Научная статья на тему 'Изменение содержания работы детского дома при создании уполномоченной службы по развитию семейных форм'

Изменение содержания работы детского дома при создании уполномоченной службы по развитию семейных форм Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
57
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ДЕТИ-СИРОТЫ И ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ / ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИЙ ДЕТСКОГО ДОМА / СЕМЕЙНОЕ УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ-СИРОТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шульга Татьяна Ивановна

Защита прав и интересов несовершеннолетних. Задачи организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Принципы, составляющие основу работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Новые функции организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основания для изменения функций организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шульга Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Changing the content of orphanages work to create an authorized service for the development of family forms

Protection of rights and interests for juveniles. The objectives of organizations for orphans and children left without parental care. Principles of the basis work of institutions for orphans and children left without parental care. New functions of organizations for orphans and children left without parental care. The reasons for changing functions of the organization for orphans and children left without parental care.

Текст научной работы на тему «Изменение содержания работы детского дома при создании уполномоченной службы по развитию семейных форм»

ПЕДАГОГИКА И ПОЛИТИКА

О

• защита прав несовершеннолетних • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей • организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей • изменение функций детского дома • семейное устройство детей-сирот

Последовательная реализация комплекса мер, направленных на защиту прав и интересов несовершеннолетних, на улучшение их положения, — приоритетное направление деятельности Правительства Российской Федерации.

В течение последнего десятилетия решались такие стратегические задачи:

• максимально возможное, в рамках имеющихся ресурсов, сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизация потерь в уровне жизни;

• обеспечение беспрепятственного доступа детей к системам образования и здравоохранения;

• развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми;

• поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

• гуманное отношение к детям на основе уважения их прав, максимальная интеграция их в семью и общество;

• создание действенного механизма профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков (беспризорности, безнадзорности, насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения);

• законодательное обеспечение прав детей и мер по отношению к детям (принято более 250 законодательных, нормативных и правовых актов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности семьи и детей и нацеленных на усиление мер их социальной защиты, учитывая федеральные законы, указы и постановления Президента РФ);

Изменение содержания работы детского дома при создании уполномоченной службы по развитию семейных форм

Татьяна Ивановна Шульга,

заведующая кафедрой социальной психологии Московского государственного областного университета, эксперт Комитета по делам семьи и женщин Государственной думы РФ, профессор, доктор психологических наук

• перенос ответственности за положение детей на уровень муниципальной власти (пользуясь предоставленными правами, субъекты РФ принимают законы по различным аспектам прав детей, что не всегда благоприятно сказывается на положении несовершеннолетних: наблюдается не только использование дополнительных ресурсов помощи семьям с детьми, устройство детей в семьи, но и снижение материальных затрат на решение проблем детей, обусловленное отсутствием достаточного финансирования на местах);

• создание административных, организационных и финансовых механизмов обеспечения прав детей;

• изменение кадровой политики по обеспечению профессиональной деятельности с такими категориями детей.

Основные задачи организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

• создание условий (приближенных к домашним), которые способствуют умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;

• обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;

• обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников;

• охрана прав и интересов воспитанников.

Типовое положение 1996 г. устарело. Современные требования и принятие ФЗ № 48 «Об органах опеки и попечительства» требуют изменения содержания деятельности и функций организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для проведения научно-обоснованной и практико-ориентирован-ной работы по оказанию помощи детям, нуждающимся в разных её видах, необходимо рассмотреть функции учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В настоящее время стоит проблема не закрытия детских домов, а изменения их функций и задач. Основной целью детского дома должно стать помещение воспитанника в семью. Наиболее эффективным является возврат ребёнка в свою, изменённую биологическую семью. При невозможности вернуть ребёнка в биологическою семью целью становится помещение ребёнка в семью близких родственников или родных. Если и это невозможно, необходимо найти для ребёнка профессиональную замещающую семью.

Принципы, лежащие в основе работы:

1. Защита прав детей и подростков и соблюдение их законных интересов.

2. Создание условий для сохранения семьи ребёнка или помещения его в семью (в этом случае меньшее количество детей будет отбираться у родителей, а дети, которые на время будут изъяты из се-мьи,смогут в неё вернуться).

П Е Д А Г О Г И К А И П О Л И Т И К А

3. Реализация государственной политики в области подготовки детей к адаптации в обществе.

4. Оказание помощи детям и подросткам в самостоятельном становлении и подготовке к самостоятельной жизни в обществе.

5. Создание условий для нормальной социализации и психического развития детей и подростков.

6. Своевременность и адресность оказания необходимой государственной помощи детям и подросткам.

7. Проявление заботы о будущем, подрастающем поколении нации.

8. Планирование попечения над ребёнком (означает проведение периодической оценки состояния и развития ребёнка и пересмотр мер его государственной защиты, что позволит изменить существующее положение, когда ребёнок отправляется в детский дом в младенчество и забыт до его совершенствования).

9. Учёт каждого уникального случая предполагает гибкую форму помощи ребёнку.

Таким образом, сложившаяся система диктует необходимость реформирования интернатных учреждений, коренную перестройку и реорганизацию их деятельности, а также системы работы органов опеки и попечительства разной ведомственной подчинённости. —

В связи с этим организации для детей-сирот должны выполнять новые функции, которые помогут решить стоящие перед ними задачи.

К ним относятся следующие:

• Устройство детей в семьи.

• Подготовка ребёнка к семейной жизни.

• Возврат детей в кровную семью.

• Психологическая работа с теми воспитанниками, которые не будут переданы в семью.

• Работа с травмами ребёнка при возврате его из семьи в учреждение.

• Создание условий в организации, приближенных к семейным.

• Использование новых форм воспитания (этого требует изменение контингента воспитанников).

• Преодоление социальной эксклюзии (отторжения) в обществе.

Основания для изменения функций организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

— Изменение контингента воспитанников (это, в основном, подростки от 11 до 18 лет, дети из одной семьи — их может быть до 5 — 7 человек, что затрудняет их передачу на семейные формы) с неизбежностью приводит к разработке новых форм воспитания.

— Устройство детей в семьи требует изменения содержания деятельности детского дома. Это связано с тем, что далеко не все дети хотят переходить в новые семьи. Во-первых, они боятся предать своих родителей и надеются, что те заберут их из детских домов. Во-вторых, дети боятся повторения того негативного опыта, который они приобрели в своих семьях, так как других семей они не знали. В-третьих, они не знают, как жить в новой семье, и испытывают в связи с этим страх, тревогу.

— Возврат детей в кровную семью является наиболее благоприятной ситуацией для любого ребёнка, оказавшегося в детском доме. Это обусловлено тем, что семья, которая восстановилась после лишения родительских прав, способствует преодолению социальной эксклюзии ребёнка в обществе. Возврат ребёнка в кровную семью для многих родителей является новым «днём рождения ребёнка». Самооценка членов семьи изменяется в позитивную сторону, и они ощущают собственный ресурс для дальнейшей жизни и воспитания детей.

— Работа с травмами ребёнка при возврате его из семьи в учреждение требует особой психологической поддержки ребёнка, изменения его самооценки, умения осмысленно ставить цели, реа-лизовывать их, более адекватно оценивать результаты своего поведения.

— Психологическая работа с теми воспитанниками, которые не будут переданы в семью, требует разработки и внедрения разных программ подготовки к самостоятельной семейной жизни, профориентации, личностного роста и развития и т.д.

— Подготовка к самостоятельной жизни, в том числе к семейной, требует особой работы с юношами и девушками по формированию образа семьи, её функций, ролевых позиций в семье. Это связано с отсутствием знаний подростками функций родителей, мужа, жены, ребёнка и т.д.

— Опережающее формирование социальных сетей для выпускников учреждений для детей-сирот и детей, реинтегрированных в кровные семьи. Создание системы оказания помощи выпускникам, а также детям, возвращённым в кровную семью, требует определения тех людей, значимых лиц, к которым они могут обратиться при возникновении проблем и трудностей в их жизни.

— Создание в детском доме условий, приближенных к семейным, предполагает проживание детей в разновозрастных группах, проживание по семейному признаку, уменьшение количества детей в учреждении, формирование навыков самостоятельной жизни и т.д.

— Выполнение функций организации по сопровождению замещающих семей и выпускников интернатных учреждений.

ПЕДАГОГИКА И ПОЛИТИКА

В то же время специалисты считают, что сосредоточение всей реабилитационной и профилактической работы с семьями группы риска, неблагополучными семьями, проблемными детьми исключительно в органах социальной защиты (как это прописано в Указе Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» от 06.09.1993) привело к тупику, увеличению безнадзорных и беспризорных детей в обществе, снижению возможности проводить реабилитацию детей с учётом их возрастных и психологических особенностей (нет профессионально подготовленных специалистов для работы с данной категорией детей, отсутствуют научно-разработанные и апробированные методики и технологии работы и т.д.).

В настоящее время достаточно широкое распространение и развитие получил программно-целевой метод решения наиболее актуальных проблем детей, основанный на межведомственном взаимодействии. Использование этого метода позволяет обеспечить тесное межведомственное взаимодействие, концентрацию и целевую направленность выделяемых ресурсов и на национальном уровне определить задачи и пути комплексного решения проблем детей, нуждающихся в особой социальной защите и психолого-педагогической помощи и поддержке (детей-сирот, детей-инвалидов, детей-беженцев, детей, проживающих в условиях Крайнего Севера, детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС), а также меры по актуальным проблемам защиты детей в сфере охраны здоровья, профилактики социального сиротства, беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, развития системы социального обслуживания детей, организации летнего отдыха.

Необходимость активных действий по созданию условий для оказания детям государственной помощи и поддержки требует современных методов работы, быстрого реагирования на нужды и запросы детей, приложения усилий специалистов для того, чтобы ребёнок оставался в своей кровной семье. С принятием Гражданского кодекса РФ и Семейного кодекса РФ утратила силу нормативная база, регламентирующая содержание и порядок деятельности органов опеки и попечительства. Привычные принципы работы не обеспечивают потребности детей и семей, нуждающихся в государственной защите, помощи и поддержке. В связи с этим необходимо уточнить категории детей, которые относятся к нуждающимся в государственной помощи, сделать предоставляемую помощь государства более гибкой и отвечающей социальной ситуации, имеющимся ресурсам.

Органы местного самоуправления согласно статье 34 Гражданского кодекса Российской Федерации являются органами опеки и попечительства. В соответствии со ст. 121 Семейного кодекса РФ «вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по

осуществлению опеки и попечительству над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ».

В настоящее время 60 субъектов Российской Федерации приняли законы «Об организации работы по опеке и попечительству», в которых предусмотрели возложение работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних детей на соответствующие отделы образования. В большинстве органов опеки и попечительства всю работу по защите прав несовершеннолетних выполняет специалист (инспектор) по охране детства. Это позволяет выполнять только самую неотложную работу, как правило, связанную с представлением интересов несовершеннолетнего в суде, подготовкой заключений (зачастую непрофессиональных, в связи с отсутствием необходимых для этого знаний) по запросу суда и т.д. Защита прав и законных интересов детей не осуществляется в полной мере.

Особую актуальность и значимость такая деятельность приобретает в связи с тем, что многие направления работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, малоэффективны и не позволяют сегодня решать вопросы межведомственного взаимодействия в оказании им помощи и поддержки. Мы опять можем констатировать тот факт, что в последние годы продолжает расти и увеличивается социальное неблагополучие детей и подростков в России. Это проявляется в том, что всё большее число детей и подростков нуждаются в помощи и поддержке государства.

При этом по-прежнему наблюдается значительный рост детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, беспризорных, детей с проблемами в развитии, с девиантными формами поведения, социальными заболеваниями и т.д. Анализ причин попадания детей в разного вида учреждения показывает, что они напрямую связаны с падением социального престижа семьи, её материальными и жилищными трудностями, увеличением внебрачной рождаемости, снижением стабильности брака, большим количеством детей с врождёнными хроническими патологиями и инвалидностью, резким изменением ответственности семьи за воспитание и обучение ребёнка, вынужденной миграцией и т.д.

Перечень причин такого явления можно продолжать бесконечно. Но одна из основных проблем заключается в несвоевременном выявлении таких детей и семей, что затрудняет процесс реабилитации как самого ребёнка, так и его семьи. В результате мы лишаем родителей родительских прав и помещаем детей в государственные учреждения различных типов или пытаемся найти ему

П Е Д А Г О Г И К А И П О Л И Т И К А

другую семью. При этом мы получаем ребёнка с целым комплексом проблем, обусловленных поздним выявлением семейного неблагополучия. Проблем, связанных с психическим и физическим развитием ребёнка, его обучением, воспитанием, социализацией.

Нужно признать, что первопричиной перечисленных проблем в среде несовершеннолетних прежде всего является нарушение собственных прав ребёнка в семье, утрата ценности самого ребёнка не только в семье, но и в обществе. Ребёнок, который не получает тепла, любви, заботы, взаимопонимания, а постоянно испытывает чувство беззащитности, боли, унижения, насилие над собой, начинает отстаивать своё право на выживание и существование собственными способами, часто незаконными. Отсутствие у ребёнка возможности удовлетворить свои потребности законным образом заставляет его искать другие пути, в результате чего он убегает из семьи, ворует, попрошайничает, проявляет виктимность, что позволяет другим эксплуатировать его в собственных неблаговидных целях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.