Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ'

ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПЕДАГОГ / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ланина Светлана Юрьевна

В статье рассматривается вопрос профессионального развития педагога сельской школы. Представлены результаты диагностики педагогов сельской школы с целью определения основных факторов влияющих на профессиональное развитие педагога. Целью исследования является рассмотрение основных факторов, которые оказывают влияние на профессиональное развитие педагога сельской школы. Описываются внешние и внутренние факторы. Практическая значимость исследования состоит в описании основных направлений профессионального развития педагога, работающего в сельской школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ланина Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OFPROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A RURAL SCHOOL TEACHER

The article deals with the issue of professional development of the rural schoolteacher. The results of diagnostics of rural schoolteachers are presented in order to determine the main factors influencing the professional development of a teacher. The aim of the study is to consider the main factors that influence the professional development of the rural schoolteacher. External and internal factors are described. The practical significance of the study consists in describing the main directions of professional development of a teacher working in a rural school.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ»

ЛИТЕРАТУРА

1. Кряжев, В. Д. Тренировка скоростных возможностей бегунов на 400 м на основе smart-технологий экспресс-информации/ В.Д. Кряжев, В.Л. Ростовцев, С.В. Кряжев // Вестник спортивной науки. 2019 - №4. - С. 15-19.

2. Методика исследования кинематики и кинетики стартового разгона студентов-спринтеров / В.Д., Кряжев, Н.В. Марьина, Ю.Б. Кашенков, О.А Разживин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. - № 9 (199). - С. 152-158.

3. Кряжев, В. Д. Методы и технические средства регистрации скорости бега спортсмена / В. Д. Кряжев, С.В. Кряжев, В.М. Скуднов // Вестник спортивной науки. - 2021 - № 3. - С. 21-26.

4. Methods of Power-Force-Velocity Profiling During Sprint Running: A Narrative Review / M.R. Cross, M. Brughelli, P. Samozino, J.-B. Morin // Sport. Med. - 2017. - Vol. 47. - P. 1255-1269.

5. Sprint mechanics in world-class athletes: A new insight into the limits of human locomotion / G. Rabita, S. Dorel, J. Slawinski, E. Saez de Villareal, A. Couturier, P. Samozino, J.-B. Morin // Scandinavian Journal of Medicine Science and Sports. - 2015. - No. 25. - С. 583-594.

REFERENCES

1. Kryazhev V.D., Rostovtsev V.L. and Kryazhev S.V. (2019), "Training of speeding capabilities of runners on the 400m based on smart technologies", Sports Science Bulletin, No 4, P. 15-19.

2. Kryazhev, V.D., Maryina, N.V., Kashenkov, Yu.B. and Razjivin, O.A. (2021), "Method of research of kinematics and kinetics of the start-up run of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 199, No 9, pp. 152-158.

3. Kryazhev V.D., Kryazhev S.V. and Skudnov, V.M. (2021), "Methods and technical means of recording the speed of athlete's run", Sports Science Bulletin, No 3, pp. 21-26.

4. Cross, M.R., Brughelli, M., Samozino, P. and Morin, J.-B. (2017), "Methods of Power-ForceVelocity Profiling During Sprint Running: A Narrative Review", Sports Medicine, Vol. 47, No. 7, pp. 1255-1269.

5. Rabita, G., Dorel, S., Slawinski, J., Saez-de-Villarreal, E., Couturier, A., Samozino, P. and Morin, J.B. (2015) "Sprint mechanics in world-class athletes: A new insight into the limits of human locomotion", Scandinavian Journal of Medicine Science and Sports, No. 25, pp. 583-594.

Контактная информация: kryzev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.04.2022

УДК 373.51

ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА СЕЛЬСКОЙ

ШКОЛЫ

Светлана Юрьевна Ланина, кандидат физико-математических наук, доцент, Благовещенский государственный педагогический университет, г. Благовещенск

Аннотация

В статье рассматривается вопрос профессионального развития педагога сельской школы. Представлены результаты диагностики педагогов сельской школы с целью определения основных факторов влияющих на профессиональное развитие педагога. Целью исследования является рассмотрение основных факторов, которые оказывают влияние на профессиональное развитие педагога сельской школы. Описываются внешние и внутренние факторы. Практическая значимость исследования состоит в описании основных направлений профессионального развития педагога, работающего в сельской школе.

Ключевые слова: профессиональное развитие, педагог, сельская школа, факторы профессионального развития.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p216-219

FACTORS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF RURAL SCHOOL TEACHER

Svetlana Yuryevna Lanina, the candidate of physical and mathematical sciences, docent, Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk

Abstract

The article deals with the issue of professional development of the rural schoolteacher. The results of diagnostics of rural schoolteachers are presented in order to determine the main factors influencing the professional development of a teacher. The aim of the study is to consider the main factors that influence the professional development of the rural schoolteacher. External and internal factors are described. The practical significance of the study consists in describing the main directions of professional development of a teacher working in a rural school.

Keywords: professional development, teacher, rural school, factors of professional development.

ВВЕДЕНИЕ

Современная система образования постоянно находится в режиме изменений, и эти изменения происходят на всех уровнях образования. Социально-экономическое развитие общества, демографическая ситуация в стране в целом и в регионах частности, оказывает существенное влияние на сельские школы, поскольку от количества обучающихся и их потенциала зависит само существование школы на селе.

Понимая важность существования сельских школ, правительство Российской Федерации включило в Государственную программу «Развитие образования» на 2018-2025 годы пункты, направленные на модернизацию сельских школ, на улучшение условий обучения, на увеличение кадрового потенциала.

Сельская школа и общество неотделимы, а задача сельской школы как центра социума сельской местности, как ресурса формирования интеллектуального, трудового потенциала, не может быть осуществлена без грамотного педагога, направленного на профессиональный рост.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследователи, занимающиеся проблемой профессионального развития педагога, такие как Н.В. Кузьмина, Н.А. Горлова, М.А. Бендюков, А.А. Бушуева и другие, сходятся во мнении, что становление профессионала происходит в результате систематического усовершенствования, расширения и обогащения системы знаний, в совокупности с развитием личностных качеств, навыков и умений.

Анализ исследований по данной проблеме, позволяет сделать вывод о том, что на профессиональное развитие педагога сельской школы влияют различные внешние и внутренние факторы. К внутренним факторам развития относятся факторы, влияющие на педагога как на личность, к внешним факторам относится - социокультурная среда, регионально-муниципальное образовательное пространство.

Опрос педагогов МОБУ СОШ № 1 с. Ивановки Амурской области показал, что 63 % респондентов, как основной фактор, препятствующий развитию профессионализма, выделили большой объем работы. В связи с дефицитов педагогических кадров, в сельских школах, нагрузка превышена вдвое, что влечёт за собой увеличения времени на подготовку к учебным занятиям, кроме того, значительную часть времени необходимо уде -лять классному руководству. 57 % опрошенных отмечают увеличение документационной отчетности, что также негативно сказывается на профессиональном росте педагога. Помимо выше указанных факторов педагоги отмечают необходимость проведение предметов разной направленности. Следующим немаловажным фактором педагоги выделяют месторасположение школы, в связи с отдаленностью школ от городов, большинство сельских школ малокомплектные, как следствие, педагогический коллектив - малочислен, и чаще всего, в этом коллективе отсутствуют коллеги, ведущие тот же предмет, что осложняет само существование школьных методических объединений. Именно эта проблема является наиболее острой и актуальной, так как первоначально профессиональное развитие педагоги происходит в школе, постепенно переходя на уровень района, области и т. д.

Рассмотрим основные подходы к пониманию цели и сущности профессионального развития педагога.

Первый подход рассматривает развитие педагога, как развитие его профессиональных знаний и навыков не только в предметной области, но и методической. Он направлен на модель профессионального развития, в рамках которого педагог получает профессиональные знания и навыки, чтобы в последующем предоставить обучающимся большие возможности для обучения, развития.

Второе направление, основывается на рассмотрении профессионального развития педагога как процесс самопознания. Он направлен на рассмотрение педагога как отдельной личности, работающей в определенных культурных, социальных и экономических условиях.

В рамках третьего направления профессиональное развитие педагога рассматривается как изучение среды. В центре этого подхода находится среда, в которой происходит сам процесс обучения.

В совокупности перечисленные подходы отражают целостность рассмотрения вопроса профессионального развития педагога.

Остановимся на рассмотрении основных направлений профессионального развития педагога сельской школы.

1. Самообразовательная деятельность педагога, рассматривается как готовность педагога к непрерывному образованию, в рамках которого педагог изучает передовой педагогический опыт, апробирует изученные методики в своей педагогической практике, использует современные педагогические технологии, осваивает инновационные методы и технологии обучения.

2. Развитие профессиональных предметных компетенций педагога посредствам курсов повышения квалификаций, активное участие в онлайн-обучении. Система повышений квалификации предоставляет педагогу сельской школы решить целый ряд актуальных для него вопросов: повышение уровня предметной профессиональной компетентности; компенсировать существующие пробелы в ранее полученном образовании; приобрести навыки использования инновационных видов деятельности; расширить границы профессионального сотрудничества.

3. Непрерывное методическое сопровождение педагога сельской школы через работу районных, областных методических объединений. Одной из форм такой организации работы, в сельской местности, может служить практика ведения открытых уроков, как опытными педагогами с целью поделится своим педагогическим опытом, так и молодыми специалистами. Особое внимание должно быть уделено умению педагога эффективно организовывать работу обучающихся в малых группах, в том числе и смешанных (разного возраста, разного уровня подготовленности, разных возможностей).

4. Научно-исследовательская деятельность. Стимулирование научно-исследовательской деятельности осуществляется процедурой аттестации педагога, что демонстрирует прямую связь между профессионализмом педагога и его исследовательскими умениями. Данный вид деятельности может быть организован в различных формах: участие педагога в работе научно-практических конференциях, семинарах; публикация тезисов и статей в научных изданиях и т. д.

5. Поддержка администрации образовательного учреждений. Прежде всего, это грамотная организация процессов, связанных и интеграцией нововведений, на разных уровнях образовательной структуры. Также важным является создание или поддержание в педагогическом коллективе комфортного и творчески плодотворного климата, поддержка педагога в его профессиональных начинаниях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реалии сегодняшнего дня таковы, что одним из необходимых условий совершенствования образовательного процесса в любой образовательном учреждении, в том числе и в сельской школе, является непрерывное профессиональное развитие педагога. Педагог

сельской школы должен быть в центре инновационных, общественных, информационно-коммуникационных и культурных преобразований. Важно, чтобы сам педагог осознавал происходящие в образовании изменения и имел большое желание совершенствоваться, развиваться и стремился повышать свой уровень профессионализма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Климцева, Н.В. Факторы профессионального развития сельских учителей / Н.В. Клим-цева, Е.Б. Манузина // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. - 2021. - № S5-1 (34). - С. 60-62.

2. Мясникова, В.М. Профессиональное развитие педагога сельской школы / В.М. Мясни-кова // Молодёжь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии. - 2020. - № 5. - С. 6774.

3. Ланина, С.Ю. Особенности организации образовательного процесса в школах сельской местности и малых городах / С. Ю. Ланина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2022. - № 2 (204). - С. 262-265.

REFERENCES

1. Klimtseva N.V, Manuzina E.B. (2021), "Factors of professional development of rural teachers", Bulletin of the Naberezhnye Chelny state pedagogical university, No S5-1 (34), pp. 60-62.

2. Myasnikova V.M (2020), "The professional development of rural teacher", Youth and science: current problems ofpedagogy and psychology, No 5, pp. 67-74.

3. Lanina, S.Yu. (2022), "Features of the organization of the educational process in schools in rural areas and small towns", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 2 (204), pp. 262-265.

Контактная информация: swetl.lanina@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 09.04.2022

УДК 37.018.26

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: СУЩНОСТЬ И

СПЕЦИФИКА ПОНЯТИЯ

Ольга Николаевна Лежнина, аспирант; Надежда Анатольевна Соколова, доктор педагогических наук, профессор, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск

Аннотация

Цель статьи - анализируя сущность и особенности педагогического сопровождения, определить специфику «педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья». В исследовании отмечено, что сущность педагогического сопровождения отражается в его процессных характеристиках; в систематизированном, комплексном педагогическом влиянии на компоненты сопровождаемого педагогического процесса. Специфика заключается в отнесенности его к сопроцессу, который основан на субъект-субъектном взаимодействии и способствует более успешному достижению поставленной цели в процессе сопровождаемом. Выявлена сущность педагогического сопровождения семей с детьми с ОВЗ, которая заключается в процессе поддержки родителей в реализации воспитательных функций. Специфика его в том, что помощь направлена на поддержание семьи и актуализации ее внутренних ресурсов, которые обеспечат успешность процесса воспитания ребенка и функционирования семейной системы. Отмеченные особенности и содержание исследуемых понятий составляют научную новизну работы.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья, педагогический процесс, воспитательная функция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.