Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ ПОСЕЩЕНИЯ ФИТНЕС-ЦЕНТРОВ ЖИТЕЛЯМИ КРУПНОГО ГОРОДА'

ФАКТОРЫ ПОСЕЩЕНИЯ ФИТНЕС-ЦЕНТРОВ ЖИТЕЛЯМИ КРУПНОГО ГОРОДА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
149
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИТНЕС / МОТИВАЦИЯ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Субботин В.Я., Казакова Н.В., Жулева М.С.

Цель исследования - по результатам опроса выделить ключевые факторы-мотивы посещения населением фитнес-центров, а также охарактеризовать группы респондентов, для которых данные факторы являются доминирующими. Методика и организация исследования. Социологический опрос посетителей фитнес-центров г. Тюмени был инициирован кафедрой физвоспитания Тюменского индустриального университета и проводился в октябре 2021 г. Всего в исследовании приняло участие 450 человек в возрасте от 18 до 60 лет. Охват посещаемых респондентами заведений составил 63 клуба. Результаты исследования и выводы. На основе результатов социологического анализа обозначен ряд моделей, лежащих в основе мотиваций респондентов: ценностная, нарциссическая, интеграционная, реабилитационная, дейтинговая, рекреационная модель. Проведенное исследование показало, что современные фитнес-центры удовлетворяют широкий спектр потребностей посетителей. При этом потребности физического характера представлены в равной мере со стимулами социальной направленности. Полученные результаты закономерно приводят к рекомендациям, обобщенный смысл которых заключается в целесообразности привлечения людей в клубы, используя «точечную» стратегию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF VISITING FITNESS CENTERS RESIDENTS OF A LARGE CITY

Objective of the study was to identify the key factors-motives for visiting fitness centers by the population, as well as to characterize the groups of respondents for whom these factors are dominant. Methods and structure of the study. A sociological survey of visitors to fitness centers in Tyumen was initiated by the Department of Physical Education of the Tyumen Industrial University and was conducted in October 2021. A total of 450 people aged 18 to 60 took part in the study. The coverage of establishments visited by the respondents was 63 clubs. Results and conclusions. Based on the results of a sociological analysis, a number of models are identified that underlie the motivations of the respondents: value, narcissistic, integration, rehabilitation, dating, and recreational models. The study showed that modern fitness centers meet a wide range of needs of visitors. At the same time, the needs of a physical nature are presented equally with incentives of a social orientation. The results obtained naturally lead to recommendations, the generalized meaning of which is the expediency of attracting people to clubs using a "point" strategy.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ ПОСЕЩЕНИЯ ФИТНЕС-ЦЕНТРОВ ЖИТЕЛЯМИ КРУПНОГО ГОРОДА»

ФАКТОРЫ ПОСЕЩЕНИЯ ФИТНЕС-ЦЕНТРОВ ЖИТЕЛЯМИ КРУПНОГО ГОРОДА

Поступила в редакцию 17.08.2022 г.

Кандидат педагогических наук, профессор В.Я. Субботин1 Кандидат технических наук, доцент Н.В. Казакова1 Кандидат исторических наук, доцент М.С. Жулева1

1Тюменский индустриальный университет, Тюмень

FACTORS OF VISITING FITNESS CENTERS RESIDENTS OF A LARGE CITY

PhD, Professor V.Ya. Subbotin1 PhD, Associate Professor N.V. Kazakova1 PhD, Associate Professor M.S. Zhuleva1

1 Industrial University of Tyumen, Tyumen

УДК/UDC 796.075

Информация для связи с автором: subbotinvj@tyuiu.ru

Аннотация Abstract

Цель исследования - по результатам опроса выделить ключевые факторы-мотивы посещения населением фитнес-центров, а также охарактеризовать группы респондентов, для которых данные факторы являются доминирующими.

Методика и организация исследования. Социологический опрос посетителей фитнес-центров г. Тюмени был инициирован кафедрой физвоспитания Тюменского индустриального университета и проводился в октябре 2021 г. Всего в исследовании приняло участие 450 человек в возрасте от 18 до 60 лет. Охват посещаемых респондентами заведений составил 63 клуба. Результаты исследования и выводы. На основе результатов социологического анализа обозначен ряд моделей, лежащих в основе мотиваций респондентов: ценностная, нарциссическая, интеграционная, реабилитационная, дейтинговая, рекреационная модель. Проведенное исследование показало, что современные фитнес-центры удовлетворяют широкий спектр потребностей посетителей. При этом потребности физического характера представлены в равной мере со стимулами социальной направленности. Полученные результаты закономерно приводят к рекомендациям, обобщенный смысл которых заключается в целесообразности привлечения людей в клубы, используя «точечную» стратегию.

Ключевые слова: фитнес, мотивация, факторный анализ, вовлеченность.

Objective of the study was to identify the key factors-motives for visiting fitness centers by the population, as well as to characterize the groups of respondents for whom these factors are dominant.

Methods and structure of the study. A sociological survey of visitors to fitness centers in Tyumen was initiated by the Department of Physical Education of the Tyumen Industrial University and was conducted in October 2021. A total of 450 people aged 18 to 60 took part in the study. The coverage of establishments visited by the respondents was 63 clubs.

Results and conclusions. Based on the results of a sociological analysis, a number of models are identified that underlie the motivations of the respondents: value, narcissistic, integration, rehabilitation, dating, and recreational models. The study showed that modern fitness centers meet a wide range of needs of visitors. At the same time, the needs of a physical nature are presented equally with incentives of a social orientation. The results obtained naturally lead to recommendations, the generalized meaning of which is the expediency of attracting people to clubs using a "point" strategy.

Keywords: fitness, motivation, factor analysis, involvement.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Введение. Исследования, связанные с выделением типологических моделей посетителей фитнес-центров, а также факторов, составляющих структуру их мотивации к занятиям, довольно распространены. Это объясняется, в первую очередь, коммерческой природой фитнес-индустрии, маркетинговый компонент которой подразумевает изучение потенциальных и существующих клиентов. В то же время подобные исследования представляют интерес и для ученых, поскольку степень и характер вовлеченности в спортивные занятия прямо коррелируют с показателями здоровья населения.

В контексте тематики нашей работы можно отметить ряд идей, отраженных в отечественных публикациях. Так, Р. Абрамов, И. Болотова различают две основные разновидности мотивации посещения фитнес-клубов: традиционную и нетрадиционную. Первая связанна с коррекцией физических параметров и общением, вторая - с духовно-

психологическими потребностями [1]. Ш. Ф. Фарахутдинов и В. А. Шерегова рассматривают гендерную возрастную и социально-экономическую специфику моделей поведения посетителей фитнес-клубов, ее трансформацию [3]. В концептуальных работах Л. И. Лубышевой поднимаются вопросы массовой спортизации населения как процесса формирования социокультурной ценности здоровья и важнейшего элемента социализации современного человека [2].

Актуальность и практическая значимость исследования заключаются в выделении мотивационных моделей поведения и соответствующих им социально-демографических характеристик посетителей фитнес-центров. Сведения о существующей структуре занимающихся позволяют не только совершенствовать маркетинговую стратегию по привлечению новых клиентов со стороны клубов, но и реализовы-вать государственные мероприятия по целенаправленному привлечению к физической культуре определенных групп

24

http://www.teoriya.ru

№11 • 2022 Ноябрь | November

населения. В этом плане можно говорить о согласованности целей государства и бизнеса по активному вовлечению в занятия новых групп населения, а роль нашего исследования заключается в информационном обеспечении подобных действий.

Цель исследования - по результатам опроса выделить ключевые факторы-мотивы посещения населением фитнес-центров, а также охарактеризовать группы респондентов, для которых данные факторы являются доминирующими.

Методика и организация исследования. В октябре 2021 г кафедрой физвоспитания Тюменского индустриального университета было инициировано и реализовано социологическое исследование посетителей фитнес-центров г Тюмени. Модель выборки была основана на равном отборе респондентов по таким ключевым социально-демографическим характеристикам, как пол и возраст. Методом сбора данных выступил опрос, который был осуществлен в двух форматах: очно и онлайн. В первом случае респонденты самостоятельно заполняли бумажную анкету, во-втором - ее электронный вариант, созданный в сервисе опросов «Google Формы».

Всего в исследовании приняло участие 450 человек в возрасте от 18 до 60 лет. Охват посещаемых респондентами заведений составил 63 клуба, среди которых половина (50,4%) приходится на 10 сетевых фитнес-центров, предлагающие полный спектр занятий: групповых и индивидуальных, а также большой выбор тренажеров и спортивного инвентаря. Такие заведения расположены, как правило, в центре города и густонаселенных новых микрорайонах. Вторая половина респондентов равномерно распределена среди клубов с узкой специализацией - это тренажерные залы, расположенные в городских окраинах; «бутиковые» велнес-студии и йога-центры, прилегающие преимущественно к домам комфорт-класса, спортивно-оздоровительные комплексы и т.д.

Результаты исследования и их обсуждение. Для понимания структуры посетителей фитнес-клубов приведем их основные социально-демографические характеристики и вы-

Таблица 1. Распределение респондентов по полу и возрасту

бираемые направления тренировок. Половозрастное распределение участников опроса представлено в таблице 1.

Характеризуя собственное материальное благополучие, высокий уровень доходов отметили 0,8% респондентов; выше среднего - 8,0%; средний - 56,9%; ниже среднего -11,1; низкий - 1,9%. С точки зрения занятости более половины респондентов трудоустроены на полный рабочий день (47,5%) или по свободному графику (16,8%); студентами профессиональных учреждения являются 18,3%. Оставшаяся часть представлена безработными (7%), школьниками (2%), пенсионерами (1%). Довольно высок процент женщин, находящихся в декретном и отпуске по уходу за ребенком (7,4%). Распределение респондентов по выбранному виду физической активности выглядит следующим образом: 72,4% респондентов посещают тренажерный зал, 35,4% -интенсивные групповые программы (силовые, кардиотрени-ровки), 22,2% - мягкий фитнес (йога, пилатес, стрейч и др.), 22,6% - бассейн, 14,4% - другое (Кинезис, EMS-фитнес, танцы и др.).

С целью выделения мотивационных моделей посещения респондентами фитнес-клубов нами был использован факторный анализ. Формулировка вопроса анкеты, положенного в его основу, была направлена на выявление целей и причин посещения фитнес-клуба, а варианты ответа включали наиболее распространенные позиции, которые были установлены нами в других аналогичных исследованиях.

Объясненная совокупная дисперсия результатов анализа (68,5%) позволила заключить о существовании шести основных факторов, характеризующих мотивы посещения фитнес-клубов респондентами. Повернутая матрица компонентов позволяет наглядно оценить их содержательную наполненность (табл. 2.)

На основе анализа корреляций фактора с исходными переменными мы обозначили ряд моделей, лежащих в основе мотиваций респондентов. В группах респондентов, сильно коррелирующих с тем или иным фактором, были выделены характерные типологические признаки. Приведем полученные результаты.

Пол <= 20 21 - 25 26 - 30 31 - 35 36+ Всего

Мужской 14,0% 22,8% 28,1% 14,0% 21,1% 100,0%

Женский 14,9% 26,2% 24,8% 17,7% 16,3% 100,0%

Таблица 2. Содержательная наполненность компонентов факторного анализа

Факторный анализ Компонент

1 2 3 4 5 6

Поддерживаю себя в форме ,846

Хочу подкорректировать свой вес - ,680

Занимаюсь спортом профессионально - ,842

Хочу получить привлекательную внешность, спортивную фигуру ,544 -,515

Это модно. Большинство моих друзей и знакомых занимается спортом ,827

Для общения с друзьями - ,420 ,559 ,442

Реабилитация. Пытаюсь восстановиться после болезни (травмы, декретного отпуска и т.д.) ,771

Забочусь о своем здоровье ,417 ,552

Надеюсь встретить вторую половину ,872

Хотелось бы завести новые знакомства ,412 ,535 - ,343

Тренировки для меня - это способ занять свободное время ,856

№11 • 2022 Ноябрь | November

http://www.teoriya.ru

25

1. «Ценностная модель» характеризуется удовлетворенностью своей физической формой и желанием поддерживать ее в стабильном состоянии. Обращает на себя положительная корреляция данного фактора с заботой о здоровье и отрицательная - с желанием коррекции веса. Респонденты с поддерживающей моделью мотивации не имеют явно выраженных типологических признаков: они практически равномерно представлены во всех социально-демографических группах, а основным видом их деятельности является работа или учеба.

2. «Нарциссическая модель» характеризуется потребностью в формировании привлекательного внешнего вида, не отвлекаясь на внешние воздействия, например, на общение с друзьями. Сильная обратная корреляция с переменной «занимаюсь спортом профессионально» может свидетельствовать об отсутствии большого тренировочного опыта. Респонденты, тесно коррелирующие с этой моделью мотивации, чаще женщины самых различных возрастных групп со средним достатком, оценивающие свое здоровье как хорошее и предпочитающие средний уровень физической нагрузки.

3. Потребность в социализации, которую можно обозначить как «Интеграционную модель», прямо коррелирует с посещением клуба ради общения с друзьями и желанием завести новые знакомства. Однако наиболее сильная корреляция с переменной «Это модно. Большинство моих друзей и знакомых занимается спортом» свидетельствует о сильном желании респондентов этой группы в принадлежности к сообществу спортивно-ориентированных людей. Типологической особенностью респондентов с данной мотивацией является возраст 20-30 лет, чаще предпочитающих средний и легкий тип физической нагрузки.

4. «Реабилитационная модель». Характерна для посетителей, мотивированных вполне конкретными и насущными задачами по восстановлению собственного здоровья. Показательна обратная корреляция с желанием получить привлекательную внешность, спортивную фигуру. Респонденты с данным типом мотивации представлены в равной степени мужчинами и женщинами и равномерно распределены по возрастным когортам. Оценка состояния своего здоровья смещена в негативную сторону, а уровень предпочитаемой физической нагрузки - в сторону легких занятий. Здесь чаще встречаются респонденты с избыточной массой тела, а также женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

5. «Дейтинговая модель» подразумевает в качестве основного мотива потребность в новых знакомствах и возможность встретить спутника жизни. В условиях тотальной цифровизации и отсутствия свободного времени для экономически активных людей фитнес-центры остаются одним из немногих мест, где происходит живое общение. Это обстоятельство усиливается неизбежной демонстрацией тела

рующие с этим типом мотивации, заметно моложе и находятся в хорошей физической форме. Они чаще предпочитают высокий уровень физической нагрузки и проводят в клубе больше времени, чем остальные.

6. «Рекреационная модель» проявляется в желании посещения фитнес-клуба как способа занять свободное время, в том числе для общения с друзьями. Здесь также можно отметить доминирование коммуникационной составляющей, потребность в которой актуализировалась в период длительных ограничений, вызванных пандемией COVID-19. Респонденты с этим типом мотивации похожи на посетителей из предыдущей модели, однако их отличает более высокая доля студентов.

Выводы. Проведенное исследование показало, что современные фитнес-центры отвечают широкому спектру потребностей посетителей. При этом потребности физического характера представлены в равной мере со стимулами социальной направленности. Полученные результаты закономерно приводят к рекомендациям, обобщенный смысл которых заключается в целесообразности привлечения людей в клубы, используя «точечную» стратегию. Например, информацию о высоком реабилитационном эффекте фитнеса алогично распространять в местах «концентрации» беременных женщин и молодых мам (в медицинских учреждениях, магазинах детских товаров и т.п.), а рекламируя фитнес-клубы в университетах и колледжах, акцент необходимо делать на возможности новых знакомств и интересном общении. Такой подход будет способствовать повышению эффективности вовлечения различных групп населения в физическую активность, однако потребует дополнительных, более детальных исследований.

Литература

1. Абрамов Р. Инновативные социальные практики повседневности и потребления в контексте новой культуры заботы о себе: на примере московских фитнес-клубов I Р. Абрамов, И. Болотова II Вестник Омского университета. Серия: Социология. - 2008. -№ 1-2. - С. 37-61.

2. Лубышева Л. И. Массовая спортивная подготовка - новый вектор спортизации населения страны I Л. И. Лубышева Ц Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 3. - С. 99.

3. Фарахутдинов Ш. Ф. Типологическая модель посетителей фит-нес-центров I Ш. Ф. Фарахутдинов, В. А. Шерегова Ц Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 2. - С. 39-40.

References

1. Abramov R., Bolotova I. Innovativnyye sotsialnyye praktiki povsednevnosti i potrebleniya v kontekste novoy kultury zaboty o sebe: na primere moskovskikh fitnes-klubov [Innovative social practices of everyday life and consumption in the context of a new culture of self-care: on the example of Moscow fitness clubs]. Vestnik Om-skogo universiteta. Seriya: Sotsiologiya. 2008. No. 1-2. pp. 37-61.

2. Lubysheva L. I. Massovaya sportivnaya podgotovka - novyy vektor sportizatsii naseleniya strany [Mass sports training - a new vector of sportization of the country's population]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2020. No. 3. p. 99.

3. Farakhutdinov Sh.F., Sheregova V. A. Tipologicheskaya model po-setiteley fitnes-tsentrov [Typological model of visitors to fitness cen-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.