Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА РОССИЙСКИЙ РЫНОК ТРУДА'

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА РОССИЙСКИЙ РЫНОК ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2713
500
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / HR-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВИРТУАЛЬНЫЙ ОФИС / LABOR MARKET / PANDEMIC COVID-19 / HR- ACTIVITY / INFORMATION TECHNOLOGY / VIRTUAL OFFICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлов Адриан Алексеевич, Федулов Владимир Иванович

Статья посвящена особенностям влияния пандемии на российский рынок труда. Глобальные эпидемии нередко выступают триггерами масштабных социально-экономических изменений, трансформирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности. Представляя собой новые деструктивные вызовы - как для государственных институтов, так и для независимых рыночных агентов - они, в то же время, способствуют ускорению инновационных процессов в обществе. Пандемия коронавируса, охватившая, практически, все страны мира, не является исключением. Хотя последствия кризиса еще предстоит осознать в полной мере, уже сейчас можно отметить кардинальные изменения на российском рынке труда. Произошли существенные изменения в востребованности профессий, условиях труда, формах отношений между работниками и работодателями. Также существенно повысилась роль HR-деятельности. Широкое распространение удаленной работы и возросшая потребность в временном персонале привели к переходу таких форм занятости, как телетруд, аутсорсинг и аутстаффинг персонала, из категории нестандартных форм - в стандартные. Полученный опыт от «первой волны» создал базу для разработки дальнейших стратегий для сохранения здоровья сотрудников и максимальной защиты бизнеса в новых условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF THE PANDEMIC COVID-19 ON THE RUSSIAN LABOR MARKET

The article is devoted to the peculiarities of the impact of the pandemic on the Russian labor market. Global epidemics are often triggers of large-scale socio-economic changes that transform various spheres of human life. By presenting new destructive challenges - both for state institutions and for independent market agents - they, at the same time, contribute to accelerating innovative processes in society. The pandemic of coronavirus, which affects almost all countries of the world, is no exception. Although the consequences of the crisis have yet to be fully realized, it is now possible to note dramatic changes in the Russian labor market. There have been significant changes in the demand for professions, working conditions, and forms of relations between employees and employers. The role of HR activities has also significantly increased. The widespread use of remote work and the increased need for temporary staff have led to the transition of forms of employment such as telework, outsourcing and outstaffing of staff from non-standard forms to standard forms. The experience gained from the «first wave» created the basis for developing further strategies to preserve employee health and maximize business protection in the new conditions.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА РОССИЙСКИЙ РЫНОК ТРУДА»

Влияние пандемии COVID-19 на российский рынок труда The impact of the pandemic COVID-19 on the Russian labor market

Ь й МОСКОВСКИЙ H ^ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ^Jj ЖУРНАЛ

УДК 331.1 DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10783 Михайлов Адриан Алексеевич,

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры «Управление персоналом», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», e-mail: [email protected]

Федулов Владимир Иванович, ассистент кафедры «Управление персоналом», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», e-mail: vovanpal 1@yandex. ru

Mikhaylov Adrian A.,

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Department «Human Resource Management», Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow

Fedulov Vladimir I.,

Assistant of Department «Human Resource Management», Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow

Аннотация. Статья посвящена особенностям влияния пандемии на российский рынок труда. Глобальные эпидемии нередко выступают триггерами масштабных социально-экономических изменений, трансформирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности. Представляя собой новые деструктивные вызовы — как для государственных институтов, так и для независимых рыночных агентов - они, в то же время, способствуют ускорению инновационных процессов в обществе. Пандемия коронавируса, охватившая, практически, все страны мира, не является исключением. Хотя последствия кризиса еще предстоит осознать в полной мере, уже сейчас можно отметить кардинальные изменения на российском рынке труда. Произошли существенные изменения в востребованности профессий, условиях труда, формах отношений между работниками и работодателями. Также существенно повысилась роль HR-деятельности.

Широкое распространение удаленной работы и возросшая потребность в временном персонале привели к переходу таких форм занятости, как телетруд, аутсорсинг и аутстаффинг персонала, из категории нестандартных форм — в стандартные. Полученный опыт от «первой волны» создал базу для разработки дальнейших стратегий для сохранения здоровья сотрудников и максимальной защиты бизнеса в новых условиях. Summary. The article is devoted to the peculiarities of the impact of the pandemic on the Russian labor market. Global epidemics are often triggers of large-scale socio-economic changes that transform various spheres of human life. By presenting new destructive challenges — both for state institutions and for independent market agents — they, at the same time, contribute to accelerating innovative processes in society. The pandemic of coronavirus, which affects almost all countries of the world, is no exception. Although the consequences of the crisis have yet to be fully realized, it is now possible to note dramatic changes in the Russian labor market. There have been significant changes in the demand for professions, working conditions, and forms of relations between employees and employers. The role of HR activities has also significantly increased. The widespread use of remote work and the increased need for temporary staff have led to the transition of forms of employment such as telework, outsourcing and outstaffing of staff from non-standard forms to standard forms. The experience gained from the «first wave» created the basis for developing further strategies to preserve employee health and maximize business protection in the new conditions.

Ключевые слова: рынок труда, пандемия COVID-19, HR-деятельность, информационные технологии, виртуальный офис.

Keywords: labor market, pandemic COVID-19, HR- activity, information technology, virtual office.

Отличительной чертой пандемии коронавируса является наличие двойного экономического шока - как от снижения спроса, так и со стороны урезанного предложения на рынке, вызванного временным закрытием целых отраслей. Необходимость массового локдауна обуславливает принципиально новый вызов для российской экономики, во все предыдущие кризисы сталкивавшейся, преимущественно, с шоками исключительно со стороны спроса[1]. Режим самоизоляции, введённый в марте 2020-го года, был существенно смягчен в августе, что позволяет использовать данный временной отрезок в качестве условной «первой волны», чтобы проанализировать влияние пандемии на рынок труда в России (хотя, на сегодняшний день, нет единого мнения касательно подобной периодизации).

Предсказуемой первичной реакцией отечественных компаний на введение локдауна и последовавшие сокращение клиентской базы стало снижение оплаты труда сотрудников. Так, согласно исследованию НИУ ВШЭ «Работа и трудоустройство в условиях эпидемии» [1], более половины российских работников заявили об урезании заработной платы и потери премий и бонусов. В то же время, значительно меньше респондентов заявляют о задержках заработной платы в период пандемии, что может говорить о действенной санкционной политике в отношении работодателей, не выполняющих требования Трудового Кодекса. Стоит отметить, что в условиях нестандартно развивающихся кризисов любые данные требуют уточнения. Официальная статистика также не поспевает за быстро меняющейся социально-экономической средой.

Исследования, проводимые крупнейшими российскими рекрутинговыми платформами, фиксируют объяснимый спад активных вакансий, обусловленный непредсказуемостью рыночной конъюнктуры в кризисный период. Наиболее распространенным типом поведения соискателей в описываемых условиях также является снижение активности, вызванное страхом потерять привычное рабочее место в ситуации экономической неопределенности. Любые исследования, касающиеся рынка труда в России, осложняются, помимо отсутствия своевременных статистических данных, высоким уровнем различий между социально-экономическими характеристиками регионов, а также уровнем распространения коронавирусной инфекции. Тем не менее, уместно отметить, что одним из самых значимых нововведений, отражающих специфику пандемического кризиса, стал массовый перевод сотрудников на удаленную работу.

В условиях массового перевода сотрудников на удаленную работу особую актуальность приобрели вопросы кибербезопасности. В то же время, на фоне общей тенденции компаний к снижению расходов, наблюдаются сокращения бюджетов на информационные технологии, в т.ч. и на информационную безопасность. В связи с этим, вопреки прогнозам, рост глобального рынка информационной безопасности не оказался внушительным, хотя и сохранил положительную тенденцию. Согласно прогнозам компании Gartner к концу 2020 г.: глобальные поставки средств защиты информации вырастут на 2,4% и достигнут 123,8 млрд. долларов; мировые расходы на информационную безопасность в 2020 будут максимальны в сфере облачных технологий (рост на 33,3% по отношению к 2019 г.) и минимальны на рынке оборудования сетевой защиты (спад на 12,6% по отношению к 2019 г.) [2].

Наиболее перспективными технологиями в облачной информационной безопасности считаются:

1. Технология пограничного (периферийного) доступа (БАБЕ): обеспечивает безопасный удаленный доступ работников сотрудников к корпоративным ресурсам из любого места и с применением различных устройств.

2. Технология управления состоянием безопасности облака (СБРМ): предназначена для компаний, использующих гибридные или мультиоблачные системы.

3. Брокеры безопасного облачного доступа (САБВ): предназначена для защиты данных в облачных приложениях и обеспечивает единую политику безопасности компании при доступе к облачным ресурсам.

Одним из следствий введения режима самоизоляции в России стало увеличение вакансий на дистанционную работу. Этот тренд коснулся, прежде всего, профессий, связанных с ИТ-сектором, сервисами обслуживания клиентской базы и онлайн-обучением. Также сохранялся устойчивый спрос на сотрудников госструктур и некоммерческих организаций - частично, такая картина имела место из-за роста вакансий медицинских работников. Существенно изменились практики деятельности ИЯ-специалистов. Более распространенными стали относительно новые методики онлайн-собеседований и удаленного оформления трудоустройства. Также фиксировалась трансформация поведения соискателей. В потенциально опасной ситуации, вызванной пандемией, многие из них были заинтересованы в поиске дистанционной вакансии, либо рабочего места рядом с домом.

Несмотря на ряд негативных социальных и экономических тенденций, коронакризис также ускорил процессы автоматизации и диджитализации в российских компаниях. Это отражает один из наиболее значимых факторов развития отечественных предприятий, а именно растущую потребность во внедрении информационно-коммуникационных технологий. Еще задолго до пандемии, цифровизация российской экономики воспринималась как основная задача, поставленная перед менеджментом компаний. Кроме существенных издержек для бизнеса, режим дистанционной занятости также обнаруживает потенциальную коммерческую выгоду. Устойчивое падение спроса на офисные помещения способно снизить арендные ставки и трансформировать организационную структуру, сделав ее более гибкой. Кроме того, новые формы трудовой деятельности актуализируют потребность во внедрении элементов виртуальной организации, которые также способствуют росту эффективности предприятия.

Пандемия коронавирусной инфекции привела к бурному росту автоматизации ИЯ-процессов. В 2019 г. отмечался низкий уровень цифровой зрелости российских компаний, который был связан, в первую очередь, с нежеланием руководителей нести

дополнительные расходы, их консерватизмом, а также отсутствием необходимых ИТ-специалистов [3]. Как правило, автоматизация затрагивала наиболее трудозатратные HR-процессы: рекрутинг, делопроизводство и расчет заработных плат и премий.[4].

Карантинные меры, привели к тому, что сегодня автоматизации подвержены, в той или иной степени, все направления HR-деятельности^]. Помимо найма, делопроизводства и системы компенсаций и льгот, в наибольшей степени автоматизированы такие сферы, как: HR-аналитика, коммуникации, оценка персонала, обучение и развитие. В меньшей степени в российских компаниях автоматизирована адаптация персонала[6].

Пандемия COVID-19 привела к стремительному росту рынка аутсорсинга и аутстаффинга персонала. Долгое время развитие аутсорсинга и аутстаффинга персонала в современной России происходило стихийно без правового регулирования, что негативно сказывалось на росте рынка данных услуг. Позитивный сдвиг произошел в 2016 году, после вступления в силу законодательной базы (ФЗ-116), позволяющей организациям оказывать услуги по предоставлению труда работников[7]. В результате в 2019 рынок аутстаффинга показал рост (по отношению к 2018 г.) на 12,2% и составил 12,4 миллиарда рублей. Наиболее востребованными сферами по привлечению временного персонала в 2019 г. являлись: природные ресурсы (нефть и газ, химия, добыча, переработка, энергетика и т.д.) - 20%, товары народного потребления - 14%, консалтинг — 13%, розничная торговля, рестораны, гостинцы - 12%, промышленное производство (кроме ТНП) - 11% и ИТ-сфера - 10%. Пандемия существенно усилила данную тенденцию. Если рассматривать рынок аутсорсинга, то в 2019 г. он показал рост (по отношению к 2018 г.) на 14,7% и составил 58,7 миллиарда рублей[8]. В условиях пандемии рост увеличился в разы и нашел отражение, в первую очередь, в таких отраслях, как: бухгалтерский учет, информационные технологии и логистика. Так, в частности, по данным Global Finance спрос на бухгалтерские услуги с марта по апрель 2020 г. вырос в 2,5 раза [9].

Как было сказано выше, неизбежным следствием глобальных кризисов является актуализация инновационных трансформаций трудовой деятельности.

Одним из подобных трендов является необходимость формирования в рамках современной социально-экономической организации информационно-коммуникационной инфраструктуры для организации работы распределенных офисных подразделений. Данные технологические системы успешно зарекомендовали себя, как в оптимизации коллективной деятельности отделов и команд, так и в более автономной среде индивидуальной рабочей активности. При формировании кадровой, управленческой и

производственной стратегии, менеджмент компании должен уделять особое внимание каждому элементу ИКТ-системы, которые имеет смысл рассмотреть отдельно:

1. Модель виртуального делопроизводства. Перманентный доступ сотрудников предприятия к нормативным документам и актуальной информации способствует повышению уровня реализуемых руководством административных функций. Для организации дистанционной профессиональной деятельности необходимы цифровые базы и архивы, расположенные на внутренних сервисах компании, созданных самостоятельно, либо с помощью стороннего лицензионного программного обеспечения.

2. Портал компании (интранет). Основанный на протоколе совместного пользования интранет, представляет собой внутреннюю приватную сеть для обмена информацией и постановке профессиональных задач. Базы данных портала состоят из личных профилей сотрудников, а также актуальных сведений о партнерах и клиентах компании. Кроме того, в условиях постоянно меняющейся рыночной конъюнктуры, определяющее значение приобретает создание собственного веб-сайта организации со свободным доступом для потенциальных потребителей и закрытыми сервисами, которыми могут пользоваться только работники предприятия.

3. Система управления взаимоотношениями с клиентами (CRM). Данный элемент ИКТ-системы позволяет обеспечивать эффективное взаимодействие с покупателями, при помощи сбора и анализа информации о клиентской базе и формирования автоматизированной модели предоставления корпоративных услуг. Развитию CRM-сервисов способствует наблюдаемый рост сектора цифрового обслуживания, в первую очередь, вызванный резким скачком интернет-продаж. Иным положительным фактором системы управления взаимоотношений с клиентами выступает оптимизация маркетинговой деятельности на предприятии.

4. Система планирования ресурсов предприятия (ERP). В наши дни, использование ERP-систем считается важным условием стабильного функционирования любой бизнес-организации. Основой данной цифровой модели является корпоративная стратегия, ориентированная на оптимизацию ресурсов, с помощью интегрированного пакета прикладного программного обеспечения, которое, в свою очередь, формирует масштабную модель охвата персональных данных и производственных процессов во всех сегментах деятельности предприятия.

Под влиянием рыночных трансформаций и новых вызовов - таких, как пандемия Covid-19 и тотальный локдаун экономики — все больше современных компаний внедряют во внутреннюю среду элементы виртуальных офисов и диджитализации. Подобный тренд

обуславливается не только кризисными условиями и внешними угрозами, которым посвящена данная статья, но и необходимостью совершенствования моделей функционирования предприятия. Понимая под виртуальной организацией тип предприятий, базирующихся на инновационных технологиях и интеллектуальном капитале, можно утверждать, что данные категории, так или иначе, затрагивают широкий спектр социально-экономических акторов.

Цифровизация организационных процессов ставит принципиально новые задачи перед HR-менеджментом. В первую очередь, имеет смысл отметить изменения организационной структуры, которые требуют инновационного подхода со стороны руководства компании. Таким образом, приоритетом для организаций, которые намерены внедрять технологии виртуального офиса, является сохранение и развитие системы горизонтальных связей. При этом, наличие формальной иерархии также необходимо - в этом проявляется вечная задача поиска «золотой середины», актуальной для любой управленческой системы. Любой современной компании для эффективного функционирования необходимы высококвалифицированные кадры, чья деятельность основана на высоком уровне автономности и индивидуализации, а потому не требует жесткой регламентации со стороны руководства. По этой причине, кадровым специалистам требуются все более сложные модели работы с персоналом, отвечающие быстроменяющейся трудовой среде, суть которых не сводится к статусному иерархическому воздействию, но предоставляет сотруднику свободу действий и, с учетом этого, оптимизирует координацию его работы[10]. Все вышеперечисленное создаёт относительно новый для российской экономики феномен виртуальной организации, характеризующийся наличием цифровых структур и моделей менеджмента, а также принципиально отличных от традиционных систем методов взаимодействия с клиентской базой и внешними институтами.

Таким образом, пандемия COVГО-19 привела к кардинальным изменениям на российском рынке труда. Произошли существенные изменения в востребованности профессий, условиях труда, формах отношений между работниками и работодателями. Также существенно повысилась роль HR-деятельности. Широкое распространение удаленной работы и возросшая потребность в временном персонале привели к переходу таких форм занятости, как телетруд, аутсорсинг и аутстаффинг персонала, из категории нестандартных форм — в стандартные. Полученный опыт от «первой волны» создал базу для разработки дальнейших стратегий для сохранения здоровья сотрудников и максимальной защиты бизнеса в новых условиях.

Московский экономический журнал №11 2020 Список литературы

1. Гимпельсон В.Е, Капелюшников Р.И. Рынок труда под натиском коронавируса// Центр трудовых исследований ВШЭ [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/369698959.pdf (дата обращения: 23.11.2020).

2. «Коронакризис» меняет приоритеты в сфере защиты информации [Электронный ресурс]. URL: https://www.cnews.ru/reviews/security2020/articles/obzor_rynka_ib (дата обращения: 23.11.2020).

3. Автоматизация рабочих процессов для отдела HR [Электронный ресурс URL: https://it-guild.com/info/blog/avtomatizatsiya-rabochikh-protsessov-dlya-otdela-hr/ (дата обращения: 20.11.2020).

4. Как автоматизирован рекрутмент в российских компаниях [Электронный ресурс]. URL: https://sergievposad.hh.ru/article/26288 (дата обращения: 20.11.2020).

5. Михайлов А.А., Федулов В.И. Подходы к управлению персоналом в условиях удаленной занятости// Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - №29(3). С. 222226.

6. Планы компаний до конца 2020 года: автоматизация HR- процессов [Электронный ресурс]. URL: https://antalrussia.ru/планы-компаний-до-конца-2020-года-автомат/ (дата обращения: 22.11.2020).

7. Михайлов А.А., Тихонов А.И., Дегтярев Б.А. Аутсорсинг и аутстаффинг персонала в современной России: состояние и перспективы // Московский экономический журнал. — 2018. — №4.

8. Рынок подбора, предоставления персонала и аутсорсинга: результаты 2019 и реальность 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://achaz.ru/news/news_detail_16_754/ (дата обращения: 22.11.2020).

9. Спрос на бухгалтерские услуги вырос в 2,5 раза за месяц [Электронный ресурс]. URL: https://buybrand.ru/news/27750/ (дата обращения: 22.11.2020).

10. Михайлов А.А., Федулов В.И. Феномен виртуальных организаций в современных условиях // Московский экономический журнал. — 2020. — №10.

11. Tikhonov A.I. (2019) The use of networking in staff recruitment: recommendations and referral programs // Amazonia Investiga. 8 (19), P. 521-528.

12. Kraev V.M., Tikhonov A.I. Risk management in human resource management // TEM Journal: Technology, Education, Management, Informatics. 2019. Т. 8. № 4. P. 1185-1190.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.