Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ, ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ И ПРОБЛЕМЫ РЫНКА БУХГАЛТЕРСКИХ УСЛУГ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ'

СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ, ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ И ПРОБЛЕМЫ РЫНКА БУХГАЛТЕРСКИХ УСЛУГ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1929
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / АУТСОРСИНГ БУХГАЛТЕРСКИХ УСЛУГ / РЫНОК БУХГАЛТЕРСКИХ УСЛУГ / ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чиркова Виктория Андреевна

В статье проводится краткий анализ тенденций развития рынка бухгалтерских услуг в Ленинградской области РФ до и в условиях пандемии коронавируса. Автор дает характеристики услуг и расценок на них, сравнивает основных акторов рынка аутсорсинга бухгалтерских услуг в Ленинградской области. Оцениваются тенденции развития рынка аутсорсинга, рассматриваются и анализируются две основные проблемы, с которыми сталкивается данная отрасль в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATUS, DEVELOPMENT TRENDS, IMPACT OF THE PANDEMIC AND PROBLEMS OF THE ACCOUNTING SERVICES MARKET IN THE LENINGRAD REGION

The article briefly analyses trends in the development of the accounting services market in the Leningrad region of the Russian Federation before and during the coronavirus pandemic. The author gives the characteristics of the services and rates and compares the main actors in the market for outsourced accounting services in the Leningrad region. The article assesses trends in the outsourcing market and examines and analyses two of the main challenges faced by the industry in the current environment.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ, ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ И ПРОБЛЕМЫ РЫНКА БУХГАЛТЕРСКИХ УСЛУГ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ:

СФЕРА УСЛУГ

УДК 657.1(470.23):616-036.21

Чиркова В. А.

Состояние, тенденции развития, влияние пандемии и проблемы рынка бухгалтерских услуг в Ленинградской области

В статье проводится краткий анализ тенденций развития рынка бухгалтерских услуг в Ленинградской области РФ до и в условиях пандемии коронавируса. Автор дает характеристики услуг и расценок на них, сравнивает основных акторов рынка аутсорсинга бухгалтерских услуг в Ленинградской области. Оцениваются тенденции развития рынка аутсорсинга, рассматриваются и анализируются две основные проблемы, с которыми сталкивается данная отрасль в современных условиях.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, аутсорсинг бухгалтерских услуг, рынок бухгалтерских услуг, Ленинградская область.

ГРНТИ: Экономика и экономические науки 06.71.51 Экономика сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства и смежных отраслей в целом.

ВАК: 08.00.05

Chirkova V. A.

Status, development trends, impact of the pandemic and problems of the accounting services market in the Leningrad region

The article briefly analyses trends in the development of the accounting services market in the Leningrad region of the Russian Federation before and during the coronavirus pandemic. The author gives the characteristics of the services and rates and compares the main actors in the market for outsourced accounting services in the Leningrad region. The article assesses trends in the outsourcing market and examines and analyses two of the main challenges faced by the industry in the current environment.

Key words: accounting, outsourcing of accounting services, accounting services market, Leningrad region.

JEL classifications: L 86

© Чиркова В. А., 2020 © Chirkova V. A., 2020

Известно, что бухгалтер должен постоянно повышать свой уровень знаний и квалификацию, так как в условиях постоянного совершенствования информационных технологий при сохранении строгих требований к ведению учета [1] все чаще происходит введение новых форм отчетности, изменение сроков сдачи отчетности, появление электронной отчетности, переход на электронные кассы. В рамках компаний это достаточно дорогой процесс, который сопровождается отсутствием работника на рабочем месте в периоды обучения [9]. Аутсорсинг бухгалтерских услуг, активно развивающийся последние несколько лет [5; 7; 8; 11], способен решить не только эту проблему. Например, у аутсорсин-говой компании намного больше возможностей для быстрого реагирования на требования государственных налоговых и контролирующих органов, чем у штатного бухгалтера. Развитие аутсорсинга в современных реалиях можно рассматривать как естественный результат совершенствования процессов управления организацией [6].

В условиях кризиса такие опции становятся еще более востребованными. Неудивительно, что рынок аутсорсинга бухгалтерских услуг в целом по России в последнее время сильно изменился. Спад в экономике приводит к уменьшению спроса на услуги для бизнеса в целом, и бухгалтерское сопровождение бизнеса не исключение. Однако положительной стороной этого процесса является то, что в условиях пандемии всем организациям приходится развиваться быстрее и предлагать потребителю более качественную, интересную и в некотором смысле новую услугу.

Рассмотрим состояние рынка аутсорсинга бухгалтерских услуг в Ленинградской области. Это быстроразвивающийся регион [3; 12; 13], руководство которого уделяет значительное внимание законопослушному предпринимательству в разных отраслях и сферах [2; 4; 14].

По нашим наблюдениям, цены на бухгалтерские услуги в Ленинградской области довольно различны. Во многом они зависят от того, насколько крупная компания, оказывающая бухгалтерские услуги, давно ли она существует на рынке. Но самым главным критерием является,

ЭКОНОМИКА НОВОГО МИРА: науч. журн. 2020 г. Том 5. № 3 (Вып. 18). С. 40

конечно же, профессионализм сотрудников, ведущих бухгалтерию. Средние расценки на бухгалтерские услуги в Ленинградской области сведены нами в табл. 1.

Таблица 1

Средние расценки на бухгалтерские услуги в Ленинградской области в 2020 г.

Наименование компании Цена, р. Ед. изм.

Ликвидация ООО 15 000 шт.

Дополнительные отчеты - составление отчетности в ГУСО 3000 услуга

Декларация по НДС (включая обработку до 20 документов) 1000

Заполнение деклараций 5001000

Электронная сдача отчетности по ТКС - отправка в ИФНС 300 услуга

Нулевая отчетность ИП (квартальная) 1045 квартал

Абонементное бухгалтерское обслуживание организации на ОСНО, выгрузка первичной документации в нашу базу 500010000 усл/мес

Нулевая отчетность для ОСН при наличии электронной от- 1550

четности

Обработка документов для подготовки отчетности и книг за каждый обработанный документ 40

Декларация по транспортному налогу (один автомобиль) 500

Оформление товарной накладной (до трех позиций) 100

Бухгалтерское сопровождение (от 51 до 100 операций) УСНО, ЕНВД 72205000 месяц

Нулевая отчетность для ОСН (годовая) 2360 год

Консультации по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения - на постоянной основе, в квартал 3500 услуга

Отчет в ПФР по форме РСВ-1 и индивидуальные сведения (до двух работников) 500

Абонементное бухгалтерское обслуживание организации на ОСНО, каждое дополнительное обособленное подраз- 15005000 усл/мес

деление

Индивидуальные предприниматели - ЕНВД ежеквартальная сдача 700 усл/мес

Дополнительные отчеты - составление отчетности в Минюст для НКО 1000 услуга

Абонементное бухгалтерское обслуживание организации на ЕНВД услуги 400010000 усл/мес

Бухгалтерское сопровождение при количестве проводок от 0 до 20 4000 месяц

Подготовка первичной документации: платежное поручение, счет, счет-фактура, акт, накладная 243 1 документ

Декларация 3-НДФЛ при покупке жилья с ипотекой 400

Отчетность для ОСН (годовая) 7080 год

Подготовка и сдача нулевой годовой отчетности 1250 1 шт.

Устные консультации 300 ответ

ЭКОНОМИКА НОВОГО МИРА: науч. журн. 2020 г. Том 5. № 3 (Вып. 18). С. 41

Составление пакета налоговой и бухгалтерской отчетности в ИФНС (ежеквартально) - «нулевой баланс» 2000 услуга

Оформление книги учета доходов и расходов ИП по УСН 500

Декларация по земельному налогу 500

Декларация по НДС (нулевая) 350

Декларация по налогу на прибыль (нулевая) 350

Очевидно, что цены на рынке бухгалтерского аутсорсинга формируются на основании различных показателей и не имеют единого или «официального» стандарта ценообразования. Известно, что стоимость услуг формируется исходя из совокупности показателей, однако всегда есть основной показатель, от которого зависит стоимость аутсорсинго-вых услуг. В основном это количество первичной документации, бухгалтерских проводок, фактическое время бухгалтера (почасовая тарификация), прибыль клиента [7].

Для сравнительного анализа цен на бухгалтерские услуги специализированных аутсорсинговых компаний мы выбрали наиболее продвинутые в этой области города: Москву, Санкт-Петербург и Казань (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительный анализ предлагаемых бухгалтерских услуг аутсорсинговыми компаниями

Наименование услуги Стоимость, р.

Компания «Петрос Гарант», Москва

Подготовка и сдача нулевой отчётности в ИФНС и фонды (кварталы) 5000

ООО на УСН 6 % (в месяц) 8000

ООО на УСН 15 % (в месяц) 12000

ООО на ОСНО (в месяц) 14000

ИП 5000

ООО «БК „АЛЬГРАС"», Санкт-Петербург

Бухгалтерское обслуживание ООО и ИП на УСН (до 7 операций) 1970

Бухгалтерское обслуживание ООО и ИП на УСН (до 15 операций) 2660

Бухгалтерское обслуживание ООО и ИП на УСН (до 30 операций) 4670

Бухгалтерское обслуживание ООО и ИП на УСН (до 50 операций) 6800

Бухгалтерское обслуживание ООО и ИП на УСН (до 70 операций) 8640

Бухгалтерское обслуживание ООО и ИП на УСН (до 100 операций) 11510

Продолжение табл. 2

Бухгалтерское обслуживание ООО и ИП на УСН (до 130 операций) 14400

Бухгалтерское обслуживание ООО и ИП на УСН (до 160 операций) 16790

Бухгалтерское обслуживание ООО и ИП на ОСН (до 7 операций) 2365

Бухгалтерское обслуживание ООО и ИП на ОСН (до 15 операций) 3192

ООО «Интер Грин», г. Казань

Тариф самостоятельный УСНО 4000

Тариф самостоятельный ОСНО 6000

Тариф стандартный УСНО 7000

Тариф стандартный ОСНО 9000

Тариф беззаботный УСНО 9000

Тариф беззаботный ОСНО 11000

Можно прийти к выводу, что компании предлагают разные пакеты услуг и их стоимость варьируется от 5000 до 11 000 р. в зависимости от содержания пакета услуг. К примеру, компания ООО «Интер Грин», г. Казань, предлагает комплексный пакет услуг.

Несмотря на распространенное мнение, что услугами предприятий, оказывающих бухгалтерские услуги, пользуются только крупные компании, малый и средний бизнес также заинтересован в удаленном бухгалтерском обслуживании, так как для них это выгоднее, чем иметь штатного бухгалтера: не нужно платить заработную плату, страховые взносы и выделять средства на содержание рабочего места.

Услугами аутсорсера могут воспользоваться практически все сектора российской экономики: от ЖКХ и государственного управления до нефтяной промышленности и энергетики. В основном на практике услугами уполномоченной бухгалтерии пользуются торговые компании.

Основные факторы, содействующие развитию рынка бухгалтерских услуг, представлены на рис. 1.

52,5

40

20

30

50

10

0

34,9

12,6

Стремление к сокращению издержек

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Повышение конкурентоспособности предприятий за счет фокусирования на основном виде деятельности

Постоянно изменяющиеся требования бухгалтерского и налогового законодательства

Рис. 1. Факторы, содействующие развитию рынка бухгалтерских услуг, % [11]

Мы видим, что ключевым фактором здесь является стремление компаний сократить издержки.

Рынок аутсорсинга не отличается динамичностью, и более активную позицию занимает подрядчик, предлагающий заказчику свои услуги.

По данным аналитиков, при выборе предприятия по оказанию бухгалтерских услуг заказчик придерживается основных критериев:

- наличие лицензии на осуществление аудиторской деятельности при Минфине РФ;

- рейтинг фирмы;

- наличие офиса, оборудования, умение сотрудников обращаться с заказчиком;

- время работы фирмы на рынке, членство в профессиональных объединениях;

- знакомство со структурой фирмы, наличие постоянных заказчиков;

- состав, квалификация, профессиональный опыт работников, наличие у них квалификационных аттестатов;

- наличие консультационной деятельности;

- соблюдение конфиденциальности, обеспечение сохранности документов, получаемых и составляемых в ходе оказания услуг, и неразглашение содержания без согласия руководителя экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации [5].

В табл. 3 представлен общий рейтинг компаний России, предоставляющих бухгалтерские услуги в 2020 г.

Таблица 3

Общий рейтинг компаний России, предоставляющих бухгалтерские услуги в 2020 г.

Место Балл Город Компания

1 9,8 Москва BDO Unicon Outsourcing - один из крупнейших в России поставщиков услуг аутсорсинга бизнес-процессов и поддержки приложений на базе SAP. Компания является частью группы BDO Unicon в России, занимающей 5-е место по обороту среди аудиторско-консалтинговых компаний в мире

2 9,7 Москва BELLERAGE в составе Международного альянса XLNC готов предоставить своим клиентам широкую линейку аутсорсинговых, консалтинговых и аудиторских решений в Европе, Азии и США. Вся команда - а это свыше 100 партнеров и 1000 специалистов по всему миру -нацелена на оказание профессиональных услуг, соответствующих самым высоким стандартам качества

3 9,6 Санкт-Петербург Компания Global Finance представлена на рынке бухгалтерских услуг с 2001 г. В 2006 г. был сформирован основной набор предоставляемых услуг, включающий ведение бухгалтерского учета у ИП, организаций и государственных ведомств, подбор бухгалтерии и налоговое консультирование. В 2015 г. запущена программа франчайзинга. На сегодняшний день в составе холдинга по направлению бухгалтерского аутсорсинга работают 215 партнеров по России и СНГ

Продолжение табл. 3

3 9,6 Санкт-Петербург Компания Global Finance представлена на рынке бухгалтерских услуг с 2001 г. В 2006 г. был сформирован основной набор предоставляемых услуг, включающий ведение бухгалтерского учета у ИП, организаций и государственных ведомств, подбор бухгалтерии и налоговое консультирование. В 2015 г. запущена программа франчайзинга. На сегодняшний день в составе холдинга по направлению бухгалтерского аутсорсинга работают 215 партнеров по России и СНГ

4 9,5 Москва SCHNEIDER GROUP предоставляет своим клиентам в разных странах мира услуги бэк-офиса, которые нужны им для создания и развития бизнеса на территории Армении, Белоруссии, Казахстана, Польши, России, Узбекистана и Украины

5 9,4 Москва Компания MAZARS - это ведущая аудиторских компаний России, согласно российским и международным рейтингам, и одна их крупнейших аудиторских и аутсор-синговых компаний Европы, представленная в 89 странах мира

6 9,3 Москва ACSOUR accounting outsourcing - меняет рынок профессиональных услуг, показывая пример полной вовлеченности в бизнес-стратегию клиента

7 9,3 Москва АККАУНТОР - крупнейшая компания в Северной Европе, оказывающая услуги в сфере финансового и кадрового администрирования, это история более 100 семейных бизнесов, превратившихся за 70 лет в крупного международного провайдера услуг аутсорсинга и ИТ-услуг

8 9,2 Санкт-Петербург «Бейкер Тилли» в России является коммерческим обозначением группы компаний, входящей в международную сеть Baker Tilly International Ltd. Baker Tilly International, входит в десятку ведущих международных аудиторских сетей

9 9,0 Москва Компания БКГ «ИНФОРМАУДИТСЕРВИС» оказывает бухгалтерские услуги с 1992 г. и является одной из первых компаний по аутсорсингу бухгалтерских услуг в Москве

10 8,9 Москва Интеркомп предоставляет услуги аутсорсинга финансовых функций: бухгалтерского учета, кадрового администрирования, юридической и ИТ-поддержки бизнеса

Можно сделать вывод, что несомненным лидером по предоставлению бухгалтерских услуг являются Москва и Санкт-Петербург.

Однако и регионы не отстают. Так, передача на сторону бухгалтерского обслуживания становится в Ленинградской области всё более популярной, как и в целом по России.

Анализ показывает, что рынок только за 2019 г. вырос на 12 %. Успешность опыта работы в текущем 2020 г. по удаленному доступу, полученного во время карантина, только ускорит рост числа клиентов.

Рост доходов участников по итогам 2019 г. обусловлен увеличением практически во всех отдельных сегментах рынка аутсорсинга функций учёта (рис. 2).

12,9

■ Бухгалтерский и налоговый учет

■ Расчет заработной 52 6 платы

■ Кадровый учет и кадровой делопроизводство

Рис. 2. Структура доходов предприятий по оказанию бухгалтерских услуг

Ленинградской области, %

Как видим, быстрее всего росла выручка от расчёта зарплат. За последний год она увеличилась на 18 %. Чуть меньший темп роста наблюдаются в доходах от услуг по кадровому учёту и делопроизводству. По итогам 2019 г. выручка здесь выросла на 16 %. В целом по рейтингу это направление услуг в 2019 г. оказывало 33 его участника; на десять из них пришлось как минимум 58 клиентов, из которых семь - иностранного происхождения.

«В нынешних условиях формируется перспектива роста рынка и в будущем. Если учитывать то, что аутсорсинг по своей сути сводится к

обеспечению удалённой реализации непрофильных бизнес-процессов клиента, то вынужденная самоизоляция, которая вызвала необходимость подстройки участников экономики к работе в онлайн-режиме, должна укрепить почву для усиления интереса к аутсорсинг-провайдерам, и тем самым привести к новой волне спроса на их услуги» [8].

В условиях пандемии активизировался процесс цифровизации и внедрения технологических решений, которые направлены на автоматизацию бизнес-процессов. Это содействует росту отрасли и о^воигоеаЬНИу - когда большинство услуг можно будет оказывать удаленно. Провайдеры успешно используют новые подходы в своей работе, а также организацию труда своих сотрудников. То, на что раньше не хватало времени и ресурсов, во время карантина было реализовано за считанные недели.

Однако воспользоваться импульсом, который карантин придал рынку аутсорсинга, по мнению специалистов, смогут не все его участники. Трансформация сферы аутсорсинга неизбежна, но более вероятно, что причиной такой трансформации станет не кризис, а усиливающиеся процессы цифровизации, и, как следствие, активизация на рынке бухучёта компаний, которые уже располагают серьёзными мощностями в 1Т. Компаниям так называемого «классического» консалтинга предстоит наращивать свою экспертизу, предлагая уникальные немассовые решения или объединяться с партнёрами для развития своей собственной ^-инфраструктуры» [8].

Новые реалии диктуют новый спрос на новые услуги, это можно назвать девизом 2020 г. Пандемия и режим самоизоляции - несомненно, для всех напряженный и стрессовый период, время перемен и принятия быстрых решений. В период пандемии департаменты и подразделения коммерческих организаций, до этого всегда являвшиеся «бэк офисом», внезапно оказались на переднем плане - это и юристы,

и кадровики, и бухгалтера по расчету заработной платы, а результаты их работы прямо влияли на функционировании организации в целом.

По данным консалтинговых организаций, в силу новых государственных решений по оказанию поддержки бизнесу и работодателям значительно увеличился спрос на консалтинговые услуги: консультирование по вопросам трудового законодательства, расчет заработной платы, разработки шаблонов документов - примерно на 15-20 % по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. Также возросло количество индивидуальных консультационных кейсов компаний, связанных с изменением режима рабочего времени, условий труда, простоя, дисциплинарных взысканий и сокращения штата - в среднем на 18-20 %. Среди наиболее востребованных тем консультаций можно отметить: оформление кадровой документации в период режима повышенной готовности, возмещение расходов по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции, порядок индексации заработной платы и многое другое.

Дополнительно компании уже подготовились и начали переход на электронные трудовые книжки. Как и прогнозировалось, от 80 до 100 % сотрудников предпочли оставить ведение своей трудовой книжки в бумажном виде. В первом квартале 2020 г. сданы первые отчеты СЗВ-ТД, специалисты кадровых служб активно начали заниматься подготовкой и подписанием уведомлений с сотрудниками. В рамках данных законодательных изменений были востребованы как услуги по доработке локальных нормативных актов в части внесения изменений, связанных с новым форматом ведения трудовых книжек, так и услуги по сдаче самой отчетности.

Многие компании, пусть и вынужденно, высоко оценили плюсы удаленного ведения кадрового делопроизводства и расчета заработной платы, а также обратили внимание на такое преимущество аутсорсинга,

как бесперебойность оказания услуги: пандемия позволила увидеть то, что ранее было сложно перевести в рубли. Так, многие организации уже сейчас понимают возможность в дальнейшем применения вынужденных мер оптимизации (сокращение штата, изменение условий работы и т. д.).

Среди драйверов спроса на услуги отмечаются сложные правила расчёта заработной платы и меняющийся состав отчётности. Уже нескольких лет расчёт заработной платы становится всё более сложным и обособленным от бухгалтерского учёта. Кадровый учёт в полном соответствии с требованиями законодательства обязывают иметь всё более квалифицированный персонал и, как следствие, значительно инвестировать в обучение и развитие. Расширяется и усложняется набор обязательной отчётности: например, существенно объёмнее стала отчётность по НДФЛ. В таких условиях бизнесу экономически выгоднее отдать расчёт заработной платы и КДП профессиональным провайдерам.

Из-за пандемии компании стали переходить на удаленную работу, поэтому начали заказывать у специализированных компаний консалтинг на эту тему и помощь с переходом на электронный документооборот. Поэтому спрос на услуги в этой области не снижался в течение 2020 г. Для аутсорсинга это идеальное время. При этом, конечно, многие отрасли сильно пострадали от вируса, малый и средний бизнес не пережил карантин. Есть мнение, что компании, оказывающие услуги мелкому российскому бизнесу, уйдут с рынка вслед за своими клиентами. Таким образом, выживут только крупные провайдеры, у которых был накоплен запас прочности.

Все рассмотренные тренды и направления развития будут актуальными как до конца 2020 г., так и на протяжении 2021 г., что, в свою очередь, повысит востребованность услуг аутсорсинга учетных функций.

Таким образом, как показал проведенный анализ, рынок бухгалтерских услуг Ленинградской области, как и в целом по России, активно развивается в условиях карантинных мероприятий. Но в то же время развитие аутсорсинговых компаний, можно в целом согласиться с оценками специалистов [10], тормозят две основные проблемы:

1. Опасения контрагентов, связанные с особенностями удаленного документооборота. Чаще всего это:

- необходимость раскрывать аутсорсеру конфиденциальную информацию (большинство потенциальных клиентов утверждают, что это одна их главных причин отказа от услуг сторонней бухгалтерии);

- отсутствие возможности контролировать процесс бухгалтерского учета и получения в любой момент от бухгалтера нужных сведений;

- ответственность за сбор первичной документации, только при штатной бухгалтерии этот вопрос закрыт, и практического решения пока нет;

- ответственность бухгалтерии за оперативное налоговое планирование (одна из основных проблем для мелких компаний на ОСНО). Многие руководители считают, что именно бухгалтер должен планировать налоговые отчисления (как минимум контролировать сбор и правильность оформления входящих счетов-фактур и проверять добросовестность контрагентов в качестве налогоплательщиков, как максимум консультировать руководство о налоговых рисках при проведении сделок).

2. Недостаточно эффективная коммуникация и реклама.

В 2018 г. компания СаШЬп провела маркетинговые исследования спроса 987 бухгалтерских организаций в крупных городах России, в результате которого было выявлено, что:

- на большинстве сайтов отсутствуют быстрые и экономные каналы связи; чтобы связаться с бухгалтерами, клиенту нужно приложить усилия;

- рекламные бюджеты часто расходуются вхолостую, обращения клиентов в нерабочее время уходят «в никуда»;

- единственный «освоенный» канал связи - телефон, у половины компаний на сайте мобильный номер, а у 1,4 % телефон не указан вовсе;

- лишь 5 % организаций измеряют эффективность своей рекламы.

На наш взгляд, вторая проблема больше связана с общим качеством управления, в то время как первая - лишь отражение сложившегося на настоящий момент уровня разделения труда и скорости распространения привычности аутсорсинга бухгалтерских услуг. Соответственно, решение первой проблемы не зависит от конкретной компании, это лишь вопрос времени, зато решение второй проблемы - это вопрос качества управления только в конкретной организации.

Список литературы

1. О бухгалтерском учете: федер. закон РФ от 06.12.2011 № 402-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/

2. Стратегия социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/456011417.

3. Вопросы управления социально-экономическим развитием Ленинградской области: монография / под ред. Н.М. Космачевой. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2018.

4. Ежегодный отчет о результатах деятельности Правительства Ленинградской области за 2019 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://lenobl.ru/ru/gubernator/vystupleniya/.

5. Крамских А. С., Овчинникова И. В., Останина Е. В., Симонян С. Р. Бухгалтерский аутсорсинг в России // Вестник Кузбас. гос. техн. ун-та. -2015. - № 1 (107). -С. 146-150.

6. Покровская Л.Л. Аутсорсинг как инструмент управления изменениями в современной организации // Российское предпринимательство. - 2011. - № 4 (1). -С. 121-125.

7. Рассел Дж. Аутсорсинг бухгалтерии. - М.: VSD, 2013. - 167 c.

8. Сервер конвейерной бухгалтерии объявил об открытии офисов в регионах. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.vedomosti.ru/ technology/arti-cles/2020/07/24/835306-konveiernoi-buhgalterii.

9. Стукановская М.В. Организация бухгалтерского дела // European Student Scientific Journal. - 2017. - № 1 [Электронный ресурс]. - URL: http://sjes.esrae.ru/ru/arti-cle/view?id=.

10. Факторы, препятствующие развитию аутсорсинга в России // «Инфор-маудитсервис» («ИАС») [Электронный ресурс]. - URL: https://www.i-ias.ru/blog/competition_ page/outsourcing_faktori.html.

11. Федорова Е. А., Ермолов А. В. Анализ современных тенденций в аутсорсинге бухгалтерского учета // Финансовая аналитика: проблемы и решения. -2016. - № 27 (309). - С. 9-17.

12. Мониторинг Ленинградской области. Показатели развития региона. [Электронный ресурс]. - URL: http://monitoring.lenreg.ru/pokazateli-razvitiya-regiona/.

13. Kosmacheva N.M., Cherkasskaya G.V. Environmental policy and socio-economic development of the Leningrad region of the Russian Federation // International Mul-tidisciplinary Scientific GeoConference SGEM. 2018. Т. 18. № 5.3. С. 343-350.

14. Инвестиционный портал Ленинградской области. [Электронный ресурс]. -URL: http://lenoblinvest.ru/.

References

1. O buhgalterskom uchete: feder. zakon RF ot 06.12.2011 № 402-FZ. Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru/

2. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Leningradskoj oblasti do 2030 g. URL: http://docs.cntd.ru/document/456011417.

3. Voprosy upravleniya social'no-ekonomicheskim razvitiem Leningradskoj oblasti: monografiya. St. Petersburg: LGU im. A.S. Pushkina Publ., 2018.

4. Ezhegodnyj otchet o rezul'tatah deyatel'nosti Pravitel'stva Leningradskoj oblasti za 2019 g. URL: https://lenobl.ru/ru/gubernator/vystupleniya/.

5. Kramskih A. S., Ovchinnikova I. V., Ostanina E. V., Simonyan S. R. Buhgalterskij autsorsing v Rossi. Vestnik Kuzbas. gos. tekhn. un-ta. 2015. № 1 (107). РР. 146-150. Pokrovskaya L.L. Autsorsing kak instrument upravleniya izmeneniyami v sovremennoj or-ganizacii. Rossijskoe predprinimatel'stvo. 2011. № 4 (1). РР. 121-125.

6. Pokrovskaya L.L. Autsorsing kak instrument upravleniya izmeneniyami v sovremennoj organizacii. Rossijskoe predprinimatel'stvo. 2011. № 4 (1). РР. 121-125.

7. Rassel Dzh. Autsorsing buhgalterii. Moscow: VSD Publ., 2013. 167 р.

8. Server konvejernoj buhgalterii ob"yavil ob otkrytii ofisov v regionah. URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2020/07/24/835306-konveiernoi-buhgaterii.

9. Stukanovskaya M.V. Organizaciya buhgalterskogo dela. European Student Scientific Journal. 2017. № 1. URL: http://sjes.esrae.ru/ru/article/view?id=.

10. Faktory, prepyatstvuyushchie razvitiyu autsorsinga v Rossii. «Informauditservis» («IAS»). URL: https://www.i-ias.ru/blog/competition_ page/outsourcing_faktori.html.

11. Fedorova E. A., Ermolov A. V. Analiz sovremennyh tendencij v autsorsinge buhgalterskogo ucheta. Finansovaya analitika: problemy i resheniya. 2016. № 27 (309). РР. 9-17.

12. Monitoring Leningradskoj oblasti. Pokazateli razvitiya regiona. URL: http://moni-toring.lenreg.ru/pokazateli-razvitiya-regiona/.

13. Kosmacheva N.M., Cherkasskaya G.V. Environmental policy and socio-economic development of the Leningrad region of the Russian Federation. International Mul-tidisciplinary Scientific GeoConference SGEM. 2018. T. 18. № 5.3. РР. 343-350.

14. Investicionnyj portal Leningradskoj oblasti. URL: http://lenoblinvest.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.