Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/tactics/4p_answers.htm (дата обращения: 03.10.2016).
2. Котлер Ф., Келлер К. Маркетинг менеджмент / пер. с англ. В. Кузина. -СПб.: Питер, 2015. - 800 с.
3. Зюзина Н.Н. Маркетинговые коммуникации. Учебное пособие // Зюзина Н.Н. - Липецк, ЛКИ. - 2012. - 65 с.
4. Основы маркетинга : учебное пособие / В.Д. Секерин. - Москва : КноРус, 2016. - с. 8.
5. Юдин О.И. Поведение потребителей и вирусный маркетинг // О.И. Юдин, Н.Н. Зюзина // Экономика и управление: сб.науч. статей Всеросс. науч.-практ. конф. - Тамбов-Липецк, Изд-во Першина Р.В. - 2011. - 15 с.
УДК 316
Алимова О.В., к.социол.н. Хизбуллина Р.Р., к.социол.н.
доцент
кафедра «Социология, политология и право» Казанский государственный энергетический университет
Россия, г. Казань
ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ ПЕНСИОНЕРОВ
Аннотация: В статье представлены некоторые результаты социологического исследования, посвященного социальному самочувствию пенсионеров в регионе. Изучен ряд факторов, детерминирующих особенности жизненных ценностей пенсионеров. Приводится перечень социальных проблем, наиболее волнующих старшее поколение.
Ключевые слова: социальное самочувствие, факторы, пенсионеры, социологическое исследование, здоровье, религия.
Вопросу социального самочувствия пенсионеров посвящены различные исследования [1,3], однако актуальным остается вопрос о факторах формирования социального самочувствия пенсионеров в регионах. Согласно авторскому социологическому исследованию, проведенному с участием авторов (n=1500 человек, выборка квотная, репрезентативная, география проведения - Республика Татарстан) [2], определено, что хорошее здоровье как ценностный фактор наиболее важна для женщин (83,6%) пенсионного возраста, чем для мужчин (71%) (см. рис.1).
семья дети внуки
затрудняюсь ответить не важно скорее важно очень важно
0% 20% 40% 60% 80% 100%
□ Пол респондента мужской
□ Пол респондента женский
1,9%
0,7%
0,7%
27,1% 15,1%
1 1 1 1
71,0% 83,6%
Рис.1. Ценность семьи, по-мнению, пенсионеров, % к опрошенным
респондентам
Определено, что одним из детерминирующих факторов поведения пенсионеров является религия. Так согласно проведенному опросу мы видим, что среди опрошенных пенсионеров - 50,7% мужчин и 70,2% женщин считают себя верующими людьми. Данные исследования показывают, что религиозность респондентов растет с их возрастом. Так среди мужчин в возрасте 60-64 года, число верующих составляет 46,2%, в возрасте 65-69 лет уже 48,6%, а к 70 годам и старше увеличивается до 58,8%. Аналогичную ситуацию мы видим и у женщин пенсионного возраста. В возрасте 55-59, число верующих женщин составляет 66,3%, в возрасте 60-64 - 67,7%, а к 70 годам и старше увеличивается до 84,5%.
В рамках опроса выявлено, что на качество жизни пенсионеров влияют наиболее острые социальные проблемы, как: рост цен на товары и услуги, опережающий рост доходов населения (77,7%), проблемы ЖКХ (66,4%), плохое материальное положение большинства населения (59,7%), низкий уровень медицинского обслуживания населения (49,4%), плохая экологическая ситуация (40,9%), недостаточная социальная защита малообеспеченных граждан (39,3%), высокий уровень преступности (37,7%), безработица (37,7%), плохие жилищные условия (22,1%), несвоевременная выплата зарплаты, пенсий, стипендий, пособий (18%) (см. рис.2).
Рис.2. Социальные проблемы, волнующие пенсионеров % к опрошенным респондентам Использованные источники:
1. Щанина Е.В. Социальное самочувствие и ценностные ориентации пожилых людей в контексте социальных изменений / В сборнике: Гражданское общество в России: вызовы современности сборник научных трудов. Ульяновский государственный технический университет. -Ульяновск, 2016. - С. 125-131.
2. Николаева О.В. Пенсионеры в современных условиях: ценности и социальное самочувствие (на материалах конкретно-социологического исследования в г. Казани) // Вестник Чувашского университета. - 2010. - №2.
3. Алимова О.В., Хизбуллина Р.Р. Структура ценностных ориентаций пенсионеров на примере результатов конкретно-социологического исследования // Экономика и социум. - №9(28) 2016.
УДК 338.2
Анаева З.К., к. э. н.
доцент Асабаева Р.И. бакалавр
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»
Россия, г. Грозный Z.K. Anaeva, candidate of economical science
associate professor R.I. Asabaeva bachelor Chechen State University Russia, The Chechen Republic, city Grozniy ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ Аннотация. Переход России от планово-директивной экономики к рыночной привел к появлению конкуренции практически во всех сферах