Научная статья на тему 'Факторы риска девиантного поведения и их влияние на социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей'

Факторы риска девиантного поведения и их влияние на социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
813
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / СЕМЕЙНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ / ДЕТИ-СИРОТЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы риска девиантного поведения и их влияние на социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»



ЭКСПЕРИМЕНТ

И ИССЛЕДОВАНИЕ

Факторы риска девиантного поведения и их влияние на социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Маргарита Николаевна Мирсагатова,

ведущий научный сотрудник ФГНУ НИИ семьи и воспитания, кандидат социологических наук

• девиантное поведение • отклоняющееся поведение • социализация • воспитание • семейное неблагополучие • дети-сироты

Феноменологические особенности девиантного поведения несовершеннолетних можно рассматривать через факторы, способствующие его формированию. Опора на социальные факторы применительно к данной проблеме позволяет выявить движущую силу процесса деви-антности несовершеннолетних как социального явления и определить способы преодоления этого явления посредством социально-профилактической и коррекционной работы.

Говоря об отклоняющемся поведении, можно выделить биологические, психологические, социально-педагогические, социально-экономические, морально-этические факторы, которые находятся в сложном взаимодействии и взаимовлиянии.

• Биологические факторы, например, генетические, передаются по наследству (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы) и требуют как социально-педагогической, так и медицинской коррекции.

• Психофизиологические факторы связаны с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, вызывают дефекты физиологического и психического развития ребёнка и приводят к искажению межличностных отношений в среде сверстников. Психологические факторы включают наличие у ребёнка психопатологии или акцентуации отдельных черт характера.

• Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящие к от-

ЭКСПЕРИМЕНТ И ИССЛЕДОВАНИЕ

клонениям в ранней социализации ребёнка. В период детства с накоплением негативного опыта — в стойкой школьной неуспешности ребёнка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов, школьных навыков. Плохая подготовленность к школе, негативное отношение к домашним заданиям, безразличие к оценкам приводят к учебной дезадаптации.

• К социально-экономическим факторам относятся: социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной части населения; низкий заработок, безработица; инфляция и социальная напряжённость. Если не сформирована система нравственных ценностей подростка, сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Такие подростки инфантильны, примитивны в суждениях, бравируют криминальным поведением, пренебрежительно относятся к существующим нормам и правам другого человека, оправдывают свои действия внешними обстоятельствами, тем самым, пытаясь уйти от ответственности за своё поведение.

• Морально-этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падении нравов; с другой стороны — в нейтральном отношении общества к проявлению девиантного поведения.

Таким образом, девиантное поведение можно рассматривать как нормальную реакцию на ненормальные для ребёнка условия (социальные или микросоциальные), в которых он оказался, как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны. Данные современной науки убеждают, что девиантный подросток — это, прежде всего, обычный ребёнок, которому свойственна нормальная наследственность. Качества девиантности он приобретает под влиянием ошибок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде.

Тревожным симптомом является тот факт, что возрастает число несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, проявляющимся в таких видах и формах, как алкоголизм, наркомания, токсикомания, бродяжничество, половой аморализм, хулиганство, вандализм, нарушение общественного порядка. Наиболее трагичной формой проявления девиант-ного поведения является суицид. Это свидетельствует об особой сложности ситуации в подростковой среде. С одной стороны, у подростков назрело множество серьёзных социальных проблем, с которыми они не в силах справиться самостоятельно. С другой стороны, общество справедливо беспокоит запоздалое гражданское созревание части молодёжи, трудовая пассивность, социальная незрелость.

Одним из основных факторов, определяющих состояние и динамику де-виантного поведения несовершеннолетних, становится семья, которая

М.Н. Мирсагатова. Факторы риска девиантного поведения и их влияние на социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Взаимосвязь семейного неблагополучия и девиантного поведения особенно выпукло проявляется при нарушении структуры и функции семьи. Возникает психологическая напряжённость и конфликтность внутрисемейных отношений, родители не в состоянии управлять воспитанием детей, привить им положительные качества, необходимые для становления полноценного члена общества.

в случае неблагополучия является главным источником возникновения различных отклонений в его развитии. Взаимосвязь семейного неблагополучия и девиантного поведения особенно выпукло проявляется при нарушении структуры и функции семьи. Возникает психологическая напряжённость и конфликтность внутрисемейных отношений, родители не в состоянии управлять воспитанием детей, привить им положительные качества, необходимые для становления полноценного члена общества. В такой семье ребёнок становится жертвой негативной социализации, но не субъектом и объектом успешной социализации. Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребёнка является неблагополучная семья.

-о-

Выделенные факторы семейного неблагополучия связаны с определёнными, как правило, наиболее значимыми функции семьи. У неё есть и другие функции, которые при определённых условиях могут актуализироваться и играть ведущую роль в механизме семейного неблагополучия. В юридической литературе справедливо указывается, что семья не является субъектом права. Чётко определённым правовым статусом обладает ряд членов семьи (прародители, родители, дети). Однако из того, что семья не является субъектом права, не следует невозможность нормативного определения семьи, признаков неблагополучной семьи для выделения определённой категории семей как объекта социально-профилактического воздействия.

В целом сегодня в нашем обществе имеется серьёзный дефицит позитивного воздействия на детей, подростков, юношество. Тем более, что качественные изменения макросреды сопровождаются и деформацией семьи, которая не выполняет таких важнейших функций, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищённости. Имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает возникновение отчуждения, грубости, неприязни, социального дистанцирования, стремления делать всё назло, вопреки воле окружающих, что создаёт объективные предпосылки для появления девиантного поведения, демонстративного неповиновения, разрушительных действий.

Изучение семей «группы риска» и неблагополучных семей и их воздействия на психосоциальное развитие ребёнка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. Часть из них находится в условиях стрессовых ситуаций с риском физического или психического насилия, вовлечены в преступную деятельность с формированием устойчивых форм делинквентного или криминального поведения. Негативные последствия неблагополучия в семье проявляются довольно быстро и подчас становятся необратимыми. Это и дефекты психического развития ребёнка, и его трудный характер, и социальная дезадаптация, и девиантное поведение. В результате страдает не только семья и вступивший в жизнь человек, но общество в целом, то есть перво-

ЭКСПЕРИМЕНТ И ИССЛЕДОВАНИЕ

начально личностная проблема, внутрисемейная трансформируется в проблему социальную.

Под отклонениями в поведении детей и подростков понимаются такие его особенности и их проявления, которые обращают на себя внимание и настораживают педагогов, психологов, социальных работников, медиков, социологов, родителей, работников правоохранительных органов и общественность. Эти особенности поведения не просто свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, но несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом.

Таким образом, отклоняющееся поведение детей и подростков, с одной стороны, может рассматриваться как симптом, сигнал, признак зарождения и развития (тенденция) соответствующих особенностей личности, с другой — выступать в качестве проводника воспитательного влияния на развитие личности, средства её формирования или целенаправленного воздействия на её формирование.

Перемены в политической, социально-экономической, культурных сферах, продолжающееся ухудшение жизни российской семьи, искажение её нравственных устоев и, как следствие, изменение отношения к детям с каждым годом способствуют увеличению числа детей, оставшихся без попечения. Растёт количество детей-сирот, и детей, оставшихся без попе- —

чения родителей, а вместе с тем растёт риск увеличения девиантных проявлений, совершаемых такими детьми. С каждым годом становится всё больше родителей, уклоняющихся от своих обязанностей, злоупотребляющих спиртными напитками, ведущих аморальный образ жизни, проявляющих по отношению к детям насилие и жестокость. Личность, с раннего детства помещённая в девиантную субкультуру (криминальную, конфликтную), с большой вероятностью будет проявлять соответствующие формы девиантного поведения1.

Группой риска в сложившейся ситуации являются дети-сироты, лишённые родительского попечения, наиболее склонные к бродяжничеству, употреблению алкоголя и наркотиков, подверженные опасности стать жертвами насилия и преступлений или быть вовлечёнными в преступную деятельность. Среди детей и подростков с нарушением поведения значительное число — воспитанники государственных интернатных учреждений. По данным Доклада «О положении детей в Российской Федерации» на начало 2013 года на учёте состояли 643 757 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них: 516 592 ребёнка устроены на семейные формы воспитания, а 104 028 детей содержатся в учреждениях интернатного типа.

За один только 2012 год выявлено 74,7 тыс. детей-си- 1 Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройст-рот и детей, оставшихся без попечения родителей, ва поведения у подростков СПб, 2005. из них 12 690 — дети-сироты, лишившиеся родителей, С. 27.

М.Н. Мирсагатова. Факторы риска девиантного поведения и их влияние на социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

а 83,0% (62 034 чел.) — так называемые социальные сироты, фактически имеющие родителей, но воспитывающиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В то же время к концу 2012 года неустроенными (ни на какие формы воспитания) остались 4561 ребёнок, то есть 5,7% от общего числа выявленных и учтённых детей.

Основной причиной помещения детей в эти учреждения является полное отсутствие родительского попечения. Состав воспитанников детских домов и в советские годы, и в постсоветское время позволяет сделать вывод, что среди них преобладают дети из семей, где родители лишены родительских прав (68 — 70%), где одинокие родители не воспитывают своих детей (8—10%) или отказались от родительских прав при рождении ребёнка (7%); дети родителей, не дееспособных по болезни, и родителей, находящихся в заключении, составляют соответственно 7% и 4%, сироты и подкидыши— 5% и 1%.

Анализ условий жизни детей перед поступлением в учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей, показывает, что редко можно выделить одну какую-нибудь причину их устройства. В большинстве случаев в семьях имелось сочетание неблагоприятных факторов, делающих невозможным дальнейшее проживание детей в семье или угрожающих их жизни и здоровью2.

Темпы психического развития детей, воспитывающиеся без попечения родителей, замедлены и отличаются от ровесников, растущих в семье. Развитие и здоровье имеют ряд качественных негативных особенностей, которые отмечаются на всех ступенях детства — от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьёзными последствиями для формирования личности подрастающего человека. В подростковом возрасте особенности психического развития воспитанников детских домов и интернатов проявляются в первую очередь в системе их взаимоотношений с окружающими людьми и связаны с устойчивыми и определёнными свойствами личности этих детей.

Некоторые социологи в основе отклоняющегося поведения усматривали социальные факторы, то есть факторы социализации. Впервые более подробно вопросами девиации в сфере социологии начал заниматься Э. Дюркгейм. Для определения понятия «девиация» им был введён термин «аномия». Под аномией он понимал состояние разрушенности или ослаб-ленности нормативной системы общества, которое вызывается резкими изменениями. Э. Дюркгейм считал, что различные формы социальной патологии объясняются только общественными явлениями. Иными словами, он рассматривал социальные отклонения, в основном, как следствие

нормативно-ценностной дезинтеграции общества.

2 Сидорова Л.К. Организация и содер-

Семейное воспитание, наличие собственной семьи,

жание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения роди- внутрисемейные °тн°шения — важнейшие факт°ры телей. М., 2004. С. 21. формирования личности. Именно этим определяется

Э К С П Е Р И М ЕН Т И И С С Л Е Д О В А Н И Е

криминогенное значение семейного неблагополучия. Интегрированная, неконфликтная семья служит существенным антидевиантогенным фактором, поскольку она способна противодействовать негативному влиянию извне. Иные социальные институты не могут в полной мере заменить социализирующую функцию семьи. Об этом также свидетельствует анализ данных о семейном положении лиц, привлечённых к уголовной ответственности и находящихся в местах лишения свободы.

Криминологическая значимость семейного неблагополучия имеет универсальное значение и проявляется вне зависимости от социальных и куль-туральных факторов. На него как на одну из основных причин криминализации молодёжи указывает японский криминолог Уэда Кан. Те дефекты социализации, которые обусловлены неблагоприятным воздействием семьи, очень трудно, если не невозможно, исправить с помощью других институтов социального контроля. Сегодня всё более очевидно становится ограниченная эффективность уголовной юстиции в сфере контроля над преступностью. Одновременно можно говорить о семье как главном субъекте профилактического воздействия на личность правонарушителя. Если семья не поддаётся профилактическому воздействию, а в отдельных случаях противодействует ему, то положительного результата от такой профилактики в отношении несовершеннолетнего правонарушителя ожидать не приходится.

Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ жизни детей и подростков, приводит к разным формам девиантного (отклоняющегося) поведения. Для их профилактики и выявления «групп риска» необходимо знание особенностей нарушения поведения, а также их причин.

Поведенческими нарушениями называются такие состояния, когда поведение ребёнка неприемлемо с точки зрения социума. Формы такого поведения очень разнообразны, но всегда характеризуются негативными отношениями с другими детьми, которые выражаются в агрессивности, драках, ссорах. Для таких детей характерны демонстративное неповиновение, деструктивное поведение, лживость, постоянные прогулы школы и, наконец, это могут быть воровство, побеги, бродяжничество, пьянство, употребление наркотических и психотропных веществ. Все эти формы отнюдь не изолированы друг от друга, и если в раннем возрасте ребёнок был агрессивным и задиристым, то, став старше, он с большой вероятностью может стать хулиганом, а то и правонарушителем. Интеллект большинства детей с нарушением поведения соответствует норме, но среди тех, у кого он снижен, больше вероятности агрессивного, асоциального поведения и преступных наклонностей. Так, к 10—11 годам у подростков устанавливается отношение к взрослым и сверстникам, основанное на их практической полезности для ребёнка, формируются «способность не углубляться в привязанности», поверхностность чувств, моральное иждивенчество (привычка жить по указке), осложнения в становлении самосознания (переживание своей ущербности) и многое другое. Значительно возрастают трудности овладения учебным материалом, осложня-

М.Н. Мирсагатова. Факторы риска девиантного поведения и их влияние на социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

емые грубыми нарушениями дисциплины, что выражаются в уходах (побегах) детей, бродяжничестве, воровстве и других формах девиантного поведения.

Число воспитанников, совершивших побеги (самовольный уход) из учреждений интернатного типа составило, например, в 2011 году 5724 человека (детские дома — 3783 человека; школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — 711; детские дома-школы — 230; специальные (коррекционные) школы-интернаты для детей, оставшихся без попечения родителей — 1000).

Некоторая позитивная динамика показателей девиантного поведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наметившаяся в последние годы в целом, не даёт оснований полагать, что проблема отклоняющегося поведения успешно решается. Число несовершеннолетних — воспитанников детских домов и школ-интернатов, приютов, задержанных органами внутренних дел за хулиганство, воровство, склонность к токсикомании, наркомании и совершению тяжких административных правонарушений, остаётся высоким. Всего в 2012 году в органы внутренних дел было доставлено более 433,8 тыс. подростков за совершение правонарушений и более 29,1 тыс. за совершение преступлений, из них: более 20,3 тыс. не имели родителей, около 3,8 тыс. — опекунов, попечителей.

Из числа состоящих в конце 2012 года на учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел 2471 подросток не имели опекунов, попечителей; 6194 — проживали в детских домах, интернатах; 1074 — в учреждениях социального обслуживания для несовершеннолетних. Сохранение достаточно высокой распространённости правонарушений среди таких несовершеннолетних свидетельствует о недостатках работы по своевременной и эффективной коррекции их поведения со стороны администраций учреждений, где они содержатся, а также органов опеки и попечительства3.

Девиантное поведение несовершеннолетних — сложное, неоднозначное явление. Большинство исследователей рассматривают его как нарушение процесса социализации, в результате дисфункции основных институтов социализации: семьи, образования, досуга. Свойством девиантности является социальная фрустрация, или низкий уровень удовлетворённости различными аспектами собственной жизни, что объясняется низким уровнем социальной адаптации4. Преодоление девиантного поведения состоит не только в ликвидации причин его появления, но и в умелом, превентивно-коррекционном воздействии на личность подростка, с учётом всех её индивидуальных особенностей, сложностей. Поэтому, чтобы решить проблему отклоняющегося поведения подростков, необходимо чётко представлять её суть, видеть перспективы её развития, понимать

3 Доклад «О положении детей в Россий- необходимость объединения усилий всех социаль-ской Федерации». М., 2013. ных институтов в скорейшем её разрешении.

4 Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Деви-

антное поведение личности и группы. В настоящее время девиация в среде несовершен-М.; СПб, 2010. С. 75. нолетних является одной из наиболее серьёзных

Э К С П Е Р И М ЕН Т И И С С Л Е Д О В А Н И Е

проблем российского общества, что ставит перед ним, в качестве основных задач поиск моделей, форм, методов, технологий работы с девиантны-ми детьми и подростками; концентрацию усилий, направленных на профилактику и противодействие асоциальному поведению.

Под профилактикой в широком смысле слова понимается совокупность мероприятий, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения, в том числе, и социальных болезней подрастающего поколения. Профилактика включает комплекс социально-экономических, административно-правовых, медицинских и психолого-педагогических мер, направленных на предупреждение и предотвращение нарушения норм и правил общественного поведения, предупреждение употребления алкоголя и психоактивных (ПАВ) веществ. Профилактическая и коррекционно-педагогиче-ская деятельность предусматривает:

• нормализацию и обогащение отношений детей и подростков, особенно сирот, с окружающим миром;

• компенсацию пробелов и недостатков в их духовной сфере;

• последовательное восстановление положительных качеств ребёнка, получившего наибольшую девиацию;

• стимулирование и интенсификацию развития его положительных качеств;

• накопление и усвоение социально ценного жизненного опыта;

• формирование положительных нравственных привычек и здорового образа жизни.

Чтобы профилактическая и коррекционно-педагогическая работа была результативной, она должна опираться на желание подростков измениться к лучшему, на знания и умения социально-педагогических работников так организовать коррекционно-педагогическую деятельность, чтобы она дала ожидаемый эффект в изменении личности подростка с отклоняющимся поведением.

Изучение детей, оставшихся без попечения родителей, на разных возрастных этапах, показывает, что до 80% детей страдают психоневрологическими заболеваниями, 42% имеют задержку психического развития, у многих отмечены заболевания органов дыхания, только 2,2% здоровы. Исследования, проводимые во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребёнка идёт по особому пути и у него формируются специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребёнка, — они просто другие. И более того, есть все основания полагать, что именно психологический фактор является причиной не только психологических, но и соматических отклонений таких детей5.

У детей, лишившихся родительского попечения, имеются общие специфические особенности. Среди них: неосознание и принятие себя как ЛИчность; отсутствие мотивов и пред- 5 Прихожан А.М., ТолстыхН.И. Психо-ставлений, связанных с будущим; формирование логия сиротства. СПб: Питер, 2007. неадекватных социальных ожиданий, ориентируемых С. 23.

М.Н. Мирсагатова. Факторы риска девиантного поведения и их влияние на социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

на асоциальные формы поведения. Такие дети могут отставать в развитии, в отличие от детей, которые воспитываются в семье. В подростковом возрасте у ребёнка существенно возрастает стремление к свободе и независимости. И ему важно осознавать, что эта свобода «завоёвана» им, а не предоставлена взрослым. Регламентированная жизнь воспитанников детских домов отнюдь не способствует подобному «завоеванию свобод». Практически каждая минута жизни воспитанника расписана, предопределена педагогом, воспитателем, обслуживающим персоналом. Заранее известно, что и когда делать. Это не подлежит обсуждению, не предполагает возражений, и уже тем более противостояния подростка. Подобные условия жизни без права выбора занятий и дел не способствуют появлению ответственности и препятствуют формированию самостоятельности у детей-сирот.

Несмотря на то, что школьное обучение подростка продолжается, учебная деятельность перестаёт быть для него ведущей, она уже начинает отходить на второй план. Более важным становится поиск своего места в обществе и жизни. Это проявляется в общении подростка со сверстниками и его общественно-полезной деятельности, иногда с акцентом грубости, протеста, доходящего до откровенного хулиганства. Для воспитанников интернатов поиск своего места затруднён из-за ограниченности социального пространства рамками учреждения, из-за однообразия и бедности межличностных контактов.

Подростковый возраст — время формирования взаимоотношений со сверстниками и с обществом в целом. Личность формируется в общении. У воспитанников интернатных учреждений все этапы развития происходят с искажениями. Поэтому они не готовы к самостоятельной жизни за пределами интерната. По мнению Л.П. Шопиной, из каждых 10 выпускников детдомов трое пополняют криминалитет и лишь двое-трое способны нормально социализироваться6.

Исследователи констатируют, что в интернатном учреждении формируется конформистский психологический тип личности. Такая личность не способна противостоять асоциальному воздействию со стороны. Несмотря на установку у 92% выпускников на позитивные социальные ценности, 24% из них не могут реализовать эту направленность в связи с проживанием в зоне повышенного социального риска. «В течение первых трёх лет после выхода из детского дома 30% выпускников обрели опыт общения с органами правопорядка из-за своего асоциального поведения; 8% совершили уголовно наказуемые преступления и попали в воспитательные колонии. Тридцать два процента выпускников принимали участие в уличных драках; 19% — занимались распитием алкоголя с друзьями по детскому дому; 33% — со знакомыми по месту жительства»7.

6 Шопина Л.П. Кому нужен беспризор- Воспитанники детского дома часто оказываются ный ребёнок? // Социальная педагоги- в условиях недостаточности или специфичности ка. 2010. № 4. С. 96. социальных контактов, несоответствующих воз-

7 Бобылёва ИЛ. Социальная адаптация расту индивидуальных особенностей детей. Дети выпускников интернатных учреждений М 2007 с 80 в закрытых учреждениях часто отличаются от сво-

Э К С П Е Р И М ЕН Т И И С С Л Е Д О В А Н И Е

их сверстников замкнутостью, недоверием к окружающему миру. Тяжесть последствий социальной депревации и трудностей компенсации зависит от возраста, в котором ребёнок лишился полноценных и устойчивых социальных отношений, а также от продолжительности и глубины нарушения контактов. Следует отметить, что со временем последствия социальной депревации могут быть частично преодолены. Степень доверия, в котором ребёнок проникается к миру, другим людям и самому себе, в значительной мере зависит от степени проявляемой о нём заботы.

Непостоянное или неполноценное удовлетворение основных потребностей, прежде всего в любви и принятия ребёнка, ведёт к затруднению и искажению формирования у него привязанности. Часто это происходит при нахождении ребёнка раннего возраста в разных приёмных семьях, а также в условиях детского дома, из-за крайней неустойчивости и кратковременности эмоциональных связей привязанность не успевает сформироваться. У старших детей можно наблюдать сниженное настроение, боязливость, отсутствие любопытства. Дети отказываются от совместных игр с взрослыми, оказывают сопротивление при попытке организовать с ними игру. В этом возрасте у детей с расстройством привязанности замедлено и ущемлено формирование представления о себе. Ещё одна серьёзная причина для возникновения отрицательного представления о себе у ребёнка-сироты, воспитывающегося в детском доме, проявляется под влиянием материнской деривации.

Ребёнок, растущий вне семьи, лишён самого главного и важного — безусловной любви. Поэтому для него характерно простое и нерасчленённое отношение к себе, чаще всего отрицательное. Для возникновения позитивного образа «Я» ребёнку от окружающих его взрослых не хватает, прежде всего, проявлений безграничной и бескорыстной любви, положительной сценки его действий и поступков. Деятельность ребёнка и его общение с взрослыми — это основные движущие причины его развития. Возникшие отклонения или искажения в деятельности и общении приводят к нарушениям в формировании личности и поведения. Отрицательное поведение подростка — негативизм, грубость, нарушение многих правил и требований, воспринимаются взрослым как некоторое зло, свойственное данному возрастному периоду.

Стараясь преодолеть трудности поведения ребёнка, взрослые, сами того не осознавая, своим поведением, наоборот, их закрепляют. И тут уже возникает не просто замкнутый, но и порочный круг, преодолеть который бывает очень трудно. Именно воспитательный подход, основанный на перестройке отношений взрослых с ребёнком, сможет его разрушить. А это возможно за счёт изменения реакций окружающих на поведение ребёнка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.