3. Бухалова H. А. Семья — основа бытия пожилого человека и гарант активной старости // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2012. - № 2 (20). - С. 110-113.
4. Елютина М. Э. Супружеские отношения в пожилом возрасте // Социологические исследования. - 2010. - № 11. - С. 83-92.
5. Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII—XX вв.). - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. -302 с.
6. Корель Л. В. Социология адаптаций: Вопросы теории, методологии и методики. - Новосибирск: Наука, 2005. - 424 с.
7. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб.: Питер, 2008. - 940 с.
8. Николаева О. В. Пенсионеры современной России: региональные модели стиля жизни: дис.... канд. социол. наук. - Казань, 2011. - 174 с.
9. Парахонская Г. А. Пожилой человек в семье // Социологические исследования. - 2002. - № 6. - С. 103-110.
10. Пучков П. В. Социальная защита геронтологической категории населения в обстоятельствах семейного геронтологического эбьюзинга // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2006. - № 2 (12), вып. 1. - С. 157-165.
11. Урланис Б. Ц. Бабушка в семье // Избранное. - М.: Мысль, 1985. - С. 217-221.
12. Чеканова Э. Е. Исследование социальной политики в отношении старения: контекстуальное направление социальной геронтологии // Инновационные формы социальной работы с пожилыми людьми: сб. науч. тр. - Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. - С. 43-48.
13. Шапиро В. Д. Человек на пенсии: социальные проблемы и образ жизни. - М.: Мысль, 1980. - 208 с.
14. Щанина Е. В. Основные факторы трудовой активности пожилых людей // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2013. - № 1 (25). - С. 88-96.
15. Энциклопедия социальных практик поддержки пожилых людей в Российской Федера-
ции / Под ред. Е. И. Холостовой, Г. И. Климантовой. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. - 552 с._____________________________________________________________
Сведения об авторе Туманова Симона Юрьевна, аспирант кафедры политологии, социологии и связей с общественностью, Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа, тел. +79191408167, e-mail: Tumako-
va.Simona@ gmail.com
Information about the author Tumakova S. Yu., Postgraduate at the Department of Politology, Sociology and Public relations, Ufa State Petroleum Technical University, phone: +79191408167, e-mail: Tumako-
va. Simona@gmail.com
УДК 796.05
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ АУДИТОРИИ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ФИТНЕСА
В КРУПНОМ ГОРОДЕ
SOCIAL PORTRAIT OF THE DANCE FITNESS AUDIENCE IN A LARGE CITY
В. А. Шерегова
V. A. Sheregova
Ключевые слова: Key words:
социальный портрет; фитнес; танцы; спорт; social portrait; fitness; dancing; sport; typology; типология; крупный город large city
Набирающая в последнее время популярность танцевальных групповых программ в фитнес-индустрии может считаться положительной тенденцией, поскольку танцевальная форма занятий более благоприятна для здоровья человека, чем большие нагрузки в тренажерном зале или интенсивные групповые программы. Это связано с рядом преимуществ танцевальных программ, среди которых:
• равномерность нагрузки на все группы мышц, способствующая гармоничному физическому развитию;
• отсутствие необходимости использования дополнительных спортивных приспособлений и снарядов, что делает этот вид активности доступным и безопасным практически для всех категорий занимающихся;
• увлекательность тренировок;
• формирование мотивации к занятиям за счет желания совершенствования навыков танца;
• долгосрочный социально-психологический эффект, связанный с владением навыка, который может пригодиться за пределами фитнес-центра.
Являясь древнейшим способом самовыражения, танец представляет собой одну из наиболее естественных для человека форм двигательной и психоэмоциональной активности [3]. Его широкое распространение дополняет более общий тренд, уже длительное время существующий в развитом европейском и американском фитнесе, а в последнее время наблюдаемый и в нашей стране — переход от «фитнеса формы» к «фитнесу состояния». Особенность этого тренда — снижение значимости мотива телесного совершенствования в ходе тренировок и увеличение мотива психоэмоционального и интеллектуального развития от физической активности [2].
Современный фитнес представлен широким спектром танцевальных программ и программ с элементами танца: от высокоинтенсивных с динамической нагрузкой (zumba, бальные танцы, афро-пластика) до медленных и статичных (body ballet, стрип-пластика, pole dance). Сегодня, по нашим оценкам, в Тюмени насчитывается более двух десятков видов фитнес-танцев, занятия которыми предлагаются в более чем 100 фитнес-центрах и танцевальных студиях города.
Получив широкое распространение, практика танцевальных направлений в фитнесе неизбежно сформировала специфическою аудиторию, понимание структуры которой важно с научно-практической точки зрения. Знание социально-демографических характеристик, а также моделей поведения этой группы потребителей фитнес-услуг может способствовать формированию стратегий привлечения населения к занятиям танцами, выработке практических рекомендаций для расширения существующей аудитории за счет других категорий посетителей фитнес-центров.
Сегодня свободный доступ к результатам исследований поведения потребителей на рынке фитнес-услуг ограничен. Большая их часть проводится локально, в маркетинговых целях на коммерческой основе [1]. Социологический анализ аудитории фитнес-центров можно встретить лишь в единичных публикациях. Посетители танцевальных направлений в фитнесе почти не рассматриваются как объект исследования.
В гуманитарных дисциплинах социальное портретирование используется для характеристики различных социальных групп. В научной литературе отсутствует единый подход к понятию «социальный портрет», также как отсутствует определенный набор индикаторов и показателей, при помощи которых можно было бы построить портрет любой общности. Это связано с объективным разнообразием социальных групп, их изменчивостью во временной перспективе. В то же время в социальный портрет почти всегда включаются социально-демографические характеристики изучаемой группы, которые дополняются специфическими особенностями, связанными с их основной деятельностью [4].
В настоящей работе для построения социального портрета клиентов фитнес-центров, посещающих танцевальные занятия, были использованы данные исследования,
проведенного весной 2017 года. Методом сбора информации выступил онлайн-опрос посетителей городских клубов. Объем выборки составил 389 человек, что для случайного типа отбора респондентов является достаточным для получения статистически достоверных выводов. Анализ данных осуществлялся в статистическом пакете IBM SPSS Statistics версии 22.
Одной из ключевых задач исследования являлось построение типологии посетителей фитнес-центров с точки зрения предпочитаемых ими видов занятий. Для этого был реализован иерархический кластерный анализ, позволивший выделить 6 типов клиентов фитнес-центров. В рамках статьи мы остановимся подробно на аудитории танцевального фитнеса, доля которой в общей структуре посетителей составляет 7,7 %. Этот тип мы условно назвали «танцоры». Важно отметить, что танцевальные программы — не единственный вид занятий, который посещают представители выделенной группы. Подавляющее большинство совмещают их с интенсивными групповыми занятиями либо мягким фитнесом, либо тренажерным залом.
Социально-демографические характеристики рассматриваемой категории респондентов показывают, что в основном это молодые девушки. Большинство из них указали на средний уровень своего дохода (73,1 %), а существенная часть считает его ниже среднего (19,2 %). Такие данные представляются закономерными, учитывая структуру занятости респондентов — половина опрошенных работает по свободному графику или получает профессиональное образование (рис. 1).
Пол
Возраст
Безраб. i,8%
Декретный 1,8%
Пенсия і,8%
Работа (св. график) 1 19,2 %
Работа (полн. день)
Вуз, тех-м
Школа 3,8%
2 ---J -J- -J- ---/ -J- -J
0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35%
Уровень дохода
Занятость
Рис. 1. Социально-демографические характеристики посетителей танцевальных программ фитнес-центров и танцевальных студий г. Тюмени
Отвечая на вопрос о мотивах посещения фитнес-центра, большинство респондентов указали на желание «получить привлекательную внешность, спортивную фигуру» — этот вариант отметили почти три четверти респондентов рассматриваемой группы
(73,3 %). На втором месте по популярности оказались мотивы, связанные с коррекцией своего веса и заботой о здоровье — каждый из этих вариантов выбрала половина опрошенных (50 %). Почти столько же человек отметили желание получить хорошее настроение и позитивные эмоции от занятий (46,7 %). Остальные предложенные респондентам мотивы были связаны с реабилитацией после болезни (травмы, декретного отпуска и т. д.), со способом занять свободное время, завести новые знакомства. Их отметили не более 10 % опрошенных. Также стоит отметить что варианты «занимаюсь спортом профессионально» и «сейчас это модно» (рассматриваемый вопрос анкеты был предложен в виде списка, из которого респонденту разрешалось выбрать несколько вариантов, поэтому общий итог составил более 100 %) не выбрал ни один респондент из рассматриваемой группы. Сопоставляя данные исследуемой группы с результатами по выборке в целом, можно отметить, что мотивы «танцоров» близки к усредненным показателям, хотя внутри групп отдельные мотивы могут существенно различаться.
Посещаемость фитнес-центров существенно варьируется в зависимости от времени года. Наибольший спрос на услуги отмечается в осенне-зимний и особенно весенний сезоны, а в летнее время, праздничные дни или каникулы наблюдается существенный отток потребителей фитнес-услуг [5]. Различная загруженность клубов наблюдается и в различные часы в течение дня. Вечером количество посетителей сильно возрастает, что сказывается на стоимости абонемента для тех, кто тренируется в это время.
Результаты проведенного исследования показали, что посетители танцевальных программ менее жестко привязаны ко времени посещения занятий, чем другие клиенты (рис. 2). Такая вариативность дает им определенные преимущества, которые проявляются в большей доступности тренировок и комфортных условиям пребывания в клубе.
Утром Днём Вечером Каждый раз
по-разному
■ "Танцоры" ■ Выборка в целом
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «В какое время, в основном,
Вы посещаете фитнес-центр?»
Еще одной характеристикой, способной раскрыть особенности поведения клиентов фитнес-центра, является набор их требований к условиям в клубе. В одном из вопросов респондентам было предложено обозначить наиболее важные факторы, обусловливающие выбор фитнес-центра. Такие факторы, как «парковка», «количество посетителей», «комфорт раздевалки», «размер помещений», «работа обслуживающего персонала», для «танцоров» менее значимы, чем для остальных клиентов. В то же время «безопасность», «квалификация тренеров», «местоположение» клуба оказались для них более важными (рис. 3).
Приведенные данные показывают, что «танцоры» больше концентрируются на самих занятиях, чем на условиях пребывания в клубе. Они менее притязательны к бытовым условиям, однако организационные моменты для них важны.
Рис. 3. Что, на Ваш взгляд, является самым важным при выборе фитнес-центра? (вопрос предполагал возможность выбора не более 5 вариантов)
Таким образом, обобщая характеристику социального портрета посетителей танцевальных программ фитнес-центров, можно отметить, что, как правило, это молодые де-вушки. многие из которых учатся или работают по свободному графику. Характер занятости позволяет им не быть привязанными ко времени посещения фитнес-клуба. «Танцоры» в меньшей степени, чем остальные посетители фитнес-центров чувствительны к комфорту в клубах, однако более требовательны к организации тренировок. Танцевальные программы — это не единственный вид занятий, посещаемый рассматриваемой группой. Скорее наоборот, танцы дополняют программу тренировок, привнося в нее позитивные эмоции и мотивируя к дальнейшим занятиям фитнесом.
Библиографический список________________________________________________________
1. Бартенева Н. Е. Поведение потребителей на российском рынке фитнес-услуг: дис. ... канд. социол. наук. - Иваново, 2017 - 189 с.
2. Куманцева М. В., Фарахутдинов Ш. Ф. Соотношение материального и духовного в представлении современной молодежи об успехе // Человеческий и профессиональный потенциал молодежи региона: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов, студентов. - 2014. - С. 51-53.
3. Пантелеева Е. В. Специфика маркетинговой деятельности фитнес-клубов и мероприятия по сохранению и расширению клубного членства // Маркетинг услуг. 2005. № 2. - С. 56-68.
4. Монахова Е. Г. Социальная функция танца // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. - 2014. - № 9-10. - C. 186-190.
5. Мустафаева А. А., Актаулова Б. Ж. Термин «социальный портрет»: понятие, значимость
и его особенность в проведении исследования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/35_FPN_2014/Psihologia/13_178538.doc.html.________________________
Сведения об авторе Шерегова Вера Алексеевна, профессор, заведующий кафедрой спортивного и современного танцев, Тюменский государственный институт культуры, г. Тюмень, тел. +7(3452)262320, sheregova53@mail.ru
Information about the author Sheregova V. A., Professor, Head of the Department of Sport and Modem Dance, Tyumen State Institute of Culture, phone: +7(3452)262320, sheregova53@mail.ru
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ
И ОБРАЗОВАНИЯ
PROBLEMS AND PROSPECTS OF SCIENCE AND EDUCATION DEVELOPMENT
УДК 316
СЕЛЬСКИЕ ДЕТИ КАЛМЫКИИ: ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ДОСУГА
RURAL CHILDREN OF KALMYKIA: PROBLEMS OF EDUCATION AND LEISURE
Б. Б. Нусхаева В. В. Nuskhaeva
Ключевые слова: Key words:
система образования; педагогические system of education; pedagogical staff; additional
кадры; дополнительное образование; education; rural general education institutions;
сельские общеобразовательные учреждения; structure of leisure of adolescents структура свободного времени подростков
Развитие и образование подрастающего поколения — одна из приоритетных задач любого государства. Право на образование в Российской Федерации регламентируется Федеральным законом «Об образовании в РФ»: «Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также