ЭКОНОМИКА ТРУДА И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
ECONOMICS AND PERSONNEL MANAGEMENT
УДК 316.774 DOI 10.24411/2618-9852-2020-15409
ББК 65.056
СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА
М. Э. Мартынова, С. Г. Камшилов
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
Выполнен анализ использования цифровых Ж-технологий в условиях общемировой пандемии коро-навируса применительно к хозяйствующим субъектам РФ. Дана прогнозная оценка трансформации технологий HRM на ближайшую перспективу.
Ключевые слова: рекрутинг, Ш.-диджитал, пандемия, цифровизация, коронавирус.
SPECIFIC PERSONNEL MANAGEMENT
IN THE CONDITIONS OF THE CORONAVIRUS PANDEMIC
M. Е. Martynova, S. G. Kamshilov
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia
I The analysis of the use of digital HR technologies in the context of the global coronavirus pandemic in relation to the economic entities of the Russian Federation is carried out. A predictive assessment of the transformation of HRM technologies for the near future is given.
Keywords: recruitment, pandemic, digitization, coronavirus, HR-digital.
Пандемия коронавируса на текущий момент является определяющим внешним фактором, который вынуждает адаптировать (а порой и существенно изменять) большинство бизнес-процессов предприятий. В первую очередь это касается коммуникаций — как внутри организации, так и при взаимодействии с клиентами. Если в первую волну пандемии средние и крупные предприятия ограничивались лишь временными схемами по изменению бизнес-процессов, то осенью пришло понимание, что менять модели придется достаточно существенно.
В рамках введенных в РФ ограничений на операционную деятельность большинству предприятий сферы сервиса приходится при взаимодействии с потребителями очень быстро перестраиваться на ходу. Это проявляется
в тотальной востребованности цифровых решений как по управлению персоналом, так и по кас-томизации. Удаленный формат деятельности работников становится нормой для хозяйствующих субъектов. Следствием такого формата является переход взаимодействий «организация — клиент» в онлайн-среду, использование платформенных решений, облачных технологий и ресурсов социальных сетей. В частности, резко возрастает нагрузка на всевозможные сервисы видеокоммуникаций: Microsoft Teams, Skype, Cisco'sWebex, Zoom.
Следует отметить, что пандемия и введенный в РФ режим повышенной готовности серьезно повлияли на планы организаций по развитию бизнеса в сторону минимизации издержек и сокращения деятельности. Ряд средних и малых
предприятий стали отправлять сотрудников в отпуск на неопределенный срок, сокращать зарплаты или приостановили подбор сотрудников. Однако часть предприятий, прежде всего в производственной сфере, по-прежнему продолжают нанимать персонал. Так, по данным рекрутинговой компании AntalRussia, в феврале прекратили набор сотрудников 12 % работодателей, а в марте уже 40 %. Доля тех, кто планировал замещение освободившихся вакансий, за месяц сократилась с 47 до 21 % [2].
Ускоренное внедрение цифровых технологий требует такой же быстрой адаптации и развития новых знаний и новых методов НЯ-работы в условиях пандемии. Цифровые технологии предназначены для постоянно меняющегося метода, применяемого организацией для найма, управления и поддержки людей. Автоматизация многих процессов, повышение скорости операций, разнообразие возможностей, гибкость — все это сейчас объективная необходимость.
Вместе с тем именно быстрота изменений, диктуемая пандемией, обусловливает недостатки цифровизации в такой период. Они заключаются в следующем:
— усложнение процесса управления;
— нехватка квалифицированных сотрудников, занимающихся технологией HR-digital;
— большой объем накопленной информации и необходимость обработки по технологиям BigData;
— неисследованные психологические особенности взаимоотношений организации и работников «на удаленке».
Поэтому разработка практических руководящих принципов, которые будут способствовать повышению эффективности системы управления персоналом и росту производительности труда сотрудников на основе использования цифровых технологий, сейчас чрезвычайно важна.
Выделим и достоинства HR-digital в период пандемии:
— некоторый рост производительности труда сотрудников за счет адаптации последних к существующему положению вещей;
— повышение эффективности системы управления персоналом за счет усиления учетных функций, что в целом ведет к росту конкурентоспособности организаций, более устойчивому ее положению на рынке.
Отметим, что одним из ключевых последствий появления новых цифровых технологий для рынка труда в России является наличие возможностей для удаленной работы специалистов разного спектра (удаленной работы персонала организации). Фрилансинг, удаленная работа
не требуют территориальной привязки работника к месту нахождения организации-работодателя. Исчезают различные ограничения — транспорт, нехватка персонала, общение с другими работниками и пр.
В цифровом мире завоевывают популярность внештатная работа и аутсорсинг. По данным Всемирной организации труда, число удаленных сотрудников во всем мире составляет 17 %, в то время как в Японии и США оно уже достигло почти 40 % [5]. В Северной Америке и Западной Европе сегодня не менее 30 % компаний уже производят управление заработной платой на стороне, и эта тенденция растет. В Бельгии аутсорсинг достигает 90 %.
Исследовательское подразделение HeadHunter в РФ провело опрос соискателей на предмет их отношения к удаленной работе. Опрос показал, что среди работающих соискателей 31 % работают удаленно. Из них 14 % являются внештатными сотрудниками, а 17 % — удаленными сотрудниками в платежных ведомостях компаний [6]. Управление довольно значительной частью сотрудников — удаленным персоналом — является необходимостью, и важно использовать новые современные подходы и принимать во внимание особенности такой работы.
Цифровые технологии также позволяют автоматизировать многие задачи в области управления персоналом, в результате чего производительность труда будет увеличена, а расходы будут сокращены.
Пандемия коронавируса заставила многие компании переосмыслить подходы к подбору персонала. Автоматизация рекрутмента, о которой как о перспективном тренде уже давно говорят разработчики профильных 1Т-ресурсов и специалисты в области НЯ, стремительно набирает обороты. Но пандемия наконец изменила мнение людей на этот счет, заставила активнее внедрять новые решения [3].
В перспективе все больше функций рекрутмента будет переходить от человека к компьютеру и искусственному интеллекту. Уже есть примеры, когда компании или рекрутинговые агентства создают чат-бота для прескрининга — первичного отбора кандидатов. Бот связывается с заинтересованным соискателем и направляет ему короткий тест с серией вопросов под конкретную должность.
«Авито-Работа» запустила бота, который помогает соискателям находить работу или подработку [7]. В коротком диалоге бот формирует небольшое резюме на основе стандартных данных о желаемой должности, зарплате и локации и предлагает пользователям три под-
Специфика управления персоналом в условиях пандемии коронавируса
ходящие вакансии в день, сводя ручной поиск к минимуму.
Главный тренд текущих условий ведения бизнеса — это smart-рекрутинг и zero-HR [8]. А пандемия коронавируса только подстегнула их развитие. Прежде всего это про внедрение технологий, автоматизирующих процесс подбора персонала, и снижение вовлеченности человека на всех этапах найма. К зтаг^рекрутингу также относится внедрение реферальных программ, когда поиск новых кадров опирается на рекомендации сотрудников и использование соцсетей для поиска кандидатов: с теми, чей профиль в соцсетях отвечает запросу рекрутера, можно быстро связаться в мессенджере.
Личные встречи с соискателями во время пандемии не практикуются. По данным исследования KPMG «Действия HR в ситуации пандемии», 49 % крупных российских компаний уже перевели очные собеседования полностью в онлайн, 22 % сделали это частично. К первым относится, например, «Ростелеком». В компании действует интеллектуальная система подбора персонала ЮHR, которая охватывает полный цикл процесса поиска нужного сотрудника [2; 4].
Формат дистанционного найма не потеряет популярности и после окончания пандемии. В онлайне останутся собеседования, тестовые задания, обмен документами и даже инструктаж.
Объем работы у HR-службы в период пандемии претерпел следующие изменения:
— у половины респондентов увеличился,
— у 38 % предприятий снизился.
Приоритетные задачи HR-службы в 2020 году: перевод на дистанционный формат работы и организация работы сотрудников в этих условиях, повышение лояльности, вовлеченности, удовлетворенности сотрудников, оптимизация уровня оплаты труда и систем мотивации, увольнение персонала, забота о здоровье сотрудников.
Большинство HR-специалистов отмечают сложность работы в режиме постоянной неопределенности. Среди особенностей выполнения задач выделяются также отсутствие нормативной базы, противоречивость информации от государственных органов, сопротивление изменениям, демотивация и снижение эффективности работы сотрудников, а также необходимость повышенного внимания к безопасности сотрудников на предприятии [1].
Работа вне офиса становится широко распространенной альтернативой для всех стран. Количество удаленного обучения, виртуальных совещаний и встреч будет непременно расти. Поиск талантов упрощается благодаря дистанционной работе, вы более не привязаны к определенной географии. Ресурсы, которые удается аккумулировать, снижая административные расходы, затраты на аренду офисов, необходимо будет направить на программы поддержки ментального и психического здоровья сотрудников. Фокус — на диджитализацию персонала на всех уровнях, регулярные инвестиции в технологии и 1Т-инструменты. Бизнес станет более консервативным, это будет проявляться в особом внимании к любым расходам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нагибина, Н.И. HR-DIGITAL: цифровые технологии в управлении человеческими ресурсами / Н. И. Нагибина, А. А. Щукина // Науковедение. — 2017. — № 1 (38).
2. Подцероб, М. Как пандемия повлияла на российский рынок труда [Электронный ресурс] / М. Подце-роб. — URL: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2020/04/01/826854-kak-pandemiya-rinok-truda (дата обращения 11.11.2020).
3. Новые обязанности HR после снятия ограничений по коронавирусу [Электронный ресурс]. — URL: https://www.hr-director.ru/article/67675-testirovanie-sotrudnikov-na-covid-i-drugie-obyazannosti-hr-ov-posle-12-maya-20-m05 (дата обращения 07.11.2020).
4. Обзор трендов цифровой трансформации в HR [Электронный ресурс]. — URL: https://www.kommersant. ru/conference/632/ (дата обращения 10.11.2020).
5. Мануйлова, А. Удаленная работа становится ближе [Электронный ресурс] / А. Мануйлова. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/3220754/ (дата обращения 10.11.2020).
6. Сколько у нас фрилансеров и где они работают: результаты опроса [Электронный ресурс]. — URL: https://ekaterinburg.hh.ru/article/24036/ (дата обращения 12.11.2020).
7. Новые технологии на рынке труда: Авито-Работа запустила бота для быстрого поиска работы [Электронный ресурс]. — URL: https://prmira.ru/article/novyie-tehnologii-na-ryinke-truda-avito-rabota-zapustila-bota-dlya-byistrogo-poiska-rabotyi/ (дата обращения 13.11.2020).
8. ТОП-15 трендов в рекрутинге в 2020 году [Электронный ресурс]. — URL: https://hr-profi.ru/news/top-15-trendov-v-rekrutinge-v-2020-godu/ (дата обращения 14.11.2020).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Мартынова Мария Эдуардовна — магистрантка факультета управления Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. [email protected]
Камшилов Сергей Геннадьевич — кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. [email protected]
REFERENCES
1. Nagibina N.I., Shchukina A.A. HR-DIGITAL: cifrovye tekhnologii v upravlenii chelovecheskimi resursami [Digital Technologies in Human Resource Management]. Naukovedenie [Science of science], 2017, no. 1 (38). (In Russ.).
2. Podcerob M. Kak pandemiya povliyala na rossijskij rynok truda [How the pandemic affected the Russian labor market]. Available at: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2020/04/01/826854-kak-pandemiya-rinok-truda, accessed 11.11.2020. (In Russ.).
3. Novye obyazannosti HR posle snyatiya ogranichenij po koronavirusu [New HR responsibilities after coronavirus restrictions lifted]. Available at: https://www.hr-director.ru/article/67675-testirovanie-sotrudnikov-na-covid-i-dru-gie-obyazannosti-hr-ov-posle-12-maya-20-m05/, accessed 07.11.2020. (In Russ.).
4. Obzor trendov cifrovoj transformacii v HR [Overview of digital transformation trends in HR]. Available at: https:// www.kommersant.ru/conference/632/, accessed 10.11.2020. (In Russ.).
5. Manujlova A. Udalennaya rabota stanovitsya blizhe [Remote work is getting closer]. Available at: https://www. kommersant.ru/doc/3220754/, accessed 10.11.2020. (In Russ.).
6. Skol'ko u nas frilanserov i gde oni rabotayut: rezul'taty oprosa [How many freelancers we have and where they work: survey results]. Available at: https://ekaterinburg.hh.ru/article/24036/, accessed 12.11.2020. (In Russ.).
7. Novye tekhnologii na rynke truda: Avito-Rabota zapustila bota dlya bystrogo poiska raboty [New technologies in the labor market: Avito-Work launched a bot for quick job search]. Available at: https://prmira.ru/article/novyie-teh-nologii-na-ryinke-truda-avito-rabota-zapustila-bota-dlya-byistrogo-poiska-rabotyi/, accessed 13.11.2020. (In Russ.).
8. TOP-15 trendov v rekrutinge v 2020godu [TOP 15 trends in recruiting in 2020]. Available at: https://hr-profi.ru/ news/top-15-trendov-v-rekrutinge-v-2020-godu/, accessed 14.11.2020. (In Russ.).