Научная статья на тему 'ПОРТОВЫЕ КЛАСТЕРЫ КАК РЕСУРС ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСГРАНИЧНОГО РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ПОРТОВЫЕ КЛАСТЕРЫ КАК РЕСУРС ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСГРАНИЧНОГО РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВО / РАЗВИТИЕ / ПОРТОВЫЙ КЛАСТЕР / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКА / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ МОДЕЛЬ РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА / ТРАНСГРАНИЧНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА / ЦИФРОВОЙ КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрянин В.В.

Проблематика портовых кластеров в условиях глобальной конкуренции и цифровизации экономики выходит на новый уровень. Деятельность отдельных портовых кластеров при институциональной и экономической поддержке государства способна организовать глобальные цепочки транзита и способствовать пространственному развитию экономики трансграничного региона. Целью статьи является анализ ресурсных возможностей портового кластера на территории Астраханского региона. В работе использовался интегративный подход, учитывающий результаты теоретического анализа литературы, анализа мнений экспертов и анализ статистических и прогнозных данных. Были уточнены сущность и ведущие признаки портовых кластеров. Проанализированы особенности влияния Астраханского портового кластера на пространственное развитие прикаспийского трансграничного региона. По результатам исследования был сделан вывод о том, что исследуемый портовый кластер имеет особое ресурсное значение для пространственной экономики региона. Однако, его экономический потенциал роста еще не исчерпан. Применение в трансграничном взаимодействии цифровых технологии позволит добиться больших экономических результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PORT CLUSTERS AS A RESOURCE FOR SPATIAL DEVELOPMENT OF A CROSS-BORDER REGION (ON THE EXAMPLE OF THE ASTRAKHAN REGION)

The problems of port clusters in the context of global competition and digitalization of the economy are reaching a new level. The activity of individual port clusters with the institutional and economic support of the state is able to organize global transit chains, and contribute to the spatial development of the economy of a cross-border region. The purpose of the article is to analyze the resource capabilities of the port cluster in the Astrakhan region. An integrative approach was used in the work, taking into account the results of theoretical analysis of the literature, analysis of expert opinions and analysis of statistical and forecast data. The essence and leading features of port clusters were clarified. The peculiarities of the influence of the Astrakhan port cluster on the spatial development of the Caspian transborder region are analyzed. According to the results of the study, it was concluded that the studied port cluster has a special resource value for the spatial economy of the region. However, its economic growth potential has not yet been exhausted. The use of digital technologies in cross-border interaction will allow achieving great economic results.

Текст научной работы на тему «ПОРТОВЫЕ КЛАСТЕРЫ КАК РЕСУРС ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСГРАНИЧНОГО РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ)»

Портовые кластеры как ресурс пространственного развития трансграничного региона (на примере Астраханской области)

Петрянин Владислав Валерьевич

аспирант кафедры теории и методологии государственного и муниципального управления факультета государственного управления Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, spark8211@yandex.ru

Проблематика портовых кластеров в условиях глобальной конкуренции и цифровизации экономики выходит на новый уровень. Деятельность отдельных портовых кластеров при институциональной и экономической поддержке государства способна организовать глобальные цепочки транзита и способствовать пространственному развитию экономики трансграничного региона. Целью статьи является анализ ресурсных возможностей портового кластера на территории Астраханского региона. В работе использовался интегративный подход, учитывающий результаты теоретического анализа литературы, анализа мнений экспертов и анализ статистических и прогнозных данных. Были уточнены сущность и ведущие признаки портовых кластеров. Проанализированы особенности влияния Астраханского портового кластера на пространственное развитие прикаспийского трансграничного региона. По результатам исследования был сделан вывод о том, что исследуемый портовый кластер имеет особое ресурсное значение для пространственной экономики региона. Однако, его экономический потенциал роста еще не исчерпан. Применение в трансграничном взаимодействии цифровых технологии позволит добиться больших экономических результатов.

Ключевые слова: пространство, развитие, портовый кластер, пространственная экономика, пространственная модель разделения труда, трансграничное разделение труда, цифровой кластер.

со см о см

см

О!

^

н

О Ш

т

X

<

т о х

X

Актуальность. Цифровизация сфер экономики и общества меняет подходы к пространственному развитию и ставит новые задачи перед географической наукой. Управление развитием территорий в таких условиях получает новый практический смысл. Большинство регионов страны отличает пространственная асимметрия, преодоление которой возможно посредством организации новых связей и взаимодействия. Для трансграничных регионов, в том числе и в морской зоне, подобная политика открывает новые возможности для социально-экономического развития, в то же время детерминирует появление комплекса проблем (размещение экономических субъектов, оптимизация транзитных экономических потоков, рост экономического потенциала региона и др.), регулирование которых без управления пространственным развитием осложняется.

Организация в экономическом пространстве региона транспортно-логистической деятельности в формате кластеров позволяет решать подобные прикладные задачи. Анализ мирового опыта показывает, что организация портовых кластеров способствует укреплению внешнеэкономических отношений, а также наращиванию импорта и экспорта. Для этих целей функционируют портовые транспортно-логистические кластеры и портовые промышленные кластеры. Анализ успешных практик показывает, что правильно организованная работа портового кластера является зоной притяжения для промышленных, сервисных, транспортно-логистических и торговых предприятий.

Анализ мнений исследователей показывает, что развитие портовых кластеров в условиях трансграничных регионов проходит пять последовательных стадий, при наступлении которых меняются содержание функций кластера, налоговый режим, качество взаимодействия транспортно-логистических компаний с предприятиями сферы услуг и производства. В исследованиях отмечается определенная эволюция портовых кластеров, что подтверждается изменением форм транспортно-логи-стической деятельности по параметрам основных функций, оценки степени влияния на развитие территории и на экономику.

В Российской Федерации достаточно свободных экономических зон, созданных на базе трансграничных регионов, пространственное развитие которых было объектом внимания исследователей. Однако деятельность портовых кластеров в условиях морских трансграничных регионов получила недостаточную оценку ученых, что делает эту уникальную проблему актуальной научной задачей. В данном контексте Астраханская область является уникальной трансграничной территорией, обла-

дающей всем необходимым для создания трансграничных портовых кластеров, формирования внутренних и международных транспортных коридоров, развитой инфраструктурой автомобильного и железнодорожного транспорта. Кроме того, на территории региона работает особая экономическая зона «Лотос».

В рамках данной публикации целью статьи является изучение роли портовых кластеров для задач пространственного развития трансграничного региона. В работе были поставлены следующие задачи исследования: во-первых, уточнить сущность и роль портовых кластеров как ресурсов пространственного развития; во-вторых, изучить особенности их ресурсной роли в обеспечении пространственного развития Астраханской области.

Методика. Достоверность и объективность полученных результатов основывается на теоретическом анализе научной литературы, анализа мнений экспертов и анализе прогнозных и фактических статистических данных.

Результаты и обсуждение. Обращение к концептуальным основам пространственной экономики показывает, что в контексте международно-правовых норм, специфика трансграничных регионов основывается на институциональных и правовых факторах, определяющих создание политической, социально-экономической и социально-культурной общности [10]. Поэтому целесообразно проследить и проанализировать, что фактически сделано в данном направлении.

Для создания политической общности были заложены институционально-правовые основы пространственного развития Астраханской области, представленные в принятой еще в 2017 г. «Стратегии развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года». Документ определял задачу по строительству транспортно-логистического центра международного уровня для обработки грузов и обслуживания железнодорожного транспорта. Ратификация страной в 2019 г. «Конвенции о правовом статусе Каспийского моря» определяет свободу мореплавания и прохода через российские территориальные воды зарубежных судов, а также внутренние воды прикаспийских государств [3]. Документ повышает значимость Астраханского транспортного узла в судоходстве по внутренним водам России. Таковы в исходном виде предпосылки создания политической общности трансграничного прикаспийского региона.

В контексте решения задач социально-экономической общности государств прикаспийского трансграничного региона, следует признать, в российской юрисдикции произошли определённые конструктивные изменения. На территории данного региона функционирует 2 основных порта - Астрахань и Оля. Для стимулирования развития транспортных узлов на государственном уровне было принято решение о создании особой портовой экономической зоны на территории региона [6]. В Астрахани на современном этапе ведется работа по созданию портовой инфраструктуры и судостроительного кластера. Портовая экономическая зона морского порта Оля в настоящее время интегрирована с промышленно-производственной экономической зоной «Лотос», и функционирует как сегмент международного Каспийского кластера. Полное завершение этих проектов будет

стимулировать дальнейшее развитие международного транспортного коридора «Север - Юг» и повышать роль портовых кластеров Астраханского региона. Последовательная реализация этапов данных проектов Транскаспийского маршрута нарушает монополию Южного морского пути через Суэцкий канал, протяжённость по времени и расстоянию которого в 2 раза больше. По состоянию на 2022 г. грузооборот астраханского портового кластера на участке международного транспортного коридора составил 16 млн. тонн. С открытием транзита через Иран оборот контейнеров вырос в 5 раз. На территории портового кластера планируется строительство 4 заводов и 1 терминала [4]. То есть 16 млн. тонн груза идут уже мимо Южного морского пути.

Приходится констатировать сравнительно меньшее число конструктивных шагов при создании социально-культурной общности в прикаспийском трансграничном регионе. Исторический тезис о роли Астрахани в защите российских национальных интересов давно используется в дискурсе экспертов и зарубежных ученых. Однако в политическом дискурсе проблема интеграции экономических усилий в трансграничном прикаспийском регионе в силу частой смены смыслов, неготовности к компромиссам и ограничений собственных национальных интересов видится трудно решаемой [9].

Анализ предпосылок для конструирования общности на территории прикаспийского трансграничного региона не позволяет в полной мере дать оценку ресурсной сущности и роли портовых кластеров в этих процессах. Данный вопрос требует отдельного изучения.

Пространственная модель организации сотрудничества и кооперации порта, сервисной и производственной инфраструктуры и работающих на территории порта промышленных предприятий в научной литературе определяется как портовый кластер. Его отличают высокая концентрация, производства, кооперация и специализация. Следует признать, подобная пространственная модель разделения труда обеспечивает конкурентоспособность на международном уровне, уровне трансграничного региона, интегрирует регион в систему трансграничного разделения труда. Концепцию кластеров целесообразно применять для прогнозирования экономической деятельности порта в бассейновом, региональном и регионально-трансграничном аспектах. В научной классификации представлены следующие основные виды морских портовых кластеров: транспортно-логистический, портово-промышленный, портовый научно-образовательный и промышленный, пространственный мультифункцио-нальный [7]. То есть в каждом случае порт составляет стержень кластера. В полной мере данные концептуальные положения можно применить в отношении Астраханской области.

Чтобы понять, какие возможности пространственного развития имеет портовый кластер, необходимо понять, на какой стадии своего развития он находится. Критерии развития портового кластера представлены в Табл. 1.

Соотнесение критериев с нынешней ситуацией портового кластера в Астраханском регионе позволяет рассматривать его как транспортной-логистиче-ский кластер, то есть существуют перспективы роста до уровня промышленного развития данного кластера.

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м «

Таблица 1

Модели развития транспортной и логистической деятельности морского портового кластера: характеристика кри-

м см

0 см

см

01

о ш т

X

<

т о х

X

Модель Функции Степень влияния на качественные изменения территории Степень влияния на экономику

Портовый Погрузка, раз- Качествен- Наличие развитой

узел грузка и пере- ные измене- портовой инфра-

валка грузов ния территории порта структуры

Транспортно- Интеграция в Качествен- Рост инвестици-

логистиче- единую си- ные измене- онной привлека-

ский ком- стему транс- ния инфра- тельности, рост

плекс портных и ло- структуры доходов государ-

гистических порта ственного и регио-

услуг нального бюджета, ответственный подход к ведению бизнеса

Особая эко- Оптимизация Качествен- Ускоренное раз-

номическая менеджмента ные измене- витие экономики

зона грузопотоков ния инфраструктуры порта и прилегающих к нему территорий региона

Транспортно- Координация Качествен- Конкурентоспо-

логистиче- оказания ные измене- собность регио-

ский кластер транспортных ния прилега- нальной эконо-

и логистиче- ющих к порту мики и региональ-

ских услуг территорий ной транспорт-ной-логистической системы

Портово-про- Интеграция Региональ- Конкурентоспо-

мышленный промышлен- ное про- собность нацио-

кластер ных и транс- странствен- нальной эконо-

портно-логи- ное развитие мики

стических кла- Активность зару-

стеров в одну бежных и отече-

модель ственных инвесторов и бизнеса Высокий и стабильный спрос среди зарубежных контрагентов

[Источник: обосновано автором публикации]

Кластер аккумулирует в себе возможности свободных экономических зон, где действуют льготные режимы налогообложения. Следует констатировать, что для решения вопросов пространственного развития экономики Астраханского региона особенные усилия должны быть сконцентрированы на двух важнейших аспектах деятельности портовых кластеров, отвечающих экономическим интересам других участников трансграничного взаимодействия: строительство и функционирование контейнерных терминалов, повышение пропускной способности железнодорожного транспорта, строительство инфраструктуры портового кластера и организация работы промышленных предприятий. Логика данных рассуждений продиктована устойчивой закономерностью в международной транспортной логистике: увеличение времени прохождения грузов через границы определяет повышение транспортных расходов хозяйствующих субъектов. Если эту прикладную проблему способны решать портовые кластеры Астраханской области, то они

будут иметь ресурсное значение для предприятий и отраслей государств прикаспийского трансграничного региона. В официальных прогнозных документах до 2030 г. спрос на перевалку грузов оценивается в будущем как значительный, и в оценках вероятности наступления базового сценария, и в оценках экспертов [8]. Это означает, что организация необходимого объема производственных мощностей портового кластера для обеспечения спроса предприятий-экспортеров, представляющих трансграничный регион, будет играть ресурсную роль, также, как и для отечественных предприятий-импортеров, мощности которых будут работать в пределах кластера.

Цифровизация экономики оказывает определенное влияние на пространственную экономику в целом и на процесс ее кластеризации: снижается воздействие географического фактора на размер транспортных издержек, экономия, построенная на применении общих ресурсов теряет свое привычное значение, интегрируются сетевые образования, построенные на едином стандарте взаимодействия [9]. По этой причине перспективной идеей является интеграция возможностей портового кластера с цифровым кластером - система взаимодействия хозяйствующих субъектов на основе цифровых коммуникаций, позволяющих снизить издержки [5, с.138-142]. То есть цифровизация деятельности портового кластера способна создавать дополнительную экономическую ценность. Данный вывод подтверждается деятельностью маркетплейса Wildberries - один из ключевых контрагентов портовых кластеров. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что формирование экосистемы портового кластера позволит эффективно сформировать социально-экономическую общность (объединение компаний), значимость которой в пределах трансграничного региона и Астраханкой области не будет зависеть от географических и политических факторов. При таком подходе Астраханский регион и его портовые кластеры выступают важным звеном в формировании трансграничного прикаспийского кластера. Кроме того, существуют цифровые инструменты для формирования портфеля заказов, урегулирования споров по возврату заказов и формирования отраслевых кластеров, которые уже применяются в практике работы (INNOKAM, рег^аког^ег и др.). такие цифровые инструменты позволяют размещать сайты предприятий, каталоги продукции, черные списки контрагентов и потребителей [1].

Выводы. Подведение итогов статьи позволяет заключить, что выравнивание пространственной асимметрии на территории трансграничных регионов требует специально организованной деятельности со стороны государства по обеспечению пространственного развития и организации взаимодействий между государствами. Одним из направлений организации такой деятельности является транспортно-логистическое в форме портового кластера на территории трансграничных регионов, организованных на территории свободных экономических зон. Организация портовых кластеров в современных условиях позволяет решать задачи повышения глобальной конкурентоспособности, что можно наблюдать на примере Астраханского портового кластера. В условиях санкций и волатильности тарифов на перевозку ориентация на мультимодальные виды доставки через международные транспортные коридоры,

основанные на взаимодеиствии между кластерами государств трансграничного региона, обретает новый экономический смысл.

По мнению ученых, ведущими признаками портовых кластеров выступают высокая концентрация, производство, кооперация и специализация в границах пространственной модели разделения труда, создающей эффективное транспортное плечо между сегментами международного транспортного коридора. Концепция кластеров применима в том числе для прогнозирования развития пространственной экономики в регионально-трансграничном аспекте.

Анализ мнений исследователей показывает, что проблематика пространственного развития морских трансграничных регионов исследована недостаточно. Обращение к концептуальным основам пространственного развития территорий показывает, что в прикаспийском трансграничном регионе со стороны Астраханского региона и российского государственных институтов много сделано для формирования трансграничной общности: внедрено институциональное обеспечение, организована работа портового кластера, создана портовая экономическая зона, привлечены инвесторы, все усилия согласованы с прикаспийскими государствами. С осени 2022 г. грузооборот Астраханского портового кластера стал увеличиваться. Установлено на основании критериев, что данный кластер является транспортно-логи-стическим, то есть имеется потенциал роста до уровня промышленного. Для этого уже созданы необходимые условия: пропускная способность транспорта высокая, грузы через кластер проходят быстро, то есть мощности портового кластера позволяют конкурировать с южным морским путем и пользуются спросом.

Перспективу дальнейших исследований будут составлять вопросы цифровизации портовых кластеров, анализ влияния цифрового кластера на транспортную логистику в морских трансграничных регионах.

Литература

1. Артамонова Ю.С., Биленко П.Н., Шлапакова Н.А. Цифровые инструменты развития отраслевых кластеров в России // International agricultural journal. - 2019. -№3. - С.192-202.

2. Головин В.Г. Астраханская область и современные геополитические процессы большого Каспия / Р.Х. Усманов, В.Г. Головин // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2021. - №4. - С.104-114.

3. Гулиева М.Э. Кызы. Долгожданная Конвенция о правовом статусе Каспийского моря: правовой анализ содержания / Образование и право // Образование и право. - 2019. - №2. - С.248-250.

4. Итоги 2022 года: Астраханская область: Астраханская область - важный транзитный центр товарообмена / Все новости Астрахани. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://a24.press/ (дата обращения: 10.02.2023).

5. Калугин В.А., Коньшина Л.А. Пространственное развитие территорий с использованием кластерного подхода / Пространственное развитие территорий : сборник научных трудов IV Международной науч.-практ. конференции / под. общ. ред. Е.А. Стрябковой, А.М. Кулик. - Белгород : ООО «Эпицентр», 2021. - 348 с.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.11.2020 г. № 1792 «О создании на территории Астраханской области портовой особой экономической зоны и Каспийского кластера» / Сайт Правительства России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://government.ru/docs/all/130770/ (дата обращения: 7.02.2023).

7. Салтыков М.А. Типология пространственно-экономических форм морских портовых агломераций / М.А. Салтыков // Вестник Астраханского государственного технического университета. - 2019. - №1. - С.62-75.

8. "Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года" (одобрена Морской коллегией при Правительстве РФ 28.09.2012) // СПС Консультант. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2136 28/ (дата обращения: 7.02.2023).

9. Тагаров Б.Ж., Усманов Р.Х. Цифровой кластер как новая форма экономической концентрации / Б.Ж. Тагаров // Креативная экономика. - 2021. - №2. - С.327-340.

10. Черная И.П., Шинковский М.Ю. Приграничный регион в условиях глокализации: теоретико-концептуальные подходы / И.П. Черная, М.Ю. Шинковский // Пространственная экономика. - 2005. - №2. - С.46-60.

Port clusters as a resource for spatial development of a cross-border

region (on the example of the Astrakhan region) Petryanin V.V.

Lomonosov Moscow State University

JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The problems of port clusters in the context of global competition and digitalization of the economy are reaching a new level. The activity of individual port clusters with the institutional and economic support of the state is able to organize global transit chains, and contribute to the spatial development of the economy of a cross-border region. The purpose of the article is to analyze the resource capabilities of the port cluster in the Astrakhan region. An integrative approach was used in the work, taking into account the results of theoretical analysis of the literature, analysis of expert opinions and analysis of statistical and forecast data. The essence and leading features of port clusters were clarified. The peculiarities of the influence of the Astrakhan port cluster on the spatial development of the Caspian transborder region are analyzed. According to the results of the study, it was concluded that the studied port cluster has a special resource value for the spatial economy of the region. However, its economic growth potential has not yet been exhausted. The use of digital technologies in cross-border interaction will allow achieving great economic results.

Keywords: space, development, port cluster, spatial economy, spatial model

of division of labor, cross-border division of labor, digital cluster. References

1. Artamonova Yu.S., Bilenko P.N., Shlapakova N.A. Digital tools for the development of industry clusters in Russia // International agricultural journal. - 2019. - No. 3. - P.192-202.

2. Golovin V.G. Astrakhan region and modern geopolitical processes of the Greater Caspian / R.Kh. Usmanov, V.G. Golovin // Caspian region: politics, economics, culture. - 2021. - No. 4. - P.104-114.

3. Gulieva M.E. Kyzy. The long-awaited Convention on the Legal Status of the Caspian Sea: Legal Analysis of the Content / Education and Law // Education and Law. - 2019. - No. 2. - P.248-250.

4. Results of 2022: Astrakhan region: Astrakhan region is an important transit center for commodity exchange / All news of Astrakhan. - [Electronic resource]. - Access mode: https://a24.press/ (date of access: 10.02.2023).

5. Kalugin V.A., Konshina L.A. Spatial development of territories using the cluster approach / SPATIAL DEVELOPMENT OF TERRITORIES: a collection of scientific papers of the IV International Scientific and Practical. conference (Belgorod, November 25, 2021) / under. total ed. E.A. Stryabkova, A.M. Sandpiper. - Belgorod: Epicenter LLC, 2021. - 348 p.

6. Decree of the Government of the Russian Federation dated November 7, 2020 No. 1792 "On the establishment of a port special economic zone and the Caspian cluster on the territory of the Astrakhan region" / Website of the Government of Russia. - [Electronic resource]. - Access mode: http://government.ru/docs/all/130770/ (date of access: 02/07/2023).

7. Saltykov M.A. Typology of spatial and economic forms of sea port agglomerations / M.A. Saltykov // Bulletin of the Astrakhan State Technical University. - 2019. - No. 1. - P.62-75.

8. "Strategy for the development of Russian sea port infrastructure until 2030" (approved by the Maritime Board under the Government of the Russian Federation on September 28, 2012) // SPS Consultant. -[Electronic resource]. - Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_213628/ (date of access: 02/07/2023).

9. Tagarov B.Zh., Usmanov R.Kh. Digital cluster as a new form of economic concentration / B.Zh. Tagarov // Creative Economy. - 2021. - No. 2. -P.327-340.

10. Chernaya I.P., Shinkovsky M.Yu. Border region in the context of glocalization: theoretical and conceptual approaches / I.P. Chernaya, M.Yu. Shinkovsky // Spatial Economics. - 2005. - No. 2. - P.46-60.

X X

о

го А с.

X

го m

о

2 О

м

CJ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.