Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН'

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ДОСТУПНОСТЬ / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Стоцкая Е.С., Ульжекова Н.Т., Налобина А.Н.

Цель исследования - выявить факторы развития системы дополнительного физкультурно-спортивного образования детей с особыми образовательными потребностями в Республике Казахстан. Методика и организация исследования. Для выявления факторов, препятствующих популяризации физкультурно-оздоровительных занятий среди детей с отклонением в состоянии здоровья было проведено анкетирование их родителей и опекунов. В опросе приняли участие 224 человека. Результаты исследования и выводы. Факторами развития системы дополнительного физкультурно-спортивного образования детей с особыми образовательными потребностями в Республике Казахстан являются территориальная доступность и социальное партнерство. Территориальная доступность осуществляется за счет внедрениия интегрированного подхода при организации физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий, при соблюдении соотношения контингента детей: не менее 60% детей с ООП, но с сохранным интеллектом, не более 30% детей с ментальными нарушениями, не менее 10% нормотипичных детей. Финансовое обеспечение организации физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий позволяет детям с ООП бесплатно их посещать и реализуется за счет социального партнерства, грантов и частных пожертвований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Стоцкая Е.С., Ульжекова Н.Т., Налобина А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF ADDITIONAL PHYSICAL CULTURE AND SPORTS EDUCATION FOR CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Objective of the study was to identify factors in the development of the system of additional physical culture and sports education for children with special educational needs in the Republic of Kazakhstan. Methods and structure of the study. To identify factors hindering the popularization of physical education and health activities among children with health problems, a survey of their parents and guardians was conducted. The survey involved 224 people. Results and conclusions. Factors in the development of the system of additional physical culture and sports education for children with special educational needs in the Republic of Kazakhstan are territorial accessibility and social partnership. Territorial accessibility is achieved through the introduction of an integrated approach in the organization of physical culture and health and sports activities, subject to the ratio of the contingent of children: at least 60% of children with special educational needs, but with intact intelligence, no more than 30% of children with mental disabilities, at least 10 % of typical children. Financial support for the organization of physical culture, health and sports activities allows children with special educational needs to attend them free of charge and is implemented through social partnerships, grants and private donations.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН»

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

УДК/UDC 796.062

Информация для связи с автором: nalobinaan@mgpu.ru

Поступила в редакцию 24.05.2022 г.

Кандидат биологических наук, доцент Е.С. Стоцкая1 Аспирант Н.Т. Ульжекова2

Доктор биологических наук, доцент А.Н. Налобина2

1Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск

2Московский городской педагогический университет, Москва

DEVELOPMENT FACTORS OF THE SYSTEM OF ADDITIONAL SPORTS EDUCATION FOR CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

PhD, Associate Professor E.S. Stotskaya1 Postgraduate student N.T. Ulzhekova2 Dr. Biol., Associate Professor A.N. Nalobina2

1 Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk

2 Moscow City Pedagogical University, Moscow

Аннотация

Цель исследования - выявить факторы развития системы дополнительного физкультурно-спортивного образования детей с особыми образовательными потребностями в Республике Казахстан.

Методика и организация исследования. Для выявления факторов, препятствующих популяризации физкультурно-оздоровительных занятий среди детей с отклонением в состоянии здоровья было проведено анкетирование их родителей и опекунов. В опросе приняли участие 224 человека. Результаты исследования и выводы. Факторами развития системы дополнительного физкультурно-спортивного образования детей с особыми образовательными потребностями в Республике Казахстан являются территориальная доступность и социальное партнерство. Территориальная доступность осуществляется за счет внедрениия интегрированного подхода при организации физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий, при соблюдении соотношения контингента детей: не менее 60% детей с ООП, но с сохранным интеллектом, не более 30% детей с ментальными нарушениями, не менее 10% нормотипичных детей. Финансовое обеспечение организации физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий позволяет детям с ООП бесплатно их посещать и реализуется за счет социального партнерства, грантов и частных пожертвований.

Ключевые слова: система дополнительного физкультурно-спортивного образования, дети с особыми образовательными потребностями, территориальная доступность, финансовое обеспечение.

Abstract

Objective of the study was to identify factors in the development of the system of additional physical culture and sports education for children with special educational needs in the Republic of Kazakhstan.

Methods and structure of the study. To identify factors hindering the popularization of physical education and health activities among children with health problems, a survey of their parents and guardians was conducted. The survey involved 224 people.

Results and conclusions. Factors in the development of the system of additional physical culture and sports education for children with special educational needs in the Republic of Kazakhstan are territorial accessibility and social partnership. Territorial accessibility is achieved through the introduction of an integrated approach in the organization of physical culture and health and sports activities, subject to the ratio of the contingent of children: at least 60% of children with special educational needs, but with intact intelligence, no more than 30% of children with mental disabilities, at least 10 % of typical children. Financial support for the organization of physical culture, health and sports activities allows children with special educational needs to attend them free of charge and is implemented through social partnerships, grants and private donations.

Keywords: system of additional physical culture and sports education, children with special educational needs, territorial accessibility, financial support.

Введение. Разработка новых технологий, тотальный переход в диджитал, пандемия COVID-19 - все это определяет тенденции в развитии не только общества будущего, но и системы образования в 21 веке. Современная модель образования требует новых методов и подходов к организации образовательной деятельности [1]. Экосистемный подход

ведет к изменению традиционных способов обучения, позволяет осуществить сетевое взаимодействие и сотворчество, направленное на создание максимально индивидуального пути обучения, который учитывает когнитивные способности, способы восприятия информации и состояние здоровья ребенка. Образовательные экосистемы объединяют обучаю-

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

щихся, профессиональное сообщество, социальных партнеров.

Впервые с 2016 г в Национальную образовательную базу данных Республики Казахстан введен показатель «количество детей с ограниченными возможностями, охваченных дополнительным образованием». Анализ существующей ситуации в образовании показывает, что недостаток специальных образовательных услуг в сфере физической культуры и физического воспитания для всех категорий детей с особыми образовательными потребностями (ООП) отрицательно влияет на качество их здоровья, образования, социализации и адаптации [3].

Инклюзивный и интегрированный подходы доказали свое преимущество и широко применяются при организации различных мероприятий с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья [1]. В первую очередь это относится к проведению различных физкультурных праздников и фестивалей [4]. В то же время практически отсутствуют методические рекомендации по реализации данного подхода при организации физкультурно-оздоровительных занятий. Исходя из вышеизложенного, целью настоящего исследования было выбрано обоснование факторов развития системы дополнительного физкультурно-спортивного образования детей с особыми образовательными потребностями в Республике Казахстан.

Цель исследования - выявить факторы развития системы дополнительного физкультурно-спортивного образования детей с особыми образовательными потребностями в Республике Казахстан.

Методика и организация исследования. Научная работа проводилась в рамках проекта по организации физкультурно-оздоровительных занятий для детей с ООП общественным фондом «Мир равных возможностей в г Нур-Султан (Республика Казахстан) в период с 2017 по 2021 г В ходе исследования проводилось анкетирование с целью получения информации о доступности спортивных секций в организациях дополнительного образования для детей с отклонениями здоровья среди педагогов и родителей Акмолинской, Карагандинской, Жамбылской, Павлодарской, Северо-Ка-захстанской областей, города Нур-Султан. В опросе приняли участие 224 человека.

Результаты исследования и их обсуждение. По мнению большинства респондентов (76 %), территориальная доступность спортивной инфраструктуры является основной причиной отсутствия возможности посещать физкультурно-оздоровительные занятия. Дополнительным фактором низкой популярности физкультурно-спортивной деятельности среди детей с ООП становится отсутствие финансовых возможностей оплачивать такие занятия (41 % респондентов). Таким образом, по-нашему мнению, основными факторами развития системы дополнительного физкультурно-спор-тивного образования детей с особыми образовательными потребностями в Республике Казахстан становятся обеспечение территориальной доступности спортивных объектов и возможность бесплатного посещения занятий.

Обеспечение территориальной доступности спортивных объектов может базироваться на увеличении их количества в каждом отдельном районе. Однако это не всегда возможно, поскольку строительство новых спортивных объектов долговременно и материально затратно, и не может одновременно охватить большое количество регионов. Решение проблемы территориальной доступности мы видим во внедрении интегрированного подхода при организации дополнительных

Расположение спортивных объектов-партнеров фонда «Мир равных возможностей»

физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий для детей с ООП.

В настоящее время в комплекции групп присутствует дифференцированный подход, основанный на нозологической категории, возрасте и поле. Таким образом, формируется однородная по составу группа занимающихся по определенному виду физкультурно-оздоровительных занятий. При этом такие занятия, как правило, проходят на одной базе в городе или области, обладающей материально-техническим оснащением, обеспечивающим данную деятельность.

Однако, беря во внимание, достаточно большое количество видов отклоняющегося развития, разновозрастность и разнополость желающих заниматься, возникают трудности наполняемости таких групп. С одной стороны, необходимо выделение большого количества времени для проведения отдельных занятий с учетом дифференцированного подхода, что не всегда имеется в расписании спортивного или образовательного учреждения, на базе которого проходят занятия. С другой - отсутствие возможности скомплектовать однородные по составу группы, поскольку не всегда имеется и необходимое количество желающих заниматься. В связи с чем формирование таких групп становится нерентабельным.

Внедрение интегрированного подхода в комплектации групп, где на одном физкультурно-оздоровительном занятии могут присутствовать дети с различными нозологическими формами, разными по полу, но схожие по возрасту и физической подготовленности, позволяет одномоментно задействовать большее количество желающих, чаще всего проживающих в одном районе, что и позволяет осуществить территориальную доступность спортивных объектов для организации физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий среди детей с ООП.

В ходе исследования выбор спортивных площадок был обусловлен территориальным принципом в каждом из четырех районов города Нур-Султан (см. рисунок).

В проекте участвовали восемь учреждений образовательной и спортивной направленности, которые являлись социальными партнерами проекта: Дворцы школьников им. М. Утемисова и им. Аль-Фараби, Международная школа Haileyburry Astana, фитнес-клуб Space Fitness, дворовой клуб «Замандас», Паралимпийский тренировочный центр,

60

http://www.teoriya.ru

№10^ 2022 Октябрь | October

Контингент занимающихся на физкультурно-оздоровительных занятиях детей по виду основного заболевания на 2020 г.

Отклонения ОВЗ Виды занятий ДЦП РАС НС НЗ ЗПР СД УО НТ Всего

Бочча 5 2 1 1 4 13

Голбол 10 10

Адаптивное плавание (7 групп) 35 10 4 10 15 2 5 17 98

Адаптивное карате (2 группы) 16 3 2 1 2 6 30

Адаптивное тхэквондо (2 группы) 12 5 2 3 3 2 2 5 34

Инклюзивная хореография 5 3 1 4 5 2 20

Всего 73 23 9 15 24 10 11 30 195

Условные обозначения: ДЦП - детский церебральный паралич, РАС - расстройства аутистического спектра, НС - нарушения слуха, НЗ - нарушение зрения, ЗПР - задержка психического развития, СД - синдром Дауна, УО - умственная отсталость, НТ - нормотипичные дети (без отклонения в состоянии здоровья).

спортивный комплекс «Барыс-Арена», спортивный комплекс «Фламинго». Были скомплектованы группы по шести видам адаптивного спорта: бочча, голбол, плавание, карате, тхэквондо и инклюзивная хореография. Мониторинг по видам спорта проекта позволил определить, что наиболее востребованной спортивной секцией является адаптивное плавание, далее следовали тхэквондо и карате (43,8 %, 19,5 %, 14,8 %о детей соответственно), наименьшее количество детей посещали бочча, голбол и хореографию (6,5 %, 5,9 %, 9,5 0% детей соответственно).

В период с 2017-2021 гг. в проект были вовлечены более двухсот детей в возрасте от пяти до 18 лет, имеющие различные виды основного дефекта. Большую часть составили дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 44,4 %, дети с нарушением зрения - 11,8 %, аутизмом - 10,7 %, генетическими заболеваниями - 8,9 %, нарушением слуха -8,3 %, умственной отсталостью и задержкой психического развития - 8,3 % и дети без отклонений - 7,7 %. Распределение детей по виду основного дефекта, посещающие различные секции, представлено в таблице.

В ходе исследования эмпирическим путем было доказано, что включение в группы детей с различными видами основного дефекта, а также детей, не имеющих отклонений в развитии, показало свою эффективность при соблюдении следующего соотношения: не менее 60 % детей с отклонениями в состоянии здоровья, но с сохранным интеллектом, не более 30 % детей с ментальными нарушениями, не менее 10 % нор-мотипичных детей.

Для минимизации финансовых расходов родителей при посещении данных занятий детьми с ООП была создана сеть сеть социальных партнеров проекта, в которую вошли детские образовательные и спортивные организации, некоммерческие и коммерческие организации. С ними были заключены меморандумы и соглашения о сотрудничестве. В число тренеров были привлечены действующие тренеры социальных партнеров и учителя физической культуры, с которыми фонд «Мир равных возможностей» заключил договоры гражданско-правового характера на оказание услуг. Источниками финансирования физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий стали Корпоративный фонд Samruk-KazynaTrust, коммерческие организации, государственные спортивные, социальные заказы, гранты, социальное предпринимательство, частные пожертвования.

Сотрудничество с социальными партнерами с привлечением их специалистов доказало свою высокую эффектив-

ность, о которой свидетельствовала ежегодная пролонгация соглашений и меморандумов о сотрудничестве.

В течение реализации проекта наблюдался резкий рост количества детей с ООП, посещающих физкультурно-оздоровительные и спортивные занятия, что свидетельствовало об эффективности внедрения факторов развития системы дополнительного физкультурно-спортивного образования детей с особыми образовательными потребностями в Республике Казахстан.

Вывод. Проведенное исследование подтверждает, что территориальная доступность и интегрированный подход в организации спортивных секций являются ключевыми факторами роста численности занимающихся детей с ООП. Литература

1. Семенова Ю.В. Aксиологические аспекты инклюзивного физического воспитания студентов / Ю.В. Семенова, A.H. Налобина // Вестник Нижневартовского государственного университета. -2018. - № 2. - С. 119-124.

2. Особенности периферической гемодинамики юных спортсменов с детским церебральным параличом в зависимости от характера мышечной деятельности / A.K Налобина, Е.С. Стоцкая, И.Г. Тала-мова, A.C Стоцкий // Человек. Спорт. Медицина. - 2018. - Т. 18. - № 2. - С. 109-118. - DOI 10.14529/hsm180210.

3. Тимошина И.Н. Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья в социокультурное пространство средствами физ-культурно-спортивной деятельности / И.Н. Тимошина, ЛА Парфенова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - № 3 (32). -С. 110-113.

4. Творческое развитие детей с особыми образовательными потребностями в условиях дополнительного образования. Методические рекомендации. «Шанырак-Медиа». - Aстана. - 2018. - 90 с.

References

1. Semenova Yu.V., Nalobina A.N. Aksiologicheskiye aspekty inklyuz-ivnogo fizicheskogo vospitaniya studentov [Axiological aspects of inclusive physical education of students]. Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018. No. 2. Pp. 119-124.

2. Nalobina A.N., Stotskaya E.S., Talamova I.G., Stotsky A.O. Osoben-nosti perifericheskoy gemodinamiki yunykh sportsmenov s detskim tserebralnym paralichom v zavisimosti ot kharaktera myshechnoy deyatelnosti [Features of peripheral hemodynamics of young athletes with cerebral palsy depending on the nature of muscle activity]. Chelovek. Sport. Meditsina. 2018. Vol. 18. No. 2. Pp. 109-118. DOI 10.14529/hsm180210.

3. Timoshina I.N., Parfenova L.A. Integratsiya lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya v sotsiokulturnoye prostranstvo sredst-vami fizkulturno-sportivnoy deyatelnosti [Integration of people with disabilities in the socio-cultural space by means of physical culture and sports activities]. Pedagogiko-psikhologicheskiye i mediko-bio-logicheskiye problemy fizicheskoy kultury i sporta. 2014. No. 3 (32). Pp. 110-113.

4. Tvorcheskoye razvitiye detey s osobymi obrazovatelnymi potreb-nostyami v usloviyakh dopolnitelnogo obrazovaniya [Creative development of children with special educational needs in the conditions of additional education]. Guidelines. "Shanyrak-Media". Astana. 2018. 90 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.