Научная статья на тему 'Факторы роста производственного и экспортного потенциала Российской органической продукции'

Факторы роста производственного и экспортного потенциала Российской органической продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы роста производственного и экспортного потенциала Российской органической продукции»

4. Устойчивое развитие производства органической продукции в Турции. http://temp. givemebid.com/ organicproducts 02022016/.

5. Трансфермеры. - Русский репортер, №33, август, 2011. - http://expert.ru/russian reporter/ 2011/33/ transfermeryi/media/99416/

6. Опросы кафедры агроэкономики экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова в 2014 г.

7. Ефремов Н.А., Чердакова М.П. Индустрия органики: мировой опыт и российские перспективы. https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38230

8. Кулистикова Т. Россия может занять 15% мирового рынка органической продукции -Агроинвестор, апрель, 2017. - http://www. agroinvestor.ru/analytics/news/27233-rossiya-mozhet-zanyat-15 -mirovogo-rynka/.

9. https://www.ams.usda.gov/about-ams/programs-offices/usda-farmers-marke.

10. Развитие агропродовольственного рынка в России: проблемы теории и практики: Сборник по материалам круглого стола в рамках конференции «Ломоносовские чтения» /Под редакцией проф. С.В. Киселева. - М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2008.

11. Система государственной поддержки сельского хозяйства в условиях членства России в ВТО: Коллективная монография по материалам седьмой Международной научной конференции «Инновационное развитие экономики России. Междисциплинарное взаимодействие» / Под ред. С.В. Киселева. - М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2016.

12. Экологически чистое сельское хозяйство как перспектива аграрного развития России: Сборник по материалам круглого стола в рамках конференции «Ломоносовские чтения» / Под ред. проф. С.В. Киселева. - М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2010.

ФАКТОРЫ РОСТА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО И ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Кошелев В.М. зав. каф., д.э.н., проф., Российский государственный аграрный университет - МСХА

имени К.А. Тимирязева, г. Москва

В 2015 г. ведением органического сельского хозяйства занимались около 2,4 млн производителей различных организационных форм и форм собственности в 179 странах мира. Под ним занято более 50,9 млн га сертифицированных земель [1]. По данным исследования компании Organic Monitor мировой рынок органической продукции ежегодно растет почти на 20% и в 2015 г. достиг 81,6 млрд долл. США (в 2000 г. - 17,9).

По данным Института органического сельского хозяйства FiBL (Швейцария, Германия, Австрия) в России сертифицировано лишь 385,1 тыс. га. Органическим производством занимается 82 хозяйства. В то же время согласно [2] в России в 2015 г. валовой оборот от продажи биопродуктов достиг 120 млн евро, ежегодный рост составляет 7-9% [3]. Очевидно, что на российском органическом рынке превалируют импортные продукты.

Российский рынок органической продукции не насыщен и имеет внушительный потенциал. Емкость рынка в будущем будет только увеличиваться по мере роста отечественного производства относительно более дешевой органической продукции, роста доходов населения и уровня его информированности о качестве органической продукции и других преимуществах, которые дает развитие органического сельского хозяйства для окружающей среды и общества.

Таким образом, органическое сельское хозяйство, производство и экспорт биопродукции имеют большие перспективы развития. Они обусловлены наличием в стране значительных потенциальных возможностей, анализ которых позволяет сделать вывод, что уже в ближайшем будущем Россия может занять лидирующие позиции в производстве органического продовольствия, обеспечить не только замещение импорта и насыщение собственного рынка, но и стать одним из крупных экспортеров органической продукции.

Щ

14!. E

1

14« 44, 1

■ п 1 1

« В 1 1

■ ill 1 1 I J

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Рисунок 1 - Площадь сертифицированных органических сельскохозяйственных угодий в России, тыс. га. Источник: Research Institute of Organic Agriculture (FiBL)

Таблица 1- Место России в мировом органическом производстве

Показатель Мир Россия Россия к миру в %

Площадь обрабатываемых угодий, всего, млн га 1500 213,9 14,3

Сертифицированных сельхозугодий, тыс. га 50900 385,1 0,8

Доля сертифицированных земель в общей площади обрабатываемых угодий, % 2,48 0,18 Х

Население, млн чел. 7200 146 2,0

Оборот на рынке орг. продукции, млн $ 81600 160 0,2

Оборот на рынке орг. продукции на д. н., $ 9,72 0,80 8,2

Количество органических хозяйств 2400000 82 0,0

Источник: использованы данные ШОЛЫ и ¥1БЬ [1, 2]

Одну из таких возможностей дает обладание Россией большим ресурсом земель сельскохозяйственного назначения, площадь которых сопоставима с суммарной площадью аналогичных земель 27 стран Европейского Союза. При этом значительная часть этих земель (по разным оценкам от 20 до 40 млн га) либо совсем не обрабатывались последние 25 лет, либо использовались крайне экстенсивно. Это означает, что в случае запуска проектов развития органического производства на этих уже довольно чистых с экологической точки зрения землях, конверсионный период и затраты на трансформацию могут быть существенно сокращены.

Другая большая часть сельхозугодий, используемых за прошедшие десятилетия в условиях сниженной или отсутствующей хе-могенной нагрузки, прошла фазу естественной самоочистки. Из-за недостатка финансовых ресурсов значительное число сельскохозяйственных товаропроизводителей не использовали средства химической защиты растений и продуктов генной инженерии, что является одним из важнейших требований органического сельского хозяйства. Кроме того, если до распада Советского Союза государство способствовало повышению уровня используемых минеральных удобрений в сельском хозяйстве, оплачивая до 40% их стоимости, то с 1991 г. после отмены этих льгот произошло резкое падение уровня использования минеральных удобрений. Этот факт, с одной стороны, привел к очевидным негативным последствиям, а с другой, создал благоприятные условия для развития органического сельского хозяйства.

Еще одним выигрышным условием для широкого распространения технологий орга-

нического производства в стране является запрет на использование в российском сельском хозяйстве генно-модифицированных организмов, получивших большое распространение в развитых и во многих развивающихся странах, но запрещенных общепринятыми правилами ведения органического сельского хозяйства.

Главной мотивацией к переходу на производство органической продукции для товаропроизводителей является его экономическая эффективность. В большинстве стран мира рентабельность органического сельского хозяйства во многом обеспечивается за счет государственной поддержки. В Германии, например, фермеры, занимающиеся производством органической продукции, получают помощь сразу из двух источников - от Евросоюза и своей Федеральной земли, размер ее составляет от 120 до 700 евро в расчете на 1 га в зависимости от типа сельхозугодий. Субсидии и дотации со стороны государства достигают 40% в структуре дохода органических фермеров [4]. На данный момент 8% немецких фермеров производят органическую продукцию, еще 12% - задумываются о переходе [5]. Это означает, что данная отрасль все больше и больше выигрывает в конкурентной борьбе с традиционным сельским хозяйством.

Такой финансовой поддержки производителей органической продукции в России нет, и вряд ли в ближайшее время на это можно рассчитывать. В то же время введение эмбарго на ввоз продовольствия из ряда стран и резкое снижение курса рубля по отношению к валютам стран - основных экспортеров органических продуктов в Россию - практически освободили российский рынок органической продукции от импорта и создали конкурент-

ные преимущества для отечественных производителей.

Потенциальные возможности по переходу на органическое сельскохозяйственное производство в настоящий момент имеют как крупные производители, так и малые и средние. В первом случае крупное товарное производство органических продуктов питания в основном ориентировано на удовлетворение потребностей жителей больших городов. Во втором случае существует возможность сочетания мелкого (среднего) производства органической продукции с другими отраслями, таких как агротуризм, биоэнергетика, традиционные промыслы и др., что позволит диверсифицировать и обеспечить устойчивое развитие сельской экономики.

Проведенные расчеты по нескольким реальным объектам (как крупным предприятиям, так и мелким фермерским хозяйствам) показали высокую эффективность таких проектов даже без учета потенциальной государственной поддержки. Например, чистый дисконтированный доход (NPV) проекта перехода на производство органической продукции в ООО «Экологическое хозяйство «Спартак» Московской области, специализирующемся на производстве молока и молочной продукции, составил 150 млн руб., внутренняя норма доходности (IRR) - 58%, дисконтированный срок окупаемости (DPBP) - 3 года [6].

А инвестиционный проект по созданию эко-фермы «Заречье» Московской области, совмещающей производство и реализацию органической продукции (в основном мраморного мяса) и туристические услуги, при-

носит почти 630 млн. руб. чистого дисконтированного дохода (NPV) при внутренней норме доходности (IRR), равной 22%. Такие внушительные результаты в данном случае обеспечивает синергетический эффект, получаемый за счет совмещения в рамках одного хозяйства органического производства и организации агротуризма.

Таким образом, проведенные расчеты позволяют сделать вывод, что органическое сельское хозяйство является привлекательной отраслью, как для сельских товаропроизводителей, так и для страны и общества в целом. Развитие данного направления создает благоприятные условия для охраны окружающей среды и здоровья человека, для здорового и качественного питания населения и, наконец, для роста занятости и доходов сельского населения.

Источники

1. http://www.ifoam.bio/sites/default/files/press-release-world-2017-english.pdf

2. http://www.orgamc-world.net/statistics/statistics-data-tables/ow-statistics-data-key-data.html

3. www.fao.org/documents

4. Новое сельское хозяйство, № 4, 2015, С.26

5. Ушачев, И. Производство органического продовольствия: мировой опыт и перспективы российского рынка/ И. Ушачев, А. Папцов, В. Тарасов// АПК: экономика, управление, 2009. - № 9.

6. Кошелев В.М., Пешкова А.В. Органическое сельское хозяйство: экономические аспекты трансформации: монография / В.М. Кошелев, А.В. Пешкова. - М.: Издательство РГАУ-МСХА, 2013. - 140 с.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АГРОБИЗНЕСА, КАК УСЛОВИЕ ВЫХОДА НА МИРОВОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК

Чудинов О.О. к.э.н., доц., Красноярский ГАУ

В последние годы Россия является одним из крупнейших мировых экспортеров пшеницы [1, с. 21]. Уже сегодня многие аграрные хозяйства вышли или собираются начать свою работу на новых экспортных рынках, таких как: Китай, Таиланд, Вьетнам, Япония, Южная Корея, Иран, Афганистан, ОАЭ, Оман и др. [2, с. 29].

Для сельскохозяйственных предприятий ориентация на экспорт важна еще и потому, что в условиях продолжающегося и постоянного роста производства в целом снижается покупательская активность населения нашей страны. Однако основным препятствие выхода на мировой рынок отечественной продук-

ции является ее дороговизна (особенно это касается мясной продукции).

Выходом из такой ситуации могут являться не только способы снижения стоимости экспортной продукции. В настоящее время существует достаточно высокий спрос на экологические продукты (особенно высока потребность в экологических чистой пищевой продукции в Европе, - пока одним из наиболее проблемных рынков для России). Именно Россия, в отличие от многих других государств, обладает наилучшими возможностями наполнения рынка экопродуктами. Связанно это не только с тем, что России принадлежит 10% всех сельскохозяйственных угодий пла-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.