Научная статья на тему 'УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МИКРОРАЙОНА ГОРОДА ПАССАЖИРСКИМ ТРАНСПОРТОМ'

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МИКРОРАЙОНА ГОРОДА ПАССАЖИРСКИМ ТРАНСПОРТОМ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
183
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
городская маршрутная сеть / городской общественный пассажирский транспорт / автобусные перевозки / транспортная доступность / urban route network / urban public passenger transport / bus transportation / transport access ibility

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — А.С. Рыжова, И.Ф. Жевтун, А.В. Карбышев, К.Л. Безматерных

Перевозки пассажиров городским общественным транспортом играют важную роль в транспортном обеспечении жителей городского населения в России. Для выбора населением общественного транспорта необходимо повышать удовлетворенность транспортного обслуживания, и в первую очередь транспортную доступность спальных микрорайонов города. В исследовании проанализированы данные анкетного социологический опроса жителей отдельного микрорайона города Хабаровска, с целью выявить удовлетворенность работой общественного транспорта и основные причины недовольства. Представлены рекомендации по реформированию маршрутной сети автобусного транспорта города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SATISFACTION WITH THE TRANSPORT SERVICE BY POPULATION OF THE CITY MICRODISTRICT WITH PASSENGER TRANSPORT

Transportation of passengers by urban public transport plays an important role in the transport of urban residents in Russia. For the population to choose public transport, it is necessary to increase the satisfaction of transport services, and first of all, the transport accessibility of the sleeping areas of the city. The study analyzed the data of a sociological questionnaire survey of residents of a separate microdistrict of the city of Khabarovsk, in order to identify satisfaction with the work of public transport and the main reasons for dissatisfaction. Recommendations for reforming the city bus route network are presented.

Текст научной работы на тему «УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МИКРОРАЙОНА ГОРОДА ПАССАЖИРСКИМ ТРАНСПОРТОМ»

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-11237

А.С. Рыжова - к.э.н., доцент кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта», ФГБОУ ВО Тихоокеанский государственный университет, chefra@mail.ru,

A.S. Ryzhova - ph. D., associate Professor of the Department Operation of motor transport of the «Pacific National University»;

И.Ф. Жевтун - ст.преподаватель кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта», ФГБОУ ВО Тихоокеанский государственный университет, gevtun.ira@mail.ru,

I.F. Zhevtun - senior lecturer of the Department "Operation of Road Transport", Pacific State University,

А.В. Карбышев - ст.преподаватель кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта», ФГБОУ ВО Тихоокеанский государственный университет, aleksandr_karbyshev@mail.ru,

A.V. Karbyshev - senior Lecturer of the Department "Operation of Road Transport", Pacific State University;

К.Л. Безматерных - студент, ФГБОУ ВО Тихоокеанский государственный университет, aleksandr_karbyshev@mail.ru,

K.L. Bezmaternyh - student Pacific State University.

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МИКРОРАЙОНА ГОРОДА ПАССАЖИРСКИМ ТРАНСПОРТОМ SATISFACTION WITH THE TRANSPORT SERVICE BY POPULATION OF THE CITY MICRODISTRICT WITH PASSENGER TRANSPORT

Аннотация. Перевозки пассажиров городским общественным транспортом играют важную роль в транспортном обеспечении жителей городского населения в России. Для выбора населением общественного транспорта необходимо повышать удовлетворенность транспортного обслуживания, и в первую очередь транспортную доступность спальных микрорайонов города. В исследовании проанализированы данные анкетного социологический опроса жителей отдельного микрорайона города Хабаровска, с целью выявить удовлетворенность работой общественного транспорта и основные причины недовольства. Представлены рекомендации по реформированию маршрутной сети автобусного транспорта города.

Abstract. Transportation of passengers by urban public transport plays an important role in the transport of urban residents in Russia. For the population to choose public transport, it is necessary to increase the satisfaction of transport services, and first of all, the transport accessibility of the sleeping areas of the city. The study analyzed the data of a sociological questionnaire survey of residents of a separate microdistrict of the city of Khabarovsk, in order to identify satisfaction with the work of public transport and the main reasons for dissatisfaction. Recommendations for reforming the city bus route network are presented.

Ключевые слова: городская маршрутная сеть, городской общественный пассажирский транспорт, автобусные перевозки, транспортная доступность.

Keywords: urban route network, urban public passenger transport, bus transportation, transport accessibility.

В условиях градостроительной застройки жилая среда рассматривается как интегрированная система, состав элементов которой должен обеспечить все сферы жизнедеятельности населения [1]. Различные повседневные потребности человека, такие как работа и учеба, часто реализуются за пределами жилой зоны. В этом случае большое значение приобретает обеспечение транспортной доступности жилого района в другие районы города.

В зарубежной практике термин «транспортная доступность» (Transportation Accessibility) имеет два значения [2]:

1. доступность - полные затраты времени на передвижение, совершаемое с определенной целью (к месту работы, учебы, с культурно-бытовыми целям и т. д.);

2. доступность - возможность получения транспортных услуг людьми с ограниченными физическими возможностями (инвалидами, престарелыми лицами).

Кроме того, в США и Канаде применяется термин Transport Affordability, (транспортная допустимость, приемлемость) которым обозначается экономическая оценка доступности транспорта (или досту п-ности транспортных услуг), осуществляющаяся в виде мониторинга социально -экономических данных, характеризующих соотношение «стоимость транспортных услуг - доходы» [3].

Для экономически развитых стран характерна разработка стандартов транспортной доступности для лиц с ограниченной мобильностью, т. е. для инвалидов, престарелых лиц. Специальный исследовательский отчет Accessibility planning methods является одним из наиболее полных современных изданий, рассматривающих различные аспекты транспортной доступности. В рассматриваемом отчете указывается предназначение показателей (критериев или индикаторов) транспортной доступности: «...индикаторы доступности количественно оценивают доступность и определяют легкость, с которой индивидуум, население или население отдельного муниципалитета могут достигнуть какой-либо объект с места жительства или из другого места, используя разные способы передвижения» [4].

Кроме того, на федеральном и региональном уровнях формулируются положения о периодичности и составе транспортных обследований, в процессе выполнения которых оценивается подвижность населения и характеристики транспортной доступности. Эти обследования являются основой оценки транспортного спроса.

Индикаторы могут быть принятыми на федеральном уровне или используемыми только на местном уровне (муниципалитет). Первая группа индикаторов применяется во всех регионах страны и предшествует применению локальных индикаторов. Последние разрабатываются и применяются местными властями. Соответственно индикаторы рассчитываются как затраты времени на передвижение для всех видов передвижений по всем видам целей. При этом рассматриваются, как полные затраты времени на передвижение, так и отдельные составляющие (например, накладные затраты времени или отдельные составляющие накладных затрат времени) [5].

В России транспортная доступность определяется на основании ГОСТ [6]. Доступность - это возможность бездискриминационального доступа различных групп потребителей к пользованию услугой в соответствии с ее назначением за счет установления социальных, экономических и технических характеристик услуги. Перечень показателей транспортной доступности рекомендуется определять следующей номенклатурой показателей: экономической, технической, территориальной и временной доступностью.

Согласно распоряжению Министерства транспорта от 31 января 2017 г. [7] под доступностью понимается характеристика качества транспортного обслуживания населения, выраженная в наличии возможности получения населением услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок.

В настоящее время в г. Хабаровске основным видом городского общественного пассажирского транспорта (ГОПТ) выступает автобусный транспорт. Также в некоторых районах города имеется трамвайные и троллейбусные маршруты.

Микрорайон «Ореховая сопка» - это новый микрорайон в Железнодорожном районе города Хабаровска. «Ореховая сопка» расположилась в 6,5 километрах от аэропорта Хабаровск (Новый), рядом находится поселок Березовка, в 3,2 километрах от микрорайона сплошной застройки «Ореховая сопка», а также в 6 км от «Ореховой сопки» находится ТЭЦ - 3. Таким образом микрорайон достаточно удален от основной инфраструктуры города и от других спальных микрорайонов города. В застройке можно выделить 2 зоны:

- зона №1: площадь 160 га - выделена для застройки многоэтажными жилыми домами и объектами социального значения (детские сады, школы, спортивные площадки, магазины и др.);

- зона №2: площадью 220 га - будет использована для строительства малоэтажных объектов коттеджного типа.

Микрорайон в настоящее время имеет плохую транспортную доступность и не полностью обеспечен социальной инфраструктуры. Генеральным планом застройки запланированы магазины, предприятия бытовых услуг, 2 школы и 10 детсадов ориентировочно по 120 мест. На настоящий день из социальных объектов сдан в эксплуатацию детский сад №37 и МАОУ Лицей «Звездный».

На данный момент микрорайон обслуживается пятью автобусными маршрутами общественного транспорта (82, 115, 7, 79, 46ш), которых не достаточно для удовлетворения всех потребностей населения микрорайона.

Из действующих маршрутов некоторые имеют довольно большое время ожидания на остановочном пункте. Так, например, добираться от микрорайона «Ореховая сопка» до северного микрорайона и обратно приходится с пересадками, с большими финансовыми и временными затратами, так как в севе р-ный микрорайон следует лишь маршрут № 46ш, который ходит по расписанию, всего 8 рейсов в день. Маршрут начинает свое движение в 7.13 и заканчивает в 18.48, таким образом, интервал движения составляет около 1,5 часов.

Актуальность исследования обусловлена тем, что необходимо установить имеющийся уровень транспортного обслуживания. Целью обследования является выявление качества обслуживания населения микрорайона городским пассажирским транспортом, то в качестве инструмента был выбран анкетный метод опроса населения. Само обследование проводилось путем опроса граждан учетчиками по месту жительства. Для этих целей были задействованы студенты старших курсов кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта» ФГБОУ ВО «Тихоокеанский Государственный университет».

Для обследования была разработана опросная анкета, к которой предоставлялся целый ряд требований, таких как: простота заполнения, четкая формулировка вопросов, возможность последующей автоматизированной обработки (рисунок 1).

Для получения достоверных результатов были определены минимальный объем репрезентативной выборки с предельной допустимой ошибкой в 3 % при 95 % доверительности результатов опроса. Орие н-тировочное количество жителей микрорайона «Ореховая сопка» рассчитывается по формуле [8, 9]:

N = К-Б (1)

где К - количество квартир (по плану застройки - 1745 квартир);

- средняя численность семьи (согласно переписи населения 2010 года средняя численность семьи составляет 3,2 человека).

Тогда количество жителей составляет 5584 чел.

Минимальный объем репрезентативной выборки:

Рп = м (2)

¿I2

где А - предельно допустимая ошибка репрезентативности выборки;

1 - кратность ошибки репрезентативности выборки;

ю • ( 1 — ю) - степень вариации распределения;

N - общий объем выборки.

Тогда объем репрезентативной выборки для проведения анкетного обследования транспортной подвижности составит 596 человек, что составляет 10,7 % от общей численности населения микрорайона «Ореховая сопка».

1-ый человек 2-й человек 3-й человек 4-й человек 5-й человек

Пол (м/ж) м ж □ □ м ж □ □ м ж □ □ м ж □ □ м ж □ □

Вы работаете? да нет □ □ да нет □ □ да нет □ □ да нет □ □ да нет □ □

У вас есть личный автомобиль? да нет □ □ да нет □ □ да нет □ □ да нет □ □ да нет □ □

Сколько поездок на общественном транспорте вы совершили за прошедшую неделю?

Удовлетворены ли вы работой общественного транспорта? да нет □ □ да нет □ □ да нет □ □ да нет □ □ да нет □ □

Если нет ( не удовлетворены), почему? Затруднен выезд в утренние часы Ц Затруднен выезд в утренние часы Ц Затруднен выезд в утренние часы Ц Затруднен выезд в утренние часы Ц Затруднен выезд в утренние часы Ц

Не устраивает схема маршрутов |~| Не устраивает схема маршрутов | Не устраивает схема маршрутов |~| Не устраивает схема маршрутов Не устраивает схема маршрутов |~|

Вас устраивают существующие маршруты движения? да нет □ □ да нет □ □ да нет □ □ да нет □ □ да нет □ □

До какой остановки вы желали бы уехать утром?

Рисунок 1 - Бланк опроса населения микрорайона

В микрорайоне на данный момент возведено 9 жилых домов. За каждым жилым домом микрорайона была закреплена определенная группа студентов, исходя из количества подъездов и квартир. За домами, расположенными по адресу ул. Шатова, дом 2,4,6,8 были закреплены группы по 2 человека, так как дома одно подъездные, в них по 108 квартир. За домами, расположенными по адресу ул. Шатова, дом 2А, 4А, 6А, 8А, были закреплены группы по 4 человека, так как дома шести подъездные, в каждом подъезде по 235-269 квартир. За домом, расположенным по адресу Кола Бельды, дом 5, была закреплена группа из 5 человек, так как дом семи подъездный, в доме 305 квартир (рисунок 2). За каждой группой студентов был закреплен один руководитель, который обеспечивал выдачу учетчикам необходимой учетной документации (анкет), доставку их к объектам обследования, контроль выполнения работы, соблюдение технологии проведения обследования, полноту сбора информации и правильность ее заполнения, своевременную сдачу материалов обследования по установленным формам для последующей обработки и анализа.

Рисунок 2 - Схема распределения групп учетчиков в микрорайоне «Ореховая сопка»

При обследовании транспортной подвижности населения микрорайона «Ореховая сопка» было опрошено 596 человек. Результаты опроса представлены в таблице 1

На основании опроса сделан вывод о том, что большая часть населения микрорайона «Ореховая сопка» 78 % работающие граждане. Место работы граждан удалено на достаточно большое расстояние от микрорайона. У 70 % граждан есть личный автомобиль, и только 30 % граждан пользуются услугами городского общественно пассажирского транспорта.

Удовлетворены работой системы ГОПТ только 35 % населения. Количество людей, не удовлетворенных работой общественного транспорта 65 %.

Таблица 1 - Результаты опроса

Всего опрошенных 596

Пол % ответов Мужской Женский

58 42

Вы работаете? Да Нет

% ответов 78 22

У вас есть личный автомобиль? % ответов Да Нет

69 31

Сколько поездок общественным транспортом вы совершили за неделю? 5,4

Довольны ли вы работой общественного транспорта? % ответов Да Нет

35 65

Если нет, почему? % ответов Затруднен выезд в утренние часы Не устраивает схема маршрутов

35 65

Вас устраивают существующие маршруты движения? % ответов Да Нет

17 83

Основными факторами неудовлетворенности системой ГОПТ в опросе предложены: затруднен выезд в утренние часы 35 %; не устраивает схема маршрутов 65%. Существующие маршруты устраивают лишь 17 % опрошенных, 83 % они не устраивают.

Так же в процессе опроса были выявлены направления (остановки), до которых население микрорайона «Ореховая сопка» желало бы уехать утром: Степная, Южнопортовая, Большая, Краевая больница, Индустриально-экономический колледж, Южный парк, Аэропорт, Центральный рынок, Институт культуры, пл. им. Ленина, Амур кабель, ДВГУПС.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что имеющаяся маршрутная сеть не обеспечивает качественного обслуживания населения микрорайона и нуждается в модернизации. Изме-

нения нужны в направлениях самих маршрутов и в увеличении количества подвижного состава в часы пик. Так же следует отметить что в микрорайоне продолжается застройка, поэтому население микрорайона будет расти.

Источники:

1. Вельможин А.В. Эффективность городского пассажирского общественного транспорта: монография [Текст] /

A. В. Вельможин, В. А. Гудков, А. В. Куликов, А. А. Сериков. - Волгоград: Гос.тех.ун-т. - 2002. - 256с.

2. Matyas, M. Opportunities and barriers to multimodal cities: lessons learned from in-depth interviews about attitudes towards mobility as a service [Текст] / M. Matyas // Eur. Transp. Res. Rev. - 2020. - № 12. -https://doi.org/10.1186/s12544-020-0395-z.

3. Sam, E. F. (2018). SERVQUAL analysis of public bus transport services in Kumasi metropolis, Ghana: Core user perspectives [Текст] / E. F. Sam, O. Hamidu, S. Daniels // Case Studies on Transport Polic. - 2018. - №6 (1). - P. 25-31. https://doi.org/10.1016/j.cstp.2017.12.004.

4. Kamargianni, M. A Critical Review of New Mobility Services for Urban Transport [Текст] / M. Kamargianni, W. Li, M. Matyas, A. Schäfer // Transportation Research Procedia. - 2016. - № 14. - P. 3294-3303.

5. Jacobs-Crisioni, C. Accessibility and territorial cohesion in a case of transport infrastructure improvements with changing population distributions [Текст] / C. Jacobs-Crisioni, S. Batista, C. Lavalle, et al. // Eur. Transp. Res. - 2016. - № 8, 9 -https://doi.org/10.1007/s12544-016-0197-5.

6. ГОСТ Р 51825-2001 «Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования».

7. Распоряжение Министерства транспорта РФ от 31.01.2017 г. № НА-19-р «Об утверждении социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» [Электронный ресурс]/ Система «Консультант Плюс». - Электрон. Дан. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/(дата обращения 12.06.2021).

8. Гудков, В. А. Качество пассажирских перевозок: Возможность исследования методами социологии [Текст] /

B.А.Гудков, Н. В. Дулина, Н. А. Овчар, М. М. Бочкарева // ВолгГТУ. - Волгоград, 2008. - 163 с.

9. Шефтер, Я. И. Рекомендации по показателям временных минимальных стандартов транспортной подвижности населения в городах и качества услуг [Текст] / Я. И. Шефтер, К. В. Трякин // М.: Транспорт, 2002. - 183 с. References:

1. Velmozhin A.V. The efficiency of urban passenger public transport: monograph [Text] / A. V. Velmozhin, V. A. Gudkov, A. V. Kulikov, A. A. Serikov. - Volgograd: State Technical University. - 2002 .- 256s.

2. Matyas, M. Opportunities and barriers to multimodal cities: lessons learned from in-depth interviews about attitudes towards mobility as a service [Text] / M. Matyas // Eur. Transp. Res. Rev. - 2020. - No. 12. - https://doi.org/10.1186/s12544-020-0395-z.

3. Sam, E. F. (2018). SERVQUAL analysis of public bus transport services in Kumasi metropolis, Ghana: Core user perspectives [Text] / E. F. Sam, O. Hamidu, S. Daniels // Case Studies on Transport Polic. - 2018. - No. 6 (1). - P. 25-31. https://doi.org/10.1016/jxstp.2017.12.004.

4. Kamargianni, M. A Critical Review of New Mobility Services for Urban Transport [Text] / M. Kamargianni, W. Li, M. Matyas, A. Schäfer // Transportation Research Procedia. - 2016. - No. 14. - P. 3294-3303.

5. Jacobs-Crisioni, C. Accessibility and territorial cohesion in a case of transport infrastructure improvements with changing population distributions [Text] / C. Jacobs-Crisioni, S. Batista, C. Lavalle, et al. // Eur. Transp. Res. - 2016. - No. 8, 9 -https://doi.org/10.1007/s12544-016-0197-5.

6. GOST R 51825-2001 "Passenger road transport services. General requirements".

7. Order of the Ministry of Transport of the Russian Federation of January 31, 2017 No. NA-19-r "On the approval of the social standard of transport services for the population when carrying passengers and luggage by road and urban land electric transport" [Electronic resource] / "Consultant Plus" system - Electron. Dan. - Access mode: http://www.consultant.ru/ (date of treatment 06/12/2021).

8. Gudkov, V.A. The quality of passenger traffic: Possibility of research by methods of sociology [Text] / VA. Gudkov, N.V. Dulina, N.A. Ovchar, M.M. Bochkareva // VolgGTU. - Volgograd, 2008.- 163 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Shefter, Ya.I. Recommendations on indicators of temporary minimum standards of transport mobility of the population in cities and the quality of services [Text] / Ya.I. Shefter, K.V. Tryakin // M .: Transport, 2002.- 183 p.

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-11238

Е.С. Рычкова - к.э.н., доцент кафедры экономической безопасности и экспертизы, ФГБОУ ВО «Амурский Государственный Университет»,

E.S. Rychkova - Ph.D., Associate Professor of the Department of Economic Security and Expertise, Federal State Budgetary Educational Establishment of Amur State University;

Н.А. Бабкина - к.т.н., доцент кафедры экономической безопасности и экспертизы, ФГБОУ ВО «Амурский Государственный Университет»,

N.A. Babkina - Ph.D., Associate Professor of the Department of Economic Security and Expertise, Federal State Budgetary Educational Establishment of Amur State University.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА STATE PROCUREMENT IN THE SYSTEM OF ECONOMIC SECURITY OF THE REGION

Аннотация. В современных условиях решение проблем связанных с обеспечением экономической безопасности в процессе организации контрактной системы и управления государственными закупками, весьма актуально. Суть проблемы, которая стоит особенно остро для удаленной от центральной части России Амур-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.