Рис.2. Социальные проблемы, волнующие пенсионеров % к опрошенным респондентам Использованные источники:
1. Щанина Е.В. Социальное самочувствие и ценностные ориентации пожилых людей в контексте социальных изменений / В сборнике: Гражданское общество в России: вызовы современности сборник научных трудов. Ульяновский государственный технический университет. -Ульяновск, 2016. - С. 125-131.
2. Николаева О.В. Пенсионеры в современных условиях: ценности и социальное самочувствие (на материалах конкретно-социологического исследования в г. Казани) // Вестник Чувашского университета. - 2010. - №2.
3. Алимова О.В., Хизбуллина Р.Р. Структура ценностных ориентаций пенсионеров на примере результатов конкретно-социологического исследования // Экономика и социум. - №9(28) 2016.
УДК 338.2
Анаева З.К., к. э. н.
доцент Асабаева Р.И. бакалавр
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»
Россия, г. Грозный Z.K. Anaeva, candidate of economical science
associate professor R.I. Asabaeva bachelor Chechen State University Russia, The Chechen Republic, city Grozniy ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ Аннотация. Переход России от планово-директивной экономики к рыночной привел к появлению конкуренции практически во всех сферах
деятельности хозяйствующих субъектов. Проблема повышения конкурентоспособных преимуществ предприятия на сегодняшний день становиться все более актуальной. Именно от состояния конкурентной борьбы зависит рыночная ситуация, а это является ключевым условием торгового успеха фирмы. В данной статье рассматриваются условия конкурентоспособности предприятия, а также пути ее повышения.
Ключевые слова: рынок, рыночная экономика, конкуренция, конкурентоспособность предприятия, повышение конкурентоспособности.
WAYS TO IMPROVE THE COMPETITIVENESS OF COMPANIES
Abstract. Russia's transition from a planned economy to a market directive has led to the emergence of competition in virtually all spheres of activity of economic entities. The problem of increasing the competitive advantages of the enterprise today is becoming increasingly important. It is the state of the competition depends on the market situation, which is a key condition for the success of the trading company. This article discusses the conditions of competitiveness of the enterprise, as well as ways to improve it.
Keywords: market, the market economy, competition, competitiveness of enterprises and competitiveness.
Исследование проблемы конкуренции и конкурентоспособности до 90-х годов прошлого века в нашей стране не имело необходимости. Термин «конкуренция» не применялась в советской экономике. Так в словаре политической экономии конкуренция определялась как «антагонистическая борьба между частными товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров». Понятие конкуренции совмещалось с анархией, хищническими методами, и тяжелыми социальными последствиями. Элементы конкуренции и конкурентной борьбы были знакомы только руководителям предприятий, чья продукция шла на внешний рынок. Отсутствие частной собственности на средства производства и установление планов для всех предприятий являлось причиной отсутствия конкуренции.
Современная рыночная экономика является сложнейшим организмом, состоящим из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, которые взаимодействуют на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса и объединяются единым понятием - рынок.
Рынок представляет собой сложную организованную структуру, где «сталкиваются» производители и потребители, продавцы и покупатели, где под взаимодействием спроса и предложения устанавливаются цена товара и объемы продаж. Определяющее значение при рассмотрении структурной организации рынка имеет количество производителей и количество потребителей, которые участвуют в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости на тот или иной товар.
Рынок является косвенной, опосредованной взаимосвязью между товаропроизводителями и потребителями продукции в форме купли-продажи, сферой реализации товарно-денежных отношений, а также вся совокупностью средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур и др., которые обеспечивают функционирование этих отношений. Рынок представляет единственную систему отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, информации и т.д. Рынок есть основа всей рыночной экономики. Это механизм или инструмент, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг.
Согласно критерии перехода к рынку фирма, приобретая финансовую независимость во ведении производственно-хозяйственной деятельности, сама на свой страх и риск определяет, какую продукцию, где, когда, какого качества производить, кому, в каких обстоятельствах и по какой цене ее реализовать. В связи с этим наиболее значимой чертой продукта и услуги компаний является их конкурентоспособность.
Повышения конкурентоспособности на сегодняшний день, становиться все более актуальной. Именно от состояния конкурентной борьбы зависит рыночная ситуация, т.е. является ключевым условием торгового успеха фирмы. В свою очередность, она зависит от свойства маркетинга и конкурентоспособности создаваемой продукта, от того, насколько она правильнее аналогов (продукта, выпускаемой конкурирующими предприятиями). [1]
Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующегося степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Она определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. [2]
Конкурентоспособность предприятия есть величина непостоянная. Она должна отражать возможности предприятия адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды, показывать возможность бескризисного функционирования. Это очень сложный и комплексный показатель и ее оценку нельзя свести к определению одного показателя.
Конкурентоспособность предприятия - это комплексная характеристика предприятия, которая характеризует его возможности в любой момент времени обеспечивать свои конкурентные преимущества и прибыльность, а также адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. [2]
Методологически неразрывно связанной с проблемой повышения конкурентоспособности предприятия является оценка его конкурентоспособности, так как только на основе такой оценки могут быть сделаны выводы о степени конкурентоспособности хозяйствующего
субъекта. Указанная оценка является отправной точкой разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности хозяйствующего субъекта и в то же время - критерием результативности этих мероприятий. Кроме того, оценка конкурентоспособности является методологической основой для анализа и, как следствие, выявления путей повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.
Существует несколько путей повышения конкурентоспособности предприятия: [1]
1. Постоянное использование нововведений.
2. Выпуск продукции такого качества, которое бы отвечало государственным и мировым стандартам.
3. Сбыт товаров в те сегменты рынка, где наиболее высокие требования к качеству и сервисному обслуживанию
4. Использование только высококачественного сырья и материалов.
5. Повышение материальной заинтересованности работников и улучшение условий труда.
6. Проведение маркетинговых исследований рынка, с целью установления потребностей покупателей.
7. Анализ своих конкурентов, для выявления своих сильных и слабых сторон.
8. Поддержание контактов с научно-исследовательскими организациями и инвестирование научных разработок, направленных на повышение качества продукции.
9. Использование наиболее эффективных рекламных мероприятий.
Используя эти пути, предприятие сможет не только повысить как свою
конкурентоспособность, но и укрепить свою финансовую устойчивость. Проблемы повышения конкурентоспособности отечественной продукции являются одними из наиболее сложных и актуальных. Необходимо, чтобы они находили свое решение на уровне российских регионов, т. к. именно здесь происходит непосредственное воплощение в жизнь намечаемых проектов. Наряду с поддержкой отечественных производителей конкурентной продукции, надо совершенствовать рыночную инфраструктуру на товарном и потребительском рынках, устранять негативное воздействие на конкуренцию со стороны монополистов и различного рода посредников. Необходимо упростить доступ производителей сельхозпродукции на потребительский рынок. Устойчивое повышение конкурентоспособности предприятия может быть обеспечено только при условии долгосрочного, непрерывного и поступательного совершенствования всех детерминантов конкурентоспособности. [1]
В частности, оценка конкурентоспособности хозяйствующего субъекта необходима в целях:
• разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности;
• выбора контрагентов для совместной деятельности;
• составления программы выхода предприятия на новые рынки сбыта;
• осуществления инвестиционной деятельности;
• осуществления государственного регулирования экономики.
Обеспечение наиболее низких потерь в изготовление и реализация
продукта. Невысокие затраты обозначают умение компании создавать, осуществлять и реализовать продукт с сопоставимыми характеристиками, однако с минимальными расходами, нежели конкуренты.
Предпосылки: огромная часть рынка, присутствие конкурентных положительных сторон (допуск к недорогому сырью, невысокие затраты на доставку и реализацию продуктов и др.), серьезный контроль затрат, вероятность экономии затрат на исследование, рекламу, сервис.
Преимущества: компании рентабельны в том числе и в обстоятельствах мощной конкурентоспособной борьбы, если прочие соперники переносят потери; невысокие расходы формируют высочайшие входные препятствия; при выходе в свет товаров-суррогатов лидер согласно экономии в издержках обладает немалую свободу операций, нежели конкуренты; невысокие расходы понижают воздействие поставщиков.
Риски: соперники имеют все шансы позаимствовать способы сокращения расходов; основательные научно-технические нововведения имеют все шансы ликвидировать существующие конкурентоспособные плюсы и совершить непригодным собранный опыт; концентрирование в расходах затруднит своевременное выявление изменении условий рынка; внезапное влияние условий, повышающих расходы, имеют все шансы послужить причиной к сокращению разрыва в стоимостях в сопоставлении с конкурентами [3]
Обеспечение незаменимости продукта с помощью дифференциации. Дифференциация означает способность предприятия обеспечить покупателя товаром, обладающим большей ценностью, т.е. большей потребительной стоимостью.
Предпосылки: особенный авторитет компании; большие возможности для выполнения НИОКР; абсолютное проектирование; производство и применение материалов наиболее высочайшего свойства; может быть абсолютный подсчет условий покупателей.
Преимущества: покупатели предпочитают продукцию этой фирмы; преимущество покупателей и оригинальность продукта формируют высокие входные препятствия; характерные черты продукта понижают воздействие покупателей; большой доход упрощает взаимоотношения с поставщиками.
Риски: стоимость продукта имеет возможность являться до такой степени существенной, что покупатели, невзирая на преданность предоставленной марки выберут продукцию иных фирм; вероятны подражания иных фирм, что приведет к уменьшению положительных сторон, сопряженных с дифференцированием; изменение системы ценностей покупателей имеет возможность послужить причиной к уменьшению либо утрате смысла специфик дифференцированного продукта.
Концентрация на сегменте. Предприятия все свои действия
направляют на определенный сегмент рынка. При этом предприятие может стремиться к лидерству за счет экономии на издержках, либо к дифференцированию продукта, либо к совмещению того или иного.
Предпосылки: предприятие должно удовлетворять требования потребителей эффективнее, чем конкуренты.
Преимущества: указаны ранее.
Риски: отличия в стоимостях на продукты питания специальных предприятий и компаний, обслуживающих целый рынок, могут в глазах покупателей никак не отвечать преимуществам специфических для этого сектора товарам. По своей сути продукт (работы, услуги) представляется единственным орудием получения выгоды и тем самым ключевым инструментом конкурентной борьбы, ее вещественной базой. Координационные мероприятия, нацеленные на усовершенствование работы компании при помощи увеличения конкурентоспособности издаваемого продукта представлены. Таким образом, проведя неполное исследование отдельных течений увеличения конкурентоспособности компании, подходим к выводу, что в нынешний период не имеется общепризнанной методики разрешения этой проблемы. В конечном счёте, подобных альтернатив масса. И в сформировавшихся условиях остаётся только лишь запоминать главный принцип: обойдя комплексную диагностику компании, и, ориентируясь на эти либо другие пробелы в ее работе, подобрать подход, в максимальной степени соответствующий обстоятельствам своей компании, и неотъемлемо внести ее в единую концепцию управления с целью формирования сильного фундамента стабильной позиции на рынке. [3]
Таким образом, при условии долгосрочного, непрерывного и поступательного совершенствования всех детерминантов
конкурентоспособности, может быть обеспечено устойчивое повышение конкурентоспособности предприятия.
Использованные источники:
1. Барабанов А.С. Управление региональной конкурентоспособностью: монография / под науч. рук. Т.В. Усковой. Вологда, 2014. С.160.
2. Габибова М. Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). М.: Буки-Веди, 2015, с. 85-87.
3. Захаров А. Н., Зокин А. А. Конкурентоспособность предприятия: сущность, методы оценки и механизмы увеличения. [Электронный ресурс] URL: http://www.logistics.ru/9/2/i20_64.htm. Дата обращения 19.11.2016.