Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ МАССОВОГО СПОРТА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ МАССОВОГО СПОРТА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
68
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Caucasian Science Bridge
ВАК
Ключевые слова
СПОРТ / МАССОВЫЙ СПОРТ / ДОСТУПНОСТЬ МАССОВОГО СПОРТА / ВИТАЛИЗМ / ЗДОРОВЬЕ / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Болозин Андрей Александрович

Статья посвящена разработке методологических оснований изучения доступности массового спорта для российской молодежи в возрасте 21-30 лет. В качестве базовой методологической платформы избрана концепция виталистской социологии. Основной вывод, сделанный автором, состоит в том, что ограничение доступа различных слоев населения к необходимым благам (включая массовый спорт) приводит к снижению уровня жизненных сил современной молодежи, что отрицательно сказывается на общем тонусе и качестве жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Болозин Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS FOR STUDYING THE ACCESSIBILITY OF MASS SPORTS FOR YOUNG PEOPLE

The article is devoted to the development of methodological bases for studying the accessibility of mass sports for Russian youth aged 21-30 years. The concept of vitalist sociology is chosen as the basic methodological platform. The main conclusion made by the author is that the restriction of access of various segments of the population to the necessary benefits (including mass sports) leads to a decrease in the level of vitality of modern youth, which negatively affects the overall tone and quality of life.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ МАССОВОГО СПОРТА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ»

УДК 316.346.32-053.6

Методологические основы изучения доступности массового спорта для молодежи А.А. Болозин

Астраханский государственный университет, г. Астрахань, Россия

Аннотация. Статья посвящена разработке методологических оснований изучения доступности массового спорта для российской молодежи в возрасте 21-30 лет. В качестве базовой методологической платформы избрана концепция виталистской социологии. Основной вывод, сделанный автором, состоит в том, что ограничение доступа различных слоев населения к необходимым благам (включая массовый спорт) приводит к снижению уровня жизненных сил современной молодежи, что отрицательно сказывается на общем тонусе и качестве жизни.

Ключевые слова: спорт, массовый спорт, доступность массового спорта, витализм, здоровье, молодежь.

Для цитирования: Болозин А.А. Методологические основы доступности массового спорта для молодежи // Caucasian Science Bridge. 2020. Т. 3. №1. С. 50-54.

Methodological foundations for studying the accessibility of mass sports for young people Andrey A. Bolozin

Astrakhan State University, Astrakhan, Russia

Abstract. The article is devoted to the development of methodological bases for studying the accessibility of mass sports for Russian youth aged 21-30 years. The concept of vitalist sociology is chosen as the basic methodological platform. The main conclusion made by the author is that the restriction of access of various segments of the population to the necessary benefits (including mass sports) leads to a decrease in the level of vitality of modern youth, which negatively affects the overall tone and quality of life.

Keywords: sports, mass sports, accessibility of mass sports, vitalism, health, youth.

For citation: Bolozin A.A. Methodological bases of accessibility of mass sports for youth // Caucasian Science Bridge. 2020. Vol. 3. №1. P. 50-54.

Разрушение в России системы массового спорта в 1990-е гг. привело к тому, что спорт стал недоступным для большинства молодых людей. Недостаточное развитие материально-технической базы, предназначенной для нужд массового спорта в отдельных регионах, и формирование альтернативной спорту системы ценностей не позволяют обеспечить необходимый уровень вовлеченности молодежи в регулярные занятия массовым спортом, а устаревшая система спортивной подготовки отражается на общем качестве тренировочного процесса. Спортивная подготовка, выстроенная по принципу доминирования результата, актуализировала на сегодняшний день проблемы коммерциализации и профессионализации массового спорта. Эти причины во многом обусловили ограничения в доступности массового спорта (невозможность получать дальнейшую спортивную подготовку при отсутствии результата и финансовых возможностей). Вследствие сказанного сегодня в России заниматься спортом могут далеко не все категории граждан.

В то же время проблема доступности массового спорта для молодежи не относится к числу хорошо разработанных тем, так как она не стала предметом для рассмотрения кандидатских и докторских исследований, а также самостоятельного социологического анализа. Это свидетельствует о высокой степени научной актуальности проблемы представленного исследования.

Целью данной статьи является разработка методологических оснований изучения доступности массового спорта для молодежи в возрасте 21-30 лет.

Поскольку массовый спорт позиционируется как общественное благо, предоставляемое в форме услуги, далее будет предложена методологическая платформа изучения его доступности для современной российской молодежи в возрасте 21-30 лет. Рассмотрим проблему в контексте здоровье сберегающего потенциала массового спорта.

Исследование вопросов здоровья и сохранения жизненных сил молодежи в контексте спортивной деятельности сегодня осуществляется по нескольким научным направлениям. Среди них следует отметить социологический анализ неблагоприятных тенденций по вопросу здоровья российской молодежи, представленный в исследованиях Н.Х. Гафиатулиной (Гафиатулина, 2016), по вопросам валеологии - в статьях С.В. Журавлевой (Журавлева, 2008), рассмотрение причин снижения уровня здоровья российской молодежи и поиск стратегий его повышения - в работах Н.С. Горяиновой (Горяинова, 2016), а также анализ факторов риска, изложенный в трудах С.И. Григорьева, Л.Г. Гусляково (Григорьев, Гуслякова, 2014).

Очевидно, что между такими понятиями, как «жизненные силы» человека и «массовый спорт» существует устойчивая связь: массовый спорт благоприятно влияет на развитие общего жизненного тонуса человека.

Исследование потребности в здоровье, ресурсов здоровья и его перспектив, самосохранительного поведения, продолжительности жизни повлекло за собой появление новых отраслей и направлений в социологии. К ним, в первую очередь, нужно отнести такие научные направления, как передача информации, касающейся здоровья населения (социология коммуникации), социология тела (Гашков, 2009), социология жизни как концепция исследования социальной реальности (Тезаурус..., 2009), отношение к жизни как социальной сущности человека (Орлов, 2017), парадигма экоантропоцентрической социологии (Дридзе, 1998) и другие.

Возросшая значимость проблемы качественного развития способности молодого человека к воспроизводству и реализации своей жизни масштабно актуализировала значение виталистской этики и социологического витализма в контексте изучения вопросов, касающихся ФКиС.

Социологический витализм нашел отражение в работах отечественных ученых С.И. Григорьева, Л.Г. Гусляковой, Л.Д. Деминой, Ю.Е. Растова и др. Он представляет собой универсальную метатеорию, позволяющую изучить соотнесенность развития жизненных сил человека с его жизненным пространством, развитостью социокультурной среды бытия, где происходит взаимодействие между ними (Григорьев, 2007).

Виталистская социология, как и социологический витализм в целом, не противопоставляет себя другим социологическим теориям. Они являются их органическим продолжением, основанием интеграции, позволяющей более точно и эффективно развивать человека и общество в стратегическом, актуально-практическом и технологическом планах. Их роль в условиях движения человечества к цивилизации управляемой социоприродной эволюции, ноосферному социализму возрастает и будет постоянно востребованной, так как усложняющаяся жизнь человека и общества, рост рисков для их бытия, темпов социально-исторических и социокультурных изменений закономерно будет сохранять их востребованность.

Это в полной мере касается и развития спортивной отрасли, где должен быть найден оптимальный вариант между тенденциями коммерциализации современного спорта, его профессионализации и обеспечения его доступности для самых широких

слоев молодежи, руководствуясь тем, что массовый спорт представляет собой безусловное общественное благо.

Виталистская социология как социологическая парадигма основывается на таких базовых, исходных понятиях, как «жизненные силы человека», «жизненные силы общества», «жизненные силы социальной группы», «жизненные силы социального государства», «жизненные силы нации», «жизненное пространство человека», «жизненное пространство общества», «жизненное пространство группы», «жизненное пространство социального института», «жизненное пространство нации» (Демина, Ратников, 2010).

Виталистская парадигма учитывает адекватное развитие жизненных сил человека и общества их жизненному пространству, развитости социокультурной среды бытия, где происходит взаимодействие между ними (Социология..., 2007). Жизненные силы характеризуются способностью человека воспроизводить и совершенствовать свою жизнь в исторически конкретном витальном пространстве.

Вследствие сказанного необходимо учитывать и то, что человек в рамках концепции социологического витализма определяется как «биопсихосоциальное существо, жизнь которого состоит из биологических, психических, физических и социальных сил, в котором взаимосвязано природное и социокультурное» (Социологический витализм..., 2007). На основе такого понимания сути социального актора виталистская социология характеризует материальную и духовную жизнь людей, формирование и воспроизводство социальной формы.

На микроуровне речь идет о взаимодействии жизненных сил социального пространства социума каждого из социальных субъектов бытия в трех основных формах:

1) как природное «слепое» взаимовлияние жизненных сил и социальной среды людей, выступающих в качестве субъектов биопсихосоциальной жизни;

2) как их взаимодействие при помощи неизменных культурных символов, констант культуры;

3) как социально-преобразующее, социально-творческое взаимовлияние, которое обеспечивает инновационное развитие, его устойчивую связь с культурным опытом, обычаями и новациями.

На основе обозначенной системы понятий виталистской социологии характеризуются общественная культура, общественное положение и та роль, которую играет субъект в социальной жизни в историческом и социально-территориальном конкретном жизненном пространстве, дифференцирующимся в социуме по основным отраслям: экономическая, политическая, социально-бытовая, физкультурно-спортивная, духовно-культурная, социально-экологическая.

Объединяя духовные и материальные ресурсы каждого индивида, всех основных субъектов общественной жизни, социологический витализм на базе первичных социальных отношений исследует и представляет их физические силы, развитость их способности воспроизводить и совершенствовать свою жизнь в конкретной отрасли общественных отношений (Демин, Кошкина, Паронян, 2009).

При этом речь идет не только о потенциале и активности субъектов социального развития, но и об их мотивации, социальном пространстве во всех областях жизнедеятельности, в том числе и в спортивно-массовой отрасли.

Массовыи спорт предоставляет возможность человеку качественно совершенствовать свою жизнь, увеличивать потенциал здоровья и развивать «жизненные силы». Именно поэтому в целях осуществления анализа проблемы обеспечения доступности для молодежи массового спорта в качестве общественного блага внима-

ние было сконцентрировано на положениях концепции жизненных сил человека и общества, разрабатываемой в рамках социологического витализма, акцентирующего внимание на растущей значимости вопросов сохранения здоровья и жизненных сил человека.

Ограничение доступа различных слоев населения к необходимым благам (в том числе к массовому спорту) приводит к снижению уровня жизненных сил современной молодежи, что отрицательно сказывается на общем тонусе и качестве жизни.

Массовый спорт мы рассматриваем в качестве разновидности общественного блага, так как он обладает свойствами повышенной значимости для нормальной социализации молодежи. Институциональные ограничения, которые возникли в массовом спорте на современном этапе развития, делают наиболее уязвимыми от их негативных последствий молодежь в возрасте 21-30 лет. Для их анализа был использован методологический концепт виталистской социологии, представленной в работах С.И. Григорьева, Л.Г. Гусляковой, Л.Д. Деминой, Ю.Е. Растова.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Болозин Андрей Александрович Bolozin Andrey Aleksandrovich

Старший преподаватель кафедры педа- Senior Lecturer of the Department of Peda-

гогики и непрерывного педагогического gogy and Continuing Teacher Education,

образования, Астраханский государ- Astrakhan State University,

ственный университет E-mail: andrew-bolozin@mail.ru E-mail: andrew-bolozin@mail.ru

Литература

1. Гашков С.А. Социальная философия М. Фуко и К. Касториадиса: пути к сопоставлению // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Политология. Международные отношения. 2009. Вып 1. С. 190-201.

2. Гафиатулина Н.Х. Здоровье молодежи российского общества: социологический анализ неблагоприятных тенденций // Вестник Института археологии и этнографии. 2016. № 1. С. 140-143.

3. Горяинова Н.С. Ценностные приоритеты Российской студенческой молодежи в области здоровья в условиях кризиса физической культуры и спорта / под ред. А.П. Бандурина. М., 2016. 143 с.

4. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Ценностные ориентации молодежи и их воспитательное значение: десять лет спустя / / Социальная педагогика в России. 2014. № 6. С. 48-50.

5. Григорьев С.И. Основы виталистской социологии XXI века. М., 2007. 376 с.

6. Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности. Барнаул, 2010. 146 с.

7. Демин А.К., Кошкина Е.А., Паронян Н.Д. Социальное маркетинговое исследование по вопросам образования в области здоровья и укрепления здоровья // Образование в области здоровья и укрепления здоровья. М., 2009. С. 43-52.

8. Дридзе Т.М. Экоантропоцентрическая парадигма в социальном познании и социальном управлении // Человек. 1998. № 2. С. 95-99.

9. Журавлева И.В. Здоровье и болезни в европейском обществе // Социологические исследования. 2008. № 2. С. 15-16.

10. Орлов М.О. Ценностные основания бытия человека: философский и социокультурный анализ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Социология. 2017. № 4. С. 398-404.

11. Социология жизненных сил человека: от метафоры к концепции / под ред. С.И. Григорьева, Л.Д. Деминой. Барнаул, 2007. 198 с.

12. Социологический витализм как методологическая и социально-технологическая основа эволюции социальной квалиметрии в России начала XXI века / Под ред. С.И. Григорьева. М., 2007. 132 с.

13. Тезаурус социологии: тематический словарь-справочник / под ред. Ж.Т. Тощенко. М., 2009.

322 с.

References

1. Gashkov S.A. Social philosophy of M. Foucault and K. Castoriadis: ways to compare // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Series 6: Political Science. International relations. 2009. Issue 1. P. 190201.

2. Gafiatulina N.H. Zdorovye molodezhi rossiyskogo obshchestva: sotsiologicheskiy analiz unfavorable tendencies / / Vestnik Instituta arkheologii i ethnografii. 2016. №1. P. 140-143.

3. Goryainova N.S. Value priorities of the Russian student youth in the field of health in the conditions of the crisis of physical culture and sports / Ed. by A. P. Bandurin. M., 2016. 143 p.

4. Grigoriev S.I., Guslyakova L.G. Value orientations of youth and their educational significance: ten years later / / Social pedagogy in Russia. 2014. №6. P. 48-50.

5. Grigoriev S.I. Fundamentals of Vitalist sociology of the XXI century. Moscow, 2007. 376 p.

6. Demina L.D., Ralnikova I.A. Psychological health and protective mechanisms of the individual. Barnaul, 2010. 146 p.

7. Demin A.K., Koshkina E.A., Paronyan N.D. Social marketing research on education in the field of health and health promotion / / Education in the field of health and health promotion. Moscow, 2009. P. 43-52.

8. Dridze T.M. Ecoanthropocentric paradigm in social cognition and social management. 1998. №2. P.

95-99.

9. Zhuravleva I.V. Health and disease in European society // Sotsiologicheskiye issledovaniya. 2008. № 2. P. 15-16.

10. Orlov M.O. Tsennostnyye osnovaniya bytiya cheloveka: filosofskiy i sotsiokul'turnyy analiz // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. 2017. № 4. P. 398-404.

11. Sociology of human life forces: from metaphor to concept / ed. by S. I. Grigoriev, L. D. Demina. Barnaul, 2007. 198 p.

12. Sociological vitalism as a methodological and socio-technological basis for the evolution of social qualimetry in Russia at the beginning of the XXI century / Edited by S. I. Grigoriev. M., 2007. 132 p.

13. Thesaurus of sociology: a thematic dictionary-reference / edited by Zh. T. Toshchenko. M., 2009.

322 p.

Поступила в редакцию

15 января 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.