Научная статья на тему 'Факторы социализации младших школьников как основа организации сопровождения в образовательном учреждении'

Факторы социализации младших школьников как основа организации сопровождения в образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1830
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митина Г. В.

В статье описаны факторы социализации младших школьников (по классификации А.В. Мудрика), знание взаимосвязей и взаимозависимостей между которыми и внутри них, особенностей действия каждой группы на социальное развитие ребенка позволит педагогу, организуя процесс сопровождения, учитывать их объективные позитивные и негативные характеристики, вносить необходимые коррективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы социализации младших школьников как основа организации сопровождения в образовательном учреждении»

Список литературы:

1. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Инновационная деятельность. - М., 1997.

2. Hallman R.J. Techniques of creative teaching // Journal of Creative Behavior. - 1967. - № 1.

3. Torrance E.P. The nature of creativity as manifest in the testing // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. - Cambridge: Cambridge Press, 1988.

ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

© Митина Г.В.*

Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия,

г. Биробиджан

В статье описаны факторы социализации младших школьников (по классификации A.B. Мудрика), знание взаимосвязей и взаимозависимостей между которыми и внутри них, особенностей действия каждой группы на социальное развитие ребенка позволит педагогу, организуя процесс сопровождения, учитывать их объективные позитивные и негативные характеристики, вносить необходимые коррективы.

Характеризуя процесс социализации младших школьников как относительно социально контролируемый (по A.B. Мудрику), необходимо отметить, что на сегодняшний день основным социальным институтом, где имеются все объективные предпосылки на профессиональном уровне обеспечить данный процесс, является общеобразовательная школа. Именно образовательное учреждение может помочь подрастающему поколению осознать себя как личность, самоутвердиться, развить интересы и способности в изменяющихся социально-экономических условиях.

Социализация представлена в содержательном (освоение социальных норм, формирование у личности социальных качеств и умений) и процессуальном аспектах (процесс воздействия на личность различных социальных факторов и институтов; активность самой личности в социальном самоопределении и самореализации).

Раскрывая процессуальный аспект социализации младшего школьника, необходимо, в первую очередь, остановиться на условиях (факторах), в

* Старший научный сотрудник кафедры Педагогики, кандидат педагогических наук, доцент.

которых он происходит. В основу рассмотрения факторов социализации младшего школьника в образовательном учреждении нами положены четыре группы факторов, обоснованные в работах A.B. Мудрика [3].

Из многообразия мегафакторов, включающих космос, планету, мир, Интернет, необходимо остановиться на последнем, как оказывающем наибольшее влияние на социальное развитие младшего школьника. Причем данное влияние может быть как позитивным, так и негативным, поэтому должно быть внешне контролируемым, в частности, в процессе психолого-педагогического сопровождения. Позитивный характер Интернета в социализации младшего школьника связан с его информационными ресурсами, которые позволяют удовлетворить ребенку познавательными потребности и обеспечить необходимым дополнительным материалом при подготовке к урокам. Вместе с тем, социальные сети Интернет, сетевые игры вызывают у ребенка привыкание, стойкую интернет-зависимость, сужение круга живого общения, а следовательно, обеднение коммуникативных умений. Виртуальное общение может способствовать развитию неадекватной самооценки пользователя, искаженному формированию Я-концепции, идентичности с негативным, с общественной точки зрения, «значимым другим», избеганию реальной совместной деятельности со сверстниками. Отсюда можно сделать вывод, что данный фактор может оказать в большей степени отрицательное, чем положительное, влияние на социализацию младшего школьника, если не будет находиться под жестким контролем со стороны взрослых. В большей степени эта функция попадает в профессиональную сферу педагога, так как многие родители школьников сами находятся в полной зависимости от глобальной телекоммуникационной сети и также нуждаются в компетентной помощи.

Раскрывая макрофакторы социализации младшего школьника, необходимо остановиться на влиянии этноса, общества и государства на данный процесс.

Состав школьного класса представлен детьми разных национальностей, каждая из которых имеет свой менталитет и, следовательно, своеобразный характер межличностных отношений, нормы полоролевого поведения, нравственно-этическую ориентацию. Все это, несомненно, сказывается на положении того или иного ребенка в классном коллективе, особенностях усвоения школьником социальных норм и ценностей, установок, образцов поведения. Особенности менталитета этноса, имплицитные теории личности и воспитания (И.С. Кон [2], A.B. Мудрик [3]), присущие каждому этносу, оказывают существенное влияние на ход социализации ребенка и, следовательно, требуют сопровождения со стороны компетентного взрослого - педагога.

Влияние общества, как макрофактора, на социализацию младшего школьника выражается в создании условий для проявления его членами своих возможностей в зависимости от тендерной принадлежности; в определении положения ребенка в статусной структуре общества, его прав и обязанно-

стей, норм поведения; в требованиях к системе образования и организации социального опыта подрастающих поколений в зависимости от социального слоя или профессиональной группы; в создании условий для планомерного развития детей в зависимости от экономической ситуации в стране; в определении идеологической направленности процесса воспитания в целом.

Роль государства в относительно социально контролируемой социализации младшего школьника в образовательном учреждении отражается в нормативном документе - государственном образовательном стандарте, который является отражением социального заказа и представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством. Этот государственный документ разрабатывается с учетом актуальных и перспективных потребностей личности, развития общества и государства, его обороны и безопасности, образования, науки, культуры, техники и технологий, экономики и социальной сферы; представляет собой совокупность трех систем требований - к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся.

Разработка и внедрение в российской системе образования стандарта нового поколения, по утверждению авторов, вызваны несколькими моментами: во-первых, за основу взята стратегию развития страны - «Страте-гия-2020»; во-вторых, учитывая, что Россия идет по пути построения открытого гражданского общества, в основу стандарта положен общественный договор - совокупность образовательных запросов семьи, общества и государства; в-третьих, приняты во внимание новые реалии информационного общества [1].

В ФГОС [5] требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ представляют собой описание совокупности компетенций выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, семейными, общественными и государственными потребностями. Инновационный характер нового стандарта выражается в формулировке этих требований с разделением на предметные, метапредметные и личностные результаты образовательной деятельности.

Метапредметные (компетентностные) результаты представляют собой освоенные учащимися на базе всех или нескольких учебных предметов обобщенные, универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Личностные результаты - это сформировавшиеся в образовательном процессе ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества. Это система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в современной системе российского образования складываются условия для приобретения младшим школьником социального опыта, отвечающие потребностям всех агентов социализации.

Влияние мезофакторов на социализацию младшего школьника выражается, в первую очередь, в региональной политике в сфере воспитания: разработка нормативных документов, выделение ресурсов, привлечение различных государственных и общественных организаций, поддержка воспитательных инициатив.

Вид поселения (село, поселок, город), в котором протекает социализация подрастающего поколения оказывает существенное влияние на характеристики социального развития младших школьников. Социальная идентичность, выражающаяся в положительном отношении к школе и учебной деятельности, мотивация деятельности в селе может оказаться выше в связи с тем, что школа может являться единственным культурным и воспитательным учреждением в поселении. Уровень нравственно-этической ориентации, положительная идентичность со «значимыми другими», включенность в совместную деятельность также у сельских ребят значительно выше, что определяется открытостью, глубиной и интенсивностью общения сельских жителей, слабыми социальными и культурными различиями между ними, сильным социальным контролем поведения человека, тесными семейными узами. Представления об окружающем мире, самооценка, сформированность Я-концепции шире и более развиты у городских детей, в связи с тем, что город создает условия для социальной мобильности, индивидуального выбора в различных сферах жизнедеятельности, личной автономии, возможностей самореализации и самоутверждения. Организуя сопровождение социализации младших школьников, учитель должен исходить из условий непосредственной среды жизнедеятельности своих воспитанников.

Рассматривая широкое и всеобъемлющее распространение средств массовой коммуникации (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети) как фактора социализации младшего школьника, необходимо отметить, что их непосредственному воздействию подвергаются не только отдельные индивиды, но и сознание и поведение целых возрастных групп детей. Учитывая доступность и привлекательность средств массовой коммуникации для любого ребенка, задача педагога - максимально задействовать в процессе социализации младших школьников просветительский и обучающий компоненты данных средств, по возможности нивелируя отрицательные влияния.

Важнейшим фактором, помогающим воспитателю стать проводником в социализацию ребенка, являются знания о детской субкультуре. Детская субкультура - это тот мир, который детское сообщество создавало для себя и который составляют: традиционные народные игры (хороводы, под-

вижные игры, спортивные состязания), детский фольклор (считалки, дразнилки, сказки, страшилки, загадки), детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши), детское философствование (вопросы «почему?», рассуждения о жизни и др.), детское словотворчество (этимология, языковые перевертыши, неологизмы), детская магия (призывание сил природы для исполнения желания, фантастические истории - небывальщины). В образовательном учреждении, как государственно институте социализации, необходимо стремиться к созданию своеобразной детской субкультуры, чтобы школьный класс стал для каждого ребенка той референтной группой, а учитель «значимым другим», мнение которых будет определяющим для ребенка в построении отношений к миру и с миром.

Смысл детской субкультуры в первую очередь заключается в том, что она представляет для ребенка особое психологическое пространство, благодаря которому ребенок приобретает «социальную компетентность в группе равных», а значит, что основная функция детской субкультуры -социализирующая и основным агентом социализации выступает общение в группе сверстников.

В современной школе детская субкультура существует практически автономно от мира взрослых, что влечет за собой существование параллельного практически независимого от взрослых особого детского про -странства ценностей, установок, способов жизнедеятельности и форм общения. Педагог, организующий сопровождение социализации младших школьников, должен с каждым новым набором класса (раз в четыре года) актуализировать для себя особенности субкультуры данного поколения детей. Здесь уместно обратиться к высказыванию В.А. Сухомлинского, который отмечал, что «только тот станет настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он сам был ребёнком» [4]. Задача учителя не просто формировать или развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растет ребенок и став взрослым мог занять достойное место в обществе. Проникновение в проблему ребенка позволит учителю увидеть ее с позиции самого ребенка.

Из многообразия факторов, во взаимодействии с которыми протекает социализация младшего школьника, определяющей выступает четвертая группа - микрофакторы (семья, микросоциум, сверстники, общественные организации).

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в каче-

стве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Младший школьный возраст - это тот период, когда активное принятие участия семьи в воспитании оставляет печать на дальнейшем развитии, воспитании и самовоспитании. Сюда следует отнести последующую самореализацию ребёнком своих возможностей и способностей, становление которых определяется воспитанием в семье. Семья - это первый учитель и незаменимый воспитатель для младшего школьника, спутник жизни ребёнка, выстраивающий линию воспитания в соответствии со своими желаниями и интересами. Для ребенка важны моральная поддержка, внимание родителей к событиям, происходящим в его жизни, к особенностям их протекания, условиям, в которых находится школьник, чуткое отношение к эмоциям и переживаниям, испытываемым ребенком в данный период.

Именно в семье, как отмечает A.B. Мудрик, каждый человек проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются объективными характеристиками данного института социализации (состав, уровень образования, социальный статус, материальные условия и пр.), ценностными установками, стилем жизни и взаимоотношений членов семьи [3].

Педагогическая культура родителей - один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений сопровождения социализации младших школьников.

Изучение особенностей социального развития детей младшего школьного возраста свидетельствует о расширении на данном возрастном этапе системы взаимоотношений ребенка с окружающей средой. Следовательно, интересы младшего школьника в освоении социального пространства выходят за пределы семьи и распространяются на микросоциум (двор, микрорайон, соседи, группы сверстников). Микросоциум - это та арена жизнедеятельности ребенка, на которой он получает первый социальный опыт: приобщение к культуре и нормам определенного общества, освоение правил полоролевого поведения, самопознание и самоопределение младшего школьника. Педагогу, организующему сопровождение социализации школьников в образовательном учреждении, необходимо знать основные характеристики и особенности микросоциума воспитанника, что-

бы понимать мотивы того или иного поведения ребенка и при необходимости вносить коррективы в негативное влияние данной общности.

Развитие в процессе систематического обучения познавательной и коммуникативной сфер у младшего школьника (Л.И. Божович, B.C. Мухина и др.), формирование настойчивости и трудолюбия (Э. Эриксон), практических умений в различных областях человеческой деятельности (И.В. Дубровина и др.) обращают ребенка к поиску реализации своих возможностей за пределами образовательного учреждения и микросоциума. Микрофакторы социализации младшего школьника дополняются различными организациями: Центры дополнительного образования, Школы творческого развития, общественные организации, религиозные. Ребенок может посещать одну или несколько из них, делать это систематически или время от времени, быть постоянным приверженцем одной общности или переходить из одного коллектива в другой в поисках себя. Как бы ни складывалась ситуация, младший школьник попадает в дополнительную, с одной стороны, относительно социально контролируемую, с другой стороны, стихийную социальную ситуацию развития. Взаимодействуя со сверстниками и взрослыми в различных организациях, младший школьник накапливает соответствующие знания и опыт социально одобряемого поведения, что должно стать опорой для педагога в организации сопровождения его социализации в образовательном учреждении.

Таким образом, процесс формирования у младшего школьников социальных норм и ценностей, установок, образцов поведения происходит под влиянием различных факторов. Знание взаимосвязей и взаимозависимостей между разными группами факторов и внутри них, особенностей действия каждой группы на социализацию младшего школьника позволяет педагогу, организуя процесс сопровождения, учитывать их объективные позитивные и негативные характеристики, вносить необходимые коррективы.

Список литературы:

1. Агранович, М. Учитель вместо урокодателя. С 1 января в России вступают в силу новые стандарты образования // «Российская газета» -Неделя, 2009. - № 5014 (190).

2. Кон, И.С. Ребенок и общество [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Кон. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 336 с.

3. Мудрик, A.B. Социализация вчера и сегодня. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 432 с.

4. Сухомлинский, В.А. О воспитании: [выдержки из работ] / В.А. Су-хомлинский. - 6-е изд. - М.: Политиздат, 1988. - 269 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. -М.: Просвещение, 2010. - 31 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.