Научная статья на тему 'Факторы самоактивации студентов с ограниченными возможностями здоровья (по материалам пилотажного исследования)'

Факторы самоактивации студентов с ограниченными возможностями здоровья (по материалам пилотажного исследования) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
620
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / САМОАКТИВАЦИЯ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СТУДЕНТЫ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Одинцова Мария Антоновна, Айсмонтас Бронюс Броневич, Куляцкая Мария Георгиевна

В статье сделан анализ понятия самоактивации личности с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и приведены результаты исследования факторов самоактивации студентов с ОВЗ. Уточнено, что самоактивация личности с ОВЗ это психологическая активация, включающая восприятие, оценку, анализ внешних сигналов (условий среды, примеров значимых людей), их внутреннюю переработку и принятие наиболее ценного и значимого для себя, в результате чего личность в состоянии управлять собой на основе внутреннего потенциала и жизнестойкости: позитивного восприятия жизни и внутренней картины болезни, активности при решении учебных, бытовых и профессиональных задач, отношения к себе как к человеку, осознающему свои ограничения и уверенному в своих возможностях. Выявлено, что факторами, способствующими самоактивации студентов с ОВЗ, являются: внешние яркие примеры значимых людей, которые становятся идеалами проявления активности, воли, общительности, самодисциплины; сфера образования; внутренние стремление к самореализации, позитивное отношение и интерес к жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Одинцова Мария Антоновна, Айсмонтас Бронюс Броневич, Куляцкая Мария Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы самоактивации студентов с ограниченными возможностями здоровья (по материалам пилотажного исследования)»

УДК 159.99

ФАКТОРЫ САМОАКТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (по материалам пилотажного исследования)

Одинцова Мария Антоновна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения, Московский государственный психолого-педагогический университет. E-mail: [email protected]

Айсмонтас Бронюс Броневич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения, Московский государственный психолого-педагогический университет. E-mail: [email protected]

Куляцкая Мария Георгиевна - психолог, Московский государственный психолого-педагогический университет. E-mail: [email protected]

В статье сделан анализ понятия самоактивации личности с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и приведены результаты исследования факторов самоактивации студентов с ОВЗ. Уточнено, что самоактивация личности с ОВЗ - это психологическая активация, включающая восприятие, оценку, анализ внешних сигналов (условий среды, примеров значимых людей), их внутреннюю переработку и принятие наиболее ценного и значимого для себя, в результате чего личность в состоянии управлять собой на основе внутреннего потенциала и жизнестойкости: позитивного восприятия жизни и внутренней картины болезни, активности при решении учебных, бытовых и профессиональных задач, отношения к себе как к человеку, осознающему свои ограничения и уверенному в своих возможностях. Выявлено, что факторами, способствующими самоактивации студентов с ОВЗ, являются: внешние - яркие примеры значимых людей, которые становятся идеалами проявления активности, воли, общительности, самодисциплины; сфера образования; внутренние -стремление к самореализации, позитивное отношение и интерес к жизни.

Ключевые слова: активность личности, самоактивация, жизнестойкость, реабилитационный потенциал, студенты с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

DOI: 10.18500/1819-7671-2017-17-1-72-79

Введение

В психологии понятие самоактивации связывается со множеством «само» личности: самостоятельностью (М. А. Мусаева, Ю. Е. Романова и др.); саморазвитием (Е. А. Белова, В. П. Каленская и др.); самоактулизацией (Е. В. Самаль и др.); самодетерминацией (В. П. Зинченко, Д. А. Леонтьев) и т.д. В данный перечень включается и понятие автономии (А. В. Павлова, М. Л. Левина) как личностной характеристики самоустремленности, способности к самоуправлению (саморегуляции), способности выбирать между альтернативными возможностями, ориентируясь на внутреннюю поддержку, в качестве которой могут выступать

смысл, ценности, жизнестойкость. Исследований в данной области проведено немало, однако большинство из них в основном ориентированы на людей без инвалидности, имеющих те или иные сложности в адаптации и социализации. В единичных работах затрагиваются проблема психологических типов самореализации личности с ОВЗ и инвалидностью (Е. И. Исаев и П. А. Галушкин), проблема активизации их деятельности (Т. Б. Янтурина) и т.п. Большинство исследователей концентрируются на проблемах адаптации (О. Л. Гончарова, И. Н. Шувалова, Ю. В. Богин-ская) и социализации (И. Л. Соловьева, Е. М. Зуб-кова) людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Также в контексте данной тематики делается акцент на личностном потенциале, который может способствовать самодетерминации человека с ОВЗ (С. Л. Богомаз, С. Ф. Пашкевич).

Ближе всего к понятию активации - понятие «активность личности» (от лат. activus - деятельный), которая проявляется в волевых актах, личностном самоопределении и обусловлена представлением о себе самом как о «субъекте -причине» того, что происходит в окружающем мире. Именно благодаря активности человек поднимается над стандартом, реализуя усилия для достижения заданной цели, действуя «над-ситуативно» [1]. С точки зрения Л. Ф. Алексеевой, активность становится интегральным психологическим образованием, свойством и состоянием человека и проявляется в результате следующей цепочки: 1) физиологической активации организма, которая переходит в

2) психическую активацию и только затем в

3) психическую активность, которая, в свою очередь, и приводит к 4) проявлению внешней активности человека на моторном и личностном уровнях [2]. В словаре С. Ю. Головина предлагается следующее определение психологической активации, которую, как указывает автор, нельзя путать с активацией физиологической. Психологическая активация связана с расшифровкой внешних сигналов, зависима от уровня бодрствования и от состояния сознания, а также от потребностей, вкусов, интересов и планов человека [3]. Следовательно, психическая активация обусловлена не только физиологической активацией, но

и развитостью мотивационно-потребностной, ценностной и смысловой сфер личности, что и является результатом активности личности.

Стоит отметить, что активность личности начинается с феномена, хорошо известного в возрастной психологии - «я сам», в который включается активация и самостоятельность в их единстве [4], отсюда - самоактивация, которая

обусловлена личностным складом (основными характеристиками, к которым можно отнести личностный реабилитационный потенциал, жизнестойкость и т.п.). Человеку свойственно стремление к поддержанию оптимального уровня активации, а значит - самоактивации, потому что именно это позволяет ему наиболее эффективно действовать (рис. 1).

Я САМ

Рис. 1. Самоактивация в структуре личностной активности

Как видим, самоактивация личности формируется в детстве, является стержневой для развития личностной активности и взаимосвязана со множеством «само»: самостоятельностью, самореализацией, самоактуализацией, самодетерминацией и др. Особенно актуальна тема самоактивации для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья: именно для них ситуация заболевания становится критической, а в таких всяческое «само» если не исключается, то замедляется. Вместе с тем стоит признать, что болезнь, с одной стороны, позволяет обнаружить слабые места, с другой -активизирует личностный потенциал, определяет уровень личностной зрелости. Поэтому наиважнейшим является вопрос: какие же факторы (внутренние и внешние) способствуют самоактивации людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья?

Организация исследования

Для ответа на этот вопрос было проведено исследование, в котором приняли участие 54 студента факультета дистанционного обучения МГППУ, из них 27 здоровых и 27 с инвалидностью и ОВЗ различной этиологии.

Для исследования факторов самоактивации лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья была разработана специальная анкета, состоящая из девяти вопросов. В статье будут проанализированы только некоторые из

них. Первый вопрос: «Кто из общественно известных личностей является для Вас примером активной жизненной позиции?». Необходимо было оценить, какие черты характера указанного героя кажутся наиболее важными. В перечень вошло десять важных качеств личности: ум, воля, смелость, доброта, активность, общительность, энергичность, творчество, самодисциплина, уверенность. Данный перечень по желанию можно было пополнить. Второй и третий вопросы касались примеров из ближайшего окружения и людей с ОВЗ. В четвертом вопросе необходимо было подчеркнуть: «Что является для Вас лично условием успешной социализации? (образование, профессия, волонтерство)» и указать, что не вошло в данный перечень. Далее следовали вопросы, касающиеся факторов, способствующих активной социализации, затем - касающиеся факторов, способствующих достижению успеха (самодисциплина, знание своего дела, уверенность в своих силах, творчество, сила воли, интеллект, активность, мотивация, общительность, энергичность). Эти факторы необходимо было проранжировать по степени важности и дополнить. И последним был вопрос: «Отличается ли Ваша жизнь от жизни Ваших ровесников? Если да, то чем?». Был дан список качеств, которые можно было пополнить (я более успешен, образован, я лучше реализую себя в профессии, в других видах деятельности, я успешнее преодолеваю трудности, более уверен в себе, у меня

больше возможностей, у меня лучше результаты, я легче достигаю целей в жизни, лучше знаю о своих жизненных предназначениях). Кроме анкеты, были использованы две методики:

1) методика «Реабилитационный потенциал» (И. Ю. Кулагиной, Л. В. Сенкевич, 2015);

2) тест жизнестойкости (скрининговая версия, Е. Н. Осин, 2013).

Результаты исследования

При ответе на первый вопрос анкеты «Кто из общественно известных личностей является для Вас примером активной жизненной позиции?» 55,5% лиц с ОВЗ и только 7% здоровых называли писателей (Р. Розенбак, Б. Вербор, А. Солженицын, А. Пушкин и др.) и героев художественной литературы (Дон Кихот, Скарлет О'Хара, майор Звягин и др.). 29,6% здоровых и 33,3% студентов с ОВЗ указали на исторические личности: А. Маресьева, М. Ломоносова, Петра I, М. Кутузова, А. Суворова, С. Разина, А. Македонского, Ека-

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

%

терину II, княгиню Елизавету и др. Среди общественных и политических деятелей 29,6% здоровых и 15% людей с ОВЗ называли: В. Путина, Л. Рошаля, Д. Лихачева, Ч. Хаматову и др. Людей искусства чаще называли люди с ОВЗ (25,9%). В данный перечень вошли: Ф. Раневская, М. Плисецкая, В. Высоцкий и др. Список героев люди с ОВЗ пополнили именами известных людей с инвалидностью: А. Талай-Нарышкина, Ника Вуйчича, Ст. Хоккинга и др.

На вопрос «Какие черты характера указанного героя кажутся Вам наиболее важными?» были получены следующие ответы: большинство студентов с ОВЗ в общественно известных личностях больше всего оценили такие качества, как смелость (78%), активность (70%), самодисциплину (67%), в то время как здоровые оценивали ум (74%), активность (68%), уверенность (63%). Общительность у своих кумиров значительно чаще отмечали студенты с ОВЗ в отличие от здоровых сверстников (р = 0,05) (рис. 2).

ое

РР'

с

рР»

^в1

Рис. 2. Какие черты характера общественно известной личности кажутся Вам наиболее важными?

Кроме этого, студентами с ОВЗ были названы дополнительные качества, не вошедшие в заданный перечень: харизма, патриотизм, прямота, целеустремленность, вдохновение, верность своему делу, самопожертвование, доброта, юмор, вера в дружбу, независимость, честность. Здоровые ограничились тем списком, который им был предложен.

Затем необходимо было перечислить наиболее яркие примеры активной жизненной позиции среди ближайшего окружения. Студентами были названы значимые люди: мать, отец, братья и сестры, дедушки и бабушки, педагоги (руководители студий, кружков, секций и т.п.), супруги.

Оказалось, что для 30% здоровых и для 11% людей с ОВЗ примерами активной жизненной позиции становятся педагоги (руководители кружков и секций), для 33,3% людей с ОВЗ и 7,4% здоровых - братья и сестры, для 18,4%

людей с ОВЗ и 22,2% здоровых - мама, для 22% здоровых и только для 4% людей с ОВЗ - отец, для 7,4% людей с ОВЗ - супруги и для 4% здоровых - друзья. Студенты с ОВЗ чаще здоровых называли братьев, супругов и дедушек как значимых для себя людей в отличие от здоровых, которые в данный список включали своих отцов. Как видим, недостаток отцовского внимания компенсируется за счет привлечения студентами с ОВЗ в круг референтных лиц из ближайшего окружения родственников мужского пола (братьев, дедушек, мужей).

Людьми с ОВЗ были названы качества значимых людей из ближайшего окружения, которые они считают самыми важными. Ум как одно из самых важных качеств близких людей назывался в 63% случаев, активность - в 81%, энергичность - 63%, уверенность - 59% случаев. Здоровые указали на такие качества, как ум (70%), активность (66,6%),

энергичность (77,7%), уверенность (66,6%). Люди с ОВЗ пополнили перечень качеств, которые они ценят в своих близких, и дополнительно обозначили: умение любить, доброта, сила духа, ответственность, умение ставить цели, мудрость. Здоровые дополнительно назвали только честность и инициативность.

На вопрос о примерах активной жизненной позиции среди людей с ОВЗ были названы: 1) исторические герои (А. Маресьев, Л. Бетховен, Х. Келлер); 2) известные современники: Ник Вуйчич, Ст. Хоккинг, Дж. Митт, С. Шилов, М. Генделева, К. Беланин, Д. Кузнецова и др.; 3) люди из ближайшего окружения, среди которых сокурсники, дедушка, мама. Среди родных, исторических героев, известных современников здоровые не назвали таких примеров. Чаще всего и здоровые, и студенты с ОВЗ называли Н. Вуй-

чича и А. Маресьева в качестве ярких примеров активной жизненной позиции. 14,8% лиц с ОВЗ и 11% здоровых в качестве таких примеров назвали своих сокурсников. Студентами с ОВЗ были перечислены качества значимых для себя людей с инвалидностью, которые они считают самыми важными: активность (66,6%), воля (59,2%). Здоровые также наиболее высоко у известных людей с ОВЗ оценили такое качество, как волю (55,5%). Таким образом, студенты с ОВЗ значительно чаще, чем здоровые, отмечали активность как одно из важнейших качеств своих кумиров (р = 0,05) (рис. 3). Дополнительно ими были отмечены: отзывчивость, прямота, честность, искренность, умения жить и радоваться жизни. Здоровые ограничились тем перечнем важных личностных качеств, который был задан в анкете.

70 60 50 40 30 20 10 0

%

Здоровые ОВЗ

Осл

Рис. 3. Какие черты характера человека с ОВЗ кажутся Вам наиболее важными?

Далее был сделан обобщенный анализ наиболее важных качеств, которые ценят здоровые и студенты с ОВЗ у известных людей, у ближайшего окружения и людей с инвалидностью. У известных личностей наиболее ценными становятся ум (57,25%), смелость (53,5%), активность (52%). У значимых людей из ближайшего окружения - активность (51,75%), энергичность (50%). У известных людей с ОВЗ наиболее ценными качествами стали активность (57,3%), воля (57,35%) и общительность (51,75%).

Обобщенный анализ позволил выявить, что студенты с ОВЗ выше, чем здоровые, оценивают в значимых для себя людях практически все перечисленные в анкете качества личности, при этом расширяя и дополняя заданный перечень. Можно сказать, что студенты с ОВЗ в большей степени сориентированы на конкретные идеалы, кумиров: ценность значимой личности для них очень высока.

Далее следовал анализ условий успешной социализации. Такими условиями становится «образование» для 70% лиц с ОВЗ и для 41% здоровых, «профессия» для 52% студентов с ОВЗ и для 74% здоровых, «волонтерская деятельность» для 15% студентов с ОВЗ и для 11% здоровых.

Различия обнаружены только по фактору «образование», которое больше ценится студентами с ОВЗ (р = 0,030). Среди прочих факторов успешной социализации, которые необходимо было проранжировать, также были обнаружены различия между группами «идеалы» (р = 0,004), «близкие друзья» (р = 0,033), которые являются факторами активной социализации, выше оценивались здоровыми. Самореализация (р = 0,018), жизненные стремления (р = 0,015), значительно выше оценивались студентами с ОВЗ (рис. 4).

При выстраивании иерархии факторов, способствующих активной социализации, было обнаружено следующее: на первом месте стоят

5,51

3,85

Здоровые

ОВЗ

об,»*"

Чко'

,\еч

Рис. 4. Факторы успешной социализации (средние значения)

8

7

6

5

4

3

2

1

0

идеалы, группы по интересам, близкие друзья, ценности. Второе место занимают: семья, образование, профессия, самореализация и жизненные стремления, которые выражены практически одинаково, на последнем месте - волонтерская деятельность, которая, по мнению респондентов, слабо влияет на успешную социализацию.

Таким образом, одним из условий успешной социализации для студентов с ОВЗ является такой внешний фактор, как образование, и внутренние факторы, такие как самореализация и жизненные стремления, в отличие от здоровых,

для которых наиболее важным внешним фактором активной социализации является группа по интересам, близкие друзья, а внутренним -идеалы.

Проанализируем факторы, помогающие достичь успеха. Здоровые респонденты высоко оценили творчество, интеллект и общительность, студенты с ОВЗ - общительность, самодисциплину, активность и энергичность. Творчество как один из факторов, способствующих достижению успеха, значительно выше оценивалось здоровыми, в отличие от студентов с ОВЗ (р = 0,05) (рис. 5).

Здоровые ОВЗ

Рис. 5. Факторы достижения успеха (средние значения)

8

7

4

3

2

1

0

При выстраивании иерархии факторов, способствующих достижению успеха, было обнаружено следующее: самыми важными факторами в достижении успеха становятся творчество, общительность, энергичность - качества, которые получили высокие оценки. Самодисциплина, интеллект, знание своего дела, активность и сила воли стоят на втором месте по степени значимости.

На вопрос анкеты «Отличается ли Ваша жизнь от жизни ваших ровесников? И если да, то в чем?» были получены следующие ответы: более успешными считают себя здоровые респонденты, в отличие от тех, у кого есть ОВЗ (р = 0,009), последние значительно реже выбирали данный вариант ответа. Уверенность в себе - то качество, которое отличает здоровых

респондентов от другой группы. Студенты с ОВЗ данное качество отмечали значительно реже (р = 0,037). Считают, что у них больше возможностей,

чем у сверстников, здоровые респонденты: данный вариант ответа они выбирали значительно чаще, чем люди с ОВЗ (р = 0,019) (рис. 6).

По остальным характеристикам значимых различий между группами не обнаружено, однако здоровые чаще отмечали и свою образованность, и возможности реализации себя в профессии: по их мнению, это те качества, которые отличают их от большинства сверстников. Обе группы респондентов одинаково часто выбирали ответ «Я успешнее преодолеваю трудности», и этот показатель становится едва ли не ведущим отличительным признаком респондентов нашей выборки. Кроме того, студентами с ОВЗ были названы такие качества, как: «я более мобилен», «у меня богаче опыт преодоления трудных жизненных ситуаций» и т. п.

Проведем анализ ответов респондентов на вопросы теста жизнестойкости: и здоровые, и студенты с ОВЗ интересуются жизнью в целом, получают удовольствие от деятельности, проявляют активность. Обе группы студентов стремятся противостоять трудностям, ставят труднодостижимые цели, стремятся к их воплощению в жизнь, проявляя при этом настойчивость. Они убеждены, что могут повлиять на результаты происходящего вокруг. Один из ответов от респондента с ОВЗ на вопросы анкеты, данные которой были приведены выше, был следующим: «На самом деле мы

люди с безграничными возможностями!», что подтверждает стремление студентов с ОВЗ проявлять надситуативную активность и быть авторами своей жизни.

Вместе с тем были обнаружены значимые различия между группами (р = 0,014) такой характеристики жизнестойкости, как «принятие риска». Студенты с ОВЗ не всегда готовы действовать при отсутствии надежных гарантий успеха, они более осторожны, чем здоровые. В ответе на вопросы большинства шкал опросника «Реабилитационный потенциал личности» не было различий между группами. Были получены значимые различия между группами только по шкале «Внутренняя картина болезни» (р = 0,003). Студенты с ОВЗ чаще думают о своем заболевании, считают, что болезнь мешает им жить так, как хотелось бы, чаще обвиняют в случившемся свое окружение, чаще переживают болезненные состояния и считают свою жизнь менее полноценной. Несмотря на то, что студенты с ОВЗ менее позитивно воспринимают внутреннюю картину своего заболевания, они активны и относятся к себе как к тем, кто хорошо осознает свои ограничения, но и знает свои возможности, в целом для них характерно позитивное отношение к жизни.

Заключение и выводы

Проведенное нами исследование факторов самоактивации лиц с инвалидностью и ОВЗ позволило ввести и уточнить понятие самоактивации личности с ОВЗ. Самоактивация личности с ОВЗ - это психологическая активация, включающая восприятие, оценку, анализ внешних сигналов (условий среды, примеров значимых для себя людей), их внутреннюю переработку и принятие наиболее ценного и значимого для себя, в результате чего личность в состоянии управлять собой на основе внутреннего потенциала и жизнестойкости: позитивного восприятия жизни и внутренней картины болезни, активности при решении учебных, бытовых и профессиональных задач, отношения к себе как к человеку, осознающему свои ограничения и уверенному в своих возможностях.

Важность исследования заключается в том, что, говоря о болезни лиц с ОВЗ, необходимо в первую очередь, как писал М. Я. Мудров, обращать внимание на дом, в котором она поселилась [5]. И этим домом становится сам болеющий -человек с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо учитывать все части этого дома: внутренние (жизнестойкость, реабилитационный потенциал и т. д.) и внешние (условия среды). В некоторой степени наше исследование позволило проникнуть в этот «дом», выявить слабые и сильные стороны студентов с ОВЗ, которые могут стать ресурсами восстановления и укрепления тех частей «дома», которые ослаблены. Данная идея подчеркивается и в современных исследованиях, в частности в работах М. М. Орловой [6].

Таким образом, как показало исследование, слабыми сторонами студентов с ОВЗ являются:

1. Убежденность в невозможности реализации себя в профессии и реальные трудности, с которыми сегодня сталкивается человек с ОВЗ в профессиональной сфере. Не секрет, что трудоустройство людей с ОВЗ является одной из глобальных проблем современности. Получение профессионального образования инвалидами теряет смысл, если не сопутствует последующему гарантированному трудоустройству. Однако трудоустройство не всегда возможно в силу множества причин: низкой конкурентоспособности людей с ограниченными возможностями здоровья, трудностей в создании специально оборудованных мест, недостаточного количества вакансий, отсутствия надомного труда, нежелания руководства принимать на работу инвалидов и многого другого.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Убежденность в своих ограничениях в силу различных внешних и внутренних барьеров. Недостаточная готовность действовать, осторожность.

3. Менее позитивное восприятие внутренней картины болезни.

Вместе с тем можно выделить и сильные стороны студентов с ограниченными возможностями здоровья:

хорошо сформированное представление о своих идеалах (значимых людях) и их личностных качествах (активности, воле, общительности, энергичности, самодисциплине), которые становятся для них ориентиром;

мотивация к самореализации и реализации жизненных стремлений, в первую очередь в сфере образования. Образование на сегодняшний день становится для лиц с ОВЗ едва ли не единственной доступной средой самореализации;

активность, отношение к себе как к человеку, хорошо осознающему свои ограничения, но и знающему свои возможности. Позитивное отношение к жизни (интерес к жизни, умение получать удовольствие от деятельности). Противодействие трудностям, постановка труднодостижимых целей и стремление к их реализации, настойчивость. Убежденность в собственных силах и возможностях влиять на происходящее.

Таким образом, факторами, способствующими самоактивации студентов с инвалидностью и ОВЗ, являются внешние: яркие примеры значимых людей, которые становятся идеалами проявления активности, воли, самодисциплины; сфера образования; внутренние: стремление к самореализации, позитивное отношение и интерес к жизни.

В заключение хотелось бы отметить, что для многих студентов без проблем со здоровьем однокурсники с ограниченными возможностями здоровья также стали живыми примерами активной жизненной позиции, что свидетельствует о ресурсном характере инклюзивного образования.

Список литературы

1. Петровский А. В. Человек над ситуацией. М., 2010. 559 с.

2. Алексеева Л. Ф. Роль активности субъектов деятельности в развитии личностных качеств // Вестн. Бурят. гос. ун-та. 2009. № 5. С. 3- 6.

3. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Голо -вин. Минск, 1998. 800 с.

4. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980. 335 с.

5. МудровМ. Я. Слово о способе учить и учиться медицине // Избр. произв. М., 1949. 296 с.

6. Орлова М. М. Понятие «ситуации болезни» : объективные и субъективные составляющие // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2009. Т. 9, вып. 1. С. 82-87.

Образец для цитирования:

Одинцова М. А., Айсмонтас Б. Б., Куляцкая М. Г. Факторы самоактивации студентов с ограниченными возможностями здоровья (по материалам пилотажного исследования) // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 1. С. 72-79. БО!: 10.18500/1819-7671-2017-17-1-72-79.

Self-activation Factors of Students with Disabilities (by the Materials of Pilot Study)

M. A. Odintsova, B. B. Aysmontas, M. G. Kulyatskaya

Moscow State University of Psychology & Education 29, Sretenka str., Moscow, 107045, Russia E-mail: [email protected]; [email protected]

The article show the analysis of the concept of self-activation of the personality with disabilities (HIA), and show results of research the self-activation's factors of the students with HIA. It was clarified, the self-activation of the personality means psychological activation, containing a perception, an appraisal, an analysis to external signals (environmental conditions, examples of important people), containing their internal processing to adopt and accept the most of valuable and meaningful for oneself. For personality, it be able to manage oneself on the basis of inner potential and hardiness (the positive perception of life and internal picture of the disease, one's activities to solve educational, residential and professional problems, to be a person, who know one's limitations and who confident of one's abilities). The article revealed the factors of contributing to the self-activation of students with disabilities and the HIA. The external factors (clear examples of important people can become to ideals of activity, sociability, self-discipline, the sphere of education); the internal factors: the desire for self-realization, the positive attitude and zest for life.

Key words: activities of the personality, self-activation, hardiness,

rehabilitation potential, students with disabilities and HIA.

References

1. Petrovskiy A.V. Cheloveknadsituatsiey (People over the situation). Moscow, 2010. 559 p.

2. Alekseeva L. F. Rol aktivnosti subektov deyatelnosty v razvitii lichnostnykh kachestv (Role of the activity of the subjects of activity in the development of the personal qualities). Vestn. Buryat. gos. un-ta (Buryat State University Bulletin), 2009, no. 5, pp. 3-6.

3. Slovar prakticheskogo psikhologa (Vocabulary fo the esperimental psycholotyst). Compiler S. U. Golovin. Minsk, 1998. 800 p.

4. Abulhanova-Slavskaya K. A. Deyatelnostipsikhologiya lichnosty (Activities and psychology of the personality). Moscow, 1980. 335 p.

5. Mudrov M. Y. Slovo o sposobe uchit i uchitsa meditsine (The word about a way to teach and to study of medicine). Izbr. proizv. (Select works). Moscow, 1949. 296 p.

6. Orlova M. M. Ponyatie «situatsii bolezni»: obektivnye i subektivnye sostavlyayushchie (The notion of "disease situation" objective and subjective components). Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2009, vol. 9, iss. 1, pp. 82-87.

Cite this article as:

Odintsova M. A., Aysmontas B. B., Kulyatskaya M. G. Self-activation Factors of Students with Disabilities (by the Materials of Pilot Study). Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2017, vol. 17, iss. 1, pp. 72-79. DOI: 10.18500/1819-7671-2017-17-1-72-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.