает на
запрос общества в создании «15-ти минутного города» и позволяет загруженность дорог, улучшить качество воздуха и создать более комфортные условия для жизни и работы людей.
В Российской Федерации комфортная и безопасная среда для жизни формируется в рамках достижения одноименной национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года (далее - НЦР) [6].
При сопоставлении данной НЦР и вышеупомянутой ЦУР следует отметить, НЦР представляется более широким понятием и также включается в себя и иные ЦУР, такие, как «чистая вода и санитария», «борьба с изменением климата», «индустриализация, инновации и инфраструктура».
На достижение НЦР направлены государственные программы Российской Федерации [11], проектная система Российской Федерации, представленная национальными, федеральными, региональными и муниципальными проектами [9], выполнение Единого плана по достижению НЦР [16], реализация инициатив социально-экономического развития Российской Федерации [17]. Для оценки эффективности достижения ЦУР в 2017 году в федеральный план статистических работ были добавлены показатели достижения ЦУР Российской Федерации [12].
Данные анализа нормативно-правовой базы реализации ЦУР в Российской Федерации позволяют выделить ряд дополнительных факторов, оказывающих влияние на устойчивое развитие городов.
Во-первых, стоит отметить, что основополагающим элементом устойчивого развития выступает экологический. Это связано с особенностями концепции устойчивого развития, первоначально возникшей как ответ на вызовы глобальным проблемам, в первую очередь, экологическим. В современных условиях изменяющегося климата и попыткам уменьшения негативного влияния человеческой деятельности на окружающую среду необходимо «подстраивать» развитие социальной и экономической системы под развитие экологической. Наряду с уязвимостью горожан и экономики к возможным климатическим изменениям, а также тяжестью возможных последствий таких изменений (повышение риска причинения вреда здоровью горожан, распространение различных инфекционных и паразитарных заболеваний, угроза повышения уровня пожароопасности, отсутствие осадков или наличие экстремальных осадков и иное) необходимо отметить, что климатические изменения, возможные на территории Российской Федерации, открывают новые перспективы для развития.
Во-вторых, выявлена необходимость сопряжения устойчивого развития и стратегического управления. Система стратегического управления требует пересмотра в части внедрения принципов устойчивого развития и определения приоритетов развития в соответствии с сущностью устойчивого развития по трем направлениям: экологическое, экономическое и социальное.
В-третьих, для успешной реализации мер адаптации к новым условиям, осуществления дальнейшего развития государства в соответствии с приоритетными направлениями необходимо формирование соответствующей культуры и сознания среди граждан, развитие системы экологического образования, воспитания экологической культуры.
В-четвертых, необходимо формирование доверительных отношений между государством, гражданами и представителями бизнеса.
Поправки в Конституцию Российской Федерации [2], внесенные в 2020 году частично дополнили основной закон государства нормами об устойчивом развитии. Так полномочия Правительства Российской Федерации были дополнены положением о создании условий для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности были добавлены в перечень вопросов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, перечень вопросов, находящихся в ведении Российской Федерации пополнился установлением основ
федеральной политики и федеральных программ в области государственного, экономического, экологического, научно-технологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации. Кроме того, введена статья 75.1, в соответствии с которой Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность.
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации [7], утвержденной в 2021 году, национальный интерес Российской Федерации представлен объективно значимыми потребностями личности, общества и государства в безопасности и устойчивом развитии.
Кроме того, нормативно-правовыми актами федерального уровня определены цели и основные направления устойчивого развития Российской Федерации, а также критерии реализации зеленых и адаптационных проектов [4] [10] [14].
Таким образом, определены основные факторы устойчивого развития городов и формирования комфортной городской среды: взаимное развитие трех систем: экологической, экономической и социальной, создание соответствующей инфраструктуры, внедрение ЦУР в систему стратегического управления, формирование соответствующей культуры среди горожан и обеспечение эффективного взаимодействия представителей бизнеса, граждан и государства. В настоящее время данные факторы развития учтены в нормативно-правовых актах Российской Федерации, и основной задачей на ближайшее время остается реализация их на практике.
Список используемой литературы:
[1] Декларация Генеральной Ассамблеи ООН от 25.09.2015 № 70/1 «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» // Документ опубликован не был, URL: https://unctad.org/system/files/official-document/ares70d1_ru.pdf (дата обращения 11.11.2023).
[2] Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // «Парламентская газета», № 11, 20-26.03.2020.
[3] Законопроект от 31.10.2023 № 474016-8 «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации» // Документ опубликован не был, URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/474016-8 (дата обращения: 11.11.2023).
[4] Указ Президента Российской Федерации от 01.04.1996 № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» // «Российская газета», № 67, 09.04.1996.
[5] Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // «Российская газета», № 97, 09.05.2018.
[6] Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // «Российская газета», № 159, 22.07.2020.
[7] Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // «Собрание законодательства Российской Федерации», 05.07.2021, № 27 (часть II), ст. 5351.
[8] Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2023 № 812 «Об утверждении Климатической доктрины Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru, 26.10.2023 № 0001202310260009.
[9] Постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 № 1288 (ред. от 02.08.2023) «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» // «Собрание законодательства Российской Федерации», 05.11.2018, № 45, ст. 6947.
[10] Постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2021 № 1587 (ред. от 11.03.2023) «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.09.2021, № 0001202109240043.
[11] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.11.2010 № 1950-р (ред. от 21.09.2023) «Об
утверждении перечня государственных программ Российской Федерации» // В данном виде документ опубликован не был, URL:
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=457942#rruXJvTGo4nY3CFz (дата
обращения: 11.11.2023).
[12] «Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.09.2017 № 2033-р О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 N 671-р» // «Собрание законодательства Российской Федерации», 02.10.2017, № 40, ст. 5892.
[13] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.12.2019 № 3183-р «Об утверждении национального плана мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года» // «Собрание законодательства РФ», 06.01.2020, № 1 (часть II), ст. 115.
[14] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 № 1912-р «О целях и основных направлениях устойчивого развития Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.07.2021, № 0001202107200045.
[15] Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2021 г. № 2613-р «Об утверждении Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года» // Собрание законодательства Российской Федерации, № 40, 04.10.2021, ст.6877.
[16] «Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года» (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 № 2765-р) (с изм. от 24.12.2021) // Документ опубликован не был, URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=398015#QtbYJvTkOrMOCmd4.
[17] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.10.2021 № 2816-р (ред. от 14.03.2022) «Об утверждении перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года» // «Собрание законодательства Российской Федерации», 11.10.2021, № 41, ст. 7051.
[18] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.03.2023 № 559-р «Об утверждении национального плана мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата на период до 2025 года» // «Собрание законодательства Российской Федерации», 20.03.2023, № 12, ст. 2055.
[19] Котляров, М. А. Экономика градостроительства : учебник и практикум для вузов / М. А. Котляров. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 152 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-53410963-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 2 — URL: https://urait.ru/bcode/516330/p.2 (дата обращения: 11.11.2023).
[20] Лимонов, Л. Э. Урбанистика. Городская экономика, развитие и управление : учебник и практикум для вузов / Л. Э. Лимонов [и др.] ; под редакцией Л. Э. Лимонова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 822 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11389-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 2 — URL: https://urait.ru/bcode/518026/p.2 (дата обращения: 11.11.2023).
[21] Пандемия задала новые тренды в экостроительстве: что внедряют девелоперы . — Текст : электронный // РБК : [сайт]. — URL: https://realty.rbc.ru/news/5fd3194a9a7947115ccf9d7a (дата обращения: 11.11.2023).
[22] Подведены итоги Международного года креативной экономики. — Текст : электронный // Министерство экономического развития Российской Федерации : [сайт]. — URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/podvedeny_itogi_mezhdunarodnogo_goda_kreativnoy_ekonomiki.html (дата обращения: 11.11.2023).
[23] Слияние реального и виртуального: как работает умный город. — Текст : электронный // Официальный портал Правительства Москвы : [сайт]. — URL: https://www.mos.ru/news/item/29296073/#:~:text=Концепция%20умного%20города%20(Smart%20City),и%20други ми)%20в%20масштабах%20мегаполиса (дата обращения: 11.11.2023).
[24] Создание «15-минутного города» обсудили на МУФ. — Текст : электронный // Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы : [сайт]. — URL: https://stroi.mos.ru/news/sozdaniie-15-minutnogho-ghoroda-obsudili-na-
muf#:~:text=Это%20концепция%20в%20урбанистике%2C%20которая,местах%20развлечений%20и%20так%20д алее (дата обращения: 11.11.2023).