УДК 657 doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-6-211-219
МОДА НА АУТСОРСИНГОВОЕ БУХГАЛТЕРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ: ПОЗИТИВНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
МЯЛКИНА АННА ФРАНКОВНА Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ТРЕГУБОВА ВАЛЕНТИНА МИХАЙЛОВНА
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Бухгалтерский аутсорсинг набирает всю большую популярность среди компаний малого и среднего бизнеса, поскольку использование его сводит к минимуму затраты на содержание бухгалтерской службы. Отмечается, что дальнейшее развитие аутсорсинга бухгалтерских услуг имеет положительный характер не только для компаний, заинтересованных в подобных услугах, но и для компаний, их предоставляющих и получающих значительные экономические выгоды. Цель написания данной статьи состоит в уточнении концептуальных основ аутсорсинга, в выявлении преимуществ и недостатков от использования аутсорсинговых услуг в области бухгалтерского учета, а также в выработке практических рекомендаций по его применению как инструмента повышения эффективности работы предприятия. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: дать понятие и рассмотреть особенности аутсорсинговых услуг; раскрыть особенности отечественного опыта реализации аутсорсинга; определить специфические преимущества и риски применения аутсорсинга в России; выявить проблемы во взаимоотношениях между организацией-клиентом и компанией-аутсорсером бухгалтерского учета. Для осуществления выделенных целей и задач использовались научные статьи, научно-методическая и учебная литература, а также Интернет-ресурсы. Проблематике развития и применения аутсорсинга в России и за рубежом посвящены труды таких исследователей, как: Б. А. Аникин, М. А. Быкадоров, В. Р. Курьянович В. Б. Кушниров, Н. К. Моисеева, C. B. Носков, Н. И. Петрыкина, C. B. Середа, И. С. Шелухин, A M. Шестоперов, и др. Среди зарубежных исследователей можно выделить: Дж Барте-леми, Дж. Валстром, П. Готтшальк, К. Кетлер, Дж. Куинн, Э. Спарроу, Б. Хант, Дж. Хенри и др. Однако данная тема далеко не исчерпана и требует дальнейшего теоретического осмысления, особенно по проблемам развития аутсорсинга в России, а также проработки методик определения экономической эффективности применения аутсорсинга в различных областях и сферах деятельности современных бизнес-структур.
Ключевые слова: бухгалтерское сопровождение, аутсорсинг, бухгалтерский учет, бухгалтерские услуги
В современных условиях хозяйствования организации все чаще сталкиваются с беспрецедентным давлением со стороны рынка. Выжить и добиться успеха могут лишь те организации, которые имеют реальные конкурентные преимущества, ведут бизнес наиболее эффективным способом, добиваясь высокого качества производимой продукции, работ, услуг.
Одной из наиболее современных и успешных бизнес-моделей, позволяющих добиться реальных конкурентных преимуществ, является аутсорсинг. Для начала стоит отметить, что аутсорсинг (от англ. outsourcing: (outer-source-using) - это использование внешнего источника и/или ресурса), передача организацией, на основании договора, определенных видов или функций производственной предприни-
мательской деятельности другой компании, действующей в нужной области [1].
Экономический кризис последних лет сильно повлиял на развитие аутсорсинга в России. Пережив массовые сокращения, компании пришли к тому, что гораздо эффективнее прибегать к услугам провайдеров аутсорсинга, чем держать свой штат сотрудников. В российской предпринимательской практике на аутсорсинг чаще всего передаются такие функции, как ведение бухгалтерского учета, обеспечение функционирования офиса, переводческие услуги, транспортные услуги, поддержка работы компьютерной сети и информационной инфраструктуры, рекламные услуги, обеспечение безопасности.
Сейчас аутсорсинг бухгалтерского учета уже не загадочный термин в России, а востребованный бизнес. Все больше и больше компаний в нашей стране фокусируются на своем бизнесе, а бухгалтерское сопровождение передают специализированным компаниям. На рисунке 1 представлены самые востребованные услуги аутсорсинговых компаний.
Рано или поздно любой компании приходится решать проблему оптимизации собственных расходов. Сокращения расходов каждая фирма добивается по-разному, в зависимости от профиля. Однако есть общий для всех вариант экономии: отдать выполнение части рабочих функций сторон-
ней организации - на аутсорсинг. И это справедливо: бухгалтерское сопровождение на аутсорсинге обычно обходится значительно дешевле. Решение доверить бухгалтерский учет сторонним лицам чаще всего возникает из желания сэкономить. Каждый предприниматель, осуществляя свою деятельность, стремится, чтобы его расходы живого и овеществленного труда и финансовых ресурсов были полезными и необходимыми, связанными с хозяйственным процессом и приносили ему доход и прибыль. Бесполезные и ненужные расходы, затраты и издержки должны быть, по возможности, исключены или доведены до минимума [2].
Постановка и ведение бухгалтерского!!
Рис. 1. Стандартный набор аутсорсинговых бухгалтерских услуг
В настоящее время все более популярной становится не только практика передачи простых курьерских или логистических работ на откуп специализированным компаниям, но и привлечение суперпрофессионалов, например, для бухгалтерского сопровождения. Многие компании предпочитают отдавать этот процесс на аутсорсинг, потому что зачастую это дешевле, чем держать своих бухгалтеров. Не нужно заботиться о размещении сотрудников, оборудовании их рабочих мест, к тому же можно сэкономить на зарплатных налогах. При этом качество работы не страдает, агентства даже утверждают, что квалификация их сотрудни-
ков превышает уровень подготовки специалистов, которых могут себе позволить компании малого бизнеса. В любом случае бухгалтерская компания обязуется в полном объеме возместить клиенту убытки, связанные с взысканием государственными органами санкций, причиной начислений которых явилось недобросовестное исполнение обязанностей по заключенному договору. А вот накажут ли проштрафившегося собственного бухгалтера фирмы - зависит от решения вышестоящего руководства.
Стоит отметить, что при выборе компании на бухгалтерское обслуживание одним из главных
критериев оценки должна являться благонадежность. Неблагонадежная компания может принести множество проблем, от ошибки в документах или несоблюдения сроков, указанных в договоре на бухгалтерское обслуживание, вплоть до раскрытия конфиденциальной информации. Поэтому следует убедиться в том, что компании можно доверять, еще до обращения в нее. Этот параметр можно оценить по рекомендациям клиентов, членству организации в профессиональных сообществах и наличию сертификаций. О надежности компании также можно судить по ее возрасту: высокое качество услуг обеспечивает компании долгую жизнь. Аутсорсинговые услуги начали развиваться в начале 2000-х гг., именно тогда были основаны многие компании, сейчас считающиеся профессионалами в своей деятельности.
Прежде чем заключать договор на бухгалтерское обслуживание следует тщательно просчитать реальную выгоду от передачи бухгалтерских функций на аутсорсинг. Например, стоимость нулевой отчетности у разных компаний варьируется от 1,5 тыс. до 3 тыс. за квартал. Также многое могут сказать о бухгалтерской компании Прайс-листы. Иногда более дорогое на первый взгляд предложение уже включает в себя важные услуги, которые у компаний с более низкими тарифами проходят за дополнительную плату. Например, отдельно в некоторых компаниях оплачиваются такие «мелочи», как представление клиенту доку-
ментации курьером или представительство бухгалтера. Поэтому при заключении договора на бухгалтерское обслуживание с организацией, которая будет знать всю финансовую подноготную компании, стоит внимательно изучить все условия заключения сделки, чтобы видимая экономия не привела к лишним проблемам и даже к разорению.
Небольшая компания, занимающаяся одним видом деятельности и с небольшим количеством сотрудников, может позволить себе иметь и собственного бухгалтера, которому несложно будет вести учет с помощью специальных автоматизированных программ. Штатный бухгалтер стоит дорого. В крупных городах, к примеру, найти хорошего специалиста на зарплату ниже $1000 в месяц практически невозможно. Брать на работу начинающего - большой риск. К тому моменту, когда выяснится, что учет велся неправильно, компании уже могут грозить дополнительные расходы, связанные с исправлением ошибок или уплатой пеней и штрафов. В небольшой компании, не имеющей в штате финансового директора, выяснить компетенцию собственного бухгалтера достаточно сложно. Проблемы выявляются обычно на проверках. Именно поэтому бухгалтеры порой оставляют свои компании, не дорабатывая до грядущей проверки, и увольняются заранее. Следует отметить, что стоимость услуг зависит от многих параметров (рис. 2).
Рис. 2. Параметры стоимости аутсорсинговых услуг
Но, предположим, организации удалось найти хорошего бухгалтера и за не слишком большую зарплату. Нанятый в штат сотрудник нуждается в рабочем месте с компьютером и доступом в интернет, специализированными программами и регулярно обновляемой правовой базой, нельзя забывать о мебели и канцелярии. Налоги и социальные выплаты, которые начисляются сотруднику помимо заработной платы, также нужно учитывать при расчетах затрат на штатного бухгалтера. В систематические расходы войдет и повышение квалификации бухгалтера, ведь все чаще законодательство, регулирующее ведения бухгалтерского учета и отчетности, претерпевает изменения. Итак, в зависимости от размера компании и месторасположения ее офиса условно бухгалтер обойдется фирме в 1,5-2 млн руб. в год. Зачастую для малого бизнеса такие финансовые расходы чересчур велики.
Однако цена не должна быть единственным фактором, учитываемым при выборе бухгалтерского сопровождения. В некоторых вопросах постоянная штатная бухгалтерия выигрывает у приглашенного специалиста, оказывающего эпизодические услуги. Например, можно быть уверенным в том, что штатный бухгалтер полностью сконцентрирован на делах своего работодателя. По этой причине ему легче контролировать рабочие процессы, он всегда в курсе происходящего и способен оперативно подготовить те или иные документы. Кроме того, бухгалтеру можно поручить ведение управленческого учета и делопроизводства. Приходящий же бухгалтер чаще всего ведет несколько организаций, и ждать от него полного осмысления и постоянного контроля деятельности компании бессмысленно.
Услуги бухгалтера со стороны обходятся дешевле. Ему не нужно постоянно присутствовать в офисе, он также не нуждается в закрепленном за ним рабочем месте, платят ему по договору, исключительно за результат, а не за время, проведенное на работе. Цены на услуги начинаются ориентировочно от 5 тыс. руб. в месяц - в зависимости от региона, рода деятельности компании, ее системы налогообложения и, конечно, квалификации специалиста.
Стоит отметить, что для работы с приходящим бухгалтером крайне важно заключить грамотно составленный договор, регулирующий сотрудничество, ведь аутсорсер - это не просто человек, оказывающий услугу, а именно внештатный специалист, чьи обязанности четко оговорены и ограничены. В договоре нужно определить степень ответственности приходящего специалиста, а также обратить пристальное внимание на конфиденци-
альность, то есть на соблюдение служебной и коммерческой тайн, неразглашение личных данных сотрудников и другого.
Качество аутсорсинга зависит не столько от бухгалтерской компании, сколько от сотрудников, там работающих. Если качественный аутсорсинг заявляется как преимущество перед частным бухгалтером, вас вроде бы заставляют поверить, что частный бухгалтер на аутсорсинге будет работать некачественно. Утверждение, как минимум, спорное. Иной раз все оказывается наоборот: частный бухгалтер имеет намного больше возможностей лично уделить внимание и понять ситуацию, нежели большая бухгалтерская компания [3].
В обоих случаях нужно учитывать важность квалификации и порядочности специалиста, ведь бухгалтер несет колоссальную ответственность за дела организации. Квалификацию приглашенного специалиста тоже нужно тщательно проверить. Подрабатывать на ведении бухгалтерии малых предприятий фактически может кто угодно. Как показывает практика, сотрудничество с приходящим бухгалтером может внезапно прерваться, особенно если договоры заключались только на разовые работы. Нередки случаи, когда бухгалтер устраивается на постоянную работу в организацию и у него не остается свободного времени на оказание дополнительных бухгалтерских услуг.
Опираться при поиске специалистов можно на хорошее резюме, рекомендации, а также на наличие у соискателей документов, подтверждающих их квалификацию. Определенным авторитетом среди работодателей и бухгалтеров пользуется аттестат профессионального бухгалтера, который с 1997 г. выдает Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБ России). Для получения такого аттестата необходимо заплатить довольно внушительную сумму, пройти курс обучения и сдать экзамены. Институт требует ежегодной аттестации специалистов, и потому бухгалтеры с такими аттестатами обычно в курсе всех нововведений в своей профессиональной деятельности. Периодически возникают альтернативные объединения и гильдии бухгалтеров, которые пытаются занять нишу на рынке аттестации финансовых специалистов. Однако подобная аттестация обычно сводится к тому, что желающим предлагается заплатить деньги и получить корочку. Так или иначе, подобные сертификаты указывают на серьезность намерений будущего сотрудника.
Итак, вне зависимости от того, какой тип ведения бухгалтерии выберет компания, необходимо отталкиваться не только от принципов экономии, но и от требуемого высокого качества оказывае-
мых услуг. Ведь отсутствие бухгалтерского учета и неправильное его ведение может привести не только к штрафным санкциям, но и к попаданию компании в черный список контролирующих органов, а недобросовестность сотрудника - к таким неприятным последствиям как, например, к потере документов или разглашению закрытой информации. Не исключено, что бухгалтер, найденный по объявлению, без рекомендаций, может оказаться мошенником. Так что стоит подумать, может, затраченные на хорошего специалиста средства окупятся тем, что финансы компании окажутся под надежным присмотром, а бухгалтерский учет не станет «головной болью» директора и организация спокойно сможет осуществлять свою деятельность.
В настоящий момент стал очевидным тот факт, что некоторые административные и непрофильные функции, являющиеся весьма затратными, можно передать на аутсорсинг. Это, в свою очередь, позволит сэкономить средства, придать гибкость и четкость бизнес-процессов. К сожалению, рынок аутсорсинга бухгалтерских услуг в Российской Федерации еще не достиг европейского уровня, но тенденции указывают на положительное развитие. Причин, по которым рынок российского аутсорсинга бухгалтерских услуг отстает от рынка западных стран, в основном две: невысокая степень осведомленности и опасения утечки информации. В связи с этим возникает необходимость в поиске таких компаний, предоставляющих аутсорсинговые услуги, которые существуют уже несколько лет, имеют хорошую репутацию среди пользователей и могут гарантировать полную конфиденциальность. Таким образом, можно будет сосредоточиться на основной деятельности компании, забыв о ведении бухгалтерии.
Как уже говорилось, найти для компании хорошего и компетентного бухгалтера не только дорогостоящая, но в настоящий момент просто непосильная задача. Расходы на содержание собственного бухгалтера включают в себя заработную плату, материальное обеспечение рабочего места, курсы повышения квалификации и прочее. И в связи с этим бухгалтерский аутсорсинг набирает всю большую популярность. При этом, стоит отметить, что использование бухгалтерского аутсорсинга сводит к минимуму бухгалтерские и налоговые риски компании, которые в особенности присущи малому и среднему бизнесу[4].
По данным исследования Института аутсорсинга США, особое развитие в последние годы получал именно аутсорсинг сферы бухгалтерского учета и финансов. Получены выводы о том, что
около 25 % всех компаний США передали на аутсорсинг как минимум часть бухгалтерских операций, а 75 % - функции административного характера. Нельзя не сказать и о отрицательных сторонах, связанных с использованием бухгалтерского аутсорсинга:
1. Возможность утечки информации. Данная проблема вызывать негативное отношение руководителей компании к использованию аутсортинго-вых услуг. Информация стала одним из важнейших стратегических, управленческих ресурсов. Решить эту проблему может дальнейшее развитие рынка аутсортинговых услуг, появление компаний, пользующихся доверием клиентов и хорошей репутацией.
2. Ликвидация (банкротство) компаний, предоставляющих услуги аутсорсинга. Возможность разорения компаний, которые предоставляют аут-сорсинговые услуги, может повлечь за собой потерю важных документов.
3. Сохранность документов. Данная проблема вызывать опасение руководителей компании к потере важных первичных документов и регистров бухгалтерского учета. Как известно, сбор и регистрация информации сопровождается документированием хозяйственных операций, осуществляемых в процессе ведения деятельности в организации. Первичными документами обеспечивается сплошное и непрерывное отражение хозяйственной жизни организаций в бухгалтерском учете. Этапом обобщения информации, содержащейся в первичных учетных документах, является ее накопление и систематизация в регистрах бухгалтерского учета через систему бухгалтерских счетов, двойной записи и бухгалтерской отчетности [5].
4. Необходимость проведения аудиторских проверок для оценки качества бухгалтерского учета при использовании услуг аутсорсинга.
Однако, несмотря на ряд проблем и сложностей, связанных с использованием услуг аутсор-тинга, компании все чаще к ним прибегают. По данным исследований общая сумма выручки компаний, специализирующихся на предоставлении аутсорсинга бухгалтерских услуг, на 2015 г. составила более 5 млрд руб. Такие цифры лишь подтверждают уверенность в востребованности данного вида услуг на отечественном рынке и дальнейшем росте их популярности и перспектив развития.
Проведенное исследование неоспоримо указывает на растущую популярность и спрос аутсорсинга бухгалтерских услуг. И в дальнейшем это направление в России будет только расти. Наиболее часто к аутсорсинговым бухгалтерским услугам
прибегают торговые организации и компании нефтяной и нефтегазовой промышленности. Дальнейшее развитие аутсорсинга бухгалтерских услуг имеет положительный характер не только для компаний, заинтересованных в подобных услугах, но и для компаний их предоставляющих и получающих значительные экономические выгоды. Спрос на бухгалтерские услуги стабильно растет, однако рынок нельзя назвать полностью насыщенным. Точную цифру определить затруднительно, по приблизительным подсчетам она не достигла и 50 %.
Помимо прочего на перспективы успешного развития рынка бухгалтерских услуг указывает зарубежный опыт. В Европе и США уже давно практикуется подобный опыт сокращения издержек компании, в отличие от России, где рынок бухгалтерский услуг еще относительно молод. Так, за рубежом, аутсорсинг бухгалтерии работает как система уже не одно десятилетие. Большинство заграничных фирм вообще не содержат бухгалтеров в своем штате.
Аутсорсинг бухгалтерских услуг на российском рынке существует более десятка лет, но с точки зрения мировых стандартов он не достаточно развит. Следует отметить, что аутсорсингом пользуются не так уж много российских компаний, в основном эта услуга пришлась по вкусу индивидуальным предпринимателям. Основные потребители услуги и профильные компании, предоставляющие ее, сосредоточены в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других крупных городах, причем Москва лидирует: из всех российских провайдеров в Москве находятся 30 %. Так, например, к концу 2016 г., 40 % московских компаний, предприятий и организаций перевели свою бухгалтерию на аутсорсинг, приблизительно 30 % находились в процессе перевода [6].
Однако этот взлет популярности аутсорсинга не обошелся без негативных моментов для провайдеров - жалобы на высокую стоимость услуг и на качество можно назвать болезнями роста рынка. Однако им нужно уделить более пристальное внимание. Также стоит отметить, что клиенты требуют от провайдера услуг аутсорсинга не только гарантированного сервиса, но и более пристального внимания к специфике своей отрасли. Сейчас в цене не шаблонные продукты, ориентированные на широкий круг потребителей из самых разных отраслей, но продукты, диверсифицированные под нужды каждого конкретного сектора. Клиентами, вошедших в рэнкинг провайдеров, являются представители крупного бизнеса. Средние и малые предприятия, индивидуальные предприниматели
пользуются услугами небольших аутсорсинговых компаний или частных бухгалтеров.
Объем работы провайдеров в этих случаях значительно меньше, соответственно, ниже стоимость их услуг. Однако, ввиду отсутствия наемных работников и невысокого налогообложения, наиболее известные частные бухгалтеры успешно конкурируют с некоторыми провайдерами по качеству работы и установленным ценам.
Оценки экспертов подтверждают, что бухгалтеры, занимающиеся частной практикой, составляют более половины аутсорсинга. Среди них надомники, официально зарегистрировавшиеся как индивидуальные предприниматели, а также и те, которые ведут деятельность на «нелегальном рынке», оценить величину которого не представляется возможным. Среди клиентов частного бухгалтера в основном можно выделить торговые организации с небольшой численностью работников и небольшим объемом первичной документации. К частным услугам прибегают также и предприятия малого бизнеса, применяющие спецрежимы (упрощенную систему налогообложения, систему единого налога на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог и др.). Малое предпринимательство постоянно сталкивается с такими проблемами, как инфляция, сбыт продукции и поиск клиентов и потребителей, с несовершенством законодательства в сфере налогообложения и финансово-кредитных механизмов.
Спрос на частные услуги не снижается не только благодаря их более низкой стоимости. Крупные компании, передающие свою бухгалтерию известным провайдерам, имеют достаточно прозрачный бизнес и соблюдают налоговое законодательство. Как известно, частные услуги пользуются спросом не только из-за дешевой стоимости, но также из желания владельцев бизнеса уменьшить налоговую базу, особенно на начальных стадиях развития деятельности, используя опыт частного бухгалтера, у которого, как правило, в запасе несколько вариантов минимизации налогов.
Владельцы предприятий опасаются передавать конфиденциальные сведения на сторону, а также беспокоятся о контроле работы аутсорсера и возмещении убытков в случае серьезных ошибок. Но следует отметить, что эти проблемы решаются путем грамотного составления договоров.
Важно заметить, что среди факторов, определяющих недостаточность насыщения рынка аутсорсинга бухгалтерских услуг в России, можно выделить и низкую информированность об этих услугах и недоверие к провайдерам. Не секрет, что передача конфиденциальных сведений на сторону может обернуться серьезными проблемами для
владельцев хозяйствующих субъектов. Кроме того, не совсем понятно то, как ведется контроль работы аутсорсера, и как будут возмещены убытки в случае значительных ошибок.
Рассматривая возможности дальнейшего развития рынка бухгалтерского аутсорсинга в России, можно предположить, что оно будет связано с перспективным развитием электронного документооборота, принятием специального закона, регулирующего взаимоотношения по аутсорсингу, включением в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» специального пункта о передаче бухгалтерского учета сторонней организации, автоматизацией данных услуг и использованием, так называемых интернет-бухгалтерий на удаленном доступе с использованием WEB-интерфейса, «облачных» технологий [7].
Важно подчеркнуть, что одним из немаловажных факторов, препятствующих развитию сектора аутсорсинга, является нехватка высококвалифицированных кадров. В этом направление уже ведется работа по организации обучения для аутсорсеров, программ по развитию и продвижению на мировой рынок отечественного аутсорсинга. Российской ассоциацией стратегического аутсорсинга «АСТРА» было создано в Москве подразделение мировой ассоциации аутсорсинга IAOP (International Associationof Outsourcing Professionals). Став членом мировой ассоциации аутсорсинга, российская ассоциация активно продвигает обучающие программы для аутсорсеров. Совершенствование нормативных документов в области финансов, выход России на мировую площадку аутсорсинга, устойчивый рост спроса на услугу, а также увеличение ее предложения позволяют достаточно оптимистично оценивать перспективы роста этого сектора рынка. Важно отметить, что в настоящее время российские предприятия функционируют в условиях значительной нестабильности экономической среды. Управление предприятием в условиях нестабильности требует формирования новых подходов к управлению. Перевод отдельных бизнес-процессов предприятий на аутсорсинг, использование которого способствует оперативному управлению в изменяющихся условиях хозяйствования, приводит к повышению эффективности его функционирования [8].
В заключении отметим, что проведенное исследование применения аутсорсинговых услуг бухгалтерского сопровождения показало, что имеются как позитивные стороны, так и недостатки. Несмотря на то, что бухгалтерский аутсорсинг от профессионалов всегда оправдывает ожидания клиентов, в нашей стране все еще существует ряд мифов, которыми пугают новичков [9].
Он привлекает тем, что способствует внедрению новых технологий, улучшению управляемости, как правило, снижению стоимости реализации бизнес-процессов; сокращению и контролю издержек; освобождению внутренних ресурсов для других целей; улучшению качества получаемых продуктов или услуг; фокусирует компании на основной вид деятельности; предоставляет возможности использования специализированного оборудования, знаний, технологий; снижению рисков, связанных с реализацией бизнес-процесса, экономии средств, рабочих мест, времени и др.
Среди отрицательных качеств можно выделить такие, как угроза утечки значимой информации; опасность потери рабочих мест, передачи избыточного числа значимых функций; угроза отрыва высшего менеджмента от непосредственного воздействия на бизнес-процессы; нечеткость критериев в обеспечении договорных отношений; обучение чужих специалистов в ущерб переподготовки собственных работников; сопротивление персонала, работающего на базовом предприятии; в некоторых обстоятельствах аутсорсинг наносит ущерб и оказывается дороже, чем предполагалось и др.
Аутсорсинг часто называют «феноменом ХХ в.», а также «величайшим открытием бизнеса последних десятилетий», так как лишь с конца 80-х гг. ХХ в. это понятие вошло в практику бизнеса и получило действительно широкое распространение [10]. В то же время сама идея привлечения ресурсов специализированной фирмы для решения стоящих перед организацией задач отнюдь не является новой. Эта идея и механизм ее реализации известны с тех самых пор как в экономической теории, а затем и в научном менеджменте сформировались понятия разделения труда, специализации и кооперации. Тем не менее, именно в условиях экономической глобализации разделение труда и производственная кооперация в мировом масштабе открывают совершенно новые перспективы для применения давно известных принципов организации производственной деятельности и управления ею.
Литература
1. URL: https://ru.wikipedia.org
2. Абдукаримов И. Т., Абдукаримова Л. Г. Управление затратами в предпринимательской деятельности // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 3-4(25-26). С. 11-23.
3. Никанорова Т. Б. Уловки бухгалтерских компаний. URL: https://www.profdelo.com/blog/ 29
4. Моисеева Н. К. Аутсорсинг в развитии делового партнерства. М: ИНФРА-М, 2015.
5. Информационное обеспечение предпринимательской деятельности в современных экономических
условиях: колл. монография. Мялкина А. Ф., Коровина Л. Н., Баева Е. А. [и др.] Б. Тамбов, 2017.
6. Рынок аутсорсинга бухгалтерских услуг в Москве. URL: http://www.mosbuhuslugi.ru
7. Коровина Л. Н. Аутсорсинг бухгалтерских услуг - реальность? // Саяпинские чтения сборник материалов круглого стола. 2017. С. 146-153.
8. Петрова И. В. Эффективный аутсорсинг. Механизм принятия управленческих решений. М.:РИОР Инфра-М, 2014.
9. Яковлева Е. В. Бухгалтерский аутсорсинг. URL : http://www.uk-uchet. ru/autsorsing/
10. Аникин Б. А. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента. М: ИНФРА-М, 2015.
References
1. URL: https://ru.wikipedia.org
2. Аbdukarimov I. T., Аbdukarimova L. G. Upravle-niye zatratami v predprinimatel'skoj deyatel'nosti [Management of expenses in an entrepreneurial activity] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. 2011. № 3-4(25-26). S. 11-23.
3. Nikanorova T. B. Ulovki bukhgalterskikh kompanij [Tricks of the accounting companies]. URL: https://www.profdelo.com/blog/ 29
4. Moiseeva N. K. Autsorsing v razvitii delovogo partnerstva [Outsourcing in development of business partnership]. M: INFRA-M, 2015.
5. Informatsionnoye obespecheniye predprinimatel'skoj deyatel'nosti v sovremennykh ekonomicheskikh usloviyakh: koll. monografiya [Information support of an entrepreneurial activity in modern economic conditions: multi-authored monograph]. Myalkina A. F., Korovina L. N., Baeva E. A. [i dr.] B. Tambov, 2017.
6. Rynok autsorsinga bukhgalterskikh uslug v Moskve [The market of outsourcing of accounting services in Moscow]. URL: http://www.mosbuhuslugi.ru
7. Korovina L. N. Autsorsing bukhgalterskikh uslug -real'nost'? [Is outsourcing of accounting services - reality?] // Sayapinskiye chteniya sbornik materialov kruglogo stola. 2017. S. 146-153.
8. Petrova I. V. Effektivnyj autsorsing. Mekhanizm prinyatiya upravlencheskikh reshenij [Effective outsourcing. Mechanism of adoption of administrative decisions]. M.:RIOR Infra-M, 2014.
9. Yakovleva E. V. Bukhgalterskij autsorsing [Accounting outsourcing]. URL: http://www.uk-uchet.ru/autsorsing/
10. Anikin B. A. Autsorsing i autstaffing: vysokiye tekhnologii menedzhmenta [Outsourcing and outstaffing: high technologies of management]. M: INFRA-M, 2015.
* * *
FASHION FOR OUTSOURCING ACCOUNTING MAINTENANCE: POSITIVE AND NEGATIVE SIDES
MYALKINA ANNA FRANKOVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
TREGUBOVA VALENTINA MIKHAYLOVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
Accounting outsourcing gains all great popularity among the companies of small and medium business as use minimizes it charges of accounting service. Authors noted that further development of outsourcing of accounting services has not only positive character for the companies interested in similar services, but also for the companies, them providing and receiving considerable economic benefits. The purpose of this article consists in specification of conceptual bases of outsourcing, in detection of advantages and shortcomings from use of outsourcing services in the field of accounting and also in development of practical recommendations about its application as instrument of increase in overall performance of the enterprise. For achievement of this purpose authors set the following tasks: to give a concept and to consider features of outsourcing services; to reveal features of domestic experience of realization of outsourcing; to define specific advantages and risks of application of outsourcing in Russia; to reveal problems in relationship between the organization client and the company outsourcer of accounting. For implementation of the allocated purposes and tasks authors used scientific articles, scientific and methodical and educational literature and also Internet resources. There are works of such researchers devoted to a perspective of development and application of outsourcing in Russia: B.A. Anikin, M.A. Bykadorov, V.R. Kuryanovich V.B. Kushnirov, N.K. Moiseeva, C. B. Socks, N.I. Petrykin, C. B. Sereda, I.S. Shelukhin, A. M. Shestoperov, etc. It is possible to distinguish from foreign researchers: J. Barthélémy, J. Valstr, P. Gottshalk, K. Ketler, J. Kuinn, E. Sparrou, B. Hunt, J. Henri, etc. However this subject is not exhausted and demands further theoretical judgment, especially on problems of development of outsourcing in Russia and also studies of tech-
niques of determination of economic efficiency of application of outsourcing in various areas and spheres of action of modern business structures.
Key words: accounting maintenance, outsourcing, accounting, accounting services
Об авторах:
Мялкина Анна Франковна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогового контроля Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов
Трегубова Валентина Михайловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогового контроля Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов
About the authors:
Myalkina Anna Frankovna, Candidate of Economics, Associate Professor of Accounting and Tax Control Department, Institute of Economy, Management and Service, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation
Tregubova Valentina Mikhaylovna, Candidate of Economics, Associate Professor of Accounting and Tax Control Department, Institute of Economy, Management and Service, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation