Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ'

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
651
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЭКОНОМИКА / ПОКАЗАТЕЛИ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПОЗИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернышева О.Г., Семина Л.А., Рукович А.В.

В настоящее время российским организациям приходится осуществлять свою работу в условиях быстро растущей конкуренции на внутреннем и внешнем рынках. На сегодняшний период времени уровень конкурентоспособности среди организаций выходит на первый план, а также актуальной является проблема достижения конкурентных преимуществ в текущих условиях хозяйствования, связанных с санкциями и ограничениями, которые привели множество организаций к экономической нестабильности. Поэтому грамотное и эффективное функционирование отечественных организаций невозможно без создания комплекса процессов по нахождению путей повышения конкурентоспособности. Важность и научная актуальность решения поставленной проблемы обусловлена недостаточным вниманием к формированию единого подхода к оценке конкурентоспособности, что приводит к замедленному развитию механизма функционирования отечественных организаций. Обычно конкурентоспособность оценивается с позиций качественных и количественных показателей на основе бального или интегрального методов, тогда как экономическая составляющая редко принимается в расчет. При этом ее значение в настоящее время крайне велико по той причине, что нестабильное экономическое положение, вызванное событиями 2022 года, тормозит развитие даже тех организаций, которые еще недавно занимали лидирующие позиции. В статье приводится авторское определение термина «экономическая конкурентоспособность», анализируется его сущность. Показано, что экономическая конкурентоспособность выступает состоянием организации, отражающим ее рыночное положение не только исходя из занимаемой доли, но также и с точки зрения системы показателей экономического состояния. Задачами статьи выступает формирование системы экономических показателей, которые могут быть применены в оценке конкурентоспособности организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чернышева О.Г., Семина Л.А., Рукович А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC COMPETITIVENESS OF A COMPANY

Nowadays, Russian companies have to conduct their work in conditions of rapidly growing competition in the domestic and foreign markets. At present, level of competitiveness among organizations becomes the first priority, as well as the problem of achievement of competitive advantages in the current conditions of management, connected with sanctions and restrictions, which led many organizations to economic instability. Therefore, the competent and effective functioning of domestic companies is impossible without a set of processes for finding ways to improve competitiveness. The importance and scientific actuality of the solution of the posed problem is caused by insufficient attention to formation of the unified approach to competitiveness evaluation, which leads to the slow development of the mechanism of functioning of domestic organizations. Usually, competitiveness is evaluated from the positions of qualitative and quantitative indicators on the basis of point or integral methods, whereas the economic component is seldom taken into account. Thus, its value now is extremely significant since the unstable economic situation caused by events of 2022, impedes development even of the companies which took leading positions not so long ago. The article gives the author's definition of the term "economic competitiveness", its essence is analysed. It is shown that economic competitiveness acts as a state of a company, reflecting its market position not only on the basis of the share occupied, but also from the point of view of a system of indicators of economic condition. Tasks of the article are is formation of system of economic indicators which can be applied in evaluation of competitiveness of a company.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ»

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ, СТАТИСТИЧЕСКИЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ЭКОНОМИКИ / _MATHEMATICAL, STATISTICAL AND INSTRUMENTAL METHODS OF ECONOMICS_

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.127.141 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ

Научная статья

Чернышева О.Г.1' *, Семина Л.А.2, Рукович А.В.3

1 ORCID : 0000-0001-6179-9221;

2 ORCID : 0000-0002-6179-0814;

1 2 Алтайский государственный университет, Барнаул, Российская Федерация 3 Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Нерюнгри, Российская Федерация

* Корреспондирующий автор (olyaaa1985[at]gmail.com)

Аннотация

В настоящее время российским организациям приходится осуществлять свою работу в условиях быстро растущей конкуренции на внутреннем и внешнем рынках. На сегодняшний период времени уровень конкурентоспособности среди организаций выходит на первый план, а также актуальной является проблема достижения конкурентных преимуществ в текущих условиях хозяйствования, связанных с санкциями и ограничениями, которые привели множество организаций к экономической нестабильности. Поэтому грамотное и эффективное функционирование отечественных организаций невозможно без создания комплекса процессов по нахождению путей повышения конкурентоспособности. Важность и научная актуальность решения поставленной проблемы обусловлена недостаточным вниманием к формированию единого подхода к оценке конкурентоспособности, что приводит к замедленному развитию механизма функционирования отечественных организаций. Обычно конкурентоспособность оценивается с позиций качественных и количественных показателей на основе бального или интегрального методов, тогда как экономическая составляющая редко принимается в расчет. При этом ее значение в настоящее время крайне велико по той причине, что нестабильное экономическое положение, вызванное событиями 2022 года, тормозит развитие даже тех организаций, которые еще недавно занимали лидирующие позиции. В статье приводится авторское определение термина «экономическая конкурентоспособность», анализируется его сущность. Показано, что экономическая конкурентоспособность выступает состоянием организации, отражающим ее рыночное положение не только исходя из занимаемой доли, но также и с точки зрения системы показателей экономического состояния. Задачами статьи выступает формирование системы экономических показателей, которые могут быть применены в оценке конкурентоспособности организации.

Ключевые слова: организация, конкурентоспособность, экономика, показатели, конкурентные позиции.

ECONOMIC COMPETITIVENESS OF A COMPANY

Research article

Chernysheva O.G.1' *, Semina L.A.2, Rukovich A.V.3

1 ORCID : 0000-0001-6179-9221;

2 ORCID : 0000-0002-6179-0814;

1 2 Altai State University, Barnaul, Russian Federation 3 Northeastern Federal University named after M.K. Ammosov, Neryungri, Russian Federation

* Corresponding author (olyaaa1985[at]gmail.com)

Abstract

Nowadays, Russian companies have to conduct their work in conditions of rapidly growing competition in the domestic and foreign markets. At present, level of competitiveness among organizations becomes the first priority, as well as the problem of achievement of competitive advantages in the current conditions of management, connected with sanctions and restrictions, which led many organizations to economic instability. Therefore, the competent and effective functioning of domestic companies is impossible without a set of processes for finding ways to improve competitiveness. The importance and scientific actuality of the solution of the posed problem is caused by insufficient attention to formation of the unified approach to competitiveness evaluation, which leads to the slow development of the mechanism of functioning of domestic organizations. Usually, competitiveness is evaluated from the positions of qualitative and quantitative indicators on the basis of point or integral methods, whereas the economic component is seldom taken into account. Thus, its value now is extremely significant since the unstable economic situation caused by events of 2022, impedes development even of the companies which took leading positions not so long ago. The article gives the author's definition of the term "economic competitiveness", its essence is analysed. It is shown that economic competitiveness acts as a state of a company, reflecting its market position not only on the basis of the share occupied, but also from the point of view of a system of indicators of economic condition. Tasks of the article are is formation of system of economic indicators which can be applied in evaluation of competitiveness of a company.

Keywords: company, competitiveness, economy, indicators, competitive positions.

Введение

В сложных экономических условиях работы, в которых оказались организации всех сфер деятельности, крайне важно оценивать экономическое положение как собственного бизнеса, так и конкурентов [2], [4], [7]. В текущее время ряд российских организаций столкнулись с крайне серьезными экономическими проблемами, которые были вызваны специальной операцией на Украине. Казалось бы, еще девять месяцев назад стабильно работающая организация, потеряла свои конкурентные позиции за такой короткий период из-за сложностей с сырьем, клиентской базой, каналами сбыта, покупательской способностью населения и прочих факторов внешнего и внутреннего воздействия. В современной литературе конкурентоспособность организации оценивается по различным методикам, которых достаточно много, параметры организаций сравниваются исходя их множества показателей, при этом, общий уровень конкурентоспособности может также выражаться и интегральным показателем [6], [9], [11]. Так, организации могут сравниваться по величине выручки, на основании которой рассчитывается рыночная доля [8], принимаются во внимание различные финансовые и экономические показатели, определяются качественные параметры, такие как наличие парковки, системы скидок, удобство графика работы, уровень обслуживания, уровень качества продукции и т.д. [11] Также некоторыми авторами предлагается принимать во внимание такие показатели, как численность персонала, уровень прибыли, затрат, показатели рентабельности [6]. Организации могут значительно различаться по размерам, и не всегда крупная организация имеет стабильные рыночные позиции и высокую прибыль, так же как и малые организации, несмотря на отставание по выручке, могут обладать достаточно высокой эффективностью и конкурентоспособностью. В данном случае сравнение, например, по величине выручки, прибыли не является объективным, а сравнение, например, по уровню качества, имиджу возможно исключительно на основе субъективного мнения. Вследствие чего образуется необходимость адаптации показателей, которые позволили бы более четко определить уровень конкурентоспособности организации, исключая субъективизм. По той причине, что в настоящее время не существует какой-либо универсальной методики, которая бы позволила одновременно принимать по внимание рыночную, экономическую и финансовую составляющие, но при этом максимально исключать субъективизм, актуализируется необходимость совершенствования методик комплексной оценки конкурентоспособности на основе ряда важнейших показателей.

Методы и принципы исследования

В исследовании использовался метод теоретического анализа и научного синтеза источников литературы, метод обобщения и сравнения.

Основные результаты

Прежде всего, следует определиться с интерпретацией термина «конкурентоспособность». Целесообразно составить взаимосвязи и взаимозависимости категорий термина «конкурентоспособность», для этого проведен анализ научных теоретических и методологических представлений о сути и его особенностях, как экономической единицы.

Изучая литературу различных авторов, которые проводили исследования на тему «конкурентоспособность организации», а затем проведя сравнительный анализ, были обобщены результаты, что отражено в таблице 1.

Таблица 1 - Определение сущности «конкурентоспособности организации» как экономической категории

DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2023.127.141.1

Автор

Определение

Сафиуллин Н. З.

Ялунина Е. Н.

Дулисова И. Л.

Азанов Б.К.

«Текущее положение предприятия на работающем рынке, которое определяется за счет занимаемой доли рынка, а также динамики изменений» [8]

«Способность продавца или производителя использовать и формировать совокупный потенциал в долгосрочной перспективе для

обеспечения устойчивого рыночного положения, экономических преимуществ и реализации основных целей предприятия» [11]

«Свойство объекта, которое характеризуется степенью удовлетворения потребности у покупателя в сравнении с аналогичными предложениями, которые представлены на рынке» [5]

«Совокупность характеристик, позволяющих выявить конкурентные преимущества в сравнении с конкурентами на рассматриваемом рынке» [1]

Минько Э.В. и Кричевский М.Л.

Гашо И. А.

Фатхутдинов Р. А.

«Возможность выигрывать соревнование на рынке с товарами, изготовленными другими

фирмами, за счет большего соответствия требованиям или денежным возможностям покупателей» [6]

«Результат эффективной хозяйственной деятельности, так и ее условие, поскольку возможность производить конкурентоспособный товар позволяет предприятию удерживать или расширять свою нишу на рынке, извлекать дополнительную прибыль и направлять ее на развитие и совершенствование производства» [3]

«Свойство объекта и системы сервиса, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной

потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкуренте способно сть определяется способностью выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке» [9]

Очевидно, что практически все определения сводятся к тому, что конкурентоспособность рассматривается с рыночных позиций как способность противостоять конкурентам, выживать на рынке, удовлетворять запросы потребителя и т.д. При этом, экономическая составляющая указывается редко. Но, в текущих условиях, оценка экономических показателей любой организации выступает важным параметром, позволяющим оценить положение организации не только исходя из рыночной доли, но, также и с точки зрения экономического состояния, экономической эффективности, финансовых коэффициентов.

Это все обусловлено, тем, что сложные экономические условия работы, в которых оказались организации всех сфер деятельности, заставили прекратить свою деятельность далеко не одного субъекта. Те организации, которые еще девять месяцев назад стабильно работали, в текущее время столкнулись с рядом трудностей и потеряли свои конкурентные позиции ввиду серьезных экономических проблем.

Детальный анализ определения сути понятия в изученных научных подходах позволяет сформулировать собственный взгляд на экономическую составляющую конкурентоспособности.

Таким образом, авторы данной статьи считают целесообразным сформировать термин «экономическая конкурентоспособность», под которой предлагается понимать состояние организации, отражающее конкурентные преимущества не только со стороны ее рыночных позиций, но и со стороны экономических и финансовых показателей, а также состояния ее свойств и потенциальных мощностей, которые в совокупности обеспечивают адаптацию к нестабильности во внешней среде, обеспечивая конкурентные преимущества.

Выявление потенциальных экономических возможностей организации на рынке, с помощью которых она может превзойти своих конкурентов по главным показателям является оценкой конкурентоспособности организации на рынке. В таблице 2 рассмотрены показатели, которые позволяют оценить конкурентоспособность организации исходя из позиций различных авторов.

Таблица 2 - Показатели, позволяющие оценить конкурентоспособность организации

DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2023.127.141.2

Автор Рыночные показатели Экономические показатели Финансовые показатели Интегральный показатель

Сафиуллин Н. З. Эффективность организации сбыта и продвижения товара на рынке Конкурентоспосо бность представляемой продукции Эффективность производственно й деятельности предприятия Финансовое положение предприятия Не рассчитывается

Ялунина Е. Н. Доля рынка Индекс уровня цен (торговая надбавка) Коэффициент сервисных услуг Коэффициент соотношения площади предприятия к совокупной площади предприятий конкурентов Коэффициент роста розничного оборота хозяйствующего субъекта Коэффициент рентабельности продаж Коэффициент уровня издержек обращения Коэффициент изменения фондоотдачи Коэффициент автономии Коэффициент абсолютной платежеспособно сти Рентабельность активов и капитала Коэффициент оборачиваемости оборотных средств Рассчитывается путем взвешенной оценки индивидуальных параметров в результате чего по авторской шкале производится уровня конкурентоспосо бности

Минько Э.В. и Кричевский М.Л. Уровень качества продукции, надежность, безотказность, экологичность и т.д. Выручка, затраты, цена (по прайсу и рыночная), себестоимость, рентабельность продукции Не рассчитываются Рассчитывается как произведение показателей конкурентоспосо бности по рентабельности и рыночной доли

Фатхутдинов Р. А. Качество товара Цена товара Эффективность маркетинговой деятельности Имидж предприятия Доля рынка Не рассчитываются Рассчитывается для конкретного товара исходя из его индивидуальных параметров, занимаемой рыночной доли

Стоит отметить, что каждая из рассмотренных методик значима и применима в текущих условиях. Тем не менее организации могут значительно различаться по размерам, и не всегда крупная организация имеет стабильные рыночные позиции и высокую прибыль, так же как и малые организации, несмотря на отставание по выручке, могут обладать достаточно высокой эффективностью.

Как уже отмечалось авторами ранее, «с целью дополнения имеющихся методик и расширения возможностей анализа экономического положения в части сопоставления и оценки конкурентоспособности организаций целесообразно рассчитывать величину активов, которые приходятся на рубль выручки (Арв), а также величину активов, которые приходятся на единицу персонала (Аеп). Показатель «Арв» отражает сумму финансовых ресурсов, которая вложена в деятельность организации с целью получения одного рубля выручки, и чем ниже показатель, тем выше деловая активность, выше отдача активов. Аналогично оценивается и второй показатель (Аеп), только в качестве базы сравнения берутся трудовые ресурсы» [10].

Также целесообразно сформировать систему показателей, отражающих экономическую конкурентоспособность (таблица 3).

Таблица 3 - Система показателей, отражающих экономическую конкурентоспособность организации

DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2023.127.141.3

Показатель Краткая характеристика Расчет

Рыночные показатели

Доля рынка Отражает величину рыночной ниши, занимаемой организацией Доля выручки, которая приходится на предприятие в общем объеме рынка

Экономические показатели

Рентабельность продаж по чистой прибыли Результативность текущей деятельности, определенная в процентах Чистая прибыль/Выручка*100%

Рентабельность активов Результативность использования активов, в проценах Чистая прибыль/Активы*100%

Величина активов, которые приходятся на рубль выручки Оценивается инвестированный капитал в расчете на рубль выручки Активы/выручка

Величина активов, которые приходятся на единицу персонала Оценивается инвестированный капитал в расчете на одного сотрудника Активы/Численность персонала

Финансовые показатели

Коэф-т автономии Оценивается уровень финансовой независимости Собственный капитал/Валюта баланса

Коэф-т текущей ликвидности Оценивается возможность погашения обязательств Оборотные активы/Обязательства

Коэф-т быстрой ликвидности Оценивается возможность погашения среднесрочных обязательств (Оборотные активы-Запасы)/ Обязательства

Коэф-т абсолютной ликвидности Оценивается возможность погашения срочных обязательств Максимально ликвидные активы/ Обязательства

Оценку организаций предлагается осуществлять путем присвоения рейтинга для каждого параметра. Рейтинговая шкала будет зависеть от количества сравниваемых организаций. Так, например, для 5 организаций будут выставляться оценки от 1 до 5, то есть они будут распределяться по местам, где 1 - самый лучший среди сравниваемых, 5 - самый худший среди сравниваемых. При этом, все показатели определяются исходя из данных финансовой отчетности, что позволяет исключить субъективизм при проведении сравнения.

Для формирования общей оценки предлагается оценивать средний рейтинг:

£Кг Е-К/

Яа = " 5 " (1)

(г, е, - сумма баллов, полученная по каждой группе (рыночные показатели (г), экономические показатели (е), финансовые показатели (^));

п - число элементов в оцениваемой группе.

Очевидно, что наибольший рейтинг по уровню конкурентоспособности получить организация, у которой Ra будет обладать минимальными значениями. Расчет уровня экономической конкурентоспособности возможен в любой время, и любым желающим.

Таким образом, представленная система показателей экономической конкурентоспособности позволит расширить имеющиеся методики оценки, оценивая рыночную составляющую, экономический и финансовый потенциал, исключая субъективизм. Общая основа данной системы показателей - это сравнение организаций, которые работают в одной сфере и предоставляют аналогичные товары/услуги. Она позволит произвести оценку уровня конкурентоспособности организации со всех сторон, а затем сформулировать основную проблему и найти оптимальный подход к ее решению.

Повышенный уровень неопределённости экономического поведения для организации является частым явлением на сегодняшний день. Именно поэтому неотъемлемой частью являются методы анализа и обоснования принятых решений управленцем, которые были бы направлены на повышение конкурентоспособности.

Заключение

В целом определено, что в текущее время ряд российских организаций столкнулись с крайне серьезными экономическими проблемами. Оценка экономических показателей любой организации выступает важным параметром,

позволяющим оценить положение организации не только исходя из рыночной доли, но, также и с точки зрения экономического и финансового состояния, экономической эффективности.

Авторами предложено ввести термин «экономическая конкурентоспособность», под которой предлагается понимать состояние организации, отражающее ее конкурентные преимущества не только со стороны рыночных позиций, но и со стороны ее экономических и финансовых показателей, а также состояния ее свойств и потенциальных мощностей, которые в совокупности обеспечивают адаптацию к нестабильности во внешней среде, обеспечивая конкурентные преимущества.

Сформированная система показателей экономической конкурентоспособности позволит расширить имеющиеся методики оценки, оценивая рыночную составляющую, экономический и финансовый потенциал, исключая субъективизм, что в конечном итоге позволит оценить конкурентные преимущества.

Конфликт интересов

Не указан.

Рецензия

Все статьи проходят рецензирование. Но рецензент или автор статьи предпочли не публиковать рецензию к этой статье в открытом доступе. Рецензия может быть предоставлена компетентным органам по запросу.

Conflict of Interest

None declared.

Review

All articles are peer-reviewed. But the reviewer or the author of the article chose not to publish a review of this article in the public domain. The review can be provided to the competent authorities upon request.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы / References

1. Азанов Б.К. Понятие и сущность конкурентоспособности организаций / Б.К. Азанов // Актуальные проблемы естественных и технических наук: Сборник статей межвузовской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 25 июня 2021 года; — СПб: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2021. — с. 51-58.

2. Антипина Ю.А. Факторы конкурентоспособности коммерческой организации. / Ю.А. Антипина // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. — 2021. — 21(37). — с. 60-64.

3. Гашо И.А. К вопросу о содержании понятия «конкурентоспособность предприятия». / И.А. Гашо // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2020. — 2(81). — с. 100-110.

4. Гедзь Ю.В. Понятие, сущность конкуренции. Стратегии конкурентоспособности организации / Ю.В. Гедзь // Научное обеспечение агропромышленного комплекса : сборник статей по материалам 76-й научно-практической конференции студентов по итогам НИР за 2020 год. В 3 ч., Краснодар, 10-30 марта 2021 года; — Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2021. — с. 67-70.

5. Дулисова И.Л. Конкурентоспособность фирмы и конкурентоспособность товара / И.Л. Дулисова. — URL: http://www.marketing. spb.ru/read/essai/6.htm (дата обращения: 28.11.2022)

6. Минько Э.В. Качество и конкурентоспособность / Э.В. Минько — СПб: Питер, 2004. — 268 с.

7. Балахонцев В.И. Понятие и сущность конкурентоспособности продукции организации / В.И. Балахонцев, С.В. Балахонцев, М.Д. Бумагина и др. // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. — 2022. — 41. — с. 10-12.

8. Сафиуллин Н.З. Управление конкурентоспособностью предприятий: монография / Н.З. Сафиуллин. — Казань, 2008. — 189 с.

9. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации / Р.А. Фатхутдинов — М.: Эксмо, 2005. — 544 с.

10. Чернышева О.Г. Оценка экономического положения организаций мясоперерабатывающей промышленности Алтайского края и ее влияние на уровень конкурентоспособности / О.Г. Чернышева, Л.А. Семина, О.И. Герман и др. // Международный научно-исследовательский журнал. — 2022. — 11(125). — URL: https://research-journaLorg/archive/11-125-2022-november/10.23670/IRJ.2022.125.63 (дата обращения: 01.12.2022).

11. Ялунина Е.Н. Конкурентоспособность розничного торгового предприятия / Е.Н. Ялунина. — Екатеринбург, 2007. — 25 с.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Azanov B.K. Ponyatie i sush^^st konkurentosposobnosti organizatsii [The ra^ept and essem:e of the competitiveness of organizations] / B.K. Azanov // Artual problems of natural and technical srie^es: Collection of artides of the interuniversity saen^fe and predial ^^ere^e, St. Petersburg, June 25, 2021; — SPb: Peter the Great St. Petersburg Po^te^n^ University, 2021. — p. 51-58. [in Russian]

2. Antipina Yu.A. Faktory' konkurentosposobnosti kommercheskoj organizarii [Fartors of competitiveness of a rammer^a! organization]. / Yu.A. Antipina // Mnogourovnevoe obshhestvennoe vosproizvodstvo: voprosy' teorii i praktiki [Multilevel sorial reproduction: issues of theory and practice]. — 2021. — 21(37). — p. 60-64. [in Russian]

3. Gasho I.A. K voprosu o soderzhanii ponyatiya «konkurentosposobnost' predpriyatiya» [To the question of the ranted of the ra^ept of "competitiveness of the enterprise"]. / I.A. Gasho // Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperarii, e'konomiki i prava [Bulletin of the Belgorod University of Cooperation, Era^m^s and Law]. — 2020. — 2(81). — p. 100-110. [in Russian]

4. Gedz Yu.V. Ponyatie, sush^^st konkurentsii. Strategii konkurentosposobnosti organizatsii [Co^ept, esse^e of competition. Organization competitiveness strategies] / Yu.V. Gedz // Saen^fe support of the agro-industrial ramplex: a

Mewdynapodnhrn uayuHO-uccAedoBameAbCKuU wypnm ■ № 1 (127) • MuBapb

collection of articles based on the materials of the 76th scientific and practical conference of students based on the results of research for 2020. At 3 a.m., Krasnodar, March 10-30, 2021; — Krasnodar: Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, 2021. — p. 67-70. [in Russian]

5. Dulisova I.L. Konkurentosposobnost' firmy i konkurentosposobnost' tovara [Competitiveness of the firm and competitiveness of goods] / I.L. Dulisova. — URL: http://www.marketing. spb.ru/read/essai/6.htm (accessed: 28.11.2022) [in Russian]

6. Min'ko E'.V. Kachestvo i konkurentosposobnost' [Quality and competitiveness] / E'.V. Min'ko — SPb: Piter, 2004. — 268 p. [in Russian]

7. Balakhontsev V.I. Ponyatie i sushchnost' konkurentosposobnosti produkcii organizacii [The concept and essence of the competitiveness of the organization's products] / V.I. Balakhontsev, S.V. Balakhontsev, M.D. Bumagina et al. // Sovremennye problemy lingvistiki i metodiki prepodavaniya russkogo yazyka v VUZe i shkole [Modern problems of linguistics and methods of teaching the Russian language at the university and school]. — 2022. — 41. — p. 10-12. [in Russian]

8. Safiullin N.Z. Upravlenie konkurentosposobnostyu predpriyatii: monografiya [Enterprise competitiveness management: monograph] / N.Z. Safiullin. — Kazan, 2008. — 189 p. [in Russian]

9. Fatxutdinov R.A. Upravlenie konkurentosposobnost'yu organizacii [Organization competitiveness management] / R.A. Fatxutdinov — M.: E'ksmo, 2005. — 544 p. [in Russian]

10. Chernysheva O.G. Ocenka ekonomicheskogo polozheniya organizacij myasopererabatyvayushchej promyshlennosti Altajskogo kraya i ee vliyanie na uroven' konkurentosposobnosti [Evaluation of the economic situation of organizations of the meat processing industry of the Altai Territory and its impact on the level of competitiveness] / O.G. Chernysheva, L.A. Semina, O.I. German et al. // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International Research Journal]. — 2022. — 11(125). — URL: https://research-journal.org/archive/11-125-2022-november/10.23670/IRJ.2022.125.63 (accessed: 01.12.2022). [in Russian]

11. Yalunina E.N. Konkurentosposobnost' roznichnogo torgovogo predpriyatiya [Competitiveness of a retail trade enterprise] / E.N. Yalunin. — Yekaterinburg, 2007. — 25 p. [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.