Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ СТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ'

ФАКТОРЫ СТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
институт / трансформация / дестабилизация / факторы / экономическая безопасность / экономическая система / политика / institute / transformation / destabilization / factors / economic security / economic system / politics

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гриненко А.Ю.

В статье исследован процесс институциональной трансформации и экономические изменения, которые ведут к дестабилизации национальной экономики. Автором выделены факторы, которые ведут не только к дестабилизации, но и угрожают экономической безопасности страны. В работе исследуются предельные значения экономики (пороги), преодоление которых ведет к разрушению существующей структуры экономических отношений. Механизмы регулирования экономики реализуются через определенные организационные структуры, ведущая роль среди которых принадлежит государству. В условиях трансформации экономической системы, должна быть сформирована стратегия экономической безопасности, которая должна реализовываться через конкретные мероприятия, механизмы и отображаться в политике экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF STABILIZATION OF THE ECONOMY IN THE CONDITIONS OF INSTITUTIONAL TRANSFORMATION ANNOTATION

The article examines the process of institutional transformation and economic changes that lead to destabilization of the national economy. The author identifies factors that lead not only to destabilization, but also threaten the country's economic security. The paper studies the marginal values of the economy (thresholds), the overcoming of which leads to the destruction of the existing structure of economic relations. Mechanisms for regulating the economy are realized through certain organizational structures, the leading role among which belongs to the state. In the conditions of transformation of the economic system, a strategy of economic security must be formed, which should be implemented through concrete measures, mechanisms and displayed in the policy of economic security.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ СТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ»

ФАКТОРЫ СТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ

ТРАНСФОРМАЦИИ

Гриненко А.Ю.

кандидат экономических наук, доцент директор Общества с ограниченной ответственностью "Кл1ар Енерджi" Чернигов, Украина

FACTORS OF STABILIZATION OF THE ECONOMY IN THE CONDITIONS OF INSTITUTIONAL

TRANSFORMATION ANNOTATION

Hrinenko А. Yu.

Candidate of Economic Sciences, Assistant Professor, Director of the Limited Liability Company "Kliar Energy", Chernigov, Ukraine. Fаctors of stabilization of the economy in the conditions

of institutional transformation annotation.

Аннотация

В статье исследован процесс институциональной трансформации и экономические изменения, которые ведут к дестабилизации национальной экономики. Автором выделены факторы, которые ведут не только к дестабилизации, но и угрожают экономической безопасности страны. В работе исследуются предельные значения экономики (пороги), преодоление которых ведет к разрушению существующей структуры экономических отношений. Механизмы регулирования экономики реализуются через определенные организационные структуры, ведущая роль среди которых принадлежит государству. В условиях трансформации экономической системы, должна быть сформирована стратегия экономической безопасности, которая должна реализовываться через конкретные мероприятия, механизмы и отображаться в политике экономической безопасности.

Abstract

The article examines the process of institutional transformation and economic changes that lead to destabili-zation of the national economy. The author identifies factors that lead not only to destabilization, but also threaten the country's economic security. The paper studies the marginal values of the economy (thresholds), the overcoming of which leads to the destruction of the existing structure of economic relations. Mechanisms for regulating the economy are realized through certain organizational structures, the leading role among which belongs to the state. In the conditions of transformation of the economic system, a strategy of economic security must be formed, which should be implemented through concrete measures, mechanisms and displayed in the policy of economic security.

Ключевые слова: институт, трансформация, дестабилизация, факторы, экономическая безопасность, экономическая система, политика.

Keywords: institute, transformation, destabilization, factors, economic security, economic system, politics.

Процесс формирования экономической безопасности страны в условиях глобализации требует создания системы постоянно действующих механизмов, что есть четко регламентированных и позволяющих максимально реализовать и защитить национальные интересы страны. Исходя из этого, институциональная система, обеспечение экономической безопасности страны должна включать взаимосвязанную совокупность общеэкономических, контрольных и правовых механизмов. Поэтому механизмы обеспечения национальной экономической безопасности в условиях трансформации, на наш взгляд, следует рассматривать как систему мер, направленных на защиту национальных интересов государства в сфере экономики - регулятивное, контрольное правоохранительное действий.

Исходным пунктом в этом процесса есть определение пороговых ограничений социально-экономической динамики. Развитие экономики в пределах пороговых значений индикаторов экономической безопасности обеспечивают общеэкономические механизмы экономической

безопасности, с учетом качественных и количественных критериев. Можно выделить общие макроэкономические (показатели качества жизни, уровня инфляции, темпов промышленного роста, индекса цен, показатели интеграции в мировую экономику), базовые макроэкономические (структура собственности, динамики приватизации, показатели демонополизации, налоговых параметров) и отдельные производственные показатели экономической безопасности (структура ВВП, инвестиции, сума неплатежей, и т.д.).

Государственное регулирование экономических процессов в определенных пределах помогает поддерживать экономику в состоянии устойчивости, стабильности и макроэкономического равновесия. Развитие экономики в правовом поле должны обеспечивать механизмы экономической безопасности, легальными и легитимными методами. Механизмы реализуются посредством определенных организационных структур. В рамках одного контрольного органа могут использоваться различные процедуры.

Для достижения наивысшего положительного эффекта обеспечения экономической безопасности страны в условиях глобализации, она должна осуществляться всем комплексом вышеназванных механизмов в тесном сотрудничестве между собой. В этой связи, для нейтрализации рисков и угроз, которые несут интеграционные процессы, которые владеют способностью сформировать деструктивные действия на экономику страны, необходимо создать специальные системы обеспечения экономической безопасности государства, системы противодействие экономическим угрозам. Следует рассматривать систему обеспечения экономической безопасности как некоторую целостность, которая состоит из взаимосвязанных и взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой посильный вклад в достижение этой цели.

Определение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества Украины с государствами - участниками СНГ позволяет нам утверждать, что задача обеспечения экономической безопасности, из свойственными для нее институтами и механизмами предотвращения экономических угроз изучаются и разрешаются не в полной мере. Прежде всего, это относится к задаче противодействия геополитическим угрозам для экономики страны.

Системы экономической безопасности, которая сформировалась в настоящее время в сфере геополитики представляет собой набор определенных активных действий для каждой ситуации, которая возникает и при конструировании, которых зачастую не учитывается как ближайшие так отдаленные последствия для экономики страны. В то же время, эта система получила в целом позитивное развитие в области борьбы с экономическими нарушениями и другими современными вызовами и угрозами в области транснациональных экономических отношений. Прежде всего это относится к задаче противодействия геополитическим угрозам для экономики страны.

Изложенные выше обстоятельства обуславливают необходимость формирования системы обеспечения экономической безопасности Украины в условиях глобализации, формирования определенной совокупности соответствующих институтов и механизмов ее обеспечения, для чего предлагается использовать системный подход, когда принимая во внимание различные (политические, экономические, социальные, информационные и т.д.), факторы экономической безопасности, а также к формированию ме-

ханизма взаимодействия всех основных структур государства, общественных и других организаций, , которые принимают участие в ее обеспечении.

Последние три десятилетия предыдущего века в научных исследованиях для изучения процессов в экономической реальности начали применяться системный и комплексный подходы, которые обеспечивали процесс всеобъемлющего исследования как состояние экономики и потенциальных угроз. Эти подходы в науке основательно используются и в сегодняшних исследованиях.

Средства, формы и способы защиты национальных интересов от угроз в условиях трансформации, должны соответствовать основным принципам и направлениям обеспечения экономической безопасности, а также соответствующей стратегии, которые заданы на основе концептуальных положений, перспективных целей деятельности в области экономической безопасности. Предполагается, что стратегия призвана определить курс государства на реализацию и защиту национальных интересов, продвижение интересов национальной безопасности на международной арене на основе равноправного партнерства и норм международного права, через проведения активной внешней политики по укрепления позиции страны в мировом сообществе, которая устанавливает общие принципы достижения этих целей.

На национальном уровне существует ряд документов в той или иной форме, касающихся этой проблемы. Они могут быть объединены в три группы: регламентирующие отношения в сфере безопасности государства; регулирующие, интеграционные процессы; определяющие основные направления внешней политики.

С точки зрения трансформации экономической системы стратегия экономической безопасности должна реализоваться посредством конкретных мер и механизмов и отображаться в политике экономической безопасности (рис. 1.).

Политика экономической безопасности совокупностью своих действий, призвана обеспечить реализацию национальных интересов при помощи всего арсенала имеющихся в ее распоряжении средств. Основная цель политики экономической безопасности состоит в создания и поддержке такого экономического, политического, международного и военно-стратегического состояние страны, которое создало бы благоприятные условия для развития граждан, общества и экономики государства и исключало бы опасность ослабления роли и важности государства как субъекта международных отношений.

S

S

5 I

1о 1

i —►

=

1

3

1

3

1 —►

Ф

I

S

Цели системы

+

Отображение объек тиеной потребности шчностн, общества а государства е их надежной -защите

Жизненно важные экономические интересы

Экономические интересы. удовлетворение которых способное обеспечить существование н развитие личности и общества держава

Ценности +

а

Л

н Н

И U ft

в п

р п

в п is О

и

я Ш

ь

и 4-'

В

IjS

О

Средства ооеспечения экономической безопасности

-t-1-1-r-

s a 5.3

4- S Я HH

U I-h

, u Fa

|S

и

я

u ft

Ресурсы экономической безопасно ста

д £

IT о

&

Силы ооеспечения экономической без опасно ста

I

Специальные формирования, которые отвечают за те или иные аспекты безопасности

Ооъекты экономической без опасно ста

о Д Ь

U ii

а

ю О

о я ь

и &

Я

и:

и--rj

о 1—1

Суоъекты экономической безопасности

Государство осуществляет свои функции через, органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Рис. 1. Структурные элементы системы экономической безопасности

Каждый объект экономической безопасности по-своему уникальный и поэтому каждому такому объекту соответствует своя система безопасности, которая имеет незначительные различия, но отличается от аналогичных систем. Масштаб каждой системы обеспечения экономической безопасности, количество компонентов (подсистемы), которые она включает в себя, сложность функций которые она выполняет, и другие характеристики системы напрямую зависит от содержания и её объекта безопасности. В соответствии с такой зависимостью все системы обеспечения экономической безопасности размещаются в определенной иерархии, от наиболее сложных систем, которых немного, до наиболее многочисленных менее сложных систем.

Формирования экономической безопасности в современных условиях трансформации формы власти и трансформации экономических отношений происходит под влиянием финальных действий факторов плановой экономики. Эти факторы формируют устойчивое воздействия на сознание людей, связывая их действия с положительными эмоциями посткоммунистического прошлого и чрезмерного государственного влияния в то время на формирование институтов социальной защиты населения.

Среди институтов, которые объединяют населения во мнении на социальную защиту, на наш взгляд, следует выделить институт патернализма, в худшей его постсоветской форме, как формы чрезмерной опеки населения с одной стороны и потери инициативы масс к самовыражению, самоутверждению и самоопределению в условиях рыночной экономики с другой стороны. Фундаментальне понятие "институционализм" появляется в 1918 году, его впервые представил У. Гамильтон, который представил институт как распространенный способ мышления или действия, который отображается в привычках отдельных групп и обычаев целых народов. В соответствии с его обществе. [1, с. 193-194]

Следовательно, институт является не только устойчивая норма, правило, закон, но и саморазвитие этой нормы, правила, закона, а также деятельность по установлению норм, правил и закона. Здесь объединяются статическая, динамическая и управленческая характеристика института, его устойчивость, способность устанавливаться и быть установленным.

Если экономические инситуционалисты больше всего умалчивают о проблеме целенаправленного формирования институтов то институциональной социологии как правило доминирует скептические взгляды на принципиальные возможности

формирования институтов. Например представитель этой точки зрения С.Г. Кирдина считает, что следует разграничивать базовые институты и институциональны формы. Первые вообще не поддаются управлению, они неизменные. Другие, напротив, подвергаются целенаправленному изменению. Однако если характер этого изменения не соответствует типу институциональной матрицы, происходит социальная революция, латентной целью которой является возвращение институциональной матрицы в исходное состояние.[3, с. 103-105]

Таким образом правомерно ставится вопрос о формировании институтов, если при этом принимаются во внимание ограничения, которые накладываются институциональным контекстом, существующим на момент формирования. Условно говоря, любые реальные изменения любого института приводит как к изменениям в обществе так и к изменению человека. Причем речь идет не только об изме-ненияии социального статуса личности. Изменение института приводит к другой модификации поведения будущих поколений людей. Однако изменение, которое происходит на личностном уровне, будет институциализироваться в новые институты общества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чрезвычайно устойчивые и сильные действия таких институтов в обществе переходного периода связанные с устойчивыми ассоциациями, сознанием людей старшего поколения и воспитанных ими детей в ожидании боготворного чуда, а вместе с тем, вера в то что обещают политика в период трансформативных перемен.

Вот почему, по нашему мнению, необходимо определить суть этого влияния на украинское общество, как манипулирование сознанием населения в трансформационной экономике с целью изменить общественный выбор.

Таким образом на порядок дня выходит секю-рити сознания (безопасность сознания) как первичное у формировании экономической безопасности. Сознание безопасности в условиях транзитивной экономики, это один из путей формирования гражданского общества в Украине и обеспечения национальной безопасности[2, с. 37, 55, 195]. Формирование критического преобразования сознания в экономике находится под мощным влиянием бывшего постсоциалистического патернализма, когда решение большинства материальных потребностей граждан, в том числе рабочей силы, взяло на себя государство.

Сегодня манипуляция сознания в трансформационном обществе в значительной степени находится под воздействием церкви. Так Патриарх Московский и всея Русы Кирилл, заявил, что безусловное доверие до информации, которая находится в социальных сетях, делает население особенно подверженным для манипулирования их сознанием. Подтверждение этому есть его выступление на IV Ассамблеи Русского мира: "Мы определяем, что хорошо, а что плохо в нашей истории, исходя из того, насколько действия власти и народа соответствовали системе ценностей Русского мира...". Речь, как видим, не идет об универсальном принципе различения того, что есть "хорошо" что есть "плохо"[4]. Речь идет о том как должно быть и в первую очередь в Украине и как это видит Русский мир, куда причислены Украина, Белорусь, Молдова, Казахстан, Грузия. Таким образом, существующая безопасность, в том числе и экономическая подвержена значительному воздействию на сознание людей. Первостепенной задачей даже в условиях информационной войны и военной агрессии на востоке Украины, является формирование новых институтов рыночной экономики и института Гражданского общества.

И как результат следует, что механизмы обеспечения экономической безопасности Украины в условиях внутренней трансформации и интеграции, следует рассматривать, как систему мер, направленных на защиту национальных интересов Украины в сфере экономики.

Список литературы

1. Блюмин И.Г. История экономических учений: очерки теории. Том 1.Высшая Школа. - 1961. 266с.

2. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. / С.Г. Кара-Мурза - М.: Изд-во: Эксмо, 2005. - 832 с.

3. Кирдина С.Г., Кирилюк И.Л., Толмачева И.В. Рубинштейн А.А. Российская модель институциональных изменений: опыт эмпирико-статисти-ческого исследования. // Вопросы экономики, 2010, № 11. С. 97-114.

4. IV Ассамблея Русского мира под девизом "Учитель Русского мира: миссия, ценности" [Елек-тронний ресурс], Режим доступу https://www.religion.in.ua/main/bogoslovya/6648-patriarx-kirill-my-opredelyaem-chto-xorosho-a-chto-ploxo-isxodya-iz-cennostej-russkogo-mira.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.