Особенности здоровьесберегающего поведения жителей крупного города
Мехришвили Л.Л. Ткачева Н.А.
В статье рассмотрены особенности здоровьесберегающего поведения городского населения, посещающих фитнес-центры. Обоснована актуальность социологического исследования потребления фитнес услуг в связи с возрастающей ролью фитнеса в современных социокультурных и экономических процессах. Приведены результаты исследования посетителей фитнес-клубов. В частности, по результатам анкетного опроса, выявлена самооценка физического состояния респондентов, их планы относительно дальнейших занятий спортом, величина тренировочной нагрузки, способы и время, затрачиваемое посетителями на то, чтобы добраться до фитнес-центра, основные цели и причины посещения фитнес-клубов. Анализ результатов позволил авторам выделить значимые тенденции, наблюдаемые в рассматриваемой сфере. Ключевые слова: фитнес, здоровьесбере-гающее поведение, социологическое исследование.
Мониторинговые исследования, осуществляемые ведущими социологическими центрами нашей страны, фиксируют устойчивый рост вовлечённости населения в спортивную жизнь. Так, по данным ВЦИОМа, с каждым годом все больше россиян занимаются спортом, за три года показатель вырос с 61% в 2015 г. до 79% в 2018 г. (в том числе тех, кто делает упражнения регулярно, - с 16% до 25%) [5]. Возрастание роли ценностей здорового образа жизни, в российском обществе можно объяснить сменой поколений, а также преодолением периода аномии, продолжавшейся два десятилетия и ставшего следствием смены политического строя.
Логическим продолжением указанной тенденции стало увеличение количества мест для физической активности населения, а основная роль в деле их организации перешла от государства к бизнесу. В наши дни рынок фитнес-услуг переживает активный рост. Проникновение фитнеса в жизнь россиян постоянно возрастает и сегодня спрос по-прежнему превышает предложение.
Фитнес стал модным и популярным занятием, привлекающим всё больше россиян, а здоровый образ жизни - трендом последних лет. Сегодня фитнес-индустрия России показывает активный рост, несмотря на экономическую нестабиль-
ность. Потенциал развития ещё далеко не исчерпан, чему способствует множество взаимосвязанных факторов. Это рост популярности фитнеса у населения (как у молодёжи, так и старших возрастных групп), конструктивная государственная политика в сфере физической культуры и спорта, низкий уровень обеспеченности горожан фитнес-клубами и др. Эксперты отмечают, что за последние 5-7 лет произошло двукратное увеличение рынка фитнес-услуг, а при существующем тренде в ближайшее время ситуация кардинально не изменится [4].
Несмотря на то, что бурное развитие фитнес-индустрии в нашей стране началось относительно недавно, сегодня ряд исследователей плодотворно работают в этом направлении. Так, концептуальному анализу понятия «фитнес», посвящены работы С.О. Филипповой [10]. Медико-биологические аспекты занятий фитнесом рассмотрены Е.А. Осокиной [6], Е.Г. Сайкиной [8]. Социологический подход к изучению сферы фитнеса представлен в работах Н.Е. Бартеневой [1]. Организационно-экономический и маркетинговый аспекты нашли отражение в трудах Т.Г. Беставишвили [2], В.И. Григорьева [3]. В то же время большая часть исследований проводится локально, в маркетинговых целях на коммерческой основе. Анализ научной литературы показывает, что глубокий социологический анализ аудитории фитнес-центров можно встретить лишь в единичных публикациях.
Учитывая значительную роль фитнеса в современных социокультурных и экономических процессах, особенности поведения населения в этой сфере достаточ-
но ярко характеризуют не только отношение населения к своему здоровью, но и уровень социальной зрелости российского общества [9]. Таким образом, настоящая работа представляется актуальной
В 2018 году при участии авторов настоящей работы было реализовано инициативное исследование, направленное на оценку различных аспектов, связанных с посещением фитнес-клубов. Анкетный опрос был реализован в Интернете с использованием сервиса <^и1^еуМопкеу». Решение об использовании онлайн-технологий для проведения опроса было принято по ряду причин. Технологичность процесса позволяет сократить время, затрачиваемое на полевой этап, облегчает процесс контроля за ходом исследования. Интерактивность снижает влияние интервьюера, что значительно облегчает коммуникационный процесс, а также позволяет вовлекать в исследования труднодоступные категории респондентов. Кроме того онлайн-исследования позволяют снижать издержки на полевые работы и ввод данных, что очень актуально для инициативных исследований, проводимых в условиях ограниченных временных и финансовых ресурсов.
Объектом исследования выступили посетители фитнес-центров города Тюмени. Для отбора респондентов, использовалась потоковая выборка -основанная на согласии интернет-пользователей техника отбора, которая исторически является видом конформной выборки [7]. В нашем случае основным источника рекрутинга респондентов выступила социальная сеть «Вконтакте».
Ссылка на опрос размещалась в публичных группах фитнес-центров в социальных сетях. Кроме того привлечение к опросу осуществлялось при помощи таргетированной рекламы. Баннер с приглашением к опросу демонстрировался селективно, тем людям, кто состоял в группах фитнес-центров. Всего в опросе приняло участие 266 человек. Статистическая обработка и анализ данных осуществлялись в пакете IBM SPSS Statistics версии 22.
Таблица 1
Основное занятие респондентов.
Учусь в школе. 2,0
Учусь в вузе (техникуме, училище, 18,3
Работаю полный рабочий день. 47,5
Работаю по свободному графику. 16,8
Нахожусь на пенсии. 1,0
Нахожусь в отпуске по беременности 7,4
Безработный, и ищу работу. 5,0
Не работаю и не ищу работу. 2,0
Всего 100,0
Представим социально-
демографические характеристики респондентов. Респондентов женского пола оказалось больше чем мужчин, более чем в 2 раза (71,4 и 28,6% соответственно). Большинство участников опроса - это люди, работающие полный день. Примерно равное количество - студенты и те, кто работает по свободному графику (табл. 1).
Оценивая уровень своего дохода, почти три четверти респондентов выбрали вариант ответа «средний» (72,3%). Ещё около четверти указали на доход «выше среднего» (10,2%) и «ниже среднего» (14,1%). Высокий и низкий уровень дохода отметили чуть более 3% участников опроса.
Информация о возрасте респондентов собиралась в абсолютных значениях. То есть в ходе заполнения анкеты респонденты указывали, сколько им лет. Для удобства восприятия информации мы выделили 5 возрастных категорий, в которых респонденты распределились следующим образом: респондентов младше 20 лет оказалось 14,6%, в возрастной группе 21-25 лет - 25,3% респондентов, среди 26-30-ти летних - 25,8%, по-
сетителей клубов в диапазоне 3135 лет - 16,7%, а респондентов старше 36 лет -17,7%.
Рассмотрим основные результаты проведённого исследования.
В оценке собственного здоровья более половины посетителей клубов выбирали вариант «хорошее» (56,2%). Второй по популярности вариант - «Среднее, не хорошее, но и не плохое» (34,2%) -его выбрала треть респондентов. Аналогичное распределение получено и при ответе на вопрос о том, придерживаются ли респонденты здорового образа жизни. Анализ таблиц сопряжённости показал, что оба рассматриваемых вопроса не зависят от пола и возраста респондентов, а также других социально-демографических характеристик.
Следующие два вопроса были направлены на выявление физического состояния респондентов. Для этого им было предложено указать рост и вес. В процессе анализа мы
использовали эти данные для вычисления индекса массы тела, который соотнесли с таблицей международной классификации дефицита массы тела и ожирения (рис. 1).
Выраженный дефицит МТ Недостаточная МТ Норма Избыточная МТ Ожирение I ст. Ожирение II ст. Ожнренне Ш ст.
Рис. 1. Распределение респондентов по индексу массы тела.
-377%
Как показал опрос, большинство респондентов являются в спорте новичками. Тех, кто занимается менее года, оказалось 37,1%, а ещё 22,6% ходят в клуб от 1 до 3 лет; 13,7% занимаются 3-5 лет, 11,3% - 5-10 лет, остальные (15,3%) - более 10 лет.
Интересная закономерность была обнаружена при изучении таблицы сопряжённости возраста респондентов и количеством времени, которые они занимаются в клубе: с увеличением возраста увеличивается количество новичков. Эта тенденция прерывается лишь в группе старше 36 лет. Данные свидетельствуют о том, что постепенно фитнес-услугами начинают пользоваться всё более возрастные группы.
Следующий вопрос анкеты был направлен на выявление планов респондентов относительно дальнейших занятий спортом. 29,6% указали, что продолжать занятия, несмотря ни на что. Почти половина, допускают, что время от време-
ни им придётся жертвовать временем, уделяемым фитнесу, для решения других, более важных дел. Пятая часть (21,5%) респондентов признают, что существуют обстоятельства, которые заставят снизить их занятия спортом до минимума.
Таким образом, можно констатировать, что подавляющее большинство посетителей фитнес-центров настроены, продолжать тренировки в будущем.
Величина тренировочной
нагрузки является важным показателем, определяющим степень разнообразных изменений, произошедших в организме человека. Недостаточная нагрузка не вызовет необходимого тренировочного эффекта, а избыточная - снизит его, подвергая, кроме того, ненужным рискам различные системы организма. Психологическим аспектом неправильно подобранной нагрузки может стать эмоциональное выгорание, усталость, неудовлетворённость от занятий фитнесом, и, как следствие, прекращение трениро-
Дополнительным подтверждением приоритетности фактора близости клуба является способ, используемый горожанами, чтобы добраться до клуба - более трети респондентов добираются пешком (37,1%). При этом на автомобиле добираются 27,5%, а на общественном транспорте - 24,6%. Оставшаяся часть респондентов выбрали вариант «каждый раз по-разному» - 10,8%.
Сопряженность двух предыдущих вопросов показывает, что доля тех, кто добирается пешком постепенно снижается, по мере увеличения затрачиваемого времени, а с теми, кто пользуется общественным транспортом ситуация противоположная. Среди автомобилистов также наблюдается рост, но он не такой интенсивный, как у пользователей общественного транспорта (рис. 2).
Рис. 2. Взаимосвязь способа и времени, затрачиваемых посетителями на дорогу до клуба
вок. Отвечая на вопрос о том, какую физическую нагрузку респонденты испытывают во время тренировок, выяснилось, что лёгкую физическую нагрузку испытывают 15,8%, физическая нагрузка средней тяжести характерна для 64,8%, а высокий уровень нагрузки отметили 19,4%.
Как и следовало ожидать, распределение ответов данного вопроса в зависимости от пола выявило, что мужчины чаще женщин испытывают высокий уровень нагрузки
Время, затрачиваемое посетителями на то, чтобы добраться до фитнес-центра, это важнейший критерий выбора клуба. На это указывают полученные данные - в совокупности более 80% опрошенных тратят менее получаса, чтобы добраться до клуба.
Обращает внимание на себя тот факт, что владельцы автомобилей более гибки в выборе фитнес-центра и могут посещать клуб, находящийся в значительном удалении от места проживания или работы.
Последний вопрос рассматриваемого блока анкеты выявил, откуда респонденты обычно отправляются на тренировку. Большинство, как и следовало ожидать, идут в клуб из дома - таких оказа-
лось 55%. Неожиданностью стал довольно высокий процент тех, кто ходит на тренировку сразу после работы (36,1%).
Относительно сферы фитнес-услуг можно выделить три основные группы потребностей, связанные со здоровьем, внешностью и социальной составляющей (обще-
ние, принадлежность к определённой группе, престиж и т.п.). Для их исследования был сформулирован следующий вопрос: «Какие у Вас основные цели и причины посещения фитнес-центра? Можно отметить не более 3-х вариантов» далее прилагался список из 11 позиций ( табл. 2).
Таблица 2
Основные мотивы посещения фитнес-центров тюменцами
Хочу подкорректировать свой вес. 45,4%
Хочу получить привлекательную внешность, спортивную фигуру. 65,7%
Занимаюсь спортом профессионально. 5,6%
Хотелось бы завести новые знакомства. 3,2%
Надеюсь встретить вторую половину. 1,6%
Для общения с друзьями. 3,2%
Забочусь о своем здоровье. 55,8%
Сейчас это модно (большинство моих друзей и знакомых занимается спортом). 1,2%
Тренировки для меня - это способ занять свободное время. 10,0%
Поддерживаю себя в форме. 47,8%
Реабилитация. Пытаюсь восстановиться после болезни (травмы, декретного отпуска и т.д.). 10,4%
Из приведённых данных видно, что ключевые мотивы связанны со здоровьем и внешностью. Логично предположить, что на мотивы посещения клуба оказывают такие характеристики респондентов как пол и возраст. Для того чтобы проверить это мы сравнили ответы в различных половых и возрастных группах. Оказалось, что для мужчин приоритетнее забота о здоровье и поддержание себя в форме, в то время как женщины отдают предпочтение своей внешности. Кроме того мужчины чаще занимаются спортом профессионально.
Более старшие посетители клубов ориентируются на заботу о своём здоровье, а молодёжь чаще желает получить привлекательную внешность и спортивную фигуру.
Этот вывод не является чем-то из ряда вон выходящим, однако, как показывают наши наблюдения, в рекламе фитнес-центров редко можно встретить обещания помочь клиентам поправить здоровье. Т.е. можно сказать, что реклама ориентирована, в первую очередь, на молодую аудиторию, в то время как наиболее платёжеспособная и растущая категория клиентов фитнес-центров остаётся практически без внимания.
В следующем вопросе респондентам предлагалось выбрать, какие из видов занятий они посещают чаще всего. Результаты показывают (табл. 4), что наиболее востребованной формой занятий для респондентов остаётся тренажёрный зал (72,5%). Учитывая, что отвечая
на этот вопрос, респондентам раз- нес-центров совмещают посеще-
решалось выбрать несколько вари- ние тренажёров с другими видами
антов ответов, логично предполо- фитнеса. жить, что многие посетители фит-
Таблица 3
Наиболее часто посещаемые респондентами занятия
Тренажерный зал. 72,5%
Кинезис 1,7%
Интенсивные групповые программы (силовые, кардио тренировки) 38,0%
Мягкий фитнес (йога, пилатес, стрейч и др.). 27,8%
EMS-фитнес. 3,3%
Бассейн 24,5%
Танцы 11,3%
Распределение ответов на данный вопрос в зависимости от пола показывает, что подавляющее большинство мужчин тренируются именно в тренажёрном зале (93,6%). Интересно, что мужчины также чаще посещают бассейн. Среди девушек в большей степени распространены мягкий фитнес и танцевальные программы.
Распределение рассматриваемого вопроса в зависимости от возраста, позволило выявить следующие тенденции:
• с увеличением возраста уменьшается количество людей, занимающихся в тренажёрном зале;
• интенсивные групповые программы в равной мере посещают представители различных возрастных групп;
• танцевальные тренировки чаще предпочитают молодые посетители клубов, а популярность бассейна, наоборот - возрастает в старших возрастных группах.
Проведённое нами исследование позволяет сделать следующие существенные выводы:
Во-первых, в настоящее время фитнес-индустрия переживает не
только количественный рост, но и качественные трансформации. Об этом свидетельствуют особенности выбора способов тренировки представителями различных полов. В нашей стране мужчины традиционно занимаются в тренажёрном зале предпочитая большие динамические нагрузки. Женщины же наоборот - чаще посещают групповые программы, в которых значительная доля времени уделяется статической работе с весом собственного тела. Наше исследование показывает, что такая поведенческая модель постепенно меняется, поскольку гендерные различия в способах тренировки стираются.
Второй вывод вытекает из первого. Несмотря на то, что результаты нашего исследования не позволяют проследить данные в динамике, имеющиеся результаты позволяют констатировать, что подтверждается наблюдаемая тенденция изменения предпочтений посетителей клубов от «фитнеса формы» к «фитнесу состояния». Этот процесс, долгое время протекающий в более развитом европейском и американском фитне-се в последнее время стал наблюдаться и в России [2].
В-третьих, наблюдается постепенное расширение возрастных границ посетителей фитнес-центров, а также повышается доступность фитнеса для категорий населения с невысокими доходами.
Литература
1. Бартенева Н.Е. Поведение потребителей на российском рынке фитнес-услуг: дис. ... канд. социол. наук., Ивановский гос. энергетический университет имени В.И. Ленина, Иваново, 2017 - 189 с.
2. Беставишвили Т.Г. Организационно-экономические факторы становления фитнес-клуба: текст докт. дис. - Санкт-Петербург: Нестор-История / Т.Г. Беставишвили, 2015. - 467 с.
3. Григорьев В.И. Фитнес-культура студентов: теория и практика. учебное пособие для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 032100 - Физическая культура / В. И. Григорьев, Д. Н. Давиденко, С. В. Малинина ; «Санкт-Петербургский гос. ун-т экономики и финансов». Санкт-Петербург, 2010. - 227 с.
4. Здоровый образ жизни стал трендом // Сайт издательского дома «Коммерсантъ» [Электронный ресурс]. URL: https://www. kommersant. ru/doc/35155
5. Здоровый образ жизни: мониторинг. Пресс-выпуск №3611 от 21 Марта 2018 // Сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&ui d=116757
6. Осокина Е.А. Современные фитнес-программы в системе физического воспитания детей старшего школьного возраста // В сборнике: Реализация федеральных государственных образовательных стандартов: опыт, проблемы и пути решения материалы региональной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал. 2016. С. 154-157.
7. Отчёт рабочей группы AAPOR о неслучайных выборках: июнь 2013 / Американская ассоциация исследователей общественного мнения/ Пер. с англ. Д. Рогозина, А. Ипатовой. М. : Общероссийский общественный фонд «Общественное мнение», 2016. - С. 32-35.
8. Сайкина Е.Г., Смирнова Ю.В. Концептуальные основы фитнеса в теории и практике физической культуры // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 2. С. 38.
9. Фарахутдинов Ш.Ф., Шере-гова В.А. Типологическая модель посетителей фитнес-центров // Теория и практика физической культуры. 2018. № 2. С. 39-40.
10. Филиппова С.О. Фитнес, фитнес-технология и фитнес-индустрия // В сборнике: Фитнес в инновационных процессах современной физической культуры сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. 2008. С. 25-32.
Features of health-saving behavior of residents of a large city Mehrishvili L.L. Tkacheva N.A.
Tyumen Industrial University The article considers the features of health-saving behavior of the urban population visiting fitness centers. The relevance of a
141
Fl
sociological study of the consumption of fitness services is justified. It is associated with the increasing role of fitness in modern sociocultural and economic processes. The results of a study of visitors to fitness clubs are presented. In particular, according to the results of a questionnaire survey, the following was revealed: self-assessment of the physical condition of respondents, their plans for further sports, the amount of training load, methods and time spent by visitors to get to the fitness center, main goals and reasons for visiting were revealed fitness clubs. An analysis of the results allowed the authors to highlight the significant trends observed in this area.
Keywords: fitness, health-saving behavior, sociological research.
References
1. Barteneva N.E. Consumer Behavior in the
Russian Fitness Market: Dis. ... cand. soci-ol. sciences., Ivanovo state. energy university named after V.I. Lenin, Ivanovo, 2017 -189 p.
2. Bestavishvili T.G. Organizational and eco-
nomic factors of the formation of a fitness club: text doct. dis. - St. Petersburg: Nestor-History / T.G. Bestavishvili, 2015 .-- 467 p.
3. Grigoriev V.I. Students' fitness culture: theo-
ry and practice. textbook for educational institutions of higher professional education, carrying out educational activities in the direction 032100 - Physical Culture / V.I. Grigoriev, D.N. Davidenko, S.V. Malinina; "St. Petersburg state. University of Economics and Finance. " St. Petersburg, 2010 .-- 227 p.
4. A healthy lifestyle has become a trend //
Website of the Kommersant Publishing House [Electronic resource]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3275155
5. Healthy lifestyle: monitoring. Press release No.
3611 of March 21, 2018 // Website of the All-Russian Center for the Study of Public Opinion (VTsIOM) [Electronic resource]. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=1167 57
6. Osokina EA Modern fitness programs in the
system of physical education of children of high school age // In the collection: Implementation of federal state educational standards: experience, problems and solutions of the materials of the regional scientific and practical conference. FSBEI of HE "Ivanovo State University", Shui branch. 2016.S. 154-157.
7. Report of the AAPOR working group on non-
random samples: June 2013 / American Association of Public Opinion Researchers / Per. from English D. Rogozin, A. Ipatova. M.: All-Russian Public Fund "Public Opinion", 2016. - S. 32-35.
8. Saykina EG, Smirnova Yu.V. Conceptual foundations of fitness in the theory and practice of physical education // Modern problems of science and education. 2019.No 2.P. 38.
9. Farakhutdinov Sh.F., Sheregova V.A. A typological model of visitors to fitness centers // Theory and Practice of Physical Culture. 2018. No. 2. P. 39-40.
10. Filippova S.O. Fitness, fitness technology and the fitness industry // In the collection: Fitness in the innovative processes of modern physical culture, collection of materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen. 2008.S. 25-32.