Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ СТРУКТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ'

ФАКТОРЫ СТРУКТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / СТРУКТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЭКОНОМИКА / САНКЦИИ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ТРАНСПОРТИРОВКА / ЛОГИСТИКА / АДАПТАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Космачева Надежда Михайловна

Статья посвящена проблемам структурной перестройки хозяйственной деятельности Ленинградской области в результате санкционного давления и ограничения международных взаимодействий, возникшим в 2022-2023 гг. В работе анализируются следующие факторы, способные оказать влияние на структуру экономики региона: трансформация логистических и транспортных возможностей; прекращение или приостановление деятельности ряда иностранных предприятий; сложности с применением и поставкой иностранных технологических линий, инновационных и информационных технологий; ограничения на экспорт продукции; повышение объемов производства в оборонно-промышленном секторе; усиление государственной поддержки отдельных отраслей, в первую очередь малого и среднего бизнеса. Делается вывод, что в регионе происходят изменения структуры экономики, но, вероятнее всего, они будут иметь краткосрочный характер, поскольку ленинградские предприятия имеют значительный потенциал гибкости и адаптивности к сложившимся условиям, который подкрепляется существенной поддержкой региональных органов власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Космачева Надежда Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF ECONOMIC STRUCTURAL TRANSFORMATION IN THE LENINGRAD REGION UNDER NEW CONDITIONS

The article is focused on the problems of structural restructuring of economic activity of the Leningrad Oblast as a result of sanctions pressure and restrictions on international interactions that emerged in 2022-2023. The paper analyzes the following factors that can affect the structure of the region’s economy: transformation of logistics and transportation capabilities; termination or suspension of a number of foreign enterprises; difficulties with the application and supply of foreign technological lines, innovation and information technologies; restrictions on exports; increased production volumes in the defense industry sector; increased state support of certain industries, primarily small and medium-sized businesses. Conclusion is made that changes in the structure of the economy are taking place in the region, but, most likely, they will be of a short-term nature, since Leningrad enterprises have a significant potential for flexibility and adaptability to the existing conditions, which is supported by the substantial support of the regional authorities.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ СТРУКТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ»

Научная статья УДК 332.1(470.23)

https://doi.org/10.24158/tipor.2023.6.16

Факторы структурной трансформации экономики Ленинградской области

в новых условиях

Надежда Михайловна Космачева

Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Россия, n.kosmacheva@lengu.ru

Аннотация. Статья посвящена проблемам структурной перестройки хозяйственной деятельности Ленинградской области в результате санкционного давления и ограничения международных взаимодействий, возникшим в 2022-2023 гг. В работе анализируются следующие факторы, способные оказать влияние на структуру экономики региона: трансформация логистических и транспортных возможностей; прекращение или приостановление деятельности ряда иностранных предприятий; сложности с применением и поставкой иностранных технологических линий, инновационных и информационных технологий; ограничения на экспорт продукции; повышение объемов производства в оборонно-промышленном секторе; усиление государственной поддержки отдельных отраслей, в первую очередь малого и среднего бизнеса. Делается вывод, что в регионе происходят изменения структуры экономики, но, вероятнее всего, они будут иметь краткосрочный характер, поскольку ленинградские предприятия имеют значительный потенциал гибкости и адаптивности к сложившимся условиям, который подкрепляется существенной поддержкой региональных органов власти.

Ключевые слова: регион, структурная трансформация, экономика, санкции, промышленность, транспортировка, логистика, адаптация, государственная поддержка

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Космачева Н.М. Факторы структурной трансформации экономики Ленинградской области в новых условиях // Теория и практика общественного развития. 2023. № 6. С. 133-142. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.6.16.

Original article

Factors of Economic Structural Transformation in the Leningrad Region under New Conditions

Nadezhda M. Kosmacheva

Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russia, n.kosmacheva@lengu.ru

Abstract. The article is focused on the problems of structural restructuring of economic activity of the Leningrad Oblast as a result of sanctions pressure and restrictions on international interactions that emerged in 20222023. The paper analyzes the following factors that can affect the structure of the region's economy: transformation of logistics and transportation capabilities; termination or suspension of a number of foreign enterprises; difficulties with the application and supply of foreign technological lines, innovation and information technologies; restrictions on exports; increased production volumes in the defense industry sector; increased state support of certain industries, primarily small and medium-sized businesses. Conclusion is made that changes in the structure of the economy are taking place in the region, but, most likely, they will be of a short-term nature, since Leningrad enterprises have a significant potential for flexibility and adaptability to the existing conditions, which is supported by the substantial support of the regional authorities.

Keywords: region, structural transformation, economy, sanctions, industry, transportation, logistics, adaptation, state support

Funding: Independent work.

For citation: Kosmacheva, N.M. (2023) Factors of Economic Structural Transformation in the Leningrad Region under New Conditions. Theory and Practice of Social Development. (6), 133-142. Available from: doi:10.24158/ti-por.2023.6.16 (In Russian).

Введение. Стремление к сбалансированному устойчивому развитию в России находится под влиянием регулярно возникающих внешних факторов, дестабилизирующих экономические и информационные составляющие производственных процессов. Ведение хозяйственной деятельности в условиях беспрецедентного санкционного давления, ограничения глобальных и меж-страновых финансовых и логистических взаимодействий, переориентация предпринимателей на

© Космачева Н.М., 2023

более выгодные формы хозяйствования приводят к существенным трансформациям в структуре экономической деятельности всей страны и ее регионов. Особо это касается тех регионов России, которые до 2022 г. активно ориентировались на экспортные потоки и выстраивание логистического взаимодействия с недружественными в настоящее время государствами, в частности со странами Европейского союза.

Одним из таких регионов является Ленинградская область, которая, будучи приграничной зоной, на протяжении более чем 30 лет была встроена в международную, национальную и региональную интеграцию (Чернышов, 2018). Но сегодня регион столкнулся с существенными внешними ограничениями, связанными с усилением противороссийских экономических санкций, сокращением возможности получения финансовой помощи из Фонда национального благосостояния и высокой зависимостью инфраструктурных отраслей от внешних инвесторов. На этом фоне ключевые преимущества области, такие как доступная инфраструктура, наличие эффективных мер поддержки инвесторов, доступ к трудовым ресурсам, значительный потребительский рынок, сохранились. Однако, например, такие достоинства региона, как выгодное географическое положение, наличие крупных транспортно-логистических узлов, в том числе морских, торговых портов в Усть-Луге, Приморске, Высоцке, Выборге, в определенном смысле снизили свою важность. Возникла проблема ухода ряда зарубежных производственных предприятий (заводов IKEA, Nokian Tyres и др.), и пока актуальным для региона остается вопрос о судьбе данных предприятий, в том числе их сохранении или изменении профиля производства, равно как и возможностей использования научных технологий и разработок, произведенных в зарубежных странах, при одновременной необходимости наращивания выпуска продукции для оборонно-производственного комплекса. В связи с этим научно-практический интерес представляет анализ факторов, влияющих на структуру промышленного производства в региональной экономической системе в современных условиях.

Методология исследования. Основной целью работы выступила оценка факторов, трендов и перспектив изменения структуры промышленного сектора Ленинградской области под влиянием возникших в 2022-2023 гг. внешних экономико-политических ограничений. В качестве метода исследования использовался структурный компонент системного подхода, позволяющий анализировать экономику в границах конкретного субъекта Федерации с позиции содержания и взаимосвязи составных частей как внутренней формы системы.

Материалы исследования. Ленинградская область расположена на Северо-Западе России, через нее проходит государственная граница со странами Евросоюза - Финляндией и Эстонией. Регион граничит с пятью субъектами России: Новгородской, Псковской, Вологодской областями, Республикой Карелия и Санкт-Петербургом. Общая площадь региона, включающего 17 районов и Сосновоборский ГО, составляет 94 667,7 кв. км, на которой на 1 января 2023 г. проживало 2 027,1 тыс. человек.

В объеме валового внутреннего продукта России доля Ленинградской области в 2021 г. составляла 1,34 %. Ежегодно в абсолютном выражении размер ВРП области увеличивается, по оценочным данным в 2022 г. он достиг 1,6 трлн р., обнаруживая поступательную динамику, в том числе на 109,6 % к показателю 2021 г. (рисунок 1).

1 600 1 400 1 200 1 000 800 600 400 200

1 623

1 481

1 224 1 238

1 147

2018 2019 2020 2021 2022 (пр.)

Рисунок 1 - Динамика изменения валового регионального продукта Ленинградской области в 2018-2022 гг., млрд р.1

0

1 Составлено на основе данных из следующих источников: Инвестиционный портал Ленинградской области [Электронный ресурс]. URL: https://lenoblinvest.ru (дата обращения: 18.06.2023) ; Мониторинг Ленинградской области [Электронный ресурс]. URL: http://monitoring.lenreg.ru (дата обращения: 18.06.2023).

Регион обладает диверсифицированной экономической структурой и значительной долей в структуре валового регионального продукта промышленного производства (39,1 % в 2021 г.), услуг транспортировки и хранения (12,4 %) (рисунок 2).

2020 г.

4,6

Промышленность

Транспортировка и хранение

Оптовая и розничная торговля

Операции с недвижимостью

Строительство

Сельское хозяйство

Госуправление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение

Другое

2021 г.

■ Промышленность

■ Транспортировка и хранение

■ Оптовая и розничная торговля

■ Операции с недвижимостью

■ Строительство

■ Сельское хозяйство

Госуправление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение

Другое

Рисунок 2 - Структура валового регионального продукта Ленинградской области в 2020 и 2021 гг., %1

При этом почти 4/5 в структуре производственной деятельности составляют обрабатывающие производства (рисунок 3). По итогам 2022 г. в структуре последних в отгруженной продукции наибольшую долю занимали кокс и нефтепродукты (24,7 %), химические вещества и продукты (15,6), пищевые продукты (14,6), бумага и бумажные изделия (7,6), резиновые и пластмассовые изделия (4,0 %) и др.

1 Составлено на основе данных из следующего источника: Показатели развития региона [Электронный ресурс] // Мониторинг Ленинградской области. URL: http://monitoring.lenreg.ru/pokazateli-razvitiya-regiona (дата обращения: 18.06.2023).

2 000 000 1 800 000 1 600 000 1 400 000 1 200 000 1 000 000 800 000 600 000 400 000 200 000

0

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг

■ Добыча полезных ископаемых

■ Обрабатывающие производства

■ Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

■ Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

Рисунок 3 - Динамика основных показателей развития промышленности Ленинградской области за 2018-2022 гг., млн р.1

Индекс промышленного производства в Ленинградской области в 2021 г. увеличился по отношению к данным 2020 г. - 107,6 %. В 2022 г. он уменьшился (97,1 % к 2021 г.)2, что было обусловлено снижением показателей в обрабатывающих производствах, добыче полезных ископаемых, энергетическом секторе. Наблюдалось сокращение объемов выпуска машин и оборудования - в 6,6 раза, продукции деревообрабатывающей промышленности - 2,3, производства резиновых и пластмассовых изделий - 1,8, неметаллической минеральной продукции - в 1,7 раза3. Положительную динамику продемонстрировал объем услуг по транспортировке и хранению, оказанных крупными и средними организациями в Ленинградской области (возрос на 24,1 % в 2022 г. и составил 24,0 млрд р.). Перевозки грузов автотранспортом в области увеличились на 22,8 % и достигли 2 млн т.

Объем инвестиций в основной капитал за январь - декабрь 2022 г. по сравнению со значениями января - декабря 2021 г. по области повысился на 11,6 % и составил 997,5 и 545,7 млрд р. соответственно; 67,3 % достигли инвестиции на строительство зданий и сооружений, включая расходы на улучшение земель. Главным источником финансирования явились привлеченные средства - 56,7 % от общего объема вложений. Основная доля инвестиций по области направлена на обрабатывающие производства (47,1 %); транспортировку и хранение (22,3); обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха (7,8 %). На начало 2023 г. в регионе на разных стадиях реализации находятся 154 инвестиционных проекта с общим объемом вложений 4,2 трлн р., в том числе крупнейший проект химического производства «Ев-роХим - Северо-Запад-2» с годовой мощностью производства 1,4 млн т карбамида и 1 млн т аммиака. В 2022 г. в области вели деятельность 17 564 микропредприятия, 1 798 малых предприятий (без микропредприятий), 234 средних предприятия.

1 Составлено на основе данных из следующего источника: Данные ежегодного мониторинга [Электронный ресурс] : 2022 // Мониторинг Ленинградской области. URL: http://monitoring.lenreg.ru/pokazateli-razvitiya-regiona/dostizhenie-osnovnyx-pokazatelej/dannye-ezhegodnogo-monitoringa (дата обращения: 18.06.2023).

2 Основные показатели [Электронный ресурс] // Мониторинг Ленинградской области. URL: https://clck.ru/34pMN7 (дата обращения: 18.06.2023).

3 Краткая информация о социально-экономическом положении Санкт-Петербурга и Ленинградской области в январе-феврале 2023 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Росстата. URL: https://78.rosstatgov.nj/storage/mediabank//ITOr_022023.pdf (дата обращения: 18.06.2023).

2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.

Результаты исследования. Анализ динамики показателей экономической деятельности за последние 3 года позволил сделать вывод, что структурная трансформация экономики Ленинградской области может быть обусловлена воздействием ряда факторов, способных изменять удельный вес компонентов в структуре экономики и связанных с текущей реакцией зарубежного и отечественного бизнеса на внешнеполитические обстоятельства, нарушающие действие рыночных отношений в мировой экономике.

Первым фактором следует считать трансформацию логистических и транспортных возможностей региона. Сложившаяся ситуация существенно воздействует на грузопотоки, проходящие через российские порты на Балтийском море, в основном за счет сокращения заходов судов под иностранными флагами (Нидерландов, Финляндии, Либерии, Панамы, Кипра и др.) и отказа крупнейших морских перевозчиков работать с Россией (Maersk, MSC, CMA CGM, Hapag-Lloyd, Yang Ming и др.). Такие компании, как HMM и ONE, ограничили прием отправлений в крупнейшие отечественные порты. Уменьшение грузооборота также продиктовано ответными контрсанкциями российской стороны, в результате которых суда конкретного недружественного государства могут быть не допущены в порты.

Основное сокращение грузопотоков произошло в Балтийском регионе (грузооборот в 2022 г. составил 245,5 млн т, что на 2,9 % меньше показателя 2021 г.1), тогда как, например, арктические, азово-черноморские и дальневосточные порты, наоборот, увеличили оборот (рисунок 4). Стивидорные компании и их собственники проводят адаптационную политику, ориентируют грузы на новые направления.

30 -

20

10

0

-10

-20

-30

-40

■ Грузооборот ■ Перевалка сухих грузов ■ Перевалка наливных грузов

Рисунок 4 - Темпы прироста грузооборота морских портов российских бассейнов в 2022 г. по сравнению с данными 2021 г., %2

Сокращение грузооборота портов Балтийского бассейна произошло главным образом за счет уменьшения перевалки сухих грузов на 18,1 %. В частности, ситуация касается снижения объемов погрузок угля, от поставок которого отказываются европейские страны, а отгрузка угля из балтийских портов для азиатских потребителей, по оценке экспертов, является нерентабельной3.

1 Грузооборот морских портов России за 12 месяцев 2022 г. [Электронный ресурс] // Ассоциация морских торговых портов. URL: https://www.morport.com/rus/news/gruzooborot-morskih-portov-rossii-za-12-mesyacev-2022-g (дата обращения: 18.06.2023).

2 Рисунки 4 и 5 составлены на основе данных из следующего источника: Грузооборот морских портов ...

3 Годованник Л. Уголь в минусе, но нефть - в прорыве [Электронный ресурс] // 47news. 2023. 23 янв. URL: https://47news.ru/articles/225152 (дата обращения: 18.06.2023).

21,3

-35,1

В сложившихся условиях такие порты Ленинградской области, как многопрофильная Усть-Луга (объем грузооборота в 2022 г. 124,1 млн т) и порт Приморск (57,1 млн), показали положительную динамику в отличие от порта Санкт-Петербурга (38,8 млн т), что в первую очередь связано с возможностями портов региона переваливать наливные грузы (нефть, нефтепродукты и сжиженный газ) (рисунок 5). Санкт-Петербургский порт в большей степени ориентирован на сухие грузы, в том числе контейнеры, оборудование, промтовары, одежду, перевалка которых через Санкт-Петербург оказалась затруднена в связи с усилившимся в Евросоюзе контролем за грузами, поставляемыми в Россию.

20 10 0 -10 -20 -30 -40 -50

13,5

7,8

1 ■■

Усть-Луга Приморск Больш -П ой порт Санкт- Высоцк СО

этербур га -5,2

-37,5

Рисунок 5 - Темпы прироста грузооборота портов Балтийского моря в 2022 г. по сравнению с данными 2021 г., %

Таким образом, существующая транспортно-логистическая инфраструктура региона способна гибко переориентироваться на новые транспортные потоки (Двас, Бушенева, 2022). Анализ показал, что порты Ленинградской области смогли адаптироваться под изменения транспортных потоков и в отличие от Санкт-Петербурга не потеряли транспортной мощи. В результате в структуре экономики региона вероятно увеличение доли раздела «транспортировка и хранение».

Вторым фактором является уход иностранных предприятий с рынков региона. На 2022 г. в Ленинградской области было зарегистрировано около 300 производственных и промышленных организаций, чьими владельцами выступают иностранные граждане1, из которых 43 приостановили или прекратили работу в результате ситуации, сложившейся после объявления начала специальной военной операции2. Существенным ударом для экономики региона стала приостановка работы предприятий автопрома. В начале 2020 г. сборкой автомобилей и выпуском комплектующих деталей в области занимались более 20 предприятий. В основном это были японские и корейские концерны, заявившие о приостановке деятельности3. За период с февраля 2022 г. по настоящее время об уходе из области сообщили такие крупные организации, как Bail Corporation (завод по производству алюминиевых банок во Всеволожском районе); Fiskars (предприятие по выпуску садовых инструментов в Тосненском районе); Henkel AG (производство строительных смесей в Тосненском районе); IKEA (мебельное производство в Тихвинском районе); Ingspan (завод сэндвич-панелей и металлоконструкций в Гатчинском районе); Nokian Tyres (завод по выпуску шин во Всеволожском районе); Smurfit Kappa (производитель упаковки во Всеволожском районе); Valio (фирма размещала контрактные производства на молокозаводах области); Yura Corporation Rus (производитель комплектующих для санкт-петербургского завода Hyundai в Кингисеппском районе). Ряд иностранных компаний недружественных России стран продолжают деятельность на территории Ленинградской области и Санкт-Петербурга, однако им приходится корректировать работу. Конечную цифру ухода иностранных компаний с территории области пока представить сложно, но, по экспертной оценке, эти потери могут составить до 3 тыс. рабочих мест4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Новикова О. В Ленобласти зарубежные компании продают или передают активы новым владельцам [Электронный ресурс] // АБН. 2022. 23 окт. URL: https://abnews.ru/2022/10/23/v-lenoblasti-zarubezhnye-kom-panii-prodayut-ili-peredayut-aktivy-novym-vladelczam (дата обращения: 18.06.2023).

2 Горшкова М. Власти Ленинградской области заместят 3 тысячи рабочих мест после ухода иностранных компаний [Электронный ресурс] // Нева.Тудэй. 2022. 29 июля. URL: https://neva.today/news/2022/7/29/383337 (дата обращения: 18.06.2023).

3 Дрозденко А. Экономика Ленобласти в эпоху турбулентности [Электронный ресурс] // Дайджест по итогам BRIEF'22. С. 6-8. URL: https://lenoblinvest.ru/wa-data/public/site/data/lenoblinvest.ru/Дайджест_2022.pdf (дата обращения: 18.06.2023).

4 Горшкова М. Указ. соч.

Тем не менее уже сейчас можно говорить о ряде трендов в изменении структуры экономики. Необходимо отметить сокращение долей отдельных отраслей, в частности мебельного, целлюлозно-бумажного производства, строительных материалов и резиновых изделий. Как показывает опыт распоряжения активами бывших западных торговых предприятий, например производственными помещениями Nokian Tyres во Всеволожске, на их территории планируют располагаться торговые предприятия. В марте 2023 г. стало известно о приобретении активов IKEA в Тихвине ведущим деревообрабатывающим предприятием Республики Коми «Лузалес»1, однако виды и объемы производства, планируемого новым собственником, пока повод для обсуждения.

Третьим фактором является проблема применения иностранных технологических линий, инновационных и информационных технологий, а также разного рода комплектующих, которые не выпускаются в России. Запрет на поставки привел к временному дисбалансу логистических и производственных цепочек. Поскольку переориентация на новых поставщиков требует времени и дополнительных затрат, то, по данным оперативного опроса Банка России, в 2022 г. издержки возросли у 86 % предприятий региона2.

Здесь также можно увидеть противоречивые примеры. В некоторых ситуациях иностранный бизнес выкупается российским менеджментом и сохраняется и как производственные площадки, и как партнеры. В других ситуациях российские предприниматели формируют свой штат на основе сотрудников из представительств, прекративших деятельность (например, ИТ-компании). На предприятиях региона отмечаются набирающая темпы цифровая трансформация экономических процессов и автоматизация производственных предприятий уже на базе отечественного программного обеспечения. Так, были выкуплены российские и белорусские отделения французской Schneider Electric и на российском рынке появилась компания под названием Systeme Electric. Под этой маркой теперь функционирует завод по выпуску электротехнического оборудования среднего и низкого напряжения и оборудования промышленной автоматизации «Электромоноблок» в Гатчинском районе3. Невозможность использования отдельных технологий или товаров в 2022 г. приводила к сокращению объемов производственной деятельности. В частности, Тихвинский вагоностроительный завод в середине 2022 г. был вынужден приостановить работу вследствие отсутствия уплотнителя подшипника, который приобретался в США. Выходом из ситуации стали изменение страны поставщика уплотнителя и изготовление смазки подшипника по имеющейся формуле компанией «Лукойл»4.

Таким образом, предприятия Ленинградской области поступательно решают вопрос об им-портозамещении или организации деятельности вне взаимодействия с иностранными контрагентами из недружественных стран. В целом ленинградские компании показали высокую степень гибкости и адаптации к новым условиям. Положительными факторами в данном направлении выступили возможность оперативно обеспечить производства отечественными комплектующими, сырьем и материалами, а также успешное перенаправление части товарных потоков через более удобные логистические маршруты. В связи с этим структурные изменения в экономике возможны, но, вероятнее всего, они будут иметь кратковременный характер.

Четвертым фактором являются ограничения на экспорт продукции. Предприятия региона традиционно выступали экспортерами товаров и услуг на внешние рынки (объем экспорта из региона в 2021 г. составил 8 369,7 млн долл. США)5. Основным рынком сбыта для предприятий Ленинградской области были страны Европы в силу территориальной близости, наличия крупных портов и международных транспортных коридоров6. Товарная структура экспорта региона в 2021 г. приведена на рисунке 6.

1 Вязовкина Н. IKEA теперь точно все. Активам шведского концерна в России нашли новых хозяев [Электронный ресурс] // Фонтанка.ру. 2023. 16 февр. URL: https://www.fontanka.ru/2023/02/16/72066383/ (дата обращения: 18.06.2023).

2 Региональная экономика: комментарии Главного управления Банка России [Электронный ресурс]. 2023. № 17 // Официальный сайт Банка России. https://cbr.ru/Collection/Collection/File/43707/report_01022023.pdf (дата обращения: 18.06.2023).

3 Рудычева Н. Было-стало: новые бренды иностранных компаний на российском ИТ-рынке [Электронный ресурс] // CNews. 2023. 28 февр. URL: https://www.cnews.ru/articles/2023-02-27_inostrannye_kompanii_ushli_iz_ros-sii (дата обращения: 18.06.2023).

4 Андреева Е., Андреева Ю. Губернатор Ленобласти: есть громкие политические заявления, но тихие экономические шаги [Электронный ресурс] // ТАСС. 2022. 18 июня. URL: https://clck.ru/34pMhg (дата обращения: 18.06.2023).

5 Товарная структура экспорта Ленинградской области в 2021 г. [Электронный ресурс] // Ленинградская область'2021 : краткий стат. сб. СПб., 2021. С. 89. URL: https://clck.ru/34pMqg (дата обращения: 18.06.2023)

6 Дубинкин Е. Разворот на юго-восток: петербургские экспортеры изучают Азию и Африку [Электронный ресурс] // Ведомости. 2022. 6 апр. URL: https://vedomosti-spb.ru/economics/articles/2022/04/06/916931-razvorot-peterburgskie-eksporteri (дата обращения: 18.06.2023).

■ Минеральные продукты

■ Продукция химической промышленности, каучук

■ Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

■ Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье

■ Металлы и изделия из них

■ Машины, оборудование и транспортные средства

■ Другие товары

■ Текстильные изделия и обувь

Рисунок 6 - Товарная структура экспорта из Ленинградской области

в 2021 г., %1

Так, в силу географического положения регион 80 % продукции лесопромышленного производства экспортировал в Западную Европу и Скандинавию, в результате санкционных ограничений в первом полугодии 2022 г. произошло снижение объемов выпуска продукции деревопе-реработки - мебели, стеновых панелей, щитовых домов, идущей на экспорт2. В результате политики санкций и контрсанкций ленинградские экспортеры в 2022 г. были вынуждены искать новые рынки сбыта, направляя свои поставки в том числе в страны Азии и Африки. Помощь в данном направлении оказала и реализация национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Другим вариантом выхода из кризисного состояния стала переориентация компаний на внутренние рынки. В частности, за счет государственной поддержки произошла переориентация предприятий лесопромышленного комплекса по строительству щитовых домов на возведение зданий для переселения из ветхого и аварийного жилья.

Пятым фактором является то, что в Ленинградской области вероятно повышение объемов производства в оборонно-промышленном секторе, предприятия которого широко представлены на всей территории региона. В 2022-2023 гг. государственный оборонный заказ в целом по стране существенно увеличился: в 2022 г. - на 600-700 млрд р.3, за первый квартал 2023 г. - в 1,5 раза4, в итоге многие предприятия комплекса вынуждены работать в две смены. Государственная политика по данному направлению нацелена на то, что в этом секторе должны появляться новые эффективные производители. Существующие предприятия должны быть готовы работать в новом формате и создавать оборонную продукцию необходимого количества и качества, в результате чего вероятно увеличение доли продукции оборонного комплекса в общем объеме выпускаемой продукции.

Шестым фактором является усиление государственной поддержки отдельных отраслей, в первую очередь малого и среднего бизнеса. В 2022 г. численность занятых на предприятиях малого бизнеса в Ленинградской области составила 57,8 тыс. человек, в 2021-м - 57,4 тыс.5 Отметим, что такие предприятия в периоды кризисов нуждаются не только в эффективной внешней поддержке, но и в переориентации на диверсифицированные производства и сбыт для обеспечения устойчивого экономического развития (Космачева, 2022). Малый и средний бизнес сильно интегрирован не только во внутреннюю экономику, но и во внешнюю, зависим от основных трендов ее развития и, имея потенциал к адаптации, способен быстро трансформироваться под необходимые логистические связи и требования рыночной конъюнктуры.

1 Составлено на основе данных из следующего источника: Товарная структура экспорта Ленинградской области ...

2 Дрозденко А. Указ. соч.

3 Ельчанинов А. Гособоронзаказ в 2022 г. вырастет на 600-700 млрд р. [Электронный ресурс] // Интерфакс. 2022. 10 июня. URL: https://www.interfax.ru/business/845699 (дата обращения: 18.06.2023).

4 Минобороны увеличит гособоронзаказ в 1,5 раза в 2023 г. [Электронный ресурс] // Коммерсант. 2022. 30 нояб. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5694658 (дата обращения: 18.06.2023).

5 Основные показатели деятельности малых предприятий [Электронный ресурс] // Официальный сайт Росстата. URL: https://78.rosstat.gov.ru/folder/56080 (дата обращения: 18.06.2023).

1

В области данное направление реализуется успешно. Так, региональные власти в 2022 г. помогли выйти на международный рынок 31 предприятию малого и среднего бизнеса. С помощью регионального Центра поддержки экспорта за 9 месяцев ленинградские производители заключили 63 договора о поставках своей продукции за границу, что является лучшим показателем по Северо-Западному федеральному округу1. Также в районах области открываются бизнес-инкубаторы, в частности в 2023 г. в поселке Тайцы Гатчинского района планируется открыть первый в регионе бизнес-инкубатор для развития креативных индустрий, где к концу года смогут разместиться около 50 резидентов2. Но в качестве проблемы следует отметить то, что многие предприниматели недостаточно осведомлены о существующих мерах поддержки либо в силу разных причин не решаются ими воспользоваться. Поэтому в настоящее время власти региона заявляют о принятии решений по созданию удобной экосистемы для поддержки инвесторов - «Зеленого коридора для инвестора»3, что позволит избежать избыточных проверок и контроля.

Заключение. Таким образом, сегодня промышленное производство рассматривается как основной стратегический ресурс и внутренний источник развития национальной и региональной экономики. В условиях беспрецедентного санкционного давления 2022-2023 гг. производственные предприятия Ленинградской области смогли реализовать многие адаптационные меры: изменили контрагентов, в том числе за счет российских производителей, поменяли логистические цепочки, оптимизировали расходы, наладили отечественный выпуск комплектующих и запасных частей, освоили отдельные виды работ по сервисному обслуживанию, эффективно использовали меры поддержки региональных властей и инфраструктурных институтов. Соответственно, можно сделать вывод, что регион двигается по пути смешанной структурной перестройки, с одной стороны, ориентируясь на внутренние ресурсы (производство комплектующих, импортозаме-щение), с другой - осуществляя поиск возможности установления новых договоренностей и путей взаимодействия с зарубежными компаниями из дружественных стран. Следовательно, экономическая структура региона в силу выявленных факторов не претерпит существенной долговременной трансформации.

Некоторые изменения возможны в повышении общей доли транспортировки, в том числе сокращении транспортировки насыпных грузов и увеличении наливных - в силу изменения маршрутов поставок ленинградских морских портов; возрастании доли торговли в ущерб развитию производства (в силу ухода иностранных промышленных предприятий); сокращении доли технологических, экспортных компаний, предприятий малого и среднего бизнеса; увеличении доли предприятий военно-промышленного комплекса. Но приведенные тренды, вероятнее всего, будут иметь краткосрочный характер и действовать на протяжении не более 2-3 лет, после чего, при условии грамотного государственного регулирования, экономика региона вернется к стабильной и устоявшейся структуре производства.

Список источников:

Двас Г.В., Бушенева Ю.И. Трансформация стратегических приоритетов развития транспортных каркасов приграничных регионов под влиянием геополитических и геоэкономических изменений // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2022. № 4 (71). С. 4-10. https://doi.org/10.52897/2411-4588-2022-4-4-10.

Космачева Н.М. Трансформация рисков малого и среднего предпринимательства // Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир : сб. ст. XIII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / отв. ред. Н.М. Космачева. СПб., 2022. С. 55-63.

Чернышов П.П. Перспективные инвестиционные проекты Ленинградской области // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2018. № 4. С. 66-68.

References:

Chernyshov, P.P. (2018) Promising investment projects in Leningrad region. Herald of Education and Science Development of Russian Academy of Natural Sciences. (4), 66-68. (In Russian)

Dvas, G.V. & Busheneva, Yu.I. (2022) Transformation of strategic priorities for the development of transport frameworks of border regions under the influence of geopolitical and geo-economic changes. Ehkonomika Severo-Zapada: Problemy i Perspek-tivy Razvitiya. (4), 4-10. Available from: doi:10.52897/2411-4588-2022-4-4-10. (In Russian)

1 Нацпроекты: Центр поддержки экспорта Ленобласти - в числе лучших в стране [Электронный ресурс] // Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области. 2023. 9 февр. URL: https://econ.lenobl.ru/ru/news/57610 (дата обращения: 18.06.2023).

2 Гатчинский район сохраняет устойчивый экономический рост [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства Ленинградской области. 2023. 10 марта. URL: https://lenobl.ru/ru/dlya-smi/news/58530 (дата обращения: 18.06.2023).

3 Зеленый коридор для инвестора. Система поддержки бизнеса 360° [Электронный ресурс] // Инвестиционный портал Ленинградской области. URL: https://lenoblinvest.ru/investoru/green-corridor (дата обращения: 18.06.2023).

Kosmacheva, N.M. (2022) Transformation of the Risks of Small and Medium-Sized Businesses. In: Kosmacheva, N.M. (ed.) Problems and Ways of Socio-Economic Development: City, Region, Country, World: Collection of Articles of the XIII All-Russian Scientific-Practical Conference with International Participation. Saint Petersburg, LGU im. A.S. Pushkina, 55-63. (In Russian)

Информация об авторе Н.М. Космачева - доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономики и управления, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Россия. https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=353017

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author N.M. Kosmacheva - D.Phil. in Economics, Professor, Head at the Department of Economics and Management, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russia. https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=353017

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 13.04.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 11.05.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 27.06.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.