Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ, УГРОЖАЮЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ, ЗАНЯТЫХ В ОБЛАСТИ ЭРГОНОМИКИ, ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ'

ФАКТОРЫ, УГРОЖАЮЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ, ЗАНЯТЫХ В ОБЛАСТИ ЭРГОНОМИКИ, ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая безопасность / эргономика / коронавирусная пандемия / COVID-19 / экономический кризис / организации труда / удаленная работа / рабочее место / economic security / ergonomics / coronavirus pandemic / COVID-19 / economic crisis / labor organizations / remote work / workplace.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Т.Л. Косик

Любое предприятие, независимо от отраслевой принадлежности, столкнулось с проблемами коронавирусной пандемии. Нетронутой не осталась и сфера эргономики рабочего пространства. Пандемия COVID-19 изменила понятия о работе. Коронавирус стал стимулятором тенденции отказа от офисного пространства в пользу безопасной работы дома. Однако большая часть населения России, отправившись работать на дому, оказалась не подготовлена к работе вне офиса без специально оборудованного рабочего пространства: удобных столов и эргономичных кресел. Казалось бы, в условиях самоизоляции и удаленной работы, когда людям не на чем и не за чем сидеть, бизнес по продаже и производству офисных кресел и регулируемых столов должен развиваться как никогда. Но несмотря на это, сфера эргономики рабочего пространства также столкнулась с рядом вызовов, с которыми необходимо справиться бизнесу, адаптируясь к новым условиям. В данной статье рассматриваются причины парадокса угрозы экономической безопасности российских компаний, занятых в области эргономики рабочего места, независимо от роста спроса на офисные кресла и столы по причине разрешенной удаленной работы и самоизоляции во время коронавирусной пандемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS THREATENING THE ECONOMIC SECURITY OF RUSSIAN COMPANIES EMPLOYED IN THE FIELD OF ERGONOMICS DURING THE PANDEMIC OF CORONAVIRUS INFECTION

Any enterprise, regardless of its industry affiliation, has faced the problems of the coronavirus pandemic. The sphere of ergonomics of the working space has not remained untouched. The COVID-19 pandemic has changed the way we think about work. The coronavirus has stimulated the trend of abandoning office space in favor of working safely at home. However, most of the Russian population, having gone to work at home, was not prepared for working outside the office without a specially equipped working space: comfortable tables and ergonomic chairs. It would seem that in the conditions of self-isolation and remote work, when people have nothing to sit on and nothing to sit at, the business of selling and producing office chairs and adjustable tables should develop more than ever. But despite this, the field of workplace ergonomics also faced a number of challenges that businesses need to cope with, adapting to new conditions. This article examines the reasons for the paradox of the threat to the economic security of Russian companies engaged in the field of workplace ergonomics, regardless of the growing demand for office chairs and desks due to permitted remote work and self-isolation during the coronavirus pandemic.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ, УГРОЖАЮЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ, ЗАНЯТЫХ В ОБЛАСТИ ЭРГОНОМИКИ, ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ»

ФАКТОРЫ, УГРОЖАЮЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ, ЗАНЯТЫХ В ОБЛАСТИ ЭРГОНОМИКИ, ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

Т.Л. Косик, магистрант

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия, г. Москва)

DOI: 10.24411/2411-0450-2021-1041

Аннотация. Любое предприятие, независимо от отраслевой принадлежности, столкнулось с проблемами коронавирусной пандемии. Нетронутой не осталась и сфера эргономики рабочего пространства. Пандемия COVID-19 изменила понятия о работе. Коро-навирус стал стимулятором тенденции отказа от офисного пространства в пользу безопасной работы дома. Однако большая часть населения России, отправившись работать на дому, оказалась не подготовлена к работе вне офиса без специально оборудованного рабочего пространства: удобных столов и эргономичных кресел. Казалось бы, в условиях самоизоляции и удаленной работы, когда людям не на чем и не за чем сидеть, бизнес по продаже и производству офисных кресел и регулируемых столов должен развиваться как никогда. Но несмотря на это, сфера эргономики рабочего пространства также столкнулась с рядом вызовов, с которыми необходимо справиться бизнесу, адаптируясь к новым условиям. В данной статье рассматриваются причины парадокса угрозы экономической безопасности российских компаний, занятых в области эргономики рабочего места, независимо от роста спроса на офисные кресла и столы по причине разрешенной удаленной работы и самоизоляции во время коронавирусной пандемии.

Ключевые слова: экономическая безопасность, эргономика, коронавирусная пандемия, COVID-19, экономический кризис, организации труда, удаленная работа, рабочее место.

Эргономика (от греч. «ergon» - работа, «nomos» - закон) - комплексная прикладная отрасль науки, занимающаяся изучением человека или группы людей в процессе труда и разработкой инструментов, изделий и рабочих мест, наиболее удобных для работника [1].

Эргономика как наука сформировалась на стыке множества дисциплин, связанных с поведением человека, среди которых психология, физиология, гигиена, анатомия, а также ряд технических наук. Впервые термин эргономия был предложен В. Ястшембовским в 1857 г. в его работе «План эргономики, т.е. науки о труде, основанной на истинах, взятых из естественных наук». Полноценные исследования в данной области начались в 1920-х гг. в связи с развитием научно-технического прогресса. Тогда в США, Японии, Великобритании, СССР и многих других странах учеными различных дисциплин изучался процесс трудовой деятельности для мак-

симального использования человеческих ресурсов [1].

Основной целью эргономики является повышение производительности и качества труда, максимальное обеспечение безопасности труда, создание оптимальных условий для развития работника в процессе труда [1]. Для решения названных целей, эргономика как наука выполняет следующие задачи: оптимизация условий труда, изучение особенностей и возможностей работников на различных уровнях, проектирование рабочего места и др. Также в последнее время эргономика изучает проблемы и возможности реабилитации людей, утративших свою работоспособность.

Объектом эргономики является система «человек-техника-среда», а предметом -трудовые процессы людей [1].

Эргономика делится на макро- и микроэргономику. Макроэргономика - это уровень производственных линий и производ-

17S

ства в целом; она решает социально-психологические задачи: формирование коллектива, повышение квалификации сотрудников и т.д. Микроэргономика же занимается проектированием отдельных изделий, например инструментов и рабочих мест [2].

Организация эргономики рабочих мест и процессов является одной из основных задач в деятельности специалиста по организации процессов.

Понятие эргономичности в наибольшей степени применимо при организации рабочего пространства в офисе. Однако с ростом популярности удаленной работы и самоизоляции во время пандемии термин «рабочее пространство» стал применяться и в домашних условиях. Рабочее место -это пространственный участок в рабочей системе, на котором выполняются рабочие задания [3]. Основным атрибутом рабочего пространства является эргономичная мебель, призванная решить проблемы со зрением, болей в спине, сосудистых заболеваний, головной боли. Эргономичная мебель - это та, что подстраивается под потребности человека. Поскольку преобладающая часть времени проходит в положении сидя, кресло - первое, на что стоит обратить внимание. Хорошее кресло должно поддерживать поясницу, обеспечивать нахождение рук и запястий на одной линии, снимать нагрузку с плечевого пояса. К категории эргономичных кресел относятся такие группы товаров как детские, офисные, геймерские кресла, коленные и динамические стулья, стулья-седла, кресла-реклайнеры, рабочие станции и др. Не меньшего внимания при организации эргономичного рабочего пространства заслуживает стол. В данной категории товаров представлены регулируемые по высоте столы, геймерские столы, детские парты, столы для инвалидов и др. Помимо кресел и столов к эргономике рабочего места относятся различных аксессуары, среди которых вертикальные компьютерные мышки, канцтовары для левшей, ортопедические подушки, поясничные поддержки, поддержки для рук, опоры для ног, настольные лампы, подставки для ноутбука, кронштейны и др.

Несмотря на рост спроса на эргономичную продукцию, экономическая безопасность российских компаний, занятых в области эргономики, находится под угрозой. Этому способствует ряд факторов, которые можно разделить на внутренние и внешние.

Внешние факторы экономической безопасности в свою очередь подразделяются на [4, с. 170]:

1) макроэкономические:

- государственная внешнеэкономическая политика. 30 марта 2020 г. для предотвращения распространения коронави-русной инфекции Россия перекрыла границы для перемещения иностранных граждан с другими странами. В дальнейшем не исключено и перекрытие границ для грузовых перевозок. На отечественном рынке эргономичной мебели большую долю занимают иностранные производители, имеющие представительства в России. Основными участниками на российском рынке эргономичной мебели среди иностранных производителей выступают азиатские бренды (Тайвань, Корея, Япония и особенно Китай). Следующими по влиянию на российский рынок эргономичной мебели являются европейские бренды таких стран как Германия, Швеция, Польша, Италия, Франция, Дания, Финляндия). Закрытие российских границ с данными странами из-за боязни распространения коронавирусной инфекции может повлечь задержки в поставках эргономичной продукции. Из-за длительного ожидания среди потребителей может сильно упасть спрос на данную продукции;

- уровень инфляции и курс валют. За время пандемии курс доллара вырос с 62 до 74 рублей, а евро - с 69 до 90 рублей, а в периоды неопределенности, данные значения поднимались выше 81 и 94 рублей соответственно. Эксперты связывают это с негативным влиянием пандемии корона-вируса. Так как большая часть эргономичной продукции импортная, это не могло не сказаться и на изменение розничных цен. В приложении 1 представлены самые популярные бренды эргономичной мебели со средними ценами на их продукцию в конце 2019 г. и в конце 2020 г. Из таблицы

можно заметить, что средние цены на эргономичную продукцию выросли на 2540%, независимо от страны их производства. Если цены на данные категории товаров будут и дальше расти в том же темпе, спрос на эргономичную продукцию значительно спадет;

- снижение покупательной способности населения. Коронавирусная инфекция заставила закрыться множество компаний во время режима самоизоляции. Из-за этого большая часть населения осталась без работы. А компании, не закрывшиеся из-за нерентабельности во время режима самоизоляции, отправили сотрудников на удаленный режим работы с сокращением заработной платы. В связи с этим, потребители не могут себе позволить купить излишне дорогую эргономичную мебель;

- законодательство. Согласно Указам Президента от 25.03.2020 N 206, от 02.04.2020 N 239, от 28.04.2020 N 294 [6, 7], была прекращена деятельность большинства организаций в период с 30 марта по 30 апреля, а также с 6 по 8 мая. Компании, занятые в области эргономики рабочего места, не попали в перечень предприятий, работающих в карантин, поэтому магазинам по продаже эргономичной мебели пришлось закрыть свои шоурумы на данный период. А эргономичные кресла и столы - это продукция, которую очень тяжело покупать вслепую, не попробовав их перед покупкой.

2) рыночные:

- потребительский спрос. Несмотря на высокий спрос на эргономичную продукцию среди физических лиц, спрос на офисные кресла и столы среди компаний значительно упал. Это связано с массовыми закрытиями офисов по всей России во время пандемии. Также перестали открываться новые офисы компаний по причине боязни нерентабельности во время карантина. А именно юридические лица приносили большую часть прибыли компаниям, продающим эргономичную мебель;

- динамика конкуренции в регионе и отрасли. В регионах слабо развита отрасль эргономики и практически отсутствуют магазины, реализующие эргономичную офисную мебель, а перемещение из города

в город во время карантина было затруднено в связи с объявленным режимом самоизоляции;

- поведение конкурентов и емкость рынка. Основными компаниями, занятыми в области эргономики и продающими уже на протяжении многих лет эргономичную продукцию в России являются «Эрготро-ника», «Экспресс Офис», «Комус», «Hoff», «i-sit», «Фальто», «ПартаТорг», «Метта», «Плеер.ру», «Офис-ресурс», «Profoffice», «Юнитекс» и др. Данные компании смогли договориться о соблюдении честной конкуренции и стараются поддерживать рекомендуемые розничные цены (РРЦ). Однако в связи с объявленным карантином и резким ростом спроса на эргономичную продукцию стали все чаще появляться новые компании «однодневки», в основном интернет-магазины, которые вели «нечестную игру», сильно занижая розничные цены.

3) научно-технические. В России плохо внедряются эргономические стандарты и стандарты управления качеством, которые действуют в большинстве стран мира [2]. Так, в России до сих пор не прижились коленные стулья, а также стулья-седла из-за низкого спроса у конечного потребителя.

Совокупность внутренних факторов экономической безопасности компаний области эргономики можно также разделить на следующие группы [5, с. 171]:

1) кадровые:

- квалификация персонала. Во время пандемии продавать офисные кресла стало намного тяжелее. Теперь, в связи с закрытием шоурумов, большая часть продаж идет по телефону, а для этого необходимы опытные менеджеры по продажам;

- социальные мероприятия. В связи с запретом организаций массовых мероприятий из-за развития коронавируса, нельзя проводить выставки и обучающие семинары для персонала;

2) материально-технического обеспечения. В России слабо развито производство комплектующих для эргономичной мебели. Поэтому большая комплектующих для нее поставляется из-за рубежа, а закрытые границы препятствуют данному факту. Кроме того, большая часть комплектую-

щах, доезжающих в Россию, приходят с браком, в связи с чем, страдает качество выпускаемой продукции.

3) сбытовые:

- ценовая политика. Во время пандемии вырос спрос на эргономичную продукцию, в связи с чем, поставщики подняли цены;

- маркетинг. Основными каналами осуществления продаж эргономичных товаров у большинства российских магазинов являются сайт, шоурум, а также продажи по телефону. В настоящее время большой популярностью пользуются социальные сети и различные видео-

время режима самоизоляции и удаленной работы у потребителей остается намного больше времени на них. Но, несмотря на это, мало кто из компаний, продающих эргономичную мебель, используют данные каналы для продвижения продукции в Интернете.

Все эти факторы свидетельствуют об угрозе экономической безопасности российских компаний, занятых в сфере эргономики рабочего пространства, во время пандемии и даже постпандемийный период, несмотря на растущий спрос на их продукцию.

хостинги (YouTube, Twitch, Tik-Tok). А во

Библиографический список

1. Кириченко С.А., Рабцевич А.А. История развития и становления эргономики // Молодой ученый. - 2014. - №8. - С. 493-395.

2. Отвергнутая эргономика // HARVARD BUSINESS REVIEW - РОССИЯ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://hbr-russia.ru/biznes-i-obshchestvo/fenomeny/a10707

3. Что такое эргономичная мебель? // ПроДомМебель. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pro-dom-mebel.ru/ergonomichnost/chto-takoe-ergonomichnaya-mebel

4. Волкова М.Н. Функциональные направления службы безопасности предприятия / М.Н. Волкова, Д.С. Иванников // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. - 2015. - №4. - С. 144-147.

5. Манохина М. Экономическая безопасность в современных условиях / Н.В. Манохина, М.В. Попов, Н.П. Колядин, И.Э. Жадан // Экономическая безопасность. 2014. С. 96.

6. Указы Президента от 25.03.2020 N 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней»

7. Указ Президента РФ от 02.04.2020 N 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Приложение 1

Средние цены на эргономичную п родукцию

Категория Бренд Страна Товары Средние цены в 2019 г Средние цены в 2020 г

МЕТТА Россия Metta 5.000 - 14.000 7.000 - 20.000

Samurai 13.000 - 25.000 19.000 - 27.000

Южная Корея Vista 23.000 - 27.000 27.000 - 32.000

Expert Sail Art 35.000 - 39.000 37.000 - 42.000

Fly 46.000 - 52.000 50.000 - 57.000

Офисные кресла Comfort Тайвань Mirus 36.000 - 42.000 48.000 - 55.000

Seating Ergohuman 40.000 - 62.000 55.000 - 67.000

Veris (Net) 30.000 - 69.000 36.000 - 75.000

Profim Польша LightUp 23.000 - 48.000 29.000 - 52.000

Xenon (Net) 24.000 - 62.000 33.000 - 71.000

Contessa 80.000 - 120.000 110.000 - 150.000

Okamura Япония Sabrina 80.000 - 110.000 105.000 - 130.000

Sylphy 60.000 - 78.000 75.000 - 100.000

Геймерские Cougar Китай Armor 19.000 - 21.000 22.000 - 24.000

кресла Noble Chair Германия Epic 36.000 - 40.000 39.000 - 42.000

Icon 39.000 - 42.000 42.000 - 45.000

Hero 41.000 - 44.000 46.000 - 49.000

Vertagear США SL 2000 21.000 - 25.000 30.000 - 32.000

SL 4000 25.000 - 27.000 34.000 - 36.000

PL 6000 28.000 - 35.000 41.000 - 43.000

Gravitonus Россия Warp Z 29.000 - 60.000 33.000 - 65.000

Warp Gaming Chair 45.000 - 120.000 50.000 - 140.000

Детские кресла Libao Китай LB-C02 2.000 - 3.000 2.000 - 3.000

LB-C01 6.000 - 8.000 8.000 - 10.000

Gravitonus Россия UP! Footrest 12.000 - 16.000 16.000 - 18.000

Mealux Тайвань Match 11.000 - 13.000 14.000 - 16.000

Duo Kid 16.000 - 19.000 18.000 - 21.000

Duorest Корея Kids Max 27.000 - 30.000 29.000 - 32.000

Столы Ergostol Россия Regus Up 13.000 - 24.000 25.000 - 38.000

Optima 36.000 - 50.000 38.000 - 54.000

Generic Comfort США Office 13.000 - 16.000 15.000 - 18.000

Gamer 18.000 - 21.000 21.000 - 23.000

Аксессуары Fellowes США Подставка для ног 1.000 - 10.000 2.000 - 15.000

Коврик для мыши 1.000 - 2.000 1.000 - 2.000

Подушка для спины 1.000 - 5.000 2.000 - 8.000

FACTORS THREATENING THE ECONOMIC SECURITY OF RUSSIAN COMPANIES EMPLOYED IN THE FIELD OF ERGONOMICS DURING THE PANDEMIC OF

CORONAVIRUS INFECTION

T.L. Kosik, Postgraduate

Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (Russia, Moscow)

Abstract. Any enterprise, regardless of its industry affiliation, has faced the problems of the coronavirus pandemic. The sphere of ergonomics of the working space has not remained untouched. The COVID-19 pandemic has changed the way we think about work. The coronavirus has stimulated the trend of abandoning office space in favor of working safely at home. However, most of the Russian population, having gone to work at home, was not prepared for working outside the office without a specially equipped working space: comfortable tables and ergonomic chairs. It would seem that in the conditions of self-isolation and remote work, when people have nothing to sit on and nothing to sit at, the business of selling and producing office chairs and adjustable tables should develop more than ever. But despite this, the field of workplace ergonomics also faced a number of challenges that businesses need to cope with, adapting to new conditions. This article examines the reasons for the paradox of the threat to the economic security of Russian companies engaged in the field of workplace ergonomics, regardless of the growing demand for office chairs and desks due to permitted remote work and self-isolation during the coronavirus pandemic.

Keywords: economic security, ergonomics, coronavirus pandemic, COVID-19, economic crisis, labor organizations, remote work, workplace.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.