Научная статья на тему 'Факторы проявления и развития познавательной инициативы младших школьников на уроках'

Факторы проявления и развития познавательной инициативы младших школьников на уроках Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
познавательная инициатива / самостоятельность / познавательная деятельность / младший школьник / психолого-педагогический эксперимент / наблюдение / экспертная оценка учителя / cognitive initiative / independence / a cognitive activity / a junior student / a psychological and pedagogical experiment / observation / the expert evaluation by the teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохоренко Екатерина Олеговна

В статье представлена структура и содержание познавательной инициативы младших школьников в контексте психолого-педагогического исследования. Рассмотренные показатели познавательной инициативы младших школьников были получены на основании наблюдения, проведенного в естественных условиях в ходе урочной деятельности, и экспертной оценки учителей. Было проведено сравнение показателей проявления познавательной инициативы в ходе урочной деятельности, что позволило выявить значимые взаимосвязи между компонентами познавательной инициативы, а также согласованность изучаемой структуры. Статистическая обработка результатов проведенного исследования позволила эмпирически подтвердить и теоретически обосновать психологическое соответствие содержательных характеристик исследуемого понятия «познавательная инициатива» младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прохоренко Екатерина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of manifestation and development of cognitive initiative of younger schoolchildren in lessons

This article presents the structure and content of the cognitive initiative of younger schoolchildren in the context of psychological and pedagogical research. The considered indicators of the cognitive initiative of younger schoolchildren were obtained on the basis of observation conducted in natural conditions during the course of teaching activities and expert evaluation by teachers. A comparison of indicators of the manifestation of cognitive initiative in the course of the class activity was carried out, which made it possible to identify significant relationships between the components of cognitive initiative, as well as the consistency of the structure under study. Statistical processing of the results of the study made it possible to empirically confirm and theoretically substantiate the psychological correspondence of the content characteristics of the studied concept of «cognitive initiative» of younger schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Факторы проявления и развития познавательной инициативы младших школьников на уроках»

^ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД

УДК 37.015.3 DOI: 10.31862/2218-8711-2023-4-58-69

ББК 88.6

ФАКТОРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ

FACTORS OF MANIFESTATION AND DEVELOPMENT OF COGNITIVE INITIATIVE OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN LESSONS

Прохоренко Екатерина Олеговна

Аспирант факультета педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет

E-mail: catya1902@yandex.ru

Prokhorenko Ekaterina O.

PhD postgraduate student at the Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University E-mail: catya1902@yandex.ru

Аннотация. В статье представлена структура и содержание познавательной инициативы младших школьников в контексте психолого-педагогического исследования. Рассмотренные показатели познавательной инициативы младших школьников были получены на основании наблюдения, проведенного в естественных условиях в ходе урочной деятельности, и экспертной оценки учителей. Было проведено сравнение показателей проявления познавательной инициативы в ходе урочной деятельности, что позволило выявить значимые взаимосвязи между компонентами познавательной инициативы, а также согласованность изучаемой структуры. Статистическая обработка результатов проведенного исследования позволила эмпирически подтвердить и теоретически

Abstract. This article presents the structure and content of the cognitive initiative of younger schoolchildren in the context of psychological and pedagogical research. The considered indicators of the cognitive initiative of younger schoolchildren were obtained on the basis of observation conducted in natural conditions during the course of teaching activities and expert evaluation by teachers. A comparison of indicators of the manifestation of cognitive initiative in the course of the class activity was carried out, which made it possible to identify significant relationships between the components of cognitive initiative, as well as the consistency of the structure under study. Statistical processing of the results of the study made it possible to empirically confirm and

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Прохоренко Е. О., 2023

обосновать психологическое соответствие содержательных характеристик исследуемого понятия «познавательная инициатива» младших школьников.

theoretically substantiate the psychological correspondence of the content characteristics of the studied concept of «cognitive initiative» of younger schoolchildren.

Ключевые слова: познавательная инициатива, самостоятельность, познавательная деятельность, младший школьник, психолого-педагогический эксперимент, наблюдение, экспертная оценка учителя.

Keywords: cognitive initiative, independence, a cognitive activity, a junior student, a psychological and pedagogical experiment, observation, the expert evaluation by the teacher.

Для цитирования: Прохоренко Е. О. Факторы проявления и развития познавательной инициативы младших школьников на уроках // Проблемы современного образования. 2023. № 4. С. 58-69. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-4-58-69.

Cite as: Prokhorenko E. O. Factors of manifestation and development of cognitive initiative of younger schoolchildren in lessons. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023, No. 4, pp. 58-69. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-4-58-69.

Современная ситуация в России, отвечающая вызовам XXI в. в экономическом, инновационно-технологическом и научном развитии, формирует запрос на появление личности с активной позицией, которая стремится к постоянному саморазвитию и самоактуализации как в сфере квалифицированного труда, так и личностного роста. В последние десятилетия подход «образование на всю жизнь» становится все менее актуальным, более востребованной оказывается гибкая стратегия развития, предполагающая переобучение в течение всей жизни. Инновационное развитие России, таким образом, требует модернизации образования [1].

Одна из вечных проблем педагогики и детской психологии: какие универсальные условия надо создать, чтобы ребенок хотел учиться? Как развить познавательный интерес к реализуемой деятельности ребенка? Что сделать, чтобы учебная деятельность ребенка стала процессом, при котором возможно проявление познавательной инициативы непосредственно на уроке? Так, в настоящий момент важной стратегией для модернизации педагогических технологий является вовлечение учащихся в активную самостоятельную учебно-познавательную деятельность, которая основана на готовности и возможности достигнуть субъектной позиции в обучении, что характеризуется в образовании как придание индивидуального личностного смысла получаемым знаниям, умениям, навыкам и компетенциям в рамках начального школьного образования.

Преодолению локальности единоличных доводов в определении познавательной инициативы способствует системный подход, позволяющий интерпретировать данное психолого-педагогическое понятие, опирающееся на потенциал потребностно-мо-тивационной, когнитивной, регулятивно-волевой и эмоциональной сферы личности

младшего школьника. Так, с использованием своих волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей и задач младший школьник проявляет стремление к качественному овладению знаниями, умениями, навыками, компетенций, универсальных учебных результатов.

Н. С. Степашев определял системообразующую функцию педагогического влияния на развитие познавательной инициативы для компонентов творческой и самостоятельно-активной системы обучения [2].

Познавательную инициативу мы «понимаем как многокомпонентное личностное образование, выражающееся постоянным стремлением к приобретению новых знаний, умений, навыков, компетенций, характеризуемое внутренней целеустремленностью и личностной значимостью использовать разные способы действия к накоплению, расширению кругозора» [3].

Проявление познавательной инициативы младших школьников в современной ситуации на уроках может проявляться в таких формах деятельности, как наблюдение и вопросно-ответная форма в учебно-познавательной детальности, но все же самое значимое проявление опосредовано самостоятельно-активным творческим действием или преобразованием исследуемого предмета, явления, способа деятельности.

Самосостояние субъектности, активности и самостоятельности может пониматься как ответная реакция со стороны учащихся на созданные педагогом условия в учебно-познавательной деятельности. Так, по мнению С. Л. Рубинштейна, это происходит потому, что деятельность как процесс может осуществляется, проявляться и в интеллектуальном, и в эмоциональном, и в волевом контексте [4].

Следовательно, процесс обучения, исходя из индивидуально-возрастных особенностей учащихся, может демонстрировать самые различные сочетания когнитивных, эмоциональных и волевых основ. Некоторые младшие школьники проявляют познавательную инициативу и активно включаются в учебно-познавательную деятельность ситуативно и неустойчиво, непроизвольно, в то время как другие могут сохранить самостоятельность, активность и инициативу в течение всего урока, что и отображается в уровнях детской самостоятельности, инициативы, личной активности как таковой. Определенные субъектные условия, важные факторы для проявления познавательной инициативы в ходе урочной деятельности хорошо описаны в работах Е. А. Погодиной. Так, было выявлено, что возникновение и проявление познавательной инициативы у младших школьников на уроке обусловлено индивидуальными социально-психологическими факторами, что характеризуется общественной потребностью, поощрением и одобрением поведения и поступков младшего школьника со стороны учителя и поддержкой сверстников, положительной оценкой стремления для выдвижения собственной идеи и взглядов и помощь учителя и одноклассников в реализации таких идей, замыслов [5].

Наше исследование психолого-педагогической обусловленности развития познавательной инициативы младших школьников в учебно-познавательной деятельности было выстроено в логике эмпирической проверки сущностно-содержатель-ной характеристики изучаемого понятия, а именно познавательной инициативы

младших школьников. В рамках данного исследования, проведенного на базе МКОУ Средней школы № 2 Волгоградской области г. Палласовки, отслеживалась динамика проявления познавательной инициативы младших школьников в ходе урочной деятельности.

Цель исследования - выявить актуальный уровень сформированности познавательной инициативы младших школьников и определить психолого-педагогические факторы ее проявления в ходе их учебной деятельности.

Для выявления наличного уровня сформированности познавательной инициативы младших школьников была проведена экспертная оценка классных руководителей, диагностируемых классов. Для этого группе экспертов-педагогов ^ = 4) были предоставлены печатные бланки для заполнения протоколов наблюдения и интервьюирования, направленные на оценку структурных компонентов, содержательную особенность исследуемого понятия.

Последующая статистическая обработка данных осуществлялась с помощью критерия Пирсона (при р £ 0,05). Показатели познавательной инициативы младших школьников умеренно отклоняются в сторону низких значений и демонстрируют умеренное преобладание крайних значений. Статистический анализ проведенного исследования с помощью критерия %2 показал статистически значимые различия в выраженности уровня сформированности познавательной инициативы в исследуемой выборке (табл. 1).

Таблица 1

Результаты исследования уровня сформированности актуального уровня познавательной инициативы младших школьников,

посредством метода экспертных оценок учителей среди всех младших школьников

Значение Степень свободы Асимптотическая значимость (2-сторонняя)

Хи-квадрат Пирсона 17,598* 6 0,007

Отношения правдоподобия 17,220 6 0,009

Линейно-линейная связь 0,003 1 0,958

Количество допустимых наблюдений 80 - -

Примечание: * - для числа ячеек 2 (16,7%) предполагается значение меньше 5. Минимальное предполагаемое число равно 4,40.

Исходя из полученных данных, посредством метода экспертной оценки учителей было выявлено, что у большинства исследуемых преобладает средний и низкий уровни познавательной инициативы. Статистическая обработка позволила эмпирически подтвердить статистическую значимость экспертной оценки учителя и невключенного наблюдения, проводимого в естественных условиях.

В ходе проводимого исследования необходимо было выяснить, по каким из 30 утверждений оценки экспертами уровня познавательной активности имеют место различия в исследуемой выборке. На основе факторного анализа выделенные параметры

будут отображать специфику и особенности содержательных характеристик изучаемого феномена «познавательная инициатива». Для этого нами был проведен факторный анализ различий оценки уровня познавательной инициативы по каждому из 30 утверждений, заданных эксперту в ходе интервьюирования.

На основе факторного анализа выявлены критерии содержательных характеристик исследуемого психолого-педагогического явления «познавательная инициатива» и статистически подтверждена структурная модель данного понятия в исследовании, исходя из максимальных значений каждой содержательной характеристики. Также выявлена неоднородность оценок экспертов актуального уровня сформированности познавательной инициативы по следующим утверждениям (табл. 2).

Таблица 2

Результаты анализа распределения экспертных оценок учителей в 3 «А», 3 «Б», 3 «В» и 4 «А» классе

Утверждения Значение у! Пирсона Уровень значимости

Обладает личным стремлением и желанием ответить на вопрос учителя 16,694 0,010

Обладает интеллектуальной самостоятельностью в учебной деятельности 18,927 0,010

В ходе выполнения творческих заданий проявляет заинтересованность и личностную значимость 17,190 0,010

Быстро включается при обсуждении проблемных и дискуссионных вопросов 8,487 0,205

Активно участвует без принуждения учителя на уроках «нового знания» 11,452 0,750

Открыто делится своими впечатлениями и соображениями в ходе объяснения учителя 6,176 0,404

Активно и самостоятельно взаимодействует со взрослыми, самостоятельно предлагает позитивные способы общения и взаимодействия 6,495 0,370

Интересуется прошлым и будущим сверстников и взрослых 7,247 0,299

Умеет дополнять и рецензировать ответы товарищей 10,757 0,096

Обладает способностью к логическим приемам мышления 18,696 0,010

Может выполнять задания самостоятельно без помощи учителя 7,294 0,294

Сочетает и интегрирует различные усвоенные действия в зависимости от собственных целей и желаний 6,506 0,369

Владеет навыками самоорганизации в учебной деятельности 5,267 0,510

Каждую начатую цель или задачу приводит к результату 3,554 0,737

Не отказывается принимать участие в групповой работе, парной, исследовательской, творческой 8,091 0,231

Проявление целеустремленности и упорства при выполнении заданий, повышенной сложности 21,702 0,010

Окончание табл. 2

Утверждения Значение у! Пирсона Уровень значимости

Доводит начатое дело до конца 16,433 0,120

Не отказывается по рекомендации учителя от выполнения сложных заданий 12,936 0,044

Ориентируется на получение оценок в результатах учебной деятельности 9,130 0,166

Трудные учебные задачи ребенок выбирает самостоятельно и без указаний учителя 2,806 0,833

Включаемость в работу на уроке 11,651 0,070

Владение учебно-организационными умениями 5,535 0,447

Проявляет стойкий интерес в получении ответов на возникший собственный вопрос 7,003 0,321

Осуществление помощи товарищам 8,080 0,232

Проявление недовольства при прекращении или прерывании личностно-значимой деятельности 21,464 0,010

Возвращение к самопроверке после выполнения учебного задания 32,033 0,010

Увлеченность при выполнении учебных заданий 12,840 0,050

Проявление возбужденности и оживленности при интеллектуальном напряжении 6,880 0,332

Положительное эмоциональное реагирование на успехи и достижения 20,437 0,010

Отрицательное эмоциональное реагирование на ошибки и неудачи 15,566 0,500

В табл. 2 жирным выделены наиболее часто встречающиеся параметры в проявлении инициативы младших школьников, эти статистически значимые параметры могут быть сгруппированы в следующие факторы формирования и развития познавательной инициативы младших школьников, такие как:

• активность, субъектность и самостоятельность в процессах познаний и обучения;

• эмоциональное реагирование и ценностная значимость выполняемой практической деятельности;

• регуляция поведения в ситуации столкновении мотивов «хочу» и «надо», регулирующая волевая функция;

• взаимодействие с окружающими, сотрудничество с другими.

К первому фактору относятся утверждения экспертов, характеризующие инициативность, самостоятельность активность в познавательном процессе. Этот фактор мы назвали «Активность и самостоятельность в познавательной деятельности». Показатели, связанные с проявлениями эмоций, относятся ко второму фактору, который получил название «Эмоциональное реагирование на обучение». К третьему фактору, характеризующему уровень развития познавательной инициативы, мы отнесли утверждения,

характеризующие способность доводить дело до конца и упорство в познавательной деятельности, данный фактор мы определили как «Волевые усилия и саморегуляция в познавательной деятельности». И четвертый фактор, влияющий на формирование уровня познавательной инициативы, включает в себя утверждения, характеризующие желание взаимодействовать в процессе познания со сверстниками и желания добиваться понимания педагога, данный фактор мы обозначили как «Фактор взаимодействия с другими в процессе познания».

Общий показатель уровня сформированности познавательной инициативы формировался в результате суммирования 30 содержательных параметров, характеризующих проявление познавательной инициативы в ходе урока по предположениям исследователя. Исходя из проведенного невключенного наблюдения в ходе учебной деятельности ^ = 80) и последующей статистической обработки данных, выявлено распределение в группах, отличное от нормального, значения критерия у2 Пирсона (при р £ 0,05). Показатели познавательной инициативы младших школьников умеренно отклоняются в сторону низких и средних значений (табл. 3).

Таблица 3

Анализ различий проявления познавательной инициативы школьниками, выявленных методом наблюдения

Класс Количество Степень свободы Критерий у2 Пирсона Уровень значимости

3 «А» 22 чел. 2 9,364 0,009

3 «Б» 16 чел. 2 7,625 0,022

3 «В» 16 чел. 2 9,125 0,010

4 «А» 26 чел. 2 1,462 0,482

Вся выборка 80 чел. 2 9,925 0,007

Между группами 4 группы 6 17,666 0,007

При выявлении различий сформированности познавательной инициативы младших школьников между группами были обнаружены статистически значимые различия (%2 = 17,666 при р ^ 0,007). То есть дети по-разному проявляют познавательную инициативу в разных классах. По наблюдениям автора (соответственно выделенным критериям наблюдения), выявлено неравномерное распределение на высоком уровне значимости (%2 = 9,925 при р ^ 0,007), что позволяет судить о том, что развитие познавательной инициативы младших школьников находится скорее на низком уровне, с небольшой тенденцией в сторону среднего уровня. Также было проведено сравнение показателей проявления познавательной инициативы младших школьников в ходе урочной деятельности в рамках программы ФГОС НОО, что определяет согласованность изучаемой структуры, характеризующейся значимой взаимосвязью между сущностно-струк-турными компонентами познавательной инициативы. Подробная процедура анализа представлена в нашей работе (табл. 4).

Таблица 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Повернутая матрица компонентов

Показатели познавательной инициативы Компонент

1 2 3 4

1. Осуществление решения учебных задач, посредством проявления личной инициативы исследовательского поиска на основе индивидуального творческого подхода 0,880 0,063 0,123 0,162

2. Проявление интеллектуальной самостоятельности в решении учебных задач 0,872 -0,025 0,113 0,112

3. Самостоятельно поднимает руку и задает вопросы 0,863 -0,022 0,170 0,162

4. Включается успешно в обсуждение дискуссионных вопросов 0,835 0,127 -0,012 0,204

5. Активно и самостоятельно взаимодействует и с взрослыми тоже, самостоятельно предлагает позитивные способы общения и взаимодействия 0,824 0,225 0,136 0,031

6. Интересуется прошлым и будущим сверстников и взрослых 0,795 0,137 0,186 0,147

7. По собственному желанию высказывает свое мнение другим и стремиться поделиться своей информацией 0,788 0,193 0,306 0,093

8. Выбор трудных, усложненных заданий служит личной инициативой младшего школьника 0,767 0,092 0,166 0,074

9. Без принуждения включается в работу на уроке 0,765 0,179 0,011 0,350

10. Сочетает и интегрирует различные усвоенные движения и действия в зависимости от собственных целей и желаний 0,760 -0,006 0,261 0,197

11. Владеет логическими приемами мышления 0,754 -0,080 0,126 0,261

12. Дополняет и рецензирует ответы товарищей 0,732 -0,103 0,127 0,292

13. Самостоятельно и активно участвует на уроках «нового знания» в объяснении учителем 0,718 0,164 0,136 0,015

14. Проявляет целеустремленность при выполнении трудных заданий 0,712 0,315 -0,010 -0,050

15. Руководствуется только достижением оценок 0,688 0,064 0,274 -0,001

16. Обходится без помощи учителя 0,687 0,050 0,294 0,317

17. Не отказывается от сложных заданий 0,666 0,124 0,354 -0,005

18. Владеет учебно-организационными умениями 0,646 0,229 0,058 0,411

19. Проявляет организованность в работе 0,598 0,059 0,483 0,077

20. Не отказывается от сложных заданий 0,468 0,397 0,449 -0,063

21. При интеллектуальном напряжении младший школьник проявляет оживленность, восторженность 0,065 0,845 0,058 -0,049

22. Отрицательное эмоциональное реагирование на ошибки и неудачи 0,086 0,799 0,232 0,006

Окончание табл. 4

Показатели познавательной инициативы Компонент

1 2 3 4

23. Проявляет заинтересованность в выполнении учебных заданий 0,111 0,699 -0,096 0,184

24. Искренне может радоваться собственным успехам 0,062 0,693 0,294 -0,022

25. Осуществляет проверку выполненного задания 0,043 0,628 -0,122 0,453

26. Проявляет недовольство, если вынужден прервать работу 0,087 0,535 0,156 0,520

27. Доводит начатую деятельность до конца 0,271 0,203 0,769 0,157

28. При выполнении сложных заданий ученик проявляет упорство 0,210 0,075 0,737 0,181

29. Оказывает помощь товарищам 0,296 0,176 0,300 0,729

30. Не успокоится, пока не поймет возникший вопрос 0,524 -0,016 0,127 0,620

На основе повернутой матрицы компонентов, метод вращения: варимакс с нормализацией Кайзера - выявлены основные показатели, компоненты проявления познавательной инициативы в современных условиях на уроках в начальной школе:

• Осуществление решения учебных задач, посредством проявления личной инициативы исследовательского поискана основе индивидуального творческого подхода (креативность);

• Проявление интеллектуальной самостоятельности в решении учебных задач (субъектность);

• Самостоятельно поднимает руку и задает вопросы (любознательность);

• Включается успешно в обсуждение дискуссионных вопросов (готовность);

• При интеллектуальном напряжении младший школьник проявляет оживленность, восторженность (положительное эмоциональное реагирование);

• Отрицательное эмоциональное реагирование на ошибки и неудачи (тревожность);

• Проявляет заинтересованность в выполнении учебных заданий (увлеченность);

• Искренне может радоваться собственным успехам (личностно-смысловая значимость);

• Осуществляет проверку выполненного задания (самоконтроль);

• Проявляет недовольство, если вынужден прервать работу (отрицательный эмоциональный отклик).

Таким образом, роль учителя начальных классов должна быть нацелена на самостоятельную, активную, исследовательскую и творческую работу младших школьников в ходе учебно-познавательной деятельности. Психолого-педагогическая стратегия обучения, выбранная учителем начальных классов, его конечный результат педагогических усилий и уровень профессионализма и мастерства должен заключаться в том, чтобы во взаимодействии с младшими школьниками, в сотрудничестве переориентировать внимание учащихся на то, что учебно-познавательная деятельность не ограничивается

принудительной обязанностью, а является лишь одной из возможностей знакомства с окружающим миром, постижением его уникальных явлений и свойств.

Познавательную инициативу мы понимаем, как многокомпонентное личностное образование, поэтому оно может приобретаться, развиваться и проявляться благодаря правильно организованному процессу образования, познания и развития, что характеризуется личной активностью, субъектной позицией младшего школьника, его сознательностью, самостоятельностью в организации учебного процесса при решении проблемных, исследовательских и творческих задач.

Такой подход к пониманию проблемы делает процесс решения учебных задач лич-ностно-ориентированным, построенным на личностно-смысловой основе, что предполагает создание эмоционально-психологических установок, ведь эмоциональная память формирует личность ученика, что в процессе становления формирует образ мира, отражающий разную степень полноты и адекватности отображаемой реальности.

Вследствие этого младшие школьники могут наиболее углубленно наблюдать личностные и психосоциальные изменения в самих себе, что является важнейшим показателем эффективного проявления ими собственной познавательной деятельности. Психолого-педагогический контекст рассмотрения данной проблемы развития познавательной инициативы позволяет определить не только его сущностно-структурную характеристику, но и определить важность специально созданных условий учителем начальных классов с целью развития уровня познавательной инициативы младших школьников посредством активного взаимодействия субъектов образовательного процесса, а именно школы-семьи-ребенка.

Полученные данные отображают современное состояние проблемы развития познавательной инициативы младшего школьника с точки зрения ее структуры и содержания, а также факторов проявления в ходе урочной деятельности в рамках ФГОС НОО. Познавательную инициативу может развить только сам учащийся в процессе собственной индивидуальной учебно-познавательной деятельности, а учитель может лишь создать благоприятные условия для реализации и проявления индивидуально-возрастных способностей личности младшего школьника.

Список литературы

1. Швецова Г. Н., Швецова М. Н. Государственная политика в области непрерывного образования // Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации. Йошкар-Ола, 2022. С. 433-438.

2. Степашов Н. С. Творческая инициатива в системе обучения. М.: Знание, 1990. 41 с.

3. Прохоренко Е. О. Познавательная инициатива младших школьников // Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации. Йошкар-Ола, 2022. С. 274280.

4. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1971. 720 с.

5. Погодина С. В. Теория и методика развития детского изо-творчества: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. 5-е изд., стер. М.: Изд. центр «Академия», 2014.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (с изм. и доп. от: 18 июля 2022 г.). ГАРАНТ: О применении ФГОС НОО см. письма Министерства просвещения РФ от 15 февраля 2022 г. № A3-113/03 и от 8 августа 2022 г. № ТВ-1517/03.

7. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 334 с.

8. Братусь Б. С. Психология. Нравственность. Культура. М.: Менеджер: Роспедагенство, 1994. 60 с.

9. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.

10. Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. 347 с.

11. Данилов М. А. Педагогический процесс, диалектика его движения и отражение в теории // Тез. докл. семинара по методологии педагогики и методики пед. исслед. М.: НИИ ТиИП АПН СССР, 1969. 26 с.

12. Даровских Л.В. Проблемы развития инициативности учащихся // Химия в школе. 2006. № 10. С. 11-16.

13. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление. Технология развития. СПб.: Скифия, 2003. 284 с.

14. Anderson L. W., Krathwohl D. R. A Taxonomy for Learning, Teaching, and Assessing: A Revision of Bloom's Taxonomy of Educational Objectives. Longman, 2001.

15. King A. Inquiry as a tool in critical thinking // D. F. Halpern (ed.). Changing college classrooms: New teaching and learning strategies in an increasingly complex world. San Francisco: Jossey-Bass, 1994. P. 13-38.

References

1. Shvetsova G. N., Shvetsova M. N. Gosudarstvennaya politika v oblasti nepreryvnogo obrazovaniya. In: Nachalnaya shkola: problemy i perspektivy, tsennosti i innovatsii. Yoshkar-Ola, 2022. Pp. 433-438.

2. Stepashov N. S. Tvorcheskaya initsiativa v sisteme obucheniya. Moscow: Znanie, 1990. 41 p.

3. Prokhorenko E. O. Poznavatelnaya initsiativa mladshikh shkolnikov. In: Nachalnaya shkola: problemy i perspektivy, tsennosti i innovatsii. Yoshkar-Ola, 2022. Pp. 274-280.

4. Rubinstein S. L. Problemy obshchey psikhologii. Moscow: Pedagogika, 1971. 720 p.

5. Pogodina S. V. Teoriya i metodika razvitiya detskogo izo-tvorchestva: ucheb. posobie dlya studentov uchrezhdeniy sred. prof. obrazovaniya. Moscow: Izd. tsentr "Akademiya", 2014.

6. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart nachalnogo obshchego obrazovaniya (s izm. i dop. ot: 18.07.2022). GARANT: O primenenii FGOS NOO sm. pisma Ministerstva prosveshcheniya RF ot 15.02.2022 No. AZ-113/03 i ot 08.08.2022 No. TV-1517/03.

7. Abulkhanova-Slavskaya K. A. Deyatelnost i psikhologiya lichnosti. Moscow: Nauka, 1980. 334 p.

8. Bratus B. S. Psikhologiya. Nravstvennost. Kultura. Moscow: Menedzher: Rospedagenstvo, 1994. 60 p.

9. Ananyev B. G. Chelovek kak predmet poznaniya. St. Petersburg: Piter, 2001. 288 p.

10. Bogoyavlenskiy D. N., Menchinskaya N. A. Psikhologiya usvoeniya znaniy v shkole. Moscow: Izd-vo Akad. ped. nauk RSFSR, 1959. 347 p.

11. Danilov M. A. Pedagogicheskiy protsess, dialektika ego dvizheniya i otrazhenie v teorii. In: Tez. dokl. seminara po metodologii pedagogiki i metodiki ped. issled. Moscow: NII TilP APN SSSR, 1969. 26 p.

12. Darovskikh L. V. Problemy razvitiya initsiativnosti uchashchikhsya. Khimiya vshkole. 2006, No. 10, pp. 11-16.

13. Zagashev I. O., Zair-Bek S. I. Kriticheskoe myshlenie. Tekhnologiya razvitiya. St. Petersburg: Skifiya, 2003. 284 p.

14. Anderson L. W., Krathwohl D. R. A Taxonomy for Learning, Teaching, and Assessing: A Revision of Bloom's Taxonomy of Educational Objectives. Longman, 2001.

15. King A. Inquiry as a tool in critical thinking. In: Halpern D. F. (ed.) Changing college classrooms: New teaching and learning strategies in an increasingly complex world. San Francisco: Jossey-Bass, 1994. Pp. 13-38.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2023, № 4

Статья поступила в редакцию 30.03.2023 The article was received on 30.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.