Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАМКАХ ESG-ПОВЕСТКИ: ОПЫТ МОСКВЫ'

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАМКАХ ESG-ПОВЕСТКИ: ОПЫТ МОСКВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ESG / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / НОВАЯ ПОВЕСТКА / МОСКВА / ESG-ТРАНСФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наумова Т.А., Погудаева М.Ю., Гладилина И.П.

Несмотря на изменение внешней экономической и геополитической ситуации тема устойчивого развития сохраняет важную позицию в нынешней повестке Российской Федерации. Тематика устойчивого развития достаточно широко представлена в научных публикациях последних лет, но анализ сформировавшихся отечественных практик затруднен из- за отсутствия в России единых стандартов нефинансовой отчётности, ESG-индексов и др. Москва рассматривает Национальные цели и проекты РФ, а также цели устойчивого развития ООН как эффективные инструменты долгосрочного планирования и повышения инвестиционной, социальной и экологической привлекательности мегаполиса. В статье представлены некоторые из ключевых городских проектов и практик, которые реализуются в Москве и отражают приверженность города исполнению Национальной стратегии Российской Федерации до 2030 года, а также достижению Целей устойчивого развития ООН. В силу того, что Москва является крупнейшей экономикой среди субъектов РФ по объёму внутреннего регионального продукта и составляет пятую часть общей суммы ВРП страны, деятельность столицы имеет прямое влияние на развитие России в направлении ESG.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Наумова Т.А., Погудаева М.Ю., Гладилина И.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL GOALS OF THE RUSSIAN FEDERATION WITHIN THE FRAMEWORK OF THE ESG AGENDA: MOSCOW'S EXPERIENCE

Despite the change in the external economic and geopolitical situation, the topic of sustainable development retains an important position on the current agenda of the Russian Federation. The topic of sustainable development is quite widely represented in scientific publications of recent years, but the analysis of established domestic practices is difficult due to the lack of unified non-financial reporting standards, ESG indices, etc. in Russia. Moscow considers the National goals and projects of the Russian Federation, as well as the UN sustainable development goals as effective tools for long-term planning and increasing the investment, social and environmental attractiveness of the metropolis. The article presents some of the key city projects and practices that are being implemented in Moscow and reflect the city's commitment to the implementation of the National Strategy of the Russian Federation until 2030, as well as the achievement of the UN Sustainable Development Goals. Due to the fact that Moscow is the largest economy among the subjects of the Russian Federation in terms of domestic regional product and accounts for one fifth of the country's total GRP, the activities of the capital have a direct impact on the development of Russia in the direction of ESG.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАМКАХ ESG-ПОВЕСТКИ: ОПЫТ МОСКВЫ»

Национальные цели Российской Федерации в рамках ESG-nовестки: опыт Москвы

со см о см

о ш т

X

<

т О X X

Наумова Татьяна Александровна

аспирант, ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы имени Ю. М. Лужкова», ugmzmag@yandex.ru

Погудаева Марина Юрьевна

доктор экономических наук, профессор, ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы имени Ю. М. Лужкова», pogudaevamy@edu.mos.ru

Гладилина Ирина Петровна

доктор педагогических наук, профессор, ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы имени Ю. М. Лужкова», gladilinaip@edu.mos.

Несмотря на изменение внешней экономической и геополитической ситуации тема устойчивого развития сохраняет важную позицию в нынешней повестке Российской Федерации. Тематика устойчивого развития достаточно широко представлена в научных публикациях последних лет, но анализ сформировавшихся отечественных практик затруднен из- за отсутствия в России единых стандартов нефинансовой отчётности, ESG-индексов и др. Москва рассматривает Национальные цели и проекты РФ, а также цели устойчивого развития ООН как эффективные инструменты долгосрочного планирования и повышения инвестиционной, социальной и экологической привлекательности мегаполиса. В статье представлены некоторые из ключевых городских проектов и практик, которые реализуются в Москве и отражают приверженность города исполнению Национальной стратегии Российской Федерации до 2030 года, а также достижению Целей устойчивого развития ООН. В силу того, что Москва является крупнейшей экономикой среди субъектов РФ по объёму внутреннего регионального продукта и составляет пятую часть общей суммы ВРП страны, деятельность столицы имеет прямое влияние на развитие России в направлении ESG. Ключевые слова: ESG, устойчивое развитие, новая повестка, Москва, ESG-трансформация.

ЕБО-концепция, выдвинутая по результатам дискуссии о перспективах устойчивого развития мирового сообщества, защите окружающей среды берет свое начало в 1970-х гг. Сегодня большинство экспертов сходятся во мнении, что «устойчивое развитие —это развитие, отвечающее потребностям настоящего времени без ущерба для способности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» [3]. Тематика устойчивого развития достаточно широко представлена в научных публикациях последних лет, но анализ сформировавшихся практик затруднена из- за отсутствия в России единых стандартов нефинансовой отчётности, ЕБО-индексов и др.[4;5;7;11;13] В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2021 г. N 1587 национальная методология устойчивого развития состоит из следующих аспектов:

- таксономии зеленых проектов,

- таксономии адаптационных проектов и требований к системе верификации.

Россия является одним из 193 государств-членов Организации Объединенных Наций (ООН), принявших в 2015 году резолюцию «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» (По-вестка-2030) [1].

Дорожная карта по реализации Целей устойчивого развития оОн (далее - ЦУР ООН) в России определена Национальной стратегией развития до 2030 года, которая представлена в виде национальных целей. Для достижения прорывного развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий жизни и развития каждого из них в Указе Президента Российской Федерации от 14.07.2020 № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"[2].

Главные национальные цели на ближайшие семь лет:

• сохранение населения, здоровье и благополучие лю-

дей;

тов;

возможности для самореализации и развития талан-

• комфортная и безопасная среда для жизни;

• достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;

• цифровая трансформация.

Инструмент для реализации национальных целей - Национальные проекты России:

1. Демография

2. Здравоохранение

3. Образование

4. Жилье и городская среда

5. Экология

6. Безопасные качественные дороги

7. Производительность труда

8. Наука

9. Цифровая экономика

10. Культура

11. Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы

12. Международная кооперация и экспорт

Несмотря на изменение внешней экономической и геополитической ситуации тема устойчивого развития сохраняет важную позицию в нынешней повестке Российской Федера-ции[6;7;8;9;10]. Российские власти уделяют особое внимание вопросам экологии и защиты окружающей среды. Например, Максим Решетников, глава Министерства экономического развития, отметил на экспертном совете ESG, что Российская Федерация продолжит сокращать выбросы углекислого газа в атмосферу: «Глобальный тренд на низкоуглеродную экономику сохраняется. Несмотря на переориентацию с европейских на азиатские рынки, необходимо продолжать курс на декарбонизацию. Сейчас как никогда нужно развивать российские «зеленые» технологии, находить новые рынки сбыта и использовать многосторонние площадки для продвижения продукции».

Экономика Москвы является крупнейшей среди субъектов Российской Федерации по объему Валового регионального продукта (этот показатель отражает стоимость всех товаров и услуг, произведенных в данном регионе), при этом на столицу приходится пятая часть общей суммы ВРП страны. В региональных сравнениях Москва является крупнейшей экономикой среди субъектов Российской Федерации по объему ВРП. В Москве расположены штаб-квартиры большей части ведущих российских компаний, а также представительства многих масштабных иностранных компаний, работающих в России. В российской столице также расположено множество представительств различных СМИ, дипломатических и торговых представительств, органов государственной власти РФ и международных организаций. Таким образом, столица играет важнейшую роль в развитии экономики страны в целом.

Столица учитывает и отражает национальные цели Российской Федерации и курс страны в сфере зеленой экономики. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, Москва является одним из ведущих городов в области устойчивого развития: «В последние годы российская столица уверенно идет вперед, реализуя одну из крупнейших в мире программ развития городской инфраструктуры. Наша главная цель — город, удобный для жизни».

Город активно работает над укреплением своих позиций и осуществлением принципов ESG, которые расшифровываются как «экология, социальная политика и корпоративное управление» (environmental, social, and corporate governance). В широком смысле это организационное устойчивое развитие, основанное на следующих принципах:

- ответственное отношение к окружающей среде (E — environment);

- высокая социальная ответственность (S — social);

- высокое качество корпоративного управления (G — governance).

При этом в рамках каждого из данных принципов есть определенные факторы, по которым определяется успешность интеграции ESG-повестки в работу организаций.

К категории охраны окружающей среды (E-факторы) относятся следующие:

• Изменения климата

• Биоразнообразие

• Управление энергетическими ресурсами, энергоэффективность

• Биологический потенциал и качество экосистемы

• Сокращение выбросов

• Сокращение отходов

• Ответственное потребление воды

В категорию социальной ответственности (S-факторы) входят:

• Благотворительность

• Взаимоотношения с клиентами

• Взаимоотношения с работниками

• Использование квалифицированного труда

• Охрана труда и промышленная безопасность

• Отсутствие дискриминации (сбалансированная структура персонала)

• Высокие технологии для роста уровня жизни

• Программы мотивации

• Рост уровня вовлеченности персонала

• Обучение и развитие персонала

• Ответственность за качество продукта

• Права человека

Наконец, к управленческим ^-факторам) относятся:

• Лучшие практики корпоративного управления

• Деловая этика

• Права акционеров

• Практика аудита

• Независимость и профессионализм членов совета директоров

• Прозрачность/подотчетность

• Налоговая практика

• Справедливое вознаграждение

• Высокие стандарты закупочной деятельности

Города и регионы играют критически важную роль в реализации целей в области устойчивого развития. По этой причине был запущен пилотный проект «Территориальный подход в достижении целей устойчивого развития» под эгидой международной Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Изначально в нем принимали участие города из 7 стран-партнеров ОЭСР: Аргентина, Бельгия, Германия, Дания, Исландия, Норвегия и Япония. Москва присоединилась к ним в 2019. Основная цель участия Москвы в проекте - создание комплексной системы оценки долгосрочного развития города, соответствующей международным стандартам и принципам устойчивого развития ООН и ОЭСР. Задачи проекта включают в себя поиск решений общих проблем и обмен опытом и передовыми практиками.

Проект позволил участникам оценить потенциал ЦУР в качестве инструмента для повышения качества жизни и решения сложных вопросов, требующих целостного подхода, таких как устойчивое развитие городов, качество воздуха, мобильность в городах, чистая вода и санитария.

В рамках пилотного проекта была произведена разработка системы показателей для оценки достижения конкретных целей устойчивого развития с помощью десятков индикаторов. Система создавалась с учетом опыта и идей, которые могут быть применены в совершенно разных регионах, к примеру, в проекте участвовали штат Парана из Бразилии, округ Викен из Норвегии и город Бонн из Германии.

Система оценки достижения ЦУР городами подразумевает, что выбранные специальные показатели могут быть применены к любому городу или региону. При оценке достижения каждой ЦУР необходимо учитывать ряд показателей. Например, показатели эффективности усилий по искоренению голода включают в себя доступность магазинов и процент людей, страдающих ожирением.

Система оценки, которая была сформирована в ходе пилотного проекта ОЭСР, уже становится основой для методов оценки в других городах. В настоящее время ВЭБ.РФ, опираясь кроме прочего на опыт Москвы и ОЭСР, разрабатывает систему оценки качества жизни в российских городах. На первом этапе система позволит оценить качество жизни в 120 российских городах и по отдельным показателям сравнить их развитие с городами стран ОЭСР. Это первая в России такая система оценки, включающая около 80 международных показателей ОЭСР.

X X

о го А с.

X

го m

о

м о м

CJ

со см о см

о ш т

X

<

т О X X

ОЭСР представила доклад о Целях устойчивого развития на Всемирном урбанистическом форуме в Абу-Даби в феврале 2020 года. Москва была высоко оценена по таким ЦУР, как «Хорошее здоровье и благополучие», «Гендерное равенство», «Партнерство в интересах устойчивого развития». А по ЦУР «Качественное образование», «Недорогостоящая и чистая энергия», «Достойная работа и экономический рост», «Борьба с изменением климата», «Гендерное равенство» и «Устойчивые города и населенные пункты» Москва на сегодняшний день достигла 100% показателей.

В рамках пилотного проекта «Территориальный подход в достижении целей устойчивого развития» эксперты ОЭСР проанализировали идеи, которые реализуют различные регионы для достижения ЦУР. Наиболее важные для городских и региональных властей темы, от которых зависит как качество жизни, так и, соответственно, инвестиционная привлекательность и экономическая устойчивость конкретного региона, можно разделить на три блока: экологические аспекты, решение социальных проблем и цифровизация. Опыт Москвы в каждой из этих областей может служить ориентиром для других городов в России и за рубежом.

Одним из основных приоритетов экологической политики мегаполиса является качественное преобразование транспортной системы с целью очистки воздуха, снижения уровня шума и значительного сокращения антропогенных выбросов. В 2012 году в Москве была принята транспортная политика, приоритетом которой является развитие экологически чистой системы общественного транспорта.

В настоящее время автобусный парк Москвы является одним из самых молодых в Европе. Транспортная система столицы постоянно меняется и модернизируется, вместе с ее развитием улучшается и качество жизни населения. Проект «Энергия Москвы» реализуется для того чтобы увеличить популярность и экологичность городского транспорта столицы.

С 2021 года Москва закупает в основном электрический общественный транспорт, продолжат поддерживать развитие электрокаршеринга и электротакси, создавать специальные пункты зарядки электромобилей и строить новые электрозарядные станции (на данный момент в городе насчитывается более 100 таких станций). Кроме того, Москва продолжает заменять дизельные автобусы электробусами и совершенствовать инфраструктуру для электромобилей и двухколесного транспорта. Эти усилия помогают улучшить качество воздуха. Первые автобусы на водородном топливе (водоробусы) будут запущены в эксплуатацию в ближайшее время. Преимущества водоробусов очевидны: их использование сокращает выбросы С02 более чем в десять раз, они выбрасывают только пар и тепло, они экономичны и требуют заправки всего один раз в день.

В 2023 году в Москве будет запущен первый в мире электрический водный транспорт, который будет обслуживать пассажиров круглый год. К 2024 году будет полностью укомплектован пассажирский флот, в состав которого войдет 21 судно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Москва также активно занимается разработкой недорогих масштабируемых решений для борьбы с изменением климата. Например, для контроля и сокращения выбросов парниковых газов столица ежегодно собирает данные для расчета выбросов парниковых газов, включая потребление энергетических ресурсов, утилизацию отходов, обращение со сточными водами. Результаты инвентаризации выбросов парниковых газов и информация о деятельности города в области смягчения последствий влияния на климат и адаптации к его изменениям публикуются на международной платформе CDP.

Граждане также участвуют в экологическом мониторинге: портал Мосэкомониторинг, созданный в 2018 году, является

официальным и надежным источником информации о состоянии атмосферного воздуха в Москве. На портале хранится информация о 16 различных загрязняющих веществах, анализируемых 54 автоматическими станциями мониторинга загрязнения воздуха в Москве. Данные обновляются каждые 20 минут и отображаются в виде интерактивной карты для удобства пользователей. С 2019 года наиболее интересные события в экологической сфере Москвы предоставляются через веб-трансляции с камер наблюдения, также жители имеют возможность участвовать в интерактивных опросах.

В целом, эти меры обеспечивают достижение ЦУР №9 «Индустриализация, инновации и инфраструктура» и ЦУР №11 «Устойчивые города и населенные пункты», а также национальных проектов России в области жилья и городской среды, экологии и безопасных и качественных дорог.

Методология ОЭСР фокусируется на показателях, измеряющих качество жизни горожан. Проекты, связанные с благополучием городских жителей, одновременно подпадают под несколько ЦУР, включая такие основные, как ЦУР №1 «Ликвидация нищеты», ЦУР №3 «Хорошее здоровье и благополучие», ЦУР №4 «Качественное образование», ЦУР №10 «Сокращение неравенства», ЦУР №11 «Устойчивые города и населенные пункты». В национальных проектах Российской Федерации социальный сектор отражен в сферах демографии, здравоохранения, образования, жилья и городов.

Эффективность разработанных в Москве программ в этих областях была, в частности, очевидна в 2020 году, когда из-за пандемии ухудшилось социально-экономическое положение многих семей.

Москва сохраняет свои обязательства по социальной защите населения и остается безоговорочным лидером среди субъектов РФ по расходам на социальную политику на душу населения. Эффективно организована работа по борьбе с бедностью через социальные выплаты, льготы и адресную поддержку: с 2020 года размеры большей части городских выплат увеличился на 5,6%, в том числе для людей старшего возраста, семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Условия здравоохранения и образования имеют большое значение для благополучия городского населения. В этих областях Москва опережает другие крупные города мира. Например, количество врачей на 1000 жителей (6,13, по сравнению со средним показателем ОЭСР-2,7) [14] свидетельствует о стремлении города обеспечить качественное здравоохранение для своих граждан.

С целью снижения уровня смертности реализуется инициатива по раннему выявлению опасных заболеваний. Для выявления онкологий в сети онкологических поликлиник реализуется программа скрининга на наличие рака с субсидированием медицинских учреждений за каждый выявленный случай заболевания. Количество сосудистых центров и ангиографи-ческих учреждений в столице соответствует мировому уровню, что обеспечивает доступность неотложной помощи для людей, страдающих кардиологическими заболеваниями.

Высокие показатели Москвы в сфере образования также подтверждаются многими международными исследованиями. По оценке в рамках показателей ОЭСР, доля молодых людей в возрасте 15-19 лет, обучающихся в государственных или частных учебных заведениях в российской столице, составляет 100%, тогда как средний показатель по ОЭСР - 84,6%. Кроме того, 74,8% населения в возрасте 25-65 лет имеют высшее образование, тогда как целевой показатель ОЭСР составляет 45,7%.

В настоящее время в городе реализуется множество различных проектов в этой области. В частности, проект «Про-

фессиональное обучение без границ» позволяет ученикам одновременно с основным обучением посещать курсы в колледже и затем получать сертификат о профессиональном образовании. Помимо этого, проект «Доступная запись в школу и детский сад» позволяет записать ребенка в первый класс школы или перевести в другое учебное заведение в середине учебного года через портал Мэра Москвы.

Одной из главных задач, нацеленных на преобразование города в будущем, является совершенствование дистанционного школьного образования. В последние годы в Москве активно внедряются новые образовательные технологии. К примеру, проект «Московская электронная школа» (МЭШ) позволяет построить образовательный процесс по-новому: различные электронные учебники и учебные материалы, более 56 000 сценариев уроков, более 13 000 видеоуроков и другой полезный контент находятся на платформе в открытом доступе. В настоящее время платформой мЭш пользуются около 3 миллионов учителей, учеников и их родителей [15].

Больше 14 миллионов человек используют более чем 380 цифровых государственных услуг [16]. Например, электронная платформа Единой медицинской информационно-аналитической системы (EMIAS) охватывает все городские поликлиники и службы скорой помощи, где с помощью технологий искусственного интеллекта обрабатывается целый ряд медицинских данных.

Портал «Наш город» и платформа электронного голосования «Активный гражданин» позволяют москвичам напрямую влиять на жизнь в городе, следить за качеством ремонта и обслуживания городских объектов, а также выбирать, например, формат работы библиотек и центров предоставления государственных услуг.

Московский инвестиционный портал - ресурс для инвесторов и предпринимателей столицы - предоставляет доступ к 30 онлайн-сервисам, облегчающим ведение бизнеса в столице. Например, служба «Московский инвестор», запущенная в конце 2020 года, рассматривает все новые запросы инвесторов и отвечает на них в течение 10 рабочих дней. Развитые цифровые платформы являются общественными «Эффективными институтами», важными для достижения ЦУР №16 и Национального проекта «Цифровая экономика» и способствуют поддержанию статуса Москвы как одного из самых инновационных мегаполисов в мире.

Москва рассматривает Национальные цели и проекты РФ, а также цели устойчивого развития ООН как эффективные инструменты долгосрочного планирования и повышения инвестиционной, социальной и экологической привлекательности мегаполиса. Участие в международных проектах позволяет знакомиться с методологиями и международными стандартами, а также внедрять лучшие международные практики в сферу городского управления. Сегодня именно Москва является единственным городом в России и Восточной Европе, подтвердившим свои достижения в сфере ESG стандартами ISO. Достигнутые результаты свидетельствуют о верности выбранной стратегии развития города, способной обеспечить его устойчивое развитие в долгосрочной перспективе.

Литература

1. Резолюция ООН. «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.» от 25.09.2015 №70/1.

2. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»: Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

3. Алексеев П.В. Направления внедрения ESG - принципов в российской экономике//Региональная и отраслевая экономика. - 2023. - №1. - с. 31- 38.

4. Андреева О.В., Сонина А.О. ESG-стратегия российских компаний в период санкций // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. - 2022. -№ 2. - с. 103-112.

5. Вереникин А.О., Маханькова Н.А., Вереникина А.Ю. Измерение устойчивости развития крупных российских компаний // Российский журнал менеджмента. 2021. № 3(19). С. 237 -287.

6. Ветрова М.А., Варламова М.П. Осуществление ESG-стратегий в условиях санкций: опыт Ирана и рекомендации для России // Креативная экономика. - 2023. - Том 17. - № 1. - С. 91-110.

7. Диваева Э.А. Условия трансформации ESG-принци-пов: экономические и социальные аспекты //Инновации и инвестиции. 2022. №. 1. С. 65-70.

8. Замятина М.Ф., Тишков С.В. ESG-факторы в стратегиях компаний и регионов России и их роль в региональном инновационном развитии // Вопросы инновационной экономики. - 2022. - Том 12. - № 1. - С. 501-518.

9. Козырев Н.А., Маркина А.М. Перспективы развития принципов управления ESG в России // Вестник евразийской науки. 2022. Т. 14. № 1.

10. Смирнов В.В., Мулендеева А.В. Российские территории устойчивого развития // Экономика, предпринимательство и право. - 2022. - № 1. - с. 427-448

11. Стратегии адаптации ESG модели к меняющейся экономической реальности : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Россия, Омск, 5-6 окт. 2022 г.) / АНОО ВО «СИБИТ» [и др.] ; редкол.: М. Г Родионов, Е. В. Тесля, Н. В. Стаурская, Е. Ю. Воробьева, А. А. Кузьмин. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2022. - 235 с.

12. Хворостяная А.С. Зарубежная практика ESG-стратеги-рования легкой промышленности и индустрии моды // Креативная экономика. - 2022. - Том 16. - № 5. - С. 1863-1878.

13. ESG: три буквы, которые меняют мир [Текст] : докл. к XXIII Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. По проблемам развития экономики и общества, Москва, 2022 г. / И. В. Ведерин, К. И. Головщинский, М. И. Давыдов, Б. Б. Петько, М. С. Сабирова, С. В. Терсков, Е. А. Шишкин ; под науч. ред. К. И. Го-ловщинского ; Нац. исслед. ун-т «Высшая шко ла экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2022 — 138 с.

14. Статистика OECD // OECD Stat URL - stats.oecd.org (дата обращения: 27.02.2023).

15. МЭШ. Почти 3 млн пользователей // Сайт Сергея Собя-нина URL - www.sobyanin.ru/mash-tri-milliona-polzovateley (дата обращения: 01.03.2023).

16. Перевод госуслуг в онлайн в 2021 году сократил число визитов в офисы «Мои документы» на 700 тысяч // mos.ru Официальный сайт Мэра Москвы URL https://www.mos.ru/news/item/101518073/ (дата обращения: 04.03.2023).

National goals of the Russian Federation within the framework of the ESG

agenda: Moscow's experience Naumova T.A., Pogudaeva M.Yu., Gladilina I.P.

Yu. M. Luzhkov Moscow City University of Management of the Government of Moscow JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_

Despite the change in the external economic and geopolitical situation, the topic of sustainable development retains an important position on the current agenda of the Russian Federation. The topic of sustainable development is quite widely represented in scientific publications of recent years, but the analysis of established domestic practices is difficult due to the lack of unified non-financial reporting standards, ESG indices, etc. in Russia. Moscow considers the National

X X О го А С.

X

го m

о

м о м

CJ

goals and projects of the Russian Federation, as well as the UN sustainable development goals as effective tools for long-term planning and increasing the investment, social and environmental attractiveness of the metropolis. The article presents some of the key city projects and practices that are being implemented in Moscow and reflect the city's commitment to the implementation of the National Strategy of the Russian Federation until 2030, as well as the achievement of the UN Sustainable Development Goals. Due to the fact that Moscow is the largest economy among the subjects of the Russian Federation in terms of domestic regional product and accounts for one fifth of the country's total GRP, the activities of the capital have a direct impact on the development of Russia in the direction of ESG.

Keywords: ESG, sustainable development, new agenda, Moscow, ESG

transformation. References

1. UN resolution. "Transforming Our World: The 2030 Agenda for Sustainable

Development." dated September 25, 2015 No. 70/1.

2. "On the national development goals of the Russian Federation for the period up to

2030": Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020 No. 474 - Access from the ConsultantPlus legal reference system

3. Alekseev P.V. Directions for the implementation of ESG principles in the Russian

economy//Regional and sectoral economics. - 2023. - No. 1. - With. 31-38.

4. Andreeva O.V., Sonina A.O. ESG-strategy of Russian companies during the period

of sanctions // Social entrepreneurship and corporate social responsibility. - 2022.

- No. 2. - p. 103-112.

5. Verenikin A.O., Makhankova N.A., Verenikina A.Yu. Measuring the sustainability of

large Russian companies // Russian Journal of Management. 2021. No. 3(19). pp. 237 - 287.

6. Vetrova M.A., Varlamova M.P. Implementation of ESG strategies under sanctions:

Iran's experience and recommendations for Russia // Creative Economy. - 2023.

- Volume 17. - No. 1. - P. 91-110.

7. Divaeva E.A. Conditions for the transformation of ESG principles: economic and

social aspects // Innovations and investments. 2022. no. 1. S. 65-70.

8. Zamyatina M.F., Tishkov S.V. ESG-factors in the strategies of companies and

regions of Russia and their role in regional innovation development // Questions of innovation economy. - 2022. - Volume 12. - No. 1. - P. 501-518.

9. Kozyrev N.A., Markina A.M. Prospects for the development of ESG management

principles in Russia // Bulletin of Eurasian Science. 2022. Vol. 14. No. 1.

10. Smirnov V.V., Mulendeeva A.V. Russian territories of sustainable development //

Economics, entrepreneurship and law. - 2022. - No. 1. - p. 427-448

11. Strategies for adapting the ESG model to a changing economic reality: materials

of the III All-Russia. scientific-practical. conf. with international participation (Russia, Omsk, October 5-6, 2022) / ANOO VO "SIBIT" [and others] ; editorial board: M. G. Rodionov, E. V. Teslya, N. V. Staurskaya, E. Yu. Vorobieva, A. A. Kuzmin. - Omsk: OmSTU Publishing House, 2022. - 235 p.

12. Khvorostyanaya A.S. Foreign practice of ESG strategizing in the light industry and

the fashion industry // Creative Economy. - 2022. - Volume 16. - No. 5. - S. 18631878.

13. ESG: three letters that change the world [Text]: report. to the XXIII Yasinsk (April)

int. scientific conf. On the problems of the development of the economy and society, Moscow, 2022 / I. V. Vederin, K. I. Golovshinsky, M. I. Davydov, B. B. Petko, M. S. Sabirova, S. V. Terskov, E A. Shishkin; under scientific ed. K. I. Golovshinsky; National research University "Higher School of Economics". - M .: Ed. house of the Higher School of Economics, 2022 — 138 p.

14. OECD statistics // OECD Stat URL - stats.oecd.org (accessed 27.02.2023).

15. MASH. Almost 3 million users // Website of Sergei Sobyanin URL -www.sobyanin.ru/mash-tri-milliona-polzovateley (date of access: 03/01/2023).

16. The transfer of public services online in 2021 reduced the number of visits to My

Documents offices by 700 thousand // mos.ru Official website of the Mayor of Moscow URL - https://www.mos.ru/news/item/101518073/ (date accessed: 04.03.2023).

fO CS

o

CS

o

LH

m

X

<

m O X X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.