Научная статья на тему 'Особенности индивидуального сопровождения профессионального развития педагогов в сельской школе'

Особенности индивидуального сопровождения профессионального развития педагогов в сельской школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / TEACHER / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / INDIVIDUAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новых Светлана Николаевна

Статья посвящена профессиональному развитию педагога, где представлены результаты исследования по теме «Профессиональное развитие педагога в сельской школе». В результате исследования была выявлены проблемы и особенности педагогов в их профессиональном развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности индивидуального сопровождения профессионального развития педагогов в сельской школе»

Особенности индивидуального сопровождения профессионального развития педагогов в сельской школе Новых С. Н.

Новых Светлана Николаевна /Novyh Svetlana Nikolaevna - учитель истории и обществознания,

магистрант,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Антонятская основная общеобразовательная школа, кафедра педагогики,

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

Аннотация: статья посвящена профессиональному развитию педагога, где представлены результаты исследования по теме «Профессиональное развитие педагога в сельской школе». В результате исследования была выявлены проблемы и особенности педагогов в их профессиональном развитии.

Abstract: the article is devoted to the professional development of teachers, where the results of research on «Professional development of teachers in rural schools». As a result of the study was to identify problems and especially teachers in their professional development.

Ключевые слова: педагог, профессиональное развитие, индивидуальное сопровождение.

Keywords: teacher, professional development, individual support.

УДК 371.132

Наше государство заинтересовано в высоком профессионализме педагогических кадров. В Законе об образовании сказано: «В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе, и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда» [1]. Профессиональный стандарт педагога предъявляет особые требования к педагогическим работникам. Как помочь педагогу повысить его профессиональную компетентность?

В декабре 2015 г. среди педагогов Карагайского района Пермского края было проведено исследование по теме «Профессиональное развитие педагога». В исследовании приняло участие 84 педагога Карагайского района из 270, что составляет 34 % педагогов из 8 школ, составляющих 73 % школ района. Респонденты были условно распределены на 4 группы по стажу работы: 3-5 лет - период становления педагогической деятельности, 5-15 лет - период развития, 15-25 лет - период профессиональной стабилизации, более 25 лет - период профессионального опыта.

По данным исследования, одним из стимулирующих факторов успешной профессиональной деятельности педагога является повышение квалификационной категории (50 %). Проведённое исследование указывает на обратный процесс (рис. 1). Может быть, данный пример указывает на недостаточно качественную работу с педагогами в образовательных учреждениях?

100

80

60

40

20

3-5 лет

и-' 5-15 лет

15-25 лет

более 25 лет

I всего

высшая квалиф. 1 квалиф. катег.

соответствие

0

Рис. 1. Уровень квалификации педагогов

Для педагогов всех исследуемых групп самыми популярными формами повышения квалификации являются традиционные формы: курсы повышения квалификации - 81%, работа над методической темой - 63%, участие в проблемных семинарах (50%). А такие формы, как наставничество (15%) и авторские семинары (22%), педагоги к формам повышения квалификации практически не относят. Но именно эти формы повышения квалификации, как популярные, выбирают педагоги с опытом работы 3-5 и 5-15 лет. Из вышесказанного следует вывод, что в школах применяются в основном традиционные формы повышения квалификации педагогов, хотя в инновационных формах потребность у педагогов проявляется.

Предпочитаемыми формами профессионального развития педагоги заявляют: непрерывное профессиональное развитие через систему методической работы ОУ (45%), непрерывное профессиональное развитие через участие в мероприятиях районного уровня (45%), самообразование (69%). По данным исследования, названные формы особенно актуальны для педагогов со стажем педагогической деятельности 515 лет. Данная категория педагогов заявляет о том, что эффективной формой профессионального развития педагога является индивидуальное сопровождение педагога методистом, тьютором (45%). 27% педагогов этой группы педагогов отмечают, что к факторам, препятствующим успешной профессиональной деятельности педагога, относится отсутствие индивидуального сопровождения педагога. Также 27% данной группы считают индивидуальное сопровождение педагога фактором, стимулирующим успешную профессиональную деятельность педагога. Но только 5% опрошенных педагогов отметили, что решить профессиональные проблемы помогает индивидуальное сопровождение. Также следует отметить, что формы индивидуального сопровождения практически отрицают педагоги с педагогическим стажем 25 лет и более (до 7%). Таким образом, результаты исследования говорят о необходимости изменения системы методической работы в школе.

По данным исследования, 60% опрошенных педагогов нуждаются в индивидуальном сопровождении их профессионального развития (рис. 2). При этом они считают, что данным видом деятельности должен заниматься отдельный человек. Значит, работу с педагогами необходимо индивидуализировать.

и 3-5 лет

100

а

80

М 5-15 лет

60

и 15-25 лет

40

20

0

и более 25 лет

-! всего

Да, это необходимо Нет, это лишняя трата Нет, т.к. проблемы времени и денег профессиональной деятельности лучше

решать самостоятельно

Рис. 2. Востребованность специалиста по вопросам повышения профессионального

развития педагога

Проведённое исследование говорит о необходимости изменения форм, методов, приёмов работы по профессиональному развитию педагогов на уровне школ, т. к. названные формы в большинстве индивидуальны. Из вышесказанного следует вывод о необходимости введения новой формы профессионального развития педагога - о его индивидуальном сопровождении в профессиональном развитии. Формой индивидуального сопровождения педагогов может быть тьюторское сопровождение как одна из форм методической работы в школе. т. е. о тьюторском сопровождении. Функции тьютора может выполнять как отдельный человек - тьютор, так и методист или заместитель директора школы.

«Мало правильно профессию выбрать, еще важнее быть в деятельности педагога успешным» - отмечает Л. А. Косолапова [2]. Успешность педагогу можно обеспечить с помощью тьюторского сопровождения, о чём говорят результаты исследования.

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Ст. 47, п. 2.

2. Косолапова Л. А. Помощник начинающего учителя. Пермь, ПГПУ, 2001.

Литература

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.