Научная статья на тему 'Исследование субъективно-мотивационных характеристик потребителей на рынке спортивно-оздоровительных услуг'

Исследование субъективно-мотивационных характеристик потребителей на рынке спортивно-оздоровительных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1362
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / РЫНОК СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ФИТНЕС КЛУБЫ / СПОРТ / МОТИВЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ / ПОТРЕБИТЕЛИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данченок Лариса Александровна, Минеев Алексей Николаевич

Целью работы является маркетинговая оценка субъективно-мотивационных характеристик потребителей спортивно-оздоровительных услуг на примере фитнес услуг г. Ярославля. Для реализации поставленной цели было проведено исследование методом анкетирования, в результате которого были определены наиболее популярные услуги, мотивы и параметры, которыми руководствуются клиенты, а также основные типы потребителей и их количественный состав. Исследование позволяет выявить ценности клиентов при пользовании услугами фитнес-центров, сформировать оптимальный портфель услуг и обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование субъективно-мотивационных характеристик потребителей на рынке спортивно-оздоровительных услуг»

Исследование субъективно-мотивационных характеристик потребителей на рынке спортивно-оздоровительных услуг

Research of the subjective and motivational characteristics of consumer in the

market of sports and wellness's services

Данченок Лариса Александровна Danchenok Larisa Alexandrovna

д.э.н., профессор,

декан факультета «Бизнес-школа маркетинга и предпринимательства»,

ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В.Плеханова», г. Москва

e-mail: [email protected] Минеев Алексей Николаевич Mineev Alexey Nikolayevich к.э.н., доцент кафедры Массовых коммуникаций НОУ ВО «Международная академия бизнеса и новых технологий (МУБиНТ)»,

г. Ярославль e-mail: [email protected]

Аннотация: Целью работы является маркетинговая оценка субъективно-мотивационных характеристик потребителей спортивно-оздоровительных услуг на примере фитнес - услуг г. Ярославля. Для реализации поставленной цели было проведено исследование методом анкетирования, в результате которого были определены наиболее популярные услуги, мотивы и параметры, которыми руководствуются клиенты, а также основные типы потребителей и их количественный состав. Исследование позволяет выявить ценности клиентов при пользовании услугами фитнес-центров, сформировать оптимальный портфель услуг и обслуживания.

Ключевые слова: маркетинговые исследования, рынок спортивно-оздоровительных услуг, фитнес клубы, спорт, мотивы потребления, потребители спортивно-оздоровительных услуг.

Abstract: The aim of this work is a marketing assessment is subjective-motivational characteristics of consumers of sports and wellness's services on the example of fitness services city of Yaroslavl. To achieve this goal, a study was conducted using questionnaires, which identified the most popular services, the motives and parameters that guide the customers and also the main types of consumers and their quantitative composition. The study allows to identify the value of customers when using services of the fitness centers, to form an optimal portfolio of services and maintenance.

Keywords: marketing researches, the market of sports and wellness's services, fitness clubs, sports, the motives of consumption, consumers of sports and wellness's services

Введение

В современных условиях развитие любого бизнеса должно иметь прочную аналитическую основу: необходимо владеть информацией о конкурентах, рыночной ситуации, ее динамике, спросе и предложении [7]. Особого внимания заслуживают потребители, их поведение, вкусы, потребности, мотивы и желания. Благодаря точному описанию и анализу человеческих потребностей формируется объективное понимание ценностей, которые должны быть заложены в портфель товаров и услуг [3,4,6]. Полученная информация о потребителях должна быть учтена при проектировании компанией своей маркетинговой стратегии.

Бизнес в сфере спортивно-оздоровительных услуг не является исключением и также определяется уровнем и дифференциацией потребностей и запросов клиентов. На развитие рынка спортивно-оздоровительных услуг оказывает влияние большое количество факторов: демографических, экономических, социальных, культурных, психо-физических и т.д.

По данным консалтинговой компании «Ромир» сегодня в России спортом занимается всего 2% населения. Но динамичный уровень жизни требует от человека быть активным и энергичным, ввиду чего с каждым годом неуклонно

растет число людей, которые хотели бы заниматься спортом. В последние годы рынок спортивно-оздоровительных услуг является одним из наиболее динамичных. По мнению экспертов зарубежной компании «NeoAmlytics» за период с 2010 по 2016 год российский рынок увеличился в 3,5 раза (с 1 до 3,5 млрд.долл).

Вместе с увеличением числа потребителей неуклонно растет и число спортивных клубов и организаций. Если в 2010 году в России насчитывалось менее 1,5 тыс. клубов, то к концу 2016 года число таких субъектов уже составляет более 5 тыс. Спортивные клубы и организации развиваются не только в крупных городах и мегаполисах, но и в небольших регионах.

Одной из наиболее интенсивно развивающихся сфер в регионах является фитнес - индустрия, на примере которой будут рассмотрены авторские подходы к исследованию. Так, например, в г. Ярославле число фитнес-клубов за 5 последних лет увеличилось почти в 4 раза (в 2010 году насчитывалось порядка 20 фитнес-клубов, а в 2016 уже 76), что привело к жесткой конкуренции между ними. В условиях высокого уровня обозреваемости рынка, копирования маркетинговых инструментов по привлечению клиентов на первый план стали выходить приемы маркетинга, учитывающие субъективно-мотивационные характеристики клиентов фитнес клубов. В связи с чем, маркетинговое исследование, ориентированное на их изучение, приобрело особую практическую значимость и актуальность.

Исследование включало 3 этапа:

1. Дать общую характеристику рынку спортивно-оздоровительных

услуг;

2. Провести анализ спроса женской целевой аудитории на фитнес-услуги в г.Ярославле;

3. Дать количественную характеристику основных типов клиентов в фитнес индустрии.

Для решения поставленных задач были проведены исследования методами анкетирования и наблюдения. В рамках опроса выборка составила 400 респондентов.

Общая характеристика рынка.

В настоящее время рынок спортивно-оздоровительных услуг является одним из наиболее быстроразвивающихся, уже длительное время показывает положительную динамику (рис.1) и имеет большой потенциал для дальнейшего роста.

По данным экспертов консалтинговой компании «РБК» «Кризис и падение доходов населения негативно повлияли на темпы роста рынка фитнес-услуг, однако рынок продолжает расти высокими по российским меркам темпами: в 2015 году номинальный прирост рынка составил 14,1%, а реальный 3,6%» [1].

Активному развитию рынка спортивно-оздоровительных услуг способствует ряд факторов:

1. Поведенческие особенности населения. Несмотря на сокращение доходов, большая часть россиян не готова отказаться от посещения спортивных секций и клубов. Очередное посещение фитнес-клуба - это элемент статуса человека, принадлежность его к определенной социальной группе.

Рисунок 1 - Объем рынка фитнес-услуг в России, млрд.долл.

Источник: по данным консалтинговой компании NeoAnalytics.

2. Высокий потенциал развития рынка в регионах. По мнению экспертов из консалтинговой компании «РБК» в регионах потенциал развития рынка еще не исчерпан. Во многом это обстоятельство обусловлено отсутствием маркетинговых исследований региональных рынков, что и является причиной сложности в оценке его потенциала.

3. Государственная политика в области спорта. Сегодня популяризация спорта является одной из актуальных задач практически на всех уровнях государственной власти. Федеральная и региональная власть активно инициируют и спонсируют проведение спортивных мероприятий.

4. Рост популярности фитнеса. Мода на здоровый образ жизни характерна для жителей многих стран. Так, например, в США фитнесом увлечены 14% населения, в Великобритании - 6%, во Франции - 5%. В России спортом активно занимается 2 % населения, однако этот показатель стремится к увеличению и может вырасти к 2018 году до 5%.

Вместе с увеличением рынка спортивно-оздоровительных услуг увеличивается и число его субъектов. На российском рынке сегодня работает более 5 тыс. крупных, средних и малых фитнес-клубов. Более У всего рынка приходится на крупные сетевые компании - «World Class», «X-fit», «С.С.С.Р», «Alex fitness», «Аврора», «ФизКульт», «BodyBoom» и др. Высокая концентрация фитнес-клубов в Москве заставляет крупных игроков осваивать новые регионы, продумывать стратегию освоения среднего ценового сегмента, а конкуренция в больших городах - продумывать новые стратегии продаж клубных карт.

По данным консалтинговой компании «РБК» наибольший интерес клиенты проявляют к услугам эконом (34%), комфорт (21%) и low-cost (22%) класса (рис.2).

Потенциал развития фитнес услуг в регионах долгое время был ограничен недостатком пригодных площадей для аренды, слабой заинтересованностью и низким уровнем доходов населения. В современных условиях в большинстве

средних и малых городов возросло количество арендных площадей и увеличились доходы населения. Вместе с этим возросла заинтересованность и мода людей на спортивный образ жизни и физическое развитие.

160/0 21% ■ Комфорт

7% ■ Эконом

1 Low-cost

■ Премиум и люкс

22% 34% ■ Бизнес

Рисунок 2 - Структура столичного рынка фитнес-услуг

Источник: По данным консалтинговой компании «РБК» Рынок спортивно-оздоровительных услуг, как в Москве, так и регионах, открыт для новых игроков. В коммерческом плане распространены три сценария развития бизнеса: создание нового клуба с нуля, покупка готового бизнеса и покупка франшизы действующей сети фитнес-клуба.

Создание нового клуба с нуля. По общим подсчетам, средний объем инвестиций в создание собственного фитнес-клуба составляет 5,5 - 7 млн.руб. Основные расходы связаны с арендой или покупкой помещения, закупкой спортивного инвентаря и тренажеров, мебели и т.д. С учетом того, что средняя цена абонемента составляет 2-4 т.р. в месяц, а количество клиентов составляет 150-200 человек, объем ежемесячной выручки составит 300 - 800 т.р. (прибыль составит в диапазоне от 70 до 450 т.р.). В итоге, срок окупаемости может составить 2-3 года.

Покупка готового бизнеса. Стоимость продажи готового бизнеса в мегаполисах и регионах сильно отличается. В Москве и Санкт-Петербурге покупка готового бизнеса составляет от 4 до 80 млн.руб. В регионах, - от 3 до 15 млн. руб. С учетом средней цены абонемента и ежемесячной аудитории в

200-300 человек, срок окупаемости в центральных регионах составит от 4 до 7 лет, в регионах - 3-4 года.

Покупка франшизы. На рынке спортивно-оздоровительных услуг стоимость франшизы составляет от 15 до 120 млн. руб. Срок окупаемости - 3-6 лет. Данный сценарий предполагает ряд условий: наличие большой площади (более 1000 кв.м), густонаселенной прилегающей территории, высокой специализации кадров, платежеспособности местного населения, развитости инфраструктуры и т.д. Также, следует отметить, что данный сценарий целесообразен для городов с населением более 500 тысяч человек.

Каждый из подходов имеет свои преимущества и недостатки. Какой бы из них ни был выбран, но первоначальным этапом становления и стратегического развития бизнеса в сфере спортивно-оздоровительных услуг должен быть анализ нужд и потребностей клиентов, их объема и состава, а также особенностей поведения, мотивов и факторов, обусловливающих выбор того или иного спортивного клуба.

Анализ спроса на фитнес-услуги.

Сегодня фитнес-услуги представляют собой целый комплекс мероприятий и программ по восстановлению работоспособности, физическому и духовному развитию человека. За последние 10 лет перечень услуг заметно расширился и сегодня насчитывает более 50 программ. Среди наиболее популярных - пилатес, шейпинг, степ-аэробика, фитнес-аэробика, йога, стрейтчинг, спортивные танцы и др. В рамках каждого направления существуют большое количество разновидностей спортивных упражнений, например, ABS-BUMS, HOT IRON, BODY SCULPTS, STRETCH, ZUMBA и т.д. Аккумулируя множество направлений и программ, авторами настоящей статьи были сформированы пять групп фитнес-услуг: силовые тренировки (Upper body, Body sculpts, ABS, ABL, Body pump), аэробные направления (аэробика, бег, ходьба), танцевальный фитнес (спортивные танцы, зумба, румба), «мягкий фитнес» (йога, пилатес, стрейтчинг) и аквафитнес (аквааэробика).

Ввиду развития бизнеса в сфере фитнес-услуг растет многообразие целевых групп (сегментов), каждая из которых имеет свои потребности, мотивы и желания. В целях дальнейшего развития бизнеса необходимы маркетинговые исследования и анализ потребителей [2].

В целях изучения спроса на фитнес-услуги было проведено исследование женской аудитории г.Ярославля методом анкетирования. Среди ключевых вопросов - наиболее популярные фитнес-услуги, мотивы посещения, факторы, влияющие на поведение потребителей и др. В опросе приняли участие 400 респондентов. В ходе исследования были учтены возрастные особенности потребителей: до 18 лет (6%), 18-20 лет (12%), 21-25 лет (28%), 26-30 лет (32%), 31-45 лет (14%), 46-60 лет (5%), старше 61 (3%). Исследование проходило в трех фитнес клубах г. Ярославля.

В результате анализа ответов на вопрос: «Какими услугами фитнес-клубов Вы пользуетесь чаще всего?» было установлено, что наибольшим спросом у женской аудитории пользуется «мягкий» (38%) и танцевальный фитнес (28%). В частности, это такие спортивные программы, как пилатес, фитнес-йога, izoton и body flex. Среди танцевальной группы - Go-Go, Zumba, сальса, румба и др. Наибольший интерес к этим группам проявляют клиенты в возрасте от 18 до 30 лет. Наименьшей популярностью пользуется аквафитнес (4%). Во многом это обусловлено неразвитостью данной группы услуг в г. Ярославле.

4%

12%

■ "Мягкий" фитнес

38%

Я ■ Танцевальный фитнес

18°% Аэробные направления

■ Силовые тренировки

Аквафитнес

28°%

Рисунок 3 - Популярность групп фитнес-услуг

Особое место в рамках исследования занимал вопрос - «Какие мотивы повлияли на Ваш выбор данного фитнес-клуба?». В итоге были получены следующие результаты (рис.4): ключевыми мотивами, которые влияют на посещение фитнес-клуба являются: поддержание формы (85%), избавление от негатива (44%) и поддержание здоровья (41%). Среди наименее значимых мотивов следует назвать: новые знакомства (7%), новые знания о здоровом образе жизни (6%) и приобщение к определенному кругу лиц (1%).

Рисунок 4. - Мотивы посещения фитнес-клубов

Знание уровня популярности групп фитнес-услуг и мотивов посещения фитнес - клубов недостаточно для объективного понимания потребительского поведения, важно знать перечень и интенсивность влияния факторов. В результате проведенного исследования было установлено, что основными факторами являются: высокая квалификация персонала (31%), персональный подход к клиенту (24%) и широкий спектр предлагаемых услуг (18%). В процессе исследования каждый третий респондент отметил тот факт, что главным критерием при выборе того или иного фитнес-клуба, является уровень квалификации, профессиональные знания, творческая активность и дисциплинированность персонала (инструктора или тренера). Ввиду значимости данного фактора для реальных и потенциальных клиентов, руководство компании должно постоянно не только повышать уровень знаний и квалификацию своих сотрудников, но и различными способами стимулировать их работу, мотивировать на повышение уровня лояльности к клубу и клиентоориентированности.

Каждый четвертый респондент отметил важность такого фактора как индивидуальный подход к клиенту. Без преувеличения можно отметить, что успешное развитие спортивного клуба зависит от выявления и удовлетворения всех запросов клиента, а также выстраивания долгосрочных отношений посредством программы лояльности.

Немаловажным фактором, влияющим на поведение клиентов в фитнес -индустрии, также является широкий комплекс услуг. Большинство клиентов заинтересованы в нескольких спортивных программах, особенно это актуально для категорий «до 18 лет», «18-20 лет» и «21-25».

Среди наименее значимых факторов, которые оказывают влияние на поведение клиентов - репутация и известность клуба (4%), наличие парковки (3%) и контингент клиентов (1%). Стоит также отметить, что стоимость услуг не имеет особого значения (4%).

3% 1%

■ Высокая квалификация персонала

■ Персональный подход

■ Широкий спектр услуг

■ Удобное месторасположение

■ Комфортная атмосфера

■ Стоимость занятий

■ Репутация и известность клуба

■ Наличие парковки

Рисунок 5 - Факторы, влияющие на поведение клиентов фитнес-

клуба

Подводя промежуточный итог, можно заключить, - основой успешной деятельности фитнес-клубов на рынке спортивно-оздоровительных услуг является объективное понимание мотивов, желаний и предпочтений клиентов. Всесторонний анализ и своевременная оценка этих аспектов формируют основу для результативного маркетингового управления спортивной организацией. Проведенное исследование и анализ потребителей показали, что большинство клиентов имеют вполне конкретные мотивы и потребности. Рынок спортивно-оздоровительных услуг быстро развивается, появляются новые спортивные программы и услуги, свои коррективы вносит мода.

Профиль потребителей (типология клиентов)

«Правильное и объективное понимание психологических особенностей и качеств позволяют сформировать всесторонний «портрет» человека, понять особенности образа его жизнедеятельности, интересы, поступки, мнения и увлечения» [5, С.10]. Конечно, все люди имеют разные особенности своей личности, однако использование определенных критериев для анализа позволяет выявить объединяющие их модели поведения, ведь даже работники

разных профессий, социального класса, уровня культуры, пола и возраста имеют много общего. На основе опроса населения определённого региона можно построить профили и определить типы поведения отдельных групп.

На современном этапе развития российского общества потребности в использовании фитнес - услуг достаточно противоречивы. Одни клиенты предпочитают индивидуальные занятия, другие - групповые, третьих интересует определенный вид услуг, четвёртых - поддержание физической формы, пятых - подготовка к соревнованиям.

На данный момент исследований типологии и сегментирования потребителей в сфере фитнес - услуг крайне мало. Во многом это обусловлено динамичностью рынка и развитием спектра услуг.

В ходе исследования авторами настоящей статьи была предложена характеристика типичных потребителей услуг фитнес - клуба:

1. А - тип. Клиент фитнес-клуба, который предпочитает силовые тренировки. Клиент, который относится к данной группе, предпочитает физические нагрузки со средним и большим сопротивлением. К данной группе относятся женщины, которые хотят иметь стройную и подтянутую фигуру, без лишней мышечной массы. К числу силовых тренировок относятся такие программы как Upper body (тренировка мышечной группы торса), Body sculpts (тренировка на все группы мышц), ABS (тренировка на мышцы брюшного пресса), ABL (тренировка мышц ног) и Body pump (упражнения с облегченной штангой).

Данный вид фитнеса пока не вызывает особого интереса у женской аудитории. Основная возрастная аудитория - «18-20» и «21-25».

2. B - тип. Клиент фитнес-клуба, который предпочитает аэробные направления. Клиент, который относится к данной группе, предпочитает физические нагрузки, способствующие укреплению здоровья, гармоничному развитию функций организма, формированию правильной осанки, общей физической подготовки, хореографических и акробатических навыков. К числу

аэробного направления относятся такие программы как аэробика, степ-аэробика, спортивная ходьба, бег.

Основная возрастная аудитория - «до 18», «18-20» и «21-25».

3. С - тип. Клиент фитнес-клуба, который предпочитает танцевальный фитнес. Клиент, который относится к данной группе, предпочитает физические нагрузки, посредством танцевальной программы. Как правило, этот вид фитнеса направлен на укрепление мышц живота и профилактику проблем, связанных с органами малого таза. К числу программ танцевального фитнеса относятся - восточные, бразильские и индийские танцы, go-go, зумба, румба и т.д.

Основная возрастная аудитория - «до 18», «18-20», «21-25» и «26-30».

4. D - тип. Клиент фитнес-клуба, который предпочитает «мягкий» фитнес. Клиент, который относится к данной группе, предпочитает физические нагрузки со средним и низким уровнем интенсивности. Данное направление оптимально для людей старшего возраста, а также клиентам, которые восстанавливаются после травм. «Мягкий» фитнес направлен на поддержание физической формы без чрезмерной нагрузки на организм. К числу программ «мягкого» фитнеса относятся: фитнес-йога (развитие гибкости и оздоровление организма, нормализация состояния и повышение тонуса), stretch (растягивание и расслабление мышц), пилатес (детальная проработка всех мышц, увеличение эластичности связок, подвижность позвоночника и суставов), lady-фитнес (упражнения на улучшение кровоснабжение организма, профилактику остеопороза и остеохондроза), soft fitness (восстановление организма после родов или травм) и китайская гимнастика.

Основная возрастная аудитория - «46-60» и «61 и старше».

5. E - тип. Клиент фитнес-клуба, который предпочитает аквафитнес. Клиент, который относится к данной группе, предпочитает физические нагрузки со средним уровнем интенсивности в бассейне. Данное направление рекомендуется людям любого возраста. Аквафитнес способствует эффективной работе сердечно-сосудистой системы, улучшению координации движений,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сжиганию жира. Помимо всего прочего, вода наделяет кожные покровы влагой, делает ее более эластичной и упругой. Основная возрастная аудитория - «3145».

По результатам анкетирования (вопрос: «Какими услугами фитнес-клубов Вы пользуетесь чаще всего?») определена типическая структура возрастных сегментов (табл.1).

Из представленной таблицы можно сделать вывод, что наибольшей популярностью среди молодых (до 30 лет) пользуется танцевальный фитнес (среди молодежи до 18 ему отдают предпочтение 50%), в категории 30+ -«мягкий» фитнес. Силовые и аэробные направления интересуют около трети возрастных категорий от 18 до 30. Этот факт еще раз доказывает, что главными мотивами в спросе на фитнес услуги являются поддержание общего здоровья и формы.

Таблица 1

Типы клиентов (женщин) фитнес-клубов г. Ярославля

Возрастные категории Типы клиентов, %

A B C D E

До 18 9,2 23,6 50,2 12,1 4,9

18-20 32,4 32,7 32,4 2,5 -

21-25 27,4 23,9 44,4 4,3 -

26-30 12,6 19,5 40,8 17,4 9,7

31-45 4,6 18,8 18,4 44,8 13,4

46-60 - 8,2 8,4 83,4 -

Старше 61 - - - 100 -

Среднее 12,3 18,1 27,8 37,8 4

Источник: составлено авторами.

Заключение

Согласно результатам исследования основную целевую аудиторию фитнес-клубов г.Ярославля составляют девушки в возрасте от 20 до 30 лет. Потребители фитнес-услуг имеют конкретные мотивы и потребности, предпочтения и желания, которые ориентированы на услуги и обслуживание в фитнес- клубах, при этом они вполне определенно их формулируют. Однако психология и мотивация потребителей не статичны, это динамичная система, подверженная изменениям в зависимости от условий и накопленного опыта, при их изменении она переходит в новое состояние. В связи с этим изучение

потребительского поведения, а также мотивов, желаний, потребностей должно быть систематическим. Всесторонняя аналитика и понимание изменений субъективно-мотивационных особенностей потребителей являются ключом к успеху маркетинговой деятельности спортивной организации.

Список литературы:

1. Боровиков М.А. Рынок фитнес-услуг 2016 в России: рост вопреки кризису. [Электронный ресурс]: [http://www.buybrand.ru/market-reviews/11989/].

2. Бутова Т.Г., Данченок Л.А., Жираткова А.Н., Маркова М.В. Маркетинг взаимоотношений организаций на рынке культурно-досуговых услуг. Монография [Текст] / Т.Г. Бутова, Л.А. Данченок, А.Н. Жираткова, М.В. Маркова - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008 - 152с.

3. Данченок Л.А., Мхитарян С.В., Дейнекин Т.В. Методология маркетингового анализа в современных условиях. Монография [Текст] / Л.А. Данченок, С.В. Мхитарян, Т.В. Дейнекин. - М.:МЭСИ, 2015. - 324 с.

4. Данченок Л.А., Денисова Е.С., Маркова М.В. Маркетинговые методы совершенствования взаимоотношений компаний и клиентов в условиях трансформации поведения потребителей [Текст] / Л.А. Данченок, Е.С. Денисова, М.В. Маркова. - М.: Издательство Евразийский открытый институт, 2008. - 107 с.

5. Минеев А.Н. Маркетинговые исследования субъективно-мотивационных характеристик потребителей туристических услуг г. Ярославля // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2013. - № 1 (№ 21).

6. Мхитарян С.В. Клиентская аналитика в современном маркетинге // Проблемы конвергенции математических и экономических знаний. - 2015. -С.55-58.

7. Скоробогатых И.И., Мусатова Ж.Б. Современные тренды маркетинга // Региональная модель развития: детерминанты экономики и маркетинга. - 2014. - С.3-7.

References:

1. Borovikov, A. M., the Market of fitness services in 2016 in Russia: growth despite the crisis. [Electronic resource]: [http://www.buybrand.ru/market-reviews/11989/].

2. Butova T. G., Danchenok L. A., Jiraskova A. N., Markova M. V. Marketing of relations organizations in the market of cultural services. The Monograph [Text] /

T. G. Butov, L. A. Danchenok, A. N. Irodova, M. V. Markova - M.: EOI, 2008 - 152 p.

3. Danchenok L. A., Mkhitaryan V. S., Deinekin T. V. Methodology of marketing analysis in modern conditions. The Monograph [Text] / L. A. Danchenok, S. V. Mkhitaryan, T. V. Deinekin. - M.:MESI, 2015. - 324 p.

4. Danchenok L. A., Denisova E. S., Markova M. V. Marketing methods to improve the relationship between companies and customers in the transformation of consumer behavior [Text] / L. A. Danchenok, E. S. Denisova, M. V. Markov. - M.: publishing house of the Eurasian open Institute, 2008. - 107 p.

5. Mineev A. N. Marketing research is subjective-motivational characteristics of consumers of tourist services of the city of Yaroslavl // Modern researches of social problems (electronic scientific journal). - 2013. - № 1 (№ 21).

6. Mkhitaryan, S. V., Client Analytics and modern marketing // Problems of convergence of mathematical and economic knowledge. - 2015. - P. 55-58.

7. Skorobogatyh I. I., Musatova Zh. b. Modern trends in marketing // model of Regional development: determinants of economy and marketing. - 2014. - P. 3-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.