Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ АУДИТОРИИ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ФИТНЕСА В КРУПНОМ ГОРОДЕ'

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ АУДИТОРИИ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ФИТНЕСА В КРУПНОМ ГОРОДЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
149
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ / ФИТНЕС / ТАНЦЫ / СПОРТ / ТИПОЛОГИЯ / КРУПНЫЙ ГОРОД

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шерегова Вера Алексеевна

В статье рассматриваются посетители фитнес-центров, для которых основным приоритетом занятий являются танцевальные направления. Данная группа была выделена в результате кластеризации данных, полученных в ходе опроса потребителей фитнес-услуг г. Тюмени. Показано, что рассматриваемая аудитория представлена в основном молодыми девушками со средним доходом. Большинство из них получают профессиональное образование или работают по свободному графику. Отмечены также другие характеристики рассматриваемого типа посетителей фитнес-центров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PORTRAIT OF THE DANCE FITNESS AUDIENCE IN A LARGE CITY

The paper discusses visitors to fitness centers who prefer to practice dance forms of training. This group was identified as a result of clustering of data obtained during a survey of consumers of fitness services in Tyumen. It is shown that the audience in question is mainly young women with average incomes. Most of them receive professional education or work on a free schedule. Also some other characteristics of the considered type of visitors to the fitness centers are shown.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ АУДИТОРИИ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ФИТНЕСА В КРУПНОМ ГОРОДЕ»

 3. Бухалова H. А. Семья — основа бытия пожилого человека и гарант активной старости // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2012. - № 2 (20). - С. 110-113.

4. Елютина М. Э. Супружеские отношения в пожилом возрасте // Социологические исследования. - 2010. - № 11. - С. 83-92.

5. Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII—XX вв.). - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. -302 с.

6. Корель Л. В. Социология адаптаций: Вопросы теории, методологии и методики. - Новосибирск: Наука, 2005. - 424 с.

7. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб.: Питер, 2008. - 940 с.

8. Николаева О. В. Пенсионеры современной России: региональные модели стиля жизни: дис.... канд. социол. наук. - Казань, 2011. - 174 с.

9. Парахонская Г. А. Пожилой человек в семье // Социологические исследования. - 2002. - № 6. - С. 103-110.

10. Пучков П. В. Социальная защита геронтологической категории населения в обстоятельствах семейного геронтологического эбьюзинга // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2006. - № 2 (12), вып. 1. - С. 157-165.

11. Урланис Б. Ц. Бабушка в семье // Избранное. - М.: Мысль, 1985. - С. 217-221.

12. Чеканова Э. Е. Исследование социальной политики в отношении старения: контекстуальное направление социальной геронтологии // Инновационные формы социальной работы с пожилыми людьми: сб. науч. тр. - Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. - С. 43-48.

13. Шапиро В. Д. Человек на пенсии: социальные проблемы и образ жизни. - М.: Мысль, 1980. - 208 с.

14. Щанина Е. В. Основные факторы трудовой активности пожилых людей // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2013. - № 1 (25). - С. 88-96.

15. Энциклопедия социальных практик поддержки пожилых людей в Российской Федера-

ции / Под ред. Е. И. Холостовой, Г. И. Климантовой. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. - 552 с._____________________________________________________________

Сведения об авторе Туманова Симона Юрьевна, аспирант кафедры политологии, социологии и связей с общественностью, Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа, тел. +79191408167, e-mail: Tumako-

va.Simona@ gmail.com

Information about the author Tumakova S. Yu., Postgraduate at the Department of Politology, Sociology and Public relations, Ufa State Petroleum Technical University, phone: +79191408167, e-mail: Tumako-

va. Simona@gmail.com

УДК 796.05

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ АУДИТОРИИ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ФИТНЕСА

В КРУПНОМ ГОРОДЕ

SOCIAL PORTRAIT OF THE DANCE FITNESS AUDIENCE IN A LARGE CITY

В. А. Шерегова

V. A. Sheregova

Ключевые слова: Key words:

социальный портрет; фитнес; танцы; спорт; social portrait; fitness; dancing; sport; typology; типология; крупный город large city

Набирающая в последнее время популярность танцевальных групповых программ в фитнес-индустрии может считаться положительной тенденцией, поскольку танцевальная форма занятий более благоприятна для здоровья человека, чем большие нагрузки в тренажерном зале или интенсивные групповые программы. Это связано с рядом преимуществ танцевальных программ, среди которых:

• равномерность нагрузки на все группы мышц, способствующая гармоничному физическому развитию;

• отсутствие необходимости использования дополнительных спортивных приспособлений и снарядов, что делает этот вид активности доступным и безопасным практически для всех категорий занимающихся;

• увлекательность тренировок;

• формирование мотивации к занятиям за счет желания совершенствования навыков танца;

• долгосрочный социально-психологический эффект, связанный с владением навыка, который может пригодиться за пределами фитнес-центра.

Являясь древнейшим способом самовыражения, танец представляет собой одну из наиболее естественных для человека форм двигательной и психоэмоциональной активности [3]. Его широкое распространение дополняет более общий тренд, уже длительное время существующий в развитом европейском и американском фитнесе, а в последнее время наблюдаемый и в нашей стране — переход от «фитнеса формы» к «фитнесу состояния». Особенность этого тренда — снижение значимости мотива телесного совершенствования в ходе тренировок и увеличение мотива психоэмоционального и интеллектуального развития от физической активности [2].

Современный фитнес представлен широким спектром танцевальных программ и программ с элементами танца: от высокоинтенсивных с динамической нагрузкой (zumba, бальные танцы, афро-пластика) до медленных и статичных (body ballet, стрип-пластика, pole dance). Сегодня, по нашим оценкам, в Тюмени насчитывается более двух десятков видов фитнес-танцев, занятия которыми предлагаются в более чем 100 фитнес-центрах и танцевальных студиях города.

Получив широкое распространение, практика танцевальных направлений в фитнесе неизбежно сформировала специфическою аудиторию, понимание структуры которой важно с научно-практической точки зрения. Знание социально-демографических характеристик, а также моделей поведения этой группы потребителей фитнес-услуг может способствовать формированию стратегий привлечения населения к занятиям танцами, выработке практических рекомендаций для расширения существующей аудитории за счет других категорий посетителей фитнес-центров.

Сегодня свободный доступ к результатам исследований поведения потребителей на рынке фитнес-услуг ограничен. Большая их часть проводится локально, в маркетинговых целях на коммерческой основе [1]. Социологический анализ аудитории фитнес-центров можно встретить лишь в единичных публикациях. Посетители танцевальных направлений в фитнесе почти не рассматриваются как объект исследования.

В гуманитарных дисциплинах социальное портретирование используется для характеристики различных социальных групп. В научной литературе отсутствует единый подход к понятию «социальный портрет», также как отсутствует определенный набор индикаторов и показателей, при помощи которых можно было бы построить портрет любой общности. Это связано с объективным разнообразием социальных групп, их изменчивостью во временной перспективе. В то же время в социальный портрет почти всегда включаются социально-демографические характеристики изучаемой группы, которые дополняются специфическими особенностями, связанными с их основной деятельностью [4].

В настоящей работе для построения социального портрета клиентов фитнес-центров, посещающих танцевальные занятия, были использованы данные исследования,

проведенного весной 2017 года. Методом сбора информации выступил онлайн-опрос посетителей городских клубов. Объем выборки составил 389 человек, что для случайного типа отбора респондентов является достаточным для получения статистически достоверных выводов. Анализ данных осуществлялся в статистическом пакете IBM SPSS Statistics версии 22.

Одной из ключевых задач исследования являлось построение типологии посетителей фитнес-центров с точки зрения предпочитаемых ими видов занятий. Для этого был реализован иерархический кластерный анализ, позволивший выделить 6 типов клиентов фитнес-центров. В рамках статьи мы остановимся подробно на аудитории танцевального фитнеса, доля которой в общей структуре посетителей составляет 7,7 %. Этот тип мы условно назвали «танцоры». Важно отметить, что танцевальные программы — не единственный вид занятий, который посещают представители выделенной группы. Подавляющее большинство совмещают их с интенсивными групповыми занятиями либо мягким фитнесом, либо тренажерным залом.

Социально-демографические характеристики рассматриваемой категории респондентов показывают, что в основном это молодые девушки. Большинство из них указали на средний уровень своего дохода (73,1 %), а существенная часть считает его ниже среднего (19,2 %). Такие данные представляются закономерными, учитывая структуру занятости респондентов — половина опрошенных работает по свободному графику или получает профессиональное образование (рис. 1).

Пол

Возраст

Безраб. i,8%

Декретный 1,8%

Пенсия і,8%

Работа (св. график) 1 19,2 %

Работа (полн. день)

Вуз, тех-м

Школа 3,8%

2 ---J -J- -J- ---/ -J- -J

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35%

Уровень дохода

Занятость

Рис. 1. Социально-демографические характеристики посетителей танцевальных программ фитнес-центров и танцевальных студий г. Тюмени

Отвечая на вопрос о мотивах посещения фитнес-центра, большинство респондентов указали на желание «получить привлекательную внешность, спортивную фигуру» — этот вариант отметили почти три четверти респондентов рассматриваемой группы

(73,3 %). На втором месте по популярности оказались мотивы, связанные с коррекцией своего веса и заботой о здоровье — каждый из этих вариантов выбрала половина опрошенных (50 %). Почти столько же человек отметили желание получить хорошее настроение и позитивные эмоции от занятий (46,7 %). Остальные предложенные респондентам мотивы были связаны с реабилитацией после болезни (травмы, декретного отпуска и т. д.), со способом занять свободное время, завести новые знакомства. Их отметили не более 10 % опрошенных. Также стоит отметить что варианты «занимаюсь спортом профессионально» и «сейчас это модно» (рассматриваемый вопрос анкеты был предложен в виде списка, из которого респонденту разрешалось выбрать несколько вариантов, поэтому общий итог составил более 100 %) не выбрал ни один респондент из рассматриваемой группы. Сопоставляя данные исследуемой группы с результатами по выборке в целом, можно отметить, что мотивы «танцоров» близки к усредненным показателям, хотя внутри групп отдельные мотивы могут существенно различаться.

Посещаемость фитнес-центров существенно варьируется в зависимости от времени года. Наибольший спрос на услуги отмечается в осенне-зимний и особенно весенний сезоны, а в летнее время, праздничные дни или каникулы наблюдается существенный отток потребителей фитнес-услуг [5]. Различная загруженность клубов наблюдается и в различные часы в течение дня. Вечером количество посетителей сильно возрастает, что сказывается на стоимости абонемента для тех, кто тренируется в это время.

Результаты проведенного исследования показали, что посетители танцевальных программ менее жестко привязаны ко времени посещения занятий, чем другие клиенты (рис. 2). Такая вариативность дает им определенные преимущества, которые проявляются в большей доступности тренировок и комфортных условиям пребывания в клубе.

Утром Днём Вечером Каждый раз

по-разному

■ "Танцоры" ■ Выборка в целом

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «В какое время, в основном,

Вы посещаете фитнес-центр?»

Еще одной характеристикой, способной раскрыть особенности поведения клиентов фитнес-центра, является набор их требований к условиям в клубе. В одном из вопросов респондентам было предложено обозначить наиболее важные факторы, обусловливающие выбор фитнес-центра. Такие факторы, как «парковка», «количество посетителей», «комфорт раздевалки», «размер помещений», «работа обслуживающего персонала», для «танцоров» менее значимы, чем для остальных клиентов. В то же время «безопасность», «квалификация тренеров», «местоположение» клуба оказались для них более важными (рис. 3).

Приведенные данные показывают, что «танцоры» больше концентрируются на самих занятиях, чем на условиях пребывания в клубе. Они менее притязательны к бытовым условиям, однако организационные моменты для них важны.

Рис. 3. Что, на Ваш взгляд, является самым важным при выборе фитнес-центра? (вопрос предполагал возможность выбора не более 5 вариантов)

Таким образом, обобщая характеристику социального портрета посетителей танцевальных программ фитнес-центров, можно отметить, что, как правило, это молодые де-вушки. многие из которых учатся или работают по свободному графику. Характер занятости позволяет им не быть привязанными ко времени посещения фитнес-клуба. «Танцоры» в меньшей степени, чем остальные посетители фитнес-центров чувствительны к комфорту в клубах, однако более требовательны к организации тренировок. Танцевальные программы — это не единственный вид занятий, посещаемый рассматриваемой группой. Скорее наоборот, танцы дополняют программу тренировок, привнося в нее позитивные эмоции и мотивируя к дальнейшим занятиям фитнесом.

Библиографический список________________________________________________________

1. Бартенева Н. Е. Поведение потребителей на российском рынке фитнес-услуг: дис. ... канд. социол. наук. - Иваново, 2017 - 189 с.

2. Куманцева М. В., Фарахутдинов Ш. Ф. Соотношение материального и духовного в представлении современной молодежи об успехе // Человеческий и профессиональный потенциал молодежи региона: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов, студентов. - 2014. - С. 51-53.

3. Пантелеева Е. В. Специфика маркетинговой деятельности фитнес-клубов и мероприятия по сохранению и расширению клубного членства // Маркетинг услуг. 2005. № 2. - С. 56-68.

4. Монахова Е. Г. Социальная функция танца // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. - 2014. - № 9-10. - C. 186-190.

5. Мустафаева А. А., Актаулова Б. Ж. Термин «социальный портрет»: понятие, значимость

и его особенность в проведении исследования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/35_FPN_2014/Psihologia/13_178538.doc.html.________________________

Сведения об авторе Шерегова Вера Алексеевна, профессор, заведующий кафедрой спортивного и современного танцев, Тюменский государственный институт культуры, г. Тюмень, тел. +7(3452)262320, sheregova53@mail.ru

Information about the author Sheregova V. A., Professor, Head of the Department of Sport and Modem Dance, Tyumen State Institute of Culture, phone: +7(3452)262320, sheregova53@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ

И ОБРАЗОВАНИЯ

PROBLEMS AND PROSPECTS OF SCIENCE AND EDUCATION DEVELOPMENT

УДК 316

СЕЛЬСКИЕ ДЕТИ КАЛМЫКИИ: ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ДОСУГА

RURAL CHILDREN OF KALMYKIA: PROBLEMS OF EDUCATION AND LEISURE

Б. Б. Нусхаева В. В. Nuskhaeva

Ключевые слова: Key words:

система образования; педагогические system of education; pedagogical staff; additional

кадры; дополнительное образование; education; rural general education institutions;

сельские общеобразовательные учреждения; structure of leisure of adolescents структура свободного времени подростков

Развитие и образование подрастающего поколения — одна из приоритетных задач любого государства. Право на образование в Российской Федерации регламентируется Федеральным законом «Об образовании в РФ»: «Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.