Научная статья на тему 'ФИТНЕС-КЛУБЫ КАК СРЕДСТВО ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ'

ФИТНЕС-КЛУБЫ КАК СРЕДСТВО ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
282
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИТНЕС-КЛУБ / ВЗРОСЛОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ФИТНЕС-ИНДУСТРИЯ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бикмухаметов Р.К., Бикмуллина А.Р., Нуруллин И.Ф.

Цель - обосновать тенденции, потенциал и перспективы развития фитнес-услуг в России как средства привлечения взрослого населения к занятиям физической культурой.Методы и организация исследования. В качестве методов исследования применялись контент-анализ литературных источников и статистических данных, синтез, обобщение, а также эмпирические методы, такие как опрос и анкетирование.Для достижения целей исследования в январе-марте 2021 года нами был проведен анкетный опрос занимающихся в 5 фитнес-клубах г. Казани. В опросе принимали участие 300 человек от 19 лет до 64 лет. Нами была разработана анкета полузакрытого типа, состоящая из 30 вопросов, направленных на определение возрастной категории занимающихся, частоты посещений фитнес-клубов, причин посещений, удобного времени занятий, условий удовлетворенности. Кроме того, в этот же период был проведен опрос (интервью) 300 человек в возрасте от 19 до 64 лет, не занимающихся физической культурой. Нами была разработана анкета полузакрытого типа, состоящая из 22 вопросов. Определялись: возраст; причины, препятствующие занятиям физической культурой; факторы, способные побудить к занятиям. Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью программы SPSS 20. Результаты исследования и их обсуждение. В России, как и за рубежом, тенденция интенсивного развития фитнес-индустрии существенно снизилась (отток клиентов, закрытие небольших фитнес-клубов, уменьшение выручки).Потенциал фитнес-центров обусловлен возможностью удовлетворять потребность в двигательной активности за счет разнообразия предлагаемых клиенту средств и свободы их выбора, условий лояльности. Причины отказа от фитнес-услуг: отсутствие времени, удаленность фитнес-центров, высокая стоимость услуги, состояние здоровья.Перспективы привлечения взрослого населения к занятиям в фитнес-центрах возможны на основе увеличения количества фитнес-клубов, снижения цены абонементов, развития корпоративного спорта, социального налогового вычета.Заключение. Тенденция поступательного развития фитнес-индустрии испытала сильное негативное воздействие пандемии как за рубежом, так и в Российской Федерации.Фитнес-центры в России - это прибыльная сфера, где трудоспособное население является основным потребителем фитнес-услуг.Выявлен основной возрастной контингент занимающихся (трудоспособное население); оценен потенциал фитнес-центров как средства привлечения взрослого населения к занятиям физической культурой и перспективы их развития. Пришли к выводу, что фитнес-индустрия - социально ориентированная отрасль по оказанию физкультурно-оздоровительных услуг населению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FITNESS CLUBS AS A MEANS OF ATTRACTING THE ADULT POPULATION TO PHYSICAL EDUCATION

The purpose of the research is to substantiate trends, potential and prospects for the development of fitness services in Russia as a means of attracting the adult population to physical education.Methods and organization of the research. The research methods used were content analysis of literary sources and statistical data, synthesis, generalization, as well as survey. To achieve the goals of the study, from January to March 2021, we conducted a questionnaire survey of people, who engaged in 5 fitness clubs in Kazan. 300 people from 19 to 64 years old took part in the survey. We have developed a questionnaire consisting of 30 questions aimed at determining the age of respondents, the frequency of visits to fitness clubs, the reasons for visits, convenient time of classes, satisfaction conditions.In addition, during the same period, a survey of 300 people aged from 19 to 64 who are not engaged in physical culture was conducted. We have developed a questionnaire consisting of 22 questions. The following factors were determined: age; reasons that prevent physical education classes; factors that can encourage people to exercise.Statistical processing of the obtained data was carried out using the SPSS 20 program.Results and discussion. In Russia, as well as abroad, the trend of intensive development of the fitness industry has significantly decreased (reducing the number of customers, closure of small fitness clubs, decrease in revenue). The potential of fitness centers is due to the ability to satisfy the need for physical activity through the variety of means offered to the client and terms of loyalty.Reasons for refusing fitness services: lack of time, far-reaching locations of fitness centers, high cost of services, health condition.The prospects of attracting the adult population to classes in fitness centers are possible due to an increase in the number of fitness clubs, a reduction in the price of exercise passes, the development of corporate sports, social tax deduction.Conclusion. The trend of progressive development of the fitness industry has experienced a strong negative impact of the pandemic both abroad and in the Russian Federation.Fitness centers in Russia are a profitable area where the working age population is the main consumer of fitness services.The main age contingent of people (the working age population) was identified; the potential of fitness centers as a means of attracting the adult population to physical education and the prospects for their development were assessed. We came to the conclusion that the fitness industry is a socially oriented industry for providing physical culture and wellness services to the population.

Текст научной работы на тему «ФИТНЕС-КЛУБЫ КАК СРЕДСТВО ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ»

УДК 796.011.3 DOI: 10.36028/2308-8826-2021-9-4-61-98

ФИТНЕС-КЛУБЫ КАК СРЕДСТВО ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Р.К. Бикмухаметов1, А.Р. Бикмуллина2, И.Ф. Нуруллин2

1 Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань, Россия

2 Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия

Аннотация

Цель - обосновать тенденции, потенциал и перспективы развития фитнес-услуг в России как средства привлечения взрослого населения к занятиям физической культурой.

Методы и организация исследования. В качестве методов исследования применялись контент-анализ литературных источников и статистических данных, синтез, обобщение, а также эмпирические методы, такие как опрос и анкетирование.

Для достижения целей исследования в январе-марте 2021 года нами был проведен анкетный опрос занимающихся в 5 фитнес-клубах г. Казани. В опросе принимали участие 300 человек от 19 лет до 64 лет. Нами была разработана анкета полузакрытого типа, состоящая из 30 вопросов, направленных на определение возрастной категории занимающихся, частоты посещений фитнес-клубов, причин посещений, удобного времени занятий, условий удовлетворенности.

Кроме того, в этот же период был проведен опрос (интервью) 300 человек в возрасте от 19 до 64 лет, не занимающихся физической культурой. Нами была разработана анкета полузакрытого типа, состоящая из 22 вопросов. Определялись: возраст; причины, препятствующие занятиям физической культурой; факторы, способные побудить к занятиям.

Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью программы SPSS 20. Результаты исследования и их обсуждение. В России, как и за рубежом, тенденция интенсивного развития фитнес-индустрии существенно снизилась (отток клиентов, закрытие небольших фитнес-клубов, уменьшение выручки).

Потенциал фитнес-центров обусловлен возможностью удовлетворять потребность в двигательной активности за счет разнообразия предлагаемых клиенту средств и свободы их выбора, условий лояльности. Причины отказа от фитнес-услуг: отсутствие времени, удаленность фитнес-центров, высокая стоимость услуги, состояние здоровья.

Перспективы привлечения взрослого населения к занятиям в фитнес-центрах возможны на основе увеличения количества фитнес-клубов, снижения цены абонементов, развития корпоративного спорта, социального налогового вычета.

Заключение. Тенденция поступательного развития фитнес-индустрии испытала сильное негативное воздействие пандемии как за рубежом, так и в Российской Федерации.

Фитнес-центры в России - это прибыльная сфера, где трудоспособное население является основным потребителем фитнес-услуг.

Выявлен основной возрастной контингент занимающихся (трудоспособное население); оценен потенциал фитнес-центров как средства привлечения взрослого населения к занятиям физической культурой и перспективы их развития. Пришли к выводу, что фитнес-индустрия - социально ориентированная отрасль по оказанию физкультурно-оздоровительных услуг населению. Ключевые слова: физическая культура, фитнес-клуб, взрослое население, фитнес-индустрия, двигательная активность.

FITNESS CLUBS AS A MEANS OF ATTRACTING THE ADULT POPULATION TO PHYSICAL EDUCATION

R.K. Bikmukhametov1, e-mail: rkb6045@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5916-4622 A.R. Bikmullina2, e-mail: rad1612@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-6964-0266 I.F. Nurullin2, e-mail: ilshat878@mail.ru, ORCID: 0000-0002-2386-9273

1 Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan, Russia

2 Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russiasia

Abstract

The purpose of the research is to substantiate trends, potential and prospects for the development of fitness services in Russia as a means of attracting the adult population to physical education. Methods and organization of the research. The research methods used were content analysis of literary sources and statistical data, synthesis, generalization, as well as survey. To achieve the goals of the study, from January to March 2021, we conducted a questionnaire survey of people, who engaged in 5 fitness clubs in Kazan. 300 people from 19 to 64 years old took part in the survey. We have developed a questionnaire consisting of 30 questions aimed at determining the age of respondents, the frequency of visits to fitness clubs, the reasons for visits, convenient time of classes, satisfaction conditions. In addition, during the same period, a survey of 300 people aged from 19 to 64 who are not engaged in physical culture was conducted. We have developed a questionnaire consisting of 22 questions. The following factors were determined: age; reasons that prevent physical education classes; factors that can encourage people to exercise.

Statistical processing of the obtained data was carried out using the SPSS 20 program. Results and discussion. In Russia, as well as abroad, the trend of intensive development of the fitness industry has significantly decreased (reducing the number of customers, closure of small fitness clubs, decrease in revenue). The potential of fitness centers is due to the ability to satisfy the need for physical activity through the variety of means offered to the client and terms of loyalty.

Reasons for refusing fitness services: lack of time, far-reaching locations of fitness centers, high cost of services, health condition.

The prospects of attracting the adult population to classes in fitness centers are possible due to an increase in the number of fitness clubs, a reduction in the price of exercise passes, the development of corporate sports, social tax deduction.

Conclusion. The trend of progressive development of the fitness industry has experienced a strong negative impact of the pandemic both abroad and in the Russian Federation.

Fitness centers in Russia are a profitable area where the working age population is the main consumer of fitness services.

The main age contingent of people (the working age population) was identified; the potential of fitness centers as a means of attracting the adult population to physical education and the prospects for their development were assessed. We came to the conclusion that the fitness industry is a socially oriented industry for providing physical culture and wellness services to the population.

Keywords: physical education, fitness club, adult population, fitness industry, physical activity.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время государство уделяет пристальное внимание укреплению здоровья населения, используя в этих целях потенциал физической культуры и спорта. Федеральным проектом «Спорт — норма жизни» национального проекта «Демография» предусматривается увеличение к 2030 году доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, до 70% по России, а по Республике Татарстан (далее РТ) - до 75%.

Важным при этом становится приобщение разных категорий населения страны к активным занятиям физическими упражнениями и двигательной деятельностью [1]. По данным Минспорта Республики Татарстан за 2020 год, доля населения в возрасте 3-79 лет, систематически занимающегося физической культурой и спортом, составляет 51,3%

[4]. Считается, что большую часть этого показателя составляют школьники и студенты, вовлеченные в систематические занятия физической культурой в учебных заведениях. При этом взрослое население зачастую остается вне процесса систематических занятий физической культурой.

Одним из наиболее популярных и приемлемых средств удовлетворения двигательных потребностей для трудоспособного населения становятся занятия в фитнес-клубах, что, соответственно, вызывает и научный интерес.

Исследованием структуры и содержания сферы фитнес-услуг, нормативно-правовой основы деятельности фитнес-центров и анализом рынка фитнес-услуг в России занимались такие авторы, как М.В. Ефремова, О.В. Чкалова, И.П. Шлее [2, 9]. Социальная значимость фитнеса, экономические

аспекты развития фитнес-центров, вопросы управления спортивными организациями и фитнес-клубами отражены в работах И.А. Сковороды, С.И. Смирнова, B. Bernabé, A. Campos-Izquierdo, M.D. González.; M. Peris-Ortiz [6, 7, 1О, 16]. Вопросы качества оказания фитнес-услуг, удобства обслуживания, менеджмента, маркетинга фитнес-центров и мотивации к занятиям населения фитнесом представлены в работах зарубежных авторов J. García-Fernández, P. Gálvez-Ruiz, J. Fernández-Gavira, L. Vélez-Colon, E. MacIntosh, B. Law, [11, 12, 13, 15]. Barros и Gonçalves определяют фитнес-цен-тры как организации, оказывающие услуги по спортивной деятельности, задача которых заключается в удовлетворении интересов общества в занятиях физической культурой и общении на основе участия населения в спортивных мероприятиях [16, с. 58]. По данным Международной Фитнес Ассоциации IHRSA (International Health, Racquet & Sportsclub Association), объем фитнес-индустрии в США за 2О19 год в денежном выражении составил $35 млрд, за 2О19 год фитнес-клубы предоставили свои услуги 64,2 млн клиентов [16] (для сравнения, в Европе — 52 млн) [18]. В 2О2О году доходы отрасли значительно снизились. После 1О лет последовательного роста выручки фитнес-индустрия США потеряла 2О,2 млрд долларов дохода по сравнению с 2О19 годом и 29,2 млрд долларов с марта 2О2О года по июнь 2О21 года. В Европе речь идет о рынке объемом $32,1 млрд. В 2О21 году общее количество оздоровительных клубов США составило 32 269 [14].

Таким образом, за рубежом (в США и Европе) тенденция 1О-летнего развития фитнес-индустрии в условиях пандемии не только прекратилась, но и существенно снизилась по всем показателям (количество клубов, занимающихся (клиентов), денежный доход). В нашей стране до пандемии, согласно данным Национального фитнес-сообщества, отрасль была на подъеме (хотя вклад России оценивается не более чем в 2-3% от общемирового объема): на конец 2О19 года суммарный объем отечественного рынка спор-

тивно-оздоровительных услуг оценивался в 167 млрд рублей, включая рынок спортивного оборудования и питания. На Москву и Санкт-Петербург приходилось около 60% рынка. Налоговые отчисления выросли за 2019 год до 43,64 млрд рублей [5]. Количество клиентов, посещающих фитнес-цен-тры, в 2019 году оценивалось в 4,26 млн чел. В 2020 году в России работали 13 000 фитнес-объектов, в том числе 3500 крупных мультифункциональных клубов; индустрия обеспечивала работой 768 000 сотрудников. При этом фитнес-индустрия преимущественно развивается за счет крупных городов, что свидетельствует о ее географической диверсификации. В среднем в городах-милли-онниках на сто тысяч населения приходится 14 спортзалов. Средняя стоимость одного посещения по Российской Федерации составляет около 150 рублей. Пандемия вируса COVID-19 в значительной степени затронула фитнес-индустрию и в России. Несмотря на изначально позитивные прогнозы и тот факт, что отрасль фитнес-услуг в 2019 году была одной из немногих бизнес-сфер, где наблюдался рост, в результате пандемии данная индустрия столкнулась с рядом проблем. По оценкам Ассоциации операторов фитнес-индустрии (АОФИ), российская фит-нес-отрасль по итогам 2020 г. потеряла 25% игроков и около 40% валовой выручки. Доходы фитнес-клубов в I квартале 2021 года были на 10% ниже по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Посещаемость фитнес-клубов за 24 месяца с августа 2019 года снизилась на 17,1%.

Пандемия обрушила рынок в марте, когда многие фитнес-клубы (преимущественно небольшие игроки рынка) были вынуждены закрыться. Локдаун продлился от трех до пяти месяцев в зависимости от региона. За этот период российский рынок потерял около 50 млрд руб. Во время пандемии произошел отток клиентов на онлайн-платформы (3-4% рынка), а в летний период — на открытые площадки.

По данным Национального фитнес-сообще-ства (НФС), в период с августа по декабрь

2020 года спад продаж составил от 30 до 40%. К концу года данный показатель достиг 28,1%. Аналитики онлайн-сервиса 2ГИС подсчитали, что в российских городах-мил-лионниках количество фитнес-центров к декабрю 2019 года снизилось на 200 объектов (до 9,75 тыс. клубов). Для сравнения, в 2019 году только за период январь-декабрь в России открылось 573 новых объекта. Наибольшее сокращение количества заведений в прошлом году зафиксировано в Москве (69) и Санкт-Петербурге (31) [3]. Таким образом, в России, как и за рубежом, в последние годы тенденция интенсивного развития фитнес-индустрии существенно снизилась (отток клиентов, закрытие небольших фитнес-клубов, уменьшение выручки). Пандемия оказала негативное влияние на состояние здоровья населения непосредственно и опосредованно: через отрасль, потенциально связанную с укреплением его здоровья. Это актуализирует тему нашего исследования и определяет поиск экспериментальной работы: каков потенциал и перспективы развития фитнес-услуг в России, субъективное отношение населения к ней как средству привлечения к занятиям физической культурой в условиях существующей реальности.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве методов исследования применялись контент-анализ литературных источников и статистических данных, синтез, обобщение, а также эмпирические методы, такие как опрос и анкетирование. Для достижения целей исследования в январе-марте 2021 года нами был проведен анкетный опрос занимающихся в 5 фитнес-клубах г. Казани. В опросе принимали участие 300 человек от 19 лет до 64 лет. Нами была разработана анкета полузакрытого типа, состоящая из 30 вопросов, направленных на определение возрастной категории занимающихся, частоты посещений фитнес-клубов, причин посещений, удобного времени занятий. Кроме того, в этот же период был проведен опрос (интервью) 300 человек в возрасте от

19 до 64 лет, не занимающихся физической культурой. Нами была разработана анкета полузакрытого типа, состоящая из 22 вопросов. Определялись: возраст; причины, препятствующие занятиям физической культурой; факторы, способные побудить к занятиям.

Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью программы SPSS 20.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В настоящее время возрастает необходимость уделять внимание механизмам управления процессом развития фитнес-инду-стрии и, соответственно, мотивацией каждой категории занимающихся. Особенно актуально это в период пандемии для старшей возрастной категории.

В 2020 году Национальным фитнес-сообще-ством совместно с Минспорта РФ в рамках достижения целевых показателей, установленных федеральным проектом «Спорт — норма жизни», был реализован проект «Физкультуру — в массы!», целью которого являлось повышение доступности фитнес-услуг для россиян среднего и старшего возраста. Данный проект позволил привлечь к систематическим занятиям в 2020 году более 79 тыс. россиян, ранее не занимавшихся спортом, а число участвующих клубов составило 364. До пандемии фитнесом в РФ занималось 7 млн человек — около 4,8% населения страны. В ходе реализации проекта было проведено 190 мастер-классов на открытых площадках городов России: в парках, на стадионах и центральных площадях — с персональным тестированием и консультациями населения по ведению здорового образа жизни. 90% участников проекта решили продолжить систематически заниматься физической культурой. Среди них люди старшего и среднего возраста. Таким образом, фитнес — социально ориентированная отрасль, где многие операторы формируют отдельные группы для людей старшего возраста и создают максимально доступные ценовые условия [8]. Мы проанализировали возрастной контингент посетителей фитнес-клубов: 76,6% —

трудоспособное население в возрасте 19-64 лет (25-34 года - 29,2%, 35-44 года - 25,8%, 45-54 года - 14,6%, 55-64 года - 7%), при этом 13% приходится на молодежь в возрасте 19-24 лет.

Значительный поток посетителей наблюдается в основном во второй половине дня (т.н. прайм-тайм, который длится c 18.00 до 23.00). Это можно объяснить тем, что 87% клиентов находятся на работе или учебе до 17.00-18.00 часов. Тем не менее есть категории занимающихся, которые приходят в фитнес-центры в первой половине дня - лица со свободным рабочим графиком и пенсионеры. Значительная часть фитнес-центров в будние дни открывается около 7:00, что позволяет некоторым клиентам, работающим по full-time, успевать проявить физическую активность утром.

Расписание групповых программ часто составляется с учетом неравномерного распределения потока посетителей. Так, групповые занятия по боевым видам искусства и интенсивные силовые тренировки с большей долей вероятности проходят после 18:00, а щадящие (пилатес, некоторые виды йоги) могут проводиться в более раннее время. В рамках проведенного нами опроса респондентам предлагалось ответить на несколько вопросов: как часто они посещают фитнес-клубы, по какой причине они это делают, в какое время суток им удобнее заниматься

спортом. Выборка составила 300 человек. Левая диаграмма отражает процентное соотношение числа людей, посещающих фит-нес-клубы, с указанием причин пользования данной услугой (рисунок 1). Соответственно, на правой диаграмме представлены причины непосещения респондентами (300 человек) фитнес-клубов (рисунок 2). Из нашего исследования следует, что большинство людей в настоящее время посещают фитнес-центры для поддержания здоровья. В основном это лица от 19 до 64 лет, занимающиеся спортом в среднем 2-3 раза в неделю по 60 минут.

Клиенты фитнес-центров отметили, что занятия удовлетворяют потребность в двигательной активности. Преимуществами являются: выбор времени, программ (от простых — для начинающих, до сложных), форм занятий, материально-техническая база, эмоциональный фактор, профессионализм инструкторов. Перспективным, по их мнению, в настоящее время становится соблюдение условий лояльности для посетителей (скидки, рассрочка оплаты, «заморозка» абонемента и т.п.). Среди не занимающихся спортом преобладает взрослое население, у которого недостаточно свободного времени для данного вида деятельности. Также респонденты отметили, что финансовое положение не позволяет им посещать фитнес-клубы. Они согласны заниматься спортом, если абонемент

Рисунок 1 - Причины посещения фитнес-клубов Figure 1 - Reasons for attending fitness clubs

Рисунок 2 - Причины непосещения фитнес-клубов Figure 2 - Reasons for not attending fitness clubs

будет стоить от 500 до 1500 рублей в месяц без учета издержек на транспорт. Наши данные согласуются с выводами исследований Национального фитнес-сооб-щества: около 7% людей в возрасте 60-70 лет до пандемии посещали фитнес-клубы два раза в неделю, при этом 64% людей в возрасте старше 60 лет хотят заниматься физической культурой на регулярной основе, но не имеют возможности из-за отсутствия рядом спортивно-оздоровительного объекта, возможности оплачивать занятия, а также существенных проблем со здоровьем. Результаты исследований позволяют говорить о наличии системной проблемы, которая в условиях пандемии еще более обострилась: с одной стороны — отсутствие свободного времени и снижение покупательской способности населения, а для представителей фитнес-бизнеса — оптимизация расходов, переговоры с арендодателями о наиболее приемлемых условиях, с другой — достижение национальных показателей невозможно без осознанной потребности взрослого населения в регулярных занятиях физической культурой. Разрешение данного противоречия возможно при государственной и корпоративной поддержке. В первом случае для населения предусмотрен социальный налоговый вычет, подтверждающий расходы на физкультурно-оздоровительные услуги. Во втором — развитие корпоративного спорта, которое становится одним из приоритетных направлений деятельности по вовлечению взрослого населения в систематические занятия физической культурой и спортом. Такая форма сотрудничества подразумевает оплату работодателем полной или частичной стоимости занятий в фитнес-клубе сотрудникам организации. Организация получает комплекс корпоративных услуг по различным видам физкультурно-оздоровительной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тенденция десятилетнего последовательного поступательного развития фитнес-ин-дустрии испытала сильное негативное воздействие пандемии вируса COVID-19 как за рубежом, так и в Российской Федерации.

Рынок спортивных услуг в России завершает стадию развития. Фитнес-центры — это прибыльная сфера в частном секторе, где основной источник прибыли — это посетители, так как именно от их количества зависит величина денежных поступлений организации. Основным потребителем фитнес-услуг в настоящее время является взрослое трудоспособное население.

Проведенное исследование позволило определить потенциал фитнес-центров в привлечении взрослого населения к занятиям физической культурой и спортом: фитнес-центры удовлетворяют потребность взрослого населения в двигательной активности за счет разнообразия средств и свободы их выбора клиентами: выбора времени, программ (от простых — для начинающих, до сложных), форм занятий, материально-технической базы, эмоционального фактора, профессионализма инструкторов, условий лояльности для посетителей (скидки, рассрочка оплаты, «заморозка» абонемента и т.п.). Выявлены причины отказа взрослого трудоспособного населения от фитнес-услуг: отсутствие времени, удаленность фитнес-центров, высокая (по мнению респондентов) стоимость услуги, состояние здоровья. Проведенное исследование позволило определить перспективы привлечения взрослого населения к занятиям в фитнес-центрах: увеличение количества фитнес-клубов (позволит посетителям экономить время на передвижение), снижение цены на абонементы, развитие корпоративного спорта (оплата работодателем полной или частичной стоимости занятий в фитнес-клубе сотрудникам организации), социальный налоговый вычет, подтверждающий расходы на физкультурно-оздоровительные услуги. В результате проведенного исследования пришли к выводу, что фитнес-индустрия — социально ориентированная отрасль по оказанию физкультурно-оздоровительных услуг населению, а развитие фитнес-клубов может решить проблему вовлечения взрослого населения в систематические занятия физической культурой и спортом, укрепления их здоровья, повышения трудового долголетия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бикмухаметов, Р. К. Механизмы привлечения моло-

дежи к занятиям физической культурой и спортом в Республике Татарстан / Р. К. Бикмухаметов, А. Р. Бикмуллина, О. Р. Бикмуллина, Н. Б. Сергеева // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2020, Вып. 10. - С. 3-16.

2. Ефремова, М. В. Анализ российского рынка фитнес-

услуг / М. В. Ефремова, О. В. Чкалова, Т. К. Бошман // Экономический анализ: теория и практика. - 2015.

- № 21 (420). - С. 25-37.

3.Индустрия российского фитнеса сегодня. URL: https://corp.wtcmoscow.ru/services/international-partnership/analitycs/industriya-rossiyskogo-fitnesa-segodnya/ (дата обращения 27.10.2021)

4. Материалы коллегии Минспорта РТ «Основные итоги развития физической культуры и спорта в Республике Татарстан в 2020 году» URL: https:// minsport.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2655147.pdf (дата обращения: 27.10.2021).

5. Романова, Т. «Разрушительное цунами»: 2020 год стал худшим за всю историю российской индустрии фитнеса. URL: https://www.forbes.ru/ biznes/417589-razrushitelnoe-cunami-2020-god-stal-hudshim-za-vsyu-istoriyu-rossiyskoy-industrii (дата обращения 27.10.2021)

6. Сковорода, И. А. Повышение эффективности работы фитнес-клуба / И. А. Сковорода. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2018.

- № 8 (194). - С. 71-76. - URL: https://moluch.ru/ archive/194/48510/ (дата обращения: 23.11.2021)

7. Смирнов, С. И. Организационно-педагогические факторы управления сферой фитнес-услуг : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / С. И. Смирнов, Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. URL: https://www.dissercat. com/content/organizatsionno-pedagogicheskie-faktory-upravleniya-sferoi-fitnes-uslug (дата обращения 26.11.2021).

8. Фитнес-сообщество РФ вовлекло в занятия спортом более 79 тыс. россиян в 2020 году. URL: https://

nationalfitness.ru/sport-landing/?single_id=23635 (дата обращения 27.10.2021)

9. Шлее, И. П. Вопросы совершенствования деятельно-

сти фитнес-центров / И. П. Шлее // Наука и спорт: современные тенденции. - 2021. - Т. 9, № 2. - С. 146-153. DOI: 10.36028/2308-8826-2021-9-2-146153

10. Bernabé, B., Campos-Izquierdo, A., & González, M. D. (2016). Job satisfaction of sport and physical activity instructors in Spain according to gender and age. South African Journal for Research in Sport, Physical Education and Recreation, 38(1), 1-12.

11. García-Fernández, J., Gálvez-Ruiz, P., Fernández-Ga-vira, J., Vélez-Colon, L., Pitts, B. G., & Bernal- García, A. (2017). The effects of service convenience and perceived quality on perceived value, satisfaction and loyalty in low-cost fitness centers. Sport Management Review. http://dx.doi.org/10.1016/j. smr.2017.07.003.

12. García-Fernández, J., Bernal-García, A., Fernández-Gavira, J., & Vélez-Colón, L. (2014). Analysis of existing literature on management and marketing of the fitness centre industry. South African Journal for Research in Sport, Physical Education and Recreation, 36(3), 75-91.

13. García-Fernández, J., Gálvez-Ruiz, P., Fernández-Gavira, J., & Vélez-Colon. (2016). A loyalty model according to membership longevity of low-cost fitness center: Quality, value, satisfaction, and behavioral intention. Journal of Sport Psychology, 25(3), 107-110.

14. International Health, Racquet & Sportsclub Association. The 2021 IHRSA media report: Part 2. URL: https://hub.ihrsa.org/en/2021-ihrsa-media-report-fall21 (дата обращения: 23.11.2021).

15. Macintosh, E., & Law, B. (2015). Should I stay or should I go? Exploring the decisión to join, maintain, or cancel a fitness membership. Managing Sport and Leisure, 20(3), 191-210.

16. Peris-Ortiz M., et al. (eds.), Sports Management as an Emerging Economic Activity, DOI 10.1007/978-3319-63907-9

REFERENCES

1. Bikmukhametov, R. K. Mechanisms of attracting young people to physical culture and sports in the Republic of Tatarstan / R. K. Bikmukhametov, A. R. Bikmullina, O. R. Bikmullina, N. B. Sergeeva // News of TulSU. Physical Culture. Sport. 2020, Issue 10. -pp. 3-16.

2. Efremova, M. V. Analysis of the Russian market of fit-

ness services / M. V. Efremova, O. V. Chkalova, T. K. Boshman // Economic analysis: theory and practice. - 2015. - № 21 (420). - pp. 25-37.

3. The Russian fitness industry today. URL: https://corp.

wtcmoscow.ru/services/international-partnership/ analitycs/industriya-rossiyskogo-fitnesa-segodnya / (accessed 27.10.2021)

4. Materials of the Collegium of the Ministry of Sport of

the Republic of Tatarstan "The main results of the development of physical culture and sports in the Republic of Tatarstan in 2020" URL: https://mins-port.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2655147.pdf (accessed: 10.27.2021).

5. Romanova, T. "Destructive tsunami": 2020 was the worst year in the history of the Russian fitness industry. URL: https://www.forbes.ru/biznes/417589-razrushitelnoe-cunami-2020-god-stal-hudshim-za-vsyu-istoriyu-rossiyskoy-industrii (accessed 27.10.2021)

6. Skovoroda, I. A. Improving the efficiency of the fit-

ness club / I. A. Skovoroda. - Text: direct // Young scientist. - 2018. - № 8 (194). - pp. 71-76. - URL: https://moluch.ru/archive/194/48510 / (accessed: 11.23.2021)

7. Smirnov, S. I. Organizational and pedagogical factors

of managing the sphere of fitness services: abstract of dissertation ... Candidate of Pedagogical Sciences : 13.00.04 / S. I. Smirnov, disserCat Scientific Library of dissertations and abstracts. URL: https://www. dissercat.com/content/organizatsionno-pedagog-icheskie-faktory-upravleniya-sferoi-fitnes-uslug (accessed 26.11.2021).

8. The fitness community of the Russian Federation in-

volved more than 79 thousand Russians in sports

in 2020. URL: https://nationalfitness.ru/sport-landing/?single_id=23635 (accessed 27.10.2021)

9. Schlee I. P. Issues of improvement of fitness centers ac-

tivities. Science and sport: current trends, 2021, vol. 9, no.2, pp. 146-153 (in Russ.) DOI: 10.36028/23088826- 2021-9-2-146-153

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Bernabé, B., Campos-Izquierdo, A., & González, M. D. (2016). Job satisfaction of sport and physical activity instructors in Spain according to gender and age. South African Journal for Research in Sport, Physical Education and Recreation, 38(1), 1-12.

11. García-Fernández, J., Gálvez-Ruiz, P., Fernández-Ga-vira, J., Vélez-Colon, L., Pitts, B. G., & Bernal- García, A. (2017). The effects of service convenience and perceived quality on perceived value, satisfaction and loyalty in low-cost fitness centers. Sport Management Review. http://dx.doi.org/10.1016/j. smr.2017.07.003.

12. García-Fernández, J., Bernal-García, A., Fernández-Gavira, J., & Vélez-Colón, L. (2014). Analysis of ex-

isting literature on management and marketing of the fitness centre industry. South African Journal for Research in Sport, Physical Education and Recreation, 36(3), 75-91.

13. García-Fernández, J., Gálvez-Ruiz, P., Fernández-Gavira, J., & Vélez-Colon. (2016). A loyalty model according to membership longevity of low-cost fitness center: Quality, value, satisfaction, and behavioral intention. Journal of Sport Psychology, 25(3), 107-110.

14. International Health, Racquet & Sportsclub Association. The 2021 IHRSA media report: Part 2. URL: https://hub.ihrsa.org/en/2021-ihrsa-media-report-fall21 (дата обращения: 23.11.2021).

15. Macintosh, E., & Law, B. (2015). Should I stay or should I go? Exploring the decisión to join, maintain, or cancel a fitness membership. Managing Sport and Leisure, 20(3), 191-210.

16. Peris-Ortiz M., et al. (eds.), Sports Management as an Emerging Economic Activity, DOI 10.1007/978-3319-63907-9

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Бикмухаметов Роберт Кабирович (Bikmukhametov Robert Kabirovich) - доктор педагогических наук, доцент, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 420010, г. Казань, ул. Деревня Универсиады, 35, e-mail: rkb6045@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5916-4622.

Бикмуллина Аделя Рашитовна (Bikmullina Adelya Rashitovna) - старший преподаватель, Казанский (Приволжский) федеральный университет, 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18, e-mail: rad1612@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-6964-0266.

Нуруллин Ильшат Фаридович (Nurullin Ilshat Faridovich) - старший преподаватель, Казанский (Приволжский) федеральный университет; 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18, e-mail: ilshat878@mail.ru, ORCID: 00000002-2386-9273.

Поступила в редакцию 10 ноября 2021 г. Принята к публикации 30 ноября 2021 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Бикмухаметов, Р.К., Бикмуллина, А.Р., Нуруллин, И.Ф. Фитнес-клубы как средство привлечения взрослого населения к занятиям физической культурой / Р.К. Бикмухаметов, А.Р. Бикмуллина, И.Ф. Нуруллин // Наука и спорт: современные тенденции. - 2021. - Т. 9, № 4. -С. 91-98. DOI: 10.36028/2308-8826-2021-9-4-91-98

FOR CITATION

Bikmukhametov R.K., Bikmullina A.R., Nurullin I.F. Fitness clubs as a means of attracting the adult population to physical education, 2021, vol. 9, no.4, pp. 91-98 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-8826-2021-9-4-91-98

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.