Научная статья на тему 'НАСТОЛЬНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ: ВОЗМОЖНОСТИ В АДАПТИВНОМ ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

НАСТОЛЬНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ: ВОЗМОЖНОСТИ В АДАПТИВНОМ ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ОСЛАБЛЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / НАСТОЛЬНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / ИНКЛЮЗИЯ / ТЕСТИРОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелентьева Наталия Николаевна, Лопухина Александра Сергеевна, Сверкунова Наталья Сергеевна

Раскрывается проблема адаптивного физического воспитания обучающихся с ограниченными возможностями в высшем учебном заведении, их вовлеченности в занятия физкультурно-оздоровительной направленности. Представлена программа комплексов групповых занятий настольными спортивными играми в рамках инклюзивной образовательной среды в вузе. Изучен уровень осведомленности обучающихся о настольных спортивных играх; определена динамика развития физических качеств обучающихся, посещающих занятия настольными спортивными играми; определен прирост функционального и психоэмоционального состояния обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мелентьева Наталия Николаевна, Лопухина Александра Сергеевна, Сверкунова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BOARD SPORTS GAMES: OPPORTUNITIES IN ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS WITH DISABILITIES

The article reveals the actual problem of adaptive physical education of students with disabilities in a higher educational institution, their involvement in sports and health-improving classes. The purpose of the research is to study the abilities of disabled students to board sports games in the adaptive physical education at the university.

Текст научной работы на тему «НАСТОЛЬНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ: ВОЗМОЖНОСТИ В АДАПТИВНОМ ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УДК 796.08 ББК 75

DOI 10.47475/2500-0365-2022-17214

НАСТОЛЬНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ: ВОЗМОЖНОСТИ В АДАПТИВНОМ ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Н. Н. Мелентьева, А. С. Лопухина, Н. С. Сверкунова

Вологодский государственный университет, Вологда, Россия

Раскрывается проблема адаптивного физического воспитания обучающихся с ограниченными возможностями в высшем учебном заведении, их вовлеченности в занятия физкультурно-оздоровительной направленности. Представлена программа комплексов групповых занятий настольными спортивными играми в рамках инклюзивной образовательной среды в вузе. Изучен уровень осведомленности обучающихся о настольных спортивных играх; определена динамика развития физических качеств обучающихся, посещающих занятия настольными спортивными играми; определен прирост функционального и психоэмоционального состояния обучающихся.

Ключевые слова: студенты, ослабленное здоровье, высшее образование, адаптивная физическая культура, настольные спортивные игры, инклюзия, тестирование, физическая подготовленность, психоэмоциональное состояние, функциональное состояние.

Актуальность. Проблема обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья в высших учебных заведениях является актуальной. Для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью обучение в высшем учебном заведении организовано через систему инклюзии. Обучение представляет возможность социальной адаптации обучающимся с особыми образовательными потребностями [12. С. 349].

Организация занятий физической культурой для студентов специальных медицинских групп должна быть логичной и последовательной, иметь свою специфику. Должна быть четкая дифференциация учебных отделений в зависимости от группы заболевания. Допускается проведение групповых уроков лечебной физической культуры [3. С. 130]. При проведении занятий лечебной физической культурой необходимы специальные методики, которые позволяют учитывать этиологию, нозологическую форму заболевания. Регулярные занятия позволяют повысить двигательную активность обучающихся [4. С. 87; 8. С. 39].

Среди студентов, имеющих ослабленное здоровье, большинство имеет нарушение опорно-двигательного аппарата. В этой связи необходимо обязательное применение индивидуального и дифференцированного подхода на занятиях физической культурой с учетом специфики заболевания [7. С. 125].

Оправдано значение использования дыхательных упражнений на занятиях физической куль-

турой. Благодаря применению методики дыхательных упражнений функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у студентов значительно улучшается [1. С. 50].

Доказано влияние занятий скандинавской ходьбой на здоровье студентов с ослабленным здоровьем. Имеются эффективные методики использования скандинавской ходьбы для улучшения функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов с ослабленным здоровьем [11. С. 85].

При изучении особенностей подбора специфических средств, применяемых в процессе физического воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями актуализируется значение оздоровительного плавания, бильярда, аквафитнеса, гимнастики для глаз [5. С. 51].

Обоснована разработка технологии физкультурных занятий с применением средств бильярда, как вида двигательной активности с низкой интенсивностью. Содержание учебно-методического комплекса с применением средств бильярда для обучающихся различных нозологий с 1-го по 3-й курс отличается эффективностью влияния на показатели работоспособности [6. С. 26].

Занятия физической культурой оказывают влияние на прирост уровня развития физических качеств студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Благодаря регулярным занятиям на свежем воздухе улучшается динамика в показателях силы,

выносливости, быстроты. Выявлен факт лучшей динамики физической подготовленности студентов, занимающихся в условиях открытых спортивных площадок [10. С. 108].

При рассмотрении вопроса оптимизации учебного процесса студентов с ослабленным здоровьем, в частности изучения особенностей мотивации обучающихся к занятиям, необходимо обращать внимание на рефлексию их учебной деятельности [9. С. 71].

Важна специфика формирования универсальных компетенций по физической культуре и спорту у студентов специальной медицинской группы. Теоретически обоснованы декомпозиции универсальной компетенции (УК-7) в кластер детализированных компетенций, приоритетных для студентов специальной медицинской группы здоровья в условиях современных вызовов [2. С. 63].

Обобщение проблематики вопроса позволило актуализировать значение применения новых форм, методов проведения учебных занятий по физическому воспитанию студентов вузов, использования эффективных средств работы с обучающимися специальной медицинской группы здоровья на основе индивидуальных показателей уровня их самочувствия. Необходим особый подход к организации образовательного процесса по физической культуре в высшем учебном заведении на основе реализации оздоровительной формы обучения студентов.

Цель и задачи

Цель исследования — изучение возможностей занятий настольными спортивными играми в адаптивном физическом воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в вузе.

Задачи исследования: 1. Изучить уровень осведомленности обучающихся о настольных спортивных играх. 2. Определить динамику развития физических качеств обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, посещающих занятия настольными спортивными играми. 3. Исследовать динамику функционального и психоэмоционального состояния обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, посещающих занятия настольными спортивными играми.

Материалы и методы исследования

База исследования: созданная в Вологодском государственном университете (ВоГУ) в 2020— 2021 учебном году физкультурно-спортивная пло-

щадка «Инклюзивный центр "Доступный спорт"» как новая форма занятий физкультурно-спортив-ной деятельностью обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в образовательных организациях».

Методы исследования: метод опроса (анкетирование), контрольные упражнения (тесты), медико-биологические пробы, опросник САН (самочувствие, настроение, активность).

Результаты исследования и их обсуждение

Открытие инклюзивного центра позволило привлечь обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью к систематическим физкультурно-спортивным занятиям. На базе вуза созданы три учебно-тренировочные площадки в спортивных залах университета. Закуплены комплекты настольных спортивных игр.

Настольные спортивные игры (игры народов мира), такие как новус, джакколо, шаффлборд, кульбуто, корнхол, керлинг, бочча и другие, дают возможность развивать и совершенствовать движения обучающимся всех нозологических групп (с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, соматическими заболеваниями).

Совместные действия в играх сближают игроков, позволяют повысить уровень коммуникации, снять нервно-психическое напряжение, преодолеть комплексы психической неполноценности. Главная задача занятий — расширение социальной включенности, выход из статического состояния. Известно, что пассивно-созерцательные виды досуга обуславливают понижение общего жизненного тонуса обучающихся.

В основе реализации физкультурно-оздоровительной площадки лежит разработанная программа комплексов групповых занятий настольными спортивными играми в рамках инклюзивной образовательной среды в вузе. Цель программы — формирование у обучающихся основ здорового образа жизни, развитие физических качеств, повышение функциональных возможностей организма, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной и умственной деятельности. Срок реализации программы 1,5 года.

На занятиях используются различные формы и методы, соответствующие поставленным целям и задачам, а также содержанию образовательной деятельности (методы словесного восприятия, метод наглядности, практический метод, соревновательная и игровая форма). Наибольший эффект

и результат дают игровые и соревновательные формы, которые в основном и используются на занятиях.

Общими условиями эффективности физкуль-турно-спортивных занятий для занимающихся всех нозологических групп являются следующие: информация об участниках, планирование программы занятий, постановка задач занятия, мотивация, план (конспект) занятия, подготовка мест занятия и инвентаря, адаптация инвентаря, построение структуры занятия (подготовительная, основная и заключительная части), дозирование нагрузок, методы организации занимающихся, способы передачи и обмена информацией, предупреждение травматизма, подведение итогов занятия.

В начале реализации программы занятий было проведено анкетирование обучающихся с целью выявления осведомленности студентов о настольных спортивных играх как средствах физического воспитания. В анкетировании приняло участие 85 обучающихся ВоГУ (3,6 % — 1 курс, 46,4 % — 2 курс, 50 % — 3 курс). Практически все обучающиеся посещают занятия по физической культуре (92,9 %), не посещают — 3,6 %, посещают иногда также 3,6 % обучающихся.

На вопрос «Нравятся ли вам занятия по физической культуре?» утвердительно ответили 92,9 % обучающихся. На вопрос «При посещении занятий по физической культуре, что больше вам нравится выполнять?» были получены следующие ответы: ходьба (71,4 %), дыхательная гимнастика (35,7 %), общеразвивающие упражнения (54 %), помощь в судействе спортивных игр (10,7 %). Большинство респондентов на начало исследования не были знакомы с настольными спортивными играми (96,4 %). Об играх народов мира слышали 89 % респондентов. Более половины опрошенных (64,3 %) хотели бы получить подробную информацию о настольных спортивных играх. 21,4 % респондентов хотели бы вместо занятий по физической культуре посещать занятия настольными спортивными играми. На вопрос «Слышали ли Вы об открытии инклюзивного центра "Доступный спорт" в ВоГУ?» лишь 3,6 % респондентов ответили утвердительно.

Тестирование физической подготовленности и функционального состояния занимающихся было проведено дважды: в феврале 2021 года и в мае 2021 года. В процедурах тестирования приняли участие 23 студента с особыми образовательными потребностями и по состоянию здоровья, отнесенные для занятий физической культурой к спе-

циальной медицинской группе и систематически посещающие занятия в инклюзивном центре.

Анализ проведенного комплекса количественных и качественных методов обработки полученных данных позволил установить следующую динамику результатов за 3 месяца:

— прирост в тесте «Метание теннисного мяча на точность попадания» составил: правая рука 2,6 см (57,7 %), левая рука — 1,7 см (28,3 %);

— прирост в тесте «Бросок мяча в цель, стоя спиной к цели» составил 0,3 балла (16,6 %);

— прирост в тесте «Падение палки (П. Хиртц)» составил 4,4 см (2,9 %);

— прирост в тесте «Отпускание палки — реакция (В. Ф. Ломейко, К. Мекота)» составил

1.1 см (5,2 %);

— прирост в динамометрии составил: правая рука 0,9 кг (4,6 %), левая рука — прироста результатов не выявлено;

— прирост в тесте «Наклон вперед из положения стоя» составил 4,17 см (19,3 %);

— прирост в функциональной пробе задержки дыхания на вдохе (проба Штанге) составил

2.2 с (5,8 %);

— прирост в функциональной пробе задержки дыхания на выдохе (проба Генча) составил 0,7с (2 %).

При первичном определении уровня психоэмоционального состояния установлено, что настроение участников исследования в среднем было в норме (5,42 балла), самочувствие соответствовало благоприятному уровню (4,75 баллов), активность оценивалась как неблагоприятная (3,86 баллов). При повторном исследовании установлено, что оцениваемые показатели улучшились: настроение — норма (5,58 баллов), самочувствие — благоприятное (4,87 баллов), активность — благоприятная (4,23 балла). Следует отметить, что активность обучающихся из категории «неблагоприятная» перешла в категорию «благоприятная». Следовательно, можно утверждать, что систематические занятия настольными спортивными играми способствуют повышению активности студентов.

Таким образом, за период исследования произошла положительная динамика в уровне развития физических качеств, функционального и психоэмоционального состояния студентов.

Заключение. За период исследования наблюдается положительная динамика в уровне развития физических качеств (сила, гибкость, координация движений), функциональной подготовленности.

Превалирование результатов по большинству тестов и проб выявлено у юношей в сравнении с девушками. За период исследования у обучающихся, занимающихся в инклюзивном центре улучшился уровень психоэмоционального состояния, в частности значительная динамика отмечена в критерии «активность»

Список литературы

1. Богоева, М. Д. Нетрадиционных средств физической культуры в процессе физического воспитания для повышения уровня функциональных возможностей студентов с ослабленным здоровьем / М. Д. Богоева, С. Е. Гогинава, В. А. Вер-нигоренко, И. А. Павлова // Успехи современной наук. — 2016. — Т. 1, № 3. — С. 49—53.

2. Глазкова, Г. Б. Формирование универсальных компетенций по физической культуре и спорту у студентов специальной медицинской группы / Г. Б. Глазкова, О. В. Мамонова, В. Ю. Салов // Теория и практика физической культуры. — 2021. — № 3. — С. 62—64.

3. Есалиев, А. А. Организация занятий физической культуры для студентов в специальных медицинских группах / А. А. Есалиев, И. В. Ла-комкина // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. — 2019. — № 1. — С. 129—131.

4. Караван, А. В. Особенности применения средств лечебной физической культуры для решения проблемы сохранения и поддержания здоровья студентов специальной медицинской группы / А. В. Караван, А. Скударь // Путь науки. — 2015. — № 6 (16). — С. 87—88.

5. Мамонова, О. В. Модель физического воспитания студентов с особыми образовательными потребностями / О. В. Мамонова, О. В. Филимонова, Т. Н. Шутова // Теория и практика физической культуры. — 2018. — № 9. — С. 51.

6. Мамонова, О. В. Воспитание студентов специальных медицинских групп на основе оз-

Поступила в редакцию 28 февраля 2022

доровительных видов гимнастики и бильярда / О. В. Мамонова, С. И. Филимонова, Л. М. Столяр, Р. Ю. Булычев // Теория и практика физической культуры. — 2017. — № 9. — С. 25—27.

7. Рязанова, Е. А. Организация физической культуры в вузе для студентов с ослабленным здоровьем / Е. А. Рязанова, Е. А. Гиренко // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве : сб. материалов XIII междунар. науч.-практ. конф. — Новосибирск, 2017. — С. 124—128.

8. Симина, Т. Е. Содержание физического воспитания студентов с отклонениями в состоянии здоровья в экономическом вузе / Т. Е. Симина, Д. А. О. Фарзалиев, В. А. Прокшина, А. Л. Юр-ченко // Теория и практика физической культуры. — 2021. — № 1. — С. 38—40.

9. Спирина, М. П. Оптимизация учебного процесса по физической культуре студентов с отклонениями в состоянии здоровья / М. П. Спирина, В. П. Шлыков, Ю. В. Кузнецова, Л. И. Кизлов // Теория и практика физической культуры. — 2021. — № 2. — С. 70—72.

10. Татаров, В. Б. Использование различных форм занятий по физической культуре со студентами имеющих ослабленное здоровье / В. Б. Та-таров // Международный научный журнал. — 2016. — № 9-2 (21). — С. 108—109.

11. Чистякова, Е. В. Методика проведения занятий по скандинавской ходьбе со студентами подготовительной и специальной медицинских групп в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов / Е. В. Чистякова, И. В. Соколова // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. — 2019. — № 1. — С. 83—97.

12. Villouta, E. Facilitadores y barreras del proceso de inclusión en educación superior: la percepción de los tutores del programa Piane-UC // Estudios pedagógicos (Valdivia). — 2017. — Vol. 43 (1). — P. 349—369.

Для цитирования: Мелентьева, Н. Н. Настольные спортивные игры: возможности в адаптивном физическом воспитании студентов с ограниченными возможностями здоровья / Н. Н. Мелентьева, А. С. Лопухина, Н. С. Сверкунова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2022. — Т. 7, № 2. — С. 93—98.

Сведения об авторах

Мелентьева Наталия Николаевна — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры, спорта и адаптивного физического воспитания. Вологодский государственный университет, Вологда, Россия. ORCID ID: 0000-0003-2871-899X. E-mail: nataliyamelenteva@mail.ru

Лопухина Александра Сергеевна — кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры, спорта и адаптивного физического воспитания. Вологодский государственный университет, Вологда, Россия. ORCID ID: 0000-0003-4923-322X. E-mail: teach_las@mail.ru

Сверкунова Наталья Сергеевна — старший преподаватель кафедры физической культуры, спорта и адаптивного физического воспитания. Вологодский государственный университет, Вологда, Россия. ORCID ID: 0000-0002-1819-5075. E-mail: n.sverkunova@yandex.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2022, vol. 7, no. 2, pp. 93—98.

Board sports games: opportunities in adaptive physical education of students with disabilities

Melentyeva N.N.1, Lopukhina A.S.2, Sverkunova N.S.3

Vologda State University, Vologda, Russia

1 nataliyamelenteva@mail.ru

2 teach_las@mail.ru

3 n.sverkunova@yandex.ru

The article reveals the actual problem of adaptive physical education of students with disabilities in a higher educational institution, their involvement in sports and health-improving classes. The purpose of the research is to study the abilities of disabled students to board sports games in the adaptive physical education at the university.

Keywords: students, poor health, higher education, adaptive physical culture, board sports games, inclusion, testing, physical fitness, psycho-emotional state, functional state.

References

1. Bogoeva M.D., Goginava S.E., Vernigoren-ko V.A., Pavlova I.A. Primenenie netradicionnyx sredstv fizicheskoj kultury v processe fizicheskogo vospitaniya dlya povysheniya urovnya funkcion-alnyx vozmozhnostej studentov s oslablennym zdor-ovem [The use of non-traditional means of physical culture in the process of physical education to increase the level of functional capabilities of students with poor health]. Uspekhi sovremennoj nauki [Successes of modern science], 2016, Vol. 1, no. 3, pp. 49—53. (In Russ).

2. Glazkova G.B., Mamonova O.V., Puxovs-kaya M.N., Salov V.Yu. Formirovanie universalnyx kompetencij po fizicheskoj kulture i sportu u stu-dentov specialnoj medicinskoj gruppy [Formation of universal competencies in physical culture and sports among students of a special medical group]. Teoriya i praktika fizicheskoj kultury [Theory and practice of physical culture], 2021, no. 3, pp .62— 64. (In Russ).

3. Esaliev A.A., Lakomkina I.V. Organizaciya zan-yatij fizicheskoj kultury dlya studentov v specialnyx medicinskix gruppax [Organization of physical culture classes for students in special medical groups]. Resursy konkurentosposobnosti sportsmenov: teoriya i praktika realizacii [Resources of athletes' competitiveness: theory and practice of implementation], 2019, no. 1, pp. 129—131. (In Russ).

4. Karavan A.V., Skudar A. Osobennosti prime-neniya sredstv lechebnoj fizicheskoj kultury dlya resheniya problemy soxraneniya i podderzhaniya zdorovya studentov specialnoj medicinskoj gruppy [Features of the use of means of therapeutic physical culture to solve the problem of preserving and maintaining the health of students of a special medical group]. Put nauki [Path of Science], 2015, no. 6 (16), pp. 87—88. (In Russ).

5. Mamonova O.V., Filimonova O.V., Shuto-va T.N. Model fizicheskogo vospitaniya studentov s osobymi obrazovatelnymi potrebnostyami [Model of physical education of students with special educational needs]. Teoriya i praktika fizicheskoj kultury [Theory and practice of physical culture], 2018, no. 9, p. 51. (In Russ).

6. Mamonova O.V., Filimonova S.I., Stolyar L.M., Bulychyov R.Yu. Fizicheskoe vospitanie studentov spe-cialnyx medicinskix grupp na osnove ozdorovitelnyx vidov gimnastiki i bilyarda [Physical education of students of special medical groups based on health-improving types of gymnastics and billiards]. Teoriya i praktika fizicheskoj kultury [Theory and practice of physical culture], 2017, no. 9. pp. 25—27. (In Russ).

7. Ryazanova E.A., Girenko E.A. Organizaciya fizicheskoj kultury v vuze dlya studentov s oslablennym zdorovem [Organization of physical culture at the university for students with poor health]. Sovremennye obrazovatelnye texnologii v mirovom

uchebno-vospitatelnom prostranstve sbomik material-ov XIII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii. Novosibirsk, 2017. Pp. 124—128. (In Russ).

8. Simina T.E., Farzaliev D.A.O., Prokshina V.A., Yurchenko A.L. Soderzhanie fizicheskogo vospitani-ya studentov s otkloneniyami v sostoyanii zdorovya v ekonomicheskom vuze [The content of physical education of students with disabilities in the state of health in an economic university]. Teoriya ipraktika fizicheskoj kultury [Theory and practice of physical culture], 2021, no. 1, pp. 38—40. (In Russ).

9. Spirina M.P., Shlykov V.P., Kuzneczova Yu.V., Kizlov L.I. Optimizaciya uchebnogo processa po fi-zicheskoj kulture studentov s otkloneniyami v sos-toyanii zdorovya [Optimization of the educational process in physical culture of students with deviations in the state of health]. Teoriya i praktika fizicheskoj kultury [Theory and practice of physical culture], 2021, no. 2, pp. 70—72. (In Russ).

10. Tatarov V.B. Ispolzovanie razlichnyx form zan-yatij po fizicheskoj kulture so studentami imeyushhix

oslablennoe zdorove [The use of various forms of physical education classes with students with poor health]. Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal [International Scientific Journal], 2016, no. 9—2 (21), pp. 108—109. (In Russ).

11. Chistyakova E.V., Sokolova I.V. Metodika provedeniya zanyatij po skandinavskoj xodbe so studentami podgotovitelnoj i specialnoj medicin-skix grupp v Sankt-Peterburgskom gumanitarnom universitete profsoyuzov [Methodology for conducting Nordic walking classes with students of preparatory and special medical groups at the St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions]. Zdorove cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoj kultury i sporta [Human health, theory and methodology of physical culture and sports], 2019, no. 1, pp. 83—97. (In Russ.).

12. Villouta E. Facilitadores y barreras del proceso de inclusión en educación superior: la percepción de los tutores del programa Piane-UC. Estudios pedagógicos (Valdivia), 2017, Vol. 43 (1), pp. 349—369.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная — https://creativecommons.org/li-censes/by-nc/4.0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.