Научная статья на тему 'ОЦЕНКА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕПРИЯТИЯ'

ОЦЕНКА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
482
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПЕРСПЕКТИВЫ / КОНКУРЕНЦИЯ / ПРОБЛЕМЫ / ЭТАПЫ / ОЦЕНКА / АНАЛИЗ / COMPETITIVENESS COMPANY / PROSPECTS / COMPETITION / PROBLEMS / STAGES / ASSESSMENT / ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Устимкин О.А.

В конкурентных условиях любое предприятие для эффективного функционирования и оценки своих перспектив на будущее должно оценивать уровень своей конкурентоспособности. Обладая вполне достоверной информацией о своих конкурентных позициях, каждое предприятие получает возможность определить свое преимущество и недостатки, благодаря чему можно выбрать правильную стратегию и тактику поведения, адекватную реалиям современных рыночных отношений. Замечено, что в современных условиях предприятия для эффективного функционирования и оценки своих перспектив на будущее должны анализировать и способствовать повышению уровня конкурентоспособности. В статье рассмотрены проблемы и перспективы, возникающие в процессе управления конкурентоспособностью предприятий в условиях рыночной экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION AND WAYS TO INCREASE THE COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISE

In the competitive environment of any enterprise to function effectively and assess its prospects for the future must assess the level of competitiveness. With a fully reliable information about their competitive position, each company is able to determine its advantages and disadvantages, so you can choose the right strategy and tactics of behavior adequate to the realities of modern market economy. Noted that in the present conditions of the enterprise to function effectively and assess its prospects for the future have to analyze and enhance competitiveness. In the article the problems and prospects that arise in the management of enterprise competitiveness in a market econom

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕПРИЯТИЯ»

УДК 336.6

Устимкин О.А. студент 2 курса магистратуры факультет Экономики и менеджмента Муромский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИВлГУ)

научный руководитель: Галкина С.Е.

Россия, г. Муром

ОЦЕНКА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

ПРЕПРИЯТИЯ

Аннотация

В конкурентных условиях любое предприятие для эффективного функционирования и оценки своих перспектив на будущее должно оценивать уровень своей конкурентоспособности. Обладая вполне достоверной информацией о своих конкурентных позициях, каждое предприятие получает возможность определить свое преимущество и недостатки, благодаря чему можно выбрать правильную стратегию и тактику поведения, адекватную реалиям современных рыночных отношений. Замечено, что в современных условиях предприятия для эффективного функционирования и оценки своих перспектив на будущее должны анализировать и способствовать повышению уровня конкурентоспособности. В статье рассмотрены проблемы и перспективы, возникающие в процессе управления конкурентоспособностью предприятий в условиях рыночной экономики

Ключевые слова: конкурентоспособность предприятия, перспективы, конкуренция, проблемы, этапы, оценка, анализ

Ustimkin O.A.

Student

2-st course of a magistracy, faculty of Economy and management Murom institute (branch) of federal state-funded educational institution

of the higher education

"The Vladimir state university of Alexander Grigoryevich and Nikolay Grigoryevich Stoletovykh" (МИВлГУ) Russia, Murom Research

supervisor: Galkina S.E. EVALUATION AND WAYS TO INCREASE THE COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISE

Summary:

In the competitive environment of any enterprise to function effectively and assess its prospects for the future must assess the level of competitiveness. With a fully reliable information about their competitive position, each company is able

to determine its advantages and disadvantages, so you can choose the right strategy and tactics of behavior adequate to the realities of modern market economy. Noted that in the present conditions of the enterprise to function effectively and assess its prospects for the future have to analyze and enhance competitiveness. In the article the problems and prospects that arise in the management of enterprise competitiveness in a market econom

Keywords: competitiveness company, prospects, competition, problems, stages, assessment, analysis

Современные кризисные тенденции в мировой и национальной экономика негативно влияет на конкурентоспособность предприятий. Конкурентоспособность предприятия - это способность производить и продавать свою продукцию быстро, дешево, и продавать ее в достаточных количествах хорошего качества. Предприятие конкурентоспособность - это способность эффективно использовать собственные и заемные ресурсы на конкурентном рынке [1]. Для более детального изучения концепции «конкурентоспособность», рассмотрим подходы к ее толкование в трудах разных ученых Таблица 1.

Таблица 1 . Определение понятия «конкурентоспособность»

Источник Определение

Портер М. [2] Конкурентоспособность - это свойство продукта, услуг, субъектов рынка действовать на рынке вместе с присутствием аналогичных товаров, услуг или конкурирующих субъектов рыночных отношений.

Фатхутдинов Р.А. [5] Конкурентоспособность рассматривается как «свойство объекта, характеризующееся степенью реальной или потенциальное удовлетворенностью конкретных потребностей по сравнению с аналогичными объектами на этом рынке.

«Великий словарь Экономика "(изд. Азрилияна А.Н.) [5] Конкурентоспособность является свойством продукта наряду с наличием аналогичных продуктов, услуг или конкурирующих субъектов рыночных отношений.

Хельвановский М., Жуковска В., Трофимова И. [5] Конкурентоспособность в наиболее общем виде обладает свойствами, которые создают преимущества для предмета экономической конкуренции.

Макдональд М., Данбар Я. [6] Конкурентоспособность - это мера реальной силы организации в каждом сегменте, объективная оценка способности компании удовлетворять потребности каждого сегмента в сравнение с конкурентами.

Кретов И.И. [7] Конкурентоспособность - это характеристика товара, которая отражает его отличие от товара. конкурента, с одной стороны, степень соответствия тех же социальных потребностей, и на другой -уровень затрат на удовлетворение этих потребностей.

Махометов Ш.Ш. [8] Конкурентоспособность означает способность конкурировать. Конкурентоспособность фирм в основном определяется конкурентоспособность предлагаемого товара.

Лебедева О.А., Лыхина Н.И. [9] Конкурентоспособность является сложной концепцией, которая включает в себя несколько уровней конкурентного преимущества. Чтобы обеспечить достойную (высококлассную) позицию фирмы на рынке, важной стратегической задачей опережает конкурентов в области дизайна и разработки новых продуктов, новых технологий, новый дизайн, новый уровень себестоимости, новые цены, инновации в системе дистрибуция и маркетинг. Это достигает нескольких параметров конкурентного преимущества

Дулисова И.Л. [10] Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующее степень удовлетворенности специфические потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на этом рынке.

Поддубный И.О., Поддубна А.И. [11] Конкурентоспособность - это потенциальная или реализованная способность хозяйствующего субъекта функционировать в соответствующая внешняя среда, которая основана на конкурентных преимуществах и отражает ее положение относительно своих конкурентов.

Кныш М.И.[11] Конкурентоспособность - это степень привлекательности данного продукта для осуществления реальной покупки покупатель.

Хрущев В.П. [11] Конкурентоспособность - это комплекс потребительских свойств товара, который определяет его отличие от других аналогичных продуктов по степени и уровню для удовлетворения потребностей клиенты и стоимость его приобретения и эксплуатации.

Ожехов СИ. [11] Конкурентоспособность - это способность противостоять конкуренции, противостоять конкурентам.

Швец В.Е. [11] Конкурентоспособность не что иное, как проявление качества продукции в условиях рыночные отношения и определяется способностью продукции быть проданной в конкретном рынок, насколько это возможно и без потерь для производителя.

Источник: собственная разработка [2, 5-11]

Проанализировав таблицу 1, можно сказать, что проблемы и различия позиций автора в отношении определения понятия «конкурентоспособность» связано с:

- сфера конкурентоспособности на региональном уровне, национальный или глобальный рынок(предприятие, промышленность, страна);

- заменить эту концепцию на другой статус, уровень конкуренции и

др.);

- выявление конкурентоспособности предприятия и конкурентоспособность услуг или продуктов;

- характеристика любого компонента предприятия конкурентоспособность, такая как: конкурентоспособность труд,

производительный потенциал [12, 13]. Существуют основные этапы оценки и повышение конкурентоспособности предприятий (таблица 2). Оценить конкурентоспособность предприятий производя широкий ассортимент продукции, вы можете использовать модель, используя подробные показатели каждой конкретной группы товаров. Это необходимо для определения места, занимаемое данным товаром на ряду с представленными на рынке аналогичными товарами [18]. Используя этапы проведения оценки и повышение конкурентоспособности предприятия, можно проанализировать и выявить основные проблемы и недостатки предприятия.

Таблица 2. Модель поэтапной оценки и стратегии развития для повышения конкурентоспособности предприятия_

Этапы Названия

Первый этап Анализ показателей, определяющий конкурентоспособность предприятия: -анализ конкурентной (рыночной) среды; -анализ внутренней (рыночной) среды;

Второй этап Определение отраслевых характеристик

Формализация методов оценки конкурентоспособности предприятия

Третий этап Распределение марок и установление на них лимитов

Определение необходимой информации и источников ее получения

Четвертый этап Определение дополнительных ресурсов, которые должны быть вовлечены в оценку

Количественная оценка индивидуальных характеристик для каждого уровня шкалы градуировки с учетом весового коэффициента

Пятый этап Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия

Шестой этап Контроль за соблюдением качества и сроков

Стратегия развития повышения конкурентоспособности предприятия

Источник: собственная разработка [14, 16]

Следовательно, можно сделать вывод, что полученный информация, генерирует информационное поле и позволяет вам:

- во-первых, обеспечить определенный период оценки конкурентной среды изучаемого субъекты на рынке;

- во-вторых, выявить динамику рынка и его сегменты;

- в-третьих, сравнение конкретных показателей с аналогичными характеристиками конкурентов и приступить к необходимым расчетам и принятие управленческих решений. Основными показателями для промышленных предприятий являются: качество продукции, широта ассортимента, удельная стоимость производство, цена выпускаемой продукции, прибыль маржа, рентабельность, собственный капитал, ликвидность активов, кредитоспособность и платежеспособность; уровень использование производственных мощностей, человеческих ресурсов, зарплаты и т. д. [14]. С помощью SWOT-анализа можно выявить сильные и

слабые стороны организация и разработка стратегии и тактики работы на рынке, который необходим для сравнительного оценка всех этих показателей и их сравнение с аналогичными показателями конкурентов. Показатели, которые чаще всего рассматриваются экономисты и без которых это невозможно рассчитать рейтинг и уровень конкурентоспособность предприятия.

Использование производственных мощностей является одним из самых важные технико-экономические характеристики, которые влияют на размер затрат, цены на продукцию и, в конечном итоге, на конкурентоспособность предприятия. Кроме того, суть конкуренции выражается определенными силами что на данном этапе, способствует ей развиваться независимо от того, работает ли он только внутри страны или за рубежом.

Основные проблемы низкой конкурентоспособности предприятия это:

- отсутствие опыта конкуренции;

- наличие препятствий в виде соответствующих условий стандартизации и сертификация; несоответствие предприятия системы управления с международными требованиями;

- отсутствие национальных фундаментальных научных исследованиий в этой области;

Комплексный подход к решению этих проблемы требуют обеспечения взаимодействия между правительством и предприятиями на всех уровнях конкурентоспособности. Чтобы решить эти проблемы, есть способы повышения конкурентоспособности предприятий, а именно:

- создание имиджа компании «справедливой» путем соответствие цены и качества;

- расширение и улучшение ассортимента товаров;

- лучшее использование материальных

- повышение кадрового потенциала и структуры управления;

- тщательное изучение потребностей рынка;

- наличие внутренней конкурентоспособности поставщики;

- стимулирование сбыта путем проведения различных акций [15].

Выводы

Теоретическое исследование проводится в отношении определение "конкурентоспособности предприятия" и вопросы конкурентоспособности предприятия в современные условия: проблемы и перспективы его развитие. Отмечено, что конкуренция заставляет производителей внедрить инновационные производственные процессы, новые технологии -необходимо снизить себестоимость продукции таким образом компания повышает качество продукта и привлекает внимание новых покупателей, а следовательно увеличивает собственную прибыль.

6. Использованные источники:

1. Конкурентоспособность предприятия : оценка уровня и направления

повышения: [монография / общ. ред. О.Г. Янкового]. - Одесса: Атлант, 2013. - 470 с.

2. Портер М. Международная конкуренция; пер. с англ. / под ред. В.Д. Щетинина. - Об.:Международные отношения, 1993. - 896 с.

3. Сторпер М. Региональный мир: территориальное развитие в глобальной экономике / М. Сторпер. - Н.Ю .; Guilford Press, 1997. - 338 с.

4. Конкурентоспособность продукции и предприятия /[Буркинский б.В., Лазарева Е. В., Агеева И. Н. и др.]; научн. ред. Буркинский Б.В. - Одесса: ИПРЭЭИ НАН Украины, 2002 - 131 с.

5. Макдоналд М., Данбар Я. Сегментирование рынка: Практическое руководство. - М.: Изд-во «Дело и сервис», 2002. - 288 с.

6. Кретов И. И. Организация маркетинга на предприятии: Практическое пособие. - М.: Юристъ, 2001. - 96 с.

7. Магометов Ш.Ш. Конкурентоспособность товаров: Учебное пособие. -М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. - 294 с.

8. Лебедева О. А., Лыгина Н.И. Маркетинговые исследования рынка: Учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. - 192 с.

9. Дулисова И. Л. Конкурентоспособность фирмы и конкурентоспособность товара / И. Л. Дулисова [Електронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/read/essai/6.htm.

10. Леонтьева Ю.Ю., Рудакова К. А. Исследование сущности понятия " конкурентоспособность [Електронный ресурс]. - Режим доступа: http: //eprints .kname.edu.ua/29637/1/60. pdf.

11. Управление конкурентоспособностью предприятия: Учебное пособие. -С.М. Клименко, А.С. Дуброва и др. - К.: КНЭУ, 2006. - 527 с.

12. Елец О. П. Сущность конкуренции и конкурентоспособности предприятия. [Электронный ресурс.] - Режим доступа: http: //www.zgia.zp.ua/gazeta/evzdia_7_082.pdf.

13. Шарко В.В. «Конкурентоспособность предприятия: методы оценки, стратегии повышения». Научный вестник Мукачевского государственного университета, 2015. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.msu.edu.ua/visn/wp-content/uploads/2015/12/2-4-2-2015-22.pdf.

14. Филиппова С. В. Мониторинг и инструментарий оценивания управленческих компетенций персонала в контексте обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий / С. В. Филиппова С. О. Черкасова / / экономика развития. - 2013. - № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.