Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ РИСКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

ФАКТОРЫ РИСКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
207
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ДЕВИАНТНАЯ ГРУППА / ФАКТОРЫ РИСКА / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АНТИОБЩЕСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванова Екатерина Дмитриевна

Рассматриваются основные факторы риска преступности несовершеннолетних, которые понимаются как определенные источники опасности формирования девиантного поведения среди несовершеннолетних, а также раскрывается их сущность, содержание и корреляция. Кроме того, предлагается разделение данных факторов на три основных уровня: индивидуальный, социальный, окружающей среды, а также раскрывается их сущность и содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Иванова Екатерина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK FACTORS FOR JUVENILE DELINQUENCY

The article considers the main risk factors of juvenile delinquency, which are understood as certain sources of danger of forming deviant behavior among minors, and discloses their essence, content and correlation. In addition, we propose a division of these factors into three main levels: individual, social and environmental, and reveal their essence and content.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ РИСКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

Научная статья

УДК 343.97

ББК 67.51

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-2-16-18

NIION: 2007-0083-2/22-100

MOSURED: 77/27-005-2022-02-299

Факторы риска преступности несовершеннолетних

Екатерина Дмитриевна Иванова

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, kate130788@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются основные факторы риска преступности несовершеннолетних, которые понимаются как определенные источники опасности формирования девиантного поведения среди несовершеннолетних, а также раскрывается их сущность, содержание и корреляция. Кроме того, предлагается разделение данных факторов на три основных уровня: индивидуальный, социальный, окружающей среды, а также раскрывается их сущность и содержание.

Ключевые слова: преступность несовершеннолетних, девиантная группа, факторы риска, девиантное поведение, антиобщественная направленность личности

Для цитирования: Иванова Е. Д. Факторы риска преступности несовершеннолетних // Криминологический журнал. 2022. № 2. С. 16-18. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-2-16-18.

Original article

Risk factors for juvenile delinquency

Ekaterina D. Ivanova

Moscow State University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, kate130798@mail.ru.

Abstract. The article considers the main risk factors of juvenile delinquency, which are understood as certain sources of danger of forming deviant behavior among minors, and discloses their essence, content and correlation. In addition, we propose a division of these factors into three main levels: individual, social and environmental, and reveal their essence and content.

Keywords: juvenile delinquency, deviant group, risk factors, deviant behavior, anti-social behavior

For citation: Ivanova E. D. Risk factors for juvenile delinquency // Criminological journal. 2022. (2):16-18. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-2-16-18.

Преступность несовершеннолетних является одной из самых сложных и непредсказуемых проблем современного общества, требующая глубокого междисциплинарного рассмотрения и изучения. Ученые различных областей научного знания не прекращают поиски фундаментальных причин формирования девиантного поведения среди несовершеннолетних. Исследования, проведенные за последние несколько десятилетий в области сравнительного анализа нормального развития детей и развития их делинквентного поведения, показали, что индивидуальные, социальные и общественные условия, а также их корреляция в той или иной степени влияют на поведение подростков.

Говоря о формировании антиобщественной направленности личности несовершеннолетнего, необходимо обратить внимание не только на непосредственные предпосылки его противоправного поведения, но и затронуть проблему факторов риска девиантного поведения несовершеннолетних.

Впервые концепция факторов риска была применена в области здравоохранения с целью определения

© Иванова Е. Д., 2022

направлений по уменьшению употребления наркотических средств и психоактивных веществ, а также алкоголя среди подростков. Постепенно ее стали применять и в других областях научного знания, в том числе и в криминологии.

Развивая концепцию факторов риска преступного поведения несовершеннолетних, предлагаем выделить три основных уровня:

• индивидуальный;

• социальный;

• окружающей среды.

Полагаем, что целесообразно подробнее остановиться на каждом из них.

Индивидуальный уровень факторов риска. На развитие преступности несовершеннолетних большое влияние оказывает количество индивидуальных факторов и особенностей человека. К этим факторам, как правило, относят: возраст, пол, особенности черт характера (например, импульсивность, агрессивность), употребление психоактивных веществ, алкоголя и т. д. Некоторые факторы появляются еще до рождения (пренатальные) или

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

незадолго до, во время и вскоре после рождения (перинатальные); некоторые можно идентифицировать в раннем возрасте, другие же факторы могут не проявляться до подросткового возраста. Но нельзя не отметить, что для формирования отклоняющегося поведения несовершеннолетнего не будет достаточным наличие одного из перечисленных факторов. Как правило, именно их совокупность создает непосредственную угрозу возникновения возможных отклонений у подростка. Таким образом, дети с пренатальными и перинатальными осложнениями, живущие в бедной, девиантной или жестокой среде, сталкиваются с дополнительными трудностями при социализации и, тем самым, оказываются более склонными к противоправному поведению.

На рассматриваемом уровне факторов риска также необходимо обратить внимание на индивидуальные особенности и способности несовершеннолетних. Социальное поведение несовершеннолетних, изучаемое специалистами по развитию, можно разделить на две категории: просоциальное поведение и антисоциальное поведение. Просоциальное поведение включает помощь, обмен и сотрудничество, в то время как антиобщественное поведение включает различные формы оппозиционного и агрессивного поведения [5]. Было обнаружено, что некоторые психические расстройства подвергают детей риску преступного поведения в будущем. Расстройство психики часто диагностируется, когда ребенок вызывает беспокойство и нарушает правила или нормы поведения, но при этом не обязательно совершает противоправное действие. Такое поведение может включать в себя ложь, издевательства над сверстниками, жестокое обращение с животными, драки и прогулы школьных занятий. Однако наиболее распространенными критериями, указывающими на возможное противоправное поведение в более позднем возрасте, являются физическая агрессия и оппозиционность, которые становятся заметны уже с ранних лет жизни ребенка. При этом некоторые исследователи связывают появление у несовершеннолетних этих черт с наличием слабых когнитивных способностей, проблемном поведении в дошкольном возрасте, наряду с недостаточной квалифицированной педагогической помощью. Именно этим объясняется частая связь между неуспеваемостью в школе и преступностью [2].

Однако, какими бы чертами не обладали люди, их поведение во многом зависит и от социальной среды, в которой они росли и находятся в настоящее время, поскольку характеристики личности всегда развиваются и раскрываются именно в социальном контексте. Рассмотрим следующий уровень факторов риска преступности несовершеннолетних — социальный.

Отношения несовершеннолетних с семьей и сверстниками влияют на процесс их социализации. При этом стоит отметить, что семейные взаимоотношения наиболее важны в раннем детстве, а в подростковом возрасте большее значение приобретают отношения со сверстниками.

Одним из актуальных рисков преступности несовершеннолетних данного уровня является влияние неполной семьи на формирование преступного поведения несовершеннолетнего. Это объясняется тем, что одиноким работающим родителям часто трудно обеспечивать должный присмотр за своими детьми, и именно плохой надзор, не-

достаточность внимания способствует развитию противоправного поведения несовершеннолетнего [3].

Следующим аспектом является недостаточное семейное взаимодействие. Даже в полных семьях с двумя родителями дети могут не получать должного присмотра, обучения и защиты, необходимых для обеспечения положительного развития и социализации. Неспособность установить критерии желаемого поведения детей, непоследовательная, чрезмерно суровая или агрессивная дисциплина также создают предпосылки для дальнейшего формирования антиобщественного поведения несовершеннолетнего. К сожалению, жестокое обращение с детьми в настоящее время осознается как социальная проблема далеко не везде и не всегда. Опросы людей в целом говорят о существовании толерантности общества даже по отношению к телесному наказанию детей [4]. Значительное количество людей считает, что данная форма «воспитания» ребенка может дать благоприятный результат в будущем. Однако необходимо отметить, что физические наказания все же не приносят желаемого результата, они чаще приводят к неповиновению, чем к уступчивости и послушанию.

Далее можно выделить следующий фактор риска на данном уровне — это влияние групп сверстников, обладающих антисоциальной направленностью. Такие факторы, как делинквентное поведение сверстников, привязанность к ним со стороны несовершеннолетнего, одобрение и пропаганда ими девиантного поведения, а также давление со стороны определенных лиц с целью склонить к такому поведению — все это напрямую связано с антисоциальным поведением подростков. Другими словами, влияние на несовершеннолетнего сверстников, ведущих аморальный и асоциальный образ жизни, усиливается, если он верит, что они одобряют и поддерживают его противоправные действия. Мало того, что общение с делинквентными подростками может влиять на поведение конкретного несовершеннолетнего, но может привести и к более тяжким последствиям, например, к совершению преступления группой лиц, особенно в сфере общественного порядка. Данное явление в настоящее время уже достаточно распространено среди несовершеннолетних, что говорит о существовании серьезных факторов риска формирования антиобщественного поведения среди данной категории.

Кроме того, возрастные особенности подростков при неблагоприятных внешних воздействиях определяют развитие нарушений адаптации и повышают вероятность появления в их деятельности различных поведенческих отклонений. В качестве завершающего уровня системы факторов риска преступности несовершеннолетних можно определить влияние окружающей среды. К таким факторам риска, которые могут повлиять на дальнейшее совершение преступления среди несовершеннолетних, относится наркомания, алкоголизм, а также влияние насилия, представленного в средствах массовой информации, сети Интернет и иных информационно-телекоммуникационных сетях. Наиболее распространенными негативными социальными явлениями в обществе являются алкоголизм и наркомания. «В настоящее время в России существует целый ряд социальных явлений, порождающих употребление алкоголя, превращающих

№ 2 / 2022

Криминологический журнал

17

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

jSglL

mBW

пьянство для некоторых граждан в образ жизни. Причем следует заметить, что алкоголизм «молодеет» и уверенно распространяется среди женского населения страны. В свою очередь, причины пьянства и алкоголизма, как и сама преступность, обусловлены совокупностью многочисленных объективных и субъективных факторов» [7].

Говоря о наркотической преступности несовершеннолетних, необходимо отметить, что данная проблема становится одной из крупнейших в современности. При этом подавляющее большинство преступлений, связанных с наркоманией, можно определить как наиболее опасные виды деяний, так как подавляющее число из них совершаются с особой жестокостью [6].

Рассматривая факторы риска окружающей среды, нельзя не указать на проблему влияния СМИ. Общественное беспокойство по поводу роли СМИ в формировании поведения детей так же старо, как и беспокойство по поводу социализации детей. Но в современных реалиях нельзя не говорить о роли сети «Интернет», социальных сетей, а также видеоигр на формирование антиобщественной установки среди несовершеннолетних. Криминологические исследования показывают, что дети могут имитировать поведение, независимо от того, показано ли оно на фотографиях, в мультфильмах или просто описано в рассказах. Жестокие видеоигры, фильмы, неприемлемый контент сети «Интернет», организация пропагандирующих варварство, противозаконность и бесчеловечность онлайн флешмобов и игр, а также тексты песен неоднократно подвергались критике за подстрекательство к насилию среди молодежи [1]. Однако большее опасение вызывает отсутствие ответной реакции на данные проявления девиантности со стороны государства в лице законодательных и исполнительных органов.

Системное изучение факторов риска позволяет прийти к выводу о том, что борьба с преступностью несовершеннолетних за счет репрессивных мер по отношению к лицу, уже совершившему противоправное деяние, не даст качественных результатов относительно решения вопроса о предупреждении данного негативного социального явления. Индивидуальный подход к определению факторов риска преступности несовершеннолетних позволит не только усовершенствовать систему профилактики, но и позволит выделить защитные факторы, которые будут препятствовать дальнейшему развитию этого явления.

Библиографический список

1. Anderson, C., Dill K. E. Video games and aggressive thoughts, feelings, and behavior in the laboratory and in life // Journal of Personality and Social

Psychology. 2000. № 78(4). P. 772—790.

2. Fergusson D. M, Horwood L. J. Predictive validity of categorically and dimensionally scored measures of disruptive childhood behaviors. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 1995. № 34(4). P. 477—485.

3. Дементьева И. Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социологические исследования. 2001. № 11. С. 108—114.

4. Машинская Н. В. Эволюция уголовного законодательства в области охраны несовершеннолетних от применения насилия в семье. // Вопросы ювенальной юстиции. 2009. № 2. С. 2—5.

5. Плахов В. Д. Социальная норма и отклонения // Социологические исследования. 1995. № 11. С. 131—134.

6. Сладкова Н. А. Предупреждение совершения несовершеннолетними незаконного приобретения, хранения и сбыта наркотических средств // Вопросы науки и образования. 2018. № 25(37). С. 29—32.

7. Тихонова Н. Е. Низший класс в социальной структуре российского общества // Социологические исследования. 2011. № 5. С. 24—35.

Bibliographic list

1. Anderson, C., Dill K. E. Video games and aggressive thoughts, feelings, and behavior in the laboratory and in life // Journal of Personality and Social Psychology. 2000. No. 78(4). P. 772—790.

2. Fergusson D. M, Horwood L. J. Predictive validity of categorically and dimensionally scored measures of disruptive childhood behaviors. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 1995. No. 34(4). P. 477—485.

3. Dementieva I. F. Negative factors in the upbringing of children in an incomplete family. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2001. No. 11. P. 108—114.

4. Mashinskaya N. V. The evolution of criminal legislation in the field of protection of minors from the use of domestic violence // Issues of juvenile justice. 2009. No. 2. P. 2—5.

5. Plakhov V. D. Social norm and deviations // Sociological research. 1995. No. 11. P. 131—134.

6. Sladkova N. A. Prevention of illegal acquisition, storage and sale of narcotic drugs by minors // Problems of science and education. 2018. No. 25(37). pp. 29—32.

7. Tikhonova N. E. The lower class in the social structure of Russian society // Sociological research. 2011. No. 5. P. 24—35.

Информация об авторе

Иванова Е. Д. — адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the author Ivanova E. D. — post-graduate student of the Faculty of training of scientific, pedagogical and scientific personnel Moscow State University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'

Статья поступила в редакцию 21.04.2022; одобрена после рецензирования 31.04.2022; принята к публикации 29.05.2022. The article was submitted 21.04.2022; approved after reviewing 31.04.2022; accepted for publication 29.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.