Научная статья на тему 'Особенности формирования механизма управления экономической безопасностью: зарубежный опыт'

Особенности формирования механизма управления экономической безопасностью: зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3123
532
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / EXPERIENCE OF FOREIGN COUNTRIES / ENSURING AN ECONOMIC SAFETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Власенко Андрей Владимирович

Статья посвящена анализу зарубежного опыта обеспечения экономической безопасности. Особое внимание уделено выявлению и анализу факторов, влияющих на национальную безопасность и обеспечивающих социально-экономические условия для стабильного развития и поддержки предпринимательских структур. В результате предложена система мер, способствующая обеспечению экономической безопасности на макрои микроуровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE OF FORMING OF THE CONTROLING MECHANISM ECONOMIC SAFETY

The article is devoted to analysis of foreign experience of economic security. Special attention is paid to the identification and analysis of factors affecting national security and ensuring economic and social conditions for stable development and support of entrepreneurial structures. Consequently, the proposed system of measures that promote economic security at the macro and micro levels.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования механизма управления экономической безопасностью: зарубежный опыт»

Слово молодым ученым

Литература

1. Бадоев С.Х. Анализ мирового рынка люксовых товаров // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "Центр развития научного сотрудничества" (Новосибирск). 2015. №7. С. 24-28.

2. Березова И.С., Тихомирова И.И. Анализ рынка товаров и услуг класса люкс в России // Маркетинг и коммерциализация. 2015. №3. С. 279-281.

3. Боровик Н. Золотой фонд [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://profashion.ru/analytics/154255/

4. Носкова Е. Не яхта, так туфли [Электронный ресурс] // Российская бизнес-газета. 2015. №1017

(38). Режим доступа: https://rg.ru/2015/09/29/tovari.html

5. Холявко А. Золотое дно: российский рынок переживает тяжелейший кризис в истории [электронный ресурс] /Режим доступа: https://secretmag.ru/trends/tendencies/luxury.htm

6. Россияне меньше путешествуют и тратят за границей [электронный ресурс]/ Газета «Ведомо-

сти» 2014. №3699. Режим доступа:

http://www.vedomosti.ru/business/articles/2014/10/20/roskoshnyj-krizis

Badoev Soslan Khazbievich, Candidate of Economic Sciences, associate Professor of department of International relationships; North-Ossetian State University after K.L. Khetagurov (44-46, Vatutin st., Vladikavkaz city, 362025, Russian Federation). E-mail: soslan_badoev@mail.ru

Zaseeva Kristina Telmanovna, student of department of International relationships; North-Ossetian State University after K.L. Khetagurov (44-46, Vatutin st., Vladikavkaz city, 362025, Russian Federation). E-mail: zaseeva-k@mail.ru

CURRENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF LUXURY RUSSIAN COMMODITY MARKET

Abstract

The condition and prospects for further development of luxury goods market in Russia are analyzed in this article. The author focuses attention on the crisis of the Russian luxury goods market and possible ways out of this crisis.

Keywords: luxury, Russian buyers, volume of luxury goods sales, crisis, luxury goods market, Russia.

УДК 339 DOI: 10.22394/2079-1690-2017-1-2-197-201

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Власенко аспирант кафедры менеджмента, Южно-Российский институт

Андрей управления - филиал Российской академии народного хозяйства

Владимирович и государственной службы при Президенте РФ

(344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: menedjment@uriu.ranepa.ru Аннотация

Статья посвящена анализу зарубежного опыта обеспечения экономической безопасности. Особое внимание уделено выявлению и анализу факторов, влияющих на национальную безопасность и обеспечивающих социально-экономические условия для стабильного развития и поддержки предпринимательских структур. В результате предложена система мер, способствующая обеспечению экономической безопасности на макро- и микроуровнях.

Ключевые слова: зарубежный опыт, обеспечение экономической безопасности.

В условиях усиления международной интеграции и глобализации, при одновременном усилении кризисных воздействий и нестабильности национальных экономик обеспечение экономической безопасности государства и защита его экономических интересов является важным условием развития как страны в целом, так и ее предпринимательских структур. В этой связи актуализируется необходимость пересмотра эффективности системы управления экономической безопасность с учетом передового мирового опыта и поиска его новых моделей.

Учитывая, что наиболее экономически самостоятельными странами по уровню ВВП являются США - 18124,7 трл.долл., Китай - 11211,9 трл.долл., Япония - 4210,4 трл.долл., Германия -

3413,5 трл.долл., Франция — 2464,8 млрд.долл., Индия — 2288,7 млрд.долл., Италия — 1848,7 млрд.долл., Бразилия - 1534,8 млрд.долл., Канада - 1462,3 млрд.долл., Южная Корея - 1321,2 млрд.долл., Испания - 1242,4 млрд.долл., Австралия - 1200,8 млрд.долл. [1], то их опыт формирования механизма управления экономической безопасностью представляет особый интерес для построения отечественной системы управления.

Анализ существующих зарубежных подходов к определению экономической безопасности демонстрирует, что одновременно с теоретическим его осмыслением развивались государственные экономические стратегии и формировался механизм государственного управления. В зависимости от континента, специфики экономического развития, мировых интеграционных процессов и менталитета населения, а также приоритетов национальных интересов отличаются позиции стран в сфере обеспечения экономической безопасности.

При этом существует тесная взаимосвязь между решением проблем (нейтрализацией угроз] социально-экономического развития, повышением уровня экономического роста и консолидацией интересов всех слоев общества и экономических субъектов. В целях решения проблем возникших у стран в связи с мировым финансово-экономическим кризисом (уменьшение объема ВВП, безработица, понижение уровня золотовалютных резервов, увеличение дифференциации доходов населения] и управления экономической безопасностью правительства ряда зарубежных стран предпринимают активные меры по регулированию национальной экономики.

Ключевыми правительственными органами управления, к полномочиям которых относится обеспечение экономической безопасности, сбалансированного развития промышленности, внешней и внутренней торговли, являются в США - Министерство торговли, в Японии -Министерство внешней торговли и промышленности, в Китае - Министерство промышленности и информатизации, в Великобритании - Министерство торговли и промышленности.

Интересно, что в ряде развитых стран (США, Япония, Китай] обеспечение экономической безопасности приравнивается к защите национальных интересов и национальной безопасности в приоритетных сферах жизнедеятельности граждан. Поэтому основополагающими документами, определяющими ключевые направления в этой сфере, являются стратегии или концепции национальной экономической безопасности.

Анализ стратегических документов США свидетельствует о том, что экономическая безопасность рассматривается в качестве основного элемента национальной безопасности. Причем в Стратегиях 2010 г. и 2015 г. глобализация представлена не только в качестве преимущества экономического развития, а также как угроза внутреннему экономическому росту страны и ее экономических субъектов. Кроме того, в США механизм обеспечения экономической безопасности основывался на мероприятиях, определенных в Законе о неотложных мерах и Антикризисном плане.

Относительно управления экономической безопасностью в восточных странах (Япония, Китай] стоит отметить, что изначально эти страны развивались с учетом своей специфики и закрытости от глобализационных процессов. Причем именно в Японии вопросы экономической безопасности и ее обеспечения были подняты на национальный правительственный уровень [8, с. 121]. До 2000 года в отличие от западных стран в качестве ключевых внешних угроз назывались обеспеченность энергетическими, минеральными и продовольственными ресурсами и безопасность транспортных путей. Причем внутренней экономической безопасности внимание не уделялось. Однако глобализация, усиление межнациональных взаимоотношений и мировой финансово-экономический оказали влияние на изменение парадигмы экономической безопасности в сторону проамериканской концепции, активной финансовой политики в целях сохранения платежной системы страны, совершенствование структуры экономики и защиты окружающей среды. В качестве яркого примера копирования стоит привести доктрину Кайфу, основанную на американской доктрине нового мирового порядка Дж. Буша [3], антикризисные меры японского правительства, программные документы высоких должностных лиц Японии.

В Китае начиная с 2013 г. политические, военные и экономические аспекты обеспечения безопасности рассматриваются в комплексе. Как отмечено в «Белой книге по вопросам обороны» к интересам, которые могут оказаться под угрозой, отнесены источники сырья и энергоресурсов, стратегические морские линии коммуникаций, права китайских граждан и организаций за рубежом [5]. Именно вопросы внутренней экономической безопасности находятся на первом месте в данной стране.

Интересно, что в данном документе от 2015 г. описывается потенциальный противник Китая, обозначен курс на провозглашение глобализационных интересов и возможностей, а также понимается вопрос национальных экономических интересов за пределами страны. Кроме того,

С л о в о м о л о д ы м у ч е н ы м

руководством страны в качестве приоритетов обозначен курс на обеспечение устойчивого и сравнительно быстрого развития экономики страны (бао цзэнчжан], определена «схема» («технология»] решения этой задачи путем ускорения перехода к новой модели роста и урегулирование структуры (тяо цзегоу], проведения реформ по «ключевым звеньям» (туй гайгэ], повышение уровня открытости и улучшение жизни населения (бао миншэн] [2, с. 41].

В Индии основные мероприятия по обеспечению экономической безопасности направлены на повышение ликвидности финансово-банковской сферы, поддержку национальных производителей, экспортеров, стимулирование внутреннего потребления. Кроме того, принятие правительственного плана по снижению дефицита бюджета позволило в 2012/2013 гг. снизить дефицит бюджета до 4,1 %, изменить в 2010 гг. агентству Standart&Poors прогноз по долгосрочному и краткосрочному рейтингам до «стабильного» и осуществлять индийским компаниям зарубежные коммерческие заимствования.

Кроме опыта развитых стран, особого внимания заслуживает такие страны как Бруней и Сингапур, сумевшие за короткий период времени обеспечить экономический рост страны. Так, начиная с 2000-х годов в Брунее отличительной чертой экономической деятельности стала активизация предпринимательской деятельности государства и промышленности. Например, в 2001 году реформировано Управление экономического развития Брунея, разработана и принята стратегия социально-экономического развития «Вавасан Бруней 2035», определено несколько крупных проектов с участием государственных капиталовложений (например, в промышленности - предприятия нефтехимии и возобновляемых источников энергии, фармацевтической и пищевкусовой, в сфере услуг - информационно-коммуникационные технологии, логистика, в инфраструктуре - строительство нового порта и модернизация аэропорта], осуществляется реализация крупнейшего инвестиционного проекта с участием государства, созданы очаги индустриального развития. Кроме того, в пятилетнем плане внимание уделено развитию приоритетных видов бизнеса и, в первую очередь, информационно-коммуникационным технологиям. Причем, для сравнения стоит отметить, что на эти цели направлено 12,1 % всех ассигнований бюджета, а на образование в течение пяти лет - 13,6 %.

В Сингапуре обеспечение экономической безопасности осуществляется путем ускоренной индустриализации с ориентацией на внешний рынок и опорой на иностранный капитал. Причем ранее индустриализация осуществлялась за счет собственных финансовых ресурсов, не прибегая к крупным заимствованиям за рубежом. Однако Стратегический экономический план определил, что Сингапур по уровню ВВП на душу населения должен выйти к 2020 году на уровень Нидерландов, к 2030 году на уровень США.

Соответственно, для достижения указанных результатов в качестве приоритетных направлений определены мероприятия, направленные на развитие человеческих ресурсов, промышленность и сферу услуг, повышение международного статуса и международной конкурентоспособности, создание благоприятной среды для инноваций и экономической реконструкции, сохранение национального единства и уменьшение уязвимости страны. Кроме того, экономическая стратегия содержит мероприятия по стимулированию диверсификации национальных предприятий, повышению уровня их технологического развития и достижению статуса регионального делового центра.

В результате, превращение Сингапура в страну с высокими международными рейтингами и уровнем обеспечения экономической безопасности достигнуто благодаря реализации целенаправленной экономической стратегии правительства, ориентированной на решение внутренних проблем, повышение международного статуса страны, создание сильного и эффективного кластера предпринимательских структур, приток иностранного капитала для поднятия технологического уровня национального производства, адресную стимулирующую налоговую политику (например, ставки корпоративного налога снизились с 26 % в 1999-2000 гг. до 22 % в 2003-2004 гг., 20 % — в 2005-2007 гг.; до 18 % в 2008-2009 гг. и до 17% в 2010-2015 гг., введены налоговые льготы, созданные с 2005 года фирмы получают полное освобождение от уплаты налогов на три года и т.д.], подготовку высококвалифицированных кадров.

Аналогичное изменение приоритетных направлений внутренней политики происходит в таких странах как США, Япония, Германия, Франция, а также передовых компаниях мира, которые переходят к новой инновационной экономической политике, к экономике, способной обеспечить всеобщее качество производимой продукции на основе серьезного развития базы знаний.

Так, США увеличили расходы федерального бюджета на образование в период 2000 -2016 гг. на 50%. Хотя мировой финансово-экономический кризис значительно повлиял на возможности государств по повышению уровня своей экономической безопасности, а также принятие и реализацию правительствами этих стран дополнительных антикризисных мер.

Стоит отметить, что в качестве основных форм обеспечении экономической безопасности в зарубежных странах на национальном уровне предпринимаются следующие меры [8, с. 256]:

- экономический патронат хозяйственной деятельности, в рамках которой обеспечивается поддержка ключевых товаропроизводителей и отраслей;

- экономическая кооперация, в рамках которой может происходить взаимодействие несвязанных отраслей и направлений производства (например, финансового сектора и промышленности], совместное функционирование национальных хозяйств и обмен экономическими ресурсами между различными отраслями, сферами деятельностями, государствами и регионами;

- экономическое противоборство, суть которого заключается в увеличении уровня конкурентоспособности, достижении и обеспечении превосходства в определенной сфере деятельности;

- экономическое регулирование внутренних процессов экономического развития страны.

Вместе с тем, в связи с усилением глобализационных процессов, возрастанием угроз экономической безопасности и увеличением разновидностей экономических преступлений повышается роль предпринимательских структур в обеспечении экономической безопасности на микроуровне [4, с. 25]. Поэтому в сложившихся условиях интересным является изучение опыта развитых зарубежных стран в обеспечении экономической безопасности предпринимательских структур, применении инструментария нивелирования противоправных действий, а также вопросов противодействия экономическим преступлениям.

Например, в США, во-первых, существует программа профилактики и борьбы с экономическими преступлениями во взаимодействии правоохранительных органов страны с государственными и частными учреждениями, охранными и детективными бюро, благодаря которой разрабатываются программы по борьбе с преступностью и предотвращению широкого спектра угроз для бизнеса. Во-вторых, в целях обеспечения защиты общих интересов бизнес-сообщества в случае увольнения сотрудников, заслуживающих судебного преследования за совершенные экономические преступления, компании информируют бизнес-сообщество об особенностях личности и поведения этого человека. В-третьих, в компаниях создаются структуры внутренней безопасности, где работают сотрудники специальных государственных организации, или осуществляется тесное сотрудничество с государственными службами безопасности [6, с. 58]. Такой опыт США по созданию крупномасштабной системы коллективной безопасности американского бизнеса позволяет регулярно обмениваются информацией по наиболее актуальным вопросам бизнес-угроз для защиты американских граждан с начала 90-х гг. в рамках договоренности Государственного департамента и более 500 американских корпораций.

В Германии к компетенции Министерства внутренних дел страны относится совершенствование законодательства, регулирующего порядок проведения мероприятий по предотвращению утечки информации, составляющей коммерческую или промышленную тайн предпринимательских структур. При этом предпринимательские структуры совместно с независимыми и частными детективными и охранными агентствами активно сотрудничают с национальной службой безопасности и участвуют в создании современных структур охраны и безопасности [7, с. 102]. Созданные по инициативе и при поддержке спецслужб детективные и охранные фирмы и агентства, службы безопасности обмениваются соответствующей информацией с полицией и контрразведкой, в некоторых случаях даже выполняют совместные мероприятия по обеспечению экономической безопасности.

Во Франции активное развитие получила тенденция организации независимых частных служб экономической безопасности промышленных и коммерческих фирм и финансовых институтов, занимающихся предотвращением злоупотреблений торговой маркой, выявлением фактов недобросовестной конкуренции, промышленного шпионажа и контрразведки, обеспечением безопасности в банковской системе и т.п. Обязательным условием образования данных учреждений является то, что их учредителями могут выступать только лица имеющие гражданство Франции или Европейского союза. Бывшие сотрудники французской полиции могут взять на себя такие функции только с письменного разрешения Министра внутренних дел страны.

Относительно обеспечения внутренней безопасности предпринимательских структур, стоит отметить, что в США и в Великобритании в компаниях проводится профилактическая деятельность с сотрудниками, чье поведение вызывает подозрения на предмет неправомерного

Слово молодым ученым

поведения или наличия экономических интересов, которые могут нанести ущерб фирме. Кроме того, сотрудники компаний при приеме на работу проходят отбор, проверку и испытания для обеспечения внутренней безопасности.

В целом, следует отметить, что в зарубежных странах уделяется внимание не только декларированию общенациональных угроз и задач в сфере экономической безопасности, а также созданию благоприятных условий для развития предпринимательских структур и привлечения иностранных инвестиций. При этом значение имеет обеспечение экономической безопасности внутри промышленных и коммерческих фирм, их тесное сотрудничество с правоохранительными органами и независимыми организациями, оказывающими услуги в этой сфере. Кроме того, в современных условиях глобализации наметилась явная тенденция фокусировки внимания зарубежных стран на управлении экономической безопасностью посредством государственного регулирования экономики.

Таким образом, можно сделать вывод, что создание соответствующей институциональной структуры, организационно-методической справочной документации, определение механизма и инструментов управлению экономической безопасностью, а также привлечение заинтересованных субъектов (органы управления, бизнес-структуры, граждане] к обеспечению экономической безопасности страны являются основными критериями ее эффективности и результативности в зарубежных странах.

Литература

1. ВВП стран мира в 2016 году http://visasam.rU/emigration/vybor/vvp-stran-mira.html#i-2

2. Гордиенко Д.В. Оценка уровня экономической безопасности государств азитско-тихо-океанского региона // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 13 (202]. С. 39-55.

3. Доктрины национальной безопасности США, Франции и Японии (2000]. [Элек тронный ресурс] Режим доступа: http://www.budgetrf.ru/Publications/

Magazines/VestnikSF/2000/vestniksf117-05/vestniksf117-05030. ^т#^_14, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус. (дата обращения: сентябрь 2016 г.].

4. Игнатова Т.В., Рябова Т.Ф. Современные механизмы обеспечения национальной экономической безопасности на основе формирования рыночной конъюнктуры // Пищевая промышленность. 2016. № 5. С. 24-28.

5. Кашин В. Второй мир: «Враждебные западные силы». [Электронный ресурс] // Ведомости. Режим доступа: http://periscope2.ru/2013/04/18/7345/, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус. (дата обращения: сентябрь 2016 г. ].

6. Колесниченко Е.А., Гильфанов М.Т. Методические аспекты оценки и обеспечения экономической безопасности предприятия // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 11. С. 56-62.

7. Османов Ж.Д., Моисеев П.С. Особенности обеспечения экономической безопасности в зарубежных странах // Социально-экономические процессы. 2015. Т.10, №11. С. 99-104.

8. Фомин А.М. Экономическая безопасность государства // Международные процессы. 2010. Т. 8. № 3(24]. С. 118-133.

9. Черкасова Т.П., Мишурина О.В. Проблемы реализации механизма обеспечения экономической безопасности России в контексте инновационного развития // Государственное и муниципальное управление . Ученые записки СКАГС. 2015. № 3. С. 255-259.

Vlasenko Audrey Vladimirovich, postgraduate student; South-Russia Institute of Management -branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Push-kinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation], E-mail: menedjment@uriu.ranepa.ru

FOREIGN EXPERIENCE OF FORMING OF THE CONTROLING MECHANISM ECONOMIC SAFETY

Abstract

The article is devoted to analysis of foreign experience of economic security. Special attention is paid to the identification and analysis of factors affecting national security and ensuring economic and social conditions for stable development and support of entrepreneurial structures. Consequently, the proposed system of measures that promote economic security at the macro and micro levels. Keywords: experience of foreign countries, ensuring an economic safety.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.