Научная статья на тему 'Повышение экономической безопасности: адаптация существующих и разработка новых методов'

Повышение экономической безопасности: адаптация существующих и разработка новых методов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5106
526
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИННОВАЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бородин Денис Владимирович

В настоящей статье отражена актуальность проблемы обеспечения экономической безопасности России на современном этапе, рассмотрены понятие и виды экономической безопасности, функции механизма обеспечения экономической безопасности. Изучены уровни экономической безопасности: федеральный, региональный и муниципальный и доказана необходимость муниципального уровня. В качестве фактора экономической безопасности предложена интеллектуальная экономика. Сделан вывод о необходимости ускорения формирования современных механизмов связи науки и бизнеса, обеспечения конкретного выбора приоритетных направлений на основе инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increase of economic security: adaptation existing and development of new methods

In the present article relevance of a problem of providing economic security of Russia is reflected in the present stage, the concept and types of economic security, function of the mechanism of providing economic security are considered. Levels of economic security are studied: federal, regional and municipal need of municipal level is also proved. As a factor of economic security the intellectual economy is offered. The conclusion is drawn on need of acceleration of formation of modern mechanisms of communication of science and business, providing a concrete choice of the priority directions on the basis of innovations

Текст научной работы на тему «Повышение экономической безопасности: адаптация существующих и разработка новых методов»

Бизнес в законе

6’2014

15.2. ПОВЫШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: АДАПТАЦИЯ СУЩЕСТВУЮЩИХ И РАЗРАБОТКА НОВЫХ МЕТОДОВ

Бородин Денис Владимирович, кандидат экономических наук, заместитель директора

Место работы: Международный университет природы, общества и человека «Дубна» (филиал Дмитровский институт непрерывного образования)

bdw777@mail.ru

Аннотация: В настоящей статье отражена актуальность проблемы обеспечения экономической безопасности России на современном этапе, рассмотрены понятие и виды экономической безопасности, функции механизма обеспечения экономической безопасности. Изучены уровни экономической безопасности: федеральный, региональный и муниципальный и доказана необходимость муниципального уровня. В качестве фактора экономической безопасности предложена интеллектуальная экономика. Сделан вывод о необходимости ускорения формирования современных механизмов связи науки и бизнеса, обеспечения конкретного выбора приоритетных направлений на основе инноваций.

Ключевые слова: экономическая безопасность, инновации, формирование бюджета, интеллектуальная экономика

INCREASE OF ECONOMIC SECURITY: ADAPTATION EXISTING AND DEVELOPMENT OF NEW METHODS

Borodin Denis V., Deputy Director, Ph.D.

Work place: "International University of Nature, Society and Man" Dubna" (a branch of Dmitrov Institute of Continuing Education)

bdw777@mail.ru

Annotation: In the present article relevance of a problem of providing economic security of Russia is reflected in the present stage, the concept and types of economic security, function of the mechanism of providing economic security are considered. Levels of economic security are studied: federal, regional and municipal need of municipal level is also proved. As a factor of economic security the intellectual economy is offered. The conclusion is drawn on need of acceleration of formation of modern mechanisms of communication of science and business, providing a concrete choice of the priority directions on the basis of innovations

Keywords: economic security, innovations, formation of the budget, intellectual economy

Цикличность в современных процессах мировой экономики оказывает существенное влияние на ее стабильность. Процесс глобализации и интеграции существенно влияет на и без того неравномерное развитие регионов России. И без того непростая ситуация усугубляется кризисным состоянием сегодняшней экономики. Обеспечение экономической безопасности стало не просто актуальным, а острым и болезненным вопросом [4].

Все последние годы в России отмечается деструкция и кризис практически во всех сферах экономики. Сюда относится:

- сокращение объемов производства;

- возрастание в структуре экспорта доли сырьевых отраслей;

- наращивание импорта продуктов питания, медикаментов и других товаров народного потребления;

- возрастание зависимости национальной экономики от мирового товарного рынка и экономики зарубежных стран.

Все это негативно отражается на экономической безопасности, которой требуется комплекс защитных мер и механизма обеспечения безопасности [2].

Для лучшего понимания и раскрытия сути изучаемой проблемы стоит определиться с понятием экономической безопасности. В литературе по экономике можно встретить определения экономической безопасности, раскрывающие суть вопроса по отношению к субъекту экономической деятельности. К примеру, под понятием экономической безопасности предприятия подразумевается обеспечение секретов данного предприятия и сохранения коммерческой тайны.

Традиционно понимание безопасности обычно сводят к понятию национальной безопасности, под которым понимается обеспечение национальных интересов страны и ее граждан, и защищенность, которую гарантируют конституционные, законодательные и практические меры. В этом, традиционном понимании, В.А. Савин дает трактовку экономической безопасности, как «системы защиты жизненных интересов Российской Федерации». При этом объектами защиты выступают: отечественное народное хозяйство, отдельные регионы, отрасли и сферы хозяйства и субъекты хозяйственной деятельности.

Л.И. Абалкин видит экономическую безопасность в состоянии экономической системы, при котором она динамично развивается, эффективно решаются социальные задачи, а государство разрабатывает независимую эффективную экономическую политику и проводит ее в жизнь.

В. Тамбовцев понимает под экономической безопасностью системы - совокупность свойств состояния ее производственных подсистем, которые обеспечивают достижение целей всей системы в целом.

Экономическая безопасность государства решается на законодательном уровне, что подчеркивает особую важность вопроса [5].

29 апреля 1996 г. была одобрена Указом Президента «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации». Стратегия конкретизирует и детально развивает положения Концепции национальной безопасности, учитывая национальные экономические интересы.

В понятие экономической безопасности в рамках Концепции входит обеспечение такого уровня развития экономики, который создаст оптимальные условия для жизни гражданина и развития его личности, военно-политической и социально-экономической стабильности общества, успешного противостояния внутренним и внешним угрозам, и сохранения целостности государства.

По масштабу вероятной угрозы и объекту экономических отношений экономическая безопасность может быть государственной, федеральной, региональной, муниципальной и личной.

По Концепции, основой государственной (или национальной) экономической безопасности лежит экономическая безопасность нации государства. Экономическая безопасность каждого гражданина формирует экономически защищенное общество, которое сохра-

222

Бородин Д. В.

ПОВЫШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: АДАПТАЦИЯ СУЩЕСТВУЮЩИХ И РАЗРАБОТКА НОВЫХ МЕТОДОВ

няет стабильность, что позволяет государству эффективно проводить внутреннюю и внешнюю политику, направленную на рост внутреннего благосостояния нации и усиление международных позиций государства. Это взаимосвязано с тем, что в государстве, развитом экономически, безукоризненны институты защиты личности, в том экономические, что способствует развитию как отдельно взятой личности, так и общества в целом. Сложно представить экономически и политически сильное государство с бедным населением с низким прожиточным минимумом, безработицей, слабой национальной валютой и высокой инфляцией. Поэтому при разделении уровней экономической безопасности государство находится с одной стороны, а с другой - проживающие в нем граждане, которые осуществляют финансовую деятельность, укрепляя свое и государственное благосостояние [6].

Под федеральной безопасностью, исходя из территориального устройства РФ, подразумевается экономическая безопасность отдельных федеральных округов: Северо-западного, Центрального, Приволжского, Южного, Уральского, Сибирского, Дальневосточного и Крымского федерального округа. Контроль над экономической безопасностью федерального округа обусловлен, первоочередно, целостностью федерального округа. Иначе говоря, формирования в округе стабильного социально-экономического класса, законным образом зарабатывающего финансовые средства и вкладывающего их в развитие региона, своего или других, что укрепляет общегосударственную экономику в целом.

Стоит обратить внимание на экономические преступления. Согласно актуальным данным (январь-октябрь 2014 г.) МВД РФ, сравнительно с 2013 г. число выявленных преступлений экономической направленности уменьшилось на 24,6%. Всего выявлено 101000 экономических преступлений, их удельный вес в общем числе составил 5,5%, а материальный ущерб составил 177,79 млрд руб. Тяжкие и особо тяжкие экономические преступления 62,3%. Всего за год выявлено 91800 экономических преступлений, их удельный вес составил 90,9% в общем массиве экономических преступлений.

Статистика показывает, что преступления, совершаемые в федеральных округах в сфере реализации приоритетного национального проекта, сказывается на экономической защищенности государства, тормозит социальное развитие и мешает в решении программ, направленных на улучшение социально-

экономического положения.

Что касается региональной экономической безопасности. С 18 марта 2014 года Российская Федерация состоит из 85 субъектов (регионов), три из которых являются городами федерального значения: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.

В случае слабого экономического развития одного региона при формировании ежегодного бюджета другие регионы либо недополучат необходимые на развитие региона средства, которые могут направляться для решения социальных проблем региона, либо вынуждены перечислять большее количество средств в бюджет, для пополнения доходной части бюджета федерального округа. В любом случае, экономическая незащищенность одного из регионов угрожает экономической безопасности остальных. Но экономически сильные регионы без особо ощутимых последствий

могут оказывать экономическую помощь слабее развитым, тем самым поддерживая определенный уровень стабильности в федеральном округе и в России в целом.

Из 85 субъектов РФ в отдельную группу выделены 3 города федерального значения: Москва, Санкт-

Петербург и Севастополь. Обусловлено это их особым экономическим, социальным и военно-политическим статусом. Вместе с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» появляется муниципальный уровень экономической безопасности.

К примеру, только в столице после расширения 1 июля 2012 г. насчитывается 146 муниципальных образований с различными полномочиями, значительная часть которых наделена полномочиями самостоятельно формировать и распределять свой бюджет.

Насколько необходимо было выделить данный уровень, можно рассмотреть на примере того, как формируется бюджет одного городского муниципального образования и сельского района. Неравенство между селом и городом заложено в России исторически, а сегодня оно только усугубилось. Вследствие этого, в городе муниципальное образование может в доходной части формировать бюджет, к примеру, при сдаче в аренду нежилого фонда, при получении финансов за обслуживание ЖКХ и прочее.

Нужно учитывать и то, что население городского муниципального образования, как правило, гораздо моложе по сравнению с жителями села. У горожан потребительская корзина выше, он более востребован в плане трудовой активности и более состоятелен экономически. По сравнению с этими показателями сельский муниципальный бюджет выглядит неблагополучным. В доходной части - неликвиден нежилой фонд, в упадке ЖКХ, а прибыли от продажи выработанной сельскохозяйственной продукции едва хватает на выплату зарплат и проведение самых необходимых социальных программ. Средний возраст сельского жителя при этом выше, а прожиточный минимум и трудоспособность, наоборот, снижены. Резкая разница экономического благосостояния жителей сельских и муниципальных образований в итоге заканчивается экономической незащищенностью сельских жителей, вследствие чего возникает угроза социальной стабильности общества в аграрном секторе, а обделенное возможностями население сельского муниципального образования, вынуждено в отличие городского населения, искать способы заработка первичного капитала в обход действующего законодательства [1].

Учитывая изложенное, можно сделать вывод: чтобы сохранить экономическую стабильность и защищенность в государстве, необходима постоянная поддержка экономической стабильности личности, муниципального образования, региона и федерального округа, т.е., всей цепочки. Для каждого уровня, исходя из его характеристик, должен быть принят свой механизм поддержки экономической стабильности. Иначе говоря, необходимо создавать оптимальные условия для развития законных способов заработка денежных средств и благоприятные условия, позволяющие на каждом уровне их потратить. В первую очередь возникает необходимость в грамотно организованной бюджетной дифференциации доходной части бюджета, введенной для того, чтобы обеспечить дотации депрессивным регионам и муниципальным образовани-

223

Бизнес в законе

6’2014

ям. Для дальнейшего обеспечения экономической безопасности любого уровня, по мнению автора, необходимо:

- ужесточение политики по контролю расходования бюджетных средств;

- ужесточение ответственности за нецелевое использование средств, в том числе, личной ответственности;

- ужесточение контроля за формированием доходной части бюджета;

- разработка налоговых преференций в приоритетных направлениях хозяйствования, которые обеспечивают экономическую независимость регионов.

К функциям механизма обеспечения экономической безопасности относятся защитная, регулятивная, превентивная (или предупредительная), инновационная и социальная [2].

Защитная функция состоит в ограждении экономики государства от внутренних и внешних угроз, она связана с достаточным ресурсным потенциалом. Чтобы защитная функция успешно функционировала необходимо наличие таких обязательных условий:

- социально-экономические ресурсы: наличие, эффективное использование;

- охрана и рациональное использование природных ресурсов;

- работа на федеральном и региональном уровне над совершенствованием управленческих и кадровых ресурсов;

- нейтрализация внешних вторжений в экономику и экономических рисков.

Регулятивная функция включает такие варианты нейтрализации угроз, как регулирование «снизу вверх» и «сверху вниз». Регулирование «сверху вниз» основано на усовершенствовании существующих рыночных отношений и механизма государственного регулирования. Государственное регулирование направлено на трансформацию и упорядочение отношений рыночного саморегулирования и усиливает или ограничивает возможности рыночного механизма.

Государственное регулирование существует для преодоления возникающих угроз и для приобретения дополнительных выгод и возможностей. Самая важную цель государственного регулирования, соответственно, это оптимизация уровня экономической безопасности, направленная на то, чтобы обеспечить:

- равновесие между инвестициями и сбережениями;

- макроэкономическую стабильность;

- устойчивость экономического роста;

- функционирование субъектов хозяйствования и их экономическую безопасность.

Вариант регулирования «снизу вверх» подразумевает внутрихозяйственные механизмы регулирования рынка и механизмы рыночного саморегулирования.

Важные элементы такого саморегулирования - это оптимальные условия внешней и внутренней среды субъектов хозяйствования, а основные характеристики - конкуренция и уровень цен. Самое оптимальное соотношение цены и конкуренции приводит к равновесию в экономике. Впрочем, механизм рыночного саморегулирования срабатывает не всегда, поскольку отечественные субъекты хозяйствования довольно слабы и зачастую не способны к самостоятельному принятию решений. Это приводит к некоторой неопределенности на рынке, зависимости субъектов от решений государства [7].

Существует превентивная функция механизма обеспечения экономической безопасности, которая направлена на прогнозирование возникновения с дальнейшим предупреждением внутренних и внешних рисков, угроз и критических ситуаций социально-

экономических процессов. Для реализации данной функции требуется выработка целого ряда социальноэкономических, технологических и организационных мероприятий. Самые важные из них - по обеспечению защиты экономической системы государства и формированию информационной системы экономической безопасности.

Процесс разработки превентивных мероприятий основан на информационном обеспечении экономической безопасности. Качественная, достоверная и своевременная, в достаточном количестве информация необходима для того, чтобы выработать эффективные мероприятия, качественно спрогнозировать возможные риски и угрозы. С помощью информационных ресурсов вырабатываются наиболее эффективные решения для предупреждения и преодоления возникающих угроз экономической безопасности [8].

Также известна инновационная функция механизма обеспечения экономической безопасности, которая основана на выработке инновационных решений с последующим применением соответствующих мероприятий для преодоления вероятных и действующих угроз экономике. Осуществление этой функции связано с действием компенсаторного потенциала экономики, который представлен двумя формами - государственного регулирования и рыночного саморегулирования (аналогично регулятивной функции).

Целью компенсационного потенциала является ликвидация угрозы, устранение последствий и компенсация потерь [7].

Социальной функцией решаются следующие цели:

- реализация прав и свобод населения;

- повышение качества и уровня жизни населения и удовлетворение потребностей взаимным партнерством субъектов хозяйствования, различных социальных групп и общества в целом.

Существуют также факторы, несущие угрозы экономической безопасности страны. К ним относится: безработица, преступность, дифференциация доходов, коррупция и прочие. Задачей любого развитого государства является развитие социально-экономического механизма смягчения названных рисков и ликвидация их негативных последствий [2].

Не стоит забывать и о таком важнейшем факторе экономической безопасности, как повышение конкурентоспособности.

Существующий сегодня экономический и политический климат, препятствующий повышению конкурентоспособности продукции российских предприятий, требует введения срочных мер для выживания российской экономики. Экономическая безопасность нуждается:

- в разработке научной государственной политики при учете инновационной и промышленной политики, а также политики по отношению к малому бизнесу и новому этапу приватизации;

- в повышении конкурентоспособности и ускорении научнотехнического прогресса, ключ к чему лежит в рыночных механизмах и свободном предпринимательстве;

- в последовательном укреплении российской науки на основе укрепления реального сектора российской экономики, в первую очередь, сельскохозяйственного сектора и промышленности, производящей предметы народного потребления;

- в оснащении промышленности инновационными технологиями:

- в создании мощного инновационного производства, работающего при зрелой рыночной инфраструктуре;

- в последовательном проведении политики расширения и постоянной поддержки новых конкурентных преимуществ

224

Бородин Д. В.

ПОВЫШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: АДАПТАЦИЯ СУЩЕСТВУЮЩИХ И РАЗРАБОТКА НОВЫХ МЕТОДОВ

предприятий, ориентированных на создание собственных брэндов, выпуск новых видов высокотехнологичной продукции, параллельно ликвидируя неконкурентоспособные предприятия-банкроты;

- в проведении антимонопольной политики, в запрещении лоббирования интересов и искусственной поддержки неэффективных производителей;

- в скорейшем реформировании естественных монополий, направленном на обнаружение и поддержку конкурентоспособного внутреннего производителя;

- в разработке национальной программы по повышению конкурентоспособности производства и производительности труда, с целью чего стимулируется российский инновационный бизнес;

- в усилении связей академических вузов, отраслевых научно-исследовательских институтов и лабораторий с промышленными предприятиями;

- в изменении налогообложения инновационных предприятий;

- в разработке и принятии законодательства по надежной защите интеллектуальной собственности.

- в подъеме уровня инвестиций до 30% ВВП. Основным приоритетом этого вектора экономической политики является привлечение частных инвестиций, или инвестиционный климат [1].

Для реализации вышеперечисленных мер, направленных на создание основанной на знаниях, интеллектуальной экономики, важную роль играют следующие факторы и условия:

1. Проведение реформ в российской науке, с включением таких этапов:

- переведение сферы НИОКР на коммерческую основу, включая прикладное использование научных достижений и встраивание ученых в рыночный механизм;

- ориентация фундаментальных исследований на определенные целевые программы с конкретным финансированием научно-технических проектов, направленных на развитие инновационного бизнеса;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- постройка цепочки «наука-эксперимент-производство» с увеличением доли частного финансирования НИОКР и снижением доли государственного финансирования.

2. Обеспечение финансирования в достаточном объеме научно-технической сферы. Затраты на НИОКР в стране составляют к сожалению приблизительно 12 млрд. долл., в то время, как аналогичные затраты США составляют 264 млрд. долл., Евросоюза - 150 млрд. долл., Японии - 130 млрд. долл. Также следует учитывать, что значительная часть отечественных затрат на НИОКР по прежнему касается военно-промышленного комплекса, а выпуск массовой продукции потребительского назначения практически не рассматривается.

3. Формирование взаимосвязи промышленной сферы и сферы НИОКР:

- введение государственной системы поощрения за использование отечественными предпринимателями новейших достижений именно российской науки и техники в производстве;

- целевое финансирование перспективных и важных проектов;

- снижение налогообложения, специальное кредитование, лизинг новейшего оборудования и видов продукции машиностроения под гарантии государства.

4. Приоритетность инновационного развития и научно-технического прогресса перед улучшением эффективности производства. Государством должны вводиться специальные программы для ускорения научно-технического прогресса и инновационного развития российской промышленности. Практически все развитые страны мира имеют такие программы.

5. Изучение полезного зарубежного опыта по части интеллектуальной экономики и расширение научнотехнического сотрудничества в международной сфере.

Перед Россией стоит обязательная задача реформирования науки. Увеличение ее финансирования без проведения реформ не даст ожидаемого эффекта. Необходим перевод промышленности на инновационный путь развития, на основе интеллектуальной экономики. Необходимо расширение партнерства с мировыми лидерами в научно-технологической сфере. При этом важным фактором конкурентоспособности является инновационная способность. Если в потенциале государства имеется такая способность - оно владеет стратегическим преимуществом. Соответственно,

необходимо ускорить формирование современных механизмов связи науки и бизнеса, обеспечение конкретного выбора приоритетных направлений на основе инноваций.

Российская Федерация должна осуществить интеграцию в научно-техническое мировое пространство, поставить целью достойное партнерство с мировыми научно-техническими лидерами в области торговли высокотехнологичными продуктами и инноваций. Это осуществимо, несмотря на то, что из науки и конструкторских бюро ушли многие ученые и изобретатели, Россия все равно же сохранила довольно существенный научно-технический потенциал. В частности, 12% всех ученых планеты работает в нашей стране, что по количеству занимает четвертое место после США, Японии и Китая. Главная проблема - в слабом развитии инновационного предпринимательства. Россия давно включена в процесс глобализации и является частью целостной мировой экономической системы, но это включение, к сожалению, первоочередно относится к сырьевым отраслям, в результате чего национальная экономика переживает резкий спад в связи с падением мировых цен на сырье. Такая ситуация характеризует нашу экономику как сырьевой придаток западной экономики. К счастью, Россия продает сырье не только западным странам, но еще и сНг, и Китаю, к тому же, масштабный экспорт сырья не лишает перспектив развития страны в индустриальной и постиндустриальной сфере.

Место, которое Россия займет в евро-атлантическом регионе и мире, первоочередно зависит от введенных мер и действий, проводимой политики, принятой российским руководством, обществом и государством, от интенсивности и масштаба экономических реформ, степени интеграции в мировую экономику при условиях грамотного сочетания рыночной среды, расширения и углубления научно-технического прогресса с инновационной экономикой и государственным регулированием.

Таким образом, повышение конкурентоспособности и активизация инвестиционного процесса экономики являются важными факторами для обеспечения экономической безопасности России, при переводе науки на приоритетное финансирование.

225

Бизнес в законе

6’2014

Список литературы:

1. Акулова Н.Г. Роль непрерывного образования в кадровом обеспечении финансово-экономической состоятельности хозяйственных систем региона / материалы регион. Науч.- практ. конф., Воронеж/ Воронежская гос. технол. акад., 2013.

2. Балдин К.В., Гапоненко Н.П., Орехов В.И. Антикризисное управление. - М.: Инфра-М, 2008.

3. Кравцова Т.И., Мельников В.П. Приоритетные направления инновационно-инвестиционной деятельности наукоемких производств / М., 2010 г. Сборник статей конференции «Инновационное предпринимательство как основной фактор развития информационной экономики России».

4. Кудрявцев В.В. Проблемы реализации национального проекта развития АПК / «Пищевая промышленность» №1. 2007.

5. Павлова И.В., Салиенко Н.В., Голутвина Т.В. Анализ развития предпринимательства в условиях достижения НТП / М.: РосЗИТЛП, 2006, Межвузовский сборник научных трудов.

6. Ряховская А.Н. Актуальные проблемы экономики, финансовой политики и антикризисного управления / Материалы ежегодной межвузовской научно-практической конференции М.:ИЭАУ, 2014.

7. Фирсов В.А. Меры по устранению угроз экономической безопасности Российской Федерации // Вестник РАГС при Президенте РФ. - 2014. - № 2.

8. Шевченко М.А. Механизм обеспечения экономической безопасности России в условиях глобализации // Переходная экономика. - 2013. - № 2.

ОТЗЫВ

на статью «Повышение экономической безопасности: адаптация существующих и разработка новых методов» кандидата экономических наук, заместителя директора «Международный университет природы, общества и человека «Дубна» (филиал Дмитровский институт непрерывного образования) Бородина Дениса Владимировича Статья Д.В. Бородина посвящена проблеме повышения экономической безопасности России, изучению понятия и видов экономической безопасности, функций механизма обеспечения экономической безопасности.

Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку обеспечение экономической безопасности России на современном этапе в условиях санкций со стороны стран Евросоюза и США весьма значимо.

Автором проведена серьезная работа по определению уровней экономической безопасности. В качестве фактора экономической безопасности предложена интеллектуальная экономика.

Бородиным Д.В. сделан вывод о необходимости ускорения формирования современных механизмов связи науки и бизнеса, обеспечения конкретного выбора приоритетных направлений на основе инноваций.

Научная статья Д.В. Бородина «Повышение экономической безопасности: адаптация существующих и разработка новых методов соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.

И.О. Заведующего кафедрой Экономики, кандидат экономических наук, профессор

В. А. Шалухо

226

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.