Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ СНИЖЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ МАССОВОГО СПОРТА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ'

ФАКТОРЫ СНИЖЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ МАССОВОГО СПОРТА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
306
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Caucasian Science Bridge
ВАК
Ключевые слова
МАССОВЫЙ СПОРТ / МОЛОДЁЖЬ / ЗДОРОВЬЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СПОРТИВНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / РЕГИОНЫ РОССИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Касьянов Валерий Васильевич, Болозин Андрей Александрович

Введение. Автором статьи анализируется состояние отрасли массового спорта в регионах современной России (на примере Южного федерального округа) на предмет обеспечения доступности спортивно-массовых услуг для молодёжи в возрасте 21-30 лет как наиболее уязвимой группы с точки зрения удовлетворения потребности в занятии массовой спортивной деятельностью. Определяется актуальность исследования, связанная со снижением вовлеченности в массовую спортивную деятельность молодежи возрастной категории 21-30 лет. Методы. Эмпирическое исследование проведено с применением метода анализа документов, в числе которых выступают постановления региональных органов власти и результаты исполнения принятых программ развития массового спорта. Результаты и их обсуждение. В исследовании осуществлен анализ тех ограничений в массовом спорте, которые потенциально способны породить барьеры, препятствующие определенной части молодежи быть систематически включенной в массовую спортивную деятельность. В числе барьеров, ухудшающих показатели доступности, рост коммерциализации, проявляющийся в увеличении общего процента молодых людей в возрасте 21-30 лет, которые включаются в занятия массовой спортивной деятельности в сегменте платных услуг. Изучение материально-технического состояния спортивной инфраструктуры, ориентированной на возрастную группу 21-30 лет, показало, что количество и качество спортивных объектов не соответствует реальным запросам молодежи, ее готовности заниматься массовой спортивной деятельностью. Оснащение и развитие спортивных учреждений имеет ситуативный, избирательный характер, с приоритетом в сторону профессиональных клубов, что создает неравенство в условиях между спортом профессиональным и массовым. Те молодые люди, которые не могут оплачивать занятия спортом, все больше отклоняются от здорового образа жизни к асоциальным, аддитивным проявлениям, что влечет за собой рост социально-обусловленных болезней, проявлений девиантного и делинквентного поведения у представителей данной социальной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS REDUCING AVAILABILITY OF MASS SPORTS FOR YOUNG PEOPLE

Introduction. The author of the article analyzes the state of the mass sports industry in the regions of modern Russia (in the example of the Southern Federal District) in order to ensure availability of mass sports services for young people aged 21-30 years as the most vulnerable group in terms of meeting the need for mass sports activities. The relevance of the study is determined, associated with a decrease in the involvement in mass sports activities of young people aged 21-30 years. Methods. The empirical study was conducted using the method of analyzing documents, including resolutions of regional authorities and the results of the implementation of adopted programs for the development of mass sports. Results and its discussion. The study analyzes those restrictions in mass sports that are potentially capable of generating barriers that prevent a certain part of young people from being systematically included in mass sports activities. Among the barriers that worsen accessibility indicators is the growth of commercialization, manifested in an increase in the overall percentage of young people aged 21-30 who are involved in mass sports activities in the paid services segment. The study of the material and technical condition of sports infrastructure aimed at the age group of 21-30 years showed that the quantity and quality of sports facilities does not correspond to the real needs of young people, their willingness to engage in mass sports activities. The equipment and development of sports institutions has a situational, selective nature, with priority towards professional clubs, which creates inequality in the conditions between professional and mass sports. Those young people who cannot pay for sports are increasingly deviating from a healthy lifestyle to antisocial, additive manifestations, which entails an increase in socially-conditioned diseases, manifestations of deviant and delinquent behavior among representatives of this social group.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ СНИЖЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ МАССОВОГО СПОРТА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ»

Caucasian Science Bridge, 2021, Т. 4, №4 (14) СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ doi: 10.18522/2658-5820.2021.4.3

Научная статья УДК 316.334

https://doi.org/10.18522/2658-5820.2021.4.3

Факторы снижения доступности массового спорта для молодежи

Валерий В. Касьянов1

1 Кубанский государственный университет, Краснодар, Краснодарский край, Россия

e-mail: [email protected] Андрей А. Болозин2,

2 Астраханский государственный университет, Астрахань, Астраханская область, Россия

e-mail: [email protected]

Аннотация

Введение. Автором статьи анализируется состояние отрасли массового спорта в регионах современной России (на примере Южного федерального округа) на предмет обеспечения доступности спортивно-массовых услуг для молодёжи в возрасте 21-30 лет как наиболее уязвимой группы с точки зрения удовлетворения потребности в занятии массовой спортивной деятельностью. Определяется актуальность исследования, связанная со снижением вовлеченности в массовую спортивную деятельность молодежи возрастной категории 21-30 лет.

Методы. Эмпирическое исследование проведено с применением метода анализа документов, в числе которых выступают постановления региональных органов власти и результаты исполнения принятых программ развития массового спорта.

Результаты и их обсуждение. В исследовании осуществлен анализ тех ограничений в массовом спорте, которые потенциально способны породить барьеры, препятствующие определенной части молодежи быть систематически включенной в массовую спортивную деятельность. В числе барьеров, ухудшающих показатели доступности, рост коммерциализации, проявляющийся в увеличении общего процента молодых людей в возрасте 21-30 лет, которые включаются в занятия массовой спортивной деятельности в сегменте платных услуг. Изучение материально-технического состояния спортивной инфраструктуры, ориентированной на возрастную группу 21-30 лет, показало, что количество и качество спортивных объектов не соответствует реальным запросам молодежи, ее готовности заниматься массовой спортивной деятельностью. Оснащение и развитие спортивных учреждений имеет ситуативный, избирательный характер, с приоритетом в сторону профессиональных клубов, что создает неравенство в условиях между спортом профессиональным и массовым. Те молодые люди, которые не могут оплачивать занятия спортом, все больше отклоняются от здорового образа жизни к асоциальным, аддитивным проявлениям, что влечет за собой рост социально-обусловленных болезней, проявлений девиантного и делинквентного поведения у представителей данной социальной группы. Ключевые слова

массовый спорт; молодёжь; здоровье; социализация; спортивная инфраструктура; регионы России. Для цитирования

Касьянов В. В., Болозин А. А. (2021). Факторы снижения доступности массового спорта для молодежи. Caucasian Science Bridge, 4 (4), С. 24-31. https://doi.org/10.18522/2658-5820.2021A3

Factors reducing availability of mass sports for young people

Valéry V. Kasyanov1

1 Kuban State University, Krasnodar, Krasnodar Region, Russia e-mail: [email protected] Andrey A. Bolozin2, 2 Astrakhan State University, Astrakhan, Astrakhan Region, Russia e-mail: [email protected]

Abstract

Introduction. The author of the article analyzes the state of the mass sports industry in the regions of modern Russia (in the example of the Southern Federal District) in order to ensure availability of mass sports services for

young people aged 21-30 years as the most vulnerable group in terms of meeting the need for mass sports activities. The relevance of the study is determined, associated with a decrease in the involvement in mass sports activities of young people aged 21-30 years.

Methods. The empirical study was conducted using the method of analyzing documents, including resolutions of regional authorities and the results of the implementation of adopted programs for the development of mass sports.

Results and its discussion. The study analyzes those restrictions in mass sports that are potentially capable of generating barriers that prevent a certain part of young people from being systematically included in mass sports activities. Among the barriers that worsen accessibility indicators is the growth of commercialization, manifested in an increase in the overall percentage of young people aged 21-30 who are involved in mass sports activities in the paid services segment. The study of the material and technical condition of sports infrastructure aimed at the age group of 21-30 years showed that the quantity and quality of sports facilities does not correspond to the real needs of young people, their willingness to engage in mass sports activities. The equipment and development of sports institutions has a situational, selective nature, with priority towards professional clubs, which creates inequality in the conditions between professional and mass sports. Those young people who cannot pay for sports are increasingly deviating from a healthy lifestyle to antisocial, additive manifestations, which entails an increase in socially-conditioned diseases, manifestations of deviant and delinquent behavior among representatives of this social group. Keywords

mass sports; youth; health; socialization; sports infrastructure; regions of Russia. For citation

Kasyanov V. V., Bolozin A. A. (2021). Factors reducing availability of mass sports for young people. Caucasian Science Bridge, 4 (4), P. 24-31. https://doi.org/10.18522/2658-5820.2021.4.3

Введение

Характерной тенденцией для XXI столетия стала проблема снижения двигательной активности среди молодого населения - гиподинамии, вызванной современным прогрессом. Освобождённые от физической активности в повседневной жизни представители молодёжной группы всё больше нуждаются в компенсации двигательной деятельности посредством участия в различных спортивных практиках, в том числе в массовом спорте как общедоступной форме спортивной деятельности. По мнению многих отечественных социологов, массовый спорт в современном российском социуме выступает в качестве важного элемента подержания здоровья и жизненных сил молодёжи (Са-мыгин, 2015).

Тем не менее массовый спорт на сегодняшний день является в наименьше степени доступным для молодёжи в возрасте 21-30 лет, так как данная возрастная группа оказывается не включенной в систему организующей занятия массовым спортом и не имеет достаточно материальных ресурсов для вхождения в неё.

В целом, по стране материально-техническое состояние системы спортивных объектов оставляет желать лучшего. Многочисленные социологические исследования свидетельствуют о низком уровне обеспечения спорта (Воронина, 2021). Остро ощущается недостаток спортивных объектов, в частности предназначенных для нужд массового спорта.

А.А. Юссуф и А.В. Аверин пришли к выводу о том, что максимальному включению молодежи в спортивно-массовую деятельность на современном этапе объективно препятствует отсутствие возможностей для занятий спортом для молодежи различных категорий: сельской, малообеспеченной, учащейся и т.д., а также малоразвитость спортивной инфраструктуры по стране в целом (Юссуф, Аверин, 2021).

Согласно данным опроса ВЦИОМ, 26% молодёжи не занимаются физической культурой и спортом вообще, при этом 16% отметили, что не занимаются, так как нет инфраструктуры для занятий (ВЦИОМ, 2018).

Часто оснащение и развитие спортивных учреждений имеет ситуативный, избирательный характер, с приоритетом в сторону профессиональных клубов. Как утверждает В.М. Крылова, такая ситуация создает неравенство в условиях между спортом профессиональным и массовым (Крылова, 2014).

По итогам исследования В.П. Демеш и В.В. Крыловой сделан вывод о том, что строящиеся сегодня спортивные сооружения в абсолютном большинстве предназначены для нужд профессионального спорта (Демеш, Крылова, 2021). Важной проблемой в области массового молодежного спорта сегодня является кардинальное усовершенствование материально-технической базы и инфраструктуры. В этой связи необходимо существенное увеличение финансирования отрасли с учетом приоритетного развития массового спорта.

Подобная ситуация, создавая неравенство возможностей, существенно снижает доступность для молодежи массового спорта как элемента, необходимого для социализации. С учетом всего сказанного цель в представленной статье можно определить как анализ инфраструктурных особенностей развития массового спорта, выступающих фактором, снижающим его доступность.

Особенности развития инфраструктуры массового спорта

Особенностью ЮФО является высокая численность занимающегося ФКиС населения, она превышает соответствующий показатель в других округах и составляет 48,5 % от общего числа населения округа (доля граждан).

В целом по уровню развития объектов физкультурно-спортивной отрасли ЮФО является относительно благополучным, однако существует ряд факторов, препятствующих доступности массового спорта для молодежи в возрасте 21-30 лет.

Рассмотрение различных нормативных актов (Постановление Правительства Ростовской области..., 2021) и документов региональных министерств ФКиС субъектов ЮФО (Постановление от 12.10.2015..., 2016-2020) позволяет обозначить ряд ключевых проблем, связанных с возникновением институциональных ограничений доступности массового спорта:

- несоответствие уровня обеспечения материально-технической базы и физкуль-турно-спортивной инфраструктуры современным задачам развития массового спорта в РФ;

- недостаточное количество спортивных сооружений, предназначенных для нужд массового спорта;

- расширение доли платных услуг в сегменте массового спорта;

- высокая дифференциация в развитии и обеспечении спортивно-массовой отрасли в регионах ЮФО;

- низкий уровень числа молодежи, занятой в системе ФКиС;

- недостаточная обеспеченность квалифицированными тренерскими кадрами, обеспечивающими тренировочный процесс в массовом спорте;

- сравнительно небольшой объем средств федерального бюджета, направленных на отрасль массового спорта в ЮФО.

При общей высокой численности населения, занимающегося ФКиС (по сравнению с другими федеральными округами), занятость молодежи в возрасте 21-30 лет в системе ФКиС в Южном федеральном округе существенно ниже, чем в других возрастных группах. Так, если средний уровень молодежи, занятой в системе ФКиС в России составляет 51,62% от общего количества занятых, то в указанной возрастной группе этот показатель равен 19,84% (Ростовская область). Эти данные доказывают недостаточную роль физической культуры и спорта в социальном развитии Южного федерального округа» (Постановление от 12.10.2015..., 2016-2020).

«Реализация приоритетов государственной политики в сфере поддержки физической культуры и спорта привела к динамичному росту объектов, образующих физкуль-турно-спортивную инфраструктуру» (Постановление от 12.10.2015..., 2016-2020). В регионах ЮФО созданы новые спортивные и физкультурно-оздоровительные клубы, плоскостные сооружения, спортивные залы, стадионы и бассейны.

Вместе с тем, ключевой особенностью существующих физкультурно-спортивных объектов на территории ЮФО является слабая массовая специализация, что формирует определенные трудности при доступе наибольшего количества населения (в частности молодежи) к регулярным занятиям массовым спортом.

В 2020 г. ЮФО занимал 5 место по показателю единовременной пропускной способности спортивных сооружений (Информационная система мониторинга..., 2020), что является недостаточным для данного округа, поскольку общее число занимающихся здесь выше, чем в среднем по стране.

Причина подобного положения кроется в слабом техническом и инвентарном оснащении спортивных объектов и в низком количестве таковых на территории субъектов округа, что не позволяет охватить большее количество населения физкультурно-спортивной деятельностью.

Таблица 1

Показатели единовременной пропускной способности

Субъект РФ Единовременная пропускная способность спортивных сооружений (тыс. чел.) % от норматива Место

ЮФО 670 705,0 25,3 5

Приволжский ФО 1 665 782,0 29,4 2

Северо-Западный ФО 576 760,0 22,1 7

Сибирский ФО 1 016 303,0 27,6 3

Уральский ФО 623 842,0 26,8 4

Дальневосточный ФО 355 901,0 30,2 1

Центральный ФО 1 752 904,0 23,7 6

Северо-Кавказский ФО 325 022,0 17,7 8

«Одной из основных проблем в развитии физкультурно-спортивной отрасли в целом и спортивно-массового сектора в частности является высокий уровень дифференциации в развитии и обеспечении массового спорта» в различных субъектах ЮФО (Информационная система мониторинга..., 2020). Существенно отличается, например, оснащение спортивно-массовой инфраструктуры в различных регионах ЮФО.

Лидирующие позиции по данному вопросу занимают Ростовская область, Республика Адыгея и Волгоградская область. При этом разрыв с отстающими регионами составляет более 10 %.

Высокий уровень дифференциации в развитии массового спорта в регионах ЮФО сказывается на общей картине состояния спортивно-массового сектора в округе.

В качестве одного из факторов, сдерживающих развитие спортивно-массового сектора в ЮФО, выступает низкий уровень федеральных дотаций на данную отрасль.

В рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» ЮФО оказался на 6 месте по объему средств, выделенных из федерального бюджета на развитие массового спорта. Это означает, что основное бремя расходов на данную отрасль легло на местные бюджеты регионов.

Результатом исполнения мероприятий федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» стало создание новой спортивно-массовой инфраструктуры (Итоги реализации федеральной., 2020). При этом важно отметить, что при общей высокой численности населения в ЮФО (16 428 458 млн. чел, 4 место среди округов), в рамках федеральной целевой программы в данном округе создано всего 53 объекта спортивно-массовой инфраструктуры (Информационная система мониторинга..., 2020), что 4,5 раза меньше чем, например, в Приволжском федеральном округе (29 673 644 млн чел.).

Существенным риском является неоднородность финансовых возможностей субъектов ЮФО, что приводит к различной степени эффективности и результативности исполнения ими собственных полномочий по развитию физической культуры и массового спорта. В целях повышения уровня обеспечения системы ФКиС в целом и отрасли массового спорта в частности «в каждом субъекте Российской Федерации, входящем в состав ЮФО, разработана и утверждена соответствующая целевая программа "Развитие физической культуры и спорта". Финансирование программных мероприятий в ЮФО за счет средств консолидированного бюджета нестабильно. Согласно целевым и государственным программам (Информационная система мониторинга..., 2018), в 2019 г. совокупный объем финансирования целевых программ поддержки отрасли ФКиС регионов ЮФО из консолидированного бюджета составляет 84 967,8 млн. руб.» (табл. 2).

Таблица 2

Объемы финансирования целевых программ поддержки физкультурно-спортивной отрасли в регионах ЮФО_

Субъект Нормативно-правовой акт Ресурсное обеспечение, млн руб.

2017 2018 2019

Республика Адыгея Постановление от 7.11.2013 г. № 257 О государственной программе республики Адыгея «Развитие физической культуры и спорта» на 2014-2021 гг. 19 307,4 17 006,1 11 428,6

Республика Калмыкия Постановление Правительства Республики Калмыкия от 11.10.2014 г. о республиканской целевой программе «Развитие физической культуры спорта в республике Калмыкия» на 2014-2019 гг. 12 163,3 13 499,6 15 000,0

Краснодарский край Постановление от 12.10.2015 г. № 962 главы администрации (губернатора) Краснодарского края об утверждении государственной программы Краснодарского края «Развитие физической культуры и спорта» на 20162020 гг. 5 402,1 5 402,1 5 402,1

Астраханская область Постановление Правительства Астраханской области от 10.09.2014 г. о государственной программе «Развитие физической культуры и спорта в Астраханской области» на 20152020 гг. 12 854,46 22 432,3 24 207,9

Волгоградская область Постановление от 16.12.2014 г. № 746-п об утверждении государственной программы Волгоградской области «Развитие физической культуры и спорта в Волгоградской области» на 2015-2019 гг. 13 321,6 12 295,0 12 295,0

Ростовская область Постановление Правительства Ростовской области об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие физической культуры и спорта» на 20142019 гг. 16 264,9 18589,7 16634,2

На фоне указанных негативных факторов в развитии отрасли массового спорта на территории ЮФО в последние годы отмечается рост числа молодежи (Информационная система мониторинга..., 2018), занимающейся физкультурно-спортивной деятельностью на платной основе, что во многом способствует снижению доступности массового спорта для молодого населения ЮФО.

Увеличение числа молодых людей, занимающихся спортом платно, становится значимой проблемой для округа.

Таблица 3

Количество и профессиональный уровень тренерско-преподавательского состава спортивных организаций РФ

Субъект РФ Тренерско-преподавательский состав

Всего Высшее профессиональное образование Высшая квалификационная категория

ЮФО 10 312 4 856 1 422

Приволжский ФО 19 722 7 212 3 270

Северо-Западный ФО 8 015 4 240 1 652

Сибирский ФО 13 654 5 272 2 397

Уральский ФО 8 151 3 624 1 695

Дальневосточный ФО 3 643 1 661 717

Центральный ФО 21 121 9 999 4 429

Северо-Кавказский ФО 9 759 3 847 2 055

Заключение

Перечисленные проблемные факторы в развитии массового спорта на территории ЮФО привели к недостаточному привлечению молодого населения к регулярным занятиям массовым спортом, сдерживанию физического развития и физическои подготовленности молодого населения и, как следствие, к ухудшению состояния здоровья молодежи округа.

Для отрасли массового спорта в ЮФО характерны несколько факторов, способствующих ухудшению доступности массового спорта для молодежи в возрасте 21-30 лет:

1. Низкое материально-техническое оснащение объектов, предназначенных для занятий массовым спортом молодежью. Сегодня на территории некоторых регионов ЮФО объекты массовой спортивной деятельности требуют капитального ремонта;

2. Недостаточное количество спортивных сооружений, предназначенных для нужд массового спорта. В ряде регионов ЮФО необходимо расширять сеть физкуль-турно-спортивных объектов для нужд массового молодежного спорта;

3. Растущая коммерциализация, расширение доли платных услуг в сегменте массового спорта;

4. Невысокие показатели числа молодежи, занимающейся в системе ФКиС;

5. Существенное отставание в развитии и обеспечении спортивно-массовой отрасли одних регионов ЮФО от других;

6. Низкий профессиональный уровень тренерских кадров, осуществляющих физ-культурно-спортивную деятельность на территории субъектов ЮФО, что, несомненно, влияет на качество тренировочного процесса;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Небольшой объем ассигнований из федерального бюджета на развитие спортивно-массовой отрасли в ЮФО.

Литература

Воронина, В.Т. (2021). Экономические аспекты популяризации здорового образа жизни и активизации массового спорта среди россиян. Азимут научных исследований: экономика и управление, 10(2), 132-135.

Демеш, В.П., Крылова, В.В. (2021). Важность развития массового спорта в России. Актуальные научные исследования в современном мире, 4-11, 145-148.

Информационная система мониторинга и анализа показателей развития физической культуры и спорта. М., 2016-2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sport.ifinmon.ru.

Итоги реализации федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы». Режим доступа: https://minsport.gov.ru/activities/reports/fiz-ra-i-sport-skryt/26361/

Об утверждении государственной программы Волгоградской области «Развитие физической культуры и спорта в Волгоградской области» на 2015-2019 годы // Правительство Волгоградской области постановление от 16.12.2014 г. № 746-п об утверждении государственной программы Волгоградской области «Развитие физической культуры и спорта в Волгоградской области» на 2014-2018 годы. Режим доступа: http:/ / docs.cntd.ru/ document/410804218.

Постановление Правительства Астраханской области от 10.09.2014 г. № 370-П О государственной программе «Развитие физической культуры и спорта в Астраханской области». Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/412718387.

Постановление Правительства Ростовской области об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие физической культуры и спорта» от 17.10.2018 г. №648. Режим доступа: https://www.donland.ru/documents/9731.

Постановление от 12.10.2015 г. № 962 главы администрации (губернатора) Краснодарского края об утверждении государственной программы Краснодарского края «Развитие физической культуры и спорта» на 2016-2020 гг. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/430643124.

Постановление от 7.11.2013 г. № 257 О государственной программе республики Адыгея «Развитие физической культуры и спорта» на 2014-2021 гг. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/ 460207714.

Ростовская область вошла в пятерку самых спортивных регионов России. Режим доступа: https://www.donland.ru/news/12061

Самыгин, С.И., Самыгин, П.С., Попов, М.Ю. (2015). Спорт как институт социализации современной российской молодежи Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 1, 76-82.

Спортивная Россия: быстрее, выше, сильнее! ВЦИОМ. 28.08.2018. Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/sportivnaya-rossiya-bystree-vyshe-silnee-

Юссуф, А.А., Аверин, А.В. (2021). О взаимосвязи спортивной инфраструктуры и участия в массовом спорте: критический анализ литературы. Управленческий учет, 9-2, 606-612.

45,4% - доля граждан РФ, систематически занимающихся физкультурой и спортом. По итогам 2020 года. Режим доступа: https://www.sports.ru/athletics/1095105926-minsporta-rossii-dolya-grazhdan-sistematicheski-zanimayushhixsya-fizku.html

References

Voronina, V.T. (2021). Economic aspects of popularization of a healthy lifestyle and activation of mass sports among Russians. Azimuth of Scientific Research: Economics and Management, 10(2), 132-135.

Demesh, V.P., Krylova, V.V. (2021). The importance of the development of mass sports in Russia. Current scientific research in the Modern World, 4-11, 145-148.

Information system for monitoring and analysis of indicators of the development of physical culture and sports. Moscow, 2016-2020. Available at: http://sport.ifinmon.ru .

Results of the implementation of the federal target program "Development of physical culture and sports in the Russian Federation for 2016-2020" Available at: https://minsport.gov.ru/activities/reports/fiz-ra-i-sport-skryt/26361/

On the approval of the state program of the Volgograd region "Development of physical culture and sports in the Volgograd region" for 2015-2019 // Government of the Volgograd Region Resolution №746-p dated 12/16/2014 on the approval of the state program of the Volgograd region "Development of physical culture and sports in the Volgograd region" for 2014-2018. Available at: http://docs.cntd.ru/document/410804218.

Resolution of the Government of the Astrakhan region dated 10.09.2014 №370-P On the state program "Development of physical culture and sports in the Astrakhan region". Available at: https://docs.cntd.ru/docu-ment/412718387 .

Resolution of the Government of the Rostov region on the approval of the state program of the Rostov region "Development of physical culture and sports" dated 17.10.2018 №648. Available at: https://www.don-land.ru/documents/9731 .

Resolution of 12.10.2015 №962 of the Head of the administration (Governor) of the Krasnodar Territory on the approval of the state program of the Krasnodar Territory "Development of physical culture and sports" for 2016-2020. Available at: https://docs.cntd.ru/document/430643124 .

Resolution №257 of 7.11.2013 On the State Program of the Republic of Adygea "Development of physical culture and sports" for 2014-2021. Available at: https://docs.cntd.ru/document/460207714 .

Rostov region has entered the top five most sports regions of Russia // https://www.don-land.ru/news/12061

Samygin, S.I., Samygin, P.S., Popov, M.Yu. (2015). Sport as an institute of socialization of modern Russian youth Humanities, Socio-economic and Social Sciences, 1, 76-82.

Sports Russia: faster, higher, stronger! VTSIOM. 28.08.2018. Available at: https://wciom.ru/analytical-re-views/analiticheskii-obzor/sportivnaya-rossiya-bystree-vyshe-silnee-

Yussuf, A.A., Averin, A.V. (2021). On the relationship between sports infrastructure and participation in mass sports: a critical analysis of the literature. Management accounting, 9-2, 606-612.

45.4% - the share of Russian citizens systematically engaged in physical education and sports. According to the results of 2020. Available at: https://www.sports.ru/athletics/1095105926-minsporta-rossii-dolya-gra-zhdan-sistematicheski-zanimayushhixsya-fizku.html

Дата получения рукописи: 10.10.2021 Дата окончания рецензирования: 12.11.2021 Дата принятия к публикации:15.11.2021

Информация об авторах Касьянов Валерий Васильевич - доктор социологических наук, профессор, декан факультета журналистики, заведующий кафедрой Истории России Кубанского государственного университета, г. Краснодар, Россия; e-mail: [email protected]

Болозин Андрей Александрович - старший преподаватель кафедры педагогики и непрерывного профессионального образования Астраханского государственного университета, г. Астрахань, Россия; e-mail: [email protected]

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

Information about the authors Kasyanov Valery Vasilevich - Doctor of Sociological Sciences, Professor, Dean of the Faculty of Journalism, Head of the Department of History of Russia, Kuban State University, Krasnodar, Russia; e-mail: [email protected]

Bolozin Andrey Aleksandrovich - Senior Lecturer of the Department of Pedagogy and Continuing Professional Education, Astrakhan State University, Astrakhan, Russia; e-mail: [email protected]

The authors have no conflict of interests to declare

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.