Научная статья на тему 'Экономическая безопасность России как основа обеспечения обороноспособности страны'

Экономическая безопасность России как основа обеспечения обороноспособности страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
414
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РИСКООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР / ВНЕШНЯЯ УГРОЗА / ВНУТРЕННЯЯ УГРОЗА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ / ECONOMIC SECURITY / RISKFORMING FACTOR / OUTSIDEDANGER / INSIDEDANGER / COMPETITIVE ABILITY OF ECONOMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лобанов М. В.

Исследуется один из рискообразующих факторов обеспечения экономической безопасности России конкурентоспособности экономики. Выявлены проблемы в области обеспечения конкурентоспособности страны, снижающие устойчивость системы экономической безопасности государства. Предложены мероприятия по повышению конкурентоспособности экономики, а также условия и факторы их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лобанов М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC SAFETY OF RUSSIA AS A BASIS OF COUNTRY DEFENSIBILITY MAINTENANCE

The article is devoted to competitive ability of economics which is one of the riskforming factors for providing the economic security of Russia. Problems of providing the competitive ability of the country which reduce the stability of the system of the economic security are revealed. Ideas for increasing the competitive ability of economics as well terms and factors of their realization are offered.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность России как основа обеспечения обороноспособности страны»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ СТРАНЫ

М.В. Лобанов.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Исследуется один из рискообразующих факторов обеспечения экономической безопасности России - конкурентоспособности экономики. Выявлены проблемы в области обеспечения конкурентоспособности страны, снижающие устойчивость системы экономической безопасности государства. Предложены мероприятия по повышению конкурентоспособности экономики, а также условия и факторы их реализации.

Ключевые слова: экономическая безопасность, рискообразующий фактор, внешняя угроза, внутренняя угроза, конкурентоспособность экономики

ECONOMIC SAFETY OF RUSSIA AS A BASIS OF COUNTRY DEFENSIBILITY MAINTENANCE

M.V. Lobanov.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

The article is devoted to competitive ability of economics which is one of the riskforming factors for providing the economic security of Russia. Problems of providing the competitive ability of the country which reduce the stability of the system of the economic security are revealed. Ideas for increasing the competitive ability of economics as well terms and factors of their realization are offered.

Key words: economic security, riskforming factor, outsidedanger, insidedanger, competitive ability of economics

Новый этап экономических реформ, а также предстоящее вступление России в ВТО выдвигают на передний план вопрос о повышении конкурентоспособности российской экономики. В этом аспекте конкуренция приобретает значение фактора обеспечения экономической безопасности государства, что вызывает необходимость, с одной стороны, подавлять активность проникновения конкурентов на внутренний рынок, преодолевать монополизм, а с другой - искать и укреплять собственную нишу на мировых рынках.

В современной практике экономических отношений опасности, угрожающие достижению экономического успеха, оцениваются по критерию нанесения ущерба их конкурентоспособности, характеристика которой рассматривается по отношению к стране, отрасли хозяйственной деятельности, хозяйствующему субъекту, товару или производимой продукции [1].

Анализ современной экономической ситуации в России свидетельствует о наличии большого числа рискообразующих факторов как внутри национального хозяйства, так и во внешней среде. Рискообразующие факторы - это процессы или явления, способствующие возникновению того или иного вида риска (угрозы, опасности) и определяющие его характер [2]. В экономике действует большое количество рыночных рисков, порожденных разными рискообразующими факторами, которые можно разбить на несколько классификационных групп. По источнику возникновения рискообразующие факторы подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние факторы продуцируются эндогенно, самой национальной экономикой, в то время как внешние - экзогенны и являются результатом функционирования внешней среды. Поскольку рискообразующие факторы возникают в различных сферах социально-экономической системы, логично

определить их функциональную структуру. В соответствии с этим рискообразующие факторы могут возникать в сфере общественного производства и финансов, социальной и институциональной сферах и др.

Сопоставление внутренних и внешних угроз экономической безопасности России показывает, что наибольшую опасность для нашей страны представляют внутренние угрозы. Рискообразующие факторы ряда внешних угроз обусловлены в немалой степени внутренними проблемами российской экономики.

Проблема конкурентоспособности российской экономики не теряла своей актуальности ни во времена командно-административной экономики, ни в настоящее время. В бывшем СССР оторванность науки от производства, невосприимчивость государственных предприятий к нововведениям привели к серьезному отставанию на мировых рынках. Хотя, следует отметить, что существовавшая в прошлом экономическая система, хотя и не ставила перед собой цель быть конкурентоспособной по международным стандартам, но позволяла концентрировать огромные ресурсы на отдельных отраслях экономики и в определенных областях конкурировать и даже временно превосходить основных мировых конкурентов (США, страны Западной Европы и Японию). Конкурентоспособные отрасли до сих пор на слуху: ВПК, космос, фундаментальная наука, спорт, искусство. Но сегодня, несмотря на революционный переворот в политике и экономике, переход на рыночную систему хозяйствования, приватизацию крупнейших предприятий и открытие экономических границ страны, даже в выше перечисленных областях Россия потеряла прочные позиции (за исключением, пожалуй, вооружений) и стремительно теряет запас конкурентоспособности.

По своей сути конкурентоспособность - это синтез сравнительных и конкурентных преимуществ страны. Сравнительными национальными преимуществами экономики России являются дешевый труд, богатые природные ресурсы (35 % мировых запасов сырья), благоприятные географические и климатические факторы. Конкурентные преимущества -это научно-технический и образовательный потенциал, новые технологии и инновации на всех стадиях - от дизайна нового продукта до его продвижения к потребителю. Россия располагает уникальными возможностями создания глобальных транспортных коридоров и иных коммуникаций, связывающих через её территорию Север Европы и Южную Азию, Запад Европы и Юго-Восточную Азию с помощью международных железнодорожных, автомобильных и авиационных сетей. В перспективе это может привести к снижению издержек производства, повышению объёмов производства и жизненного уровня населения

[3].

По данным докладов, готовящихся для ежегодных международных экономических форумов в Давосе, Россия по своей конкурентоспособности находится на одном из последних мест из числа 59 стран, взятых для сопоставления [4]. Сравнительно сильными сторонами российских фирм эксперты этих форумов считают инновационный потенциал, товарный дизайн, наличие технологических цепочек, объединяющих разные предприятия в одном производственном комплексе. Сравнительно слабыми сторонами они считают плохую ориентацию на потребителя (включая маркетинг) и низкое качество производственного процесса. К сильным сторонам российской предпринимательской среды эксперты форумов относят высокий уровень научно-исследовательских институтов, качество инженеров, конструкторов и учёных, разветвлённую сеть железных дорог. Слабые стороны, по их мнению - низкое качество телефонной и факсимильной связи, вялая конкуренция на региональном уровне и неэффективность антимонопольной политики.

Россия все же обладает внушительным научно-техническим потенциалом. Общее количество ее ученых составляет 850 тыс. человек. В стране действует около 4 тыс. научно-исследовательских институтов. Огромным научным потенциалом располагает весьма развитая система высшего образования [5]. Тем не менее, результативность этого потенциала явно недостаточна.

Главными проблемами, снижающими эту результативность и влияющими на устойчивость системы экономической безопасности, являются:

- отставание России по технологическим параметрам от современных мировых научно-технологических лидеров, ведущие позиции которых определяют не военная сила и не экономическая мощь, а наука, знания, образованность населения, квалификация работников, заинтересованных в постоянном наращивании масштабов инновационного процесса. Следует отметить, что если у этих лидеров сегодня функционирует постиндустриальная экономика, экономика, базирующаяся на инновациях и прогрессирующих знаниях, то в России преобладает по существу начальный этап развития индустриальной экономики;

- неучастие России в широкомасштабном процессе создания инновационных сетей, которые включают в себя научно-технические ресурсы многих стран и являются важной опорой глобализации мировой экономики и неучастие в совместном научно-техническом творчестве разных стран и их корпораций в интересах не только бизнеса, но и экономического и научно-технического развития всего мира;

- низкая инновационная активность российских предприятий и слаборазвитое производственно-технологическое воплощение НИОКР в принципиально новых продуктах и продуктах повышенного качества. Так, лишь 5,2 % российских промышленных предприятий могут быть отнесены к инновационно активным (против 33 % в США). В результате США контролируют 40 % мирового рынка высокотехнологичных товаров, а Россия - лишь менее 0,5 %;

- отсутствие стратегии формирования конкурентной среды, которая бы позволяла проводить жёсткий отбор производителей по уровню их конкурентоспособности;

- сохранение непрозрачности отношений государства и бизнеса, науки и производства;

- отсутствие законодательной базы, гарантирующей нормальное функционирование здоровой конкурентной среды.

Созданный неблагоприятный климат для повышения конкурентоспособности российских предприятий требует принятия следующих срочных мер по обеспечению выживаемости российской экономики в условиях все обостряющейся конкуренции на мировом рынке в процессе его глобализации:

1) разработка государственной научной политики с увязкой с инновационной и промышленной политикой, политикой нового этапа приватизации и политикой в отношении малого бизнеса;

2) ускорение научно-технического прогресса и повышение конкурентоспособности, ключ к которым лежит в свободном предпринимательстве, рыночных механизмах;

3) последовательное проведение политики по укреплению российской науки на базе укрепления фундамента реального сектора российской экономики, прежде всего в части сельского хозяйства и промышленных отраслей, производящих предметы народного потребления;

4) перевод российского производства на инновационный путь развития:

- создание мощного комплекса инновационных производств, работающих в условиях зрелой рыночной инфраструктуры;

- последовательное проведение политики постоянной поддержки и расширения новых конкурентных преимуществ тех предприятий, которые ориентируются на выпуск новой технологичной продукции и создание собственных брэндов, при этом освобождаясь от неконкурентоспособных предприятий-банкротов;

- проведение антимонопольной политики с запрещением любой искусственной поддержки и лоббирования интересов отдельных, особенно неэффективных производителей;

- завершение реформы естественных монополий, направленной на формирование конкурентоспособных блоков внутренних производителей;

- разработка национальной программы повышения производительности труда и конкурентоспособности производства в целях стимулирования отечественного инновационного бизнеса, усиления связей между академическими институтами и вузами, отраслевыми НИИ и лабораториями и промышленными предприятиями;

- изменение налогового режима для инновационных фирм и подразделений;

- разработка надёжного законодательства по защите интеллектуальной собственности.

Факторами и условиями обеспечения вышеперечисленных мер, направленных на

создание интеллектуальной экономики, основанной на знаниях, могут являться следующие:

1. Реформирование российской науки, включающее следующие этапы:

- коммерциализация сферы НИОКР: встраивание в рыночный механизм учёных, прикладное использование их достижений;

- ориентация исследований (в том числе и фундаментальных) на конкретные целевые программы, на конкретное финансирование научно-технических проектов, связанных с развитием инновационного бизнеса;

- выстраивание сетей «наука - эксперимент - производство» и увеличение в результате этого доли частного финансирования НИОКР при снижении доли государственного финансирования.

2. Обеспечение достаточного объема финансирования научно-технической сферы. К сожалению, затраты на НИОКР в стране составляют порядка 12 млрд. долл., в то время как в США - 264, в Евросоюзе - 150 и в Японии - 130 млрд.долл. [5]. К тому же, необходимо учесть, что значительная часть наших затрат на НИОКР по прежнему идет в военно-промышленный комплекс и почти не касается выпуска массовой отечественной продукции гражданского назначения.

3. Формирование тесной связи между сферой НИОКР и промышленностью:

- создание государственной системы поощрения предпринимателей за использование в производстве новейших достижений отечественной науки и техники;

- целевое финансирование особо важных и перспективных проектов;

- снижение налогов, предоставление специальных кредитов, лизинг новейших видов машин и оборудования под государственные гарантии.

4. Открытое признание государством приоритетности научно-технического прогресса и инновационного развития перед ростом производства. Государство должно иметь специальные программы по ускорению научно-технического прогресса и инновационному развитию российской промышленности. Такие программы имеются практически во всех развитых странах мира.

5. Расширение международного научно-технического сотрудничества, изучение полезного зарубежного опыта.

Подводя итоги, можно сказать, что перед Россией стоит, во-первых, задача реформирования науки, иначе без этого увеличение ее финансирования не даст необходимого эффекта, во-вторых, перевод российского промышленного производства на инновационный путь развития на базе экономики, основанной на знаниях и, в-третьих, расширение научно-технических связей и партнерства с мировыми научно-технологическими лидерами. При этом инновационная способность является важнейшим фактором конкурентоспособности. Если страна обладает такой способностью, то она имеет стратегическое преимущество. Следовательно, необходимо сформировать современные механизмы связи науки и бизнеса, обеспечить конкретный выбор приоритетов и «точек роста» на инновационной основе.

Россия может и должна интегрироваться в мировое научно-техническое пространство, стать достойным партнером мировых научно-технических лидеров в области инноваций и торговли высокотехнологичными продуктами. Ведь, несмотря на уход из науки и конструкторских бюро многих ученых и изобретателей, Россия все же сохранила свой внушительный научно-технический потенциал. В нашей стране работает 12 % всех ученых планеты (четвертое место после США, Японии и Китая), однако главная проблема заключается в том, что слабо развито инновационное предпринимательство. Мы включены в процесс глобализации и являемся частью этой целостной системы. Но это включение относится, прежде всего, к сырьевым отраслям, что позволяет характеризовать нас, как «сырьевой придаток экономики западных стран». Но, во-первых, Россия продает сырье не только на Запад, но и странам СНГ и Китаю. Во-вторых, масштабный экспорт сырья ещё не

снимает перспектив индустриального и постиндустриального развития для страны.

Будущее место России в мире в целом и в евро-атлантическом регионе в частности, зависит, прежде всего, от политики, мер и действий российского руководства, общества и государства, от масштаба и интенсивности экономических реформ, от степени интеграции в мировое хозяйство в условиях грамотного сочетания рыночной среды, расширяют и углубляют которую научно-технический прогресс с инновационной экономикой и государственного регулирования.

Таким образом, главным фактором обеспечения экономической безопасности России является повышение конкурентоспособности российской экономики при активизации инвестиционного процесса, а также сохранении науки и перевода ее на приоритетное финансирование.

Литература

1. Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. 2-е изд. М.: Изд-во «Дело». 2005. 896 с.

2. Ромащенко Т.Д. Экономическая безопасность национального хозяйства: Теория, методология, формирование в России: монография / Т.Д. Ромащенко, Воронеж: Изд-во Воронежский государственный университет, 2003. 216 с.

3. Россия и страны мира : сб. стат. // Госкомстат России. М., 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b08_39/Main.htm

4. Промышленность России. 2008. Стат.сб. / Госкомстат «Носсии». М., 2008. 381 с.

5. Кудров В.М. Перспективы развития российской науки до 2015 года // Экономика 21 века. 2002. № 7. С.137-156.

6. Мельвиль А. Россия в мировых рейтингах: перезагрузка. [Электронный ресурс]. URL: http://www.expert.ru

7. Рыцарева Е. Большие расходы на маленькие технологии. // Эксперт-онлайн. 2007. [Электронный ресурс]. URL: http://www.expert.ru/

8. Холмогорова В., Новикова Е. Глобальное похолодание. // Эксперт-онлайн. 2007. [Электронный ресурс]. URL: http://www.expert.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.