Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА '

ФАКТОРЫ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
265
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
транспортная подвижность / городской общественный пассажирский транспорт / автобусные перевозки / транспортная доступность / transport mobility / urban public passenger transport / bus transportation / transport accessibility

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О М. Дьячкова, А С. Рыжова, A A. Дьячкова, К Л. Безматерных

Передвижение населения в черте города осуществляется по разным целям. Было проведено анкетирование населения города в 2020-2021 гг. для установления критериев, влияющих на выбор вариантов перемещения. Население было разделено на пять основных групп по роду деятельности и возрасту. Большую долю респондентов составило работающее население. Было установлено влияние совокупного семейного дохода на выбор транспортной подвижности. Рост дохода на 10 тысяч рублей, приводит к снижению транспортной подвижности всех групп на городском общественном пассажирском транспорте от 13 до 40 процентов. В варианте выбора автобусов первое место занял критерий комфортности поездки, на втором автобус, прибывший на остановочный пункт первым, и третье поделили транспортный тариф и безопасность перевозки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — О М. Дьячкова, А С. Рыжова, A A. Дьячкова, К Л. Безматерных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF ATTRACTION OF URBAN PUBLIC PASSENGER TRANSPORT

The movement of the population within the city is carried out for different purposes. A survey of the city's population was carried out in 2020-2021 to determine the criteria that influence the selection of movement options. The population was divided into five main groups by occupation and age. The majority of the respondents were the working population. The influence of gross household income on the choice of transport mobility was found. An increase in income by 10 thousand rubles leads to a decrease in passenger mobility of all groups on urban public transport from 13 to 40 percent. In the option of choosing buses, the first place was taken by the criterion of the comfort of the trip, on the second bus, which arrived at the stopping point first, and the third one divided the transport tariff and the safety of transportation.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА »

regional agro-industrial complex / Rysmyatov AZ., Dyakov S.A., Nash AR. // Proceedings of the Kuban State Agrarian University. 2006. No. 4. S. 31-40.

18.Shitukhin, AM. Anti-crisis methods of inventory management in logistics organizations / A.M. Shituhin, A.S. Khmyzova // In the collection: Anti-crisis management: modern realities, trends and forecast. Collection of articles based on the materials of the National Scientific and Practical Conference. 2020.S. 255-259.

19.Shitukhin, AM. Innovative approaches to managing the concept of green logistics in Russia and ways of its implementation using modern information technologies. Shituhin, DM Ivanova // In the collection: Anti-crisis management: modern realities, trends and forecast. Collection of articles based on the materials of the National Scientific and Practical Conference. 2020.S. 250-255.

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-5-127-132

О.М. Дьячкова - ст. преподаватель кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта», ФГБОУ ВО Тихоокеанский государственный университет, [email protected]

O.M. Diachkova - Senior lecturer of the Department "Operation of Road Transport", Pacific State University;

А.С. Рыжова - к.э.н., доцент кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта», ФГБОУ ВО Тихоокеанский государственный университет, [email protected],

A.S. Ryzhova - Ph. D., associate Professor of the Department "Operation of Road Transport", Pacific State University;

A.A. Дьячкова - студент, ФГАОУ ВО Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, [email protected],

A.A. Diachkova - student, Peter the Great SlPetersburg Polytechnic University;

К.Л. Безматерных - студент магистратуры, ФГБОУ ВО Тихоокеанский государственный университет, [email protected],

K.L. Bezmaternyh - student, Pacific State University.

ФАКТОРЫ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО

ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА FACTORS OF ATTRACTION OF URBAN PUBLIC PASSENGER TRANSPORT

Аннотация. Передвижение населения в черте города осуществляется по разным целям. Было проведено анкетирование населения города в 2020-2021 гг. для установления критериев, влияющих на выбор вариантов перемещения. Население было разделено на пять основных групп по роду деятельности и возрасту. Большую долю респондентов составило работающее население. Было установлено влияние совокупного семейного дохода на выбор транспортной подвижности. Рост дохода на 10 тысяч рублей, приводит к снижению транспортной подвижности всех групп на городском общественном пассажирском транспорте от 13 до 40 процентов. В варианте выбора автобусов первое место занял критерий комфортности поездки, на втором - автобус, прибывший на остановочный пункт первым, и третье поделили транспортный тариф и безопасность перевозки.

Abstract. The movement of the population within the city is carried out for different purposes. A survey of the city's population was carried out in 2020-2021 to determine the criteria that influence the selection of movement options. The population was divided into five main groups by occupation and age. The majority of the respondents were the working population. The influence of gross household income on the choice of transport mobility was found. An increase in income by 10 thousand rubles leads to a decrease in passenger mobility of all groups on urban public transport from 13 to 40 percent. In the option of choosing buses, the first place was taken by the criterion of the comfort of the trip, on the second bus, which arrived at the stopping point first, and the third one divided the transport tariff and the safety of transportation.

Ключевые слова: транспортная подвижность, городской общественный пассажирский транспорт, автобусные перевозки, транспортная доступность.

Keywords: transport mobility, urban public passenger transport, bus transportation, transport accessibility.

Особенность функционирования системы городского общественного пассажирского транспорта (ГОПТ) заключается в необходимости согласования экономических интересов транспортных предприятий и общественных интересов с учетом потребностей всех слоев населения. Система ГОПТ должна иметь возможность удовлетворить потребность населения в перемещении [1, 2, 3].

Транспортная подвижность городского населения является главной характеристикой, позволяющей обоснованно оценить и рассчитать потребное количество необходимого подвижного состава городского общественного пассажирского транспорта, обеспеченность населения услугами ГОПТ, суммы финансирования из бюджетов, а также для решения ряда других задач и осуществления мероприятий по повышению эффективности обслуживания населения [4, 5, 6].

Повышению транспортной подвижности населения в городе способствует строительство новых жилых микрорайонов, объектов ведения бизнеса и отдыха, уровень материального благосостояния людей [7, 8, 9].

Для изучения транспортной подвижности населения и факторов, влияющих на выбор автобусов различной вместимости пассажирами в городском сообщении, авторами в 2020-2021 гг. на примере г. Хабаровска, было проведено обследование анкетным методом.

Бланки анкеты представлен на рисунке 1, в обследовании приняли участие 4240 человек, был проведен инструктаж учетчиков, установлен порядок обработки полученных данных и определения результатов исследования.

Для обследования все население было разделено на пять социальных групп. В качестве основных критериев обследования были приняты род деятельности: учащийся (школьники); студенты; взрослое работающее население; пенсионеры; безработный (взрослое неработающее население) и возраст: менее 18 лет; 18-25 лет; 26-35 лет; 36-55 лет; более 55 лет. После разработки анкеты был определен с помощью методов математической статистики необходимый объем выборки. Обследование проводилось в Северном, Центральном и Южном округах города Хабаровска.

а) мен« 18 лет б) 18 -25лет в) 26-35лет г) 36-55лет д) болей 55лет

(:■ > учитесь а ВУЗе, техникуме, среднем профессионально училище (студент)

4. Каким_ видом транспорта бы осуществляете поездки к месту своей работы (учебы) и обратно?

6} общественным пассажирским транспортом (автобус, троллейбус, трамвай)

5. Количество посадок 5а последнюю неделю (туда-обратно) на городском пассажирском

а) 0 &) 1 в) 2 г)3 д) пользуюсь только личным авто е) другой вариант_

6 Сколько времени занимает весь маршрут Вашего следования, на поездку, т.е. от порота до

а) 5-15 мин. о) 15-30 мин. в) 3045 мим. г) 45-60 мин. д) 60 мин. и более

9. Какой фактор является решающим при выборе автобуса

д) прибывший на остановочный пункт первым

10. Каким Бы считаете действующнй >т>овень тарифа на проеад в городском пассажирском

а) высоким, не соответствующий уровню дохода семьи

11. Ваши предложения по улучшению работы городского пассажирского транспорта?

Рисунок 1 - Бланк опроса населения анкеты траспортного обслуживания

Работающее население составило наибольшую долю респондентов, участвующих в исследовании - 67 %, студенты ВУЗов и техникумов составили 15 % опрошенных, 6 % учащиеся, 9 % - пенсионеры, 3 % - безработные.

Исследуя зависимость выбора населением вида транспорта от уровня совокупного семейного дохода, было выявлено, что при уровне доходов семьи менее 35 тысяч рублей наблюдается самая высокая доля транспортной подвижности на пассажирском общественном транспорте, далее на личном автомобиле и небольшая доля на ведомственном транспорте (рисунок 2).

Рисунок 2 - Выбор транспортной подвижности от совокупного семейного дохода и вида транспорта

На графике зависимости транспортной подвижности населения от совокупного семейного дохода до 60 тысяч рублей и вида транспорта респонденты отдали предпочтение общественному пассажирскому транспорту, далее личному автомобилю, меньше ведомственным транспорту и такси. Таким образом, с увеличением совокупного семейного дохода предпочтение населения отдается поездкам на личном автомобиле.

Исследуя распределение подвижности населения в зависимости от рода деятельности и совокупного семейного дохода, было выявлено влияние дохода на подвижность населения (рисунок 3) установлено, что при росте заработной платы на каждые 10 тысяч рублей, происходит снижение транспортной подвижности на городском общественном пассажирском транспорте от 13 до 40 процентов, причем такая тенденция наблюдается для всех групп рода деятельности.

Существует закономерность, что с увеличением уровня дохода люди отдают предпочтение поездкам на личном автомобиле. Так же, часть респондентов выразили неудовлетворенность качеством обслуживания городским общественным пассажирским транспортом, что также послужило причиной выбора между поездкой на городском пассажирском транспорте или на личном автомобиле.

Сегодня для удовлетворения требований населения к транспортным услугам по количественным, качественным и экономическим параметрам и одновременном обеспечении рентабельности предприятий городского общественного пассажирского транспорта необходимо сдерживать рост тарифов на транспорте. Основными способами снижения роста тарифов являются государственное регулирование и создание рыночной экономики, при осуществлении которых следует учитывать следующие основные моменты [1]:

- государственное регулирование зачастую оказывается слишком жестким, что приводит к ослаблению рыночных стимулов и оттоку капиталов из отрасли;

- отмена регулирования тарифов сопряжена с риском резкого повышения платы за проезд, а сохранение регулирования к ухудшению транспортного обслуживания населения;

- конкуренция часто оказывается недостаточной, недобросовестной, что приводит к снижению качества транспортного обслуживания населения;

- заключение контрактов с перевозчиками на длительный период времени (от 3 до 5 лет) может послужить стимулом для инвестирования в сферу пассажирских перевозок финансовых средств и привлечет новых перевозчиков;

- предоставление субсидий на транспортное обслуживание населения в целях компенсации перевозчику убытков, возникших вследствие регулирования тарифов и перевозки льготных категорий граждан в полном объеме, либо необходимо введение полной монетизации (отдать людям деньги и прекратить оказывать льготу за счет транспортников).

Поскольку городского пассажирский транспорт является лишь частью транспортной системы города, эффективная организация его работы требует комплексного подхода к решению вопросов транспортного обслуживания населения, где первостепенной задачей является определение оптимального количества подвижного состава разной вместимости в соответствии с изменяющимся спросом населения.

Анализируя критерии выбора респондентами автобусов той или иной вместимости, решающим фактором при выборе является комфортность поездки - 28 % (рисунок 3). Комфортность поездки определяется показателями наполняемости пассажирами салона автобуса при условии, что используемые модели транспортных средств соответствуют конструктивным параметрам, которые обеспечивают нормальные условия поездки (ширина проходов вход-выход, наличие поручней и т.д.).

На критерий «пришедший на остановочный пункт первым» указало 25 % респондентов, т.е. данным пассажирам, неважно, на чем уехать. Данный факт свидетельствует о том, что спрос на перевозку может изменяться в зависимости от регулярности подхода к остановочному пункту транспортных средств.

Если рассматривать критерии по роду занятости респондентов, то критерий «цена» является одним из важных при выборе автобуса для безработных и пенсионеров, критерий «комфортность поездки» для работающего населения и студентов, критерий «пришедший на остановочный пункт первым» для учеников и студентов.

Рисунок 3 - Факторы выбора автобуса

Рассматривая данные критерии по возрастной характеристике респондентов, важным фактором выбора автобуса является для категории свыше 55 лет «цена», до 25лет - «пришедший на остановочный пункт первым», от 26 до 55 лет - «комфортность поездки».

Респонденты в возрасте свыше 36 лет отмечали в качестве преимуществ больших автобусов такие показатели как: удобное расположение поручней, большое количество и удобное расположение в салоне сидений, широкие дверные проемы, большие накопительные площадки. Не маловажным показателем выбора вместимости транспортного средства является дальность поездки пассажира. Влияние на данный показатель оказывают размер и планировка города, протяженности и конфигурации автобусной сети. Результаты анкетирования показали, что решающим фактором при выборе вместимости подвижного состава в зависимости от дальности передвижения будет являться и «комфортность поездки» и «поездка сидя» при одинаковой цене билета.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что для улучшения транспортного обслуживания населения необходимо при определении количества и вместимости подвижного состава на городских автобусных маршрутах учитывать такой критерий как комфортность поездки пассажира.

Источники:

1. Вельможин А.В. Эффективность городского пассажирского общественного транспорта: монография [Текст] / А В. Вельможин, В. А Гудков, А В. Куликов, А А Сериков. - Волгоград: Гос.тех.ун-т. - 2002. - 256 с.

2. Дьячкова О.М. Привлекательность общественного пассажирского транспорта при обслуживании населения муниципального образования / О.М. Дьячкова, АС. Рыжова, П.П Володькин. // Автотранспортное предприятие. - 2015. - .№6. - С. 17-20.

3. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г. // Министерство транспорта Российской Федерации. - Москва. - [В ред. 2008. 2014]. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mintrans.ru (дата обращения: 01.10.2021).

4. Francois-Joseph Van Audenhove The Future of Mobility 3.0 // Arthur D Little future lab, 2018. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.adlittle.com (дата обращения: 01.10.2021).

5. Бутузова А Б., Потылицын Е. А Транспортная мобильность населения // Авиамашиностроение и транспорт Сибири, 2019, с. 77-83.

6. Веселкова Н. В., Вандышев М. Н., Прямикова Е. В., Данилова А В. Повседневная мобильность молодёжи в небольших уральских городах // Экономическая социология. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povsednevnaya-mobilnost-molodyozhi-v-nebolshih-uralskih-gorodah (дата обращения: 01.10.2021).

7. Бондарь С. Г. Анализ взаимосвязи уровня мобильности и транспортных расходов населения // Транспортные системы и технологии 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/analiz-vzaimosvyazi-urovnya-mobilnosti-i-transportnyh-rashodov-naseleniya (дата обращения: 01.10.2021).

8. Kamargianni, M. A Critical Review of New Mobility Services for Urban Transport [Текст] / M. Kamargianni, W. Li, M. Matyas, A Schäfer // Transportation Research Procedia. - 2016. - № 14. -P. 3294-3303.

9. Jacobs-Crisioni, C. Accessibility and territorial cohesion in a case of transport infrastructure improvements with changing population distributions [ Текст] / C. Jacobs-Crisioni, S. Batista, C. Lavalle, et al. // Eur. Transp. Res. - 2016. - № 8, 9 - https://doi.org/10.1007/s12544-016-0197-5. References:

1. Velmozhin A.V. Efficiency of urban passenger public transport: monograph [Text] / A V. Vel-mozhin, V. A Gudkov, A V. Kulikov, A A Serikov. - Volgograd: State Technical University. -2002 . - 256 s.

2. Dyachkova OM Attractiveness of public passenger transport in servicing the population of a municipal formation / О.М. Dyachkova, AS. Ryzhova, P.P. Volodkin. // Motor transport enterprise. - 2015. - No. 6. - P. 17-20.

3. Transport strategy of the Russian Federation for the period up to 2030 // Ministry of Transport of the Russian Federation. - Moscow. - [As amended. 2008.2014]. - [Electronic resource]. - Access mode: http://www.mintrans.ru (date of access: 01.10.2021).

4. Francois-Joseph Van Audenhove The Future of Mobility 3.0 // Arthur D Little future lab, 2018. -[Electronic resource]. - Access mode: https://www.adlittle.com/ (date of access: 01.10.2021).

5. Butuzova AB., Potylitsyn E.A Transport mobility of the population // Aviation engineering and transport of Siberia, 2019, p. 77-83.

6. Veselkova NV, Vandyshev MN, Pryamikova EV, Danilova AV Daily mobility of youth in small Ural cities // Economic sociology. 2019. No. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ povsednevna-ya-mobilnost-molodyozhi-v-nebolshih-uralskih-gorodah (date accessed: 01.10.2021).

7. Bondar SG Analysis of the relationship between the level of mobility and transport costs of the population // Transport systems and technologies. 2019. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article /n/analiz-vzaimosvyazi-urovnya-mobilnosti-i-transportnyh-rashodov-naseleniya (date of access: 01.10.2021).

8. Kamargianni, M. A Critical Review of New Mobility Services for Urban Transport [Текст] / M. Kamargianni, W. Li, M. Matyas, A Schäfer // Transportation Research Procedia. - 2016. - № 14. -P. 3294-3303.

9. Jacobs-Crisioni, C. Accessibility and territorial cohesion in a case of transport infrastructure improvements with changing population distributions [ Текст] / C. Jacobs-Crisioni, S. Batista, C. Lavalle, et al. // Eur. Transp. Res. - 2016. - № 8, 9 - https://doi.org/10.1007/s12544-016-0197-5.

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-5-132-135

Н.В. Елисеева - д.геогр.н., профессор, Академия маркетинга и социально-информационных технологий - иМсИт, [email protected],

N.V. Eliseeva - doctor of geographical sciences, professor, Academy of marketing and social information technologies - IMSIT.

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ АГРОЭКОТУРИЗМА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ CONCEPT OF DEVELOPMENT OF AGROECOTOURISM IN THE KRASNODAR TERRITORY

Аннотация. Роль туризма в экономическом развитии государств с каждым годом возрастает. Наиболее динамично развивающимся направлением является въездной туризм. Пандемия в эту отрасль внесла свои коррективы, но для развития внутреннего туризма они положительны. Как показывает опыт сложных пандемийных туристических лет следует разрабатывать новые виды туризма, которые будут востребованы населением России со средним уровнем достатка и будут доступны людям разных возрастных категорий. Для этого необходимо комплексное изучение системных подходов территориальных образований, которые остро нуждаются в трудовых ресурсах. В тоже время они имеют интересные рекреационные ресурсы, которые при умелом использовании могут приносить большую экономическую прибыль. Это дает возможность разработки социально-экономических мер, которые способствуют рациональному использованию ресурсного потенциала.

Abstract. The role of tourism in the economic development of states is increasing every year. The most dynamically developing direction is inbound tourism. The pandemic has made its own adjustments to this industry, but they are positive for the development of domestic tourism. As the experience of difficult pandemic tourist years shows, it is necessary to develop new types of tourism that will be in demand by the population of Russia with an average level of prosperity and will be available to people of different age categories. To do this, it is necessary to comprehensively study the systemic approaches of territorial entities that are in dire need of labor resources. At the same time, they have interesting recreational resources, which, if used skillfully, can bring great economic profit.

Ключевые слова: агроэкотуризм, внутренний туризм, концепция, пандемия, экономика. Keywords: agro ecotourism, domestic tourism, concept, pandemic, economy.

Во время пандемии, въездной туризм пошел резко на спад, а внутренний туризм активно развиваться, это по статистическим данным и из СМИ. Степень научной разработки остается на низком уровне. До сих пор нет единого мнения по вопросу рационального использования возможностей туристко-рекреационных комплексов принимающей стороны. Поэтому необходимо разработать системные подходы развития агроэкотуризма в Красно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.