Научная статья на тему 'Инструментарий обеспечения экономической безопасности в национальном хозяйстве'

Инструментарий обеспечения экономической безопасности в национальном хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2345
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ECONOMIC SAFETY OF THE NATIONAL ECONOMY / ECONOMIC POLICY OF THE STATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитин А. В.

В статье рассматриваются проблемы обеспечения экономической безопасности национального хозяйства России в современных условиях, прежде всего, речь идет о процессе глобализации. В работе обоснована необходимость качественной трансформации государственной экономической политики в сфере обеспечения экономической безопасности, определены возможные меры, направления и инструментарий ее реализации в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTRUMENTS TO PROVIDE ECONOMIC SAFETY OF NATIONAL ECONOMY

In this paper, problems of ensuring the economic safety of the national economy of Russia under the present-day conditions are considered; what is the most important at issue is the globalization process. This paper substantiates the necessity of highquality transformation of economic policy of the state in the field of the economic safety ensuring. This paper also defines the possible arrangements, lines, and instruments in order to implement the whole economic policy.

Текст научной работы на тему «Инструментарий обеспечения экономической безопасности в национальном хозяйстве»

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В НАЦИОНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

А. В. НИКИТИН

В статье рассматриваются проблемы обеспечения экономической безопасности национального хозяйства России в современных условиях, прежде всего, речь идет о процессе глобализации. В работе обоснована необходимость качественной трансформации государственной экономической политики в сфере обеспечения экономической безопасности, определены возможные меры, направления и инструментарий ее реализации в целом.

Ключевые слова: экономическая безопасность национального хозяйства, государственная экономическая политика.

Одной из важнейших проблем, стоящих перед любым государством в любой исторический период, является решение задачи обеспечения безопасности национального хозяйства страны во всех сферах его жизнедеятельности (экономической, экологической, политической, военной и др.).

Однако, постановка и решение этой проблемы в современных условиях требует учета проявлений глобализации мировой экономики и особенностей международных производственных отношений. Эти явления не только ставят вопросы национального и государственного самоопределения, но и обуславливают необходимость защиты прав российских компаний на мировых рынках, поскольку, с одной стороны, глобализация открыла им выход на эти рынки, а с другой заставила их конкурировать не просто с отдельными иностранными компаниями, но и с выверенной государственной политикой развитых стран по защите экономических интересов своих производителей.

Кроме того, интеграция России в мировую экономику требует активизации межгосударственного взаимодействия в сфере решения вопросов экономической безопасности. Соответственно,

экономическая безопасность страны определяется как минимум двумя элементами: состоянием национальной социально-экономической системы и характером социально-политических и экономических отношений с другими странами. В данном контексте основой экономической безопасности любого современного государства является обеспечение устойчивого развития экономики страны, достижение активного экономического роста на основе использования новейших достижений научно-технического прогресса, направленность го-

сударственной политики на рост благосостояния населения, а также повышение эффективности сотрудничества с другими странами и формирование открытой экономики при неукоснительном соблюдении национально-государственных интересов.

Таким образом, в качестве ключевых факторов, определяющих экономическую безопасность в современном национальном хозяйстве, можно выделить, прежде всего, природные и экономические факторы. К последним можно отнести и уровень развития производительных сил, определяющих уровень и характер общественного разделения труда, и характер производственных отношений данной экономической системы страны.

Интеграция экономики современных государств в мировую хозяйственную систему ставит проблему поиска оптимального сочетания национального суверенитета и интеграции, что требует анализа конкретных условий, тенденций развития интеграционных связей в финансовой и производственной сферах, с позиции их возможных последствий для национальной экономики и выявления потенциальных угроз экономической безопасности страны.

Другой современной тенденцией, определяющей вектор государственной политики обеспечения экономической безопасности является повсеместная информатизация и развитие интернет-технологий. Развитие глобальных информационных сетей формирует целый ряд угроз экономической безопасности страны:

- формирование условий для применения мер скрытного воздействия на экономику;

- возможность осуществления различного рода злоупотреблений и хищений при реализации

дистанционных операций, прежде всего, в финансовой сфере;

- возможность получения оперативного доступа к различной стратегической информации из любой точки мира, которая создает благоприятные условия для всевозможного давления на экономику и социальную стабильность в стране;

- возможность воздействовать на массовое сознание путем дезинформации населения и т. п.

Таким образом, глобализация и информатизация требуют комплексного исследования всех факторов, составляющих базис экономической безопасности страны, их взаимного влияния. Для России этот анализ еще более затруднен в силу ее уникального геополитического положения. Россия как государство, расположенное в двух частях света, благодаря своей территории, численности населения, а также как ядерная держава, всегда будет занимать важное место в общемировом геополитическом раскладе сил, оказывая существенное влияние на развитие международной ситуации. Именно поэтому в концепции национальной безопасности Российской Федерации сказано, что Россия «объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах... Вместе с тем активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях» [1].

Безусловно, базовая роль в решении вопросов обеспечения экономической безопасности принадлежит государству: «...любая рыночная модель реализуется под воздействием как экономических, так и неэкономических факторов. Причем, по мере возрастания сложности экономического развития той или иной страны роль неэкономических факторов возрастает, ибо рыночная модель экономики - это не самоцель, а средство повышения благосостояния людей и укрепления демократических принципов как в обществе в целом, так и во всех звеньях человеческой деятельности». При этом сочетание экономических и неэкономических факторов, степень их влияния на экономическую безопасность существенно зависит от степени экономического развития государства, его места в структуре мирохозяйственных связей, от внутренней структуры общества, наличия в нем рыночных институтов [2].

Государственная политика в сфере обеспечения экономической безопасности реализуется посредством разработки системы мер и направлений по устранению или минимизации негативных последствий внешних и внутренних факторов негативного характера, а также в выявлении и под-

держании факторов, способных обеспечить развитие национальной экономики в направлении оптимизации благосостояния [3].

Комплексный инструментарий обеспечения экономической безопасности представляет собой систему мер, форм и инструментов, посредством которых государство осуществляет регулирующее воздействие на процесс развития национальной экономики в целом, его регионов и отдельных хозяйствующих субъектов с целью нейтрализации потенциальных угроз и минимизации возможных потерь. Соответственно, государственное регулирование экономики, направленное на оптимизацию уровня экономической безопасности, строится посредством: обеспечения равновесия между сбережениями и инвестициями; достижения приемлемого уровня инфляции и занятости; обеспечения и сохранения устойчивого экономического роста; создания экономических, нормативно-правовых и инфраструктурных условий для обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов в процессе их функционирования.

Основная задача, на решение которой направлены, принимаемые в рамках государственной политики меры, состоит в гармонизации интересов страны с интересами развития и укрепления международного экономического сотрудничества в соответствии с тенденцией глобализации в масштабах мирового хозяйства. В условиях глобализации безопасность национальной экономики не может быть обеспечена на основе усилий только одной страны, а требует принятия совместных усилий большинства государств. Однако, создание единой системы экономической безопасности - это сложная самостоятельная проблема, которая несет в себе значительные внутренние противоречия, поскольку существуют значительные меж-страновые различия; отсутствует прямая однозначной взаимосвязи между уровнем социальноэкономического развития страны и уровнем экономической безопасности; государства-лидеры экономической системы стараются занять доминирующее положение по сравнению с государст-вами-партнерами.

Задачи государственной политики обеспечения экономической безопасности во многом зависят от текущего состояния экономики, от ее научно-технического потенциала, ее роли и места в мировом хозяйстве. Материальной основой для обеспечения экономической безопасности выступает устойчивый экономический рост, построенный на базе модернизации производства, развития и внедрения инновационных технологий, ориентации на рост образовательного и культурного

уровня населения, что необходимо для проведения эффективной социальной политики, позволяющей решать важные социальные задачи, обеспечивать стабильность и прогрессирующее развитие общества.

Государственная политика в сфере обеспечения экономической безопасности, соответствующий комплекс мер и направлений, инструментарий ее реализации должен быть направлен на комплексное устранение потенциальных угроз и рисков экономической безопасности страны, к которым можно отнести:

- современное состояние материально-технической базы и темпы ее развития, которое несет в себе угрозу развития человека и среды его обитания (угрозу техногенных катастроф, разрушение биосферы, истощение ресурсов);

- социально-экономические отношения в современной России, несущие в себе значительный уровень угроз социальной и политической стабильности.

В результате обеспечение экономической безопасности возможно при использовании инструментов как экономического, так и институционального характера. При этом, для обеспечения экономической безопасности экономика должна сама обеспечивать высокий уровень производительности труда, качество выпускаемой продукции и эффективность производства. В тоже время без эффективно функционирующих институтов процесс воспроизводства экономической безопасности будет затруднен.

Обеспечение экономической безопасности посредством совершенствования институциональной основы развития экономики представляет собой процесс создания институтов, норм и правил, способствующих повышению устойчивости и адаптационности национального хозяйства, а также увеличению продуктивности и снижению рискогенности. Таким образом, институциональная среда должна быть направлена на формирование позитивного социально-экономического и политического климата в стране.

Для обеспечения экономической безопасности национального хозяйства государство может воздействовать на экономику как административным, так и экономическим инструментарием.

Административное воздействие на экономику страны предполагает, прежде всего, совершенствование антимонопольного законодательства и механизмов межгосударственного сотрудничества в сфере его применения; введение обязательных экологических, санитарных, социальных стандартов производства и жизнедеятельности

населения страны; совершенствование социальной политики государства, прежде всего, посредством обеспечения для каждого ее жителя гарантированного минимума социальных благ и услуг (в сфере социального обеспечения, образования и здравоохранения и т. д.).

Основными же инструментами государства в сфере экономической безопасности являются именно экономические меры прямого и косвенного воздействия:

- целевое финансирование научно-технических, социальных и экологических программ;

- инвестиции в развитие социальной сферы;

- совершенствование структуры государственных закупок и модернизация государственного сектора экономики;

- осуществление операций на открытом рынке;

- установление норм обязательных резервов в соответствии с требованиями экономики;

- совершенствование системы налогообложения;

- развитие способов и форм ускоренной амортизации, как основы модернизации производственно-технической базы экономики;

- принятие мер по формированию благоприятного инвестиционного климата и имиджа российской экономики;

- стимулирование экспорта;

- защита интересов национального производителя на международных рынках.

Расширенное воспроизводство экономической безопасности России требует развития новых институциональных форм государственного воздействия на национальное хозяйство страны, совершенствования экономического и правового инструментария его обеспечения, в том числе:

- разработка и проведение институциональных преобразований, направленных на координацию действий всех функционирующих институтов;

- выработка и реализация общих принципов экономического и социального поведения хозяйствующих субъектов за счет их унификации и законодательного ограничения лоббизма;

- осуществление регулярного контроля за соблюдением установленных правил, как экономическими субъектами, так и органами госуправ-ления;

- совершенствование механизма согласования интересов в различных сферах хозяйственной деятельности;

- повышение социальной стабильности в обществе и недопущение роста социальной напряженности.

При этом необходимо, чтобы государственное регулирование экономической безопасности основывалось на различных вариативных прогнозах экономического и социального развития страны и ее регионов. Кроме того, должна быть сформирована полноценная система государственного воздействия на экономику, способная взять на себя функцию поддержания экономики страны на безопасном уровне.

Таким образом, происходящие глубинные трансформации мировой хозяйственной системы требуют от государства учета всего многообразия происходящих процессов и их сложного и противоречивого взаимодействия. Прежде всего, необходимо учитывать и трансформацию отношений собственности и активное развитие транснациональных корпораций, преобладание в экономике новых информационных технологий и сферы услуг, международное движение капитала и глобализацию как системное проявление, и детерминанту всех изменений. В этих условиях роль государства как гаранта экономической безопасности страны, ее самоопределения и суверенности не просто усиливается, но и ведет к тому, что общество предъявляет повышенные требования к эффективности его деятельности, в том числе и к его способности отражать угрозы современного мира и обеспечивать расширенное воспроизводство экономической безопасности национального хозяйства.

Литература

1. Зотова Н., Гусаков Н. Современные проблемы национальной безопасности // Национальная безопасность. 2001. № 8-9.

2. Пороховский А. А. Вектор экономического развития. М., 2002. С. 159.

3. Чернова В. В., Волков Е. А. Экономическая безопасность России в условиях глобализации // Экономика образования: науч.-метод. журнал. Вып. 4 (2). Кострома, 2008.

* * *

INSTRUMENTS TO PROVIDE ECONOMIC SAFETY OF NATIONAL ECONOMY

A. V. Nikitin

In this paper, problems of ensuring the economic safety of the national economy of Russia under the present-day conditions are considered; what is the most important at issue is the globalization process. This paper substantiates the necessity of high-quality transformation of economic policy of the state in the field of the economic safety ensuring. This paper also defines the possible arrangements, lines, and instruments in order to implement the whole economic policy.

Key words: economic safety of the national economy, economic policy of the state.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.