Научная статья на тему 'КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА: ПРИЧИНЫ ПЕРЕХОДА К МОДЕЛИ "4C"'

КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА: ПРИЧИНЫ ПЕРЕХОДА К МОДЕЛИ "4C" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева М. Д., Зюзина Н. Н.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием комплекса маркетинга. Раскрываются причины перехода комплекса маркетинга от модели «4P» к модели «4C.The article deals with issues concerned with evolution of the marketing mix. The reasons of the marketing mix transition from P’s theory to four C’s theory are described.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА: ПРИЧИНЫ ПЕРЕХОДА К МОДЕЛИ "4C"»

организации (п. 1 ст. 279 НК РФ).

Использованные источники:

1. Акилова, Е. В. Налоговый учет операций с ценными бумагами / Е. В. Акилова // Налоги (газета) - 2014 - № 4 - с. 4-5.

2. Кулина, Е. А. Учет финансовых вложений / Е. А. Кулина, Ж. А. Кеворкова, А. А. Курилова // Вестник НГИЭИ - 2015 - № 9 - с. 14-15.

3. Мирошниченко, Т. В. Организация бухгалтерского учета финансовых вложений / Т. В. Мирошниченко // Аудиторские ведомости - 2013 - № 7 - 21 с.

4. Федеральный закон Российской Федерации № 420-ФЗ «О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и части первую и вторую НК РФ» // Консультант Плюс // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156529/ (дата обращения 27.09.2016).

УДК 339.13

Алексеева М.Д. студент 3 курса направление «Экономика» Зюзина Н.Н., к. э. н.

доцент

кафедра «Экономика, менеджмент и маркетинг» Финансовый университет при Правительстве РФ

Россия, г. Липецк КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА: ПРИЧИНЫ ПЕРЕХОДА

К МОДЕЛИ «4C» В статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием комплекса маркетинга. Раскрываются причины перехода комплекса маркетинга от модели «4P» к модели «4C.

Ключевые слова: комплекс маркетинга, модель «4P», модель «4C».

MARKETING MIX: THE FACTORS THAT AFFECT THE TRANSITION TOWARDS THE FOUR C'S THEORY

The article deals with issues concerned with evolution of the marketing mix. The reasons of the marketing mix transition from P 's theory to four C 's theory are described.

Keywords: marketing mix, four P's theory, four C's theory.

С внедрением маркетинга в бизнес и развитием маркетинговой деятельности возникло множество концепций маркетинга [4], под которыми подразумевается своеобразная философия ведения бизнеса, от которой зависит выбор способов, методов и инструментов воздействия на рынок. Концепции различны не только по своему содержанию, но и по преобладанию в практике работы в разные периоды времени. Важным отличием концепций

друг от друга является то, что у каждой из них свой ориентир для маркетинговой деятельности, которому соответствует свой комплекс маркетинга, т.е. набор эффективных инструментов для создания отличительных преимуществ компании на целевых рынках относительно конкурентов.

Наиболее известным комплексом маркетинга является модель «4P», предложенная в начале 1960-х годов Джеромом Маккарти [2]. Его модель является базовой среди остальных, она включает в себя такие элементы:

1) pmduct/продукт - представляет собой товар (услугу), который производит (оказывает) компания;

2) price/цена - формируется с таким расчетом, чтобы выручка от продаж полностью покрывала издержки и приносила прибыль;

3) place/место - товар должен оказаться там, где его хотят и могут купить;

4) promotion/продвижение - средство воздействия на целевого потребителя, способ убедить приобрести именно этот продукт.

Безусловно, концепция 4P и сегодня с пользой применяется в ходе маркетингового планирования. Однако эта схема в большей степени отражает процесс мышления продавца, а не потребителя. Если еще в XX веке производители воздействовали на потребителя, то сегодня уже потребитель влияет на решение фирмы о том, что производить.

Такой перенос акцента заставляет компании менять свой маркетинг -микс. Модель 4P сменяется другой, усовершенствованной концепцией 4С [1]:

• вместо продукта теперь customer value, или ценность для потребителя - производитель должен предлагать то, что покупатель захочет приобрести, а для этого необходимо изучать желания потребителя;

• цена сменилась cost, или стоимостью/издержками - цена является лишь частью общей стоимости. Общая стоимость будет включать, например, затраты времени на приобретение товара или услуги, энергии и эмоций. Эти и другие факторы отражают общую стоимость владения тем или иным товаром;

• место превратилось в convenience - удобство для покупателя -маркетологам необходимо знать, как их целевой потребитель предпочитает совершать покупки и как оказаться в том месте, где клиент покупает;

• наконец, продвижение товара сменилось communication -коммуникациями - если продвижение представляет своего рода манипуляцию потребителем, то коммуникации направлены на установление диалога с клиентом, который выстраивается исходя из желаний и образа жизни покупателя.

Важно понять, почему же произошла подобная смена ориентира? Сегодня данный вопрос остается открытым. Изучив эволюцию маркетинга и маркетинговой деятельности компаний, можно назвать следующие причины перехода комплекса маркетинга от модели «4P» к модели «4С»:

1) рост производства в мире и высокая степень насыщенности рынка. Для сравнения: ВВП мира в 1950 составлял 7555 млрд. долларов, по данным МВФ на 2015 год мировой ВВП - 73171 млрд. долларов, т.е. произошло увеличение объемов производства почти в 10 раз. Сейчас на рынках присутствует широкий ассортимент товаров, причем любой категории, покупатель может приобрести все, что угодно. По этой причине потребитель теперь не ищет конкретный товар (в таких поисках нет смысла), его интересуют ценности и эмоции, которые он приобретает вместе с продуктом;

2) развитие информационных технологий, рост роли информации. В то время, когда человек в любой момент может получить доступ к самой разной информации, потребитель стал знать больше о продукте и его свойствах;

3) рыночная экономика, которая характеризуется условиями жесткой конкуренции. В такой ситуации фирмам сложно повышать эффективность деятельности, используя теорию «4Р». Поэтому мероприятия, направленные на формирование лояльности клиентов, становятся все более значимыми и определяющими факторами успеха любой компании. К таким мероприятиям относятся обновление свойств товара, изменение условий оплаты и системы продаж, совершенствование логистики, развитие дистрибьюторской сети и т.п.;

5) массовость воздействия на общество СМИ. Средства массовой коммуникации превратились в наиболее важный источник информации, а большинство социальных исследований считают, что они влияют на формирование мировоззрения и ценностных установок. То есть, во-первых, СМИ - это инструмент, через который мы можем получить информацию о товаре, во-вторых, СМИ влияет на наши желания и потребности (от которых напрямую зависит выбор продукта), и в-третьих, через каналы массовой информации производитель может непосредственно устанавливать диалог с целевым клиентом;

6) изменение жизненного стиля потребителей и высокая стоимость временных ресурсов. Каждый человек чувствует нехватку времени, он стремится отсрочить, ускорить или замедлить течение событий. Современный человек существует в двух реальностях - онлайн и офлайн, поэтому для него времени становится еще меньше. Если производитель хочет продать свой товар, ему нужно быстро заинтересовать целевого покупателя и быстро его обслужить, создавая все удобства для потребителя.

Таким образом, мы видим, что в современном мире на потребителя оказывает влияние множество разнообразных факторов. Под воздействием этих же причин меняется и комплекс маркетинга. По этим причинам компании выбирают модель «40». Зная основные тенденции развития мира, маркетолог сможет правильно выбрать средства, с помощью которых донесет до целевого клиента нужную информацию и получит ответную реакцию.

Использованные источники: 1. Котлер Ф. 300 ключевых вопросов маркетинга: отвечает Филип Котлер. [Электронный ресурс] // Энциклопедия маркетинга. -

Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/tactics/4p_answers.htm (дата обращения: 03.10.2016).

2. Котлер Ф., Келлер К. Маркетинг менеджмент / пер. с англ. В. Кузина. -СПб.: Питер, 2015. - 800 с.

3. Зюзина Н.Н. Маркетинговые коммуникации. Учебное пособие // Зюзина Н.Н. - Липецк, ЛКИ. - 2012. - 65 с.

4. Основы маркетинга : учебное пособие / В.Д. Секерин. - Москва : КноРус, 2016. - с. 8.

5. Юдин О.И. Поведение потребителей и вирусный маркетинг // О.И. Юдин, Н.Н. Зюзина // Экономика и управление: сб.науч. статей Всеросс. науч.-практ. конф. - Тамбов-Липецк, Изд-во Першина Р.В. - 2011. - 15 с.

УДК 316

Алимова О.В., к.социол.н. Хизбуллина Р.Р., к.социол.н.

доцент

кафедра «Социология, политология и право» Казанский государственный энергетический университет

Россия, г. Казань

ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ ПЕНСИОНЕРОВ

Аннотация: В статье представлены некоторые результаты социологического исследования, посвященного социальному самочувствию пенсионеров в регионе. Изучен ряд факторов, детерминирующих особенности жизненных ценностей пенсионеров. Приводится перечень социальных проблем, наиболее волнующих старшее поколение.

Ключевые слова: социальное самочувствие, факторы, пенсионеры, социологическое исследование, здоровье, религия.

Вопросу социального самочувствия пенсионеров посвящены различные исследования [1,3], однако актуальным остается вопрос о факторах формирования социального самочувствия пенсионеров в регионах. Согласно авторскому социологическому исследованию, проведенному с участием авторов (n=1500 человек, выборка квотная, репрезентативная, география проведения - Республика Татарстан) [2], определено, что хорошее здоровье как ценностный фактор наиболее важна для женщин (83,6%) пенсионного возраста, чем для мужчин (71%) (см. рис.1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.