Научная статья на тему 'Географический анализ производства и потребления органических продуктов питания в странах мира'

Географический анализ производства и потребления органических продуктов питания в странах мира Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
118
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Мазурова А. Ю.

Integrated historical-geographical analysis of organic agriculture development in different countries of the world has been carried out. Key demand-governing factors and their geographical differentiation are discussed basing on two sociological investigations performed by the author. General features of organic agriculture development are described and the prospects of this sector of agricultural production are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Geographical analysis of organic food production and consumption in different countries of the world

Integrated historical-geographical analysis of organic agriculture development in different countries of the world has been carried out. Key demand-governing factors and their geographical differentiation are discussed basing on two sociological investigations performed by the author. General features of organic agriculture development are described and the prospects of this sector of agricultural production are considered.

Текст научной работы на тему «Географический анализ производства и потребления органических продуктов питания в странах мира»

ГЕОГРАФИЯ И ЭКОЛОГИЯ

УДК 911.3:63

А.Ю. Мазурова

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ В СТРАНАХ МИРА

Введение. Концепция устойчивого развития, охватившая различные сферы деятельности человека, не могла не затронуть и мировое сельское хозяйство. Проблемы рационального природопользования и обеспечения населения безопасными для здоровья продуктами питания — одни из наиболее актуальных в современном обществе. К способам уменьшения негативного воздействие сельского хозяйства на природу и человека относится развитие органического сельского хозяйства.

Под органическим сельским хозяйством понимается такое, в котором исключается использование методов генной инженерии, синтетически произведенных удобрений и пестицидов, регуляторов роста, синтетических кормовых добавок для скота, а также соблюдается еще ряд мер, направленных на защиту окружающей среды, при выполнении требований экономической эффективности производства [1]. Важно, что продукты могут именоваться органическими, только если ферма и другие составляющие агропроизводства, включая переработку продукта, не менее одного раза в год проходят соответствующую сертификацию.

Историко-географические особенности развития органического сельского хозяйства. Идеология органического сельского хозяйства появилась в первой половине ХХ в., и к началу 70-х гг. на ее основе сформировалось самостоятельное направление сельского хозяйства. Основная роль в развитии органического сельского хозяйства принадлежит ученым из стран Западной Европы, США и Японии: британским ученым А. Говарду и Э. Бальфур, немецкому исследователю Р. Штайнеру, американцам Ж.И. Родейлу и Р. Родейлу, а также японскому философу М. Окаде и японскому фермеру М. Фукуоке [8].

Стремительное развитие органического сельского хозяйства началось в 1990-х гг., что было связано с реакцией на назревшие экологические проблемы и продовольственные скандалы. Это направление стали развивать большинство стран Западной Европы, США, Австралия и Япония. Во многом это происходило благодаря экологически направленной аграрной политике, проводимой как государственными предприятиями, так и частными организациями, а также благодаря высоким уровням доходов населения, что позволяет многим из них платить больше за "органичность" продуктов без особого ущерба для бюджета семьи.

Значительную роль в экономической эффективности органического сельского хозяйства в развитых странах играют выделяемые фермерам субсидии, хотя их уровень и система распределения могут заметно различаться в разных странах. Во Франции, например, фермеры по-

лучают дополнительные субсидии только в течение 5 лет с начала перехода к органическому сельскому хозяйству (при производстве овощей, например, уровень субсидий варьирует от 511 евро на 1 га в первый год переходного периода до 170 евро в последний год) [14].

В развивающихся странах сертифицированное органическое сельское хозяйство стало формироваться в конце ХХ в. Среди основных факторов, ограничивающих рост производства, — отсутствие государственных норм и высокая стоимость сертификации.

На середину 2003 г. в мире насчитывалось 39 стран, где действуют государственные стандарты и сертифицирующие органы в сфере органического сельского хозяйства, из которых 32 страны относятся к экономически развитым (рис. 1).

Ко второй категории относятся страны с утвержденными нормами органического сельского хозяйства, но с пока еще не вступившей в силу системой сертификации. На 2003 г. насчитывалось 8 таких стран: Бразилия, Чили, Гватемала, Мексика в Латинской Америке, Хорватия и Эстония в Европе, а также Египет и Малайзия.

В третью категорию включены страны, которые только начали разрабатывать "органические" стандарты. Таких стран в мире 15, большая часть из них находится в Азии. К этой категории относится и Россия, где уже на протяжении нескольких лет ведутся работы по формированию государственной системы стандартов.

Важной предпосылкой перехода развивающихся стран к органическому сельскому хозяйству (и их естественным преимуществом) является тот факт, что многие фермеры этих государств не используют на своих землях химикаты; соответственно им не надо ждать несколько лет, пока земли очистятся от химикатов, как это происходит в большинстве развитых стран. Благодаря дешевой рабочей силе, а также относительно низким затратам в производстве органические продукты развивающихся стран обычно стоят дешевле прочих.

Мировое производство органических продуктов. Органическое сельское хозяйство практикуется более чем в 138 странах мира. В период с 1998 по 2006 г. общая площадь органических сельскохозяйственных угодий в мире увеличилась в 5 раз (рис. 2) и составляет более 30 млн га [18]. Мировым лидером по этому показателю является Австралия (12 млн га), затем следует Китай (3,5 млн га), который еще 2 года назад был лишь на тринадцатом месте (0,3 млн га), и Аргентина (2,8 млн га) [16].

Более 20 млн га органических сельскохозяйственных угодий (77%) занято под пастбища, при этом половина этих земель находится в Австралии. На долю пашни

] законы в стадии разработки

| | нет сведений о начале разработки законов Рис. 1. Законы и сертифицирующие системы в сфере органического сельского хозяйства по странам мира

Рис. 2. Развитие органического сельского хозяйства

приходится 4,5 млн га (17%) органических сельскохозяйственных угодий, большая их часть находится в Европе и Северной Америке. Многолетние насаждения составляют 1,5 млн га (6%), при этом 1/4 территории занята под оливами. Около 4 млн га органических сельскохозяйственных территорий не идентифицированы по структуре их использования.

На рис. 3 отмечены страны с площадью органических сельхозугодий более 100 тыс. га. Большая их часть находится в Западной Европе. Важную роль с недавнего времени стали играть и развивающиеся страны, в частности, Аргентина, Китай и Бразилия уже несколько лет

млн га

35п

зо-

25-

20-

15-

10-

5-

0

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

год

Рис. 3. Годовые объемы продаж органических продуктов питания в странах Западной Европы

входят в число лидеров по общей площади органических сельскохозяйственных угодий.

По доле органических земель от всех сельскохозяйственных угодий из 10 первых стран 8 расположены в Западной Европе. На первом месте находится Лихтенштейн, где каждый четвертый гектар в сельском хозяйстве "органический" [16]. Постепенно новые члены ЕС догоняют страны Западной Европы, например, несколько лет назад в десятку лидеров по доле органических земель вошла Чехия, а в 2006 г. и Эстония. Среди развивающихся стран отмечу Уругвай, где доля органических сельхозугодий составляет 5,2%, что сравнимо со средним уровнем в странах Западной Европы [16].

Страны Африки (Египет, Марокко, Камерун, Гана, Мадагаскар, Сенегал, Танзания, Уганда) производят в основном органические тропические плоды. Производство органического сахара в Африке сосредоточено на Мадагаскаре и в Маврикии. Камерун, Эфиопия, Кения, Мадагаскар, Танзания, Уганда являются главными в мире производителями органического кофе [16].

Страны Латинской Америки — важные производители и экспортеры органических овощей, тропических плодов, зерновых культур, кофе, какао, сахара и мяса. Бразилия лидирует по экспорту органических яблок и винограда, Чили успешно экспортирует органические киви, малину и клубнику. В Перу 30% всего произведенного кофе относится к органическому, хотя по общему объему произведенного органического кофе в регионе лидирует Мексика. Страны Латинской Америки в настоящее время развивают производство органического сельского хозяйства и для удовлетворения быстрорастущего внутреннего спроса на эту продукцию (особенно в Бразилии и Аргентине) [16].

Схожая ситуация и в странах Азии: основным стимулом для производства органических продуктов является возможность экспортировать их в экономически развитые страны, прежде всего в Западную Европу, США и Японию. Основные экспортные товары — свежие и сушеные плоды, специи, креветки, а также органическое мясо. Китай, Сингапур, Малайзия, Филиппины и Таиланд развивают производство органических продуктов и для удовлетворения внутреннего спроса [16].

Одним из лидеров в производстве органических продуктов питания являются США, где в 2005 г. насчитывалось более 1,6 млн га органических сельскохозяйственных угодий. Значительный прирост в последние годы был обусловлен увеличением площадей органических пастбищ, на которые сейчас приходится 60% всех органических сельскохозяйственных угодий, при этом более половины их находится на Аляске. Важнейший штат по производству органических сельскохозяйственных культур — Калифорния (90 тыс. га, или 12%), где основную часть территории занимает производство органических овощей и плодов.

В Европе 47% органических сельскохозяйственных угодий заняты под пастбищами, почти столько же (41%) — под пашней и 9% — под многолетними насаждениями.

1 Указано по курсу евро к доллару США на 1998 г.

Основная часть пашни приходится на зерновые и фуражные культуры, важную роль играет производство овощей. Среди многолетних насаждений лидируют площади для выращивания олив, фруктов, орехов и винограда.

Международный рынок органических продуктов питания. Основная доля продажи органических продуктов питания приходится на страны Западной Европы, США и Японию. Объем продаж в этих странах продолжает расти: если в 1997 г. он составлял 10 млрд евро1, то в 2000 г. достиг уже 17 млрд евро [11]. В целом в мире в 2000 г. объем продаж органических продуктов питания составил 19 млрд евро, а на конец 2005 г. превысил 23 млрд евро, при этом только в США этот показатель за год вырос на 1,3 млрд евро [6, 14]. Однако доля органических продуктов питания в мировой сельскохозяйственной торговле остается все еще на низком уровне — около 2% [6].

На долю стран Европы и Северной Америки приходится 95% всех продаж в стоимостном выражении: лидером являются США (10,3 млрд евро), затем следуют Германия (3,5), Италия (2,4), Франция (1,9), Великобритания (1,8) и Канада (0,7 млрд евро). В странах Азии по этому показателю выделяется Япония с уровнем продаж в 0,4 млрд евро (10-е место в мире) [18].

Быстро прогрессируют рынки органических продуктов питания и в развивающихся странах Азии и Латинской Америки, прежде всего это относится к Китаю, где в 2006 г. продажа органических продуктов питания на внутреннем рынке выросла за год на 30%, а также к Сингапуру, Малайзии, Бразилии и Аргентине [17].

Мировая торговля органическими продуктами питания является важной составляющей развития рынка органических продуктов питания. Большинство развивающихся стран экспортирует от 80 до 100% всех произведенных ими органических продуктов в экономически развитые страны. Основными экспортными продуктами являются тропические плоды, овощи, кофе, какао, мясо. Экспорт органических продуктов, например, Мексики составляет 230 млн евро в год, что составляет 8,5% от общего дохода сельскохозяйственного сектора страны. Основные экспортные продукты — кофе, овощи, кунжут и кукуруза, которые направляются в США и Западную Европу.

Экономически развитые страны также являются крупными экспортерами органических продуктов, однако доля экспорта от произведенной продукции в них обычно меньше. В Турции и Дании, например, объем экспорта органических продуктов примерно одинаков (32 и 34 млн евро соответственно), но для Турции это 85% от всего производства органических продуктов, а для Дании лишь 10%.

В Италии около 1/3 произведенных органических продуктов питания идет на экспорт (в страны Европы, Японию и США). Главные экспортные продукты — плоды, овощи, оливковое масло, вино, сыры, соусы, макаронные изделия, мороженое и зерновые продукты.

Германия является крупнейшим европейским импортером органических продуктов. По данным за 2004 г.,

время

Рис. 4. Основные этапы развития органического сельского хозяйства

38% всех органических продуктов Германии было импортировано. Основная часть приходится на зерновые (120 тыс. т). Ввезенные плоды и овощи в сумме составляют 30% от импорта органических продуктов питания и 50% от потребления.

Торговля и потребление органических мяса и мясных продуктов в мире имеют небольшое значение (менее 10% общего объема), что, в частности, связано с тем, что многие потребители органических продуктов — вегетарианцы. Значительная часть органической говядины и баранины поступает из стран Латинской Америки (Аргентина, Уругвай и Бразилия), при этом для Уругвая продажа органического мясо составляет 1/3 всего экспорта (750 тыс. евро) органических продуктов питания.

Формирование рынка органических продуктов связано с наличием спроса на подобную продукцию. Потребитель платит больше, но и предъявляет к этим товарам повышенные требования. Как показали результаты социологического опроса, проведенного автором среди жителей стран Западной Европы2, главной отличительной особенностью органических продуктов является их качество. Около 3/4 опрошенных считают органические продукты более безопасными и полезными, 1/3 респондентов не доверяют традиционным продуктам. Почти 50% потребителей полагают, что органические продукты более вкусные, а 20% — что они более свежие. Эти показатели заметно различаются в разных странах. Например, в Испании доля людей, не доверяющих обычным продуктам, выше, чем в Швейцарии, что, судя по всему, связано с более высокими стандартами качества всей сельскохозяйственной продукции Швейцарии.

Примерно половина респондентов ценят в органическом сельском хозяйстве безопасный для окружающей среды способ производства и гуманное отношение к домашним животным. В странах с наиболее развитым рынком органических продуктов питания степень влияния подобных факторов играет все большую роль.

Есть и ряд факторов, которые сдерживают спрос на органические продукты. Самые главные из них — высокая цена, недостаток разнообразия, ограниченное предложение, а также недостаток исследований, подтверждающих преимущества подобных товаров.

Во многих развивающихся странах рынок органических продуктов питания до сих пор отсутствует или только зарождается. Средние доходы населения значительно ниже, чем в развитых странах, и люди больше внимания уделяют количеству произведенных продуктов, а не их качеству, поэтому важно понять особенности, влияющие на спрос органических продуктов в этих государствах, которые мы рассмотрим на примере России.

В ходе проведенного автором исследования поведения российских покупателей (на примере жителей г. Ра-менское Московской области)3 был отмечен высокий интерес граждан к товарам, изготовленным в соответствии с международными нормами органического сельского хозяйства: 94% респондентов указали, что для них важен метод производства продуктов, они хотели бы покупать те продукты, в производстве которых не использовались химикаты и технологии генной инженерии.

Существует и ряд обстоятельств, которые могут сдерживать спрос на органические продукты питания в нашей стране. Прежде всего это разница в стоимости с обычными продуктами. В зависимости от типа товара от 30 до 40% опрошенных назвали цену в качестве главного фактора при выборе продуктов питания, хотя многие отметили, что готовы платить больше, если будут четко знать те преимущества, которые они за это получат, в частности для здоровья.

Стоит также отметить, что у многих жителей России наблюдается недоверие к информации об "экологично-сти" продуктов и о системах контроля за их качеством. Большая часть россиян выбирает продукты по свойствам, которые относятся к самому продукту: цена, вкус, состав, внешний вид, при этом они уделяют меньше внимания вопросам охраны окружающей среды и гуманному отношению к домашним животным.

Из результатов двух исследований следует, что факторы, влияющие на спрос, в развитых и развивающихся странах примерно одинаковы. Однако степень их воздействия может сильно различаться. Качество и безопасность продуктов важны для всех потребителей органических продуктов. Однако в развитых странах к качеству предъявляется ряд дополнительных требований. Ключевым сдерживающим фактором для повышения продаж экологически чистой продукции является цена, но чем выше доход граждан, тем меньшую роль она играет.

Перспективы развития органического аграрного сектора в странах мира. В развитии органического сельского хозяйства в отдельных странах можно заметить ряд общих закономерностей, на их основе нами была создана модель производства органических продуктов питания внутри одной страны (рис. 4). Безусловно, здесь могут влиять обстоятельства, способные увеличить или снизить уровень производства, а также ускорить или замедлить развитие.

2 В опросе приняли участие более 500 человек из стран Западной Европы. Исследование проводилось в 2004—2005 гг.

3 Исследование проводилось в 2007 г. на основе анкетирования 850 жителей г. Раменское.

Выделим основные этапы, смена которых характеризуется долгосрочным изменением уровня производства. Первые три этапа могут быть проиллюстрированы на многочисленных примерах. До четвертого этапа, на наш взгляд, еще не дошла ни одна страна мира, поэтому он носит оценочный характер и отражает мнение автора о развитии данного направления в дальнейшем.

На первом этапе органическое сельское хозяйство только зарождается. Темп увеличения площади органических сельхозугодий обычно не превышает 5% в год, а доля органических сельхозугодий от всех сельскохозяйственных земель, как правило, меньше 1%. Примером служит развитие органического сельского хозяйства в России. В нашей стране площадь сертифицированных органических сельхозугодий постепенно растет, но достигает лишь 0,01% от площади всех сельхозугодий.

Второй этап сопровождается стремительным увеличением площади органических сельскохозяйственных угодий (обычно от 10% в год и выше), это связано прежде всего с созданием условий, гарантирующих фермерам экономическую выгоду от перехода на органическое сельское хозяйство, с повышением популярности этого направления и наличием гарантированного рынка сбыта. Второй этап характерен сейчас для ряда развивающихся стран, например для Китая.

На третьем этапе темп расширения площади органических сельхозугодий постепенно снижается (ниже 10% в год), так как "сливки" с благоприятной конъюнктуры уже сняты. Третий этап характерен для стран Западной Европы, где скорость увеличения площади органических сельхозугодий сейчас в два раза ниже среднемировых, хотя по доле органических земель от всех сельхозугодий этот регион продолжает лидировать.

Мы предполагаем, что на четвертом этапе доля органического сельского хозяйства стабилизируется на определенном уровне, который будет различен для разных стран и в первую очередь связан с уровнем социально-экономического развития той или иной страны. Стабилизация уровня, однако, не означает отсутствия дальнейшего развития рассматриваемого направления. Повышение интереса к органическим продуктам будет побуждать производителей обычных продуктов улучшать их качество. В свою очередь система органического сельского хозяйства представляет собой постоянно совершенствующуюся модель сельского хозяйства, которая включает наиболее инновационные и популярные методы устойчивого производства продуктов питания. Таким образом, развитие органического и обычного сельского хозяйства на четвертом этапе будет идти как бы параллельно, но органические продукты будут всегда превосходить по своим свойствам обычные продукты.

В пользу нашей версии свидетельствует ряд факторов. В странах, где большую популярность получили органические продукты, уже снижается уровень использования

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Горчаков Я.В. Тенденции развития и рыночные аспекты мирового органического земледелия. Барнаул: Аз Бука, 2004.

химикатов в сельском хозяйстве и ограничивается распространение технологий генной инженерии. В то же время в последние годы появились новые требования к органическим продуктам, например их экологическая упаковка.

Исходя из разработанной нами модели следует, что наиболее перспективными сейчас являются страны, которые переходят ко второму этапу развития: развивающиеся страны Азии и Латинской Америки. Страны Африки имеют большие возможности для экспорта органических продуктов, которых не хватает или не производят в Европе, однако низкая производительность, отсутствие инвестиций и высокая стоимость сертификации будут играть существенно сдерживающую роль.

Во многих экономически развитых странах мира можно ожидать скорой стабилизации производства и потребления органических продуктов, т.е. перехода к четвертому этапу развития. Прежде всего это касается Швейцарии, Австрии, Лихтенштейна. Кроме того, увеличивающаяся лояльность покупателей по отношению к местным продуктам поможет экономически развитым странам в конкуренции с более дешевыми продуктами из развивающихся стран.

Высоким потенциалом развития органического сельского хозяйства обладают страны Восточной Европы, особенно те из них, которые вошли в ЕС. Продукция этих стран при экспорте в страны Западной Европы имеет льготное налогообложение и невысокую себестоимость.

Перспективность развития органического сельского хозяйства в России подчеркивается в ряде исследований российских и зарубежных ученых. Так, В.И. Степенев на основе проведенной им эколого-экономической оценки регионов России приходит к выводу, что благодаря разнообразию природных условий России и обилию земельных угодий органическое сельское хозяйство может стать не только одним из перспективных направлений, но и импульсом для развития ряда регионов [4].

Заключение. Таким образом, география производства и потребления органических продуктов питания с момента формирования этого направления аграрного сектора сильно изменилась. Изначально органическое сельское хозяйство распространялось в экономически развитых странах, которые самостоятельно обеспечивали внутренний спрос на органические продукты питания. По мере увеличения потребления органических продуктов к производству подключились и развивающиеся страны, ориентированные на экспорт тех товаров, которых не хватает в развитых странах. В последние годы можно наблюдать увеличение спроса на органические продукты и внутри многих стран Азии, Латинской Америки и некоторых стран Африки, что еще больше стимулирует расширение географии производства органических продуктов питания и свидетельствует о больших перспективах развития данного направления и в России.

2. Кузина И.М., Наумов А.С. Агрогеография мира. Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во МГУ, 2004.

3. Романова Э.П., Алексеев Б Л. Реализация концепции устойчивого развития в агроландшафтах Западной Европы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. География. 2005. № 3. С. 62—68.

4. Степенев В.И. Эколого-экономическая обусловленность использования традиционных форм хозяйствования в развитии "органического" сельского хозяйства // Наследие и современность: Информ. сб. Вып. 14. М.: Институт наследия, 2007. С. 76—100.

5. Can you really change the world just by buying certain foods? // The Economist. 2006. Dec. 7.

6. Cunningham R., Vladicka B. A profile of the organic industry and it's issues (http://www1.agric.gov.ab.ca/$department/deptdocs. nsf/all/econ4929).

7. Drinkwater L. Legume-based cropping systems have reduced carbon and nitrogen losses // Nature magazine. 1998. Nov. 18. P. 262—265.

8. Fukuoka Masanobu. The one-straw revolution. Other India press. India. 2004.

9. HalbergN, Alroe H.F., Knudsen M.T., Kristensen E.S. Global developmant of organic agriculture: challenges and prospects // CABI. 2006. March.

10. Hamm U, Gronefeld F. The European market for organic food. The University of Wales, Aberystwyth, 2004.

Кафедра социально-экономической географии зарубежных стран

11. Kortbech-Olesen R. Overview on world trade in organic food products, the US market and recent trends. BioFach Congress Nuremberg, Germany, 14 February 2003 (http://www.intracen.org/ mds/sectors/organic/biofach.htm).

12. Kristiansen P., Taji A, Reganoldt J. Organic Agriculture. A Global Perspective. N.Y.: Cornell University Press, 2006.

13. Organic agriculture in a global perspective // Environmental Justice and Global Citizenship. 2000. P. 125—129.

14. Organic-europe. Country reports // FiBL research institute of organic agriculture (http://www.organic-europe.net/country_ reports).

15. Tewolde B.G. Edwards S.B. Can organic farming feed the world? Why organic farming must replace industrial agriculture // Resurgence Issue. Vol. 233. P. 13 (http://www.resurgence.org/ selection/egziabher1005.htm).

16. Wilier H., Minou Y. The world of organic agriculture. Statistics and emerging trends 2006. Germany, 2006.

17. Woodward L., Vogtmann H. IFOAM's organic principles // Ecology and Farming, 2004. Vol. 36. P. 24—26.

18. www.organic-world.net/statistics.asp

Поступила в редакцию 22.01.2008

A.Yu. Mazurova

GEOGRAPHICAL ANALYSIS OF ORGANIC FOOD PRODUCTION AND CONSUMPTION

IN DIFFERENT COUNTRIES OF THE WORLD

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Integrated historical-geographical analysis of organic agriculture development in different countries of the world has been carried out. Key demand-governing factors and their geographical differentiation are discussed basing on two sociological investigations performed by the author. General features of organic agriculture development are described and the prospects of this sector of agricultural production are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.