Научная статья на тему 'Методические рекомендации по проведению обследования транспортной подвижности льготных категорий населения анкетным методом'

Методические рекомендации по проведению обследования транспортной подвижности льготных категорий населения анкетным методом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
470
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБСЛЕДОВАНИЯ ПАССАЖИРОПОТОКОВ / ОБСЛЕДОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ПОДВИЖНОСТИ / ЛЬГОТНЫЕ КАТЕГОРИИ ПАССАЖИРОВ / ТРАНСПОРТНАЯ ПОДВИЖНОСТЬ / МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / PASSENGER TRAFFIC SURVEY / TRANSPORT MOBILITY SURVEY / PRIVILEGED CATEGORIES OF PASSENGERS / TRANSPORT MOBILITY / METHODOLOGICAL RECOMMENDATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлов Александр Юрьевич, Тарханова Наталья Владимировна, Яценко Светлана Анатольевна

Статья посвящена методике обследования транспортной подвижности льготных категорий населения анкетным методом. Изучение транспортных потребностей позволяет выявить закономерности формирования спроса на пассажирские перевозки. Исследования в области транспортного обслуживания позволяют получить информацию об уровне удовлетворения спроса населения на поездки. Предложенные авторами «Методические рекомендации по проведению обследования транспортной подвижности льготных категорий населения» позволяют определить количественные и качественные показатели, характеризующие подвижность льготных категорий населения, а также факторы, влияющие на транспортную подвижность этих категорий населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Михайлов Александр Юрьевич, Тарханова Наталья Владимировна, Яценко Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL RECOMMENDATIONS ON SURVEYING TRANSPORT MOBILITY OF PRIVILEGED CATEGORIES OF POPULATION BY QUESTIONNAIRE METHOD

The article deals with the procedure of transport mobility survey of the privileged categories of population by a questionnaire method. Studying transportation needs it identifies the formation regularities of demand in passenger transportation. Researches in the field of transport servicing provide the information on the level of meeting the population's demand for transportation. The authors propose “Methodological recommendations on surveying transport mobility of privileged categories of population" that allow to estimate quantitative and qualitative indicators characterizing the mobility of the privileged categories of the population, as well as the factors affecting the transport mobility of these groups of population.

Текст научной работы на тему «Методические рекомендации по проведению обследования транспортной подвижности льготных категорий населения анкетным методом»

УДК 656.13:658 (075.8)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОБСЛЕДОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ПОДВИЖНОСТИ ЛЬГОТНЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ АНКЕТНЫМ МЕТОДОМ

© А.Ю. Михайлов1, Н.В. Тарханова2, С.А. Яценко3

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Статья посвящена методике обследования транспортной подвижности льготных категорий населения анкетным методом. Изучение транспортных потребностей позволяет выявить закономерности формирования спроса на пассажирские перевозки. Исследования в области транспортного обслуживания позволяют получить информацию об уровне удовлетворения спроса населения на поездки. Предложенные авторами «Методические рекомендации по проведению обследования транспортной подвижности льготных категорий населения» позволяют определить количественные и качественные показатели, характеризующие подвижность льготных категорий населения, а также факторы, влияющие на транспортную подвижность этих категорий населения. Ил. 1. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: обследования пассажиропотоков; обследования транспортной подвижности; льготные категории пассажиров; транспортная подвижность; методические рекомендации.

METHODOLOGICAL RECOMMENDATIONS ON SURVEYING TRANSPORT MOBILITY OF PRIVILEGED CATEGORIES OF POPULATION BY QUESTIONNAIRE METHOD A.Yu. Mikhailov, N.V. Tarkhanova, S.A. Yatsenko

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article deals with the procedure of transport mobility survey of the privileged categories of population by a questionnaire method. Studying transportation needs it identifies the formation regularities of demand in passenger transportation. Researches in the field of transport servicing provide the information on the level of meeting the population's demand for transportation. The authors propose "Methodological recommendations on surveying transport mobility of priv i-leged categories of population" that allow to estimate quantitative and qualitative indicators characterizing the mobility of the privileged categories of the population, as well as the factors affecting the transport mobility of these groups of population.

1 figure. 5 sources.

Key words: passenger traffic survey; transport mobility survey; privileged categories of passengers; transport mobility; methodological recommendations.

Транспорт

Существующие методики обследования пассажиропотоков и транспортной подвижности делятся на два класса:

1) направленные на выявление транспортных потребностей населения;

2) связанные с совершенствованием системы транспортного обслуживания.

Изучение транспортных потребностей позволяет выявить закономерности формирования спроса на пассажирские перевозки. Исследования в области транспортного обслуживания позволяют получить информацию об уровне удовлетворения спроса населения на поездки. Такие обследования в соответствии с

целевым назначением разделяются на обследования передвижений, поездок, пассажиропотоков и наполнений подвижного состава [1, 5].

Существующие методы изучения и обследования пассажиропотоков можно условно разбить на три группы в зависимости от способа получения необходимой информации [2]:

- К первой группе относятся методы, которые основаны на подсчете количества перевозимых пассажиров на автобусах и такси учетчиками, находящимися в подвижном составе и вне его (анкетный, талонный, счетно-натурный, визуальный методы). К этой группе можно отнести и билетный метод изучения

1Михайлов Александр Юрьевич, доктор технических наук, профессор кафедры менеджмента и логистики на транспорте, тел.: (3952) 4G5135, e-mail: mikhalovay@gmail.com

Mikhailov Alexander, Doctor of technical sciences, Professor of the Department of Transport Management and Logistics, tel.: (3952) 4G5135, e-mail: mikhalovay@gmail.com

2Тарханова Наталья Владимировна, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте; тел.: (3952) 405135, e-mail: tarnato@yandex.ru

Tarkhanova Natalya, Associate Professor of the Department of Transport Management and Logistics, tel.: (3952) 4G5135, e-mail: tarnato@yandex.ru

3Яценко Светлана Анатольевна, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте; тел.: (3952) 405135, e-mail: sv_lana2GG5@mail.ru

Yatsenko Svetlana, Associate Professor of the Department of Transport Management and Logistics, tel.: (3952) 4G5135, e-mail: sv_lana2GG5@mail.ru

19G

ВЕСТНИК ИрГТУ №12 (83) 2G13

Транспорт

пассажиропотоков, так как он также основан на подсчете количества перевезенных пассажиров кондукторами (водителями), только носителем информации служит не сам пассажир, а количество проданных разовых билетов.

- Ко второй группе относятся методы получения необходимой информации о величине и колебаниях пассажиропотоков на действующих автобусных маршрутах с помощью автоматических приборов, временно устанавливаемых в автобусах.

- К третьей группе можно отнести все аналитические методы прогнозирования вероятной величины пассажиропотоков [4]. Сюда относятся различного рода расчетные методы, основанные на использовании математической статистики и теории вероятностей. Источником исходной информации для этих методов служат отчетные данные о количестве и расселении населения, подвижности населения, отчетные данные транспортных предприятий, а также результаты выборочного опроса населения. Методы этой группы применяются при определении объемов перевозок пассажиров на перспективу.

Чтобы выбрать наиболее рациональный метод обследования пассажиропотоков, необходимо совершенно точно установить круг показателей, которые желательно получить в результате обследования, и определить возможности применения того или иного метода в конкретных условиях.

Существующие «Методологические рекомендации по проведению обследования по определению степени использования общественного транспорта различными категориями граждан (транспортной подвижности граждан), утвержденные 19 декабря 2001 года Госкомстатом РФ» [3], определяют следующие данные: коэффициенты соотношения льготных и платных поездок пассажиров; среднедневное количество поездок одного пассажира с правом бесплатного проезда в общественном пассажирском транспорте по категориям граждан; среднедневное количество поездок одного пассажира с использованием абонементного билета долговременного пользования. Данные методологические рекомендации утеряли свою актуальность, т.к. изменился перечень категорий льготных граждан и сократился в количестве категорий льгот, отменен бесплатный проезд на городском пассажирском транспорте, произошел процесс монетизации льгот. Данные методологические рекомендации не позволяют определить широкий круг факторов, влияющих на изменение транспортного спроса льготных категорий населения.

Таким образом, предложенные авторами «Методические рекомендации по проведению обследования транспортной подвижности льготных категорий населения» позволяют определить количественные и качественные показатели транспортной подвижности, а также факторы, влияющие на нее.

Данные «Методические рекомендации по проведению обследования транспортной подвижности льготных категорий населения» предназначены для обследований перевозок пассажиров автобусным и наземным городским электрическим транспортом

(трамвай, троллейбус) в городском сообщении и определения степени использования общественного пассажирского транспорта данными категориями населения.

Основной целью статистических обследований с применением настоящих методологических рекомендаций является определение уровня количественных и качественных характеристик транспортного спроса льготных категорий населения.

Задачами обследований с применением настоящих методических рекомендаций является: осуществить оценку транспортного спроса льготных категорий населения на основе выборочного обследования их транспортной подвижности; выявить факторы, влияющие на формирование транспортного спроса льготных категорий населения.

На основании данных проведенных обследований определяются:

• общая, сетевая и маршрутная подвижности;

• коэффициент пересадочности по укрупненным транспортным зонам;

• структура затрат времени (накладные затраты: продолжительность подходов к остановочным пунктам, время ожидания на остановочных пунктах, время, затрачиваемое на пересадки, время подходов от остановочных пунктов, суммарное время поездок);

• количество передвижений различных категорий льготников с учетом цели поездки, вида используемого транспорта, сезонности;

• предпочтения по времени суток;

• средние затраты времени на передвижения по целям и по зонам.

Таким образом, порядок проведения обследования транспортной подвижности льготных категорий граждан анкетным методом представлен на рисунке.

Категории пассажиров для проведения обследования пассажиропотоков и транспортной подвижности граждан определяются на основе действующей классификации категорий льгот.

Категории граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральными законами и включенных в федеральный регистр:

• инвалиды войны; участники Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий; лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

• инвалиды;

• дети-инвалиды;

• граждане, подвергшиеся воздействию радиации; лица, награжденные знаками "Почетный донор России" и "Почетный донор СССР".

Категории граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с областными законами:

• ветераны труда;

• лица, проработавшие в тылу, либо лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;

• реабилитированные лица;

1ШШ1

Транспорт

• лица, признанные пострадавшими от политических репрессий.

г Л Разработка анкеты оценки транспортной подвижности и затрат времени на передвижения

Проведение анкетирования льготных категорий населения

Обработка и проверка первичных анкет

\ /

Ввод данных в программный продукт

Порядок проведения обследования транспортного спроса льготных категорий граждан

Категории граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с законами муниципальных образований:

• пенсионеры, получающие пенсию в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», достигшие возраста 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины).

Наиболее целесообразным для проведения статистического обследования пассажирских перевозок являются периоды с устойчивыми пассажиропотоками, в которых коэффициент их неравномерности равен 1.0 или находится в пределах, наиболее близких к 1.0.

Выбор месяца года для проведения обследования осуществляется по коэффициенту сезонной неравномерности объемов перевозок пассажиров для этого месяца года (Ксн,), определяемому по формуле [3]:

Р ■ п

ъг _ тI г ...

Кснг --- , (1)

Рг ■ Птг

где Рт/, Рг - объемы перевозок пассажиров в /-м месяце и в целом за год, предшествующий периоду проведения обследования; пт,, пг- число календарных дней

в /-м месяце и в целом за год, предшествующий периоду проведения обследования.

При всех методах обследования транспортной подвижности для уменьшения трудоемкости необходимо максимально ограничивать объем получаемой первичной информации, обеспечивая в то же время достаточную степень достоверности и надежности получаемых результатов. Минимальный объем выборки (РП), обеспечивающий ее достаточную репрезентативность (соответствие характеристик выборочного наблюдения показателям, характеризующим всю генеральную совокупность) по доле в генеральной совокупности, определяется по формуле [3]: л

t2 ■ -(1 -

Р --*-Р ,

И « О О '

(2)

где РП - минимальный объем репрезентативной выборки (объем перевозок пассажиров или численность населения, подлежащие обследованию); РО - общий объем перевозок пассажиров; А - предельно допустимая ошибка репрезентативности выборки; I - кратность ошибки репрезентативности выборки; ш (1 - ш) -степень вариации распределения.

Для практических расчетов при обследовании пассажиропотоков и транспортной подвижности населения параметры указанных показателей могут применяться в следующих размерах:

А - предельно допустимая ошибка репрезентативности выборки;

I - кратность ошибки репрезентативности выборки, зависящая от заданных границ вероятности Ф(1). Значения I в зависимости от Ф(1) определяются по таблице значения интеграла вероятностей. Для практических расчетов Ф(1) применяется в размере 0,95 (95%), которой соответствует значение I, равное 1,96 (т.е. почти двукратная ошибка репрезентативности выборки);

ш (1-ш) - степень вариации распределения, где ш - выборочная доля распределения исследуемого признака в выборке. В связи с тем, что до начала обследования значение ш неизвестно, его можно принять в размере 0,5, что позволяет получить максимально возможную величину степени вариации распределения признака [0,25 = 0,5(1 - 0,5)] и, следовательно, наибольшее значение объема выборки при прочих равных условиях.

Исходя из указанных параметров минимальный объем репрезентативной выборки для проведения обследований перевозок пассажиров или транспортной подвижности различных категорий граждан (при данных значениях предельной ошибки репрезентативности выборки) составит (в % от обследуемой генеральной совокупности): при А = 2,0 РП = 24,0%; при А = 2,5 РП = 15,4%; при А = 3,0 РП = 10,7%; при А = 4,0 РП = 6,0%; при А = 5,0 РП = 3,8%.

Обследование транспортной подвижности и затрат времени на передвижения осуществляется с применением анкетного метода.

192

ВЕСТНИК ИрГТУ №12 (83) 2013

lui

Транспорт

Структура анкеты для данного исследования и характер задаваемых в ней вопросов должны способствовать получению следующей информации:

• вид льготной категории;

• возраст;

• место фактического проживания;

• покупает ли респондент ЕСПБ (единый социальный проездной билет);

• работает или нет;

• количество поездок в среднем за сутки в летний и зимний периоды с учетом предпочтений видов транспорта;

• описание передвижений за один конкретный день с указанием даты дня, цели поездки, района отправления и прибытия, времени суток, в которое совершается поездка, вид транспорта и затраты времени на поездку;

• предложения по улучшению обслуживания льготного населения городским общественным транспортом.

Отличительной особенностью анкетного метода является то, что он дает разнообразную количественную и качественную информацию о передвижениях. К получаемым показателям относятся:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• средняя подвижность населения по разным целям;

• затраты времени на поездку между зонами;

• предпочтительное время передвижения;

• время на передвижение по видам льготных групп населения;

• предпочтительный вид транспорта;

• затраты времени на передвижения по разным целям (структура затрат времени, накладные затраты времени);

• распределение поездок на муниципальном пассажирском и частном транспорте;

• коэффициент пересадочности.

Некоторые из перечисленных выше количествен-

ных параметров одновременно являются и показателями качества транспортного обслуживания населения (в первую очередь время на передвижение).

Обработка результатов анкетного обследования включает следующие этапы:

1. Первичные анкеты формируются в папки в следующей последовательности:

• номер транспортной зоны;

• работающие или неработающие льготники;

• покупают или не покупают ЕСПБ.

2. Данные из анкет заносятся в программное приложение в среде MS Excel «Расчет транспортной подвижности льготных категорий пассажиров». Порядок внесения данных из анкет в базу данных производится в той же последовательности расположения информации, что и в анкете.

3. Результаты анкетного обследования представляются в виде электронных таблиц следующего содержания:

• показатели сети по укрупненным транспортным зонам г. Иркутска;

• подвижность населения по целям передвижения и категориям льготных пассажиров;

• средние затраты времени на передвижения по категориям льготных пассажиров;

• средние затраты времени на передвижения по зонам;

• структура затрат времени на передвижения по целям передвижения;

• затраты времени на поездку в общественном пассажирском транспорте между зонами;

• суточные пассажиропотоки на общественном пассажирском транспорте между зонами.

На основе результатов анкетного обследования разрабатываются предложения по корректировке маршрутной сети ГПТОП с учетом особенностей формирования транспортного спроса льготных групп населения.

Библиографический список

1. Гудков В.А., Миротин Л.Б. Технология, организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: учеб. для вузов / под ред. Л.Б. Миротина. М.: Транспорт, 1997. 254 с.

2. Островский Н.Б., Миротин Л.Б. и др. Пассажирские автомобильные перевозки / под ред. Н.Б. Островского. М.: Транспорт, 1986. 220 с.

3. Методологические рекомендации по проведению обследования по определению степени использования общественного транспорта различными категориями граждан (транспортной подвижности граждан) // Письмо Государ-

ственного комитета Российской Федерации по статистике от 14 февраля 2002 г. N ОР -09-23/692.

4. Шаров М.И., Михайлов А.Ю., Дученкова А.В. Пример оценки транспортной доступности с использованием программного продукта PTV «VISUM» // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2013. №1(4). С.133-138.

5. Преловская Е.С., Иванченко Е.С., Левашев А.Г. К вопросу о транспортной доступности. Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2013. №1(4). С.101-106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.